Мощи Александра Невского — одна из главных святынь России. Немощные мощи «Святого» Александра Невского

Святой Александр Невский происходил из княжеского рода. Родился 30 мая 1220 г., скончался 14 ноября 1263 г. Мощи праведника стали источать чудеса еще до погребения. Во время земной жизни князь прославился своей отвагой, которая сочеталась с политической мудростью.


Краткое житие

На долю молодого князя выпали сложные времена - Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери - Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.

С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина - Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.

Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.

  • 1253 г. - отражение очередной атаки на Псков.
  • 1254 г. - мирный договор с Норвегией.
  • 1256 г. - поход в Финляндию.
  • 1256 г. - скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
  • 1262 г. - последнее путешествие святого Александра в Орду.

Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.


История погребения и обретения

Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.


История мощей

Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.

Показательно, что приказ о перенесении останков в Санкт-Петербург отдал Петр Первый, который не очень любил церковь и все, что с ней связано. Но царь пожелал, чтобы память о доблестном воине сохранялась в народе. С тех пор Александр на иконах изображался как покровитель российской столицы, в воинских доспехах. Возможно поэтому не все знают, что свой жизненный путь он окончил как монах.

После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.

Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого.

  • В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
  • В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
  • Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.

Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.

Уникальный саркофаг

Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:

  • Два ковчега - малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
  • Пирамида - состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
  • Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.

Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.

Александро-Невская лавра в Петербурге - как добраться

В 1710 г. император Петр Первый самолично осмотрел место для строительства новой обители. Он хотел увековечить память о воинских подвигах князя. Считалось, что именно на этом месте он одолел шведов. Мужской монастырь включает в себя целый архитектурный ансамбль, который являлся дополнительным форпостом столицы. Растущий комплекс понемногу обрастал слободками, садами и огородами.

В 1723 г. царь побывал в новом святом месте и повелел перенести мощи св. Александра Невского на новый адрес, где они покоятся и по сей день: набережная р. Монастырки, 1, Санкт-Петербург, 191167.

Строительство растянулось на долгие годы, продолжалось при разных правителях вплоть до революции. Согласно данным ревизии, капитал Лавры на весну 1917 г. был около 2 млн. руб. Численность братии была более сотни человек. В 1933 г. монастырь был официально закрыт. В его зданиях размещались медицинские, образовательные учреждения, мастерские, овощехранилище и общежития.

Возрождение церковной жизни началось в 1996 г. под руководством епископа Назария. Сегодня в обители вновь возносятся богослужения, открыта иконописная мастерская, идет возрождение других традиционных ремесел.

Кафедральный собор в Нижнем Новгороде - как доехать

Новгород сыграл значительную в истории России. Он был основан как форпост княжества Владимирского против агрессивных племен марийцев, мокши и др. С середины 14 в. становится центром отдельного княжества. Новгородцы славились своей гордостью и независимостью, но уже к концу столетия присоединились к Московскому княжеству.

Величественный храм построен в 19 в. Идея его возведения принадлежит Александру Второму, который посетил город в 1858 г. вместе с женой. Святой князь был личным небесным покровителем царя. Осмотрев место будущего строительства, император решил вместо скромного небольшого храма возвести большой собор.

Архитектором выступил житель Нижнего Новгорода, Роберт Килевейн, он разработал проект, используя разработки К. Тона. Строительство получилось затянутым, в нем участвовали представители общественности. Материалы пожертвовали купцы Ремизовы, кирпичи оплатили другие новгородские жители.

  • 1858 г. - начат сбор средств, необходимая сумма набралась только через несколько лет.
  • 1865 г. - император одобряет проект, но строительство началось не сразу.
  • 1881 г. - освящение состоялось 20 июля.

Во времена советской власти сооружение пострадало - иконостас был разграблен, интерьер разрушен. Большевики планировали снести сооружение и на его месте выстроить памятник вождю революции. К счастью, планам не суждено было осуществиться. Возрождение собора началось в 1980-е, богослужения начались в 1992 г. Среди святынь храма имеется икона с частицей мощей благоверного князя А. Невского.

Перед мощами, как и возле иконы святого принято просить о военнослужащих, но и не только. Помогает благоверный князь укрепить веру, завершить житейские дела, посылает мудрость и крепкое здоровье всем, кто обращается к нему с открытым сердцем.

Святой Александр Невский (1221-1263)

По велению Петра I в 1710 году при впадении Черной речки (ныне Монастырка) в Неву начали возводить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого князя Александра Невского. В то время считалось, что в этом месте в 1240 году новгородское войско, предводимое князем Александром Ярославовичем, прозванным позднее Невским, разбило шведов. На самом деле сражение произошло выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры. Позднее, когда монастырь был готов, Петр распорядился, чтобы мощи святого Александра Невского из Владимира перевезли в Санкт-Петербург.

Оператор хотел, чтобы у строящегося города был свой покровитель отечественного происхождения, отличившийся героическими делами. Таким он считал благоверного князя Александра Ярославовича, который в 1547 году был причислен к лику святых. Двадцати лет от роду он стал собирать войско, чтобы отразить нападение шведской флотилии в устье Невы. Он первым напал на шведов, разгромил их, потом заманил немецких псов-рыцарей на Чудское озеро и там, в Ледовом сражении многих уничтожил, остальных обратил в бегство. Он неоднократно собирал войско и спасал русские города от монголо-татарских завоевателей.

В 1724 году мощи Александра Невского в специальном ковчеге, украшенном львами и царской короной на крышке, были привезены в Петербург. Под пушечный салют ковчег торжественно перенесли в монастырь, в церковь святого Александра Невского. Петр лично участвовал в этой церемонии. В честь знаменательного события ежегодно в городе 30 августа (12 сентября по новому стилю) устраивался крестный ход от Исаакиевского и Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Почетный статус лавры монастырь получил в 1797 году, в царствование императора Павла I.

Ранее, в 1747 году, дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, распорядилась заменить ковчег. Для мощей святого Александра Невского она потребовала изготовить серебряную гробницу, или раку по церковному. На ее изготовление должно было пойти первое серебро, добытое в предгорьях Алтая на Колыванских рудниках, позднее названных Колывано-Воскресенскими. Прибывшее с Алтая серебро отправили на Монетный двор. Около пяти лет продолжалась работа над гробницей и завершилась в 1753 году.

Гробница состоит из шести частей. В центре — саркофаг с чеканными горельефными сценами на темы победоносных сражений Александра Невского. За саркофагом находится многоярусная «пирамида» надгробие, которую завершает чеканное поясное изображение Александра Невского. Над его головой сияние солнечных лучей — свидетельство его святости. На третьем ярусе — две литые фигуры ангелов, которые держат боевые щиты с текстами — один посвящен подвигам Александра Невского, другой рассказывает об истории добычи серебра в России.

По бокам пирамиды размещены две группы воинских трофеев и два подсвечника. Над ее созданием трудились лучшие художники, ваятели, чеканщики Петербургского Монетного двора, а тексты для серебряных щитов писал М. В. Ломоносов.

Вес скульптурной композиции из серебра почти 1,5 т. Все серебро покрыто так называемой чернью. Такой цвет соответствовал торжественности и печали, которые должны были испытывать прихожане при осмотре гробницы, хранительницы святых мощей. Этот состав чернения держался в строжайшем секрете.

После Октябрьской революции 1917 года лавра была закрыта. Рака по распоряжению властей была вскрыта в 1922 году. Тем самым были осквернены мощи Александра Невского. Затем саркофаг поместили на чердак Казанского собора. Позднее мощи стали достоянием Казанского собора, вернее, раздела истории религии, а пустую гробницу передали в Эрмитаж.

Только в 1989 году мощи святого Александра Невского были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

В Петербурге 12 сентября отметят один из главных праздников осени - день перенесения мощей святого князя Александра Невского. О роли события в истории нашего города рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

"Петербургский дневник": Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником?

Этот праздник - возрождение исторической даты, установленной еще XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского - один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным - указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александ-ра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя - 6 декабря, а 12‑е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом.

"Петербургский дневник": Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 г. - тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против церкви, а с той точки зрения, что Невский пр. - главная артерия города. У нас самих было много вопросов - как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и не-удобств?

Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совмест-ную реализацию ушло время. Только взвесив все за и против, тщательно подготовившись в 2013 г. к 300‑летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмот-рев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно не-обходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

"Петербургский дневник": Этот праздник не только церковный, но и городской. Как церковь относится к тому, что в нем принимают участие невоцерковленные люди?

Епископ Кронштадский Назарий: Разумеется, мы ни от кого не требуем справки о крещении. Мы убеждены, что в этом шествии может принять участие каждый. Конечно, основу будут составлять прихожане храмов, церковные люди. Но к шествию могут примкнуть и те, кому дорога история, кто любит свой город, ратует за то, чтобы добрые традиции были восстановлены.

Если человек пришел только ради того, чтобы почувствовать единение, почувствовать, что он не один, - это прекрасно. Даже некоторые мусульмане говорили мне о том, как хорошо они себя чувствовали в шествии, как ощущали его мощную силу.

У праздника есть девиз - "Вера. Традиции. Единство". Вера касается церковных людей или тех, кто на пути к церкви. Традиция касается тех, кто изучает и любит историю. Единство - для всех, оно является основой нашей государственности. Личное дело каждого - остаться на молебен или нет. Ведь количество участников крестного хода - это не точный подсчет: сколько стартовало от Казанского собора и сколько финишировало в конце. Это те, кто хотя бы какое‑то время прошел вместе с нами по своим, личным причинам и получил то, что хотел - спокойствие в душе, уверенность, силы.

"Петербургский дневник": В чем отличие современного празднования от торжеств середины XVIII в.? Какие люди сегодня идут в молитвенном шествии, что ими руководит?

Епископ Кронштадский Назарий: Отличие, конечно, в самих людях - это и горожане старшего возраста, и молодежь, которая только приобщается к нашим традициям. Есть и еще одно отличие - во главе крестного хода не будут идти представители царской фамилии, как это было до революции. Я знаю, что некоторые члены правительства Петербурга по собственному желанию в свой выходной пройдут с нами, и на пл. Александра Невского нас будут встречать представители руководства города.

Важно помнить, что день крестного хода - еще и день тишины перед единым днем голосования. Мы тщательно следим за тем, чтобы участием в крестном ходе не воспользовались какие‑то маргинальные группы, политические активисты. Я обратился к органам внутренних дел, чтобы совместными усилиями мы предотвратили возможные нарушения. В этот день люди должны спокойно поду-мать. Может быть, это не случайно - участие в таких мероприятиях, как молитвенное шествие, заставляет человека обратить внимание на то общество, в котором он живет. Мы не ставим такую цель, но участие в празднике может стимулировать людей пойти на выборы и проголосовать за тех, кто будет представлять их интересы в государстве.

"Петербургский дневник": В последнее время много говорят о возрождении духовности, строятся храмы, обретают жизнь забытые традиции. Как вы ощущаете этот процесс в Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Духовность - отношение человека к Богу, независимо от того, православный ли он, католик, буддист и так далее. К возрождению духовности я бы не стал относить строительство храмов само по себе. От этого уровень духовности не изменится. Он изменится тогда, когда эти храмы наполнят люди, когда они услышат там что‑то о своей душе, об отношении к друг другу, к Богу.

Так же можно сказать и о праздниках. Если человек соблюдает традиции, но ничего не знает о Боге, он просто повторяет то, что когда‑то делали предки. Я думаю, что возрождением исторических праздников, основанных еще нашими императорами, Петербургу необходимо показать, что это город прежде всего православный. Он строился как столица Российской православной империи.

Безусловно, у нас прекрасные межрелигиозные отношения, много мероприятий, которые мы проводим вместе, как братья. Но нам, православным христианам, нужно хотя бы в какие‑то дни объединиться и показать, что мы вместе, ни в коем случае не с точки зрения превосходства, а по‑братски.

На первый крестный ход после перерыва люди смотрели даже с некоторым удивлением - неужели это так много православных идет? Оказывается, много. Но мы не очень любим шуметь, редко собираемся все вместе где‑то кроме храма. Важно свидетельствовать свою веру не только по большим праздникам, но помнить, что православие должно быть нашей жизнью каждый день, каждую минуту.

Беседовала Елена Куршук

Традиция праздновать день перенесения мощей святого Александра Невского зародилась в первые годы существования Петербурга. В 1721 г. Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить особенным событием, которое объединило бы жителей Санкт-Петербурга на века. Царь принимает решение о перенесении мощей благоверного князя Александра Невского - защитника рубежей России и покровителя воинов - из Владимира в новую молодую столицу. Утром 12 сентября 1724 г. флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами великого воина. Император перешел на нее и сам встал у руля, сановники сели за весла. Под пушечный салют оглушающий колокольный звон честные мощи князя-победителя были встречены на берегу Невы и перенесены в Александро-Невскую лавру.

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного А. Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть - крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).
На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

Святые мощи благоверного князя Александра Невского

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

Икона святого Александра Невского

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ.
На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского

Царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского

Однажды царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского о победе над Казанским ханством. У Аркадия, который был спутником царя, на пальце была язва. Во время молитвы он засунул этот палец в щель гробницы великого князя. Палец сразу перестал болеть, а когда Аркадий вытащил его, то не увидел на нем и следа от язвы. Иоанн Васильевич определил это как Божественное знамение и благословение на сражение.

С древних времен православные христиане испытывают благоговейный трепет и уважение к останкам святых людей, которые называются мощами.

Церковь называет человека святым только при условии подтверждения особых признаков, таких как чудеса у гроба или нетление останков.

Мощи Александра Невского уже более 7 веков показывают свою чудотворную силу и распространяют Благодать Святого Духа на христиан.

Православная церковь считает, что тело святого так же, как и душа - это источник Божьей Благодати. Поэтому еще в 787 году принято решение Седьмого Вселенского Собора:

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Прославление и почитание мощей праведников всегда сопровождается чудесными событиями и исцелениями.

Специальный ковчег с мощами святых

Мощи святого князя хранились в специально сделанном гробу, который называется рака. Рака Александра Невского представляет собой произведение искусства, сделанное из чистого серебра в стиле барокко. Это гробница, которая состоит из малой и большой раки, в которую входят:

  • большая 5-ярусная пирамида;
  • два пьедестала с трофеями;
  • два подсвечника

Сейчас она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А останки хранятся в Александро-Невской Лавре.


Смысл жизни Александра Невского состоял в защите Русской земли и сохранении на ней православной веры

День рождения Александра Невского

Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1222 года. Он был вторым сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 года он княжил вместо отца в Новгороде, когда тот был в отъезде.

В эти времена у Руси было много врагов. С одной стороны нападали татаро-монголы, с другой - латиняне. Первой победой благоверного князя стало поражение шведов на реке Неве 15 июля 1240 года. После этого его стали называть Невским.

На Чудском озере Александр разгромил рыцарей Ливонского ордена и освободил много старинных русских земель. За всю жизнь у великого князя не было ни одного поражения в битве. Он с верой во Христа защищал свой народ, налаживал отношения с Золотой Ордой и одновременно восстанавливал церкви и города после сражений и разграблений.


В «По­вести о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го» достоверно описана праведная жизнь великого князя. Рассказывается, что он беспрестанно молился Господу, почитал епископов и всегда получал от них благословение. В конце 1252 года Александр отверг предложение папы римского Иннокентия IV принять католическую веру, написав такое послание:

Послание Александра Невского Папе римскому Иннокентию IV

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

В 1261 году святым князем с помощью митрополита Кирилла в центре Золотой Орды была основана епархия Русской Православной Церкви.

Дата смерти Александра Невского

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года, когда возвращался из Орды. Перед смертью он успел принять иноческую схиму на имя Алексий. Схима - это высшая степень посвящения в православные монахи.

При этом монах дает обеты послушания, такие как нестяжания, когда он отрекается от любого богатства и целомудрия - отказ от удовлетворения похотей плоти. А так же получает новое имя.

Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти

Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.

Духовная Грамота

Юридический документ (завещание) в России до XVIII века была вложена Александру в руку

При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту. Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века. Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.


Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:

2 слепые женщины стали видеть;

начал ходить хромой;

расслабленный стал двигать руками и ногами;

исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;

чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые - выздоровели.

В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:

«О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников».

Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.

Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году

После видения в 1381 году в монастыре, где находилась могила князя, провели вскрытие мощей. Засвидетельствовано, что они остались нетленными, хотя прошло 117 лет. Александру установили монастырское церковное празднование, написали канон и первые иконы.

В 1547 году на Московском Соборе при митрополите Макарии святой князь канонизирован и о нем написано каноническое житие святого Александра Невского.

Все русские военачальники почитали благоверного Александра и обращались к нему с молитвами. Святой всегда помогал им защищать родную землю, побеждать врагов и благословлял в храбрости.

В 1724 году останки Александра Невского были перенесены в Петербург

В честь победы над шведами и заключения с ними Ништадского мира, Петр I решил перенести мощи великого князя из города Владимира в столицу.

Петр I перенс мощи Александра в Троицкий собор Петербурга

30 августа 1724 года состоялось перенесение мощей Александра Невского в Троицкий Собор Александро-Невской Лавры города Петербурга. Петр I сам внес ковчег с останками в храм и назначил в этот день праздник.

С 1743 до 1921 года в Санкт-Петербурге каждый год проходил общегородской крестный ход, который основала императрица Елизавета Петровна в память о перенесении мощей. Эту традицию возродили в 2013 году.


Множество православных христиан приходят молиться в Троицкий Собор, где находятся мощи Святого Благоверного князя. Его великая слава вызвала желание других храмов и монастырей иметь у себя частички его останков.

Поэтому их разделили - частицы мощей есть в Успенском Владимирском соборе и в Храме Александра Невского в городе Софии в Болгарии. В этом году Русская Православная Церковь отдала частицу мощей Александра Невского в Молдавию в Кафедральный собор.


Каждая, даже самая ничтожная часть мощей святого дает возможность приобщиться к его праведности, Божественной Силе и Благодати, которая в нем находится.