Стили и направления в изобразительном искусстве. Какие есть эпохи

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

(составлена в соответствии с курсом лекций)

«Мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен переизбытком своих богатств... Мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи... Она подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленными воспоминаниями... Венера становится документом»

П. Валери

«Как бы не была совершенна теория, она только приближение к истине.»

А. М. Бутлеров

«Искусство – это не способ мышления, а способ восстановления ощутимости мира. Формы искусства меняются для того, чтобы сохранить ощутимость жизни.»

В. Шкловский

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Ок.40 тыс.лет до н.э. Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства
Ок.25 тыс.лет до н.э. Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры".
Ок.12 тыс.лет Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом.
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
5-4 тыс.лет до н. э. Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств
28-26 век до н.э. Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство.
24 век до н.э. Искусство Аккада
22 век до н.э. Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа.
21 век до н.э. Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс.
19 век до н.э. Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов.
16-14 век до н.э. Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона.
13-11 век до н.э. Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле.
9-7 век до н.э. Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки
6-5 век до н.э. . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар.
АНТИЧНОСТЬ
30-13 век до н.э. Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея.
11 век до н.э. Гомеровская Греция
8-7 век до н.э. Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях
7-6 век до н.э. Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры.
5-4 век до н.э. Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей.
3-2 век до н.э. Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон.
1-4 век до н.э Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
1-5 век н.э. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне.
313 г. Официальное признание христианства
.6-7 век н.э. Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие
8-9 век н.э. Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь.
сер. 9-10 век Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне.
10-12 век Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице.
13-15 век Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова.
1453 г. Падение Византии
13 век Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344).
14 век-15 век Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510)
15 век Начало Возрождения в северной Европе.
16-17 века Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи.
нач.16 века Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576)
2-я пол.16в. Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568)
15-нач.17 века Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614)
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА
17 век
БАРОККО
Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ
Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652)
РЕАЛИЗМ
Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669)
18 век.
БАРОККО
Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771)
РОКОКО
Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.)
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ
Англия: Д.Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802)
РЕАЛИЗМ
Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин.(1740-1805)
РОМАНТИЗМ
Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804)
19 век
РОМАНТИЗМ
Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836)
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ
Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858)
РЕАЛИЗМ
Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия: А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911)
СИМВОЛИЗМ
Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер.(1857-1920)
2-я пол.19в.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927)
к.19-н. 20в.
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ
Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926)
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903)
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
Ж.Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953)
20 век
ФУНКЦИОНАЛИЗМ.
В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959).
КОНСТРУКТИВИЗМ
Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983)
ФОВИЗМ
Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947)
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945).
КУБИЗМ,
Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955).
КУБОФУТУРИЗМ
Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958)
ФУТУРИЗМ
Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944)
ПРИМИТИВИЗМ
Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918)
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок. (1912-1956)
СЮРРЕАЛИЗМ
С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967)
ПОП-АРТ 60-г.20в
Америка: Р. Раушенберг (1925-к. 90-х), Д. Розенквист, Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923),
РЕАЛИЗМ 20 в.
Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос (1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы (М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В.
ПОСТМОДЕРНИЗМ 80-90 г.г. 20 в.


Схема общей цикличности истории искусства

(по Ф. И. Шмиту и В. Н. Прокофьеву)

Общая спираль эволюции искусства во времени показывает как чередуются в реальной художественной практике этапы господства ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ПОДРАЖАТЕЛЬНОГО начал. Таким образом, вся левая часть I) представляет творческие методы, основанные на выразительности (символическое и абстрактное искусство, нетяготеющее к формам реального мира), правая же часть II) - на подражательности (натуралистическое реалистическое, классическое искусство, стремящееся к воплощению своих идей в формах близких реальности). Но это не означает, что в "выразительные" эпохи полностью отсутствуют "подражательные" направления и наоборот. Речь идет именно о ведущей тенденции. Для более точной характеристики того или иного этапа необходимо ввести еще такие понятия как канонические и неканонические стили в искусстве (по другой терминалогии норматиивные и ненормативные стили). Эти параметры могут соединятся как с "подражательностью", так и с выразительностью", что создает дополнительное многообразие вариантов и лишает данную схему монотоности. Так, например, в Новое время существуют несколько стилей. Их разнобразие складывается в том числе и благодаря тому, что в одном случае это каноническая подражательноость, а в другом - неканоническая. Необходимо отметить и особое положение такого направления как реализм. В виде определенной тенденции он существует с самого момента возникновения искусства и до сего дня (с 17 в. как метод и с 19 как полнооценный художественный стиль). По своей сути он является неким синтезом подражательности и выразительности, каноничности и неканоничности, чем, вероятно, и можно объяснить его универсальность и постоянное присутствие в любых эпохах.

Примечания:

1.Понятие каноничности – от термина канон (греч. норма, правило), то есть система правил, закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. 2.Основные работы, в которых рассмотрена и прокоментирована предложенная схема циклов развития искусства: Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков. 1919, его же: Искусство. Основные понятия теории и истории. Л. 1925, Прокофьев В. Об искусстве и искусствознании. М. 1985, Климов Р. Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание – 74, – 75. М. 1975 и М. 1976.

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

В каждом обособленном регионе Земли, письменность появлялась в свой исторический период. Мы будет анализировать наиболее близкую к нам культуру – европейскую. А её истоки, через Критскую цивилизацию, восходят к Древнему Египту.

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.