Память и внимание – компоненты психического здоровья. Внимание, его диагностика и развитие

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же - не имеет своего особого содержания. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) Произвольное внимание Послепроизвольное внимание -

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

- внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

- внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

- моторное (двигательное) внимание;

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют следующие феномены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания . Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал.

Различают два вида объема внимания – приодновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемомпонимается максимальное количество объекто в, которые можно удержать вполе ясного сознания за мгновение временипри одновременном его предъявлении . Обычно здесь называется, известная по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлятьвнимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следовательно, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.

Устойчивость внимания – это его временная характеристика. Устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания.Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможностьраскрыть в предмете , на котором оно сосредоточено,новые стороны и связи . Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

К их числу, в первую очередь, относятся: особенности материала, с которым работает человек, степень его трудности, его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может бытьвнешней и внутренней . Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Более всего отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той деятельности, того предмета, которым он поглощен.Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы, от состояния нервной системы . Она отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности является рассеянность . Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная . Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.

Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может происходить произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач познания и внешних условий протекания деятельности.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств .

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.

Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую.

Исполнительское внимание имеет социализированный характер, так как, во-первых, в репетиционной работе внимание студента-музыканта постоянно находится в сложной психологической взаимообусловленности со вниманием преподавателя, концертмейстера, ансамблистов, оркестрантов, дирижера, в связи с чем оно имеет не только индивидуальную, но и более широкие социальные формы.

При включении музыканта в коллективное внимание (например, на фоне игры ансамблистов), сосредоточение каждого из включенных в общую организацию деятельности функционирует в разноплановой форме: а) оно проявляется в направленности внимания на свою игру, и, б) на игру других музыкантов. Последнее обстоятельство обусловливает достижение соподчиненности в группе и выход на действительно кооперированное внимание в его слитно-целостном виде.

Во-вторых, исполнитель адресует свою игру слушательской аудитории и его внимание, соответственно, включается в сложную структуру концертно-музыкальной аудитории, то есть имеет характер коллективной организации. При этом, внимание музыканта- исполнителя имеет лидирующую функцию, оно ведет внимание слушателей и определяет собой актуализацию сосредоточения аудитории. Не остается вне внимания исполнителя и то, как воспринимается и оценивается его игра слушателями, а также общая атмосфера в зале. Поэтому, в процессе концертного выступления, внимание музыканта функционирует в режиме слитности со вниманием слушателей и выявляется в сложной форме соподчиненности; с одной стороны, оно влияет на общее и коллективное внимание, с другой - в какой-то мере зависит от него. Здесь необходимо отметить, что во время игры для исполнительского внимания не всегда характерен высокий уровень социального единения с залом. Психологически целесообразным и оправданным в отдельные моменты выступления является состояние "социального или публичного одиночества". Как справедливо заметил Ф. Бузони: "...музыкант должен обладать способностью возбуждать внимание публики, а в психологические моменты - забывать о ней" (Ф. Бузони. О пианистическом мастерстве// Исполнительское искусство в зарубежных странах. - Вып. 1.- С.146.)

Выше изложенное дает основание отнести исполнительское внимание к социализированной форме сосредоточения, социальная акцентированность которого вытекает из специфики музыкальной деятельности, ее обращенности к слушателям.

В процессе социализации внимания музыканта-исполнителя можно выделить два плана.

Во-первых - общеличностный, так как социализация исполнительского внимания выявляется в русле всеобщей социализации личности. Из этого следует, что на процесс социализации исполнительского внимания большое влияние оказывают индивидуально-личностные качества музыканта, при этом роль отдельных из них более значительна. В свою очередь, социализация внимания связана с развитием личности. Аналогично существует двусторонняя связь между социализацией исполнительского внимания и уровнем его сформированности.

Во-вторых - профессионально-специализированный план, так как внимание музыканта социализируется непосредственно в деятельности в процессе музыкального обучения.

Следовательно, социализацию исполнительского внимания необходимо рассматривать не только в личностном контексте, акцентируя индивидуальные особенности личности музыканта, но и в профессионально-деятельностном контексте, указывая на своеобразие музыкальной деятельности и выделяя следующие ее формы: 1) косвенно-опосредованная; 2) малая форма; 3) собственно социализированная форма; и, 4) постдеятельностная форма социализации исполнительского внимания.

Сначала обратимся к рассмотрению первой из обозначенных позиций. В этом случае мы имеем в виду ту систему социально акцентированных представлений, которая возникает у музыканта в процессе работы над произведением, когда, по сути дела, он находится в социальном одиночестве. На этой стадии имеется возможность говорить о приоритете личностных позиций в деятельности музыканта. Психические состояния, сопровождающие изучение музыкального произведения, имеют преимущественно локально-камерный характер, это - состояние именно личных переживаний. Внимание музыканта сосредотачивается на раскрытии авторской концепции произведения, на его воплощении в игре.

Важным звеном в цепочке психолого-профессиональной подготовки ученика к концертному выступлению является работа в классе с педагогом, что и дает основание выделить малую форму социализации. В этой ситуации внимание ученика, включенное в структуру коллективного сосредоточения, претерпевает ряд изменений. Причем роль внимания преподавателя по отношению к ученику - ведущая, его сосредоточение определяет динамику внимания ученика. Эффект социального воздействия педагога имеет и ряд других проявлений.

Далее обратимся к третьему из исходно обозначенных вариантов социализации исполнительского внимания - к его собственно социализированной форме, осуществляемой в процессе концертного выступления. Выход на сцену вводит музыканта в новое социальное состояние - он оказывается объектом всеобщего внимания и именно с этого момента его внимание реально включено в большой социум. Необходимо отметить, что еще до выступления музыканта на сцене концертного зала, устанавливаются исходные социальные связи и определенная мера контактности. Дальнейший процесс углубления социальных отношений связан с исполнением музыкантом своей программы. Музыкант своей игрой формирует социализированную форму внимания - коллективное. Данный вариант социализации исполнительского внимания имеет совершенно иную форму, нежели в процессе предконцертной деятельности. Это - активная социализация, однако эффект социального воздействия ситуативно имеет и другой вектор - аудитория влияет на психическое состояние исполнителя.

Подчеркнем, что рассмотренные выше формы социализации исполнительского внимания производны от трех основных этапов музыкального обучения: самостоятельной работы, занятий в классе с педагогом и концертных выступлений.

В заключение обратимся к постдеятельностной форме социализации исполнительского внимания, выявляющейся как непосредственно после завершения выступления, так и в "отставленной" во времени форме. Постдеятельностная социализация проявляется как в совместном обсуждении, так и в единоличном анализе выступления. Определенное влияние на переход исполнительского внимания в коллективную форму сосредоточения после завершения игры оказывает результат выступления. Однако, шлейф концертного состояния сохраняется довольно долго в представлении музыканта вне зависимости от успешности выступления.

Социализация внимания музыканта-исполнителя была рассмотрена нами в широком спектре его актуализации. В процессе же собственно социализации внимания музыканта просматривается парадоксальное столкновение его полярных позиций, и именно данное проявление является одним из специфических особенностей социализации исполнительского внимания.

Разные виды деятельности предъявляют особые требования к вниманию человека. В одном случае необходима молниеносная точность в восприятии движений, в практических или умственных действиях, в другом - длительное сосредоточение на одном объекте или одновременное внимание к нескольким и др. Исторически сформировались различные свойства внимание: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем (рис. 29).

Концентрация внимания.

Внимание характеризуется сосредоточенностью на конкретном объекте психической деятельности, имеет определенную интенсивность, а значит определенную степень концентрации. Чем сильнее сосредоточение, тем больше вследствие отрицательной индукции тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленный и более продуктивной становится сама деятельность. Такое торможение способствует концентрации возбуждения в ограниченных участках коры головного мозга.

Концентрация внимания проявляется в том, что внимание поглощается одним объектом. Показателем ее интенсивности является устойчивость к помехам, невозможность отвлечения внимания от предмета деятельности посторонними раздражителями. Скажем, увлекшись каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что вокруг нас происходит (отрицательная индукция). Классическим примером исключительной сосредоточенности внимания считается

Рис. 29. в

трагический случай с Архимедом, который настолько был увлечен решением оборонных проблем, что во время осады Сиракуз не позаботился о собственной безопасности и поплатился за это своей жизнью. Известен неординарный случай, когда греческий философ Сократ в беседе со своими учениками погрузился в глубокое сосредоточение на обсуждаемых проблемах. В неподвижности он простоял всю ночь, не воспринимая и не реагируя на окружающих даже тогда, когда стража, громыхая, ходила мимо него. И только с восходом солнца он вышел из этого состояния.

Устойчивость внимание.

Устойчивость внимания проявляется в длительности ее сосредоточенности на объекте. Она характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целенаправленность, а потому является необходимым внутренним условием выполнения задания до конца. Свойство это зависит от силы нервных процессов, характера деятельности, отношения к делу, сложившихся привычек, умение работать.

Устойчивость внимания усиливается, когда содержание деятельности вызывает интерес, когда мы что-то делаем с объектом внимания, постоянно обнаруживаем в нем новые особенности. Устойчивость внимания является и условием, и следствием целенаправленной деятельности человека. Внимание к объекту вызывает необходимость действия, а действие еще более сосредотачивает внимание на объекте, что, в свою очередь, является непременным условием мобилизации умственных сил для преодоления трудностей. Умеренные трудности, которые преодолеваются в процессе работы, усиливают устойчивость внимания.

Рис. 30. в

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость внимания объектами, не касающиеся деятельности. Чем менее устойчивое внимание, тем чаще и легче отвлекается юная побочными стимулами, в результате чего снижается эффективность познавательной или продуктивной деятельности. Невольно отвлекают внимание резкие и сильные внешние раздражители, внезапные динамические изменения реагентов, эмоционально действующие факторы. Борьба с отвлечением внимание требует тренировок в выполнении заданий в не совсем благоприятных условиях.

С устойчивостью связано также явление, которое имеет название колебания внимания. Оно проявляется в том, что сосредоточенность и устойчивость внимания периодически становятся более или менее интенсивными. В обычных условиях они малозаметны, но в восприятии еле заметных раздражителей эти колебания внимания происходят очень часто, через каждые несколько секунд (2-5, максимум 12 с). Наблюдения свидетельствуют, что колебания внимания через 15-20 мин. в основном приводят к непроизвольному отвлечению от объекта.

Колебания внимания сначала были обнаружены в сенсорных формах. Если прислушаться к едва слышного тиканья часов, то оказывается, что звуки периодически ослабевают и совсем исчезают. При этом создается впечатление, что источник звучания то приближается, то отдаляется. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение (рис. 30), то легко заметить, что меньший квадрат словно или выдвинут вперед, или отходит на задний план. Эти изменения наблюдаются скачкообразно через небольшие промежутки времени (рис. 31). В естественных условиях колебания внимания прослеживаются, например, когда мы пытаемся воспринимать объекты вдали, в частности самолет на небосклоне, лодка на горизонте в море, человека в

Рис. 31. в

степи; они то появляются на короткое время, то снова погружаются в марево неба, моря или равнины степи. В условиях разнообразной и содержательной мыслительной или практической деятельности периоды колебаний становятся реже, но сохраняются. За напряженной учебной деятельности возможны пропуски вниманием отдельных элементов лекции или текста книги. Иногда они учащаются и снижают эффективность обучения.

Причины колебания внимания следует искать прежде всего в необходимости восстановления работоспособности истощенных корковых центров и торможение вследствие динамики процессов иррадиации и концентрации отрицательной индукции. При этом стоит учитывать, что на пределе возможностей незначительные изменения потенциала нервной клетки отражаются на устойчивости внимания; этот потенциал быстро восстанавливается, как и исчерпывается до определенного предела, что и отражается на колебаниях внимания. Кроме того, на характер колебания внимания влияют особенности нервной системы человека, условий, содержания, напряжения и продолжительности деятельности. Зная эти свойства внимания, надо предвидеть изменения и перерыва в деятельности, избегать дублирования и автоматизации производственных процессов, когда это может иметь негативные последствия.

Устойчивость внимания - это одно из свойств, которое характеризует способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание - это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно переменчивое явление, на которое могут оказать внимание как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание - это в психологии своего рода отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только умственные и психологические особенности, но также и заинтересованность личности в работе с тем или иными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания - это одно из важнейших условий успешной деятельности абсолютно в любой сфере. Благодаря данной категории, определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят. Несмотря на то что при концентрации на основном объекте все остальные как бы отходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Изучению внимания ученые посвящают достаточно много времени, его нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Оно неразрывно связано с множеством других явлений и рассматривается только в тесной взаимосвязи с прочими сопутствующими процессам, являясь одним из их многочисленных свойств.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание - это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации. Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности).

Важно понимать, что произвольное внимание - это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически. Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Основные свойства внимания

Психологи выделяют следующие устойчивость, направленность, распределенность, объем, интенсивность, переключаемость сосредоточенность. Рассмотрим их более детально.

  • Концентрация представляет собой способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте или процессе. Это означает, что он выделяется и обособляется из общего фона. Сила связи с объектом определяется тем, насколько ярким, выраженным и четким он является.
  • Объем внимания подразумевает количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием человека единовременно. В зависимости от этого люди могут воспринимать разное количество информационных единиц. Объем может быть определен при помощи специальных тестов. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы специальные упражнения для его увеличения.
  • Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте.
  • Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
  • Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания.

Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге. Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.

Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.

Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Уровни внимания

Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:

  • уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
  • энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
  • уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
  • уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
  • внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
  • уровень воли - это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
  • уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.

Как развить устойчивость внимания

На данный момент существует множество методик и тестов, которые позволяют определить уровни устойчивости внимания. К сожалению, результаты их не всегда бывают удовлетворительными, но эта ситуация вполне поправима. Развитие устойчивости внимания становится возможным, благодаря приемам, разработанным психологами. Это позволяет повысить работоспособность, а также обучаемость.

Наиболее эффективными и часто применяемыми являются следующие упражнения:

  • Выставьте таймер своего мобильного телефона на две минуты. Все это время вы должны полностью сосредоточить свое внимание на кончике пальца (неважно какого). Если с данной задачей вы справитесь без проблем, то постарайтесь усложнить ее. Например, включите телевизор и старайтесь уже на его фоне удерживать внимание на пальце. Лучше всего, если вы сделаете подобные тренировки ежедневными.
  • Займите удобное положение и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Также можно попытаться почувствовать биение сердца. При этом в помещении не обязательно должна быть идеальная тишина, можно включить музыку. Это упражнение полезно не только для развития концентрации внимания, но также и для релаксации.
  • Находясь в общественном транспорте, займите место у окна и полностью сконцентрируйтесь на стекле, не обращая внимание на объекты за ним. Позже поменяйте приоритет.
  • Следующее упражнение выполняется перед сном, ведь оно не только развивает концентрацию, но также помогает расслабиться. Возьмите стандартный лист с текстом и посередине поставьте точку зеленым фломастером или маркером. Смотреть на нее нужно на протяжении 5 минут, при этом не допуская проникновения в сознание никаких посторонних мыслей.
  • Если ваша деятельность связана с восприятием звуков, то необходимо тренировать именно этот аппарат. Желательно выйти в парк и на протяжении 10 минут постараться слышать исключительно звуки природы, не обращая при этом внимания на разговоры прохожих или шум проезжающих машин.

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Это приносит успех в профессиональной и повседневной деятельности. Если ваши природные способности находятся не на самом высоком уровне, то необходимо развивать их при помощи специальных упражнений.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания - это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности.

В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Процесс избирательной концентрации

Это психологический и умственный процесс, который заключается в фильтрации внешних раздражителей и стимулов, с целью выделения тех, которые действительно требуют концентрации и сосредоточения.

Это явление постоянно изучается психологами на предмет того, насколько умственные процессы зависимы от избирательной деятельности мозга. Это можно объяснить на простом примере. Если поначалу в шумном месте мы слышим гул голосов, то, как только кто-то обращается непосредственно к нам, мы начинаем акцентировать свое внимание только на этом в то время, как фоновые шумы теряются.

Психологи провели такой эксперимент: в уши испытуемого были вставлены наушники, в которые подавались разные звуковые ряды. К их удивлению, человек слышал только одну из дорожек. При этом, когда подавался определенный сигнал, внимание переключалось на другую мелодию.

Избирательное внимание касается не только слуха, но также и зрительного восприятия. Если вы попытаетесь каждым глазом уловить разные картинки на двух мониторах, то у вас ничего не получится. Вы сможете отчетливо увидеть только одно изображение.

Таким образом, можно сказать, что человеческий мозг обладает способностью фильтровать информацию, которая поступает посредством тех или иных каналов, акцентируя внимание только на одном из существенных моментов. Концентрация и переключение внимания могут определяться внутренними или внешними факторами.

Вывод

Устойчивость внимания - это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации. Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов.

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость - это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Глава 12. Внимание.

12.1 Функции внимания и его разновидности

Внимание - отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Основные функции внимания:

    ·Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    ·Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

    ·Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов .

Виды внимания

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе - преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания - произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

12.2 Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. 12.1). Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность - об устойчивости . Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Правда, некоторые психологи считают, что последнее свойство на самом деле отражает очень быстрое переключение внимание, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у наблюдателя создается иллюзия одновременного сосредоточения внимания на нескольких объектах. Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.

Оценка свойств внимания:

Концентрация и устойчивость внимания определяется при помощи корректурной пробы: тест Бурдона (буквы) или "Кольца Ландольта (кольца с просветом в четырех положениях).

Переключение и распределение внимание определяют с помощью таблицы Шульте (25 черных цифр) или красно-черной таблицы Платонова-Шульте (24 красных и 25 черных цифр).

Переключение внимание можно также оценивать с помощью теста Бурдона, если предлагать испытуемому зачеркивать одну букву. а подчеркивать - другую. Распределение внимания при этом не определяется.

12.3 Физиологические основы внимания.

Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения , который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте.

По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбужде-ния в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и спо-собна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удов-летворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира.

Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания.

12.5 Теории внимания

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания (Рис. 12.2). Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция - есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс - поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

К синтетическим представлениям о природе внимания можно отнести концепцию внимания П.Я. Гальперина, состоящую из следующих положений:

1. Внимание - есть один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека.

2. Главная функция внимания - контроль над содержанием действия или психического образа.

3. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным.

Исследование внимания в когнитивной психологии

В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:

1. Внимание как селекция.

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

3. Внимание как перцептивное действие

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

В первой гипотезе селективного внимания (модель ранней селекции) была создана Д. Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом, располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорный регистр (рецепторы), затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из информационного потока. Настройка фильтра определяется параметрами задачи текущей деятельности (рис. 12.3). Таким образом, внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.

Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов.

Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. Ниже мы приводим несколько тезисов этого подхода:

1. Внимание - это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания - оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.

2. Степень умственных усилий (активация), определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи.

3. Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи к ресурсам внимания».

4. Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами.

5. Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий.

6. На интенсивность внимания также влияет общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно.

Внимание как перцептивное действие

Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил два процесса переработки информации: на первой стадии - пассивную, и вторую, активную - во время конструирования образа. Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.

12.6 Нарушение внимания

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания (Рис. 12.4).

Свойствавнимания. Изучая особенности внимания, исследователи выделяют его основные свойства. К ним относятся: устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внимания.Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устойчивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал однообразен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понятности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являются интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы. Устойчивость внимания является одним из показателей умственной работоспособности и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления. При астенических состояниях, утомлении наблюдается высокая истощаемость внимания, снижение устойчивости, что проявляется в уменьшении скорости работы по отыскиванию и вычеркиванию заданных знаков на фоне помех и увеличении количества ошибок. Невротические и гипоманиакальные состояния характеризуются очень высокой неравномерностью, подвижностью внимания, невозможностью сосредоточиться на длительное время. Снижение волевого потенциала личности (апатоабулические состояния) характеризуется трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания подвержена также суточным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчивости внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдаются в период с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устойчивость внимания зависит от возраста человека. Так, например, у детей способность к длительному сосредоточению ниже, чем у взрослых. Ребенок в возрасте 6-7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение 20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности и других факторов, о которых упоминалось выше.