Швейцария (швейцарская Конфедерация). Швейцарская Конфедерация

(официальное название Швейцарская Конфедерация) - государство в центральной Европе. На севере граничит с Германией, на западе с Францией, на юге с Италией, на востоке с Австрией и Лихтенштейном.

Площадь - 41,3 тысяч кв. км.

Столица - Берн (127 тысяч человек).

Население - 7,56 млн человек. 20,2 % населения страны составляют иностранцы.

Крупнейшие города (в тыс. человек) - Цюрих (365), Женева (185), Базель (165), Лозанна (123). Официальные языки: немецкий (швейцарский диалект, так называемый «швицердюч») - 64% населения), французский - 20%, итальянский - 6,5%, ретороманский - 0,5%.

Доминирующие конфессии - римско-католическая (42% населения) и протестантская (33%). Приверженцы православия составляют 4,4%, ислама - 4,3%, иудаизма - 0,3%. 11% населения не причисляют себя ни к одной из конфессий.

Государственный флаг - квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре. Герб страны - белый крест на красном щите.

Денежная единица - швейцарский франк (1/100 франка - сантим).

История государства

В древние времена Швейцария называлась Гельвецией . Будучи покоренными римлянами, племена гельветов продолжали сопротивляться их власти, пока империя не распалась. Тогда страна стала частью королевства Бургундии. После этого гельветы попали под господство франков, а затем германских императоров.

В 1291 году кантоны Ури, Швиц и Унтервальден заключили между собой «союз на вечные времена» для борьбы против Габсбургов, пытавшихся подчинить себе земли, расположенные на подступах к Сен-Готтардскому перевалу - кратчайшему транзитному пути из Южной Европы в Северную и Западную. Постепенно за счет добровольного вхождения в союз соседних территорий сформировалось многонациональное швейцарское государство.

С 1848 года конституционной нормой Швейцарии является постоянный вооруженный нейтралитет, признанный и гарантированный европейскими державами на Венском конгрессе 1815 года и впоследствии подтвержденный Версальским договором 1919 года.

В 1990-х годах Швейцария модернизировала свою концепцию внешней политики, в т. ч. по вопросу нейтралитета. Теперь участие в создании систем коллективной безопасности, в многосторонних акциях по линии ООН и ОБСЕ рассматриваются как совместимое с нейтральным статусом. Однако присоединение к любому военному союзу по-прежнему исключается. Швейцария твердо придерживается политики нейтралитета и не намерена отходить от нее в дальнейшем, в том числе в качестве члена ООН, коим является с 2002 года.

Государственное устройство

Швейцария - федеративная парламентская республика. Состоит из 26 кантонов, каждый их которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.

Самым молодым является кантон Юра , отделившейся в 1979 году от кантона Берн после того, как осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

Законодательная власть Швейцарии принадлежит парламенту - Федеральному собранию, состоящему из двух палат : Национального совета (200 депутатов, председатель на 2009 год - Чиара Симонеши-Кортеси (Chiara Simoneschi-Cortesi и Совета кантонов (46 депутатов, председатель на 2009 год - Ален Берсе (Allen Berse

Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года, Совет кантонов - по мажоритарной системе. Председатели палат переизбираются ежегодно. Последние парламентские выборы состоялись 21 октября 2007 года.

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти (правительством) является Федеральный совет в составе семи федеральных советников (министров), избираемых парламентом на четыре года. Согласно Конституции, все они равны в правах, принимают решения строго на коллегиальной основе.

Глава государства и правительства - Президент Конфедерации. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета на один год в порядке ротации, председательствует на заседаниях Федсовета и выполняет в основном представительские функции.

В 2009 году Президентом Швейцарии является Ханс-Рудольф Мерц (Hans-Rudolf Merz).

С 1953 года Федеральный совет традиционно формируется на основе коалиции четырех ведущих партий страны: Социал-демократической (СДПШ), Радикально-демократической (РДПШ), Швейцарской народной партии (ШНП) и Христианско-демократической (ХДПШ).

Каждый из федеральных советников возглавляет один из Федеральных департаментов (министерств).

В Швейцарии зарегистрированы более 20 партий общенационального уровня, 13 из которых представлены в федеральном парламенте.

В профсоюзном движении выделяются Объединение швейцарских профсоюзов (ОШП), Швейцарская конфедерация христианско-национальных профсоюзов, Федерация швейцарских объединений служащих.

Вооруженные силы организованы по милиционному принципу на основе всеобщей воинской обязанности. Численность - 226 тысяч человек. Состоят из 4 мотопехотных, 3 горнострелковых и 2 бронетанковых бригад, бригады связи и управления, сил ВВС и ПВО (по одной учебно-боевой бригаде).

Экономика и финансы

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых.

Страна является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих - третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). В стране функционирует около 4 тысяч финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа "банковской тайны". Банковский сектор страны производит 11% ВВП, дает до 20% всех налоговых поступлений в бюджет государства.

Важнейшую статью дохода Швейцарии составляет транзит грузов через территорию страны (50% грузооборота между северной и южной частями Западной Европы).

По производству ВВП на душу населения (62,8 тысяч швейцарских франков) Швейцария занимает четвертое место в мире, уступая лишь Лихтенштейну, Люксембургу и Норвегии.

Ведущие отрасли промышленности - микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность.

Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2,4%. Основная отрасль - мясомолочное животноводство (75% валового объема сельхозпродукции). За счет собственного производства обеспечивается около 60% потребности населения страны в аграрной продукции.

В производстве электроэнергии доля гидроэлектростанций составляет до 60%, АЭС - 39,5%.
Наибольший объем внутренних перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Общая протяженность железных дорог - 4840 тысяч км; автомобильных - 71300 км (в т.ч. 1730 км скоростных).

Внешнеэкономические связи ориентированы главным образом на Западную Европу и Северную Америку (83% внешнеторгового оборота, в том числе 60% экспорта и до 80% импорта - на страны Европейского союза). Экспорт капитала приходится в основном на 10 ведущих промышленно развитых стран. Общий объем швейцарских прямых инвестиций за рубежом составляет 444,7 млрд швейцарских франков, портфельных - 857,8 млрд Зарубежные авуары швейцарских банков достигают 2,2 трлн швецарских франков.

Существенную роль в экономике страны (5,3% ВВП) играет международный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов.

Международную известность имеет город Давос , расположенный в восточной Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на реке Ландвассер. Это самый высокогорный (1560 м над уровнем моря) город Европы. Известен как горнолыжный курорт и место проведения Всемирного экономического форума ("Давосский форум"). Кроме того, в Давосе ежегодно проводится международный турнир по хоккею с шайбой, известный как кубок Шпенглера.

В горных долинах Альп средневековые республиканские учреждения дожили до наших дней. Уже в 1291 г. три крестьянских, или лесных, кантона – Швиц, Ури и Унтервальден – заключили «Вечный союз» для поддержания законов и взаимопомощи против австрийских Габсбургов. 124 В последующие два столетия эти кантоны заключили союзы и конфедеративные договоры с городами Цюрих, которым правили ремесленные цехи, и Берн, где власть принадлежала военному патрициату. Со временем в состав конфедерации вошли десять кантонов, объединенных в многоуровневую конфедеративную систему, и потребовался немалый срок, чтобы в этом этнически и лингвистически неоднородном регионе выработалось чувство национального единства.

Границы союза оставались весьма неустойчивыми, и в различные времена многие соседние города и земли выражали желание присоединиться к конфедерации. Господство над Сен‑Готардом и другими перевалами на торговых путях из Италии в Германию давало ей большие стратегические преимущества. Но, вероятно, еще более важным следствием географического положения стало то, чем никогда не обладали итальянские и немецкие города – местные патриотически настроенные войска, состоявшие из прекрасно обученных и воинственных копейщиков, которых в изобилии поставляли перенаселенные горные деревни. В XIV в. и в начале XV в. швейцарцы отразили несколько нападений Габсбургов; в 1476 и 1477 гг. они разбили феодальную армию бургундского герцога Карла Смелого, а в 1499 г. вынудили отступить императора Максимилиана I. После этих событий ни одна великая держава не осмеливалась нападать на швейцарцев вплоть до самой Французской революции. Уже в XIV в. сложилась легенда о национальном швейцарском герое Вильгельме Телле, метком стрелке, которого габсбургский наместник заставил сбить стрелой яблоко с головы его маленького сына.

Города Западной и Восточной Европы

К востоку и к западу от широкого пояса немецких и итальянских городов‑государств города Европы никогда не имели полной независимости, хотя нередко пользовались значительной административной автономией. Начиная с XV в. территориальные правители стремились всеми путями ограничить эту автономию. Им без труда удалось достичь своей цели в Восточной Европе, где относительно мелкие и слабые города не могли противостоять союзу князей и крупных землевладельцев. На Западе этот процесс шел медленнее. Следует признать вместе с тем, что английская монархия почти не встречала сопротивления со стороны городов. Лондон, который испытывал благоговейный страх перед королевским Тауэром и экономически был связан с Вестминстерским двором, не мог да и не хотел играть самостоятельную роль. Другие английские города были слишком малы, чтобы питать подобные чаяния. Больше проблем было у герцогов Бургундских, правителей Нидерландов. Во Фландрии, самой богатой и населенной провинции, господствовали три крупнейших города – Гент, Брюгге и Ипр. Подобно многим другим городам, процветавшим в XII–XIII вв., они пострадали от сокращения населения и экономического упадка в XIV–XV вв. Но Гент и Брюгге тем не менее оставались самыми крупными и богатыми городами к северу от Альп, если не считать Парижа. Им удалось добиться от графов Фландрийских значительного самоуправления и установить фактический контроль над собраниями фламандских сословий, которые обычно созывались несколько раз в год. Немало мест в городских советах имели цехи. В течение XIV столетия в Генте цех ткачей дважды поднимал народ на восстания, хотя во главе учрежденных затем новых правительств раз за разом становились патриции, состоятельные представители правящих городских кланов. Движения городских масс никогда не достигали сколько‑нибудь значительных результатов, но сами революционные традиции крупнейших фламандских городов всегда были живы и прорывались в периодических столкновениях горожан с Бургундскими герцогами. Лишь со временем герцогам удалось усилить контроль за городами, и одной из причин восстания Нидерландов против Филиппа II Испанского 125 стали попытки городов вернуть себе некоторые из прежних свобод. Похожая ситуация сложилась во Франции. «Общая власть и управление в королевстве… а также в наших добрых городах, больших и малых… принадлежат только нам», – заявил Людовик XI (1461–1483); но по‑настоящему строгий контроль за городами стал возможен лишь с появлением системы королевских интендантов в XVII в. 126

Насколько хорошо вы знаете Швейцарию? Вот смесь интересных фактов, чтобы испытать вас.

  1. Швейцария является одной из двух стран, имеющих квадратный флаг — у Ватикана тоже квадратный флаг. Швейцарский флаг — это красный квадрат с белым крестом в центре.

2. Швейцария готова к ядерной войне – у неё достаточно ядерных убежищ для расселения всего своего населения. Закон требует, чтобы каждый имел доступ к убежищу в своём здании или поблизости. Швейцарские военные бункеры замаскированы под странные деревенские дома.

3. Главная стратегия обороны страны заключается в том, чтобы снести все основные дороги, мосты (автомобильные и железнодорожные), ведущие в Швейцарию, в случае иностранного вторжения. При этом, по меньшей мере 3000 мест по всей стране подготовлены к удару в любой момент.

4. Кофе в Цюрихе — самый дорогой в мире — он стоит в среднем 3,65 CHF (3,65 $US), а Копенгаген, Базель, Берн и Женева – вошли в первую пятёрку индекса цен.
5. Швейцария стала первым производителем растворимого кофе, когда компания Nestlé, основанная швейцарским бизнесменом Анри Нестле в 1867 году, запустила компанию Nescafe в 1938 году.

6. В Швейцарии граждане могут оспаривать любой закон, принятый парламентом, при условии, что они соберут 50 000 подписей против закона в течение 100 дней. Если это так, проводится всеобщее голосование, и избиратели простым большинством голосов решают, принять или отклонить закон.

7. Швейцария может похвастаться одними из самых известных изобретений в мире — они создали липучки, целлофан, швейцарский армейский нож, абсент, картофелечистку, LSD, мюсли, молочный шоколад. Швейцарские учёные проводят исследования в области использования ЛСД для лечения психических заболеваний и боли.

8. Согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), продолжительность жизни мужчин в Швейцарии составляет 81,3 года и 85,3 года для швейцарских женщин. Это ставит Швейцарию на второе место (после Японии) по средней продолжительности жизни. Население стареет; в 2015 году почти пятая часть населения составляла людей в возрасте старше 65 лет.

9. Швейцарский закон запрещает владеть «социальными» домашними животными, вне пары. Незаконным в Швейцарии держать только одну морскую свинку, мышь, хорька, рыбу, канарейку, свинью или другое социальное существо. Швейцария трактует изоляцию таких животных, как жестокое обращение. В Швейцарии есть адвокат, который защищает права животных и служба проката домашних животных, на случай, если одно животное из пары умирает, до покупки владельцем нового домашнего животного, чтобы соблюсти закон о спаривании.

10. Швейцарские налоги на владение собакой — определяются размером и весом собаки. Владельцам собак также необходимо пройти курс обучения, чтобы узнать, как правильно ухаживать за своими питомцами.

11. Швейцария — одно из лучших мест в мире, где можно родиться, жить и быть счастливым — в соответствии с неизменно высоким рейтингом в глобальных отчётах. Швейцария была признана самой счастливой страной в мире в 2015 году и заняла второе место в 2016 году (после Дании) из 156 стран. Цюрих был признан вторым лучшим городом для проживания в отчёте о качестве жизни, после Мерсере, а в 2016 году после Вены. Берн после Хельсинки — второй лучший город для личной безопасности, намного выше Лондона (72).
12. Есть в Швейцарии 208 гор высотой более 3000 м высотой — 24 из них более 4000 м. Самая высокая гора — Монте-Роза (Dufoursptiz) высотой 4634 м, на швейцарско-итальянской границе.

13. Климат Швейцарии. Холодная, снежная зима была исторической нормой, но морозные температуры и большие снегопады сегодня проявляются в меньшей степени, особенно в низинных районах. Многие швейцарские горнолыжные курорты борются за выживание без искусственного снега. В жаркое лето температура в некоторых районах превышает 30-35°C. Альпы действуют как климатический барьер: северная Швейцария, как правило, холоднее из-за атлантических ветров, в то время как южная часть Швейцарии имеет мягкий климат под влиянием средиземноморских ветров.

14. Ребёнок может отказаться от имени, данного ему родителями — в Швейцарии запрещено давать ребёнку имя, которое могло бы нанести ущерб интересам ребёнка. Например, власти запретили швейцарскому музыканту Кристине Лаутербург назвать свою дочь «Лексикон» («объект», а не имя); также могут отменить имя ребёнка, если его можно неправильно понять или произнести неправильно на немецком языке.

15. Швейцария известна как Confoederatio Helvetica, сокращённо CH. Гельвеция – символ Швейцарии. Наполеоновская Гельветическая республика появилась на монетах с 1879 года. Ещё швейцарцы называют себя «конфедератами», Eidgenossen (буквально: товарищи по присяге), термин используется с XIV века. Swiss (житель Швица), используется с 16-го века, происходит от Алеманнского швиер (территория одного из кантонов Вальдштеттен), Официально она называется Швейцарской Конфедерацией по историческим причинам, хотя современная Швейцария — это федеральная республика, состоящая из 26 кантонов, а столица Берн — федеральный город.
16. Швейцарская Конфедерация основана 1 августа 1291 года — ежегодно отмечается как Национальный праздник Швейцарии. Конституция действует в Швейцарии с 1874 года. Новая пересмотренная и одобренная Конституция официально вступила в силу 1 января 2000 года.

17. Швейцария имеет значительный разрыв в уровне благосостояния между богатыми и бедными — 20% населения зарабатывают более чем в четыре раза больше среднего показателя, а 20% населения зарабатывает ниже среднего, согласно OCED.

18. Швейцария имеет один из самых низких показателей преступности среди промышленно развитых странах, несмотря на либеральные швейцарские законы. В 2015 году в Швейцарии было всего 0,5 убийств на 100 тыс. человек (около 40 в год) по сравнению 5 убийств на 100 тыс. человек в США (30-40 в день).
19. По приблизительным оценкам стрелкового оружия в Швейцарии на 45 жителей приходится около 45,7 единиц, что является третьим по величине в мире показателем после США и Йемена. В 2011 году швейцарские избиратели отклонили закон про более строгий контроль над оружием, включая предложение о запрете на покупку автоматического оружия и введение системы лицензирования огнестрельного оружия.

20. Военная служба по-прежнему является обязательной для швейцарских граждан мужского пола — Швейцария является одной из последних стран Западной Европы, где соблюдают всеобщую воинскую повинность, наряду с Австрией. Согласно швейцарской конституции, швейцарские граждане мужского пола должны служить в швейцарской армии после 18 лет, а женщины могут служить добровольцами. Военные тренировочные лагеря являются общими для всей Швейцарии. Кроме того, законным является хранение личного армейского оружия (полуавтоматические винтовки) после службы, а высокая степень владения оружием в Швейцарии отчасти объясняется швейцарской традицией хранить армейские ружья у себя дома.

21. Альберт Эйнштейн разработал свою знаменитую формулу E = MC 2 в Швейцарии — он разработал свою теорию относительности во время учёбы и проживания в Берне, отказавшись от своего немецкого гражданства, чтобы избежать воинской обязанности.

22. Воскресенье в Швейцарии защищено длинным перечнем социальных законов: незаконным считается проведение таких мероприятий, как скашивание травы, вывешивание белья, мытьё автомобиля или переработка бутылок, чтобы обеспечить покой и красоту.
23. Спокойная ночь и сон также гарантируются введёнными правилами: запрещаются шумные действия после 10 вечера, в том числе хлопать дверью машины, смывать туалет или опорожнять ванну.

24. Шотландский туннель Готард — самый длинный в мире — он имеет длину 57 км, расположен под Альпами, на 7 км длиннее туннеля между Англией и Францией. Потребовалось 17 лет, чтобы его построить, и это самый дорогой тоннель в мире. 45 минут поездки между Цюрихом и Лугано, коридор Рейн-Альп простирается от Роттердама в Нидерландах, пересекает Германию и соединяет порт Генуя в Италии.

25. Почти половина браков в Швейцарии заканчивается разводом — уровень разводов постепенно снижается, но составлял 41,4% в 2015 году. Люди вступают в брак сравнительно поздно: мужчины в возрасте 31,8 лет и женщины в возрасте 29,6 лет, а среднее число детей на одну женщину составляет 1,5 (в среднем по ЕС, равно 1,6).

26. Швейцария занимает третье место в мире по уровню заработной платы и занятости населения: швейцарские рабочие зарабатывают в среднем 57 082 $US в год, равняются Люксембургу и США, и теряют в среднем только 1,7% от заработка, если становятся безработными. В 2015 году около 80% населения страны, в возрасте от 15 до 64 лет, имеют оплачиваемую работу — вторая по величине занятость в ОЭСР. Лишь около 2 % рабочей силы остаются безработными в течение года или дольше, что ниже среднего показателя по ОЭСР, составляющего 2,6 %. Кроме того, Швейцария неизменно входит в число лучших стран занятости для молодежи, в соответствии с индексом рынка труда молодежи KOF.

27. Женщины всё ещё недостаточно представлены в политической жизни, несмотря на то, что Швейцарию часто восхваляют, как образец прямой демократии.

28. Швейцария не управляется главой государства — вместо этого у неё исполнительный совет из 7 членов — швейцарский коллективный глава государства. Президент избирается на один год пребывания в должности и рассматривается как первый среди равных.

29. Швейцария отстаёт от большинства западноевропейских стран в вопросах гендерного равенства — в 2015 году лишь 41,3% женщин работали полный рабочий день по сравнению с 83,6% мужчин. Женщины занимали менее 20% всех национальных должностей. Несмотря на обязательство по обеспечению равной оплаты для мужчин и женщин, Швейцария занимает 24 место из 38 стран ОЭСР по гендерному равенству в отношении окладов — разница составляет 17 %. Однако в докладе о положении дел в Шиллинге в 2017 году сообщалось, что в настоящее время женщины составляют одну пятую новых руководящих должностей, это на 4 % больше, чем в предыдущем году, увеличение по годам идёт 10 лет подряд.

30. На иностранцев приходится почти 25% населения — одно из самых высоких в мире. Тем не менее, в феврале 2014 года, швейцарские избиратели прошли через спорную инициативу по иммиграции. Она направлена на введение ограничений на количество иностранцев, допущенных в Швейцарию, и об окончании соглашения о свободном передвижении с Европейским союзом. Несмотря на это, в 2017 число иностранцев в швейцарских исполнительных советах выросло до 45%, что подчеркивает постоянную потребность Швейцарии в иностранных специалистах.

31. Потребление табака широко распространено — около 28,2% населения Швейцарии являются курильщиками, по сравнению с британцами 19% или американцами 16,8%
32. Швейцария имеет один из самых высоких показателей в мире употребления каннабиса — наряду с США и Великобританией. По оценкам, около 600 000 пользователей ежегодно получают 100 тонн хэшей и марихуаны. С октября 2013 года отменена декриминализация владения марихуаной, и любой, старше 18 лет, пойманный с 10 г, может заплатить штраф в размере 100 швейцарских франков на месте, без судебных разбирательств.

33. В Швейцарии четыре национальных языка — французский, немецкий, итальянский и Rhaeto-Romantsch (с латинскими корнями), хотя уровень владения другими иностранными языками снижается в пользу английского. Около 60% населения владеют английским — Швейцария занимает 14-е место в мире в Индексе английского владения EF для носителей английского языка.

34. Абсент возник в швейцарском кантоне Невшатель в конце 18-го века — когда французский врач Пьер Ординер создал изумрудно-зелёный эликсир, по слухам, излечивающий все болезни, приготовленный из местных трав и горькой полыни Artemisia absinthium, растущей в изобилии вокруг небольшого швейцарского городка Куве, регион Валь-де-Травер в Швейцарии. После якобы совместного использования его рецепта, в 1797 году Анри-Луи Перно, открыл первый ликёроводочный завод абсента в Куве. Национальный день Абсента отмечается 5 марта каждого года.

35. Швейцарцы едят шоколада больше, чем любая другая страна в мире — они едят его рекордно много, примерно 11 кг в год на человека. Шоколад — крупный швейцарский экспорт; работае 18 швейцарских шоколадных компаний, Швейцария экспортирует почти 115 500 тонн шоколада в год. Швейцарцы изобрели технологии конширования и другие, для улучшения искусства изготовления шоколада.

36. Более половины внутреннего производства электроэнергии в Швейцарии производит 556 гидроэлектростанций — около 19 миллионов гигаватт часов в год, причём гидроэлектроэнергия является важнейшей возобновляемой энергией страны.
37. В Швейцарии около 1500 озёр, из которых Женевское озеро является самым крупным и, как сообщается, содержит более 40 кораблекрушений.

38. Швейцарская железнодорожная станция Аарау имеет часы диаметром 9 метров, по размеру второе в Европе, только часы на вокзале в Сержи (Франция) больше (10 метров) . Церковь Святого Петра в Цюрихе имеет циферблат диаметром 8,7 м.

39. Швейцарцы — лучшие математики в Европе — швейцарские подростки заняли первое место в Европе по математике в обзоре PISA 2015 года (Программа оценки международных студентов) и восьмое в мире.
40. Согласно Индексу эффективности, швейцарские учителя получают самую высокую годовую зарплату, в среднем 68 000 $US.

41. Швейцария является одной из самых инновационных стран в мире и одной из самых конкурентоспособных. Швейцария инвестирует около 3% своего ВВП на исследования и разработки (НИОКР). 1,2% всех научных публикаций, опубликованных в мире, принадлежат швейцарцам — это 17-е место в международном рейтинге. Если же рассмотреть фактическое количество документов, произведённых пропорционально населению страны, то Швейцария выходит на первое место — в среднем 3,6 публикаций на 1000 жителей. По показателям воздействия только Соединенные Штаты превзошли Швейцарию.

42. За один год в Швейцарии было подано 23 269 патентов. Только в Японии подаётся больше патентных заявок на душу населения, чем в Швейцарии. В Докладе о глобальной конкурентоспособности, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в 2013 году, Швейцария заняла первое место, в пятый раз.

43. Швейцария имеет 26 кантонов, которые являются федеративными государствами швейцарской конфедерации. Они сильно различаются по размеру, населению и характеру: кантон Женева включает только один город; Кантон Ури — это горы и долины; население кантона Цюрих составляет более одного миллиона человек, в то время как жители Аппенцеля Иннер-Родоса впишутся в футбольный стадион.

44. Экономика Швейцарии основана на высококвалифицированных рабочих, специализирующихся в таких областях, как микротехнологии, биотехнологии, фармацевтика, банковское дело и страхование. Швейцария широко признана международным исследовательским центром — она активно продвигает науку и технологии.

45. В Швейцарии проживает 8,3 млн. человек; Около 5 миллионов из них живут на швейцарском плато между Юрскими горами и швейцарскими Альпами. Все крупные швейцарские города находятся на плато, включая город Цюрих, который является крупнейшим в Швейцарии с населением 376 990 человек. Кантон (федеральное государство) Цюрих является самым густонаселённым кантоном в Швейцарии, в котором проживает в общей сложности 1 242 000 человек.

46. Большинство людей в Швейцарии являются христианами, 42% католиков и 35% протестантов, но 11 % жителей заявляют о не принадлежности к какой-либо религиозной конфессии вообще.

47. Швейцарцы — образованное население — 88% взрослых людей имеют эквивалент аттестата о среднем образовании. Правительство Швейцарии прогнозирует, что число людей в возрасте 24-65 с образованием выше среднего вырастет до 60% к 2040 году, хотя ожидается, что иностранцы внесут свой вклад, около 30% этого увеличения.

48. Швейцария не использует евро в качестве своей валюты. Швейцария использует швейцарский франк (CHF). В июне 2016 года один швейцарский франк стоил около 0,92 евро / 1,02 доллара США / 0,76 фунта стерлингов.

49. Швейцария является родиной Европейской организации ядерных исследований, крупнейшей в мире лаборатории физики элементарных частиц, базирующейся в Женеве и охватывающей швейцарскую / французскую границу. Физики получили Нобелевскую премию в 2013 году за работу над теорией бозона Хиггса, одного из строительных блоков Вселенной, который был, наконец, обнаружен на Большом адронном коллайдере CERN в 2012 году.

50. Швейцария родина многих известных людей: создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли, архитектор Ле Корбюзье, основатель Красного Креста Жан Анри Дюнан, исследователь ДНК Фридрих Мишер, философ Жан-Жак Руссо и психолог Карл Юнг.

51. Музеи играют неотъемлемую роль в швейцарской культуре — швейцарские музеи привлекают более миллиона посетителей в месяц. В 2017 году швейцарская статистическая служба обнародовала данные о том, что в Швейцарии насчитывается 1111 музеев, большинство из которых (367) являются региональными или местными, за ними следуют художественные (171), технические (140), исторические (126) музеи. Большинство швейцарских mueseums находятся в немецкоязычной Швейцарии, в то время как итальянский Ticino имеет самую высокую плотность музеев.

Учебный центр Rolex в Швейцарском федеральном технологическом институте в Лозанне был открыт в 2010 году. Он содержит одно из самых важных собраний научных работ в Европе.

52. Швейцария занимает первое место в глобальном Индексе инноваций 2013 года, опубликованном Корнелльским университетом, INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).

53. С момента своего основания в 1952 году Швейцарский национальный научный фонд (SNSF) рассмотрел более 70 000 заявок на финансирование исследований, что позволило 20 000 талантливых молодых исследователей провести исследовательские работы за рубежом.

54. Комиссия по технологии и инновациям (CTI) поддерживает прикладные исследования и разработки проектов, а также создание стартапов. В 2013 году CTI использовала федеральные субсидии на общую сумму 109,3 млрд швейцарских франков для финансирования 331 проекта.

55. Два национальных университета Швейцарии, федеральные технические институты, в Цюрихе и Лозанне, известны во всём мире своими передовыми научными достижениями. Они привлека.т иностранных исследователей и лекторов — более 50% преподавателей в обоих институтах родом не из Швейцарии.

Швейцария

Швейцарская Конфедерация

Площадь: 41,3 тыс. кв. км

Административно-территориальное деление: 26 кантонов

Столица: Берн

Официальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманский

Денежная единица: швейцарский франк

Население: 7,5 млн (2007)

Плотность населения на кв. км: 181,5 чел.

Доля городского населения: 68 %

Этнический состав населения: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы; ок. 20 % населения страны составляют иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы, французы и др.)

Религия: доминирует католическое христианство (42 % населения), на втором месте – протестантизм (33 % населения)

Основа экономики: промышленность, банковские услуги

Занятость населения: в сфере услуг – св. 70 %; в промышленности – ок. 26 %; в сельском хозяйстве – ок. 4 %

ВВП: 386,1 млрд USD (2007)

ВВП на душу населения: 51,4 тыс. USD

Форма государственного устройства: федерализм

Форма правления: парламентская республика

Законодательный орган: двухпалатный парламент

Глава государства: президент

Глава правительства: премьер-министр

Партийные структуры: многопартийность

Основы государственного устройства

В раннее Средневековье почти вся территория Швейцарии входила во Франкское государство. После распада империи Карла Великого Швейцария делилась на множество практически не связанных между собой земель – кантонов (от фр. canton – округ). В августе 1291 г. с целью совместных действий против территориальных претензий Габсбургов лесные кантоны Швейцарии заключили между собой «вечный союз», заложивший основы Швейцарской Конфедерации (Швейцарского Союза), которая обладала широкими правами в рамках Священной Римской империи. (1 августа в Швейцарии отмечается национальный праздник – День основания Конфедерации.)

За долгие годы существования государства, конституции, отражавшие различные периоды истории Швейцарии, принимались пять раз: в 1795, 1802, 1848, 1874 гг. и последняя – в 1998 г. 18 декабря 1998 г. одобрена парламентом, 18 апреля 1999 г. принята на референдуме, 1 января 2000 г. вступила в силу). В составе нынешней Конституции преамбула, шесть частей и сто девяносто семь статей. Поправки к Конституции выносятся на референдум и окончательно принимаются волеизъявлением народа.

Благополучие Швейцарии тесно связано с политикой нейтралитета. С 1848 г. нейтралитет является конституционной нормой.

Коллективным главой государства и одновременно высшим органом исполнительной власти (правительством) является Союзный (Федеральный) совет в составе семи членов, которых сроком на четыре года избирает парламент. Все члены Совета равны в правах и принимают решения исключительно на коллегиальной основе. Из числа советников по принципу ротации избирается Союзный президент, полномочия которого длятся не более года; на следующий срок заступает член Совета, занимавший до того пост вице-президента. Президент председательствует на заседаниях Союзного совета и выполняет в основном представительские функции. Каждый из советников возглавляет один из союзных департаментов (министерств): департамент иностранных дел; департамент внутренних дел; департамент юстиции и полиции; департамент обороны, защиты населения и спорта; департамент экономики; департамент финансов; департамент транспорта, связи и энергетики.

Верховную (законодательную) власть в Конфедерации осуществляет Союзное собрание (парламент), которое состоит из двух палат: Национального совета и Совета кантонов. Конституция указывает, что обе палаты имеют равное положение.

Выборы в Национальный совет (двести депутатов) производятся раз в четыре года. В основу выборов положен принцип пропорциональности. Каждый кантон должен иметь в Совете не менее одного места. Процедура выборов в Совет кантонов регулируется самими кантонами. Всего в Совет кантонов по мажоритарной системе избираются сорок шесть депутатов. Срок полномочий депутатов определяется конституциями кантонов, обычно это три или четыре года.

Председатели обеих палат переизбираются ежегодно.

Избирательным правом в Швейцарии пользуются граждане, достигшие восемнадцати лет. Важно указать, что Швейцария стала последней страной в Европе, предоставившей избирательные права женщинам. Произошло это в 1971 г.

Каждый из двадцати шести кантов Швейцарии имеет свою конституцию, парламент и правительство. Основными административно-территориальными единицами кантонов являются коммуны (всего в Швейцарии около трех тысяч коммун). Прямое демократическое правление осуществляется при помощи проведения референдумов и собраний коммун.

Судебная система

На уровне Конфедерации верховным органом правосудия является Союзный суд, который одновременно осуществляет функции Конституционного суда. Согласно сто восемьдесят девятой статьи Конституции, в его компетенцию входит разрешение жалоб на нарушение конституционных прав; на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций; на нарушение государственных договоров или договоров кантонов. Также Союзный суд может рассматривать публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами.

В каждом кантоне действует своя судебная система.

Ведущие политические партии

В Швейцарии зарегистрировано более двадцати партий общенационального уровня, в кантонах есть свои партии.

Старейшая Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДПШ) основана в 1848 г. С этого же года неизменно представлена в парламенте.

Достоин уважения и возраст Демократическо-христианской партии Швейцарии (ДХПШ; до 1970 г. называлась Консервативная христианско-социальная католическая партия). В 2008 г. ей исполнилось сто двадцать семь лет.

Ненамного моложе ДХПШ Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ), существующая с 1888 г. В конце XIX – начале ХХ в. основной костяк партии составляли политические эмигранты из разных стран, в том числе и из Российской империи.

В 1913 г. был основан Либерально-демократический союз Швейцарии (ЛДСШ), в наши дни преобразованный в Либеральную партию Швейцарии (ЛПШ).

Преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ), основанной в 1921 г. и в 1944 г. прекратившей свое существование, стала Швейцарская партия труда (ШПТ). В последней четверти ХХ в. ШПТ пересмотрела свои позиции, прежде ориентированные на достижение социалистических идеалов, и сблизилась с демократами.

Швейцарская народная партия (ШНП) существует с 1971 г. Под ее крылом объединились выходцы из Партии крестьян, бюргеров и ремесленников (основана в 1919 г.) и Демократической партии Швейцарии (основана в 1941 г.).

К новым партиям относятся Евангелическая народная партия, партия «Швейцарские демократы» и «зеленые».

Президент

Ежегодно сменяемый член коллегиального Союзного совета; полномочия президентов начинаются и заканчиваются 1 января

Из книги Энциклопедия собаки. Охотничьи собаки автора Пуньетти Джино

167. ШВЕЙЦАРСКАЯ ГОНЧАЯ (Лауфхунд) Происхождение. Эта гончая произошла от охотничьих собак, которых разводили на побережье Нила. В Европу они были завезены финикийцами, а в Швейцарию - римскими легионерами. Самое первое изображение этой собаки, которое хранится в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШВ) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Швейцария Швейцарская Конфедерация Дата создания независимого государства: 1 августа 1291 г.Площадь: 41,3 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 кантоновСтолица: БернОфициальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманскийДенежная единица:

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Швейцарская Конфедерация Консульский отдел посольства: г. Берн, Эльфенаувег, 81, 3006, тел. 031/44-05-67, телекс 911297, телефакс 031/44-55-95.Генеральное консульство: г. Женева, Рю Шоб, 24, 1202, тел. 022/734-90-83, 022/734-79-55, телекс

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Швейцария (Швейцарская Конфедерация) ШВЕЙЦАРИЯ (Швейцарская Конфедерация) - государство, расположенное в Центральной Европе. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, три из

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Роберт Вальзер (Robert Walser) Помощник (Der Gehulfe) Роман (1908) Швейцарская провинция начала XX в. Молодой человек по имени Иозеф Марти поступает помощником в техническое бюро инженера Карла Тоблера. До

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Государство в Центральной Европе.
Территория - 41,3 тыс. кв.км. Столица - г.Берн.
Население - 7 млн.чел. (1998 г.).
Официальные языки - немецкий, французский и итальянский, государственные - немецкий, французский, итальянский и ретороманский.
Религия - 46% верующих - католики, 40% - протестанты.
В 58 г. до н. э. территорию современной Швейцарии, которую населяли кельтские племена гельветов, завоевали римляне. С 536 г. - в составе Франкского государства. Официальная дата основания Швейцарской Конфедерации - 1 августа 1291 г., когда 3 кантона - Швиц, Ури и Унтервальден - заключили военный союз о дружбе и взаимопомощи и создали самостоятельное формирование в рамках Священной Римской империи. В течение XIII - XVI вв. к этому союзу примкнуло еще 10 кантонов. В 1499 г. Швейцария получила фактическую независимость. В 1798 г. в страну вступили французские войска. Венский конгресс 1815 г. восстановил национальную независимость Швейцарии и провозгласил ее "вечный нейтралитет". В гражданской войне 1847 г. федеральные войска разгромили союз отсталых католических кантонов. Это позволило ликвидировать остатки феодализма и провести централизацию страны. В 1848 г. была принята Конституция, официально провозгласившая Швейцарию федеративным государством.

Государственное устройство

Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).
Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст. Из последнего были удалены анахронизмы и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.
По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический.
Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.
В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные комиссии. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат. На пленарных заседаниях после обсуждения законопроекта депутатами он ставится на голосование. Если за него проголосовало большинство в обеих палатах, законопроект считается принятым. Когда мнения палат расходятся, из их представителей на паритетных началах образуется согласительная комиссия. Если и она не приходит к положительному решению, законопроект больше не рассматривается.
Помимо законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.
Высшую исполнительную власть осуществляет Федеральный совет - правительство Швейцарии. В его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами правительства он не имеет.
Выборы членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не могут осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политикой, решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.
Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.).

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Швейцарии входит в романо-германскую правовую семью. Первые в истории положения собственно швейцарского права были сформулированы в договоре об образовании Швейцарского Союза, заключенном свободными крестьянами 3 кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) в 1291 г. Этот договор, заложивший фундамент швейцарской государственности, одновременно закрепил принцип самостоятельности правовых систем и судебных органов каждого из кантонов. Исключение составляли лишь вопросы совместной вооруженной борьбы против Габсбургов, а также единообразного уголовного преследования наиболее опасных преступлений - убийства, поджога, разбоя. На протяжении последующих столетий существования Швейцарского Союза, к которому последовательно присоединялись все новые кантоны (к началу XVI в. их стало и до 1789 г. оставалось 13), в отдельных его частях действовали собственные собрания правовых обычаев городских и сельских районов (городское и земское право). Неписаное обычное право, основные нормы которого оглашались городскими и сельскими старейшинами накануне судебных заседаний, со временем стало записываться и даже приобретать более или менее кодифицированный характер. Например, в кантоне Гларус в 1387 г. были записаны конституция и правила судебной процедуры, а в 1448 г. издан земский кодекс. Такие правила и кодексы нередко заимствовались кантонами у своих соседей.
Важным источником права со временем стали совместные акты, принятые всеми или большинством кантонов. Например, так называемая Поповская хартия 1370 г. провела четкие разграничения между светской и церковной юрисдикцией, а также запретила всем проживавшим на территории Швейцарского Союза обращаться к иностранным судам с исковыми заявлениями, за исключением некоторых категорий брачных и церковных дел, подсудных епископскому суду в Констанце.
Существенным дополнением к местным источникам права нередко служили, как и в других частях средневековой Европы, отдельные принципы и нормы римского права, а также "Каролина" - уголовно-судебное уложение, изданное в 1532 г. императором Священной Римской империи Карлом V. В отношении швейцарских наемников, состоявших на иностранной военной службе, "Каролина" была официально признана действующим швейцарским уголовным правом, а в 3 кантонах она подлежала применению ко всем гражданам.
В период Гельветической республики (1798-1803 гг.), провозглашенной на территории Швейцарии после вступления туда французских войск, был издан ряд законодательных актов, преследовавших цель создать и укрепить "единое и неделимое" государство. Среди них - Уголовный кодекс 1799 г., составленный по образцу французского УК 1791 г. Он отменил пытки, калечащие и другие телесные наказания, а вместо квалифицированных видов смертной казни (сожжение, четвертование и т.п.) ввел гильотину. Однако упразднение Гельветической республики, возврат Швейцарии к конфедерации, а затем (по Конституции 1848 г.) образование федерации кантонов привело к созданию такой правовой системы, в которой союзное (общефедеральное) законодательство находится в достаточно определенных (для того или иного периода), но исторически изменяющихся взаимоотношениях с законодательством отдельных кантонов.
С начала XIX в. в Швейцарии наблюдался процесс постепенного вытеснения устаревших норм средневекового обычного права, в том числе и кодифицированного, законодательными актами, которые более соответствовали складывающимся в стране капиталистическим отношениям. При этом долгое время решающая роль в развитии законодательства принадлежала отдельным кантонам, а не федеральным органам власти.
Поскольку до 1814 г. Швейцария находилась в зависимости от наполеоновской Франции, ее законодательство испытало сильное влияние французских законов, прежде всего ГК 1804 г. (это влияние сказывалось и спустя много десятилетий после обретения Швейцарией полной государственной независимости). По образцу французского ГК были составлены гражданские кодексы в кантонах с франкоязычным населением. Кантоны с преобладанием немецкоязычных граждан ориентировались на австрийский ГК 1811 г. Так были составлены, например, достаточно оригинальные гражданские кодексы кантонов Берн (1824) и Цюрих (1853), в свою очередь послужившие образцом для кодексов ряда других кантонов. Но вместе с тем в нескольких кантонах на протяжении почти всего XIX в. нормы обычного права оставались основным источником права, в том числе в сфере гражданских и торговых отношений.
Процесс унификации законодательства начался в Швейцарии по существу лишь с принятием в 1874 г. Конституции и в особенности с внесением в нее в 1898 г. поправок, предусматривающих расширение полномочий федерации и передачу в ее ведение основных вопросов гражданского и практически всех вопросов уголовного права. В том же 1874 г. был издан федеральный Закон о гражданском состоянии и браке (впоследствии отмененный), а в 1881 г. федеральный Обязательственный кодекс, которым регулировался широкий круг вопросов, прежде всего относящихся к торговле. Обязательственный кодекс, составленный с участием видного швейцарского юриста И. Блюнчли, преследовал цель облегчить гражданский оборот между разноязычными кантонами. Тенденции унифицировать законодательство в масштабе всей страны выявились и в проекте общешвейцарского Гражданского кодекса, принятого в 1907 г. Он был подготовлен известным швейцарским цивилистом Е. Губером на базе тщательного изучения системы и истории гражданского права кантонов и с учетом опыта законодательства в области гражданского права других европейских государств.
Швейцарский ГК стал заметной вехой в истории буржуазного гражданского права. В некоторых странах, например в Турции, он служил образцом при подготовке реформы национального законодательства. Этому в немалой степени способствовали простота и четкость формулировок Кодекса, поскольку он был составлен в расчете на его правильное понимание не только юристами, но и гражданами (в том числе непрофессиональными судьями). К тому же Кодекс подлежал переводу и изданию на всех 3 официальных языках - немецком, французском и итальянском.
Гражданский кодекс Швейцарии вступил в силу лишь с 1912 г., поскольку с его принятием потребовалось внести немало изменений в законодательство как федерации, так и кантонов, в каждом из которых были изданы довольно пространные законы о введении Кодекса в действие. В результате в сфере гражданского и торгового права в компетенции кантонов остались лишь отдельные, не столь существенные вопросы (регулирование имущественных отношений между соседями, между братьями и сестрами и др.).
За время действия Конституции 1874 г. к ней было принято несколько десятков поправок, с помощью которых компетенция федерации последовательно все более и более расширялась за счет компетенции кантонов. К полномочиям органов федерации отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни, законодательство в области финансов, промышленности, транспорта, связи, труда, социального страхования, гражданского и уголовного права. Компетенция кантонов, хотя и имеющих свои конституции, ограничивается по некоторым из названных вопросов лишь возможностями издавать нормативные акты, детализирующие либо дополняющие федеральное законодательство. Наиболее важный предмет, сохраняющийся в ведении кантонов, - регулирование вопросов судоустройства, судебной процедуры по гражданским и уголовным делам и деятельности полиции.
Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству, а в нем главенствующую позицию занимает Конституция. Вопросы об изменении Конституции, так же как об издании иных союзных законов общегосударственного значения, должны ставиться на всенародное голосование, если этого потребуют путем сбора подписей 30 тыс. граждан либо власти 8 из 26 ныне существующих кантонов и полукантонов (факультативный референдум). Однако правительство может объявить внесенный им законопроект "срочным" и тем самым избежать референдума. В последние десятилетия все большее распространение получает принятие подзаконных актов (ордонансов) правительством либо, по его поручению, департаментами федерации.
После Второй мировой войны была проведена большая работа по кодификации действующего федерального законодательства, закончившаяся изданием тщательно подготовленного, составленного по тематическому принципу Систематического собрания законов федерации, принятых за период с 1848 по 1947 г. Те законодательные акты, которые не вошли в 14 томов Систематического собрания, с 1 января 1953 г. (дата вступления Собрания в силу) считались утратившими силу. Законодательные акты, принятые после 1947 г., публикуются в хронологических собраниях и в дополнениях к томам Систематического собрания. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется не только на французском, немецком и итальянском языках, как это было установлено ранее, но и на четвертом - ретороманском языке. Свои собрания законов имеют и кантоны: во многих из них существует весьма давняя традиция издания хорошо подготовленных сборников такого рода. Публикуются они, как правило, на языке большинства населения соответствующего кантона.
Наряду с законодательством источником права в Швейцарии могут служить местные и торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается Гражданским кодексом либо если обнаруживаются пробелы в законе. При определенных условиях в качестве источника права могут выступать и судебные решения, прежде всего вынесенные Федеральным судом. Гражданский кодекс допускает, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать" законодателя.
Исследования по вопросам права проводятся в основном под эгидой юридических факультетов университетов в Базеле (основан в 1460 г.), Берне, Женеве, Лозанне, Невшателе, Фрибуре и Цюрихе. Преподавание в них ведется на немецком либо французском языке (во Фрибуре - на обоих).

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

Обращаясь к современному состоянию основных отраслей швейцарского законодательства, следует отметить, что в регулировании отношений в сфере гражданского и торгового права решающая роль ныне по-прежнему принадлежит Гражданскому кодексу 1907 г. с дополняющими его законами и подзаконными актами. Он состоит из небольшой вводной главы (10 статей) и 4 частей, в которых регулируются следующие вопросы: физические и юридические лица (часть I), семейное право (часть II), наследственное право (часть III), вещное право, включая вопросы собственности, ограничения имущественных прав и владения (часть IV). В качестве раздела (или части V) в ГК нередко включается самостоятельный Обязательственный кодекс 1881 г., подвергшийся существенной переработке в 1911 г. (накануне вступления в силу ГК) и в 1936 г. Он, в свою очередь, состоит из разделов, содержащих общие положения об обязательствах, нормы, регулирующие отдельные виды договоров, обязательства из правонарушений, право торговых обществ, в том числе товариществ с ограниченной ответственностью, правовой режим ценных бумаг и др.
Для швейцарского ГК характерно предоставление участникам правоотношений, прежде всего частным собственникам и их объединениям, весьма широких возможностей действовать по своему усмотрению при заключении договоров, создании юридических лиц. Ограничения диктуются лишь необходимостью соблюдать наиболее важные интересы государства и общества. Кодекс предусматривает и достаточно широкие пределы судейского усмотрения. Существенная особенность швейцарского законодательства последних десятилетий - нередко одновременное регулирование материального и процессуального права (например, в 1985 г. вступили в силу такого рода дополнения к ст.28 ГК относительно защиты личных прав граждан).
В последние годы начался процесс пересмотра норм ГК, регулирующих вопросы семейного права и наследования. Расширены права замужних женщин, в том числе при наследовании (законы 1984 и 1987 гг.), готовится реформа в области процедуры развода и его правовых последствий. Торговое право и деятельность компаний регулируются нормами Гражданского и в особенности Обязательственного кодексов, а также рядом иных федеральных законов: о банках 1934 г. (содержит нормы об охране "банковской тайны", разглашение которой объявлено преступлением), о картелях 1985 г., о недобросовестной конкуренции 1986 г. (имеет целью создание условий для справедливой конкуренции "в интересах всех участников торгового оборота").
К полномочиям федерации относится регулирование основных вопросов трудового права. С 1911 г. Обязательственный кодекс содержит нормы о коллективном трудовом договоре. Эти нормы неоднократно подвергались изменениям (в частности, в результате реформы 1956 г.), и ныне в основном именно коллективным договором определяются заработная плата и условия труда рабочих (некоторые положения об охране труда сформулированы в кантональном законодательстве). Распространена практика, по которой в коллективных договорах предприниматели берут на себя обязательство не прибегать к локаутам, а работники вынуждены в ответ отказываться от своего права на проведение забастовок.
Вопросы социального страхования регулируются большей частью на уровне законодательства федерации, однако относительно некоторых видов страхования кантоны вправе самостоятельно определять, насколько оно обязательно. Системы социального страхования, финансируемые совместно федеральными и кантональными властями, частными учреждениями и общественными организациями, а также самими застрахованными, получили развитие в основном лишь после Второй мировой войны. Выплачиваются пенсии и пособия по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, болезни и др. С 1951 г. введено страхование от несчастных случаев на производстве и выплата пособий по безработице. Вопросы охраны окружающей среды регулируются в Швейцарии как законодательством федерации, так и нормативными актами кантонов. В 1971 г. создано Федеральное управление охраны окружающей среды, соответствующие органы учреждены и в каждом кантоне. На уровне законодательства федерации наибольшее значение в этой области имеют следующие акты: об охране вод - 1955 и 1972 гг., об охране природы и ландшафта - 1966 г., о национальных парках - 1980 г., об охоте и охране птиц и млекопитающих - 1986 г. и, наконец, принятое в 1988 г. постановление о чрезвычайных мерах по сохранению лесов.
Поскольку Конституция Швейцарской Конфедерации оставила в ведении кантонов вопросы правосудия, в стране действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов и соответствующий федеральный ГПК от 4 декабря 1947 г., регулирующий процедуру разбирательства дел в Федеральном суде. Кодексы эти принимались в разное время и отражают местные особенности, но имеют и немало общего: во всех признается возможность свободного формулирования сторонами своих исковых требований и допускается достаточно активная роль судьи, в частности, при разбирательстве исков по семейным делам и мелких имущественных споров, если стороны не представлены адвокатами. Процедура арбитража, к которой нередко прибегают участники торговых сделок, ныне регулируется межкантональной арбитражной конвенцией 1969 г. (к ней присоединились почти все кантоны).

Уголовное право и процесс

Развитие уголовного права в Швейцарии после упразднения в 1803 г. Гельветической республики и ее законодательства определялось противоречивыми тенденциями - к партикуляризму (первоначально более сильная) и к унификации законодательства кантонов, которая диктовалась потребностями более эффективной борьбы с преступностью (в конечном счете она и возобладала). Некоторые кантоны после 1803 г. сохранили у себя Уголовный кодекс Гельветической республики в качестве кантонального права, другие объявили своим действующим уголовным и процессуальным законом средневековую "Каролину". Наконец, в ряде кантонов были изданы в 1803 - 1848 гг. собственные уголовные кодексы, составленные под сильным влиянием законодательства соседних государств, прежде всего французского УК 1810 г., австрийского УК 1803 г., баварского УК 1813 г. За принятием Конституции 1848 г., передавшей в ведение Союза некоторые вопросы уголовного законодательства, последовало издание в 1853 г. Закона об уголовном праве Швейцарского Союза. Этот Закон состоял из Общей и из небольшого числа норм Особенной части, устанавливавших ответственность за общегосударственные преступления. Его принятие стимулировало обновление уголовных кодексов во многих кантонах (некоторые из них следовали образцу германского УК 1871 г.). Однако в 2 кантонах даже в XX в. продолжало действовать обычное уголовное право.
В конце XIX в. в Швейцарии начались работы по подготовке проекта общего уголовного кодекса, который должен был полностью заменить собой кантональные уголовные кодексы. Эти работы возглавил бернский профессор Карл Штосс. Его проект, составленный на базе сравнительного анализа кантонального и современного ему зарубежного уголовного права, в 1896 г. был одобрен экспертной комиссией. В результате после всенародного референдума в Конституцию Швейцарии в 1898 г. была включена ст.64-бис, провозгласившая, что "Союз имеет право законодательства по вопросам уголовного права". Однако издание общешвейцарского УК, несмотря на наличие проекта К. Штосса, задержалось на несколько десятилетий, в течение которых был составлен еще не один предварительный проект. После обсуждения, начавшегося в 1928 и закончившегося в 1937 г., Федеральное собрание одобрило текст "Гражданского уголовного" (как его называют в отличие от Военно-уголовного) кодекса. В противоположность ГК 1907 г. его пришлось поставить на всенародный референдум, поскольку этого потребовало около 70 тыс. избирателей. Входе референдума "за" высказалось 53% участников голосования. Он вступил в силу с 1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о вступлении его в силу. В ведении кантонов (согласно ст.335 УК) осталось только установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УК, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также кантонального налогового законодательства.
В швейцарском УК нашли отражение противоречивые тенденции в развитии буржуазного уголовного законодательства, связанные прежде всего с идеями социологической школы уголовного права, одним из видных представителей которой был К. Штосс. Кодекс установил широкие пределы судейского усмотрения при выборе наказания (иных мер). В месте с тем введение в действие УК 1937 г. было связано с осуществлением ряда либеральных реформ: отменялась смертная казнь за общеуголовные преступления (до этого она сохранялась в некоторых кантонах; полностью смертная казнь отменена в 1992 г.), расширялась сфера условного осуждения и условного досрочного освобождения и др.
Противоречивость тенденций развития швейцарского уголовного законодательства проявляется и в реформах, которым подвергся Кодекс после его вступления в силу. Так, в 1950 г. усилены санкции за преступления "политического характера" и одновременно расширены возможности вынесения условных приговоров. В 1966 г. в текст УК внесены нормы, направленные на усиление воспитательного воздействия лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним и молодым людям в возрасте до 25 лет. В 1971 г. проведена большая реформа системы наказаний: по существу, отменены различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при "обычном" тюремном заключении, предусмотрено широкое применение режима "полусвободы" для заключенных, отдельное содержание лиц, впервые приговоренных к лишению свободы, и т.п. Последующие реформы уголовного законодательства касаются, главным образом, изменений в Особенной части УК (в частности, усилены наказания для участников вооруженных ограблений и других насильственных преступлений).
Регулирование вопросов уголовного (как и гражданского) процесса находится в компетенции кантональных законодательных органов, за исключением деятельности Федерального суда, руководствующегося правилами, которые издаются федеральными властями (важнейший среди них акт Федеральный закон об уголовном правосудии 1934 г. с последующими изменениями). В кантонах действуют свои законы о судоустройстве и уголовно-процессуальные кодексы, большинство из которых были существенно обновлены после Второй мировой войны. Входе этих реформ были расширены некоторые права обвиняемого, но одновременно существенно упрощена процедура разбирательства дел о малозначительных преступлениях, в частности установлена возможность применения штрафных санкций органами полиции без передачи дела в суд. В сфере регулирования кантональных властей находятся также вопросы исполнения наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, хотя ряд весьма важных норм в этой области был включен за последние десятилетия в общешвейцарский Уголовный кодекс.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Швейцарии включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и суды кантонов, причем и те и другие могут применять как общешвейцарское право, так и право отдельных кантонов.
Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 11-13 их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием (допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5-7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 - гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты - на временной основе.
В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).
Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.
Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.
В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.
Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.
Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.
Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

Литература

Уголовный кодекс Швейцарии. М., 2000.