Православие в русской литературе XIX века. Богослужебная литература

Собрание книг для совершения богослужений. Содержит тексты Священного Писания, чинопоследования служб, богослужебные указания, молитвы и песнопения. Богослужебные книги Православной Церкви предназначены для правильного совершения богослужения. Также как и само богослужение, вспомогательная специальная литература формировалась столетиями. На сегодняшний день в Православии существует более десятка книг, которые задействованы как в алтаре, так и на клиросе.

Богослужебные указания своими корнями уходят в далекие ветхозаветные времена, когда Бог через пророков рассказал еврейскому народу о правильном почитании, принесении жертв и устройстве храма. Уже в творениях первых христианских авторов, дошедших до нас, есть указания на чинопоследование литургии. Постепенно жизнь христиан менялась, а с возникновением монашества, как четко организованного института, появилась потребность в более глубокой систематизации всех церковных знаний и действий. Когда в IV веке христианство становится государственной религией Римской империи, богослужение из катакомб и пустынь переносится в великолепные храмы. С этого момента без богослужебной литературы обойтись уже было невозможно.

Часто возникает вопрос: почему в Православии не существует одной книги, в которой бы вместились все молитвы и песнопения? Ответ прост: в богослужении есть неизменяемая часть, это тексты, которые читаются и поются постоянно, но есть и тексты, которые в течение года не повторяются, они приручены к событиям и датам христианского календаря или различным жизненным ситуациям. Объем этой части богослужебных текстов настолько велик и разнообразен, что его нельзя четко классифицировать и изложить в одной книге.

Традиционно специальную церковную литературу подразделяют на священно-богослужебную и церковно-богослужебную.

Священно-богослужебные книги

Священно-богослужебные книги - это книги Священного Писания (Библии) . Во время православного богослужения выделяются: Евангелие (все четыре благовестия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна), Апостол (деяния и послания апостолов, за исключением последней книги Нового Завета - Откровения Иоанна Богослова) и Псалтирь (ветхозаветная книга псалмов, авторство которых приписывают царю Давиду).

Каждый день в храмах Православной Церкви прочитывают разные отрывки из Евангелия и Апостола, постепенно донося до верных весь Новый Завет. С псалмами дело обстоит иначе. Их читают много и часто. Некоторые псалмы можно услышать каждый день и даже по несколко раз. Возвышенные и глубоко поэтические ветхозаветные обращения к Богу составляют чуть ли не половину православного богослужения.

Для удобства Псалтирь разделена на 20 частей или кафизм. Отдельно стоит отметить т.н. паремии . Это отрывки из книг Священного Писания, которые как правило содержат в себе пророчества о празднуемом событии. В основном это книги Ветхого Завета.

Церковно-богослужебные книги

Эти книги появились значительно позже священно-богослужебных. Чтобы разобраться в количестве и содержании целого ряда церковно-богослужебных книг, понадобится либо специальное образование, либо немалое упорство и труд, сопряженный с ежедневным посещением храма. При богослужении часто используется с десяток книг, которыми умело пользуется церковный уставщик (человек, который четко знает устав и порядок богослужения). Зачастую уставщиком бывает регент церковного хора, роль которого в православном богослужении весьма велика. Точное количество церковно-богослужебных книг не определено, поэтому попробуем остановиться на основных.

Типикон , или Устав . Это одна из самых важных книг в богослужении. Недаром человек, который отвечает за чинопоследование богослужения, именуется уставщиком. В нем содержится все самое важное - схемы, краткие указания, по которым нужно совершать службы в течении всего года. Устав формировался постепенно. Общины в первые века христианства не были однородными. В каждом сообществе верующих были свои особенности, а с возникновением в IV веке монашества, порядок в богослужении стал просто необходим. Так появились первые уставы. В Русской Православной Церкви за основу взят Иерусалимский Устав, который был закреплен Стоглавым собором в 1551 году.

Октоих , различные виды Миней, Триодь Цветная, Триодь Постная, Часослов и Ирмологий - это те книги, без которых служащим в храме невозможно совершить богослужение. Все эти «фолианты» содержат различные песнопения и молитвы, которые принято читать или петь в различные дни недели или года. Внутри них содержатся непривычные нецерковному уху названия: «кондак», «тропарь», «седален», «ирмос», «икос», «стихира», «самоподобен» и проч. Большинство этих терминов пришло к нам из Византии.

Стоит отметить, что богослужение Православной Церкви делится еще и на гласы. Их всего восемь. Каждую неделю определенные песнопения поются на мелодию своего гласа. Все это прописано в Октоихе или Осмогласнике .

Помимо уставщика в храме присутствуют и священнослужители, т.е. епископ, священник и дьякон. Служба может совершаться, как всеми тремя, так и по отдельности, за исключением дьякона. В алтаре, где большую часть богослужения находятся священнослужители, также имеются специальные книги. В первую очередь, это служебник . Он бывает карманным, и аналойным, т.е. находится на аналое - специальной подставке, откуда священнику удобнее читать молитвы.

Для епископата создана специальная книга - Чиновник архиерейский , в которой содержаться последования и особенности епископского богослужения, которое во многих деталях отличается от служения священнического.

Особого упоминания заслуживает требник - книга, в которой содержатся молитвословия частного богослужения (таинства и православные обряды, например, крестины, освящение, погребение и проч.).

К церковно-богослужебным книгам можно отнести и различного рода канноники, молитвословы, акафистники, правильники . Все они могут использоваться, как клириками, так и мирянами. Они составлены, как правило, из молитв, используемых вне церковного богослужения. В последнее время появился целый ряд вспомогательных пособий, которые также можно отнести к богослужебным книгам. В первую очередь, это богослужебные указания, которые печатают разные церковные издательства в помощь священникам, дьяконам, уставщикам и руководителям хоров. В отличие от Типикона, в них очень подробно расписаны все тонкости богослужения на каждый день года. Это значительно облегчает труд всех, кто непосредственно принимает участие в богослужении.

Человеку, приходящему в храм, трудно сразу разобраться в открывшемся перед ним новом мире с особым укладом и традициями. Конечно, понять смысл богослужений и символику убранства храма, церковнославянский язык и значение церковных Таинств можно благодаря регулярному посещению служб и неустанным расспросам прихожан и священнослужителей. Однако куда более действенным способом духовного образования является чтение религиозной литературы. Благо, православных книг в последние годы было издано много и они продолжают выходить. Правда, само по себе изобилие литературы проблему просвещения приходящих в Церковь людей решает далеко не в полной мере. Чтобы найти своего читателя, книга должна попасть на полки церковных лавок. Попадает ли?

Круг чтения

Книжный ассортимент лавки Покровского храма Саратова типичен для больших церквей областного центра. На видном месте лежат молитвословы и жития святых. На вращающейся полочке — большая подборка брошюрок "Божия аптека" и книжечки в мягком переплете вроде "Что надо знать православной девочке". На стоящей рядом стойке — подборка серьезной литературы: "Аскетические опыты" святителя Игнатия (Брянчанинова), "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" святителя Феофана Затворника, сборники бесед старца Паисия Афонского. Тут же стоит новая книга издательства Саратовской епархии "Отеческие советы" архимандрита Ефрема Святогорца и десятка два других "солидных" книг.

— Что люди спрашивают, то мы и берем,— просто объясняет принцип книжных закупок стоящая за прилавком продавщица.

Работать с книгами в Покровском храме проще, чем где-либо: людей сюда приходит много, епархиальная лавка церковной утвари, где приобретают печатную продукцию все приходы области, находится в полусотне шагов. Настоятелям церквей, расположенных в саратовской глубинке, приходится куда сложнее. Причина тому: скромный достаток и уровень запросов прихожан сельских храмов. Решающее значение при этом имеет любовь к печатному слову и самих священников. По мнению исполняющей обязанности начальника епархиальной лавки Татьяны Юрьевны Шокиной, можно выделить четыре принципа отбора литературы. Первый характерен для крупных храмов Саратова и мало уступающего им в объемах закупок Благовещенского собора города Вольска, где востребовано большое количество разнообразной литературы. Некоторые настоятели делают акцент не на количество, а на качество отобранных книг, другие ограничиваются минимальным набором изданий о том, как православному христианину вести себя каждый день, и акафистами; наконец, есть священники, равнодушные к книгам.

— Какие же книги пользуются спросом за пределами Саратова? — поинтересовались мы у настоятеля ртищевского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского иерея Вячеслава Кузнецова. Батюшка — из числа тех священников, которые тщательно отбирают литературу на епархиальном складе. По мнению отца Вячеслава, говоря о покупательских предпочтениях, надо учитывать степень воцерковленности, а также возраст и социальное положение любителей чтения. Интеллигенция и люди, имеющие семейное церковное воспитание, пополняют свои домашние библиотеки святоотеческими наставлениями, покупая "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника, творения святителя Иоанна Златоуста и преподобного аввы Дорофея, "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца. У людей старшего поколения пользуются популярностью разного рода молитвословы и жития блаженных Матроны Московской и Ксении Петербургской. Те, кто помоложе, интересуются работами диакона Андрея Кураева. Отдельную группу покупателей составляют родители, приобретающие для своих чад детские варианты Библии и житий святых, а также произведения приобретшего в последнее время известность педагога и писателя Бориса Ганаго "Цветы для Спасителя" и "Будем как дети". Но больше всего востребованы у ртищевцев сочинения Сергея Нилуса и "Слова" старца Паисия Святогорца.

Огромный интерес к духовному наследию афонского старца отмечает и клирик балаковского храма в честь Рождества Христова священник Сергий Шумов. Отец Сергий придает печатному слову исключительное значение:

— Распространение книг — это миссионерская работа,— говорит он.— Сегодня издается их огромное количество — это большое преимущество. Я помню время, когда при Владыке Пимене епархиальная лавка располагалась в гараже на улице Первомайской. То ли дело сейчас! Надо стремиться к тому, чтобы у людей было как можно больше церковной литературы.

В закупаемый отцом Сергием для балаковского храма обязательный набор книг входят труды святителя Феофана Затворника и книги, связанные с памятью архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

По отдельному списку отец Сергий отбирает литературу, предназначенную для церковной лавки храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Пылковка, настоятелем которого он по совместительству является. При бедности деревни сельчане не могут позволить себе приобретение дорогостоящих книг. Однако стабильно здесь раскупаются недорогие издания Евангелия, молитвословы, особенно "Молитвенный щит", или такие сборники, как "400 вопросов и ответов батюшки". И все же священник нашел способ борьбы с низкой покупательской способностью своих прихожан: по праздникам он дарит им книги.

По большому счету, круг чтения в храмах Саратовской епархии достаточно стабилен. Отличия обычно невелики. Например, в Вольске, где в школах давно и успешно преподается курс "Основы православной культуры", востребованы соответствующие учебники и учебные пособия.

Секреты продаж

Не раз доводилось слышать от священников: заранее прогнозировать, как будет раскупаться та или иная книга, в большинстве случаев невозможно. Благочинный Северо-Восточного округа иерей Алексий Субботин, интересующийся книжными новинками, придерживается мнения, что читательский спрос, существующий в Пугачеве, объясняется нехваткой духовной литературы. Просто жители Заволжья соскучились по книгам, говорящим о Боге, о святости, о душе человека.

Среди причин, влияющих на распродаваемость литературы в Вольске, благочинный Вольского округа, настоятель Благовещенского собора священник Константин Марков, в первую очередь называет наличие специальной книжной лавки. По сути это стоящий в церковной ограде небольшой книжный магазин. Понравившийся томик здесь можно не только полистать, но и почитать за специальными столиками. Если интересующая книга отсутствует, ее можно заказать. Но рано или поздно, убежден отец Константин, нужда в подобной услуге отпадет. Со временем, уверен он, прихожане смогут купить при храме все те же книги, что находятся в епархиальной лавке. А сегодня о каждом новом книжном поступлении прихожане тут же узнают с амвона. Советуют читать людям книги священники и во время личных бесед.

На важность пастырского участия в церковном образовании верующих указывает и настоятель марксовского храма во имя апостола Андрея Первозванного протоиерей Валерий Генсицкий. Он вспоминает, как по прибытии в город был сильно удивлен полным равнодушием православных волжан к чтению. После читающего прихода церкви в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Шиханах контраст был значительным. Пришлось начинать с основ: разъяснять, насколько важно для христианина знание Священного Писания. Чтобы познакомить паству с укладом и духовной атмосферой православной семьи, отец Валерий настойчиво рекомендовал читать роман Ивана Шмелева "Лето Господне". Много дали и паломнические поездки. Слушая в пути рассказы священника об истории монастырей и житиях святых, прихожане марксовского храма по возвращении уже сами начинали пополнять свои знания.

— Я надеюсь, что благодаря чтению у нас исчезнет потребительское отношение к вере,— говорит отец Валерий.— Думаю, среди наших прихожан осталось немного тех, кто рассматривает посещение храма просто как возможность быстрого решения своих проблем. Книги помогают донести до людей понимание того, что надо стремиться хоть немного подняться над грешной землей.

Первый помощник настоятеля в приобщении паствы к чтению,— подчеркивают все священники,— человек, стоящий за прилавком. Настоятелю ртищевского храма повезло. Судя по описанию отца Вячеслава Кузнецова, продавец Елена Калякина — идеальный соработник в деле распространения книг. Перечитав всю приходящую в храм литературу, она легко может определить, что требуется подошедшему к прилавку человеку, дать полезный совет. Недавно Елена Ульяновна воспользовалась, казалось бы, нехитрой психологической "новацией" — выставила рядом со свечами несколько томиков, мол, не пропустите "новинки". Книги тут же начали покупать. Даже те, что уже "застоялись".

Наверное, есть закономерность и в том, что книги пользуются повышенным спросом в храмах, при которых налажена работа воскресных школ.

В храм через… библиотеку

Библиотеки храмов — это особый пласт церковно-приходской жизни, разговор о котором, к сожалению, зачастую не вызывает у священников энтузиазма. В саратовский храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, стекаются жители и Заводского района, и близлежащих сел, однако постоянно посещают его библиотеку около пятидесяти человек. Примерно столько же горожан берут книги в Христорождественской церкви Балакова. Немного. Хотя книг в каталогах числится приличное количество — примерно по тысяче экземпляров, а открыты библиотеки согласно расписанию.

— Библиотека? Неблагодарное это дело,— не скрывает своего скепсиса священник Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика Пантелеимона в райцентре Степное.— Было при церкви 800 книг, осталась половина — не возвращают. Даже брошюру под названием "Чужое добро" умудрились присвоить.

Похоже, подобные сомнения разделяют многие сельские священники, предпочитая искать иные пути поступления книг к читателю. Недавно настоятель храма в честь Воскресения Христова города Пугачева иерей Алексий Субботин передал в дар районной библиотеке тридцать православных книг. Сочинения Ивана Шмелева, подборку литературы по истории и культуре подарил школе села Пылковка (последняя книга поступила сюда пять лет назад) священник Сергий Шумов. Благодаря поддержке епархиального склада в конце прошлого года пополнились фонды школьных библиотек в селах Владыкино и Урусово Ртищевского района. Учителя довольны. Священники тоже. Разовая акция все же менее обременительна, чем кропотливые усилия по налаживанию библиотечного дела.

Там, где храмы регулярно пополняют свои библиотечные запасы, где книги можно взять в удобное для посетителей время, где священники стремятся развивать у своей паствы привычку к чтению, самообразованию, библиотеки не могут быть невостребованы.

Показателен пример Свято-Троицкого собора Саратова. В крошечном помещении его библиотеки, где одновременно могут находиться не более трех человек, каким-то образом размещается три тысячи книг. Среди трехсот постоянных читателей не только саратовцы, но и любители чтения из Энгельса и Татищева. Три дня в неделю библиотека открыта в первой половине дня, три — во второй. Ее заведующая Людмила Кузнецова в своей работе руководствуется таким принципом: в нормальной православной библиотеке должны быть все необходимые интересующемуся человеку издания. Сегодня — это учебная литература, завтра — творения отцов Церкви, послезавтра — жития, которые, кстати, пользуются самым большим спросом.

— Все, чем живет храм, тут же отражается на читательских запросах,— рассказывает Людмила Анатольевна.— Беседовал как-то иеромонах Пахомий, настоятель нашего храма, на одной из своих традиционных субботних встреч с прихожанами о творении преподобного аввы Дорофея, так у нас все десять книг "Душеполезных поучений" тут же разобрали. Много книжечек мы держим специально для новоначальных. Им всего сразу священники не могут объяснить. Большое спасибо отцу Пахомию: он и сам много читает, понимая, что книга — это пища духовная, и о библиотеке радеет. Посмотрите, какая реставрация в соборе идет, почти все деньги храма на нее уходят, однако на покупку новой литературы выделяется не менее 4000 рублей.

Духовное образование верующих, приобщение их к лучшим образцам святоотеческой литературы — один из основных приоритетов в деятельности библиотеки Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Исповедь в храме часто заканчивается пастырским советом почитать ту или иную книгу. Частенько заглядывают в библиотеку и люди с улицы, и прихожане других саратовских храмов.

— Мало удовлетворить первое любопытство человека. Библиотекарь должен сделать все, чтобы первая взятая книга или видеокассета не оказались последними,— говорит библиотекарь храма Дмитрий Богачев.— Одна женщина полтора года брала у нас только видеокассеты. Сейчас у нее на руках книга преподобного Иоанна Кронштадтского. Каждый новый читатель — это потенциальный прихожанин.

***

Уникальная система церковной книжной торговли и прихрамовых библиотек дает верующим возможность даже в отдаленных уголках епархии знакомиться практически со всем объемом издаваемой сегодня православной литературы, передающей опыт живой христианской жизни. Дойдет ли эта книга до читателя, зависит от пастырей, которые сами должны являться примером начитанности и образованности, так как призваны дать "ответ всякому вопрошающему о нашем уповании" (1 Петр. 3, 15).

Наша библиотека существует с 1994 года. Помещение, в котором библиотека находится по сей день, мы получили сравнительно недавно. Самое первое помещение библиотеки находилось там, где сейчас находится крестильня. Это была одна комнатка, в которой находилась единственная полка с книгами. Книги поначалу поступали как пожертвования. Позже, в году 1996-ом, мы заключили договор с обществом Василия Великого, у которого мы стали регулярно закупать книги для библиотеки.

Потом библиотека переехала в нынешнее помещение, но оно было небольшим. Доступ к книгам был открытый, так как книг было не так много. Впоследствие, за счет пространства холла, площадь библиотеки была увеличена.

Сейчас в библиотеке приблизительно 6300 книг, 1400 фильмов, согласно журнала. Раньше фильмы были на видеокассетах, по мере морального устаревания этого носителя, я переписывала фильмы на DVD-диски. Часть фильмов приобретена приходом за деньги, часть – пожертвования. Большую помощь в этом деле оказал и продолжает оказывать Коля Мишин – он ведет собственную картотеку и если какой-то фильм затёрся, испортился или утрачен, то он его восстанавливает, заменяя новым.

В библиотеке прихода около 200 постоянных читателей. Классификатор был взят в библиотеке Духовной Академии.

РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ

Священное Писание (Библия, Евангелие, толкования св. отцов, Апостол, земная жизнь Иисуса Христа. Патрология (святоотеческие писания).

Церковная история – несмотря на небольшое количество книг раздел довольно развернутый: общецерковная история; история Восточной православной церкви; история русской церкви; новый, послереволюционный период истории церкви; новомученики.

Храмы и монастыри – отдельно выделены такие известные обители как Валаам, куда входят также и жития валаамских старцев; Дивеево; кавказские стацы; Лавра и киево-печерские старцы; Оптина пустынь и её старцы; Псково-Печерская и Пюхтицкая обители. Патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, духовенство, монахи, миряне. История русского старообрядчества и сектантства. История римо-католической церкви. Церковная археология, архитектура, иконопись . История религий.

Библиотека существует с 1994 года. Сейчас в библиотеке приблизительно 6300 книг, 1400 фильмов, согласно журнала. В библиотеке прихода около 200 постоянных читателей. Классификатор был взят в библиотеке Духовной Академии. Читальный зал. Детский отдел. Фильмы и аудиоматериалы для детей и взрослых. Постоянно действующая и регулярно обновляющаяся книжная выставка. 11 ежемесячных журналов. Тематический каталог на 12000 карточек.

Жития святых : жития святых, общие для восточной и западной церквей, житийные сборники, включая Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского, и далее – жития русских святых в алфавитном порядке. Сказания о земной жизни Богородицы и о Её иконах. Святыни , чудотворные иконы, источники. Отдельный раздел о Кресте Господнем : символика Креста, крест человеческих страданий, чудеса, явленные от Креста. Путеводители по святым местам, описания, альбомы. Отдельно выделен отдел о Святой Горе Афон и афонских старцах.

Богословие : религия и наука, религия и искусство, религия и нравственность, религия и философия, религия и литература. Отдел православных писателей - православная литература от старинных до современных.

Догматическое богословие , куда входят учебники Закона Божьего, катехизисы, наставление в истинах веры; учение о происхождении тёмных сил, учение о спасении; экклесиология – учение о Церкви; учение о таинствах ; отдельно выделены все 7 таинств православной церкви: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (причащение), Покаяние, таинство священства, таинство брака и Елеосвящение; эсхатология – учение о смерти, о конце света и последних временах.

Далее, так называемый «семейный» отдел : нравственность и человек, брак и семья, добрачные отношения, женское призвание, психология семейных отношений. Смысл жизни, страдания и скорби и утешение в них, о несении своего креста. Отношение христианина к богатству и бедности. Отношение христианина к животным. Быт христианина – вплоть до пособий по рукоделию и практических энциклопедий по домоводству.

Милосердие и справедливость. Любовь к Богу, ближнему и самому себе . Отношение христианина к войне, фашизму, расизму… политические темы. Взгляды людей на Россию, мысли великих люей о России. О русскости. Добродетель и благочестие. Святость и её сущность. Грех, его сущность, последствия греха.

Пасторское богословие – раздел для батюшек.

Также есть отдел энциклопедий . Выписываем издающуюся в настоящее время многотомную Православную Энциклопедию – уже есть в наличии все тома до буквы «К». Здесь же словари, к примеру четырёхтомный словарь Даля.

ПЕРИОДИКА

Также мы регулярно, в течение нескольких лет выписываем и предлагаем нашим читателям православную периодику : журналы «Наследник», «Виноград», «Славянка», «Русский дом», «Православный паломник», «Фома», «Вода живая», «Журнал Московской патриархии», «Нескучный сад», «Трезвое слово» и «Православный летописец» - всего 11 наименований . есть ещё медицинский журнал «Народный лекарь», написанный православными врачами, относится к разделу гомеопатии и апифитопродукции – лечения пчелиными продуктами.



Православные журналы, которые Вы можете взять в нашей приходской библиотеке

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

В читальный зал, чтоб быть доступным, вынесены: Большой раздел по воспитанию и педагогике . Здесь есть все известные православные авторы: Наумова, Калинина, Ширшова, Медведева, Золотова.

Здесь же, в читальном зале: Отдел по здоровью человека . Так как при приходе действует братство трезвости, то есть много книг по борьбе алкоголизму, курению, наркомании и борьбе с ними, также фильмы подобной тематики о борьбе с этим злом.

Детский отдел : классификация отчасти, в несколько упрощенном виде, повторяет взрослый отдел: Священное Писание в изложении для детей с картинками, история Церкви, жития святых, Закон Божий, православные писатели – детям: проза, стихи, рассказы о животных – Паустовский, Сладков, Бианки – то, что дети любят. Даже есть раздел о детской исповеди. Книги по истории России – наше отечество, сказания русских летописей.

ФИЛЬМЫ И АУДИОМАТЕРИАЛЫ

Большой раздел с детскими фильмами и аудиоматериалами: выделены фильмы по истории России – как документальные, так и художественные, патриотическая тематика, воин – защитник России: армия и флот. очень много фильмов, посвященных Великой Отечественной Войне. Детские фильмы – хорошие, добрые картины для семейного просмотра , сказки, детские программы с батюшками. Материалы по детскому массажу и обучающие фильмы по самообороне, единоборствам – например, серия «русское богатырство». Записи православного радио , посвященные детям.

Фильмы и аудиоматериалы на дисках для прослушивания для взрослых, посвященные исторической, отечественной и православной тематике занимают отдельный стеллаж. Здесь можно найти всё!

ВЫСТАВКА

В читальном зале нашей библиотеки всегда действует тематическая книжная выставка . Экспозиция выставки тесно связана с календарём: к православным праздникам и датам выкладываются соответствующие книжные издания, посвященные данным событиям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

Тематический каталог библиотеки насчитывает более чем 12000 карточек , составлялся он в течение последних 23 лет. Большой труд потребовался по приведению в порядок и систематизации информации, но зато, к примеру, человеку обучающемуся, можно качественно подготовиться по любой теме.

В связи с материальными затруднениями свежих поступлений давно нет, но люди много книг жертвуют – за счет этого пополняется библиотечный фонд. Библиотекарь Марина Александрова уверена, что со временем, если удастся поставить ещё несколько стеллажей, число книг в приходской православной библиотеке достигнет цифры 10000.

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием .

— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?

— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.

— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?

— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.

А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.

Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.

— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?

— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10-20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».

— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?

— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.

— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».

— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.

Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).

— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.

К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.

— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?

— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.

В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая связь с православной традицией. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», - пишет Н.А. Бердяев.

Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям - Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви. Они жили в эпоху, когда все большее число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по-прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, неожиданно обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки. А когда некто, зайдя в кабинет Лескова, застал его молящимся на коленях, тот стал делать вид, что ищет на полу упавшую монету. Традиционная церковность еще сохранялась в простом народе, однако была все менее характерна для городской интеллигенции. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Тем более удивительным представляется тот факт, что русская литература, вопреки веяниям времени, сохраняла глубинную связь с православной традицией.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин (1799-1837), хотя и был воспитан в православном духе, еще в юношеском возрасте отошел от традиционной церковности, однако никогда окончательно не порывал с Церковью и в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме. Духовный путь Пушкина можно определить как путь от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Первую часть этого пути Пушкин прошел в годы обучения в Царскосельском лицее, и уже в 17-летнем возрасте он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит

Там умножает лишь тоску души своей.

При пышном торжестве старинных алтарей,

При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

Тревожится его безверия мученье.

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

С померкшею душой святыне предстоит,

Холодный ко всему и чуждый к умиленью

С досадой тихому внимает он моленью.

Спустя четыре года Пушкин написал кощунственную поэму «Гавриилиада», от которой впоследствии отрекся. Однако уже в 1826 году в мировоззрении Пушкина наступает тот перелом, который отражен в стихотворении «Пророк». В нем Пушкин говорит о призвании национального поэта, используя образ, навеянный 6-й главой книги пророка Исаии:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

По поводу этого стихотворения протоиерей Сергий Булгаков замечает: «Если бы мы не имели всех других сочинений Пушкина, но перед нами сверкала бы вечными снегами лишь эта одна вершина, мы совершенно ясно могли бы увидеть не только величие его поэтического дара, но и всю высоту его призвания». Острое чувство божественного призвания, отраженное в «Пророке», контрастировало с суетой светской жизни, которую Пушкин, в силу своего положения, должен был вести. С годами он все более тяготился этой жизнью, о чем неоднократно писал в своих стихотворениях. В день своего 29-летия Пушкин пишет:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?...

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

На это стихотворение поэт, в то время еще балансировавший между верой, неверием и сомнением, получил неожиданный отклик от митрополита Московского Филарета:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

Пораженный тем, что православный архиерей откликнулся на его стихотворение, Пушкин пишет «Стансы», адресованные Филарету:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

По требованию цензуры последняя строфа стихотворения была изменена и в окончательном варианте звучала так:

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Стихотворная переписка Пушкина с Филаретом была одним из редких случаев соприкосновения двух миров, которые в XIX веке разделяла духовная и культурная пропасть: мира светской литературы и мира Церкви. Эта переписка говорит об отходе Пушкина от безверия юношеских лет, отказе от «безумства, лени и страстей», характерных для его раннего творчества. Поэзия, проза, публицистика и драматургия Пушкина 1830-х годов свидетельствуют о все усиливающемся влиянии на него христианства, Библии, православной церковности. Он неоднократно перечитывает Священное Писание, находя в нем источник мудрости и вдохновения. Вот слова Пушкина о религиозно-нравственном значении Евангелия и Библии:

Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено к всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.

Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия - всемирна.

Еще одним источником вдохновения становится для Пушкина православное богослужение, которое в годы юности оставляло его равнодушным и холодным. Одно из стихотворений, датированное 1836 годом, включает поэтическое переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», читаемой на великопостных богослужениях.

В Пушкине 1830-х годов религиозная умудренность и просветленность сочеталась с разгулом страстей, что, по мнению С.Л. Франка, является отличительной чертой русской «широкой натуры». Умирая от ранения, полученного на дуэли, Пушкин исповедовался и причастился. Перед смертью он получил записку от императора Николая I, которого знал лично с молодых лет: «Любезный друг, Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином». Великий русский поэт умер христианином, и его мирная кончина стала завершением того пути, который И. Ильин определил как путь «от разочарованного безверия - к вере и молитве; от революционного бунтарства - к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе - к органическому консерватизму; от юношеского многолю-бия - к культу семейного очага». Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия - как великий представитель той культурной традиции, которая вся пропитана его соками.
Другой великий поэт России М.Ю. Лермонтов (1814-1841) был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы. Как человек, наделенныймистическим дарованием, как выразитель «русской идеи», сознававший свое пророческое призвание, Лермонтов оказал мощное влияние на русскую литературу и поэзию последующего периода. Подобно Пушкину, Лермонтов хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аллюзиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В другом стихотворении Лермонтова, написанном незадолго до его гибели, трепетное чувство присутствия Бога переплетено с темами усталости от земной жизни и жажды бессмертия. Глубокое и искреннее религиозное чувство сочетается в стихотворении с романтическими мотивами, что является характерной чертой лермонтовской лирики:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?..

Поэзия Лермонтова отражает его молитвенный опыт, испытанные им минуты умиления, его способность находить утешение в духовном переживании. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, облеченные в поэтическую форму, из них три озаглавлены словом «Молитва». Вот наиболее известное из них:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

вержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Это стихотворение Лермонтова приобрело необычайную популярность в России и за ее пределами. Более сорока композиторов положили его на музыку, в том числе М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, М.П. Мусоргский, Ф. Лист (по немецкому переводу Ф.Боденштедта).

Было бы неверно представлять Лермонтова православным поэтом в узком смысле этого слова. Нередко в его творчестве традиционному благочестию противопоставляется юношеская страстность (как, например, в поэме «Мцыри»); во многих образах Лермонтова (в частности, в образе Печорина) воплощен дух протеста и разочарования, одиночества и презрения к людям. Кроме того, вся недолгая литературная деятельность Лермонтова была окрашена ярко выраженным интересом к демонической тематике, нашедшей свое наиболее совершенное воплощение в поэме «Демон».

Тему демона Лермонтов унаследовал от Пушкина; после Лермонтова эта тема прочно войдет в русское искусство XIX - начала XX столетия вплоть до А.А. Блока и М.А. Врубеля. Однако русский «демон» - это отнюдь не антирелигиозный или антицерковный образ; скорее, в нем отображена теневая, изнаночная сторона религиозной темы, пронизывающей всю русскую литературу. Демон - это соблазнитель и обманщик, это гордое, страстное и одинокое существо, одержимое протестом против Бога и добра. Но в поэме Лермонтова добро побеждает, Ангел Божий в конце концов возносит душу соблазненной демоном женщины на небо, а демон вновь остается в гордом одиночестве. По сути, Лермонтов в своей поэме поднимает извечную нравственную проблему соотношения между добром и злом, Богом и диаволом, Ангелом и демоном. При чтении поэмы может показаться, что симпатии автора на стороне демона, но нравственный итог произведения не оставляет сомнений в том, что автор верит в конечную победу правды Божией над демоническим соблазном.

Лермонтов погиб на дуэли, не дожив до 27 лет. Если за отпущенный ему краткий срок Лермонтову удалось стать великим национальным поэтом России, то этого срока было недостаточно для формирования в нем зрелой религиозности. Тем не менее глубокие духовные прозрения и нравственные уроки, содержащиеся во многих его произведениях, позволяют вписать его имя, наряду с именем Пушкина, не только в историю русской литературы, но и в историю Православной Церкви.

Среди русских поэтов XIX века, чье творчество отмечено сильным влиянием религиозного переживания, необходимо упомянуть А.К. Толстого (1817-1875), автора поэмы «Иоанн Дамаскин». Сюжет поэмы навеян эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина: игумен монастыря, в котором подвизался преподобный, запрещает ему заниматься поэтическим творчеством, но Бог во сне является игумену и повелевает снять с поэта запрещение. На фоне этого простого сюжета разворачивается многомерное пространство поэмы, включающей в себя поэтические монологи главного героя. Один из монологов представляет собой восторженный гимн Христу:

Я зрю Его передо мною

С толпою бедных рыбаков;

Он тихо, мирною стезею,

Идет меж зреющих хлебов;

Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет.

Зачем не в то рожден я время,

Когда меж нами, во плоти,

Неся мучительное бремя,

Он шел на жизненном пути!..

О мой Господь, моя надежда,

Моя и сила и покров!

Тебе хочу я все мышленья,

Тебе всех песней благодать,

И думы дня, и ночи бденья,

И сердца каждое биенье,

И душу всю мою отдать!

Не отверзайтесь для другого

Отныне, вещие уста!

Греми лишь именем Христа,

Мое восторженное слово!

В поэму А.К. Толстого включен поэтический пересказ стихир преподобного Иоанна Дамаскина, исполняемых на заупокойном богослужении. Вот текст этих стихир на славянском языке:

Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и в наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.

Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедши бо смерти, сия вся потреби-шася...

Где есть мирское пристрастие; где есть привременных мечтание; где есть злато и сребро; где есть рабов множество и молва; вся персть, вся пепел, вся сень...

Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел. И паки разсмотрих во гробех, и видех кости обнажены, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего.

А вот поэтическое переложение того же текста, выполненное А.К. Толстым:

Какая сладость в жизни сей

Земной печали непричастна?

Чье ожиданье не напрасно?

И где счастливый меж людей?

Все то превратно, все ничтожно,

Что мы с трудом приобрели, -

Какая слава на земли

Стоит тверда и непреложна?

Все пепел, призрак, тень и дым,

Исчезнет все как вихорь пыльный,

И перед смертью мы стоим

И безоружны и бессильны.
Рука могучего слаба,

Ничтожны царские веленья -
Прими усопшего раба,

Господь, в блаженные селенья!..

Средь груды тлеющих костей

Кто царь? кто раб? судья иль воин?

Кто Царства Божия достоин?

И кто отверженный злодей?

О братья, где сребро и злато?

Где сонмы многие рабов?

Среди неведомых гробов

Кто есть убогий, кто богатый?

Все пепел, дым, и пыль, и прах,

Все призрак, тень и привиденье -

Лишь у Тебя на небесах,

Господь, и пристань и спасенье!

Исчезнет все, что было плоть,

Величье наше будет тленье -

Прими усопшего, Господь,

В Твои блаженные селенья!

Религиозная тематика занимает значительное место в поздних произведениях Н.В. Гоголя (1809-1852). Прославившись на всю Россию своими сатирическими сочинениями, такими как «Ревизор» и «Мертвые души», Гоголь в 1840-е годы значительно изменил направление своей творческой деятельности, уделяя все большее внимание церковной проблематике. Либерально настроенная интеллигенция его времени с непониманием и негодованием встретила опубликованные Гоголем в 1847 году «Выбранные места из переписки с друзьями», где он упрекал своих современников, представителей светской интеллигенции, в незнании учения и традиций Православной Церкви, защищая православное духовенство от Н.В. Гоголь нападок западных критиков:

Духовенство наше не бездействует. Я очень знаю, что в глубине монастырей и в тишине келий готовятся неопровержимые сочинения в защиту Церкви нашей... Но и эти зашиты еще не послужат к полному убеждению западных католиков. Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших... Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши... И эта церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь! Только и есть для нас возможна одна пропаганда - жизнь наша. Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь; благоуханием душ наших должны мы возвестить ее истину.
Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литургии», составленные Гоголем на основе толкований литургии, принадлежащих византийским авторам патриарху Константинопольскому Герману (VIII век), Николаю Кавасиле (XIV век) и святителю Симеону Солунскому (XV век), а также ряду русских церковных писателей. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о преложении Святых Даров на Божественной литургии в Тело и Кровь Христа:

Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым; троекратно произносит диакон: аминь - и на престоле уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей, имея глагол наместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван, - но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице Своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно; как по слову: да произрастит земля былие травное, произращает его вечно земля. На престоле - не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время ни находился - в пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своем, или занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах - словом, где бы он ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье и от себя в эту страшную минуту.

В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а также для всего российского общества:

Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося, пиша, жизнь всего.

Характерно, что Гоголь пишет не столько о причащении Святых Христовых Таин за Божественной литургией, сколько о «слушании» литургии, присутствии за богослужением. Это отражает распространенную в XIX веке практику, согласно которой православные верующие причащались один или несколько раз в год, как правило на первой неделе Великого Поста или на Страстной седмице, причем причащению предшествовало несколько дней «гове-ния» (строгого воздержания) и исповедь. В остальные же воскресные и праздничные дни верующие приходили к литургии лишь для того, чтобы отстоять, «выслушать» ее. Против подобной практики в Греции выступали колливады, а в России - Иоанн Кронштадтский, призывавший к возможно частому причащению.

Среди русских писателей XIX века выделяются два колосса - Достоевский и Толстой. Духовный путь Ф.М. Достоевского (1821-1881) в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционно православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. Трагический жизненный путь Достоевского, приговоренного к смерти за участие в кружке революционеров, но помилованного за минуту до исполнения приговора, проведшего десять лет на каторге и в ссылке, отразился во всем его многообразном творчестве - прежде всего в его бессмертных романах «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в многочисленных повестях и рассказах. В этих произведениях, а также в «Дневнике писателя» Достоевский развивал свои религиозно-философские взгляды, основанные на христианском персонализме. В центре творчества Достоевского всегда стоит человеческая личность во всем ее многообразии и противоречивости, но жизнь человека, проблемы человеческого бытия рассматриваются в религиозной перспективе, предполагающей веру в персонального, личного Бога.

Основная религиозно-нравственная идея, объединяющая все творчество Достоевского, суммирована в знаменитых словах Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено». Достоевский отрицает автономную нравственность, основанную на произвольных и субъективных «гуманистических» идеалах. Единственным прочным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является идея Бога, и именно заповеди Божии - тот абсолютный нравственный критерий, на который должно ориентироваться человечество. Атеизм и нигилизм ведут человека к нравственной вседозволенности, открывают дорогу к преступлению и духовной гибели. Обличение атеизма, нигилизма и революционных настроений, в которых писатель видел угрозу духовному будущему России, было лейтмотивом многих произведений Достоевского. Это основная тема романа «Бесы», многих страниц «Дневника писателя».

Другой характерной особенностью Достоевского является его глубочайший христоцентризм. «Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то исступленную любовь к лику Христа... - пишет Н. Бердяев. - Вера Достоевского во Христа прошла через горнило всех сомнений и закалена в огне». Для Достоевского Бог - не абстрактная идея: вера в Бога для него тождественна вере во Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Отпадение от веры в его понимании есть отречение от Христа, и обращение к вере есть обращение прежде всего ко Христу. Квинтэссенцией его христологии является глава «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» - философская притча, вложенная в уста атеиста Ивана Карамазова. В этой притче Христос появляется в средневековой Севилье, где Его встречает кардинал-инквизитор. Взяв Христа под арест, инквизитор ведет с Ним монолог о достоинстве и свободе человека; в течение всей притчи Христос молчит. В монологе инквизитора три искушения Христа в пустыне трактуются как искушения чудом, тайной и авторитетом: отвергнутые Христом, эти искушения не были отвергнуты Католической Церковью, которая приняла земную власть и отняла у людей духовную свободу. Средневековое католичество в притче Достоевского - прообраз атеистического социализма, в основе которого лежит неверие в свободу духа, неверие в Бога и в конечном итоге неверие в человека. Без Бога, без Христа не может быть подлинной свободы, утверждает писатель устами своего героя.

Достоевский был глубоко церковным человеком. Его христианство не было абстрактным или умственным: выстраданное всей его жизнью, оно было укоренено в традиции и духовности Православной Церкви. Одним из главных героев романа «Братья Карамазовы» является старец Зосима, прообраз которого видели в святителе Тихоне Задонском или преподобном Амвросии Оптинском, но который в действительности представляет собой собирательный образ, воплощающий в себе то лучшее, что, по мнению Достоевского, было в русском иночестве. Одна из глав романа, «Из бесед и поучений старца Зосимы», представляет собой нравственно-богословский трактат, написанный в стиле, близком к святоотеческому. В уста старца Зосимы Достоевский влагает свое учение о всеобъемлющей любви, напоминающее учение преподобного Исаака Сирина о «сердце милующем»:

Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью... Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.

Религиозной тематике отведено значительное место на страницах «Дневника писателя», представляющего собой собрание очерков публицистического характера. Одна из центральных тем «Дневника» - судьба русского народа и значение для него православной веры:

Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит Его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего.

«Русская идея», по Достоевскому, - не что иное, как Православие, которое русский народ может передать всему человечеству. В этом Достоевский видит тот русский «социализм», который противоположен атеистическому коммунизму:

Народ русский в огромном большинстве своем - православен и живет идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею от-ветчиво и научно. В сущности, в народе нашем, кроме этой «идеи», и нет никакой, и все из нее одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим... Я не про здания церковные теперь говорю и не про причты, я про наш русский «социализм» теперь говорю (и это обратно противоположное церкви слово беру именно для разъяснения моей мысли, как ни показалось бы это странным), цель и исход которого всенародная и вселенская Церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее. Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово. И если нет еще этого единения, если не созижделась еще Церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой Церкви и неустанная жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного народа нашего несомненно присутствуют. Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово... И тут прямо можно поставить формулу: кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего.

Вслед за Гоголем, защищавшим в своих «Выбранных местах» Церковь и духовенство, Достоевский с почтением говорит о деятельности православных архиереев и священников, противопоставляя их заезжим миссионерам-протестантам:

Ну какой в самом деле наш народ протестант и какой он немец? И к чему ему учиться по-немецки, чтобы петь псалмы? И не заключается ли все, все, чего ищет он, в Православии? Не в нем ли одном и правда и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в Православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!.. Ну а кстати: что же наши священники? Что об них-то слышно? А наши священники тоже, говорят, просыпаются. Духовное наше сословие, говорят, давно уже начало обнаруживать признаки жизни. С умилением читаем мы назидания владык по церквам своим о проповедничестве и благообразном житии. Наши пастыри, по всем известиям, решительно принимаются за сочинение проповедей и готовятся произнести их... Добрых пастырей у нас много, - может быть, более даже, чем мы можем надеяться или сами того заслуживаем.

Если Гоголь и Достоевский пришли к осознанию истинности и спасительности Православной Церкви, то Л.Н. Толстой (1828-1910), наоборот, отошел от Православия и встал в открытую оппозицию к Церкви. О своем духовном пути Толстой говорит в «Исповеди»: «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили». С потрясающей откровенностью Толстой рассказывает о том образе жизни, бездумном и безнравственном, который он вел в молодости, и о духовном кризисе, поразившем его в пятидесятилетнем возрасте и едва не доведшем до самоубийства.

В поисках выхода Толстой погрузился в чтение философской и религиозной литературы, общался с официальными представителями Церкви, монахами и странниками. Интеллектуальный поиск привел Толстого к вере в Бога и возвращению в Церковь; он вновь, после многолетнего перерыва, начал регулярно ходить в храм, соблюдать посты, исповедовался и причастился. Однако причастие не оказало на Толстого обновляющего и животворящего действия; напротив, оно оставило в душе писателя тяжелый след, что было связано, по всей видимости, с его внутренним состоянием.

Возвращение Толстого к православному христианству было кратковременным и поверхностным. В христианстве он воспринял только нравственную сторону, вся же мистическая сторона, включая Таинства Церкви, осталась для него чуждой, поскольку не укладывалась в рамки рационального познания. Мировоззрение Толстого характеризовал крайний рационализм, и именно этот рационализм не позволил ему воспринять христианство во всей его полноте.

После долгих и мучительных поисков, так и не закончившихся встречей с личным Богом, с Богом Живым, Толстой пришел к созданию своей собственной религии, которая основывалась на вере в Бога как в безличное начало, руководящее человеческой нравственностью. Эта религия, сочетавшая в себе лишь отдельные элементы христианства, буддизма и ислама, отличалась крайним синкретизмом и граничила с пантеизмом. В Иисусе Христе Толстой не признавал воплотившегося Бога, считая Его лишь одним из выдающихся учителей нравственности наряду с Буддой и Магометом. Собственного богословия Толстой не создал, и его многочисленные религиозно-философские сочинения, последовавшие за «Исповедью», носили главным образом нравственно-дидактический характер. Важным элементом учения Толстого была идея о непротивлении злу насилием, которую он заимствовал из христианства, однако довел до крайности и противопоставил церковному учению.

В историю русской литературы Толстой вошел как великий писатель, автор романов «Война и мир» и «Анна Каренина», многочисленных повестей и рассказов. Однако в историю Православной Церкви Толстой вошел как богохульник и лжеучитель, посеявший соблазн и смуту В своих сочинениях, написанных после «Исповеди», - как литературных, так и нравственно-публицистических, - Толстой обрушивался на Православную Церковь с резкими и злобными нападками. Его «Исследование догматического богословия» представляет собой памфлет, в котором православное богословие (Толстой изучил его крайне поверхностно - в основном по катехизисам и семинарским учебникам) подвергается уничижительной критике. Роман «Воскресение» содержит карикатурное описание православного богослужения, которое представлено как серия «манипуляций» над хлебом и вином, «бессмысленное многоглаголание» и «кощунственное волхвование», якобы противное учению Христа.

Не ограничившись нападками на учение и богослужение Православной Церкви, Толстой в 1880-е годы принялся за переделку Евангелия и издал несколько сочинений, в которых Евангелие было «очищено» от мистики и чудес. В толстовской версии Евангелия отсутствует рассказ о рождении Иисуса от Девы Марии и Святого Духа, о воскресении Христовом, отсутствуют или в искаженном виде представлены многие чудеса Спасителя. В сочинении под названием «Соединение и перевод четырех Евангелий» Толстой представляет произвольный, тенденциозный и временами откровенно безграмотный перевод отдельных евангельских отрывков с комментарием, отражающим личную неприязнь Толстого к Православной Церкви.

Антицерковная направленность литературной и нравственно-публицистической деятельности Толстого в 1880-1890-е годы вызвала резкую критику в его адрес со стороны Церкви, лишь еще более ожесточившую писателя. 20 февраля 1901 года решением Святейшего Синода Толстой был отлучен от Церкви. Постановление Синода содержало следующую формулу отлучения: «...Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Отлучение Толстого от Церкви вызвало громадный общественный резонанс: либеральные круги обвинили Церковь в жестокости по отношению к великому писателю. Однако в своем «Ответе Синоду» от 4 апреля 1901 года Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо... И я убедился, что учение Церкви есть коварная и вредная ложь, практически же собирание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского вероучения». Отлучение Толстого было, таким образом, лишь констатацией того факта, которого Толстой не отрицал и который заключался в сознательном и добровольном отречении Толстого от Церкви и от Христа, зафиксированном во многих его сочинениях.

До последних дней жизни Толстой продолжал распространять свое учение, которое приобрело многих последователей. Некоторые из них объединились в общины сектантского характера - со своим культом, в который вошли «молитва Христу-Солнцу», «молитва Толстого», «молитва Мухаммеда» и прочие произведения народного творчества. Вокруг Толстого сформировалось плотное кольцо его почитателей, которые бдительно следили за тем, чтобы писатель не изменил своему учению. За несколько дней до смерти Толстой неожиданно для всех тайно покинул свое имение в Ясной Поляне и отправился в Оптину пустынь. Вопрос о том, что влекло его в сердце православного русского христианства, навсегда останется тайной. Не доехав до монастыря, Толстой слег с тяжелым воспалением легких на почтовой станции Астапово. Сюда к нему приехала жена и еще несколько близких людей, которые застали его в тяжелом душевном и физическом состоянии. Из Оптиной пустыни к Толстому был прислан старец Варсонофий - на тот случай, если перед смертью писатель захочет принести покаяние и воссоединиться с Церковью. Но окружение Толстого не оповестило писателя о его приезде и не допустило старца к умирающему - слишком велик был риск разрушить толстовство разрывом с ним самого Толстого. Писатель умер без покаяния и унес с собой в гроб тайну своих предсмертных духовных метаний.

В русской литературе XIX века не было более противоположных личностей, чем Толстой и Достоевский. Они различались во всем, в том числе в эстетических взглядах, в философской антропологии, в религиозном опыте и мировоззрении. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир», а Толстой настаивал на том, что «понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее противоположно ему». Достоевский верил в личного Бога, в Божественность Иисуса Христа и в спасительность Православной Церкви; Толстой верил в имперсональное Божественное бытие, отрицал Божество Христа и отвергал Православную Церковь. И все же не только Достоевский, но и Толстой не может быть понят вне Православия.

Л. Толстой русский до мозга костей, и возникнуть он мог лишь на русской православной почве, хотя Православию он и изменил... - пишет Н. Бердяев. - Толстой принадлежал к высшему культурному слою, отпавшему в значительной своей части от православной веры, которой жил народ... Он захотел верить, как верует простой народ, не испорченный культурой. Но это ему не удалось ни в малейшей степени... Простой народ верил по-православному. Православная же вера в сознании Толстого сталкивается непримиримо с его разумом.

Среди других русских писателей, уделявших большое внимание религиозным темам, следует отметить Н.С. Лескова (1831-1895). Он был одним из немногих светских писателей, сделавший представителей духовного сословия главными героями своих произведений. Роман Лескова «Соборяне» представляет собой хронику жизни провинциального протоиерея, написанную с большим мастерством и знанием церковного быта (сам Лесков был внуком священника). Главный герой рассказа «На краю света» - православный архиерей, направленный на миссионерское служение в Сибирь. Религиозная тематика затрагивается во многих других произведениях Лескова, в том числе в повестях «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник». Известное сочинение Лескова «Мелочи архиерейской жизни» является собранием историй и анекдотов из жизни русских архиереев XIX века: один из главных героев книги - митрополит Московский Филарет. К тому же жанру примыкают очерки «Владычный суд», «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд», «Святительские тени», «Синодальные персоны» и другие. Перу Леско- ва принадлежат сочинения религиозно-нравственного содержания, такие как «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Пророчества о Мессии», «Указка к книге Нового Завета», «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания». В последние годы жизни Лесков подпал под влияние Толстого, стал проявлять интерес к расколу, сектантству и протестантизму, отошел от традиционного Православия. Однако в истории русской литературы его имя так и осталось связано прежде всего с рассказами и повестями из жизни духовенства, снискавшими ему читательское признание.

Необходимо упомянуть о влиянии Православия на творчество А.П. Чехова (1860-1904), в своих рассказах обращающегося к образам семинаристов, священников и архиереев, к описанию молитвы и православного богослужения. Действие рассказов Чехова нередко разворачивается на Страстной седмице или на Пасху. В «Студенте» двадцатидвухлетний студент Духовной академии в Страстную пятницу рассказывает двум женщинам историю отречения Петра. В рассказе «На Страстной неделе» девятилетний мальчик описывает исповедь и причастие в православном храме. Рассказ «Святой ночью» повествует о двух монахах, один из которых умирает накануне Пасхи. Наиболее известным религиозным произведением Чехова является рассказ «Архиерей», повествующий о последних неделях жизни провинциального викарного архиерея, недавно приехавшего из-за границы. В описании чина «двенадцати Евангелий», совершаемого в канун Великой Пятницы, чувствуется любовь Чехова к православной церковной службе:

В продолжение всех двенадцати Евангелий нужно было стоять среди церкви неподвижно, и первое Евангелие, самое длинное, самое красивое, читал он сам. Бодрое, здоровое настроение овладело им. Это первое Евангелие «Ныне прославися Сын Человеческий» он знал наизусть; и, читая, он изредка поднимал глаза и видел по обе стороны целое море огней, слышал треск свечей, но людей не было видно, как и в прошлые годы, и, казалось, что это все те же люди, что были тогда в детстве и в юности, что они все те же будут каждый год, а до каких пор - одному Богу известно. Отец его был дьякон, дед - священник, прадед - дьякон, и весь род его, быть может, со времен принятия на Руси христианства, принадлежал к духовенству, и любовь его к церковным службам, духовенству, к звону колоколов была у него врожденной, глубокой, неискоренимой; в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении, чувствовал себя деятельным, бодрым, счастливым.

Отпечаток этой врожденной и неискоренимой церковности лежит на всей русской литературе XIX века.