Преподобный серафим саровский и его историческая эпоха. В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом

Портрет Серафима Саровского у старушки.

В восьмидесятые годы я был хорошо знаком с ""Маросейскими"" старушками из общины о.Сергия Мечева. Поскольку в храме Николы в клениках распологался ЦК комсомола, то старушки перебрались в храм Ильи Обыденного на Остоженке. После литургии они обычно собирались на квартире Марии Владимировны Дриневич, жившей напротив храма, пили чай, делились церковными новостями, обсуждали семейные проблемы, предавались чтению житий святых или проповедей посвященнным наступившему церковному празднику. Как я уже упоминал это были еженедельные воскресные соборы на квартире святых старушек и старичков. Среди них была старушка, дочь профессора Прянишникова, памятник которому стоит рядом с Тимирязевской академией Зоя Дмитриевна Прянишникова. Когда я посетил ее на квартире, то увидел большой портрет Серафима Саровского, висящий на стене ее комнатки, (большие комнаты занимали дети и внуки.) Зоя Дмитриевна уверяла меня, что это прижизненный портрет преподобного, я не поверил. Зоя Дмитриевна обращала моё внимание на переписанную руку преподобного, которой он держал четки. Портрет был решен в черно-коричневых тонах, и на этом фоне лик на портрете светился перламутровым сиянием. Зоя Дмитриевна обь"ясняла, что если бы это была копия с другой картины, художник бы не изменял положение руки, а скопировал как есть. Я все равно не верил, но лик светился.
А как к Вам попал этот портрет? -спросил я?
Зоя Дмитриевна рассказала, что ее подруга ещё в довоенные годы в Москве, идя на работу в какое-то ""бумажное"" управление проходила антикварный магазин, и время от времени заходила в него. В этом магазине она и увидела портрет Серафима Саровского, выставленный как портрет неизвестного монаха кисти Репина.Под портретом была поставлена цена - две тысячи рублей. Таких денег у женщины не было, купить портрет она не могла, но каждый день заходила в магазин чтобы полюбоваться на него, и мысленно помолиться.
Через месяц цену портрета снизили до тысячи рублей. Женщина загорелась. У них с мужем была тысяча рублей на переезд в Ленинград, но она решила, что ни в какой Ленинград они не едут, а покупают портрет Серафима Саровского. Муж согласился с таким решением жены. Они приобрели портрет, женщина была счастлива. Преподобный был теперь у них дома.
А где-то через месяц в газетах были опубликованны результаты розыгрыша облигаций государственного займа. Женщина не обращала на газету внимания, поскольку приобретение облигаций было делом обязательным, а шансов на выигрышь никаких. Но зато этим озаботился ее начальник отдела. Сам он ничего не выиграл, но предложил женщине проверить ее облигацию.
- Пожалуйста, - ответила она, - но я знаю, что я все равно ничего не выиграю.
- А вот и выиграли! - ответил начальник, проверив таблицу, - и выиграли вы пятьсот рублей!
Женщина ахнула.
- А поскольку у вас ""двойная"" облигация, - продолжал начальник, - то выиграли вы не пятьсот рублей, а тысячу.
Женщина обомлела. Серафим Саровский вернул ей деньги за ""спасенный"" портрет.
На эту тысячу они переехали в Ленинград, но по какой-то причине подруга Зои Дмитриевны не смогла взять портрет с собою, и попросила ее временно подержать портрет у себя. Завещав в случае ее смерти передать портрет ее знакомому священнику. Священник был арестован. А в 1941 началась война, блокада Ленинграда.
Портрет Серафима Саровского так и висел в квартире Зои Дмитриевны.
После войны священника освободили из лагерей. Он устроился на работу лесным егерем или сторожем. Зоя Дмитриевна передала ему портрет. Но священника почти до смерти избили в лесу, опасаясь за судьбу портрета, он вернул его обратно Зое Дмитриевне.
А через несколько лет в Москву приехала сама хозяйка портрета. Когда Зоя Васильевна рассказала ей историю картины, она сказала - Этот портрет как-то прижился у Вас, пусть он у Вас и висит.
Зоя Дмитриевна была счастлива. К ним в квартиру приходили групками люди, знакомые и друзья специально помолиться на прижизненный портрет Преподобного. Портрет Зоя Дмитриевна завещала священнику о.Александру Куликову. В то время и в голову не могло придти, что о.Александр станет настоятелем храма свт. Николая на Маросейке.
Пока Зоя Дмитриевна рассказывала всю эту историю, из портрета в сердце меня все время толкала невидимая рука. Моё сердце отверзлось, отверзласть вечность и в самом портрете.
""Все, верю! - сказал я, и поделился с Зоей Дмитриевной своим переживанием.
Мы прочитали акафист Преподобному.
Странное видение ожидало меня, когда я вышел на улицу. Грехи людей как некая духовная порода, пластами поднимались до небес. Этой греховной породой было залеплено все - троллейбусы, люди, машины, деревья. Все заполнял собою грех. А внутри меня было переживание благодати.
Потом все стало обычным.

На приведенном фото другой, ""классический"" портрет.

В очерке о схмонахинях Серафима Кочетковой и Марии Буторовой, старицах Спасо-Влахернского монастыря, я привёл рассказ Зои Дмитриевны о посещении слепой схм. Марии подругой православной писательницей Надеждой Павлович. Монастырь уже был закрыт, электричество в храме не включали, было темно. Иконы тонули в полумраке. По окончании беседы схм. Мария сказала Надежде Павлович
- Поцелуй икону Божией Матери!
- Где? Где? - спрашивала Надежда. - Я здесь ничего не вижу!
- Зато я вижу. - ответила слепая схм. Мария, и подвела её к иконе. (Чудотворной Влахернской Божией Матери?)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

Полезные статьи:

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы сможете узнать больше об образе Святого Серафима Саровского:

Еще во время обучения в семинарии я усвоил, что иконопись - вершина изобразительного искусства. Своей глубиной, внутренней наполненностью икона превосходит любую картину. В отличие от портрета икона передает не только внешние черты изображенного на ней святого, но и полноту его личности. Впрочем, истории известен случай, когда выполненная по всем правилам академической живописи картина стала почитаться как святой образ и была приравнена по значимости к иконе. Речь о прижизненном портрете преподобного Серафима Саровского. А именно - о том, что хранится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США. До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона. Такое, так сказать, «перерождение» состоялось благодаря последнему российскому императору Николаю 2 и его семье. Самодержец и его семья молились перед портретом старца, как перед иконой в Дивеево в 1905 году, благодаря святого за рождение наследника - цесаревича Алексия.

Портрет представляет собой ростовое изображение святого. Преподобный запечатлен в последние годы своей жизни. Одет он в монашеском облачение, а препоясан белым полотенцем. Больше всего привлекает внимание мудрый взгляд святого, который удалось передать художнику. Портрет-икона преподобного Серафима имеет непростую историю. Во время разорения Дивеевской обители коммунистами, образ был увезен в Киев. Там он находился и в годы немецкой оккупации.

При отступлении немцев из Киева, портрет-икона был вывезен одним из сотрудников германской комендатуры в Берлин, где затем был передан протопресвитеру Адриану РымарЕнко, который тогда был настоятелем православного Воскресенского собора, расположенного рядом с проспектом Гогенцоллерндамм. В германской столице портрет святого Серафима стал фактически спасителем храма, в котором находился. В один из ночных авианалетов на Берлин советская бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел рядом с портретом. От бомбы начался пожар, который, чудесным образом, не сильно повредил внутреннее убранство храма. Портрет же, находившийся в эпицентре пламени и вовсе не пострадал. Через несколько часов была найдена еще одна бомба. Она тлела на чердаке, но так не взорвалась. Ее удалось ликвидировать.

Несмотря на то, что впоследствии Берлин неоднократно бомбили и советская авиация, и самолеты союзников, ни один снаряд не упал на собор, оберегаемый молитвой святого Серафима. По окончании войны многие русские эмигранты, не захотели оставаться в новообразованной ГДР и уехали в Америку. Уехал и отец Адриан Рымаренко. Вместе с собой он увез образ святого Серафима. Портрет-икона стала святыней новообразованного женского монастыря - Ново-Дивеево - расположенного в 40 километрах от Нью-Йорка. В настоящее время портрет хранится в Успенском храме монастыря и является одной из главных его реликвий.

Яна Зеленина, фото Виктора Соломатина: "Всем в сладость бысть видение лика твоего..."

Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе

Преподобный Серафим Саровский - один из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России, тем более его родного города Курска и места подвижничества святого - Саровской Успенской пустыни. Сравнительно малое время отделяет нас от его эпохи. Точно не известно, когда родился будущий старец - в 1754 или 1759 году. Если учесть доказательства современных историков и принять первую дату 1 , окажется, что со времени его рождения прошло 250 лет, а со времени прославления в лике святых в 1903 году - столетие. Имя старца благоговейно произносилось в Царской семье, придворных кругах, среди интеллигенции, духовенства и простого народа, доходило до глубинок русской провинции. Венец его жизни - старческое служение - пришлось на время после войны 1812 года, когда в русском обществе явно обозначился поворот от западной культурной ориентации к национальным истокам. Празднование канонизации преподобного Серафима - знаменитые Саровские торжества, в которых принял участие император Николай II и члены Царского дома, - стало великим духовным событием, итогом всенародного почитания старца в канун тяжелых исторических перемен.

Еще в детстве проявилось особое избранничество отрока Прохора Машнина - упав с колокольни собора, он остался цел и невредим, в другой раз был исцелен от болезни после явления во сне Богородицы. Получив благословение на монашество у старца Досифея (преподобной Досифеи Китаевской) в Киеве, юный Прохор вступил в братство Саровской обители, которая отличалась своим строгим уставом. Там он принял постриг с именем Серафим ("пламенный"), был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, постепенно прошел все виды древних аскетических подвигов: пустынножительство (в лесных "пустыньках"), столпничество (в молитве на камне), затвор, молчальничество, старчество. После нападения в лесу разбойников, которые едва оставили его живым, отец Серафим, от природы высокий и сильный, приобрел тот характерный облик согбенного старца, который известен по его портретным и иконописным образам. Неоднократно являлась ему Богородица, по изволению Которой он оставил затвор и открыл двери кельи для всецелого служения ближним. Множество паломников со всей России, ставшие свидетелями его необыкновенных духовных дарований - прозорливости и исцелений, помощи и утешения, почитали старца святым еще при жизни. "Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих", - сказано в одном из церковных обращений к святому. Особую заботу старец проявлял о Дивеевской женской общине, вверенной ему первоначальницей - схимонахиней Александрой (Мельгуновой), где основал девичью "мельничную" обитель. Земной путь подвижника закончился удивительно - в коленопреклоненной молитве пред келейной иконой Богоматери "Умиление", которую он называл "Всех радостей Радость". Преподобный Серафим обладал великим пророческим даром, предсказав грядущие судьбы России.

Образ саровского старца задолго до официальной церковной канонизации был запечатлен в самых разных произведениях искусства: в живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, финифти, но даже ранние образы преподобного Серафима, как правило, имеют иконописный характер.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода 2 .

Было записано немало случаев чудес и исцелений от портретов преподобного Серафима - живописных и даже гравированных, помещенных в изданиях его жизнеописаний. Особой целебной силой обладали осколки двух камней, на которых - в келье и в лесу - святой провел в молитве более 1000 дней и ночей. На камушках, как правило, писали изображения его молитвенного подвига. Иногда паломники с удивлением созерцали лик старца ожившим на портретах. Не менее поразительны свидетельства, когда сам преподобный Серафим "вразумлял" болезнями желавших расстаться, из самых лучших побуждений, с его образом: "Ты имеешь веру к портрету моему и не пожалела отдать меня; вот за это ты и наказана!" 3 . В другом случае некий купец подвергся недугу за критику плохо написанного изображения преподобного ("в комнату стыдно его поставить") 4 . В 1854 году этот ряд чудесных происшествий, связанных с портретами, в одном из жизнеописаний старца вызвал недоумение у цензора Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры 5 .

Средоточием почитания святого являлись Серафимовские монастыри: взрастившая его Саровская Успенская пустынь и особенно любимое детище - Серафимо-Дивеевская Троицкая обитель (Четвертый удел Богородицы), другие женские монастыри и общины, основанные по его благословению в нижегородских землях. В кельях саровского игумена бережно сохранялись прижизненные портреты старца работы Д.Евстафьева и инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы, возглавляемой А.В.Ступиным. Первый портрет был написан в начале XIX столетия, "когда старцу было около пятидесяти лет", второй - "с натуры лет за пять до кончины", то есть около 1828 года 6 . Краткие упоминания в печати начала XX века о других прижизненных портретах, за некоторым исключением, не содержат каких-либо определенных иконографических признаков.

Именно портрет Серебрякова стал излюбленным образцом для копирования, а затем - основой самого распространенного иконописного извода образа святого. Что известно об этом, скорее всего, утраченном изображении? По описанию жития Н.В.Елагина, буквально процитированному автором "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" архимандритом Серафимом (Чичаговым), старец был написан "в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Св. Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди" 7 . В воспоминаниях дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой), проходившей живописное послушание, отмечено, что фигура на портрете была помещена в овале, на сером фоне 8 .

Словесное описание портрета и его воспроизведения в книгах начала XX века позволили достаточно точно обозначить группу изображений "серебряковского" типа. В обширной подборке фотографий канонизационных торжеств, наряду с иконой на крышке раки для мощей, имеется снимок этого овального портрета - видимо, это и есть прижизненный оригинал 9 . Наиболее ранним, вероятно, созданным еще во время преподобного, является список из частного собрания с надписью на обороте холста: "1829 года нарисовано Художникомъ В.Ф.Бихо..." 10 . Не только иконографические и стилистические особенности портрета, но и выражение лика старца, со следами "иноческих подвигов", буквально соответствует описаниям. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Композиция портрета, заключенного в овал с перспективной рамкой, теплый оливковый колорит типичны для художественной культуры первой трети XIX столетия.

Живописные повторения "серебряковского" типа находятся в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, в Нижегородском епархиальном управлении, частных собраниях. Как многие копийные произведения, их достаточно трудно датировать. Подмечено, что на более ранних списках крест и кайма на епитрахили голубого цвета, позже - розового. На предполагаемом прижизненном портрете из Сергиево-Казанского собора Курска под розовой записью - авторский голубой цвет. Курский образ предположительно отождествляется с присланным Алексею Машнину из Саровской пустыни вместе с известием о кончине брата (старца Серафима), то есть был создан еще при жизни святого. И он также принадлежит к "серебряковскому" изводу.

Интересно, как по-разному видели образец живописцы. Очень точно воспроизводит все детали оригинала сравнительно небольшой портрет третьей четверти XIX века из частного собрания, за что, очевидно, и получил сургучную печать Саровской пустыни на обороте. А вот дивеевские художницы подходили к решению образа более творчески: на портрете того же времени из семьи Тютчевых (Музей-усадьба "Мураново") овала нет вовсе, лик скорее радостный, чем "удрученный от трудов". "Духовная радость проникала старца настолько, что его никогда не видали печальным или унывающим, и это радостное настроение духа он старался передавать и другим" 11 , - в этом видится суть его образа. И как благоговейно и трогательно выписана миниатюра последней трети XIX века (ГИМ): утратив во многом портретное сходство, она покоряет чувством искренней любви к изображенному старцу.

На образцах "серебряковской" иконографии можно проследить и разные пути "превращения" портретного образа в икону. Многие из них имеют нимб и надпись, дополнившие образ после Саровских торжеств 1903 года. По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления 12 . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".

В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, в киоте перед алтарем, находится образ начала XX века - точная копия портрета кисти Серебрякова, написанная сестрами монастыря на доске, как икона. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, выполнены нимб и надпись. Это лучшее подтверждение процитированных слов монахини Елены (Анненковой) об иконном характере "серебряковского" извода. Подобные произведения, совмещающие образные, стилистические и технические особенности портрета и иконы, достаточно редки и существовали, как правило, непродолжительное время - в период канонизации святого, до появления устойчивой иконописной традиции его изображения.

Художественный язык собственно монастырского творчества не всегда позволяет провести четкую грань между образами, написанными до и после канонизации преподобного Серафима. Однако все более широкое распространение славы нового чудотворца по всей России, освящение во имя его храмов и приделов вызвали необходимость создания большого количества его икон. И вот за основу чисто иконописного образа опять был взят тот же "серебряковский" извод: поясное изображение святого вполоборота влево, в мантии и епитрахили, с поднятой к груди правой рукой. Именно так он наиболее часто писался на иконах, теперь уже на золотом, а не оливковом фоне. Изменилась техника и приемы письма, но сохранилась иконография. Облик святого легко узнаваем даже тогда, когда мастер, не зная прижизненных и монастырских образцов, с большой условностью переводил в икону исторические, достоверные черты лика.

В начале XX столетия член Общества любителей духовного просвещения Л.И.Денисов, подготовив материалы об образцах для икон преподобного Серафима, отдал предпочтение "серебряковскому" портрету, как, во-первых, писанному при жизни святого, а во-вторых - "особенно ценно в иконном отношении то, что на нем бледное лицо преподобного представлено носящим на себе следы его преклонного возраста и многолетних подвигов" 13 . Традиция создавать иконографию святого, представив его на вершине земного служения, в наиболее совершенном духовном возрасте, получила особое развитие в синодальный период. Третье преимущество портрета - в одеянии преподобного, "епитрахили, поручах и мантии, как знаках его священного сана и иноческого звания" 14 . Вероятно, статья Денисова оказала влияние на выбор предпочтительного иконографического извода. В значительной степени этому способствовали и многочисленные хромолитографии, изданные после 1903 года большими тиражами.

Автор указывает еще один иконографический образец: большой посмертный портрет, созданный саровскими иноками, висевший на стене кельи святого. На нем преподобный был представлен стоящим на дощатом полу, в белом балахоне и темной скуфье, с поднятой благословляющей десницей и четками-лестовкой в левой руке, на его груди меднолитой крест, материнское благословение. Введение в образ мемориальных вещей, реликвий - характерная особенность иконописи этого времени. Однако обычное одеяние старца совершенно нетрадиционно для иконописного канона чина преподобного. Денисов советует иконописцам следовать этому портрету в постановке согбенной фигуры святого и в изображении именословного благословения.

В одном из альбомов рисунков художника арзамасской школы В.Е.Раева под названием "Россия" (ГТГ) имеются карандашные зарисовки вида Саровской пустыни и лесных мест уединения саровских подвижников ("Пустынь схим. Марка", "В Саровском лесу"). Они сделаны до 1837 года, которым датированы последующие рисунки, относящиеся ко времени поездки художника на Урал. В саровский цикл вставлен лист меньшего формата с наброском поясной фигуры преподобного Серафима - в белом балахоне и скуфье ("Серафимъ Саровскiй Пустынножитель"). Это наиболее ранний, известный сегодня образец данной иконографии. По штемпелю на бумаге лист датируется 1828 годом 15 , временем жизни старца. Из воспоминаний Раева известно, что во время обучения в ступинской школе он дважды, в конце 1820-х годов, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Он видел и "отшельника Серафима": "Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" 16 . Не исключено, что Раев принимал участие в создании ранней иконографии святого.

Изображение старца в простом балахоне и скуфье полюбилось и в Дивееве. Близок прижизненным небольшой портрет, возвращенный недавно в монастырь вместе с личными вещами преподобного - он бережно сохранялся дивеевскими монахинями в Муроме, после закрытия монастыря в 1927 году. По-видимому, как один из самых ранних, он воспроизводился в литографиях и хромолитографиях дивеевской мастерской, например, 1879 года (РГБ). В Троицком соборе монастыря находится очень точная копия конца XIX века посмертного портрета из кельи святого (судя по его фотографиям), очевидно, выполненная в размер подлинника.

Несмотря на неканоничный тип одеяния, появились варианты полного перевода в икону и такого "келейного" иконографического извода. Один из них непосредственно связан с Царской семьей: складень-ларец для реликвий, из Александровского дворца Царского Села, созданный около 1903 года (ГЭ) 17 . Фигура благословляющего старца возвышается на фоне леса и пустыньки, в соответствии с живописной традицией XIX века и пожеланием Денисова 18 . Интересно, что некоторые царские заказы явно восходят к прижизненным портретам, как, например, поясная икона 1912 года (ГМИР).

Указанное одеяние святого стало более востребовано в клеймах житийных икон, с изображением старца на пути в лесную пустыньку. Две такие "образцовые" картины, с отличием в "одежке", висели на стенах кельи в дальней пустыньке, с них делались живописные повторения. Распространенный в эстампах сюжет благословения коленопреклоненного богомольца в пустыньке написан на части кирпича из могилы святого, согласно надписи, в 1913 году (хранится в Серафимо-Дивеевском монастыре). Свободное живописное решение образа типично для дивеевской работы 1910-х годов - там по-прежнему бытовал не отвлеченно-иконописный, а "живой", близкий, максимально достоверный образ саровского старца. Следует упомянуть, что после канонизации преподобного Серафима в разных уголках России продолжали писать его изображения на холстах, в том числе сюжетные, конечно, обязательно с нимбом.

По-видимому, при жизни преподобного появились и его портреты в клобуке с полумантией, на пути в пустыньку, с суковатой палкой в руке - ростовые, поколенные, оплечные. На одной из фоторепродукций конца XIX - начала XX века из частного собрания примечательная надпись: "Снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлевой (рожденной Бахметьевой)" 19 . При всем непрофессионализме рисунка, важно одно из свидетельств существования таких изображений в год преставления святого. Прижизненный поясной портрет старца в мантии и клобуке был послан им самим скорбящей вдове нижегородского протоиерея Т.Г.Моревой в конце 1832 года 20 .

"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны" 21 . По наблюдениям Денисова, это одно из самых дорогих сердцу русского человека изображений. Именно оно запечатлено на первой гравюре, исполненной в 1839 году А.Афанасьевым для жизнеописания саровского пустынника схимонаха Марка 22 . Оно же воспроизведено на первой литографии, большого ("портретного") размера, изданной в 1840 году в московской мастерской М.Щурова (РГБ), вероятно, по живописному оригиналу подполковника В.Ф.Ахлестышева 23 . На паперти Успенской церкви Гефсиманского скита находился портрет такой иконографии, почти в натуральную величину, подаренный скиту в 1840-е годы архимандритом Антонием (Медведевым), наместником Троице-Сергиевой лавры 24 . Этим же временем можно датировать и живописный образ из Патриаршей резиденции в Москве.

Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник 25 . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей 26 . Коме того, в Сарове существовала своя художественная мастерская во главе с иеромонахом Палладием 27 . Безусловно, все одаренные талантом живописи самовидцы преподобного Серафима так или иначе запечатлели его облик.

По надписи владельца (Д.Богачева), авторству иеромонаха Иоасафа приписывается портрет второй трети XIX века из церкви прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге 28 . Это большое ростовое изображение преподобного, идущего в пустыньку, тоже в клобуке и полумантии. Образно-стилистические качества произведения показывают незаурядную художественную одаренность его создателя. Портрет этой иконографии находился в келье отца Иоасафа в годы его игуменства в Павло-Обнорском монастыре. Будучи настоятелем, он писал и раздавал паломникам портреты преподобного Серафима Саровского, картины с сюжетами его жития и даже попытался расписать ими ниши монастырской ограды 29 .

В первом издании "Сказаний о подвигах и событиях жизни старца Серафима...", составленных иеромонахом Иоасафом, упоминается, что старец благословил его растирать краски "для писания икон" на своем моленном камне: "...ныне же вместо меня это послушание исполняют сестры Дивеевской обители, которые, по благодати Божией и по молитвам и благословению отца Серафима, выучились самоучкою этому благодатному занятию, и теперь уже сами, к общему утешению всех, любящих Господа, украшают храм обительский произведениями своего художества, совершенствуясь в нем все более и более" 30 .

Акварельные иллюстрации экземпляра "Сказаний..." 1849 года из библиотеки императрицы Александры Феодоровны, супруги Николая I (РГБ) 31 , вероятно, были выполнены по рисункам составителя, участвовавшего в подборе и разработке композиций. Книга включает пять великолепных акварелей с сюжетами жития преподобного Серафима и иконой Божией Матери "Умиление" - келейным образом старца. Только одна из них, с изображением его блаженной кончины, подписана известным петербургским акварелистом и литографом П.Ф.Борелем. Она единственная была переведена Борелем в литографию и вклеена в тираже издания. Не исключено, что книга поднесена иеромонахом Иоасафом при личной встрече с государыней, или же та пригласила его под влиянием чтения "Сказаний" 32 . Хотя царский экземпляр не был доступен для копирования, композиции сюжетов повторены в серии литографий московской мастерской П.Н.Шарапова 1856 года 33 , значит, они восходят к неизвестному первоисточнику. В настоящее время акварели царского экземпляра - наиболее ранние датированные житийные изображения с образом преподобного Серафима.

Благодаря петербургским связям отца Иоасафа, в 1850-е годы несколько сестер общины обучались "греческой иконописи и мозаическому искусству" в Санкт-Петербурге, где им покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна, почетный президент Академии художеств 34 . Дивеевские сестры копировали полотна, выполненные для Исаакиевского собора, а также известную картину "Ангел молитвы" кисти Т.А.Неффа 1850 года 35 . Петербургская выучка послужила стимулом для создания в обители собственной живописной мастерской. В ее организации в 1854-1855 годах принял участие выпускник Академии художеств, рязанский живописец Н.В.Шумов, направленный туда великой княгиней Марией Николаевной.

Первыми образцами творчества сестер, по-видимому, были изображения на осколках моленного камня, на котором преподобный Серафим "боролся с бесами и победил их" 36 . Еще в 1833 году архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий) получил в видении от святителя Митрофана Воронежского указание передать симбирскому помещику Н.А.Мотовилову, что "за великий подвиг сей борьбы Серафимовой на камне сем, Господь и самому камню дал силу целеб и чудотворений... а подобные отломки камня раздавать верующим" 37 .

Близок указанному времени и живописный камень из Серафимо-Дивеевского монастыря, вставленный в иконную доску с гравировкой по левкасу и золочением. Старец одет в белый балахон с воротником - деталь сравнительно раннего времени, присутствующая и на акварелях из царского экземпляра "Сказаний". Нимб и надпись добавлены после канонизации. Редкий художественный прием - контур камня в изображении оставлен без грунта и живописи, видна сама гранитная порода. Однако на миниатюре "Сказаний" форма камня иная - уплощенная и невысокая, здесь же подвиг преподобного действительно уподоблен столпничеству. Исторически неточно изображено небо - светло голубое, с облаками, в то время как старец молился в лесу ночью, днем же - в келье.

Существовали разные иконографические варианты моления святого на камне: с поднятой для крестного знамения десницей или с воздетыми в сугубой молитве руками (древний жест оранта). Все они были переведены в икону, где этот житийный сюжет получил самостоятельное значение, став наиболее распространенным. Зримое воплощение великого молитвенного подвига старца особенно восхищало и привлекало людей. Важным источником иконографии являлся живописный образ из часовни над его гробницей. В 1890-е годы большой по размеру холст с таким изображением был написан священномучеником Серафимом (Чичаговым) для домовой церкви Румянцевского музея, где он служил 38 (в настоящее время образ находится в церкви Илии Пророка Обыденного в Москве). Ко многим иконам добавлялись реликвии - маленькие кусочки моленного камня. Изысканным произведением, впитавшим тенденции стиля модерн, является небольшая икона начала XX века, с изображением почти бесплотной фигуры старца на фоне глухой стены ночного леса (ЦМиАР).

С необыкновенным мастерством написана икона "Явление Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения", поднесенная монахиней Серафимой (Петраковой) от "своих трудов писания" игуменье Марии в 1901 году в день ее пятидесятилетия служения в должности начальницы (находится в Серафимо-Дивеевском монастыре). Очевидно, это творческое повторение одного из монастырских изображений, описанных протоиереем Стефаном Ляшевским 39 . Наиболее известные живописные полотна украшали внешнюю стену кельи и часовню над гробом преподобного Серафима, они запечатлены на фотографиях начала XX века. Однако образ игуменьи Марии, творчески повторяющий композицию полотен, написан совершенно в иконописном стиле и технике - за два года до прославления саровского старца. Очень деликатно решен его нимб, в виде тонкой полосы, по сравнению с нимбами изображенных святых, хотя нет надписи с его именем и названием образа. По-видимому, в данном случае нимб существовал изначально - это самый ранний, известный нам пример. Учитывая глубокую преданность игуменьи основателю старцу Серафиму и всем заповедям его для обители, думается, что поднесение иконы, на которой он изображен с нимбом, было самым дорогим подарком к ее юбилею.

В колорите образа тонко и изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры Богоматери, причем особое значение приобретают белильные мазки - вспышки этого нематериального света. Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления 40 . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.

В Дивееве писались иконы различных изводов Иисуса Христа, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно в масляной технике, на толстом грунте, золоченом по красному полименту фоне, обильно украшенном гравированным по левкасу орнаментом. В живописи использовался цветной грунт различных оттенков. В начале XX столетия существовали отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работы, чеканки по грунту и золочения, живописная и иконописная мастерские.

Судя по многочисленности дошедших до нас произведений, излюбленным сюжетом сестер вплоть до начала XX века являлся образ старца на пути в пустыньку, в разных иконографических вариантах. Обычно они писали голубой фон, переходящий к горизонту в розовый, каменистый позем с травами, условные маленькие деревца, выполненные меткими, отработанными движениями кисти. Постоянно применяли фактурные мазки в наиболее освященных местах, бликах или орнаментах. Имели особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной желтой краской.

Кроме портретов преподобного Серафима, в Дивееве копировали прижизненный портрет основательницы общины преподобной Александры (Мельгуновой), находившийся в ее келье. Одна из копий почиталась чудотворной 41 . Сестры создали портреты духовника обители протоиерея Василия Садовского, последней трети XIX века, игуменьи Марии (Ушаковой), конца XIX века, юродивой Пелагии Ивановны Серебренниковой, 1884 года (хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре). Интерес к портретной живописи, вызванный стремлением запечатлеть облик подвижника при жизни, сохраняется в дивеевской мастерской на протяжении всей ее истории.

После прославления преподобного Серафима в лике святых для дивеевских художниц открылась возможность высказать на иконописном языке весь накопленный за полвека опыт работы над образом дорогого батюшки. В монастырской традиции уже бытовали примеры создания "прикровенной" канонической иконографии. В 1870-е годы коленопреклоненный образ саровского старца заменил фигуру преподобного Феодосия Печерского на местной Киево-Печерской иконе Богоматери в иконостасе Троицкого собора. На эстампе "Преподобный старец Серафим - основатель обители Дивеевской" 1888 года, изданном в литографской мастерской монастыря (РГБ), святой представлен в рост, с благословляющей десницей и моделью собора в другой руке, нимб отсутствует. Этот рисунок совершенно иконописного характера примечателен и тем, что едва ли не впервые в печати здесь употреблено слово "преподобный", причем лист одобрен Московским духовно-цензурным комитетом. В канун канонизационных торжеств появились иконы святого на фоне Саровской пустыни, быстро распространившиеся по России.

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Подобные печати ставились и на копиях келейного образа преподобного Серафима Саровского - иконы Божией Матери "Умиление", или, как называл ее сам старец, "Всех радостей Радость". Вскоре после его смерти образ, "написанный на полотне, натянутом на кипарисную доску", был перенесен в Дивеевскую обитель. Он являлся главной святыней монастыря, а впоследствии - местночтимой иконой Нижегородской епархии. В честь нее собирались освятить дивеевский собор, но по особенному изволению Божию главный престол был посвящен Пресвятой Троице, а правый придел - иконе Богородицы "Умиление". В настоящее время принадлежавший святому образ хранится в церкви Патриаршей резиденции в Москве.

Дивеевская мастерская обладала большим творческим потенциалом. Художницы стремились создавать новые иконографии, прославляющие святыни обители и основателей - первоначальницу Александру и старца Серафима.

Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов 42 . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" 43 . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мстерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.

К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря 44 . О подобном изображении, с немного иным составом клейм, упоминает протоиерей Стефан Ляшевский как о работе своей супруги - К.З.Ляшевской, в монашестве Марии 45 . Стилистически образ близок работам выпускницы ВХУТЕМАСа Н.Н.Казинцевой, написавшей житийную икону первоначальницы Александры 46 . Но если в том изображении средником является прижизненный портрет (конечно, без нимба), то здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет. И вот уже спустя столетие жила и развивалась богатая традиция его иконографии, открытие и изучение которой только начинается. Она явилась видимым доказательством его святости и всенародной любви к великому русскому святому.