Герб рюриковичей происхождение. Родовой знак Рюриковичей Великих Князей Киевских

Богатые результатами раскопки в усадьбе Г. Петровского в истекшем 1907 году обнаружили среди других памятников кусок изразца с начертаниями своеобразной фигуры, аналогичной с загадочным знаком на монетах, приписываемых в. к. Владимиру Св.

Научный интерес, вызванный этим неожиданным открытием, наgомнил нам старую брошюру 1887 года, изданную в весьма ограниченном количестве экземпляров, с единственной целью вызвать обмен мыслей по этому вопросу, а самое важное: какое эта загадочная фигура имела значение и с чего она составлена?

Теперь, усматривая во вновь открытом памятнике, если не абсолютно тождественный знак со знаками на златниках и сребниках Киевского типа, то несомненно прототип их,- считаю своевременным дополнить вышеприведенную брошюру сфрагистическими и геральдическими соображениями. Прилагается точный рисунок с фотографического снимка этого кирпича, для сравнения: к сожалению кирпич отломан снизу и, хотя не дает полного рисунка загадочной фигуры, по все-таки по начертанию верхней части нельзя сомневаться в его аналогии со знаками на монетах.

Все нумизматы, писавшие о монетах в. к. Киевских, пришли к единственному заключению относительно «загадочной фигуры», что она представляет собою родовой знак, печать, либо герб великих князей Киевских и только, а вопрос, что он изображает, - из чего составлен? - остается поныне открытым.

Не вдаваясь в излишнюю критику различных мнений, высказанных прежними исследователями, видевшими в этом знаке птицу, хоругвь, трезубец и т. п. мы склоняемся к мнению тех. кто видит в ней выражение отвлеченной идеи, или понятия.

Последнее нам кажется более вероятным и мы остановимся на нем.

Из числа более веских мнений, высказанных по этому поводу, невозможно пройти молчанием мнение академика А. А. Куника: ученый этот ставит загадочную фигуру в связи со Скандинавскими рунами вообще и в частности с так называемыми «связанными рунами» (Binderunen), употреблявшимися для выражения прав собственности на какой либо предмет, помеченный ими. Догадка эта, при всей своей научности, применяться не может, потому что все Киевские князья, после принятия ими христианства, находились уже под влиянием Византийской культуры, а не далекого, языческого севера, с коим сношения почти прекратились; а потому, по нашему мнению, вместо того, чтобы искать объяснения загадочного знака «в северных рунах», не будет ли естественней поискать аналогии на юге России, в колониях древней Греции, в ее черноморских колониях, в столице Босфора, наконец, в самой Византии.

Некоторые из монограмм на прилагаемой таблице, особенно на монетах могущественного Босфорского царства, представляют по внешнему своему виду большую аналогию с рассматриваемым знаком, и само чтение подтверждает обычай сокращения надписей до размера условного знака - монограммы, которыми украшали монеты, как это мы видим в интересных исследованиях уважаемых нумизматов X. X. Гилля и А. Л. Бертье-Делагарда.

Для наглядности вышесказанного мы прилагаем таблицу со всеми вариантами аналогичных знаков, известных на монетах в. к. Киевского, начиная с древнейших и более простых: а именно: три типа загадочных фигур на золотых монетах в. к. Киевских, три формы на серебренниках в. к. Киевского; затем попытка разложения этих фигур на составные части дала без натяжек греческое слово ΒΑΣΙΛΕΩΣ, титул, коим пользовались все монархи востока, а также цари Босфора, во времена их политической независимости от Рима и Византии.

Вот почему преемники Владимира Великого: в. к. Святополк, Ярослав - Георгий, наконец Ярополк - Петр продолжали ставить на своих монетах тот же знак как титул, унаследованный от Владимира Св.

Изменение же в орфографии между составом прототипа и позднейшими начертаниями могло произойти по вине резчика штемпелей монет.

По нашему мнению проблема значения загадочного знака и его состава, может быть разрешена следующим образом:

1) Загадочный знак, заимствованный из Византин, образовался из букв греческого алфавита, которые составляют титул монарха;

2) Титул этот после Владимира Св. удержали все его преемники до Ярополка - Петра, включительно;

3) После изменений, от прибавок креста и луны, он получил значение геральдической эмблемы, почему его и следует считать за Герб Рюриковичей.

5 071

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.

Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.

Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.

Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.

В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…

Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.

Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.

Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.

На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.

Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.

На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.

Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.

В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.

Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.

Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.

Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.

Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.

В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

На Руси эпоха правления начинается с Гостомысла. Все правители, а так же племена, фамильные народы имели свой знак, символ или герб. Имел ли Гостомысл во время правления свой герб? Однозначных сведений на этот счёт нет.

О временах правления Рюрика в интернете есть достаточно сведений, изучив их можно сделать заключение, что при княжении Рюрика символом поклонения и гордости был сокол. Свидетельство тому, извлечённые при раскопках с Старой Ладоге изображение сокола на различных артифактах периода второй четверти X века.

Почему же сокол стал символом поклонения и гордости? Существует множество различных гипотез. Изучив материалы у меня образовалась своя гипотеза которую я вам поведаю.

Во времена правления Рюрика народы Руси поклонялись богам. Боги - это сила природы или мифическая, которая помогала или вредила людям. Никто из людей не мог видеть воочию бога. Что бы поклонение не было в никуда, люди создавали идолов по собственной фантазии. Идолы создавали высекая облик из камня, вырезая из дерева и другими способами, но все они были неодушевлёнными, а так как живое стремиться к общению с живым, то народы желали видеть богов одушевлёнными, то есть перевоплощёнными в птиц, животных и т. д. .

Один из самых почитаемых богов того времени считался Перун - бог-громовержец, покровитель князя и дружины. Имя Перун имеет значение бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией).

Сокол, который считается гербом Рюрика называют Рарогом. В славянской мифологии Рарог - огненный дух связанный с культом очага. Так же Рарога считали огненной птицей.

Связав эти звенья в единую цепь, напрашивается вывод, что Перун, Рарог и гербовый сокол это одно из трёх составляющих. Перун - бьющая молния, Рарог - огненная птица, сокол - хищная, бесстрашная птица, атакующая молниеносно. Таким образом становится ясным, что по мнению народов того времени сокол - это птица в которую перевоплощался бог Перун. И именно поэтому сокол стал почитаемой птицей и изображением на гербе.

К стати говоря, Сокол и по сей день является гербовым изображение городов.

Вислая печать

Печать Княгини Ольги .

Гербы древней Руси

Изображение №1 Изображение №2

На различных интернет ресурсах есть множество похожих друг на друга картинок в которых утверждается принадлежность конкретного знака тому или иному лицу, но никакой конкретики свидетельствующих данный факт нет. Являются ли изображения истинными мне не известно, однако не буду столь скептичным и поверим авторам изображений, разместив для просмотра посетителям данного сайта.

Гербовая печать

Медная печать Святослава I .

Изображение печати Святослава Игоревича гуляет по просторам инета, но никто не удосужился дать описание где, при каких обстоятельствах была найдена эта вещь.

Если взглянуть на , то изображенный там герб Святослава не похож на медную древнею вещицу, а вот на рисунок под номером 2 очень похож.

Каким образом «сокол Рюрика» превратился в двузубец - сколько людей столько и версий. Однако ясно одно, что подобные двузубцы использовались и другими народами. Кто первый, а кто перенял, понять сложно даже историкам.

Печать

Вислая печать Ярополка I .

Оттиск вислой печати Ярополка Святославича.

Герб

1.Сребряник Владимира I 2.Вислая печать Владимира I .

На аверсе сребреника изображение Владимира, на реверсе герб, который имеет дополнение по центру в отличии от герба Святослава.

Обратимся к картинкам и , сравнивая видно, что точь в точь изображений нет. Вывод: особо верить художникам не стоит.

На оттиске вислой печати, видимо, изображен сам Владимир, чего понять крайне сложно, тем не менее автор добытого артифакта утверждает именно это. Будем верить и любоваться древней вещицей.

Существует множество версий и споров по поводу изображения на гербе Владимира. Не стану углубляться в фантазии и воображения, а просто повторю рисунок. Одно становится понятно, что герб написан одной линией без отрыва. Это герб Святослава, который стал основой герба Владимира. Владимир к основе герба Святослава добавил нечто в виде каких-то вензелей. Что это? Для красоты или глубокий умысел - загадка до сегодняшнего времени.

Герб

Сребреник Святополка I .

На реверсе сребреника изображен герб Святополка. Святополк не стал продолжателем герба разработанным дядей в виде трёхконечной геометрической фигуры. Святополк взял за основу духконечную фигуру, которая была гербом у его деда - Святослава. Видимо, всё-таки основной смысл был заложен именно в двух вершинах, а вот третью вершину, придуманную Владимиром, возможно для красоты или что бы выделиться оригинальностью, Святополк посчитал излишеством, зато одну из остроконечных вершин изменил на крест. И в этом есть глубокий смысл, так как в те времена Русь массово приобретала православную веру.

Герб

Сребреник Ярослава Мудрова .

На реверсе сребреника мы снова видим герб с тремя вершинами, так называемый трезубец Владимира. Многие историки считают, что Ярослав повторил геометрию герба своего отца, тем самым продолжил родовой знак, исполнив его в простом незамысловатом виде.

Печать

Вислая печать Изяслава I .

Автор выложив этот предмет заявил о принадлежности Изяславу, не описав, что изображено на печате. Так как изображение не понятно, можно засомневаться в действительности. Но более ничего другого я не нашел.

Печать

№1

№2

Вислая печать Святослава II .

Я нашел две разные печати, которые значились как печать Святослава Ярославича. Можно было бы подумать, что одна из них ложная, но скорее всего обе являются действительными, так как Святослав длительное время княжил в Чернигове и в Киеве. Скорее всего одна из них черниговская, другая киевская. На первой изображен Спас на Престоле она же хранится в новгородском музее. Изображение второй не описывалось.

Печать

«Идеологический (читай - политический) спор «антинорманистов» с «норманистами» к науке отношения не имеет. А потому и длится уже почти три века. Из того, был Рюрик скандинавом-викингом, или ободритом (западно-балтийским славянином), делаются далеко идущие выводы о «третьем» пути России и ее инакости. Точку в этом стыдном споре может поставить археология ». - И далее статья посвящена поискам и нахождению герба Рюриковичей в виде сокола.

Понятно, что нахождение герба Рюриковичей в виде сокола было бы замечательным доказательством существования Рюрика именно как Рюрика, а не как Рёрика. Поэтому я с интересом стал следить за дальнейшим текстом. «На монете времен захвата Англии датскими конунгами выбит не ворон Одина, как полагают некоторые исследователи, не орел, а охотничий сокол (об этом говорит ошейник на горле птицы, на который надевается колпачок; ранее считалось, что это удавка на шее птицы, приносимой в жертву). Подобное мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника ».

В том, что выбит сокол, у меня сомнений нет. А вот то, что монета времён захвата Англии датскими конунгами принадлежит датским конунгам, у меня возникли большие сомнения, и я решил рассмотреть эту монету подробнее. Ее вид и моё чтение изображены на рис.1.

Рис. 1. Якобы датская монета и моё чтение надписей

Подпись под рис. 1 в работе гласит: «Монета датского конунга Анлафа Гутфритссона, 939-941 гг. Графство Йорк, Коппергейт, Англия. Серебро » .

Моё чтение надписей на монете.

Первое, что меня удивило, так это отсутствие чтения легенды на аверсе и реверсе археологом, то есть Владимиром Ивановичем Кулаковым, которого я хорошо знаю и которому я неоднократно показывал своё чтение неявных надписей. Он часто игнорировал мои чтения, что и сослужило ему плохую службу при атрибуции надписей на данной монете.

Итак, если взять изображение сокола на аверсе в обращенном цвете, то на нём можно спокойно прочитать имя владельца: ИВАН РЮРИК . Сразу возникает масса вопросов: с каких пор датчане стали писать по-русски? Почему имя датчанина Иван? И почему оно совпадает с именем того самого Рюрика, который пришел позже на территорию современной России? Ибо того, «нашего» Рюрика звали именно Иван Иммануилович, о чём я многократно писал.

Но продолжу чтение. Далее я читаю надпись легенды, которую я принимаю за написанную русскими буквами. По-русски я читаю слова: НЕ ХАН И СЕ ГЛАВА , что я понимаю как надпись: (РЮРИК) - НЕ ХАН, НО ОН - ГЛАВА .

Это можно понять: Рюрик был хараоном, то есть занимал высший жреческий пост. Правда, порядок чтение букв слов ХАН И ГЛАВА будет не вполне упорядоченным, причём часть букв дана зеркально. Если же читать все буквы подряд, то получится текст XANLAF GANUNC . Но вовсе не АНЛАФ ГУТФРИТССОН. Так что, мягко говоря, Владимир Иванович ошибся, а говоря не мягко, он предложил научную ФАЛЬСИФИКАЦИЮ.

Перехожу к реверсу. Здесь я читаю на внутреннем поле монеты в обращенном цвете слова РУРИК ИВАН и ХАРАОН . Это уже окончательно доказывает, что речь идёт не о датчанине и не об однофамильце, поскольку хараонов за всю историю Западной Европы было, видимо, менее пяти человек. И датчане туда явно не входили.

Что касается надписи на легенде, то там написано: XADX EL FERDHINETR . И опять - ничего похожего на ГУТФРИТССОН. Это - вообще полная бессмыслица. Зато там, где в прямом цвете читается EL, в обращенном цвете читается слово ВОИН . А если рассмотреть в обращенном цвете конец последнего слова легенды, NETR, то там читаются вдвое меньшими буквами слова АРКОНА ЯРОВА . Здесь уже прямым текстом сказано, что никакого отношения к датчанам эта монета не имела. А под или между остальными латинскими буквами можно прочитать такие русские словосочетания, как РУСЬ ЯРА и ХРАМ ЯРА .

Таким образом, перед нами находится МОНЕТА. Однако для ее полных характеристик необходимо прочитать ее номинал и год изготовления. На уровне средины слева от креста в обращенном цвете можно прочитать слова ОДНА ПОЛУШКА . Таков ее номинал, причём номинал русский. А чуть выше читается год изготовления: 55 ГОД ЯРА . В пересчёте на привычную для нас датировку получается 901 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА , но не 939-942 год н.э. Следовательно, и в этом отношении В.А. Кулаков сказал НЕПРАВДУ.

Итак, сокрытие истории Арконы вообще, а также Ивана Рюрика в частности, продолжается и в наши дни.

Рис. 2. Навершия плётки и моё чтение надписей

Навершия плётки.

На рис. 2 показаны два навершия плётки, слева из Новгорода (начало XI века, высота 80 мм), справа - из Старой Ладоги (XIIвека, датировка по новгородским аналогиям, случайная находка на берегу Волхова, возможно - от детской плети). «Подобное (изображению на английской монете - В.Ч.) мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника. Часть из них опубликована. На наиболее древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник (а уж никак не удавка!) », - продолжает А.Ю. Чернов.

Что ж, попробуем прочитать надписи на костяных навершиях, напоминающих голову сокола. Начнем с левой головы. Под глазом у птицы можно прочитать слова АРКОНА ЯРА , что означает место изготовления изделия. Иначе говоря, навершие не было изготовлено в Новгороде, где его нашли. А чуть ниже, на уровне рта птицы, имеется надпись ХРАМ ЯРА .

А на правом навершии чуть ниже клюва читаются слова: АРКОНА ЯРА , а намного ниже - интересное словосочетание МАСКА ЯРОВА , вместо привычных слов МАСКА ЯРА, имеющих смысл ИЗОБРАЖЕНИЕ . Полагаю, что так назывался символ, или герб Яра, то есть, Рюрика. Наконец, между двумя этими надписями имеется строка с промежуточным изображением более светлыми буквами, чем фон. Его целесообразно читать в обращенном цвете. Оно гласит: ВАНЯ , что подтверждает атрибуцию данного навершия плети, как детского. Причем не исключено, что имя соответствовало Рюрику.

Замечу, что косвенно подтверждается высказанное мною в других статьях предположение о том, что ВОИНЫ ЯРА - это кавалеристы.

Рис. 3. Псковская серебряная тамга Х века и моё чтение надписей

Серебряная тамга из Пскова.

В качестве подписи к рисунку опубликован такой текст: «Псковская серебряная тамга Х века. Раскопки Татьяны Ершовой, 2008 год. Фото - Псковский археологический центр » . А автор статьи продолжает: «Тем же летом 2008 года археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О статусе погребенного свидетельствует трапециевидная серебряная тамга - подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из нее крестом».

Из чего он делает далекоидущие выводы: «Такой же крест, только чуть правей, и на головой сокола на монете конунга датского Анлафа Гутфритссона (см. выше). Однако монета отпечатана около 940 года, то есть за полвека до крещения Руси. Эта русско-датская параллель (и не где-то а в геральдической эмблематике) внятно повествует о датских корнях Рюриковичей и свидетельствует в пользу отождествления Рюрика с Рориком Ютландским ». Как мы видели выше, никакого датского Анлафа Гутфритссона в природе не существовало, В.А. Кулаков ошибся, а монета достоинством в ОДНУ ПОЛУШКУ была выпущена в честь ИВАНА РЮРИКА. И, следовательно, данное отождествление - тоже ЛОЖНОЕ.

А теперь посмотрим, что реально написано на двух сторонах серебряной тамги. Сначала я читаю надписи на левой половине аверса тамги. Тут написано: ХРАМ РОДА МАРЫ . На уровне верхней части грудки птицы читается слово СКИФИЯ , а чуть ниже - слова АРКОНА ЯРА . Чуть выше левого острого угла низа изображения можно прочитать уже знакомые слова МАСКА ЯРОВА , то есть, ГЕРБ РЮРИКА-ЯРА .

Наконец, на самой тёмной части каймы изображения читаются слова ЛИК ЯРА (в данном случае этот лик - орнитоморфный, то есть, в виде птицы), а также датировка: 30 ГОД ЯРА . В привычном для нас летоисчислении это будет . Возможно, это - дата закладки храма Рода Мары в Арконе.

На реверсе привлекает внимание надпись вверху тамги: РОДА ХРАМА МИМ . Полагаю, что эта надпись - владельческая, то есть данная тамга принадлежала миму храма Рода Мары в Арконе. Кроме того, в ее центре можно увидеть датировку: 71 ГОД ЯРА . В привычной для нас хронологии она обозначает ГОД 927 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . Полагаю, что здесь обозначен год окончания строительства упомянутого храма Рода Мары.

Рис. 4. Прорись той же тамги А.Ю Черновым

Схема той же тамги.

Далее А.Ю. Чернов пишет: «Позволю себе не согласиться с Татьяной Ершовой: если бы носитель тамги был «наместником князя Владимира», на одной и ее сторон был бы трезубец, а не двузубец с ключом. По С. В. Белецкому (см. таблицу ниже, рис. 5, такой знак должен был принадлежать Ярополку, а, возможно, Олегу Святославичам, или же Святополку Ярополчичу ».

Возможно, так оно и есть, ибо изображение на тамге действительно помогает понять династические связи. Однако меня крайне удивило то, что на прорисях археологи все надписи считают просто посторонними загрязнениями, а не весьма полезной исторической информацией. Таким образом, вместо многоцветного исторического послания на рис. 3 перед ними находится скучная схема на рис. 4 и еще более схематическая картинка на рис. 5.

Замечу также, что я не возражаю против трактовки изображения в центре аверса как ключа, который одновременно служит и семеркой в разряде десятков.

Рис. 5. Новейшая генеалогия знаков Рюриковичей IX-XIвеков

Генеалогическая схема.

В пояснении к рис. 5 Ю.А. Чернов пишет: «Генеалогия, любезно присланная мне С.В. Белецким 1 сентября 2008 года », и дана с ссылка .

А далее Чернов пишет: «В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80-летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, продемонстрировал древнерусский псевдодирхем времен Ярополка. (Таких в центральной и северной Европе известно лишь 11 экземпляров, из них 8 в Швеции, две в Польше и одна в Эстонии; см. статью Т. Е. Ершовой.)

На монете хищная птичка с ошейником и тот же широколопастной христианский крест ». На мой взгляд, широколопастный крест вовсе ничего не говорит о христианской принадлежности изделия, ибо такие кресты были как раз характерны для русского ведизма, особенно небольшой равноконечный крест с расширяющимися лопастями. Таков, например, крест Яра . Однако археологи не изучают дохристианскую символику.

Рис. 6. Псевдодирхем из клада на о. Готланд и моё чтение надписей

Псевдодирхем Ярополка.

Ю.А. Чернов подписал: «Псевдодирхем Ярополка из клада на острове Готланд, диаметр 30 мм ». А еще ниже он написал следующее: «Итак, вновь тот же крест над соколиной головой. Теперь понятно, чего именно нам не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции ладожской литейной формы.

Вопрос о том, когда на голове сокола появился венчающий ее крест, требует отдельного исследования. Проще всего предположить, что произошло это уже после крещения Руси Владимиром Святославичем. Однако вспомним, что еще в 1830-х отождествленный с Рюриком русской начальной летописи датский герцог Рорик Ютландский был христианином. Ну а крест и три точки треугольником (символ Троицы) над головой сокола мы обнаружили на английской монете датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941). И это, в частности, означает, что мы должны доверять летописному преданию о призвании Рюрика: династия Рюриковичей и впрямь начинается с датского герцога-изгоя, кстати, довольно близкого родственника принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Археология подтвердила, что «легенда о призвании варягов» - не легенда, а историческое предание ».

Я согласен с тем, что легенда о призвании варягов является историческим преданием, но категорически не согласен со всем остальным. Опять монета Арконы Яра приписана датчанину, которого никогда не было. Еще большей ошибкой было принять ведический крест за христианский. Да и христиан в Х веке не только не было, но и быть не могло, поскольку Христос еще не родился.

А для доказательства ложности рассуждений Ю.А. Чернова я читаю надписи на данной монете. На голове сокола я читаю слова ЯРА ХРАМ . Таких ХРИСТИАНСКИХ храмов никогда не было! А на треугольнике между клювом и грудью сокола, а также окружностью легенды монеты, я читаю слова АРКОНА, РУСЬ ЯРА . Иначе говоря, это НЕ монета Ярополка, а монета Арконы.

Далее меня заинтересовал крест, который археолог принял за христианский. Но на нём читается та же надпись: ХРАМ ЯРА ! Хороша христианская символика, нечего сказать! - Замечу, что никаких Сер-Сержей для разоблачения подобных ложных атрибуций почему-то не находится.

На середине грудки сокола я читаю слова МАСКА ЯРОВА , что как раз и означает ГЕРБ . Наконец, на левой нижней части внешнего кольца легенды читаются слова ЛИК ЯРА , то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯРА-РЮРИКА .

Так что никакого датского герцога-изгоя ; обманВ.И. Кулакова подхватил и развил Ю.А. Чернов. Его эта версия вполне устроила.

Рис. 7. Глиняный геральдический герб Рюриковичей из России

Глиняный герб.

«А эта птичка прилетела в Старую Ладогу летом 2011 года от черных археологов, и где найдена - неизвестно (ясно только, что в России). - Крыло сокола состоит из трёх частей, поэтому перед нами «шестикрылич» («Слово о полку Игореве») ». - Странно, что государственные археологи покупают артефакты от чёрных археологов. К сожалению, место находки неизвестно. Кроме того, совершенно непонятно, а на рас. 7 совершенно не видно, каким образом крылья сокола являются составными из шести частей.

Но и в данном случае нет никакого подтверждения датской версии происхождения Рюрика. Так, в местах прикрепления крыльев к туловищу, модно прочитать цифру 56 , а в пространстве между цифрами читаются слова ГОД ЯРА , что в привычном для нас летоисчислении соответствует дате 912 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА .

На верхней линии головы сокола можно прочитать слова ЯРА ХРАМ . А слева от головы, на пустом пространстве, на фоне, можно прочитать уже знакомые нам слова: АРКОНА ЯРА . - Так что и этот пример никоим образом не соответствует датской интерпретации, а однозначно свидетельствует в пользу того, что Рюрик жил в Арконе.

Рис. 8. Изображение сокола еще на одной глиняной пластинке

Глиняная плитка.

Если посмотреть, какие надписи там имеются, то на правом крыле (слева от зрителя) при его повороте по часовой стрелке на 90 градусов, можно прочитать слова ХРАМ ЯРА . Что же касается левого крыла, то его вид весьма напоминает человеческое лицо анфас, но весьма вытянутое в длину. На лице мужчины находится узкий очень вытянутый нос, имеется намёк на усы и бородку клинышком, на глазах написано слово ЯР .

Самые интересные слова написаны на лбу и под глазами Яра. На лбу в обращенном цвете можно прочитать слово МОСКВА , что весьма неожиданно. Полагаю, что это - надпись заказчика. А под глазами в прямом цвете можно прочитать слова АРКОНА ЯРА , что, как я понимаю, есть адрес изготовителя.

Наконец, нос лика содержит датировку, а именно, цифры 6 и 5, а левее видно продолжение. Таким образом, написано 65-Й ГОД ЯРА . В привычном для нас летоисчислении это образует дату: 921 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА .

Итак, как видим, ничего общего с датчанами ни по местам находки, ни по языку, ни по адреса изготовителя мы на приведенных примерах не видим.

Комментарий Чернова к статье Белецкого.

«Таблица Сергея Белецкого наглядно показывает, что знаком Рюрика не мог быть трезубец, в котором некоторые исследователи увидели изображение сокола. Несколько лет назад старания герольдмейстера РФ Г. В. Вилинбахова закончились официальным присвоением «сельскому поселению Старая Ладога» герба (см. Википедию на «Старая Ладога»). То ли этот позор из «Записок охотника» (свой же подстреленный сокол, зачем-то притороченный к ягдташу), то ли специальный заказ тюрингских стилистов середины 1930-х.

Таблица доктора исторических наук С. В. Белецкого свидетельствует, что знаком Рюрика не мог быть трезубец. И пусть некоторые исследователи еще в XIX столетии увидели в трезубце изображение сокола и приписали трезубец Рюрику. (Мол, поскольку у западных славян сокол именуется «рарог», то и Рюрик/Рорик, конечно, славянин...). У братьев Владимира, то есть у Ярополка и Олега, как и у детей Ярополка, линым знаком был хазарский двузубец. А, значит, у Рюрика трезубца быть не могло. Только двузубец. Белецкий доказал математически: трезубец становится знаком Рюриковичей с Владимира Святославича. После этого доказательства рассуждать об ободритском трезубце-соколе стало неприличным. (Впрочем, антинорманисты об этом, кажется, не догадываются).

Двузубец - символ хазарских властителей. Его захватившие Северную Русь норманны-находники переняли вместе с титулом «хакан» еще в 830-х (см. Бертинские анналы за 839 год), то есть до прихода Рюрика. Видимо, какое-то время двузубец как знак и сокол (как протогеральдическая эмблема Рорика Ютландского) существовали параллельно.

Трезубец (ныне герб Украины) пытались связать с символом Троицы, но тот же Сергей Белецкий показал, что Владимир принимает его задолго до крещения и даже до его «языческой реформы» 980 года, еще в Новгороде. По предположению Наталии Введенской, третья мачта, превратившая двузубец в трезубец, должна быть связана с тем, что Владимир - «третьяк», то есть третий сын. Но он был незаконнорожденным и на хаканский двузубец права не имел » .

Отбросив датскую версию, продолжим цитировать Википедию. «По славянской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом » («Сокол» в современных языках: польск. raróg (балобан), чеш. raroh (нек-рые соколиные), староукр. раріг, рарог ).

Рис. 9. Имя Рюрика на руническом камне

Норманнская версия.

«Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии ». - Русские летописи - не единственные источники о Рюрике, что показывают иллюстрации из самой статьи Википедии.

Так, после процитированных слов можно видеть рис. 9, который подписан так: «Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция ». - Камень мог быть привезен из другой местности, не имеющей отношения к Швеции.

На рис. 9 скорее угадываются какие-то иные надписи, нанесённые на фон. На мой взгляд, контраст тут искусственно занижен именно для того, чтобы не видеть никаких иных надписей. А для их выявления контраст, разумеется, следует увеличить, что я и делаю на рис. 10.

Рис. 10. Моё чтение надписей на том же руническом камне

Моё чтение надписей.

Естественно, я увеличиваю и размер, и контраст изображения. Его можно разделить по горизонтали на три части: верхнюю, цвета глины с галечными вкраплениями, среднюю, песочную и нижнюю, кирпичного цвета. Надпись германскими рунами ruRikr на фрагменте рунического камня U413, на мой взгляд, нанесена поверх других надписей на верхней части камня.

А именно: наверху написано: между рун Р и А видна буква «А», а правее можно прочитать слова АРКОНА РУСЬ ЯРА . А чуть ниже и правее - ХРАМ ЯРА . Полагаю, что там имеются и иные надписи, дублирующие данные.

На средней песочного цвета полосе можно прочитать практически те же слова, хотя сначала написана дата: 80-Й ЯРА ГОД ХРАМ ЯРА и РУСЬ ЯРА . В привычном для нас летоисчислении это означает: 936-Й ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . Похоже, что других надписей на данном среднем горизонтальном участке рунического камня нет.

А на нижнем горизонтальном участке камня я читаю слова: 50-й ГОД ЯРА , что в привычном для нас летоисчислении означает 906-Й ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . На продолжении справа я читаю слова: СКЛАВЯНСКАЯ РУСЬ , а ниже и слева - слова: ЕСТЬ СТОЛИТСА ЯРА КРАЯ . Таковы подлинные надписи до начертания имени Рюрика.

Если камень никуда не переносили, а начертали на нём именно в шведском Уппланде, то из этого можно сделать вывод о том, что русская надпись была изначальной, а надпись германскими рунами - более поздней, ибо она была сделана поверх русской. А если принять во внимание датировку, то Упланд с 936 по 906 годы н.э. был столицей края Яра Руси Славян. Если учесть, что Русь Славян была предшественницей России, то из этого следует, что Швеция когда-то была частью России. Что и нашло отражение в Начальной летописи, когда говорилось о том, что у свевов существовал народ руси.

Итак, умозаключение норманнской версии исходит из ложной большой посылки.

Рис. 11. Миниатюра № 16 Радзивилловской летописи

Славянская версия.

Продолжаю цитировать Википедию: «Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении ».

В качестве основания для славянской версии приводится миниатюра № 16 из Радзивилловской летописи с подписью: «Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра ».

А в пояснении к миниатюре № 16 специалисты пишут: «Аскольд и Дирпросящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и дира на кораблях с дружиной к Киеву » . Это - компиляция работ В.И. Сизова 1905 г., А.В. Арциховского 1944 г., Чернецова А.В. 1981 г., Б.А. Рыбакова 1991 года.

А теперь посмотрим, насколько были правы эти исследователи, перейдя к рассмотрению миниатюры № 16. Сначала рассмотрим левую часть, где на троне восседает правитель. На крыше башни можно прочитать слово РУСЬ , а под крышей - слово ЯРА . На красном одеянии сидящего на уровне плеча читается слово АРКОНА ЯРА . Уже из этого следует, что действие миниатюры происходит вовсе не в Новгороде, а в Арконе. Следовательно, уважаемый коллектив исследователей, мягко говоря, ошибся.

А на рукаве правой руки можно прочитать слова ИВАН РЮРИК . Хочу отметить, что это - еще одно подтверждение моего вывода о том, что Рюрика звали Иваном. Собственно говоря, их накопилось уже столько, что новых доказательств уже и не требуется. Так что в этой части перечисленные исследователи правы.

А что можно прочитать на голове Рюрика? - В обращенном цвете читаются слова: ХРАМ ЯРА , написанные на головном уборе. Ниже, на волосах, эта надпись повторяется: ЯРА ХРАМ . А на пряди волос возле правого уха в обращенном цвете можно прочитать датировку: 37-Й ГОД ЯРА , соответствующую 893 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА .

Понятно, что эта информация от исследователей ускользнула. - На пространстве между Рюриком и двумя мужчинами можно прочитать наверху слова: ЗАМОК ЯРА ХРАМА . Как выглядит такой замок, можно было познакомиться на примере Каркассона, где до сих пор над входом видна вывеска с надписью «Замок Яра». А на пояске между двумя линиями можно прочитать слово ХАРАОН ЯРА . Иначе говоря, на миниатюрах Радзивилловской летописи можно прочитать то, что я вычитал и на других документах. То есть, о том, что Рюрика звали Иваном, и то, что он был хараоном.

А теперь переходим к рассмотрению якобы Аскольда и Дира. На первом просителе, на его волосах головы на темечке читаются слова: ЯРА ХРАМ , а на пряди волос возле левого уха - слова: РИМА ХРАМА (в обращенном цвете), и МИМ (в прямом цвете). Так что перед нами - вовсе не Аскольд, а мим храма Яра из Рима. - На втором посетителе, на верхней части волос написано: МИМЫ , а дальше - СКИФСКИЯ ХРАМЫ ЯРА . Следовательно, перед нами находится один из мимов скифских храмов Яра, а вовсе не Дир.

Затем рассмотрим воинов в ладье. На их середине можно прочитать надпись ЯРА ВОЙСКА РУСОВ , а на борту лодки - надпись: ЯРА МИМЫ . А на воде под лодкой читаются слова: С АРКОНЫ ЯРА СКИФЫ . А на их знамени начертано слово РИМ - видимо, это была цель их похода. А на правом здании начертано: МАЯКИ ЯРА .

Иначе говоря, миниатюры никоим образом не подтверждают то, что приписано им историками. А именно: тут нет Аскольда и Дира, хотя имеется Рюрик, но не в Новгороде, а в Арконе. И войско отправляется не на Византию, а на Рим. Замечу, что Википедия подчёркивает: «Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем ». Однако, на мой взгляд, приведены совсем не те доказательства.

Версия варягов.

Википедия продолжает: «Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей ».

Именно этой версии я и придерживался, но не основании мнения Герберштейна, а на основе исследования других миниатюр Радзивилловской летописи, а также на основе этрусских зеркал.

Мекленбургские генеалогии.

Википедия пишет: «Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники ».

Рюрик в историографии.

Википедия пишет в конце: «Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову ». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы ».

Рис. 12. Рюрик (миниатюра из «Царского титулярника») и моё чтение надписей

Здесь же помещен портрет Рюрика из «Царского титулярника». Я его уже рассматривал в . Тогда я писал следующее: «На рисунке мы видим усатого человека в шлеме и доспехах, поверх которых надето нечто вроде жилета. А на жилете имеются лики и надписи. На левой стороне между застёжками и шнурком от щита можно видеть лик мужчины анфас. Над ним на плече имеется надпись МАРЫ ЯР . На правой половине жилета симметрично лику расположена надпись крупными буквами: ЯР . Получается, что Рюрик носил прозвище «Яр», а лик Яра на нем был изображен посмертно, в качестве МАСКИ МАРЫ.

Надписи можно видеть на шлеме и на лице. На шлеме в левой части видны зигзаги, образующие слово МИМ . На лице по вертикали (начиная от скулы и до нижней челюсти) имеется надпись ХРАМ , а под нижней челюстью - надпись ЯРА . Иными словами, Рюрик являлся мимом храма Яра.

Интересны также надписи, образуемые складками рукавов. Складки право руки образуют слова ЯРА РУСЬ , складки левой руки, читаемые в обращенном цвете, слово АРКОНА . Так что он был, судя по изображению, не просто мимом храма Яра, но мимом столичного храма Яра столицы ВСЕЯ РУСИ АРКОНЫ. Хотя «Титулярник» ставит на надписях самое низкое духовное звание - МИМ ХРАМА ЯРА, хотя Рюрик обладал не просто высоким, МИМ ЯРА, но и наивысшим - ХАРАОН. Однако, как я понимаю, «Титулярник» создавался Романовыми, но не Рюриковичами, и такого рода достоинства им выделять было политически невыгодно.

Однако сейчас я понимаю, что поспешил обвинить создателей «Титулярника», не потрудившись рассмотреть ВСЕ детали изображения. А именно: я не рассмотрел два пера головного убора. А именно, на более низком, тёмном перышке, по его середине, имеется надпись ХАРАОН ЯРА . А на верхнем пёрышке в обращенном цвете можно прочитать имя Рюрика: ИВАН ИММАНУИЛОВИЧ , которое я встречал многократно. А в прямом цвете я читаю слова: РУСЬ СКЛАВЯН ЯРА . Насколько я понимаю, Рюрику удалось объединить РУСЬ СЛАВЯН и РУСЬ ЯРА, что и дало РУСЬ СКЛАВЯН ЯРА.

А еще интересно прочитать надписи на видимой за плечами верхней части щита, на тени от ремешка щита, а также на наплечнике. В первом случае я читаю цифру 30 и слово ЯРА , на тени ремешка - слова СМЕРТИ , на наплечнике слева - слово ГОД . Итак, ГОД СМЕРТИ ЯРА - 30 ГОД ЯРА . В привычном для нас летоисчислении это образует дату 886 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . Это расходится с утверждением Википедии о том, что он умер в 879 году, хотя и не намного, на 7 лет в сторону увеличения.

Таким образом, далеко не всегда мои претензии к подлинникам оправданы. Иногда мне просто не хватает времени (или терпения, или опыта) обращать внимание на мельчайшие детали изображения.

Статья Википедии заканчивается так: «Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда ».

На мой взгляд, концовка статьи Википедии о Рюрике не удалась. После перечисления ряда точек зрения, никакого итога не подведено.

Рёрик Ютландский.

Существует также отождествление Ивана Рюрика с Рёриком Ютландским. О последнем существует статья в Википедии, где говорится: «Рёрик Ютландский - один из наиболее успешных датских конунгов на службе у Каролингов. Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годы. В Ксантенских анналах к нему прилагается прозвище «язва Христианства».

Родословные связи Рёрика не вполне ясны. Очевидно, он принадлежал к династии Скьёльдунгов, правившей в Хедебю. Его дядей (по другим источникам братом), по-видимому, был ютландский конунг Харальд Клак, однако кто из братьев Харальда был отцом Рёрика — вопрос открытый.

В ранней молодости Рёрик находился в тени своего старшего брата Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика Благочестивого (841), а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов.

Лотарь использовал верных ему норманнов как орудие в борьбе с братьями — Людовиком Немецким и Карлом Лысым, которые не оставляли планов овладения Нижними землями. В начале 840-х годов резиденцией Рёрика служил остров Виринген, а его брат обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад, похоже, находился в их совместном владении.После заключения с братьями Верденского мира (843) Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рёрик с братом были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался. Рёрик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.

В 850 году Рёрик при содействии своего двоюродного брата (возможно племянника) Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рёрика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу: «Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства ».

Итак, именно Рёрик Ютландский был пиратом, что никак не совпадает с биографией Ивана Иммануиловича Рюрика. Вероятно, именно к этому Рёрику следует отнести брактеат, изображение которого я нашел в работе . В моей статье я произвел чтение надписей, как показано на рис. 13.

Рис. 13. Рёрик Ютландский и моё чтение надписей на брактеате

Моё чтение надписей на брактеате.

В моей статье я писал: «М. Жункович вскользь упоминает о существовании неких особых монет: «Было найдено уже большое количество монет (например, под Боденбахом находка ценой в 120 тысяч крон), которые до сих пор в Германии обозначали главным образом как «радужные ключи», так как они, согласно одной саге, скатились по радуге. Славяне называли их КНОФЛИКИ, что вполне оправданно, поскольку такие монеты прежде выступали как пуговицы на куртке, потом как украшение на кожаной сумке (ТОРБЕ), прикреплялись как принадлежности уздечки и седла и часто оказывались на задней стороне кожаных ремней » (с. 64). Замечу, что название КНОФЛИК, возможно, имеет два корня - немецкий KNOPF, что означает ПУГОВИЦА , и славянский ЛИК, то есть ОБРАЗ . Таким образом, КНОФЛИКИ - это образки в виде пуговиц.

Далее я рассматривал монету «РУРИК». «Золотой брактеат мюнцкабинета Копенгагена несет на себе надпись РУРИК, выполненную вендскими рунами. Наиболее древний владелец этого имени правил в России в 862-879 годах, однако монета, должно быть, много старше, и не имеет ничего общего с данным историческим именем, поскольку слово РУРИК, РЮРИК обозначало не имя собственное, а имя с названием функции, а именно название регента. Бросается в глаза, что все монеты древнерусского происхождения выставляют напоказ своеобразный стилизованный щит с гербом. Голова главной фигуры всегда увенчана широкой, шлемообразной диадемой на лбу, напоминающей древнерусское женское украшение; кроме того, имеется лошадиная фигура, либо переданная контуром, либо в виде лошадиной головы.

Примечательно весьма частое особенно выдающееся вперед шейное украшение, называемое по-русски ОЖЕРЕЛЬЕ (= СТОЯЧИЙ ВОРОТНИК). Это должно было быть особым внешним знаком высокого достоинства у русских, что подтверждают также находки скелетов, например, найденный в июле 1913 года профессором Веселовским в кургане «Солоха» (юг России). Находившийся там скифский царь имел исключительно высокохудожественное и тяжелое золотое украшение вокруг шеи. Среди других атрибутов его военного и социального статуса обнаружились также две конюшни со скаковыми лошадьми с гигантской площадкой, доказательство того, что картинка на монете есть своего рода выражение атрибутов социальной высоты умершего властителя, о чем свидетельствуют и другие предметы, помещенные ему в могилу после смерти » . Слова Жунковича я выделил курсивом. Странно, что на монете выбито не ее название и не имя правителя, а его должность наместника. Вероятно, все-таки М. Жункович ошибается, и брактеат содержит имя, хотя, возможно, и не того Рюрика, которого пригласили княжить на Русь. Поэтому, как обычно, я предпринимаю проверку, читая на монете надписи. Однако то, что Жункович обратил на монету внимание и нашел на ней признаки ее славянского происхождения, делает ему честь.

Чтение надписей я начинаю с явной, выполненной вендскими рунами, где, действительно, начертано РУРИК или РЮРИК . Далее я перехожу к неявной части, то есть к надписям, врисованным в изображение. Я читаю надпись на верхней части лица до губ, где находится два слова, ТО БРАКТЕАТ (слово ТО написано знаком руницы, остальное - буквами кириллицы). Нижнюю часть лица (ниже губ) следует повернуть направо на 90 0 , и тогда тут читаются два слова, РУСИ РУНОВОЙ . Под РУНОВОЙ РУСЬЮ со времен верхнего палеолита понималась территория нынешней Франции. Морда коня, повернутая направо на тот же угол до вертикального расположения, приводит к чтению БЕЛОРУССИИ (в основном знаки руницы), а узор хомута или шейной повязки может быть прочитан как ПОМОРЬЯ (один знак руницы, остальное - буквы кириллицы). Под БЕЛОРУССИЕЙ на языке сакральной географии понималась обширнейшая северо-западная область Европы, а славянское ПОМОРЬЕ после его захвата германскими племенами получило у них название POMMERN и вновь вернулось на русские географические карты уже как ПОМЕРАНИЯ. На сегодня это область Польши вблизи города Щецина и очень недалеко от Берлина. Возможно, однако, что во времена чеканки данного брактеата эта область имела отношение к государству Карла Великого.

Слово ПОММЕРН можно прочитать над передними конечностями и груди коня, развернув эту надпись опять-таки вправо. Как видим, это германское наименование также написано кириллицей. Еще ниже при обращении в цвете можно прочитать слова ТО РУРЕГ , то есть более точное начертание имени кириллицей. Однако самые интересные сведения можно почерпнуть из изображений на задней части крупа лошади. Над задними ногами я читаю слово ПИРАТ (Т начертано вверх ногами), тогда как крупные знаки руницы и буквы кириллицы образуют слово ПОБЕРЕЖЬЯ . Таким образом, РЮРИК или РУРЕГ является не наместником, а главой пиратов побережья Поморья, то есть варягом. Наконец, один из завитков можно прочитать как слово РУСЬ .

Можно ли относиться к данному денежному знаку всерьез? Вряд ли. Монеты чеканят монархи, короли и князья, шахи и каганы, но не пираты. До тех пор, пока не было прочитано слово ПИРАТ, характеристику Рюрика можно было считать приемлемой. Но и до этого могли возникнуть сомнения в слишком подробной характеристике изображенного лица. Вообще говоря, монеты чеканятся от имени какого-то первого лица государства и самые важные сведения на них - это их номинал. В данном случае, однако, нет ни названия монеты, ни ее обозначения ее достоинства. А если их нет, следовательно, перед нами - не платежное средство. Наличие ушка для продевания шнурка говорит о том, что перед нами - часть монисто, женского украшения, детали которого похоже на монеты, но таковыми не являются. При ближайшем рассмотрении данный брактеат оказывается карикатурой на Рюрика, его изображением в весьма комическом плане. В самом деле: непомерно большая голова, отсутствие туловища, рук и ног, аттестация как ПИРАТА ПОБЕРЕЖЬЯ отнюдь не свойственны знакам денежного обращения, но были бы весьма желательными в каком-нибудь юмористическом журнале.

Итак, перед нами монета, отчеканенная изготовителем женских украшений по поводу варяга Рюрика (Рурега), пирата побережья Поморья Руси Руновой, находящейся в Белой Руси. А поскольку варягов также называли викингами и датчанами (под последним именем они вошли в историю Англии), понятно, что варяжский брактеат, в конце концов, оказался в музее Копенгагена. Однако он содержит реликвию на русском языке по поводу одного из славян и принадлежит не к монетам, но к КНОФЛИКАМ.

Однако вернусь к статье о Рёрике Ютланском из Википедии. Продолжаю цитирование: «Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рёрика по отношению к франкскому императору. Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде, в Гендте на Ваале и на Зеландских островах. Утрехтский епископ Хунгер перебрался за пределы владений Рёрика, в Девентер. В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают об его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю.

По версии некоторых писателей, около 857—862 годов Рёрик покорил славян-вендов. В «Деяниях данов» Саксона Грамматика сообщается, что датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рёриком Ютландским, разбил флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принудил напавших славян платить ему дань после ещё одного морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец датируется исследователями VII веком.

Завоевания Рёрика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рёрика на Хедебю. В 863 году датские драккары были пропущены Рёриком вверх по Рейну в Рейнланд, где они разграбили и выжгли старинные города Нойс и Ксантен. Хронисты винят в этом нападении Рёрика.

Реймсский архиепископ Хинкмар откликнулся на события 863 года двумя посланиями. В письме к Рёрику он призывал его не давать приюта фландрскому графу Балдуину I, который сбежал с королевской дочерью. Во втором послании, адресованном утрехтскому епископу, Хинкмар советовал ему наложить на Рёрика епитимью за сотрудничество с варварами. Из этих писем следует, что к тому времени Рёрик уже принял христианство.

В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рёрика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году Рёрик вновь правил Фризией как «король варваров» (barbarorum rex). За год до этого умер Лотарь II, и Рёрик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают.

Последнее сообщение о Рёрике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рёрик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского ».

На всякий случай переведу данные о Рёрике в летоисчисление по Яру. Первое упоминание связано с 841 годом н.э., датой смерти назван 882 год н.э. Это соответствует дате: -15-й ГОД ЯРА в первом случае и 26 ГОДУ ЯРА во втором, охватывая 41 год жизни. Это даст возможность проверить годы жизни, если их удастся найти на портрете Рёрика, заимствованном, возможно, из Титулярника, рис. 14 .

Рис. 14. Рёрик Ютландский и моё чтение надписей

Моё чтение надписей.

На рис. 14 изображен явной иной человек по сравнению в рис. 12. На пёрышке его головного убора я читаю слова: МИМ ЯРА и СКЛАВЯНИН . Если Дания (Ютландия) того времени входила в Русь Яра, тут нет ничего странного. На нижней части его головного убора я читаю слова СМИРНА и МИР , а в последнем слове я подозреваю слово РИМ .

По поводу Смирны Википедия пишет: «Смирна , (греч. Σμύρνη) — античный город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. Сегодня развалины города расположены на территории турецкого города Измир ». - Поскольку до завоевания турками в 1453 году Малая Азия была славянской, нет ничего удивительного в том, что Рёрик был славянином.

Но не ошибся ли я? - На щеке и на усах изображения Рёрика я читаю слова РИМ В СМИРНЕ , которые, вероятно, означают РИМСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО В СМИРНЕ . И действительно, статья о Смирне в Википедии содержит такие строки: «Римское завоевание для города, как и для остальной Греции, имело скорее созидательный характер унификации всего античного мира под знамёнами Римской империи. Смирна переживает свой второй золотой век. Значительно увеличивается число жителей, расцветает торговля. Строятся новые торговые площади (см. агора) и акведуки, улицы полностью мостятся камнями. В 121 и 125 гг. Смирну посещает император Адриан; по его приказу рядом с доками было построено зернохранилище. В 178 году город был разрушен землетрясением, которое считается одной из самых серьёзных катастроф, с которыми сталкивался в своей истории город. Император Марк Аврелий внес большой вклад в восстановление и отстройку города. Дошедшая до наших дней в развалинах Агора была построена именно тогда ». На даты в привычном для нас летоисчислении я не обращаю внимания, поскольку они заведомо искажены.

Таким образом, место рождения Рёрика установлено. На наплечнике правого плеча я читаю слова ЯРА ХРАМ В РУСИ ЯРА . Подпись понятная, однако, нигде не указано, что это Аркона. А на наплечнике левого плеча я читаю датировку: ГОДЫ ЯРА 30-33 , 50-58 . Вероятно, это годы обострения его деятельности. Понятно, что Рюрик жил много дольше. В привычном для нас летоисчислении это составляет ГОДЫ 886-889, 906-914 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . Иначе говоря, Рёрик родился в год смерти Рюрика.

Весьма интересны надписи на латах под рукой Рёрика. Непосредственно под правой рукой надпись гласит: РЮРИКА ЛИК ЯРА . А правее можно прочитать слова: ЯРОВА ЮТЛАНДИЯ . Следовательно, Ютландия в те времена была еще славянской.

Итак, как видим, Рёрик жил в других странах, и родился тогда, когда Рюрик умер.

Сторонники отождествления Рёрика и Рюрика.

А теперь я приведу заключение статьи Википедии о Рёрике: «В европейской и российской историографии с XIX века предпринимались попытки отождествить Рёрика Ютландского с известным по «Повести временных лет» варягом Рюриком, основавшим древнерусскую княжескую династию Рюриковичей. Впервые эта идея была высказана пастором Х. Холлманом, опубликовавшим в 1816 году в Бремене работу «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт» . В 1836 году Фридрих Крузе, профессор Дерптского университета, также отождествил Рюрика с Рёриком Ютландским .

В 1929 году эту гипотезу воскресил и заново аргументировал Н. Т. Беляев . В пользу этой гипотезы приводят аргумент о хронологических лакунах в описании его деятельности во Фризии (в 863—870 годах упоминаний в источниках о Рёрике нет), соответствующие упоминаниям о Рюрике Новгородском в русских летописях. Более весомым аргументом можно считать близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени ».

Но это понятно: и там, и там жили славяне, у которых существовала одна культура. «Среди современных российских учёных за отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским высказывается Анатолий Кирпичников , на протяжении многих лет возглавлявший археологическое исследование Старой Ладоги. Данная гипотеза была поддержана также академиком Б. А. Рыбаковым , Г. С. Лебедевым, И. В. Дубовым, Д. А. Мачинским, М. Б. Свердловым, Е. В. Пчеловым и др. ». Полагаю, что данные выводы перечисленных авторов были основаны на слабом сравнении двух упомянутых исторических деятелей.

Так, например, в работе А.Н. Кирпичникова анализируются только тексты русских летописей, и не приведено ни одного изображения. Иными словами, проанализированы только многократно редактированные источники, и совершенно проигнорированы надписи, вписанные в рисунки и узоры.