Эчмиадзин – место поклонения первых христиан. Кучерявый гид Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

Географическая энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал армянской государственной картинной галереи, Дом музей… … Современная энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат) город в Армении, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом музей И. М.… … Большой Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армянской ССР. Известен со II в. до н. э. Исторический центр армянской апостольской церкви. Собор (303, перестроен в V и VII вв.) с колокольней (1653 58) и ризницей (1869). В соборе фрески (конца XVII XVIII… … Художественная энциклопедия

эчмиадзин - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом… … Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат) город республиканского подчинения, центр Эчмиадзинского района Армянской ССР, на Араратской равнине, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин и в 20 км от Еревана. 37 тыс. жителей (1974). В Э. заводы пластмасс, бытовых… … Большая советская энциклопедия

Эчмиадзин - город в Армении. Со 11 го в. до н.э. существовал город Варкесован; название произошло от личного имени и армянского аван – «селение». В 140 х годах царь Варгашак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат – «город Вагарша» (иран … Топонимический словарь Кавказа

ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно григориан. церкви. В нем расположены резиденция патриарха католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же … Атеистический словарь

Эчмиадзин - город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение. В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город … Топонимический словарь

Книги

  • История армянской церкви (до XIX века) , Аннинский Александр. Репринт с издания. Кишинев, тип. М. Я. Спивака, 1900. Оглавление: Армяне пред принятием христианства; Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви; Армянская церковь при первых… Купить за 903 руб
  • Ереван. Гарни. Гегард. Эчмиадзин. Аштарак , А. Григорян, А. Степанян. Книга посвящена архитектурно-художественным памятника Еревана и близлежащим к нему архитектурным комплексам. Хронологически охватывается материал глубокой древности (Эребуни), античности…


Святой Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.

Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в 303 г. в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.
Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.

В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В 1956--1966 гг. Кафедральный собор, монастыри Рипсимэ и Гаянэ были реставрированы усилиями Его Святейшества Католикоса Васкена Первого.
На территории монастыря находятся также несколько исторических сооружений: "Врата царя Тиридата" (VII век), монастырская трапезная "Казарапат" (XVII век), старые (бывшие) Патриаршие покои (начало XVIII века), монашеские кельи "Еремян" (XIX век), здание Духовной Академии (начало XX века). новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958--1962 гг.
За время 25-летнего патриаршества Его Святейшества Васкена Первого (1955--1980) на территории монастыря появились новые сооружения: Главные ворота монастырского двора и окружающие его стены, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и здание музея "Алекс--Мари Манукян".
В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV--XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.
Значительная часть этих ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как советских, так и зарубежных армянских художников.
Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.
Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.
В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям св. Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей св. Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.
По преданию, св. Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", т. е. Иисус Христос. Св. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.
Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.
С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.
Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.
В Духовной Академии св. Эчмиадзина обучались ряд выдающихся деятелей армянской культуры, такие как основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, писатели Дереник Демирчян, Левон Шант, Аксел Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.
В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.
Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.
Такой же патриотический дух св. Эчмиадзина проявился также в 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда турецкая армия потерпела поражение и Восточная Армения была спасена от полного уничтожения. Образовавшаяся в ноябре 1920 г. Армянская Республика вошла в качестве равноправного члена в СССР, обретя таким образом мир и безопасность.

Богом созданный город святой

Для всех армян такой только один,

Так говорят об истории той,

Начало которой – Эчмиадзин

HayasaNews . В жизни каждого народа всегда существовали военные, торговые, культурные, религиозные и иные центры. Источником жизни армянского народа всегда являлись духовно-культурные и религиозные центры, которые до некоторого времени менялись в связи с геополитической ситуацией. Например, в дохристианском периоде одними из религиозных центров являлись урартский город Тейшебаини, Мусасир и другие.

Уже более 1700 лет Святым городом армян является Эчмиадзин.

На территории Армении существует огромное количество исторических и известных своей незыблемостью мест, куда каждый человек независимо от его вкуса должен побывать и насладиться красотой и неповторимостью этих достопримечательностей. Но побывав в Армении и не побывать в Святом городе – это значит не побывать в Армении. Именно здесь развивалась самобытность армянской национальной культуры, именно здесь находился важный центр становления армянской государственности, именно сюда ниспускался Иисус Христос.

История Эчмиадзина очень тесно связана с историей Эчмиадзинского Монастыря, строительство Кафедрального Собора которого начал первый Католикос всех армян Григор Лусаворич. Ему было видение, что Единородный сын Божий спустился на землю и золотым молотом указал место, где должен стоять святой алтарь. Поэтому возведенный на этом самом месте собор назвали Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает “сошел Единородный”, то есть Иисус Христос. С тех пор Собор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства.

Дьякон Агван Гаспарян так возвещал идею построения Эчмиадзина:

“Со временем, дабы нога смертного не запятнала места сошествия Единородного, был поставлен малый алтарь, или алтарь сошествия. Здесь отправляются службы, посвященные первому Патриарху Григорию Просветителю”.

Однако, еще раньше, на этом месте в VI веке до н.э. князь Вардгес не левом берегу реки Кассах, построил крупное поселение, назвав его по своему имени Вардгесаван, что в переводе означает поселок Вардгеса. Спустя несколько столетий, во II ом веке нашей эры при царе Вагаршаке I (117-140 гг.), оно было обнесено крепостной стеною и большим валом и сделалась второй столицей наряду с Арташатом, которая получила название Вагаршапат. Вагаршапат был удостоен честью быть одной из столиц Великой Армении. Название это сохранилось до 1945 года, когда Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря - резиденции Католикоса всех армян. Однако, в 1992 году городу вернули прежнее название, но в обиходе используются оба наименования.

Город Эчмиадзин расположен на Араратской равнине, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин и в 30 км к западу от Еревана. Несмотря на то, что здесь население всего лишь 57,5 тыс. жителей, в Эчмиадзин приезжают сотни тысяч туристов. Их главной целью является Первопрестольный Эчмиадзинский монастырь.

Здесь расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Возведенный в IV-V вв. собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире. С 2000 года Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За всю свою историю Собор претерпел множество реконструкций. Первоначально, как и другие храмы, он представлял собой прямоугольное здание, но позже был перестроен в центрально-купольный собор. В начале строительства Собора в 303 году было использовано дерево в качестве главного материала. Затем в V и VII веках Первопрестольный Кафедральный Собор был перестроен в камне. Спустя тысячу лет были построены колокольня и ризница. В Соборе в качества интерьера наблюдающих вдохновляют и воодушевляют фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков, созданных рукой армянского художника, также поэта, основателя знаменитого рода художников Овнатанянов Овнатана Нагаша. В комплекс одного из первых Соборов входят трапезная и гостиница, а также дом Католикоса. Недалеко находится каменный водоем и другие постройки.

В святом Эчмиадзине с почитанием хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, святого Стефана Первомученика, святых апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы, многих святых Церкви и такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова, частица тернового венца и копье, пронзившее Иисуса Христа.

Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира стекаются в город, чтобы увидеть эти и другие реликвии и сокровища.

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, а также трехарочный гавит и Церковь Святой Шокагат. Все эти церкви посвящены памяти дев-рипмимеянок, убитых в третьем веке царем Трдатом за распространение христианства В соборе расположен также основанный в 1955 году музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

Эчмиадзин наших дней – один из самых красивых и цветущих городов республики Армения. В городе воздвигнут замечательный дворец культуры, кинотеатры, гостиница, научно-исследовательский институт технических культур. В центральной части находится Дом-музей поэта Иоаннисаяна (1864-1929 гг.), уроженца Эчмиадзина, выразителя дум и чаяний родного народа. Возмущаясь дикарству деспотической Турции, он изображал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжелый труд хлебороба. Поэт горячо приветствовал возрождение родной Армении и принимал активное участие в ее культурной жизни. В центре города находится здание Чемарана. Напротив нее стоит памятник писателю Рафаэлу Патканяну (1830-1892 гг.), стихотворение которого «По берегам матушки Аракс» стало одной из популярных армянских народных песен.

Древнеримский политик и философ, блестящий оратор Марк Туллий Цицерон однажды сказал:
“Благо народа – вот высший закон” (1). Соответственно, самое важное для нации – это ее благо, все решения и действия должны приниматься во благо этого народа на принципах добра и справедливости. Армянский народ на протяжении всей своей истории доказывал, что высшее благо для нее – это ее религия, не покорившаяся никому и создавшая армянскую культуру, которую чтят ее носители.

Вот так предстает пред нами город, который построил, наверное, самый первый в мире собор, внутренность которого насыщена молитвами отчаянного, горюющего, страдающего, но вновь оживающего и поющего о своей свободе и любви к Родине армянского народа. Вот так предстает город, в котором нету ничего выше, чем Крест на Первопрестольном Эчмиадзинском Кафедральном Соборе – вот так видится культура народа, у которого нету ничего важнее и ценнее, чем Царство Небесное, которое он не отдал никому на свете. Славься, страна моя!

Аветик Арутюнян,

Вагаршапат (Վաղարշապատ) - город в центральной Армении с населением около 57 000 человек, резиденция католикоса, один из пригородов Еревана. Здесь находится много известных храмов, поэтому город часто посещается туристами. Вагаршапат в Армении по своей исторической значимости чем-то напоминает Мцхету в Грузии. Приезжающие в Армению на пару дней помимо Еревана посещают как минимум Вагаршапат. В советское время город назывался "Эчмиадзин" и это название по сей день не выветрилось, что порождает некоторую путаницу.

Вагаршапат: собор Эчмиадзин, восточные ворота и сверху слева - заросли. в которых прячется храм Святой Гаянэ.

История

Если настоящее у Вагаршапата скучноватое, то прошлое - славно и величественно. Люди жили тут еще в эпоху неолита, а при урартийцах тут уже было построено что-то серьезное. В первом веке до нашей эры тут был город, о названии которого пока спорят, а царь Тигран Великий поселил тут евреев. Сам город Вагаршапат появился в 120 году при царе Ваграше Первом (117 - 144), который сделал его столицей Аршакидской Армении. Отсюда пошло и название города: Ваграш-Абад. Именно в Вагаршапате развернулись все события, связанные с крещением Армении: именно здесь жит царь Трдат, здесь он убивал дев-репсимиянок, здесь ему являлся Григорий Просветитель и здесь Трдат крестился. Соответственно, Святая Нина уходила в Грузию тоже из Вагаршапата. К сожалению, от того города не осталось даже нескольких камней.

В 336 году столица переехала в Двин . В 428 году Аршакидское царство пало и город понемногу захирел. В 452 году католикос переехал из Вагаршапата в Двин. В VII веке это была уже глухая провинция, но именно в это время были построены собор Эчмиадзин , храм Гаяне, Звартноц и храм Рипсиме . В 658 году пришли арабы и город стал частью Армянского Эмирата.

Золотая эпоха Закаридов не отразилась на Вагаршапате никак.

В 1441 году резиденция католикоса вернулась в Вагаршапат. Тем самым он снова стал как бы столицей армянского народа. В то время город как таковой почти отсутствовал и монастырь Эчмиадзин стоял почти в чистом поле. До XIX века здесь почти ничего не происходило. В июне 1804 года российский генерал Цицианов решил отвоевать Армению у Ирана и отправился с армией на Эривань. Под Эчмиадзином он встретил крупные силы иранской армии, не решился их атаковать и, обойдя противника, пошёл дальше на Эривань. После этого персы покинули Эчмиадзин и русский отряд занял его без боя. Но поход закончился неудачей и осенью русская армия отсюда ушла.

В 1827 началась русско-персидская война и в Эчмиадзине разместился русский отряд. В августе 1827 года этот отряд был осаждён персами и на выручку ему выступил отряд Красновского - произошла эпическая Аштаракская битва, когда пятитысячный отряд сумел пробиться к Эчмиадзину и снять осаду, но при этом сам едва не погиб.

На картинках тех лет виден собор Эчмиадзин, обнесенный стеной, и пустые поля вокруг монастыря. Видимо, там действительно не было ничего, кроме четырех храмов, поэтому местные татары прозвали местность Дерткилисе (Четыре церкви).

В советское время Вагаршапат из заброшенной деревни снова стал крупным посёлком, а затем и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали из-под земли Звартноц. В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, а в 1995 вернули прежнее название "Вагаршапат". В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Что есть сейчас

В наше время Вагаршапат выглядит как вполне современный равнинный город, лишённый какой бы то ни было ауры древности. Он напоминает типовой советский новострой вроде Барнаула или Читы. Визуально он скучнее даже легендарно скучного грузинского Рустави. И в то же время здесь мощный исторический бэкграунд и множество важных для армянской истории храмов. Наверное, это самое плотное в Армении скопление старинных памятников.

Это совсем рядом от Еревана: от центра столицы до центра Вагаршапата всего 20 километров по дорогам. Эта близость к столице и плотность достопримечательностей делают Вагаршапат самым популярным туристическим городом в стране после Еревана. Если вы размышляете, куда поехать из столицы, чтобы быстро и с пользой, то можно смело ехать сюда.

Центром города является монастырь Эчмиадзин. С северной стороны к монастырб примыкает площадь Комитаса. От неё на север тянется полоса газонов и фонтанов, тут же муниципалитет. Это парадная часть города.

Сразу к югу от монастыря в деревцах прячется храм Святой Гаянэ.

От площади Комитаса на восток и далее на Ереван тянется улица Месропа Маштоца. Это примерно полтора километра многоэтажек. Именно на этой улице имеет смысл искать маршрутки, кафешки и прочие радости цивилизации. На самом выезде, на пересечении с улицей Матросова, находятся Вагаршапатский консервный завод и храм святой Рипсиме . В некотором роде эта самая ценная с архитектурной точки зрения достопримечательность.

Чуть сложнее найти храм Шогакат. К нему надо свернуть с Маштоца на Петрозаводскую улицу. Между Шогакат и Рипсиме - всего 400 метров по прямой. Всё рядом.

И это всё. Остальное - несколько заводов, больница и культурный центр. До Звартноца надо пройти на восток километра с два.

Кафе и рестораны

Учитывая траффик туристов, Вагаршапат должен был бы быть напичкан ресторанами, но на практике все иначе. Впрочем, тут имеется как минимум один ресторан - прямо на въезде со стороны Еревана, неподалеку от храма Шогакат. Он симпатичный, с красивыми столиками под навесом, очень зеленый и с фонтанчиком. Цены средние по Армении. Есть кофе, разливное пиво, вездесущие кебабы и прочее полезное.

Окрестности

Окрестности Вагаршапата - это плоские колхозные поля. На восток через три километра начинаются окраины Еревана. Если вам захотелось выехать из этого города в интересные места, то следует поехать на север. Там через 10 километров Ошакан а за ним Аштарак. Там находится могила Мсропа Маштоца и множество старых храмов.

В 6-ти километрах на север находится село Айгешат, где находится винный завод. Если кто помнит армянское вино "Айгешат" - это отсюда.

Как добираются

Вагаршапат - легко посещаемый город. Прямо с основного автовокзала Еревана сюда ходят маршрутки за 250 драм. Идут долго, около получаса, зато проходят мимо Звартноца, храма Рипсиме, ресторана, и заезжают куда-то в центр. Обратно их надо ловить на той улице, что идет от Эчмиадзинского монастыря на Ереван, там есть остановки.

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин — неприступная скиния

Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.

В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.

21-24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.

За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V-VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.

В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782-1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.

Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915-1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.

Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.

Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Что еще посмотреть в окрестностях Эчмиадзинского монастыря

На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.

  • Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738-1741).
  • Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
  • Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
  • Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.

От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.