Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики. Иконография праздника благовещения пресвятой богородицы

Тема Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически сразу - уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой - всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать подробностями. Ведь это было не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам принцип формирования иконографии.

На рисунке - фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II - начало III века.

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения.Самый яркий пример изображений такого типа - мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:


На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно, пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Сам смысл события - в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант - написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (самой древней на нашей земле иконы Благовещения) - на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой - Богородица с надписью: «Се раба Господня».


Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы можно трактовать, как принятие Ею благовестия:



Икона. Византия. XIV век.

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От нее исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя - наиболее известный символ явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва - внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и тут же - во чреве Богородицы в виде Младенца:



В основном эти подробности черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Этот образ Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии):


Миниатюра из рукописи. Византия XIII век

Этот момент очень показателен: многие искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение» ). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:


Роспись в монастыре Высокие Дечаны, XIV век, Сербия, Косово

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей - это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это - великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа  Лк. 1:26-38. . В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в раз-ных позах, интерьерах и исполь-зуя различные символы. И это даже не глав-ное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображен-ных персонажей. Раннехристиан-ские художники хотели показать вели-чие Марии, в средневековой и возрож-денческой живописи Дева оли-цетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрожде-ния и ба-рокко — испы-тывает удивление и испуг. Архан-гел Гавриил, в XII-XIV веках почти-тельно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом. На примере десяти работ выясняем, как в ис-кусстве на протяжении пятнадцати веков менялось восприятие этого сюжета.

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)

Diomedia

На рубеже 420-430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все-го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го-ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди-цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи-тали и раньше, но осо-бенно сильным ее культ стал именно после постановле-ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди-це. Сце-на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ-но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь-ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме-кает вере-тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави-да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря-нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

Благовещение у колодца (вторая половина XII века)

Bibliothèque nationale de France / MS Grec 1208

Писавшие о Благовещении богословы часто рассуждали о том, чтó в этот мо-мент чувствовала Мария, и лишь немногих занимали переживания архангела Гавриила. Среди последних — живший в XII веке монах Иаков Коккиноваф-ский, автор шести гомилий Гомилия — проповедь с объяснением прочитанных мест Священного Писания. о жизни Богородицы. Гавриил был изрядно напу-ган порученным ему заданием. Сначала он зашел в дом Марии невидимым и был поражен ее добродетелью — настолько, что не мог подобрать подходя-щие слова. Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой, и сообщить ей но-вость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась).

Встречу у колодца иллюстрирует одна из миниатюр рукописи. Мария стоит к Гавриилу спиной. Услышав его голос, она поворачивает голову, испуганно вскидывая одну руку, а другой придерживая кувшин. Эта сцена часто встре-чается в византийском и древнерусском искусстве, в росписях, посвященных Благовещению.

«Устюжское Благовещение» (1130-40-е)

Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project / Wikimedia Commons

Создатель «Устюжского Благовещения» Традиционное название иконы ошибочно: в XVIII веке считали, что ее привезли в Мо-скву из Устюга, но на самом деле икона была написана в Новгороде. использовал редкую для этого сюже-та иконографию. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Склонив го-лову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд, в подобной композиции нет ничего необычного, однако, если присмотреться, на груди Марии можно раз-личить изображение Богомладенца. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благо--вещением начинается земная жизнь Христа и именно в этот мо-мент он вочело-вечивается, чтобы потом погибнуть. Его грядущую смерть сим-во-лизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии. Иисус изо-бражен отроком: эта иконография Она называется «Эммануил» по пророчеству Исайи о том, что сыну Девы нарекут имя Еммануил, что значит «С нами Бог». (Ис. 7:14) напоминала о том, что происхождение Христа было изначально божественным, в отличие от учения Нестория.

В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого Денми Господь Ветхий Денми — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца. . Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я на-конец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь».  Дан. 7:9. В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света, исходящий от фигуры Ветхого Денми.

Симоне Мартини. «Благовещение» (1333)


Uffizi Gallery / Wikimedia Commons

Средневековые Благовещения редко обходятся без двух атрибутов: цветов, ча-ще всего лилий, стоящих в вазе, и книги, которую читает Мария. Эти образы мы видим и в позднеготическом «Благовещении» итальянского художника Симоне Мартини — к лилии художник добавляет символизирующую мир оливковую ветвь, которую Марии вручает ангел. О том, что Мария умела чи-тать и знала текст Ветхого Завета, еще в IV веке упоминал святой Амвросий Медиоланский. Однако до второй половины IX века эти сведения не слишком впечатляли авторов иконографии, посвященной Марии. Самое раннее изобра-жение читающей Богородицы из тех, что сохранились, относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно сделан-ной в Меце. Одновременно всего в 120 километрах от нее монах Отфрид Вай-сен-бург-ский пишет стихотворное изложение Евангелия и впервые упоми-нает, что в момент появления Гавриила Мария читала псалмы. С тех пор Мария встречает архангела за чтением все чаще и чаще, и к XIII веку книга становится постоянной деталью западноевропейского Благовещения, а веретено отходит византийской традиции. В том же XIII веке появляется цветок, стоящий между архангелом и Марией. Этот символ напоминал о том, что Благовещение про-изошло весной: «Назарет» в переводе с древнееврейского означает «цветок». Позже он превращается в лилию, символизирующую не только время года, но и чистоту Марии.

Робер Кампен. «Благовещение» (1420-30-е)


Metropolitan Museum of Art

Ангел входит в обычный бюргерский дом того времени. Мария поглощена чте-нием и не замечает его. В луче света — летящая через окно фигурка Христа. Архан-гел еще не успел заговорить с Девой, и Кампен как будто использует эту паузу, чтобы показать зрителю интерьер комнаты. На столе — лилии, в углу — до блеска начищенный бронзовый умывальник, книга обернута тканью. Все это намекает на чистоту Марии. Только что потушенная свеча, вероятно, напоми-нает о сиянии, исходившем от новорожденного Иисуса и затмившем огонь све-чи. Возможно, так Кампен подчеркивает человеческое начало Христа. Вообще, картина Кампена — пример того, как сложно иногда бывает расшифровать ни-дерландскую живопись XV века, выбрав определенное значение того или иного предмета. Например, украшенная маленькими резными львами скамейка Бого-родицы может символизировать трон Соломона, с которым сравнивали Марию и который тоже был украшен львами, а сами львы — Иисуса. А может быть, Кам--пен написал скамейку только потому, что такая мебель была в те годы в моде.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение» (1452-1466)

Пьеро делла Франческа. Благовещение

Пьеро делла Франческа. Опускание Иуды Кириака в колодец Basilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

Благовещение могло быть и самостоятельным сюжетом, и частью цикла, по-свя-щенного Богородице, и первой сценкой в изображении жизни Христа. У Пьеро делла Франчески Благовещение неожиданно становится частью исто-рии обретения креста, на котором был распят Иисус. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и ви-зантийского искус---ства). Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в кото-ром ангел обращается к Марии, и небесный, с изображением Бога Отца.

Лаконичная композиция почти лишена деталей, поэтому обращает на себя вни-мание веревка, свисающая с балки у окна. С одной стороны, этот символ напоминает об орудиях страстей Орудия страстей — инструменты мученичества Иисуса Христа. , с другой — делла Франческа с помощью этого изображения связывает Благовещение со сценой пытки Иуды Кириака, которая изображена в верхнем регистре. Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, иници-иро-вала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Иудеи отказались помогать Елене в поисках, и тогда она велела посадить одного из них, Иуду, в высушенный колодец. Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Вызволенный из колод-ца, он помолился Богу — и увидел место, где находился крест: так он уве-ровал в Христа. Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отли-чие от Иуды Искариота, предал его. Именно об Искариоте и о ве-ревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Пустая петля, не при-годившаяся уверовавшему и спасенному Иуде Кириаку, указывает на спасение, следующее за приходом Иисуса в мир.

Благовещение с единорогом (1480-1500)

Schlossmuseum, Weimar

Средневековые рассказывали о множестве фантастических зверей и приписывали удивительные черты реальным животным. Богословы находи-ли параллели между описаниями некоторых животных и событиями из жизни Иисуса: например, жертву, евхаристию и воскресение символизировали пели-кан, кормящий птенцов собственной кровью, и лев, рождавшийся мертвым и оживавший на третий день от дыхания львицы. Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В XV-XVI ве-ках становится популярен сюжет охоты на единорога — особенно в Германии. Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алта-рях, гобеленах и посуде.

Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду. Гавриил гонит к ней еди-норога. Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие доброде-тели: истину, милосердие, мир и справедливость. Изображения охоты на еди-норога часто превращались в наивное перечисление того, что символизирует Деву Марию: запертый сад, заключенный колодец  З апертый сад и заклю-ченный колодец — образы невесты из Песни песней, которую в Средние века считали про-образом Марии. , неопалимая купина Неопалимая купина — куст на горе Синай, из которого Бог говорил с Моисеем. Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизи-ровала чистоту Марии. , руно Гедеона Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из су-дей Израиля, убедился в том, что Господь из-брал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле. , затворенные врата Затворенные врата — образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Через эти ворота должен был пройти Господь. и жезл Аарона Жезл Аарона чудесным образом расцвел за ночь — в этой истории видели намек на рождение Спасителя от девы. . Светский характер сцены вызывал недовольство церкви, и в 1545 году на Тридентском соборе подобные изображения были запрещены.

Якопо Тинторетто. «Благовещение» (1576-1581)


Scuola Grande di San Rocco / Wikimedia Commons

На большинстве изображений Благовещения Мария спокойна. Она не пугается при виде архангела и со смирением принимает отведенную ей роль. Благове-щение Тинторетто тревожное и сумбурное. Картина написана в темных тонах, Гавриил врывается в дом, его сопровождает вихрь из путти Путто (лат. putus — «маленький мальчик») — крылатый мальчик. ; голубь, симво-лизи-рующий Святой Дух, резко устремляется вниз, а Мария в испуге отшаты-вается. Здесь нет ни цветов, ни сада, а дом напоминает руины: из стула лезут прутья соломы, за дверью небрежно навалены доски и плотницкие инструмен-ты Иосифа. За стулом мы видим старые ясли. Чтобы усилить напряжение, Тин-торетто использует резкую перспективу и странный ракурс: зритель как буд-то бы смотрит на все происходящее сверху. Динамичная композиция, поры-вистые движения и контрастное освещение предвосхищают живопись эпохи барокко, предпочитающую сдержанным Благовещениям предыдущих веков напряженные, динамичные, эмоциональные сцены.

Александр Иванов. «Благовещение» (1850)


Государственная Третьяковская галерея / wikiart.org

Архангел Гавриил был послан с небес на землю, чтобы сообщить Марии о ее пред--назначении. Принадлежность Марии и Гавриила к разным мирам художник подчеркивает, изображая их в разных масштабах. Архангел не просто выше Ма-рии — их фигуры несоизмеримы друг с другом. При этом компози-ционно они объединены: рука ангела попадает в круг сияния, исходящего от Марии.

Благовещение Иванова неожиданно монументально — особенно если учесть, что это акварель на бумаге. В конце 1840-х годов художник задумал цикл рос-писей на библейские сюжеты, и этот акварельный эскиз должен был впослед-ствии стать фреской (но так и не стал). В это время Иванов читал книгу немец-кого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Штраус считал, что евангель-ские чудеса — мифологизированные предания, часто основанные на ветхоза-ветных сюжетах, и проводил параллели между ветхо- и новозаветными сюже-тами. Именно поэтому Иванов собирался написать рядом со сценой Благове-щения явление Троицы Аврааму.

Билл Виола. «Приветствие» (1995)

Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие»

Обращаясь к вечным сюжетам, современные художники часто задумываются об их месте в истории искусства. Современный американский художника Билл Виола в своей видеоработе цитирует вовсе не евангельский рассказ, а картину «Встре-ча Марии и Елизаветы», написанную в 1529 году итальянским художни-ком Якопо Понтормо. Речь тут, правда, идет не о самом Благовещении, а о сле-дую--щем за ним сюжете — встрече Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Кре-стите-ля. Узнав от Гавриила о том, что ее престарелая родственница Елизавета тоже бе-ременна, Мария отправляется к ней. Елизавета тут же понимает, что Мария родит Сына Божьего, и таким образом становится первым человеком, узна-вшим о грядущем рождении Иисуса.

Early Netherlandish Painting.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Благовещение - один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить - указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки - это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

С вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная » стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский , в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей “ (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты ».

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого , Мария выразила своё исповедание веры . Он сравнивает её со скрижалью , «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет ».

По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах . О нём рассказывается в следующих апокрифах II века : «Протоевангелие Иакова » и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя » (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея »). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.

Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма . Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами ». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда еще называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. ) Сев за прялку , Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его ». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки , напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).

В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает? » ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя ». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле ».

Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына ». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.

Примыкающие сюжеты

  • Праведная Елисавета (Встреча Марии и Елизаветы):

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки , предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии , женатому на родственнице Марии Елисавете , во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя . А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы , во время которого Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! » (см. Аве Мария , Песнь Пресвятой Богородице).

Праздник Благовещения

Название

Современное название праздника - Εὐαγγελισός («Благовещение») - стало употреблятся не ранее VII века . Древняя церковь называла его по-разному:

Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее : «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии» . Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа , при переводе же на русский язык возможны как родительный , так и дательный падеж , то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго .

Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора . До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»).

Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи .

Существует два подхода к определению даты Благовещения:

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников» ; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I , епископом Иерусалимским в середине IV веке . Однако епископ Ефесский Авраам (между и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди , посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании ; Галлия приняла его лишь в VIII веке .

Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.

Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия . Согласно Типикону , по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста , а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого . Если Благовещение случается в Великую пятницу , то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону , служится литургия Иоанна Златоуста).

В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим , устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея . Согласно греческого типикона празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной » и «лествицей » из видения Иакова . Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога , а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

Гимнография

Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ" αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ" ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!

Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу , но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε ) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице . По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице : «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших ». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

В Римско-католической церкви

В Римской Церкви Благовещение имело статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; только в 1895 году Благовещение официально было включёно в число «торжеств».

На Западе исторически Благовещение считалось праздником Богоматери и в меньшей степени - праздником Воплощения Христа . После литургической реформы XX века праздник был включен также и в число праздников, посвящённых Спасителю, а название «Благовещение блаженной Девы Марии» изменено на «Благовещение Господа Иисуса Христа», хотя во многих литургических календарях употребляются оба названия. В списке Богородичных праздников Благовещение продолжает присутствовать.

В изобразительном искусстве

Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах , например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века . В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико , Симоне Мартини ; из ренессансных работ - картины Леонардо да Винчи и Боттичелли , а из северных работ - Ян ван Эйк , Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден . В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко . Начиная с эпохи барокко , как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления (см., например, работу прерафаэелита Россетти, ниже).

В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое - поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь - образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела - скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике (Андрея Критского , Иакова Коккиновафского).

Изображение Марии

Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклоненной, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение (кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила). Обычно Мария написана в правой части картины - это становится стандартом с VI-VII веков. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия (Ecce ancilla Domini) . Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу.

Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии (в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности). Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха (работа Боттичелли в ГМИИ им. А. С. Пушкина) , Царских врат , или на тимпанах арки, разделенные проемом (например, фрески Джотто в капелле Скровеньи), столбах храма (Киевская София). В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.

Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт - результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.

Изображение Святого Духа и Бога-Отца

Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляется спальня и, в особенности, кровать. Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события - Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане - изображение Иосифа Обручника за работой, или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену (Мф. 1:19-24).

Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима . В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.

Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером. Пространство становится закрытым и затесненным, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью . А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности («Вертоград заключенный »). Причем в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проем, а через окно, желательно застеклённое (аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно). В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст , который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены.

Православная традиция

До появления в православных храмах высоких иконостасов эту сцену, также разделенную надвое, располагали в храме на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой. Например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е гг.). Иногда изображения наносились и в других местах - на триумфальной арке, на стенах и своде.

Существует большое количество храмов, посвященных этому празднику (Благовещенский собор Московского кремля , Благовещенский собор Казанского кремля , Благовещенский собор в Сольвычегодске , церковь Благовещения над киевскими Золотыми воротами (не сохранилась), церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском переулке Москвы (не сохранилась), на Якиманке ; на Воронцовом поле; в Ферапонтовом монастыре , в Аркажах (Новгород) и т. д.). Существовало также несколько православных Благовещенских монастырей. (См. Благовещенский собор (значения) , Благовещенская церковь (значения) , Благовещенский монастырь (значения) .

В литературе

Среди литературных произведений по мотивам сюжета известны:

  • Эротическая юношеская поэма Пушкина «Гаврилиада ».
  • Драматическая поэма Поля Клоделя «Благая весть Марии».
  • Андрей Вознесенский в поэме «Авось!» (1970) писал:

Как нища ты, людская вселенная, в боги выбравшая свои плод искусственного осеменения, дитя духа и нелюбви!

См. также

Другие Благовещения

  • Благовещение Иоакиму о грядущем рождении у его жены Анны девы Марии (в пустыне); и Благовестие Анне , которое случилось в саду
  • Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи священнику Захарии ;
  • Благовещение пастухам о свершившемся Рождестве Христовом (Поклонение пастухов).

Примечания

  1. Епископ Александр (Милеант) Праздник Благовещения. Начало нашего спасения.
  2. Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Луки
  3. Григорий Неокесарийский.
  4. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении
  5. Николай Кавасила, Проповедь на Благовещение (цитируется по Лосский В. Н. «Мистическое богословие Восточной Церкви». М., 1991 г.)
  6. Афанасий Великий. Из толкования на Евангелие от Луки.
  7. Иеромонах Ефрем (Просянок). Благовещение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
  8. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.
  9. Благовещение. Иконография на icon-art.info
  10. Богородица // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 488
  11. О понятии «великая благочестия тайна » см. 1Тим. 3:16
  12. Благовещение // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 256
  13. Ср., например, управление однокоренных слов: оповещение (кого?) народа, извещение (кого?) покупателя
  14. См., например, издание: Благовещение Пресвятой Богородице. Служба на праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. - М.: Синодальная типография, 1902
  15. О дате Благовещения по мнению Отцов церкви
  16. Ванюков С. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в византийской и славянской богослужебной традиции // Богословский сборник. 2002. N 10. С. 139.
  17. Григорий Неокесарийский. Беседа 1. На Благовещение Пресвятой Богородицы.
  18. Энциклопедия обрядов и обычаев
  19. Cabrol. Col. 2245-2246
  20. Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). М.: Даръ, 2005. С. 420-421
  21. Перевод: Сегодня начало нашего спасения и явление тайны, существовавшей прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
  22. Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
  23. The Feast of the Annunciation (англ.) Статья в Католической энциклопеди ()
  24. Православная энциклопедия . 2002, Т. V, стр. 263. // Раздел В римской традиции.
  25. Литургический календарь на сайте catholicculture.org
  26. Богородичные праздники в Общем Римском календаре
  27. Благовещение Пресвятой Богородицы
  28. Круг Г. И. Мысли об иконе. Благовещение Пресвятой Богородицы
  29. Иконография Благовещения