Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Основные качества ума в психологии
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.
Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.
Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.
Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.
Подробнее остановимся на их рассмотрении.
Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.
Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.
Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.
Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.
Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.
Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.
Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.
Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.
Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.
Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.
Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.
Страница 15 из 42
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).
К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).
Рис. 8. Составляющие продуктивности ума
Например, для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности. Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.
Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.
Эти индивидуальные особенности необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальныхособенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или качества ума, становятся своеобразными свойствами личности.
Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности человека, охватывающей различные области действительности, а с другой - характеризуется всесторонним и творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики, основывается на всесторонних и глубоких знаниях.
Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, умении увидеть вопрос, проблему там, где у других людей вопросы не возникают; увидеть сложность там, где иные ее не усматривают. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие, находить правильные пути и способы познания окружающей действительности.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей.
Критичность ума характеризуется умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно доказывать и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критический ум - это прежде всего дисциплинированный ум; , строгий и ответственный ум, ничего не принимающий на веру.
Гибкость ума характеризуется легкостью, свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой. У людей с негибким умом отсутствуют эти качества. Их мысль инертна (неподвижна), скована, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи.
Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и немедленно принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - люди с быстрым умом. От быстроты ума следует отличать : торопливость мысли. Человек с таким качеством ума характеризуется своеобразной ленью ума, отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Для ленивого ума самое блаженное и приятное состояние, - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, т.о. человек с таким умом стремиться быстрее прекратить это занятие.
Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Недаром ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз.
Богиня памяти Мнемозина родила от Зевса девять дочерей – муз, богинь наук и искусств. Музы становятся помощницами каждому, кто стремится к познанию и творчеству. Но если человек лишается дара Мнемозины – памяти, то вся мудрость и вся красота мира становятся для него недоступны, исчезают для него и прошлое, и будущее.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующим воспроизведении индивидом своего опыта.
Образная память – память, обрабатывающая информацию от анализаторов – зрительная, слуховая, осязательная, обанятельная, вкусовая).
Двигательная память- память на движения и системы формирования двигательных практических навыков.
Словесно-логическая память (специфически человеческая память)- содержанием являются мысли человека, воплощенные в различных языковых формах.
Эмоциональная память – память на чувства и эмоции.
2. В зависимости от характера и целей деятельности:
А) Непроизвольная – память, в которой отсутствует специальная цель – запомнить.
Эффективность непроизвольной памяти зависит от того, входит ли в цель человека материал деятельности, которую он выполняет, от отношения к деятельности, от мотивов деятельности.
Б) Произвольная – целенаправленное запоминание.
Мнемические действия – это действия, требующие постановки специальной цели запомнить, сохранить, но при этом необходимо подобрать наглядную или смешную ассоциацию, перевести запоминаемый материал на стихи или созвучные фразы.). По способу запоминания :
А) механическая - отсутствует опора на понимание;
Б) смысловая – основанная на обобщенных и специализированных ассоциациях.
4. В зависимости от длительности сохранения информации
Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.
1. Критичность ума , т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.
Человек с некритическим умом склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное.
Показателем же критичности yмa является уменье смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, отбрасывать те из них, которые этой проверки не выдержали, отказываться от начатых действий, если обнаруживается, что они не соответствуют условиям и требованиям задачи. Критический ум - это дисциплинированный, «строгий» ум.
Люди с живым и богатым воображением должны особенно заботиться о воспитании в себе подлинной критичности ума. Богатое воображение в соединении со строгой и дисциплинированной мыслью составляет основу творческой деятельности. Воображение, не дисциплинируемое критическим умом, может сделать человека фантазёром, живущим несбыточными проектами и невыполнимыми планами.
2. Гибкость ума , под которой разумеется свобода мысли от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи.
Гибкость ума выражается не только в свободе от сковывающего влияния трафаретных приёмов, но и в уменье разнообразить попытки решения, не повторять тех попыток, неправильность которых уже обнаружилась.
Многие люди плохо справляются с решением задач, главным образом, потому, что в поисках решения они снова и снова возвращаются к способу, который первым пришёл им на ум, хотя всякий раз убеждаются в том, что этот способ ни к чему не приводит.
Здесь обнаруживается своего рода «инертность» мысли: человек не умеет сдвинуть свою мысль с того пути, по которому она однажды пошла.
3. Широта мысли , выражающаяся в уменье охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей и деталей.
Успешность решения сложной задачи всегда зависит от того, насколько удаётся одновременно охватить мыслью все данные этой задачи, насколько удаётся, исходя из одной группы данных, не забывать в то же время о тех требованиях, условиях, ограничениях, которые вытекают из других данных. Значительная часть трудностей и ошибок, наблюдаемых при решении сложных математических задач, определяется именно неуменьем охватить сразу все данные задачи.
Широта мысли отличает крупных государственных и военных деятелей, так же как и больших учёных. Все лица, которым приходилось беседовать с товарищем Сталиным или наблюдать его работу, поражаются совершенно исключительной способностью его при разрешении сложнейших вопросов вникать в мельчайшие, но существенные для дела детали.
«Когда на совещаниях обсуждается какой-нибудь сложный вопрос, товарищ Сталин с исключительным вниманием выслушивает мнения рядовых работников, рассказывающих о мельчайших деталях своего дела. На эти детали и специфические особенности товарищ Сталин всегда обращает особенное внимание» (Герой Советского Союза Юмашев).
«Товарищ Сталин задавал такие сугубо специальные вопросы, касающиеся самолётостроения, что я частенько задумывался, чтобы опрометчивым ответом не «ввести в заблуждение»... Меня поразило... откуда человек, занятый делами государственной важности, знает тонкости авиамотостроения и лётного дела» (Герой Советского Союза Байдуков).
4. Быстрота мысли. Разные виды деятельности предъявляют различные требования к скорости решения умственных задач. Достаточно сравнить с этой стороны работу учёного и военачальника. Шестнадцать лет прошло между зарождением у Ньютона основной идеи закона всемирного тяготения и тем моментом, когда он сумел дать решающее доказательство этого закона.
Двадцать лет потратил Дарвин на подготовку к написанию «Происхождения видов». Совершенно другими сроками располагает военачальник для решения стоящих перед ним задач. «Одна минута решает исход баталии»,- говорил Суворов. «Я действую не часами, а минутами».
Бесспорно, что и для учёного быстрота мысли - качество очень ценное, но всё же в обычных условиях учёный располагает значительно большим временем, чем, например, лётчик. Вождение самолёта во многих случаях не допускает ни малейшего промедления, и поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.
Быстрота мысли является результатом высокого развития других качеств ума, и этим она отличается от торопливости мышления, которую на первый взгляд можно смешать с подлинной быстротой мысли, но которая по существу является свойством прямо противоположным.
Быстрота мысли зависит от способности сосредоточить в нужный момент все силы ума, проявить величайшую активность мышления; она зависит, далее, от широты мысли, позволяющей сразу видеть все стороны вопроса, и от гибкости ума, избавляющей от потери времени на повторные возвращения к неправильным способам решения; она предполагает, наконец, высокое развитие критической способности, дающее возможность быстро оценивать гипотезы и немедленно откидывать негодные.
В противоположность этому торопливость ума является следствием своеобразной лени мысли, заставляющей человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжёлую мыслительную работу, и толкающей на то, чтобы следовать за непроверенными гипотезами и принимать решения, основанные лишь на части данных. Решительная борьба с торопливостью мышления - необходимое условие развития положительных качеств ума.
Сочетание исключительной быстроты мысли с мудрой неторопливостью при решении сложных вопросов отличало гениальный ум Ленина. Товарищ Сталин, подчёркивая у Ленина гениальную прозорливость, «способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий», говорит о том, что он был мудр и нетороплив «при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учёт всех плюсов и минусов».
***
Из советского школьного "Психология " под авторством Б. М. Теплова .Быстрота ума - эта способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков, привычки думать, от подвижности нервных процессов.
Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы.
Оригинальность мысли характеризуется необычностью, нестандарт-ностью находимых решений. Это своеобразие творческого мышления.
Самостоятельность - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.
Человек, который не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении жизненных вопросов опирается на готовые формулы, шаблонные решения.
Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Это яркая потребность понять причины, умение предвидеть дальнейшее развитие событий.
Широта ума – широкий кругозор человека, активная познавательная деятельность, знания в самых различных областях науки и практики (истории, психологии, математики, литературы и др.).
Гибкость ума – умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, находить быстрее новые пути решения.
Представления воображения. Понятия о воображении и его физиологическая основа. Значение воображения. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое воображение.
Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, счем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано. Такого рода представления называют представлениями воображения .
Ихвиды:
1. П. того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, планеты);
2. П. исторического прошлого (боярина, Петра I, крестьянского быта);
3. П. будущего (модели одежды, строящегося дома);
4. П. того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).
Представления воображения опираются на представления памяти, подвергаясь глубокому изменению. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, с чем он в прошлом не встречался. Тем ни менее, все новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим и строится на основе прошлых восприятий, сохраненных в памяти.
Так образы литературных героев имеют реальный прототип; технические приборы изобретаются на основе наблюдений за природой (птица - самолёт); и сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием реальных элементов (русалка, избушка на курьих ножках и др.).
Ф.О. воображения – процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. И учитель, проектируя личность ученика, представляет, предвидит результаты воспитательных воздействий.
Виды воображения
Непроизвольное (пассивное) воображение - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.
Например, …
Сновидения . Представляют собой активность изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. У спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим образам (сновидениям).
Галлюцинации. Возникают у психически нездоровых людей, под влиянием сильных переживаний – страха, тоски, навязчивых мыслей, на почве алкоголизма. Образы фантазии приобретают черты реальности.
Произвольное (активное) воображение – это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной целью.
Например, …
Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их словесным описанием, по чертежу, схеме, картинке.
Учащиеся представляют себе материал, выраженный в словесной форме (моря, озера, горы, незнакомые растения, животных, исторические события, литературных героев).
Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания. Если знания недостаточны, то, и представления могут быть искаженными. Поэтому учителю важно не только ясно и точно рассказывать материал, но и использовать наглядность.
Творческое воображение (активное) – самостоятельное создание новых, оригинальных образов в процессе творческой деятельности (произведений искусства, литературы, научные изобретения).
Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в новом продукте. Роющая рука стала прообразом лопаты; растопыренные пальцы - граблей; сжатая в кулак рука – молоток).
Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить модель по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его.
Мечта – это особый вид воображение, связанный с созданием образов желаемого будущего.
Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека, давать возможность заглянуть в будущее, помогать человеку доводить до конца утомительную работу, бороться с трудностями. Но мечта может быть пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.
Общее понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа. Значение эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.
На все, что нас окружает, мы каким-то образом реагируем, выражая тем самым своё отношение к действительности.
Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.
Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.
Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.
В основе эмоций – удовлетворение или нет потребностей человека.
Эмоции и чувства полярны: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. В этой связи их принято делить на