Педагогические специальности. Психолого-педагогическое образование

Профиль: «Психология и педагогика инклюзивного образования»

Вступительные испытания : биология, русский язык, математика (ЕГЭ)

Проходной балл/конкурс в 2011 - 120/3,6

Форма обучения: очная, заочная

Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка, в том числе и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для формирования полноценной личности такого «особого» ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе и последующей социально-трудовой жизни большое значение имеет своевременное оказание психолого-педагогической помощи квалифицированного специалиста. Возможность грамотно осуществлять такую помощь и позволит обучение бакалавра данной специальности.

Круг профессиональных задач, решать которые будет компетентен выпускник, обширен и многогранен:

  • организация совместной и индивидуальной деятельности детей с разными видами нарушенного развития;
  • осуществление сбора и анализа информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • способность осуществлять просвещение педагогов и родителей по вопросам развития детей;
  • способность создавать благоприятную и психологически комфортную социальную среду, привлекая родителей и здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, важен тот факт, что, обучаясь по данной специальности, будущий специалист получает широкие возможности применения своих знаний и умений, т. к. теоретическая подготовка и учебно-производственные

Данная специальность в настоящее время является крайне востребованной на рынке труда, поскольку способствует реализации современных подходов в области образования, а именно - осуществление инклюзивного образования, предполагающего совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поступление в ВУЗ с целью получения данной специальности должно быть сознательным выбором зрелой личности, гуманной, неравнодушной, с активной жизненной позицией, способной к творческому решению поставленных задач.

Интервью со студентами, обучающимися по данной специальности

Вы учитесь уже год на бакалавров инклюзивного образования. Что вы можете сказать о своем выборе? Какие положительные стороны обучения вы можете отметить?

  1. Мы нисколько не пожалели о своем выборе. Прежде всего, что нас порадовало, - это заботливое, почти родительское отношение к студентам.
  2. Кроме того, здесь есть интересные традиции студенческой жизни. Это и выезды на природу в «День здоровья», организация концерта"Мы сами», где участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья из разных учреждений города и показывают очень талантливые выступления!
  3. А еще мы поняли, что знания и умения, которые мы здесь получаем, обязательно будут востребованы в семье, в общении со своими детьми.
  4. А нам еще важно то, что здесь мы приобретаем умения общаться в коллективе.

Интервью с выпускниками

Прошло время после окончания института. Что вы сейчас можете сказать о достоинствах той специальности, которую получили?

  1. Мы работаем по специальности, и главное, что она нам дает, - это положительные эмоции от общения с детьми. Важно то, что мы уверенно себя чувствуем на работе, так как знаем, как общаться с детьми, включая тех, которые имеют особые образовательные потребности. И очень радостно осознавать, что наши знания и умения пригождаются в работе и усилия не остаются напрасными. Это здорово, когда реально можешь помогать детям осваивать и познавать все вокруг!
  2. Что еще нас порадовало, так это то, что наша специальность дает нам возможность оказывать частные образовательные услуги. И пусть будущих выпускников не пугает отсутствие опыта. Та практика, которая была в институте, достаточно серьезно подготавливает к работе с детьми с различными нарушениями развития.
  3. Еще важно то, что получая данную специальность, мы получаем возможность и способность работать как со здоровыми детьми, так и детьми с особенностями развития.

Интервью с руководителями образовательных учреждений

- Как вам видится, какие преимущества существуют у будущих бакалавров инклюзивного образования?

  1. Это, прежде всего, широкие возможности применения своих знаний и умений, т. к. теоретическая подготовка и учебно-производственные практики охватывают освоение методики работы с детьми с различными нарушениями в развитии на разных возрастных этапах (ранний, дошкольный, младший школьный и подростковый возраст).
  2. Это хоть и достаточно новое направление в российском образовании, но довольно актуальное и перспективное. Ведь бакалаврыполучают универсальные умения, которые ценны и будут востребованыкак со здоровыми детьми, так и детьми с особенностями развития. Образовательные учреждения по всей России нуждаются в таких специалистах.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Еще на этапе получения психологического образования необходимо узнать, где может работать психолог и чем ему придется заниматься в каждом конкретном направлении.

Где может работать психолог

Молодой специалист может работать в системе образования. Это могут быть детские сады, школы, социально-психологические учреждения и вузы. Основной работой в данном случае будет считаться психологическая диагностика, профилактика, коррекция, а также методическая работа. Если говорить конкретнее, то у специалиста, работающего в данной сфере, будет возможность заниматься разработкой собственных методик обучения, возможность составлять различные программы и помогать учащимся выбирать подходящую специальность. В таких учреждениях работающий психолог поможет поддерживать хороший климат среди работников и учащихся, а также положительно влиять на отношения детей и родителей.

Также молодой психолог может найти себе место в системе здравоохранения. Это поликлиники, больницы, всевозможные диспансеры и медицинские центры. Основные обязанности будут зависеть от непосредственного места работы.

Следующая область, где необходимы психологи – это торгово-промышленные предприятия. В конкретно этом случае психологи несут ответственность за процесс развития организации. В их обязанности будет входить развитие корпоративной культуры, процесс командообразования, оценка персонала и управление им. Иногда в таких учреждениях психолога могут привлечь для создания программ по повышению производительности труда и сплочению коллектива. Также психолога могут привлекать для решения того или иного конфликта.

Еще несколько областей, в которых психолог может найти себе применение: военные подразделения, и органы безопасности. В таком случае психолог будет заниматься разработкой предложений по укреплению дисциплины, а также проведением профилактики. Чаще всего психолог будет привлекаться еще и к отбору личного состава, организации боевой и мобилизационной готовности, а также к оказанию профессиональной помощи лицам с признаками нервно-психической неустойчивости.

Почему люди учатся на психолога?

В основном специальность психолога получают те, кому нравится работать с людьми и помогать им в решении возникших проблем. Некоторые получают такую профессию из расчета, что это очень модная и в наше время. Кроме того, психологи могут реализовать себя и в другой области. Знания по психологии ни для кого не будут лишними.

Профессия довольно востребованная. Закончив институт, выпускник становится перед проблемой поиска места работы. При этом ему необходимо ориентироваться на свою специализацию.

Образовательные учреждения

Психолог – один из основных специалистов в сфере образования. Он необходим в детских образовательных учреждениях. Деятельность психолога позволяет осуществлять психолого-педагогический контроль образовательного процесса.

Работать психологом в детских дошкольных учреждениях предпочтительно женщине. Мужчине будет сложно долгое время находиться на такой работе. Для психологов-мужчин более подходящим станет профессиональная деятельность в школе.

Психологам-мужчинам, возможно, станет проще найти общий язык с детьми подросткового возраста. Их авторитет позволит решить сложные ситуации.

Профессия психолога может пригодиться при устройстве на работу в средне-специальные и высшие учебные заведения. Там психолог помогает учащимся освоить особенности той или иной специальности. Кроме того, деятельность психолога найдет спрос в коллективе педагогов.

Крупные организации

Можно устроиться на работу в крупную организацию. Такие предприятия, которые серьезно относятся к состоянию сотрудников, имеют в своем штате психолога. Он ведет наблюдение за психологическим состоянием коллектива. Кроме того, с такой должности молодой специалист сможет начать свою карьеру.

В случае необходимости психолог вмешивается в ситуацию, происшедшую в коллективе. Кроме того, психолог дает советы руководству по выбору более эффективных способов управления.

В организациях, где есть психолог, сотрудники имеют возможность обратиться к нему по личным проблемам. Его совет пригодится в решении семейных неурядиц, а также может спасти от необдуманных решений.

Медицинские учреждения

Не обойтись без психолога в медицинских учреждениях различного профиля. Причем его услуги будут необходимы как пациентам, так и докторам. Персоналу будет полезно время от времени снимать напряжение от их нелегкого труда.

В отделениях для тяжелобольных беседы с психологом смогут принести облегчение пациентам. Помимо этого, психологическая помощь окажется полезной их родственникам.

Большую пользу деятельность психологов приносит в службах спасения. Они принимают непосредственное участие в операциях по спасению людей, одни из первых принимая пострадавших.

Общаясь с детьми в больницах, психологи устанавливают взаимосвязь межу маленькими пациентами и лечащими врачами. Дети не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Психологические приемы помогают выяснить, что именно чувствуют детишки.

В женской консультации деятельность психолога играет не последнюю роль. Порой только он сможет остановить женщину в ее решении сделать аборт. Также помощь психолога станет необходимым в вопросах планирования семьи.