Назначение человека в разумной деятельности. « Назначение человека в разумной деятельности»


Выбранное мною высказывание посвящено проблеме активной жизненной позиции. Эта тема актуальна в условиях открытой социальной структуры современного общества.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «назначение человека в разумной деятельности». Иными словами жизнь человека невозможна без деятельности, она помогает раскрыться человеку как личности, развить свой творческий потенциал.

Я полностью согласна с мнением автора, ведь деятельность и человек- неразрывные понятия, о чем можно еще с первобытности, когда люди начали преобразовывать окружающий мир, подстраивать его под себя, и этот процесс усиливается с течение времени, заставляя людей занимать активную жизненную позицию для удовлетворения растущих потребностей человечества.

Приведем теорию. Определенная цель толкает человека действовать, достигать ее. А что деятельность? Деятельность- форма активного отношение человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном преобразовании и изменении. Субъектом деятельности является человек, а объектом то, что направлена деятельность.

Ну и конечно же, чтобы начать деятельность нужен мотив, без него всякие начинания бессмысленные. Мотив- совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющие направление деятельности. Когда мотив есть, в голове у человека формируется цель. Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Значит, любая деятельность не возникает просто так, а из-за желания людей жить лучше, изменить окружающий мир под себя, получить от самого процесса деятельности удовольствие, повысить самооценку. А кто не хочет всего этого? Тем более у каждого есть потребности, каждый пытается их удовлетворить. Но для достижения какого-либо результата нужно приложить усилия, быть целеустремленным, не сдаваться. Люди, обладающие такими характерными чертами, занимают активную жизненную позицию. А как известно такие люди быстрее остальных достигают успеха, приобретают новый, более высокий социальный статус, им достается больше ресурсов для удовлетворения всех потребностей. Поэтому Аристотель говорил о том, что назначение человека- разумная деятельность. Но следует обратить внимание на слова « разумная деятельность». То есть та деятельность, которая приносит пользу обществу, соответствует закону, не нарушает права других людей.

Чтобы более точно рассказать о сути высказывания Аристотеля обратимся к практике и вспомним великого русского поэта Н.А.Некрасова. Он жил во времена, когда в Россию пронесся ветер перемен, когда изменились судьбы тысячи людей, когда позорное, неэффективное рабовладельческое крепостное право было отменено. Сложно представить, какие настроения царили в обществе, ведь факт остается фактом- любые реформы или революции возвеличивают один слой населения, а второй теряет свою силу. Поэт хотел разобраться в главном вопросе второй половины 19 века: привела ли реформа Александра Освободителя к лучшему? Некрасов был трудолюбивым, усердным человеком и буквально собирал по частицам ответы, искал истину. Немногим известно, что над главным произведением всей жизни, «Кому на Руси жить хорошо», он работал 10 лет с 1860-1870 года. Нужда в правде все-таки является потребностью человека, и Некрасов пытался ее удовлетворить. Благодаря его не безразличности мы смогли насладиться великим шедевром отечественной литературы и расширить знания о прошлом, представить то время, окунуться в историю. Можно точно сказать, что Некрасов принес пользу всему человечеству, раскрыв глобальную, на то время, проблему.

Обратимся к миру науки и расскажем о знаменитом русском ученом Г.Н.Ужегове и о его исследовании болезни гиподинамии, которая нависла угрозой для всего человечества в современном мире, где из-за современных технологий люди перестают двигаться, мыслить. Ужегов выявил, что эта «болезнь цивилизации» опасна для сердца и сосудов, люди с этим диагнозом больше подвержены серьезным заболеваниям, они сокращают себе годы жизни. Гиподинамия – это серьезная недостаточность двигательной активности или полное отсутствие физических нагрузок. То есть сама природа, биологическая суть человека запрещает ему ленится, ничего не делать.

А что же умственная активность? Какое наказание ждет того, кто не на максимум использует умственные способности своего мозга? Учеными выявлен тот факт, что при умственной активности человек теряет столько же калорий, как и при физических нагрузках. Тем более если вспомнить курс обществознания, то в нем сказано, что человек- биосоциальное существо, то есть преобладают обе стороны в равных количествах. И для удовлетворения потребностей человека недостаточно уделять внимание только первичным потребностям(физиологические, экзистенциальные), но и вторичные, где главные роли играют социальные, престижные и духовные потребности. А по пирамиде А.Маслоу высшую ценность имеют духовные потребности, где нужна работа высших центров головного мозга.

Таким образом, на основе теоретических и практических доводов, можно сделать общий вывод: деятельность занимает одно из главных мест в жизни человека, потому что без нее человек утратит собственное «Я», перестанет развиваться, начнет деградировать.

Вариант 1

    Одним из проявлений экологической проблемы является

    бедность людей в Южном полушарии; 2) наличие ядерного оружия;

    рост народонаселения; 4) истощение природных ресурсов.

    Нравственное отношение к природе определяется

    принципом господства над природой;

    принципом отделения деятельности людей от природы;

    принципом сотрудничества с природой;

    равнодушием к экологическим нарушениям.

    Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А) глобальные проблемы – результат деятельности человека;

Б) решение глобальных проблем является общечеловеческой задачей.

4. Отношения между социальными группами относятся к

1) политической сфере; 2) социальной сфере; 3) экономической сфере; 4) духовной сфере.

5. Правительство страны приняло решение об учреждении нового театра. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной; 2) политической и экономической

3) политической и духовной 4) социальной и духовной.

6. Верны ли следующие суждения об экономической сфере?

А) экономическая сфера охватывает отношения людей на производстве;

Б) экономическая сфера – основа жизнедеятельности людей.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7. Важной социальной чертой человека является

1) общительность 2) прямохождение 3) наличие активности 4) работа внутренних органов.

8. Алёна 13 лет посещает курсы английского языка, занимается в студии бального танца. Это характеризует её как

1) ученицу 2) личность 3) дочь 4) индивида.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) социализация завершается с окончанием школы;

Б) школа активно участвует в социализации подростков.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Какой из приведенных признаков характеризует обществ?

1) постоянное развитие 2) многообразие проявлений живой природы

3) способы осуществления власти 4) изолированные индивиды.

11. В стране Z наблюдается упадок, возврат к прежним формам общественного устройства. Это явление называется

1) кризисом 2) возрождением 3) регрессом 4) прогрессом.

12. Верны ли следующие суждения о социальных революциях?

А) в результате революции может меняться политический и общественный строй;

Б) революция – это социальный взрыв, массовый протест.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13. В ходе обсуждения ученики выяснили значение социальных норм в жизни общества. Сравните формы социальных норм - нормы – дозволения и нормы-запрета. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) разрешение человеку поступать определенным образом;

2) регулирование отношений между людьми;

3) требование жёстких санкций за неисполнение нормы;

4) сохранение целостности общества.

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между характеристиками и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ОБЩЕСТВА
А) ориентация на особую роль знаний 1) аграрное

Б) развитие заводов и фабрик 2) индустриальное

В) ориентация на традиции 3) постиндустриальное

Г) особая роль информации

Д) рост численности городского населения

15.

(А) Личностью является конкретный человек как носитель сознания. (Б) Очевидно, что формирование сознания длительный процесс. (В) С появлением признаков сознания начинают складываться черты личности.

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Ответ:

16

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Затруднились ответить (3%)

17.

Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.

Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.

Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).

В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество ещё можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.

(Текст адаптирован по cm. М.Н. Марченко и др.)

18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения.

21. Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания из курса обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения людей.

22. С опорой на личный социальный опыт и знания курса обществознания и истории докажите, что только взаимодействие людей рождает общественные отношения. Приведите три доказательства.

23. Почему важен научный анализ общества? С опорой на обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Проверочная работа по 1 главе «Личность и общество»

Вариант 2

    Деятельность людей, которая направлена на разумное использование и воспроизводство природных ресурсов называется

    добыча ископаемых 2) охрана природы 3) браконьерство 4) экологическое правонарушение.

    В результате лесного пожара выгорела деревня. Это пример

1)воздействия природы на общество 2) деятельности людей

3)взаимодействия природы и человека 4) глобальной экологической проблемы.

3 . Верны ли следующие суждения о проблеме «Север-Юг»?

А) богатые страны используют природные ресурсы бедных стран.

Б) бедные страны Южного полушария в ближайшее время не могут догнать развитые страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Деятельность правительства, парламента, партий относится к

1) социальной сфере 2) экономической сфере 3) духовной сфере 4) политической сфере.

5. Предприниматель тратит часть прибыли на поддержку лицея. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной 2) политической и экономической

3) экономической и духовой 4) экономической и социальной.

6. Верны ли следующие суждения о духовной сфере?

А) духовная сфера обеспечивает культурное развитие человека и общества.

Б) духовная сфера может существовать автономно от других сфер.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7 . Формирование человека происходит под воздействием природы и общества. Это нашло отражение в том, что человек

1) биологический вид 2) биосоциальное существо 3) индивид 4)ученик.

8. Антон 12 лет занимается музыкой и хореографией, активен в школьной жизни. Это характеризует его как

1) личность 2) сына 3) индивидуальность 4) певца

9 . Верны ли следующие суждения о подростковом возрасте?

А) в подростковом возрасте главным для человека является общение со сверстниками.

Б) подросток не подчиняется влиянию старших.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми является

1) окружающим миром 2) социальным институтом

3) обществом 4) территорией расселения людей.

11 . В стране Z большинство населения занято в сельском хозяйстве, господствуют традиции. Какой тип общества сложился в стране Z ?

1) аграрное общество 2) индустриальное общество

3) промышленное общество 4) постиндустриальное общество.

12. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А) в наибольшей степени глобализация свойственна политической сфере.

Б) всё человечество рассматривает глобализацию как положительное явление.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13 . В приведенном ниже списке казаны черты сходства и черты отличия революции и реформы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) влияние на общественное развитие

2) участие широких народных масс

3) использование правовых механизмов для достижения цели

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между объектами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕНОЙ ЖИЗНИ

А) учреждения культуры 1. экономическая

Б) производство товаров и услуг 2. политическая

В) торговля 3. социальная

Г) деятельность парламента 4. Духовная

Д) семья

15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Глобальные проблемы исследуются многими естественными, техническими и общественными науками. (Б) Однако, глобальные проблемы представляют сложнейшую проблему. (В) Они воздействуют на каждого человека, на систему общества.

Определите, какое(ие) положение (я) тексты

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.

Ответ:

16 . Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Треть участников опроса считают, что личное участие граждан способно обеспечить охрану природы.

2) Половина участников опроса считают, что государственные меры наиболее эффективны.

3) Наибольшая часть участников опроса не видят возможности эффективной охраны природы.

4) Пятая часть участников опроса считают, что организации граждан в стране Z обеспечат охрану природы.

5) Наименьшая доля участников опроса не считают нужным охранять природу. 

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Личное участие граждан (15 %)

Нет необходимости охранять природу (10 %)

Затруднились ответить (3%)

17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Государственные органы должны принимать меры для обеспечения охраны природных ресурсов в стране Z.

2) Среди граждан страны Z много равнодушных к проблемам экологии.

3) У граждан страны Z высокий уровень экологической культуры.

4) В стране Z граждане обращают серьёзное внимание на экологические проблемы и охрану природы.

5) В стране Z созданы экологические организации и граждане осведомлены об их деятельности.

Прочитайте текст и выполните задания 18-23

Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.

Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды - с другой.

(По А.Е. Озерову)

    Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

    Какие факторы формирования личности называет автор?

    Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.

    Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.

    По мнению ученых, важным для становления личности является выбор профессии. Назовите три позиции, которые нужно учитывать при выборе профессии.

Тема 2. Бытие человека

Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.


В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 4.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.


Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая .



Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности .

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.


Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ: Потребности.

Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].


Существует несколько классификаций общения.



В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.


Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



Ответ: 22121.

Тема 5. Мышление и деятельность

Мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.



Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.



Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.



На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.



В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.


Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Ответ: Темперамент.

Тема 6. Цель и смысл жизни человека

Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизни осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.



Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.


Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



Ответ: ББАБ.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей : внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами ).


Структура личности

Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.



Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации ». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.


Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).


C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.


C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.



C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

1

Осознание насущных проблем современным человеком ведет к формированию его нового мировоззрения, что имеет социальные и духовные предпосылки, которые зависят от общей культуры и образованности самого человека, от способности социума раскрыть творческие возможности своих граждан.

На становление нового мышления, в поиске новой системы ценностей огромное влияние оказывают идеи академика Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере (в переводе с греч. - сфера разума), о единении человека и природы, их совместного, взаимосвязанного развития.

Разумная деятельность человека становится главным фактором, что определяет развитие ноосферы. По мнению В.И.Вернадского, ноосфера представляет новое геологическое состояние биосферы, которое характеризуется тем, что "научная человеческая мысль мощно изменяет природу. Созданная на протяжении геологического времени, уравновешенная биосфера начинает все сильнее и глубже изменяться под влиянием научной мысли человечества".

Целью нашего исследования стала разумная деятельность человека, как решающий фактор развития социума на современном этапе.

Современный человек живет в условиях качественно нового эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформационных взаимодействий с окружающим пространством, средой обитания.

Человеческий разум не так уж наивен, чтобы не осознавать и предвидеть последствий от происходящих вокруг него явлений и событий.

Информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии стремительно вошли в наш мир и сознание, тогда как в науку - новая терминология, понятийный аппарат, например, виртуальная реальность, наномир, нанооружие, нанокультура и др.

Доказано, что энергией и объектами наномира можно управлять при помощи информации, переданной этим объектам. Нанопрограммирование процессов и свойств дает возможность изменять любые процессы и именно через мысль (информацию) человек может научиться управлять, прежде всего собственным состоянием, а также процессами, происходящими в социуме, природе. Отличие виртуальной реальности от реальности заключается в возможности человека осознанно, а значит, запланировано изменять фундаментальные основы бытия, пространства и времени не только с помощью компьютерных систем, но и используя биоинформационные технологии данных человеку, то есть сознания, сверхсознания.

Говоря словами В.И. Вернадского (которые актуальны и сегодня) "только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво". Здесь необходимо добавить, что только с новым мировоззрением и развитыми способностями, данными изначально каждому человеку природой, для применения их в различных сферах его деятельности, являются необходимыми условиями для существования индивидуума, не просто, в качестве, активного внутреннего наблюдателя, но и бытьм действующий элементом системы. И. Вернадский был первым, кто связал эволюцию живого вещества и эволюцию окружающей среды со всем разнообразием взаимодействующих механизмов.

Таким образом, ноосфера - это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, так как современная наук под ноосферой понимает планетарное и космическое пространство (природная среда), которая преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества.

Работа представлена на III научную международную конференцию «"ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА" Научное наследие В.И.Вернадского. Глобальные проблемы современной цивилизации», Италия, о. Сицилия, 15-22 июля 2007. Поступила в редакцию 15.06.2007.

Библиографическая ссылка

Задоя Е.С. РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИУМА // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 126-126;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4555 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Cтраница 1


Разумная деятельность человека состоит во внесении порядка в окружающий мир. Человек строит, создает высокоупорядоченные структуры, а второе начало этому противодействует, стремится превратить здания в груды щебня. И если человек не будет поддерживать свои сооружения в порядке, они погибнут, предоставленные воздействиям окружающей среды - воды и воздуха.  

Разумная деятельность человека состоит во внесении порядка з окружающий мир. Человек строит, создает высокоупорядоченные структуры, а второе начало этому противодействует, стремится превратить здания в груды щебня. И если человек не будет поддерживать свои сооружения в порядке, они погибнут, предоставленные воздействиям окружающей среды - воды и воздуха.  

В разумной деятельности человека постоянно возникает необходимость не только качественной, но и количественной характеристики тех или иных явлений. Так, измерение на местности или в лабораторных условиях, любое научное исследование или производственный эксперимент приводят к тому, что приходится иметь дело с разными числами и производить действия над.  

Строительство является древнейшей областью разумной деятельности человека. В нашей стране капитальное строительство - основа развития всех отраслей народного хозяйства, на которую ежегодно расходуется до 25 % ассигнований государственного бюджета. Перевозка строительных грузов составляет до 25 % грузооборота железных и до 30 % автомобильных дорог. От эффективности строительства зависит успешность развития других отраслей материального производства и уровень благосостояния населения. В сфере строительства занято свыше 10 млн. чел.  

Ноосфера - состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.  

Во-вторых, это естественная эволюция болезней, причины которой, мало нам известные, не связаны с разумной деятельностью человека, а скорее восходят к географическим и космическим категориям.  


Характерным в данном случае является стремление к воспроизведению более широкого, чем в машинном интеллекте, спектра проявлений разумной деятельности человека.  

НООСФЕРА - сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором глобального развития, хотя по В.И. Вернадскому: Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Именно неотделимость человечества от биосферы указывает на главную цель построения ноосферы. Она заключается в сохранении того типа биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье. Поэтому слова В. И. Вернадского перестраивать коренным образом следует понимать лишь в рамках основной цели сохранения биосферы, пригодной для жизни людей.  

Строение биосферы.  

Это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. Среди функций ноосферы можно выделить функции, призванные служить сохранению и развитию здоровья человека, благополучию всего человечества. Однако современное состояние человеческого общества и отношение к природе заставляет задуматься о возможности перехода биосферы на эту стадию развития в обозримом будущем.  

Каждое взятое в отдельности явление, вещь независимо от того, существуют ли они в природе или возникли в результате разумной деятельности человека, имеют бесчисленное множество различных свойств, делающих их именно этой вещью пли явлением. Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качество связывается с бытием предмета.  

Это понятие ввел французский математик и философ Ле-Руа в 1927 г., а обосновал - Вернадский в 1944 г. Это высшая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. В ноосфере человек становится крупной геологической силой, он перестраивает своим трудом и мыслью область своей жизни. Человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может. Его существование есть функция биосферы, которую он неизбежно изменяет.  

Творческой вершиной следует признать создание и широкое применение электронных средств информационных коммуникаций, включающих ЭВМ, аудио и видео средства, средства связи, позволяющие многократно усилить разумную деятельность человека. Появляются идеи создания электронного разума дающего возможность человеку продолжить свое существование в облике ЧИ-Па , а также клонировать человека.  

В настоящее время нет недостатка в прорицателях глобальной катастрофы, которую якобы готовит технический прогресс. Предотвратить предрекаемый экологический кризис может и должна разумная деятельность человека, основанная на глубоком понимании естественных биотических циклов, обновляющих и восстанавливающих природную среду.