Виды и примеры инстинктов современного человека а также их отличие от животных. Инстинкты животных

Инстинктом называют врожденную, строго постоянную специфическую для каждого вида организмов форму приспособительного поведения, побуждаемого основными биологическими потребностями особи и специфическими раздражителями внешней среды. Инстинкт, как и безусловный рефлекс, является врожденной передаваемой по наследству реакцией, но вместе с тем инстинкт значительно более сложный, и поэтому его называют деятельностью или поведением. Для обозначения инстинкта также используют понятия: «видоспецифичное поведение», «стереотипическое поведение», «врожденное поведение», «генетически запрограммированное поведение», «комплекс фиксированных действий» и др. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием «драйв», что значит влечение, страсть. В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться не только с участием ствола головного мозга, но и отдельными сегментами спинного мозга, для осуществления инстинктов необходимы высшие отделы головного мозга. Высокая видовая специфичность инстинктивного поведения часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.

Инстинкт помогает животному существовать в окружающей его, мало изменяющейся среде. Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), забота о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

Человек также наделен врожденными задатками и инстинктами, иначе он не мог бы жить и развиваться. Однако все чисто человеческие качества приобретаются человеком в процессе обучения и воспитания. Воспитать человека значит, прежде всего, выработать способность подавлять и направлять инстинктивную деятельность в необходимое русло. Врожденное поведение человека играет несравненно меньшую роль в сравнении с приобретенным поведением. Кроме того, у людей врожденные импульсы подвергаются культурному вытеснению или корректировке в соответствии с требованиями социума. Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев, когда контроль коры мозга за нижележащими, подкорковыми структурами ослабевает (например, в состоянии сна, опьянения, при действии наркотиков и т.д.), инстинктивная деятельность проявляется в яркой форме (например, в форме повышенной сексуальности, агрессивности и т.д.). Общепринятыми для человека считаются инстинкты самосохранения, продолжения рода, социальный, самосовершенствования. Австрийский этолог К. Лоренц добавляет к этому списку «инстинкт борьбы» – агрессию.


Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей:

1) оно высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы;

2) инстинктивное поведение видотипично, т. е. одинаково проявляется у всех организмов данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.

3) инстинктивные действия запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного или человека.

Современные исследователи считают, что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе, а переплетаются в единый поведенческий акт.

Благодаря многочисленным исследованиям ученых-этологов К. Лоренца, У. Крэга, Ж. Фабра, Н. Тинбергена, Р. Шовена, Р. Хайнда, О. Менинга, Д. Дьюсбери и др. начали проясняться физиологические механизмы инстинктивного поведения.

К. Лоренцем была предложена теория, получившая название «концепции растормаживания». Согласно этой теории, в организме постоянно имеется готовность к осуществлению различных врожденных реакций, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы. Каждому инстинкту соответствует своя энергия, действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых стимулов не произведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном участке мозга есть структура, названная им «разрешающим механизмом», на которую и действуют знаковые стимулы.

К. Лоренц и его последователь, голландский этолог Н. Тинберген выдвинули следующие положения теории инстинктивного поведения:

1) каждому инстинкту соответствует своя энергия;

2) регуляцию каждого инстинкта осуществляет определенный участок мозга – центр инстинкта;

3) центры инстинктов организованы по иерархическому принципу; «включение» более высокого центра ведет за собой автоматическое «включение» подчиненных центров;

4) «запуск» инстинктивных действий подавляется тормозными процессами;

5) растормаживание центров инстинктов происходит либо под действием сигнальных раздражителей (релизеров), либо самопроизвольно;

6) осуществление инстинктивных действий приводит к самоистощению данной активности на определенный срок;

7) величина порога чувствительности к релизерам данной инстинктивной активности обратно пропорциональна давности осуществления этой активности.

Для проявления инстинкта необходимы так называемые внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам проявления инстинкта относят гуморально-гормональные отклонения в организме от обычного физиологического уровня. Такие отклонения могут привести к выполнению организмом стереотипных инстинктивных действий. Так, введение лабораторным крысам половых гормонов вызывает у них гнездостроительную деятельность даже в отсутствие беременности.

В естественных условиях жизни организма для проявления инстинктов одних внутренних факторов недостаточно. Кроме них необходимы внешние факторы , так называемые ключевые , или пусковые, стимулы , или релизеры (разрешители). Очень часто при отсутствии ключевых стимулов, но при наличии соответствующей потребности организм приступает к активному поиску этих стимулов. Например, поиск партнера в период полового возбуждения, поиск птицей материала для построения гнезда и др. Таким образом, инстинктивное поведение реализуется в результате взаимосвязи внутренних и внешних факторов.

Согласно этологической концепции, специфическая активность внутренних факторов заблокирована системой нейросенсорных врожденных пусковых механизмов. Эти механизмы обеспечивают распознавание и оценку ключевых раздражителей, после чего происходит снятие «блокировки» и осуществление целенаправленного акта. Специфическая совокупность внешних стимулов получила название ключевых или пусковых раздражителей, поскольку каждый из них подходит только к своему «врожденному пусковому механизму» как ключ к замку. Помимо ключевых раздражителей выделяют также направляющие раздражители, которые облегчают ориентацию животных и поиск ключевых стимулов. В качестве ключевого раздражителя может выступать любой физический или химический признак объекта: форма, размер, цвет, запах и даже направление движения объекта.

Протекание инстинкта, по К. Лоренцу и У. Крэгу, можно представить в виде схемы: эндогенное побуждение (потребность) – ключевой пусковой стимул – комплекс стереотипных действий (последовательность двигательных актов) – «завершающий акт».

Инстинкт способен к индивидуальной изменчивости. В нем различают наиболее стабильные «ритуализованные» действия и наиболее изменчивые его элементы. Истинные инстинктивные акты можно наблюдать у животных только при первом их проявлении. При каждой последующей их реализации одновременно возникает множество новых, только что приобретенных условных рефлексов. Эти условные рефлексы приводят к индивидуальной модификации наследственно запрограммированного поведенческого акта.

Инстинктивное поведение запрограммировано в ЦНС, а внешние факторы могут побуждать и корректировать поведение. У. Крэг выделял две фазы целостного инстинктивного поведения: 1) поисковое (подготовительное, аппетентное), например, поиск жертвы хищником; 2) завершающее поведение , например, поедание хищником жертвы. Поисковое поведение – это наиболее изменчивая часть инстинктивного поведения, в составе которого важную роль приобретает собственный жизненный опыт . Завершающее поведение – это наиболее стабильная, генетически фиксированная фаза инстинктивного поведения.

В настоящее время принято считать, чтоорганизация инстинктивного поведения осуществляется следующим образом. Ключевой раздражитель может запускать соответствующую ему программу поведенческого акта на основе «жестких», генетически обусловленных связей между сенсорными и двигательными системами. При этом действие разворачивается по принципу «ключ – замок» и реализуется в стереотипном двигательном акте. Такой поведенческий акт осуществляется вне зависимости от общей внешней ситуации. В организации сложного инстинктивного поведения значительную роль играют внутренние факторы проявления инстинкта. Доминирующая потребность и возникшее на ее основе мотивационное возбуждение повышают чувствительность сенсорных систем, избирательно настроенных на внешние стимулы, адекватные данной потребности. При этом осуществляется избирательная активация нервных центров, связанных с формированием и запуском определенных программ двигательных актов, направленных на поиск ключевого раздражителя. В результате соответствующей настройки центральной нервной системы появление стимула, адекватного доминирующей потребности, становится эффективным для запуска определенного стереотипного инстинктивного поведения.

Единая классификация инстинктов пока не сложилась. И.П. Павлов сложные безусловные рефлексы называл инстинктами, которые в свою очередь делил на пищевые, половые, родительские, оборонительные. Отличительными особенностями инстинктов являются цепной характер реакций (завершение одного рефлекса служит сигналом следующего рефлекса) и их зависимость от гормональных и метаболических факторов. Так, возникновение полового и родительского инстинктов связано с циклическими изменениями функционирования половых желез, а пищевой инстинкт находится в зависимости от тех изменений обмена веществ, которые развиваются при отсутствии пищи.

Достаточно часто инстинкты разделяют по их происхождению на три основные группы. К первой группе относятся инстинкты, происхождение которых связано с изменениями и во внутренней и во внешней среде организма. В эту группу входят гомеостатические инстинкты, направленные на сохранение внутренней среды организма. Примером таких инстинктов является питьевое и пищевое поведение. В первую группу входят также инстинкт отдыха и сна, половой инстинкт, строительный инстинкт у животных (строительство норы, берлоги, гнезда).

Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).

Инстинкты человека

Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.

Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.

В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.

Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.

Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.

Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в , запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.

Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.

Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.

Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.

Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.

Виды инстинктов

Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).

Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.

Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.

Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.

Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.

Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.

Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.

Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.

Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.

Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.

Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.

Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.

Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.

Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.

Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.

В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.

Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.

Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.

Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.

Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.

Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.

В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.

Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).

Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.

Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.

Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.

Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы поговорим о том, что это такое и какие бывают инстинкты человека, а также в чём состоит отличие от животного мира. Для чего они нам нужны и в каких случаях гипертрофированы, или наоборот, очень слабые.

Что это?

Ещё давным-давно, в Древней Греции мыслители и просто умные мужи заметили, что человеку свойственно одинаково реагировать и вести себя в небезопасных условиях. Сами инстинкты находятся в гемокоде, и состоят они из рефлексов, которые в свою очередь бывают:

  • Условные – то есть те, которые человек приобрёл в течение жизни. Самый простой пример, это когда вы включаете свет, как только заходите в комнату. Вы не родились с этим знанием и привычкой, а по мере взросления приобрели. И теперь даже не замечаете, как рука тянется к включателю.
  • Безусловные, соответственно те, которые мы получили при рождении. Редко кто не отдёрнет руку, дотронувшись до раскалённой сковороды или утюга, верно? Вот это и есть безусловный рефлекс.

На инстинкты можно влиять с помощью религии, закона, норм и правил поведения, воспитания или его отсутствия. Например, в семье, где родители злоупотребляют гиперопекой, контролируя каждый шаг ребёнка, то о какой его самостоятельности может идти речь? Он не особо будет понимать, в каких ситуациях следует поосторожничать, а в каких наоборот, проявиться.

Такие истории чаще всего имеют два варианта событий.

Первый: ребёнок, вырастая, остаётся жить с родителями, так как для того, чтобы создать семью, необходимо хоть немного самостоятельности и умения опираться на себя.

Второй: всячески старается вырваться, становится неконтролируемым и агрессивным в сторону тех, кто опекает. Более успешно заканчиваются обычно истории второго варианта.

Чтобы было понятнее, каким образом можно повлиять на инстинкты, давайте рассмотрим для начала, какие они бывают.

Виды

1.Самое основное и базовое – самосохранение

Если он у вас по каким-либо причинам не ослаблен, то ваше поведение не будет являться рискованным, азартным и деструктивным. Например, вы не полезете в клетку к тиграм, не будете прыгать без парашюта и провоцировать компанию спортсменов. Ещё ребёнок при рождении неосознанно тянется к матери, испытывая сильное беспокойство, если остаётся в одиночестве, ведь его жизнь зависит от других. Поэтому младенцы так рано начинают улыбаться, радуясь приближению того, кто заботится, чтобы желание чаще брать на руки и подходить к кроватке не угасало.

2.Продолжение рода

Проявляться начинает также в детстве, в ощущении счастья, когда вся семья в сборе, и любые конфликты ребёнок подсознательно «считывает», как бы взрослые ни старались скрыть разлады. Затем начинает давать о себе знать в желании создать свою отдельную семью, родить малыша и заботиться о нём. Гипертрофирован, когда человек ведёт беспорядочные половые связи, наряду с равнодушием к своей безопасности. Или слабо выражен, когда отсутствует желание иметь наследников, посвящая время и силы другим интересам и желаниям.

3.Альтруизм

Первые два рефлекса были основные, которые помогают человеку выжить. Теперь перейдём к более социальным, обеспечивающих социализацию и успешную деятельность. И первым будет являться альтруизм, который выражается в заботе о других, как людях, так и животных, это сострадание и сопереживание, желание мира и добра. Когда сильно ярко выражен, человек способен посвятить свою жизнь заботе о тех, кто в ней нуждается, только не просто посвятить, а принести в жертву, например, уйдя в монастырь.

4.Исследование

Направлено на то, чтобы развивать человека, как творчески, так и в остальных сферах. Благодаря любопытству маленькие дети познают мир, и в зависимости от среды, в которой они растут, развиваются и их способности и стремления. Примеры успешной исследовательской деятельности, за которую не наказывали, а поощряли – великие учёные, путешественники, знаменитые творческие личности и прочие люди, следующие за своим интересом.

5.Доминирование


Это потребность в лидерстве и власти. Люди, у которых ярко выражено доминирование, способны вести за собой толпу, организовывать и управлять. Замечали, что даже в компании маленьких детей всегда есть «заводила»? Ни одна группа не обходится без лидера, даже неявного. Часто случается, что человек, ранее не имевший опыта лидерства, попадая в компанию, в которой ещё власть не распределена, занимает почётное место вожака. И неважно каким способом, то ли сам завоёвывает первенство, то ли является избранным остальными участниками.

6.Сохранение собственного достоинства

Только вот в гипертрофированной форме люди порой игнорируют врождённые инстинкты. Например, готовы рисковать здоровьем жизнью, лишь бы отстоять свою честь или правоту. Когда очень слабый уровень, то у человека низкая самооценка, вследствие которой он позволяет не только унижения в свой адрес, но и насилие. Нередки случаи, когда уверенная в себе женщина начинает отношения с тираном, который постоянно обесценивает её, доводя до такого состояния, что она действительно перестаёт верить в свои силы, ум и привлекательность. Становится жертвой, которой теперь легко манипулировать и управлять, потому что будет всё терпеть.

7.Свобода и независимость

Проявляется в младенчестве, при попытке запеленать новорождённого, при нормальном развитии. Во время бунта в подростковый период, если его не подавлять. Благодаря потребности в свободе у человека развиваются социальные навыки, повышается вероятность успешности, создания семьи и вообще, качественной самостоятельной жизни. Личность способна нести ответственность и опираться на себя, так как имеет опыт.

Отличия от животных


Самое основное отличие – это то, что человек способен контролировать или подавлять свои потребности, особенно в те моменты, когда они перечат законодательству или правилам поведения. При различных психических расстройствах личность теряет возможность управления, что проявляется, к примеру, в чрезмерном поглощении еды, то есть переедании, либо наоборот, отказе от неё при анорексии, при беспорядочных половых связях, любых видах зависимости и прочее. Вот в таких случаях человек становится похожим на животное, у которого основными являются инстинкты сохранения и продолжения рода.

Животные не умеют подавлять свои рефлексы, у них отсутствует понятие морали, поэтому кошка или собака в период течки не избирательна в выборе партнёра, наоборот, чем их будет больше, тем более высока вероятность иметь потомство.

Хищники убивают, не чувствуя жалости, лишь бы насытиться и прокормить детёнышей, это, кстати, порой не очень нас отличает от животных. К сожалению, многие люди способны на убийство ради собственной выгоды. А в чём то животные оказываются более «человечными», в тех случаях, когда проявляют несказанную верность, создавая лишь одну пару за всю жизнь, а порой даже готовы умереть при потере партнёра, либо провести остаток дней в одиночестве.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, поддерживайте свою любознательность, ведь это – залог успеха. Берегите себя и близких!

Материал для статьи подготовила Журавина Алина.

К постановке вопроса.

Немного истории. Еще на 3 курсе медицинского института, слушая лекцию о теории стресса Г.Селье, удивил тот факт, что идея создания учения пришла к автору в годы студенчества. Ничтоже сумнящись, и я решил создать нечто такое, но увы, ничего не придумав, вскоре забросил благое намерение.

Но ничто не проходит бесследно, меня стал занимать вопрос о движущих мотивах поведения человека, стал искать свой ответ. На 6 курсе познакомился с теорией Фрейда, но "мы не поняли друг друга". Я не находил разгадку ответа на вопрос "об устройстве" души. Раз за разом примеривая концепцию Фрейда на себе, (поскольку у меня не было ни лаборатории, ни клиники), оставалась неудовлетворенность, так как "пансексуализм" (мне по крайней мере так представлялась эта теория), не объяснял мои вопросы. Я решил лучше изучить "половой истинкт" и прошел курс сексопатологии, а затем через некоторое время имел и врачебную практику по этой специальности. К сожалению, я не обнаружил единства между психоанализом и клинической сексологией. Интуитивно ошущая некую незавершенность концепции Фрейда, я решил пересмотреть её по своему. Во-первых, кроме полового инстинкта, меня занимал вопрос и о других (пищевой, родительский, познавательный, оборонительный) инстинктах. Почему именно эти, да потому что только они имеют анатомо-физиологическую представленность в соме и психике. Инстинкт смерти мне кажется понятием виртуальным. Несмотря на мою критику, я весьма благодарен великому ученомуЗ.Фрейду за его пионерские работы в области подсознания,

бессознательности и детской сексуальности, которые вдохновили меня на изучение инстинктов

Метод заключался в следующем. В сложных случаях диагностики и лечения сексологически больных я стал изучать выраженность всех 5 инстинктов человека, некий биосоциальный, биотерапевтический взгляд на онтогенез и таким образом глубже разобраться в личности и ее проблемах. Путем опроса больных выяснял инстинктивный статус", ранжируя их от слабого до сильного, по сравнению с некой усредненной нормой, взятой произвольно из житейского здравого смысла.

Получаемые результаты были весьма ценными для психотерапии, приобретая значимость алгоритма работы с пациентом. Прежде всего можно выделить крайние варианты. Для пищевого инстинкта - от нервной анорексии (гипофункция) до ожирения при синдроме Пиквика (гиперфункция). Показателем биологической активности пищевого инстинкта является аппетит. Для полового инстинкта - от асексуальности, фригидности до сатириазиса и нимфомании. Биологическим маркером является выраженность либидо, термин, удачно введенный 3 Фрейдом. Для родительского инстинкта - от полного отказа иметь детей до посвящения своей жизни детям (не только собственным). Для познавательного инстинкта - от самопожертвования ради науки, истины - до полного безразличия к знаниям. Для инстинкта самосохранения - между храбростью и трусостью (летчик в бою потерял обе ноги, после лечения стал парашютистом). Таких людей можно отнести к лицам, склонным к аутодеструктивным видам деятельности (каскадеры, альпинисты, автогонщики и т.д.). Крайним выражением является гомицидомания, т.е. стремление любой ценой покончить жизнь самоубийством.

К сожалению, для последних трех инстинктов пока нет адекватных терминов, отображающих одних словом состояние инстинкта (типа слов аппетит или либидо), лингвистика пока перед наукой в долгу. Более сложными являются вопросы взаимодействия инстинктов, но это тема требует дальнейшего специального изучения.

Более 20 лет вынашивая свою концепцию взаимодействия инстинктов, не раз обращаясь к ученым, но не находил понимания, пока я не нашел поддержки у своего учителя С.А. Овсянникова. Совместные наблюдения позволили сформулировать пропедевтический метод исследования биологической матрицы человека в виде так называемой формулы инстинктов человека (ФИЧ) .

А. Инстинкт самосхранения (ИС)

О. Я не дорожу своей жизнью, у меня часто бывают мысли уйти жизни, были попытки к самоубийству.

1. У меня нет эгоизма, служение людям и идеалу - смысл моей жизни. Я не могу лгать, во имя чести и справедливости готов пожертвовать своей

2. Не люблю ложь, ценю справедливость и стараюсь отстаивать ее, но не жертвуя собой. Материальное благополучие и забота о здоровье не играют для меня главной роли.

3. Материальное благополучие и духовная жизнь одинаково важны для меня. Я симпатизирую честным людям, но не склонен бороться за справедливость. Умею находить компромиссные решения в любой ситуации. Я не буду страдать из-за других, чаще склонен думать о себе.

4. Я настоящий эгоист (больше всего люблю себя), материальное благополучие - главное для меня. Никогда не иду наперекор обстоятельствам в ущерб себе. Накопление ценностей дает мне наслаждение. Честь и справедливость для меня ничего не значат, когда речь идет о выгоде для меня

5. Я озабочен только собой, своим здоровьем, безразличен даже к близким людям, оберегаю себя от любых волнений. Жизнь посвящаю своему благополучию, мнителен, люблю лечиться, больше всего дорожу своим драгоценным здоровьем и жизнью.

Б.Пищевой инстинкт (ПИ)

0. Мысль о еде мне противна, если что-то пьем, вызываю рвоту, чтобыизбавиться от пищи.

1. Еда для меня не главное, ем потому, что это необходимо.

2. Мой аппетит ниже среднего, легко забываю поесть, если занят чем-тоболее важным, легко переношу голод.

З. У меня хороший аппетит, ем с удовольствием, стараюсь соблюдать пищевой режим в любых условиях, чувство голода неприятно для меня.

4. Мой аппетит выше "среднего", люблю вкусно и обильно поесть, выпить. Считаю себя гурманом, люблю сам готовить, находить новые рецепты различных блюд и угощать тем, что мною приготовлено.

5. Я постоянно хочу есть и думаю о еде. Ем очень много и без разбора, моя прожорливость меня не смущает. У меня избыточный вес.

В. Сексуальный инстинкт (СИ)

О. У меня вообще нет желания к половой близости Мне это безразличноили даже противно.

1. Я испытываю половое влечение 1 - 2 раза в год. Близость не дает мне радости и удовлетворения. Предпочитаю эротические фантазии.

2. Половое влечение возникает не чаще 1 раза в месяц. Романтическая сторона отношений интереснее, чем физическое сближение. Не совсем уверен в своих половых способностях.

З. У меня нормальное" половое влечение 2 - 3 - 4 раза в неделю. Нет никакого дискомфорта или неуверенности, почти всегда яркий оргазм.

4. У меня сильное половое влечение, с любимым человеком могу проводить ежедневные контакты, отдаю ему все свои чувства, не испытываю никакой неуверенности.

5. У меня непреодолимое желание половой близости. Секс - главное в моей жизни. Такие понятия, как любовь, мне безразличны. Нравятся "изощренные формы" в сексе. Думая о гомосексуальных отношениях.

Г. Родительский (материнский - отцовский) инстинкт (РИ).

О. Детей не имею, они мне противны. Не люблю ни кошек, ни собак.

1. Не имею детей, не люблю их, предпочитаю домашних животных.

2. У меня нет желания иметь детей, но появление ребенка связано с настоянием мужа (жены).

3. Я имею 1 - 2 любимых детей по собственному желанию, спокойно переношу трудности по их воспитанию.

4. Я очень люблю детей, хочу иметь их больше, лепсо переношу все трудности, люблю заниматься их воспитанием, дети любят меня.

5. Дети - единственный смысл моей жизни, я дрожу над ними, готов жертвовать для них всем и прощать им все. Могу легко взять чужих детей на воспитание.

Д. Познавательный инстинкт (ПЗИ).

0. Не имею желанию ничему учиться (считаю это" пустым" делом).

1. Учеба никогда не давала мне никакого удовольствия.

2. Я иногда прислушиваюсь к разговорам о новых книгах, но читать их не люблю. Охотнее смотрю развлекательные программы по телевидению, то, что смотрят все.

З. Я всегда учился охотно, мне нравилось узнавать новое, всегда стремился не отстать от общего уровня, но в "ученые" я не рвусь, хочу знать столько, сколько мне нужно для жизни.

4. Книги, чтение, образование занимают большое место в моей жизни, сам собираю книги, но без "фанатизма". Познание радует и вдохновляет.

5. Смысл моей жизни в постоянном познании нового, в науке, искусстве, я постоянно читаю или пишу сам. Отдаю всего себя постижению нового.

Данная попытка квантифицировать биологический механизм организма необходима для того, чтобы лучше представить соотношение частей в целом, ведь недаром Г.Галилей говорил, что природа написана языком математики.

На мой взгляд, многообразие жизни индивида не состоит из большого числа дискретных элементов, тогда биологическая система вряд ли вынесла бы тяготы естественного отбора. Скорее всего принцип биологической целесообразности упростил до минимального число участвующих компонентов. в жизнеобеспечении особи. Как извеспю, именно 4 нуклеотидных основания ДНК (аденин, гуанин, цитозин и тимин) образуют все многообразие не повторяющих ся комбинаций генов в хромосомном наборе одйого вида. В 6иологическом вариационном ряду инстинкт как анатомо-функциональный блок можно расположить между клеткой с генным аппаратом (хромосомным набором) и жизнью целого организма. Именно анатомо-физиологический механизм из 5 функционально взаимосвязанных блоков обеспечили сохранение и продолжение рода в жесточайшей конкурентной борьбе на Земле.

Уникальна роль познавательного инстинкта. Именно он позволил социализировать человека, перебросив мостик между биологическим и социальным, духовным, истинно человеческим. На рубеже 20 -21 столетийинтеллект становится главным фактором прогресса. Наука, точное знание или эпистема стала решающим фактором для обуздания животного resp.биологического (часто arpeccивногo - разрушительного - войны) начала. Предположим, что все инстинкты в состоянии динамического равновесия, или на рабочем жаргоне, закрыты. Такое состояние не может длиться долго, так как элементарный голод в виде гипогликемии вызовет напряжение, стресс по Селье.

Организм включает механизм устранения этого нарушения. Пищевой инстинкт посылает сигнал в мозг, познавательный инстинкт как высший регулятор (находящийся на вершине иерархической лестницы инстинктов) решает, что делать с пришедшим сигналом. Отсрочить или немедленно заняться поиском пищи? Это зависит уже от силы сигналов, говоря другими словами, от доминанты (по А.А. Ухтомскому ). У каждого человека есть свой порог выносливости, разумеется он невелик у детей и незрелых, инфантильных взрослых. Говоря художественным языком о храбрых и мужественных людях, мы должны подразумевать высокую устойчивость к длительному сохранению доминанты. Рассмотрим учение И.П.Павлова об условных рефлексах с точки зрения инстинктов. Как известно, природа не смогла снабдить "в дорогу" всем необходимым арсеналом по дороге жизни. Она дала только безусловные рефлексы, дело самого индивида, человека, позаботиться обо всем остальном необходимом. Говоря другими словами, мы всю жизнь вырабатываем условные рефлексы, т.е.обучаемся (чему-нибудь и как-нибудь по А.С.Пушкину). Кто вымер при естественном отборе - динозавры и др.крупные животные, а точнее те, кто не смог вовремя обучиться новым формам жизни.

Условные рефлексы являются той питательной средой инстинкта, с помощью которых он реализует свой потенциал. Инстинкт на безусловных рефлексах - это дикость, невежество, инстинкт на условных рефлексах, да еще высшего порядка - культура, цивилизованность, прогресс. Для чего это нужно врачу? Очень нужно. Без биологического анализа личности, болезни вряд ли можно правильно оценить многие состояния.

Скорее всего, к ним можно отнести болезни адаптации (дезадаптации), в частности, неврозы, депрессии, психосоматические болезни, составляющие громадное большинство обращений за медицинской помощью.

На мой взгляд, нужно пересмотреть многие аспекты врачебной практики под углом зрения инстинктов, работа обещает быть интересной и полезной для практики. Другими словами, без излишней скромности можно декларировать о необходимости выделения нового раздела науки клинической инстиктологии, а врача - специалиста по умению видеть болезни и пациента "биологическим" взглядом - психотерапевтом, биопсихиатром или биопсихотерапевтом и т.д. Скорее психоанализ Фрейда выиграет от смены парадигмы на биоанализ, но не сменить название, а сущность метода.

Литерартура.

1. 3. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. Т.1-2. М. 1922г

2. С.А. Овсянников. История и эпистемология пограничной психиатрии.- стр 179-183

3. А А. Ухтомский. Учение о физиологической доминанте. Собрание сочинений. Т. 1-6, Л. 1945-62г.

Врач Абиев Артур Карамасович
медицинский аспект

english version

Biological human instincts - a medical aspect.

By Arthur. K. Abiev, M.D.

A little bit of history. As a third year medical student studying the Hans Celie’s Theory of Stress, I was surprised to learn that the main idea was developed by the author when he was a student. Being inspired by that notion, and being a student myself, I have set to come up with a theory of my own - an ambition I have soon forgotten.

However, the seed was planted in my head, and, before long, I have resumed my interest and started my search for the motives explaining human behavior.

On the sixth grade I have familiarized myself with the Freud’s theory - but, we “didn’t understand each other”. I could not find the answer to my question: how the soul was “organized”. In vain I’ve tried time and time again to apply the Freud’s concept of “pansexualism” to explain my own motives and behavior (I didn’t have the laboratory or clinic at that time). I was determined to understand better the “sexual instinct” and decided to take a sexopathology course. Afterwards I have practiced as a sexopathologist for some time.

Regrettably, I still couldn’t find the unity between the psychoanalysis and clinical sexology.

Intuitively, the Freud’s concept was incomplete to me. So I have decided to revise it to my satisfaction. First, I considered other than the sexual instincts: feeding, parenting, learning, and self-preserving. I have selected these five instincts because they all have anatomical and physiological expression in both the soma and the psychic. The instinct of dying seemed quite virtual to me.

Despite of my criticism of the Freud’s concept, I am grateful to the scientific titan for his pioneering studies on subconsciousness, unconsciousness, and childhood sexuality, which inspired me to conduct my own investigations.

I used the following method. In complex cases representing a diagnostic and/or therapeutic challenge, I started to differentiate the degrees at which each of the five instincts was expressed and used this type of algorithmic approach for gaining a deeper understanding of the patients’ condition.

I used a standardized questionnaire and a method for comparing patients’ data against some arbitrary mean (drawn from the common life experiences and sense), to grade the patients’ “instinctive status”, which was ranging between two extremes: weak (hypofunction) and strong (hyperfunction)

The obtained data turned out to be quite valuable for psychotherapy, and underscored the advantages of the algorithmic approach in patient’s care.

First, the extreme conditions - weak and strong - for each instinct were defined:

For the feeding instinct - anorexia nervosa (hypofunction) and the Pickwickian obesity (hyperfunction). The intensity of the appetite was considered an indicator of biological activity for that instinct.

For the sexual instinct - asexuality, or frigidity (hypofunction), and satyriasis and nymphomania (hyperfunction). The intensity of the libido (term brilliantly coined by Dr. Freud), was considered a biological marker for that instinct.

For the parenting instinct - a complete refusal to have children (hypofunction), and dedicating one’s life to raising children - own or adopted (hyperfunction).

For the learning instinct - a complete indifference towards the knowledge (hypofunction), and sacrificial drive towards the knowledge, and thirst for the “truth” (hyperfunction).

For the self-preserving instinct - suicidomania - too scared to live and too scared to die, and cowardliness - inability to handle risks (hypofunction), and self-destructive bravery - i.e., a pilot who lost both legs in a plane crash becomes a sky-diver - (hyperfunction).

For the last three instincts, unfortunately, there is still a lack of adequate terminology for naming their respective ranges (for example, as terms “appetite” and “libido” are used to name ranges of the feeding and sexual instincts, respectively). In this regard, the linguistics is still indebted to psychology.

The interaction of the instincts is a more complex aspect altogether, requiring further and more specific studies.

It is not until some 20 years later and after approaching my teacher Dr. S.A. Ovsyannikov, did I find the support for my concept on the interaction of the instincts. As a result of our collaborative efforts with Dr. S.A. Ovsyannikov, we developed a propedeutic method for studying a person’s biological matrix. We have also developed a formula for computing a person’s instinctive status (the Instinctive Status Formula - ISF) .

The self-preserving instinct (SPI).

0. I don’t value life; I fantasize about taking my own life and have a history of attempted suicide.

1. I am unselfish person; serving people and ideals - is meaning of my life. I can’t lie and am ready to sacrifice my life for the sake of honor and justice.

2. I don’t like lying; I believe in justice and will support it, however not with my life. Material well being and health are not my primary goals.

3. Material well being and spiritualism are equally important to me. I sympathize with the honest people, but I am not inclined to fight for justice myself. I am good at compromising. I am not willing to suffer for someone else’s benefit.

4. I am egoist (I love myself more than anybody else). Material well being is the most important to me. I won’t ever argue if it can hurt me. Increasing my wealth is my passion. When it comes to my benefit - the honor and justice mean nothing to me.

5. I am preoccupied with myself and my health; I am obliterate towards others, even close to me people, and protect myself from any and all disturbances. I am dedicated to my well being, keep high opinion of myself, like to take care of my health; there is nothing more important to me than my life and my health.

The feeding instinct (FI)

0. The thought of food is repugnant to me; If I ate something, I will induce vomiting to get rid of food.

1. The food is a necessity for me, rather than a primary concern.

2. My appetite is below average - I often forget to eat, especially if I am doing something interesting, without feeling hungry.

3. I have a good appetite and like to eat; I try to adhere to established eating schedule at all time; I feel uncomfortable when I am hungry.

4. My appetite is above average; I enjoy consuming abundant quantities of tasty food and drinks. I consider myself a gourmet, like to cook, try new recipes, and to share food with others.

5. I am constantly hungry and thinking of food. I eat a lot and without choosing; my voracity doesn’t embarrass me. I am obese.

Sexual Instinct (SI)

0. I have no desire for sex. The thought of sex disgusts me or leaves indifferent at best.

1. I feel like having sex once or twice a year. I don’t experience joy or relief from the sexual intercourse. I prefer erotic fantasies.

2. I want to have sex no more than once a month. The romantic aspect of relationships interests me more than the sex. I am not confident in my sexual abilities.

3. I have “normal” sexual needs - 2-3-4 times a week. I don’t experience any discomfort or doubts (during intercourse) and almost always have orgasm.

4. I have a strong sexual drive; with the person I love I can have sex every day - during sex I don’t hold back and experience no doubts.

5. I have a constant and irresistible sexual desire. Sex is my life. Word “love” means nothing to me. I like “kinky” sex. I thought about homosexual relationships.

Parenting (maternity-faternity) instinct (PI)

0. I hate children and I don’t have any. I don’t like cats or dogs neither.

1. I don’t like children and I don’t have any - I prefer pets.

2. I don’t want to have children, but I will have a child if my spouse insists.

3. I love my 1-2 children (which I planned to have); the burden of bringing them up is easy for me.

4. I want children very much and want to have more of them; I carry my children-related choirs willingly - I love brining-up children; children love me.

5. Children are the meaning of my life, I adore them and willing to sacrifice and forgive them everything. I would have no problems bringing-up adopted children.

Learning Instinct (LI)

0. I don’t have any desire to study (I consider it useless).

1. Studying has never given me pleasure.

2. I sometimes overhearing conversations about new books, but I don’t like to read them. I enjoy the main stream television entertainment.

3. I always liked studying and learning; I maintain my education and try to keep it current; however I am not interested to become a “scientist” - I just want to know enough to succeed in life.

4. Books, reading, and education are important part of my life; I collect books, however I am not a “book fanatic”. Learning gives me joy and inspiration.

5. The search for anything new in science and art is the meaning of my life; I always read or write. I am dedicated to learning new things.

The above attempt of subdividing instincts into quantifiable stages is necessary for a better understanding of the instincts’ intrinsic unity - it was said by G. Galilee that the Nature is written in a language of mathematics.

It seems that the individual’s complexity derives itself from a rather limited number of the basic components - the structure with the large number of components would have less chances to succeed in the harsh environment of the natural selection. Thus, it is consistent with the principal of biological efficiency, that the number of the basic components of the life sustaining system was reduced to a minimum to allow for it’s both simple (compact) organization and complex biological interpretation. It is known, that just four nucleic acids (adenine, guanine, thymine, and cytosine) are responsible for the rich biological interpretation of an individual genome.

In the biological variation row, an instinct, as a anatomo-physiological block, can be viewed as occupying a position between the cell with it’s genome and the rest of the living organism.

The anatomo-physiological system, comprising 5 united blocks, is a likely structure that responsible for successful preservation of the species on Earth.

The learning instinct played a unique role. It bridged biological and spiritual domains, producing a social human being. At the turning of the 21st century, human intellect is an increasingly important factor of progress. The episystem, based on the science and exact knowledge, plays an increasingly important role in controlling often destructive basic biological drives (aggression, destruction, wars).

Let’s assume that all instincts are in the state of dynamic equilibrium, or closed. This condition cannot be prolonged indefinitely - a simple hunger will cause stress, according to Ceilie, physiologically expressed as hypoglycemia. In response, body activates a compensation mechanism. The feeding instinct signals to the brain, where the learning instinct, presiding on the top of the instinctive decision tree, processes that signal: search for food either to be delayed or to be started immediately.

The intensity of the signal determines it’s dominance (A.A. Ukhtomsky ). The endurance threshold varies from individual to individual and is the lowest among infants, and retarded or infantile individuals. Conversely, strong individuals are assumed to have a higher tolerance or endurance threshold to a prolonged signal dominance.

Let’s consider the Ivan P. Pavlov’s theory on conditioning in the context of the instincts. Given, an individual is not provided with all he may need in a course of his life. Instead, the individual is provided with the unconditional reflexes and the ability to form from them the conditional reflexes, appropriate to a given life situation. In the words of the great Russian poet A.C. Pushkin, we spend our lives learning “something somehow”, or developing new conditional reflexes.

Those who failed to form appropriate conditional reflexes were doomed to extinction, i.e., dinosaurs.

The reflexes provide a framework necessary for the instincts’ realization. The instincts deriving from the unconditional reflexes are expected to be more basic and with more primitive social patterns (i.e. egoism). On the other hand, the instincts deriving from the conditional reflexes are expected to be more complex and with more advanced social patterns (i.e. altruistic egoism).

Does this perspective afford any benefit to a practicing physician? I think it does. Analysis of the instinctive status of a patient provides objective references against which his condition(s) can be judged more accurately and comprehensively. It is especially true for uncovering the diseases of adaptation - neurosis, depression, psychosomatic disorders - which are a leading cause among patients visiting physician’s office.

We believe that the revision of physician’s practices in a context of evaluating patient’s instinctive status is long overdue. We will not be at all surprised, if such a revision will result in the formation of a new discipline - Clinical Instinctology.

1. Z. Freud. Lectures on Introduction to Psychoanalyses. Vol.1-2 M. 1922.

2. S.A. Ovsyannikov. History and Epistemology of the Borderline Psychiatry, p. 179-183.

3. A.A. Ukhtomsky. A Study on Physiological Dominant. Vol. 1-6, L, 1945-1962.

Под понятием «основные инстинкты человека» предполагают врожденную предрасположенность в конкретных ситуациях совершать определенные действия или избегать каких-то поступков. Данное стремление реализовано может быть не во всех случаях. В некоторых ситуациях могут помешать социальные запреты или иные факторы. Однако при этом желание и подкрепляющая его эмоция могут быть выделены и определены.

Следует отметить, что традиционное описание, характеризующее инстинкты как комплекс сложных врожденных реакций в организме, формирующихся, в основном, практически в неизменном виде как ответ на внутренние или внешние раздражения, к людям почти не применимо. Это связано, главным образом, с отсутствием у человека фиксированных видов действий, которые были описаны у животных. Исключение можно сделать лишь для мимики, жестов, поз, которые, как выяснилось, в большей степени наследуются.

Современные исследователи, занимающиеся врожденными программами, предпочитают применять понятие эволюционно стабильных стратегий в поведении (ЭССП). Этот термин впервые был введен М. Смитом.

Эволюционно стабильными называют такие стратегии в поведении, при которых для вида и индивида на фоне селективного давления и модификации вносят наибольшие преимущества адаптивного характера.

Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.

К первой относят жизненные врожденные предрасположенности. Они в данном случае обеспечивают сохранность жизни индивидуума. Эти инстинкты человека наделены определенными характерными признаками:

Снижение шансов особи на выживание обуславливается неудовлетворенностью соответствующей потребности;

Нет практической необходимости в другой особи для удовлетворения той или другой потребности.

  1. У каждой нормальной особи существует врожденная мотивация избегать небезопасных ситуаций.
  2. Эволюционные Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе). Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.
  3. Пищевые отвращения или пристрастия. Генетически люди могут ощущать предрасположенность к минерализованной, соленой, калорийной пище. Некоторые особи испытывают потребность в пробовании новой незнакомой еды. Многие люди предрасположены к употреблению семечек, снэков, жвачки.
  4. Терморегуляция.
  5. Бодрствование и сон.
  6. Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).
  7. Испражнения.
  8. Коллекционирование (собирательства).
  9. Биологические часы и ритмы.

10. Экономия своей энергии (отдых).

  1. Инстинкт продолжения рода.
  2. Родительское поведение.
  3. Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
  4. Территориальные инстинкты.
  5. Групповое поведение и прочие.

К третьей категории относят врожденные программы Эти инстинкты человека не связываются с видовой или индивидуальной адаптацией к действительности. Указанные программы обращены к будущему. Эти врожденные предрасположенности из описанных выше не выводятся, а существуют самостоятельно. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Инстинкт обучения.
  2. Игры.
  3. Имитация.
  4. Предпочтения в искусстве.
  5. Свободы (преодоления препятствий) и прочие.