Календарь памятных дат посвященный дмитрию пожарскому. Виртуальная выставка ко дню народного единства

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН. (ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОСТСКРИПТУМ)

Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства - российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Эрнст Лисснер Изгнание поляков из Кремля.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Михаил Скотти Минин и Пожарский. 1850 г.

Юрий Пантюхин За Землю Русскую! Минин и Пожарский (правая часть триптиха).

Нэлла Генкина Минин и Пожарский 2006 г.

Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.

Филипп Москвитин Гражданин Кузма Минин и князь Дмитрий Пожарский.1612 год. 2009 г.

Рудольф Баранов Минин и Пожарский 2007 г.

С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще неправильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Михаил Песков Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.

Илья Репин Кузьма Минин (эскиз). 1894 г.

Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более 1 000 актеров, но оно не состоялось.

Константин Маковский Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.

Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е г.

Борис Чориков Призыв Минина к Пожарскому.

«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге - тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.

Вильгельм Котарбинский Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. 1882 г.

А вот причем. Информация эта опубликована на одном из ресурсов, предназначенных для детей и их родителей. Но, поскольку, после семидесяти лет разрушения культуры и памяти мы и сами превратились в детей, думаем, кому-то это будет интересно. Тут немного об истории праздника.

4 ноября – осенний день празднества Казанской иконы Божией Матери.
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери - это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.
Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
Казанский образ Божией Матери был найден в 1579 г. Девятилетней Матроне, дочери купца Онучина, во сне явилась Пресвятая Богородица и сказала ей, что под разрушенным от пожара домом ее семьи находится Ее чудотворный образ. Он был зарыт в землю еще при татарском правлении тайными проповедниками христианства. Но к рассказам девочки никто серьезно не отнесся. Явление Пресвятой Девы повторилось еще два раза. Тогда Матрона сообщила о видении митрополиту Казанскому Иову, и было решено отправиться на раскопки всем городом. Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, которой Богородица указала точное местонахождение иконы, святыня была сразу обретена.
Новоявленный образ ярко сиял и выглядел так, как будто был написан совсем недавно. Почитаемый прихожанами отец Ермолай, подняв святой образ над головой, осенил крестным знамением весь собравшийся народ. Казанский образ Божией Матери был перенесен в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого монастыря. В 1589 г. отцом Ермолаем был основан женский монастырь в честь новообретенного Казанского образа, а настоятельницей его стала сама Матрона Онучина. Также отец Ермолай, после пострига в Московском Чудовом монастыре принявший имя Ермоген, – автор тропаря Казанской иконе Божией Матери «Заступнице Усердная», который и сегодня читают в бедах и болезнях верующие.
Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Когда Москва боролась с польским наступлением, список (икона, написанная по подлиннику) с чудотворного образа Казанской Божией Матери был передан князю Димитрию Пожарскому. Принято считать, что именно тогда Пресвятая Богородица стала помогать русскому войску в борьбе с врагами. По преданию, ночью, в захваченный Кремль, к архиепископу Элласонскому Арсению явился великий русский святой Сергий Радонежский. Он сказал, что завтра Москва будет «в руках русского ополчения» и «Россия будет спасена». Архиепископ был тогда болен, но после чудотворного явления святого исцелился и с благоговением сообщил о пророчестве русскому воинству. На следующий день ополчение во главе с князем Пожарским отразили нападение польского войска, а вскоре был освобожден и Кремль. 22 октября 1612 года русское войско, совершив крестный ход с чудотворной Казанской иконой Богородицы, вошло в Кремль. Архиепископ Арсений вынес ему навстречу Владимирскую икону Божией Матери. Собравшийся на площади русский народ со слезами молился своей Небесной Покровительнице.

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

В 1709 г. накануне Полтавской битвой Петр I с войском молились Казанскому образу Пресвятой Богородицы. В 1811 г. в совсем недавно построенном Казанском соборе была поставлена сама святыня. Именно здесь полководец Михаил Кутузов обращался с молитвой о победе над Наполеоном. Во время русско-французской войны первая крупная победа была одержана именно в день праздника, 22 октября.

Летом 1904 г. чудотворный образ Казанской Божией Матери был похищен из Казанского Богородичного монастыря и позднее обнаружен на Западе. Однако, по мнению некоторых историков, найден был список, а не подлинник. Тем не менее, в 1993 г. икона, ставшая символом спасения России, оказалась подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В 2000 г. им было принято решение о возвращении святыни в Казань. 25 августа 2004 г. в Риме состоялась церемония прощания с чудотворной иконой, и через два дня она была отправлена спецрейсом в Россию. А 21 июля 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно передал великий образ Казанской епархии Русской Православной Церкви. Затем крестным ходом, в котором участвовало около 20000 человек, Казанская икона Божией Матери была перенесена в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого монастыря.

Необыкновенная судьба была и у петербургского образа Казанской Божией Матери. В 1710 г. его привезла царица Параскева Федоровна, вдова царя Иоанна Алексеевича. Это была икона московского письма XVI века, близкая по времени к казанскому первообразу. Чудотворный образ, глубоко уважаемый жителями города на Неве, с 1737 г. находился в храме Рождества Богородицы, на месте которого к 1811 году был построен новый Казанский собор.

К Заступнице слезно обращались в годы Отечественной войны 1812 года, сам Кутузов молился ей. Донские казаки, сумевшие отбить награбленное французами серебро московских храмов, принесли его в дар Казанской иконе. Был построен специальный иконостас «Усердное приношение Донского войска», а у собора были воздвигнуты монументы Барклаю и Кутузову. В 1922 г. иконостас был разобран большевиками, а драгоценные украшения самой святыни проданы за рубеж. Через год, по решению властей, был отобран и Казанский собор. Чудотворную икону Казанской Божией Матери, слава Богу, удалось спасти: ее перенесли в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. А в 1940 г. она была поставлена во Владимирском соборе на Петроградской стороне, где находится и сегодня.

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

И да! Всех с Праздником!)))

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День народного единства — государственный праздник России. Учрежден по инициативе Межрелигиозного совета России, отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

В этот день в разных городах России политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

В Южной Осетии День народного единства внесен в календарь памятных дат и праздничных дней, однако выходным не является.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Инициативу поддержал думский Комитет по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. Позже инициативу Думы установить празднование 4 ноября публично поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В ноябре того же года на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября.

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

В память о Смутном времени

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ополчение Минина-Пожарского

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Освобождение Москвы и первый Романов

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм, где хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Старый новый праздник

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Длинные выходные и многотысячное шествие

В этом году в связи с празднованием у россиян будет три выходных дня подряд — непосредственно в праздничный день, приходящийся в этом году на пятницу, а также в субботу и воскресенье, 5 и 6 ноября.

В Москве 4 ноября пройдут шествие и митинг-концерт "Мы едины!", они соберут более 10 тысяч участников и могут стать ежегодными

Общественный порядок в День народного единства будут охранять более 17 тысяч полицейских, наряду с правоохранителями службу будут нести и войска Росгвардии.

Освобождение Москвы от польских интервентов

Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI — начале XVII веков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из за неурожая в 1601-1603 гг. наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович — сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова).

В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IV — царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сегизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска — бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие.

Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.

В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище — Кремль, который попал в прочную осаду. 26 октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал.

Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.» При открытии памятника В.Г. Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»

Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника.

Памятник Минину и Пожарскому


Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».


Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа». А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому, что наблюдал, как любуясь памятником, один мужик говорил другому: «Смотри, какие в старину были великаны! Нынче народ омелел».

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.