Пассивные субъекты социальной политики. Политические интересы и отношения

2. содержание социальной политики (субъекты и цели)

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.

Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся её отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.

Кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов;

Состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

Решающие параметры их социального положения;

Их самые важные современные социальные проблемы;

Место государства в социальной политике;

Цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты;

Конкретно-историческое соотношение социальных сил",

Сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития,

Степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).

Субъекты социальной политики

Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являют ся общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения со держания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы по рожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

Профсоюз летного состава гражданской авиации;

Союз писателей;

Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.

От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это уда лось, возникло бы гражданское общество.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Соотношение социальной политики и государственной

социальной политики

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

В тоталитарном обществе социальная политика суживается до действий тоталитарного режима в социальной сфере. В демократическом обществе социальная политика представляет собой совместную функцию демократического государства и других субъектов гражданского общества. Период перехода от тоталитарного общества к демократическому формирует своеобразную социальную политику переходного периода

Тоталитарное прошлое укоренило абсолютизм государственной власти в про ведении социальной политики при полной пассивности населения в предъявлении прав, осознании интересов, формулировании претензий и требований, в защите своего социального положения. Продвижение к демократии обеспечивается одно временным и согласованным отходом от абсолютизма государственного управления и от пассивности населения. В переходный период постоянно остается соблазн и опасность диктаторских методов «наведения демократии», соразмерные гражданскому бездействию населения. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность послетоталитарного общества - постоянная питательная основа перекосов социальной политики в сторону политически бесконтрольных и социально безответственных действий государственных властей. Облик и содержание социальной политики в этот период могут определяться властями практически це ликом и практически произвольно.

Все зависит, следовательно, от характера государства в переходный период, степени его приверженности интересам страны, народа, от уважения им традиций, достижений, культуры страны, уходящей от тоталитаризма. Реальная возможность проводить практически любую социальную политику делает остро актуальным вопрос об исторической ответственности государственных властей за перемены в социальном положении населения страны в целом и всех составляющих его групп и общностей.

Сведение всего содержания социальной политики к государственной социальной политике имеет историческую причину - привычку мыслить понятиями тоталитарного общества. Такое сведение - распространённый в современной России стерео тип мысли (шаблон, грубая прямолинейность, заскорузлость). Он не безобиден, как и всякая иная негибкость, заскорузлость. От него следует избавляться.

Кто имеет и ставит цели социальной политики?

Следующая содержательная характеристика социальной политики - система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной поли тики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные - разве что объекты социальной политики.

В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.

В демократическом обществе разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это вовсе не игнорирует важную для любого общества проблему единства целей, проблему общественной консолидации, проблему так называемой национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе. Просто в демократическом обществе все эти задачи стоят и решаются иначе, чем в тоталитарном. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. И из этого проистекает очень и очень многое и в содержании, и в общественных механизмах осуществления как социальной политики в целом, так и государственной социальной политики.

Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являют ся общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения со держания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы по рожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

Профсоюз летного состава гражданской авиации;

Союз писателей;

Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.

От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это уда лось, возникло бы гражданское общество.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Соотношение социальной политики и государственной

Социальной политики

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

В тоталитарном обществе социальная политика суживается до действий тоталитарного режима в социальной сфере. В демократическом обществе социальная политика представляет собой совместную функцию демократического государства и других субъектов гражданского общества. Период перехода от тоталитарного общества к демократическому формирует своеобразную социальную политику переходного периода

Тоталитарное прошлое укоренило абсолютизм государственной власти в про ведении социальной политики при полной пассивности населения в предъявлении прав, осознании интересов, формулировании претензий и требований, в защите своего социального положения. Продвижение к демократии обеспечивается одно временным и согласованным отходом от абсолютизма государственного управления и от пассивности населения. В переходный период постоянно остается соблазн и опасность диктаторских методов «наведения демократии», соразмерные гражданскому бездействию населения. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность послетоталитарного общества - постоянная питательная основа перекосов социальной политики в сторону политически бесконтрольных и социально безответственных действий государственных властей. Облик и содержание социальной политики в этот период могут определяться властями практически це ликом и практически произвольно.

Все зависит, следовательно, от характера государства в переходный период, степени его приверженности интересам страны, народа, от уважения им традиций, достижений, культуры страны, уходящей от тоталитаризма. Реальная возможность проводить практически любую социальную политику делает остро актуальным вопрос об исторической ответственности государственных властей за перемены в социальном положении населения страны в целом и всех составляющих его групп и общностей.

Сведение всего содержания социальной политики к государственной социальной политике имеет историческую причину - привычку мыслить понятиями тоталитарного общества. Такое сведение - распространённый в современной России стерео тип мысли (шаблон, грубая прямолинейность, заскорузлость). Он не безобиден, как и всякая иная негибкость, заскорузлость. От него следует избавляться.

Кто имеет и ставит цели социальной политики?

Следующая содержательная характеристика социальной политики - система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной поли тики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные - разве что объекты социальной политики.

В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.

В демократическом обществе разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это вовсе не игнорирует важную для любого общества проблему единства целей, проблему общественной консолидации, проблему так называемой национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе. Просто в демократическом обществе все эти задачи стоят и решаются иначе, чем в тоталитарном. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. И из этого проистекает очень и очень многое и в содержании, и в общественных механизмах осуществления как социальной политики в целом, так и государственной социальной политики.

Главное место в системе социального регулирования занимает государство – в лице его представительных и исполнительных органов , осуществляющих свои функции на центральном, региональном и местном уровнях.

Государственные органы в своей деятельности исходят из определенной системы взаимосвязи и разграничения функций и полномочий. Такая иерархия должна содействовать точному соблюдению и выполнению ими конкретных обязанностей . К последним относятся

· формулирование общей концепции и основных направлений социальной политики, ее стратегических установок,

· обеспечение законодательной и правовой базы,

· реализация конкретных положений применительно к местным условиям.

Рассмотрение социальных функций государства целесообразно предварить кратким обзором генезиса и эволюции понятия “государство”, как в этимологическом, так и в практическом плане.

При анализе феномена государственности следует в качестве исходного пункта взять теорию “правового государства”. Суть ее заключается в утверждении суверенности народа как единственного источника государственной власти, в подчинении государства обществу, в приоритете права.

В длительном процессе становления правового государства (которое зависит от целого ряда факторов) наиболее важное значение в ряду прочих моментов имеет уровень социального, экономического и культурного развития общества.

Правовое государство – это некий “идеальный тип” государства, к которому всегда будет стремиться прогрессивное мировое сообщество. Оно должно вобрать в себя все лучшие проявления мировой теории и практики становления государства.

Наряду с концепцией “правового государства”, существует теоретическое понятие “социальное государство”, предусматривающее предназначение государства – в гарантировании людям достойного существования.

“Социальное государство” включает в себя широкий спектр “забот” — от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан.

Государство такого типа предлагает наличие определенного комплекса социальных прав граждан и известный уровень социальной защищенности, социальной справедливости. Принцип “социального государства” может быть нарушен, когда социальное обеспечение неразумно или непропорционально.

Сущность данного государства, по мнению итальянского политолога П.Флора, состоит в “правительственной ответственности за материальную обеспеченность и равенство”. Элементы такого государства можно наблюдать в государствах с социально-демократическим правлением и эффективной системой социальной защиты населения.

Характеризуя важность данной концепции, немецкий психолог К. фон Бейле писал о том, что государство включилось в борьбу с неравенством. Такие социальные данности, как выравнивание состояний, равенство социальных шансов, равные возможности получения образования со времен Аристотеля, внушающие верхним слоям отвращение к демократии, сегодня являются явно или неявно выраженными образцами социальной политики крупных демократических стран.

Задачи , которые государстворешает как социальный институт, выражаются в его функциях , т.е. в основных направлениях деятельности.

Применительно к нашей проблематике, мы можем выделить в числе внутренних функций две достаточно существенные в их взаимосвязи:

· экономическую – государство выступает как предприниматель, плановик, координатор экономических процессов;

· социальную – государство определяет прямо или косвенно организацию общественной (социальной) жизни.

Реализация этих функций предполагает наличие определенной структуры государственного аппарата . В современных государствах выделяют, как правило, пять основных структурных компонентов:

а) представительные органы;

б) исполнительно-распорядительные органы;

в) судебные органы;

г) органы прокурорского надзора;

д) органы государственного контроля.

Многоплановость функциональных проявлений государства свидетельствует о его масштабности как социально-политической доктрины во времени и пространстве.

В контексте России само понятие “социальное государство” впервые официально прозвучало в тексте Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.).

В Конституции было закреплено положение о том, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Тем самым Россия сделала серьёзную заявку о своей приверженности важнейшему основополагающему принципу политики современного демократического государства.

Суть этого принципа заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и гармоничное развитие личности, не является частным делом отдельного индивида, а возводится в ранг общегосударственной политики. Такой подход к социальной политике соответствует ст. 25 Хартии прав человека. Провозглашение России социальным государством – важная веха в развитии государственности.

В идеальном социальном государстве обеспечиваются гражданские права всем членам общества, соблюдается социальная справедливость, предоставляются социальные гарантии. При этом не подвергается сомнению право на существование основ рыночного хозяйства: частной собственности, конкуренции, предприимчивости.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что на передний план выступает не уравнительное распределение благ, порождающее массовое социальное иждивенчество, а обеспечение достойных условий жизни, прежде всего, за счет развития производства, повышения его эффективности в сочетании с индивидуальной ответственностью и активностью.

Перед социальным государством ставится задача не достижения абсолютной социальной справедливости (что, в принципе, невозможно), а обеспечение социальной компенсации, для того, чтобы исключить социальные конфликты, какую-либо социально-групповую изоляцию из-за неравномерного распределения ресурсов (доходов).

Объективная же реальность говорит о том, что по ряду параметров Россия вряд ли может быть отнесена к категории “социального государства”. Нынешнее состояние социальной сферы, несмотря на определенный прогресс, все еще характеризуется рядом негативных явлений.

Резкое падение уровня жизни основной массы населения в 90-е годы привело к тому, что у значительной часть населения страны – почти у ¼, даже по официальным данным – доходы ниже прожиточного минимума. В особо тяжелом положении оказались нетрудоспособные члены общества – инвалиды, пенсионеры, хронически боль

ные, а также семьи с детьми. Последнее тем более опасно, что речь идет уже о будущем России.

Социальная дифференциация сопровождается и усугубляется весьма существенной межнациональной дифференциацией.

Разумеется, принимаются определенные меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий падения уровня жизни и частичную компенсацию наиболее нуждающимся группам населения. Однако, в целом, переход в рыночной модели социальной политики был спонтанным, непоследовательным, эклектичным набором мер с тенденцией к постоянному опаздыванию.

До сих пор в области социальной политики не определены до конца и не разграничены функционально действия государства по разработке временных мер на конкретный период и по выработке стратегии социального развития на долгосрочную перспективу.

Практически на всех уровнях институтов власти ощущается недостаток гибкости в подходах, слабость в прогнозировании, неопределенность в системном анализе потенциальных социальных последствий и принимаемых решениях.

Недостаточное внимание уделяется до настоящего времени выработке принципов социальной политики с учётом федеративного устройства Российского государства, а также разграничению сфер компетенции центра и субъектов Федерации.

Во много всё это связано с фактическим отсутствием целостной национальной концепции социального государства, сколько-нибудь устоявшегося единства в вопросе о приоритетах социальной политики, особенно на переходном этапе.

Цели социальной политики любого цивилизованного государства никогда не были и не могут быть предметом разногласий . Основные дискуссии разворачиваются, как правило, по поводу форм и методов их реализации.

К сожалению, в переломный период в жизни любого общества, особенно при проведении так называемой “шоковой терапии”, негативные, разрушительные тенденции в количественном и качественном отношении перевешивают созидательные, позитивные. Но, в целом, можно говорить о постоянной работе над формированием единой целостной концепции социальных реформ и социального государства, которая должна способствовать укреплению и развитию демократических тенденций российской государственности.

Помимо государства, центрирующего системную структуру общества, предполагается наличие иных важных элементов, таких как партии и общественно-политические ассоциации , объединения, которые также являются полноправными субъектами социальной политики .

Жизнь современного общества сложна и многогранна, и одно из наиболее видных (мест) в ней принадлежит партиям. Об их количественных параметрах можно судить по такому факту: в конце 70-х годов XX века более чем в 100 странах действовало свыше 500 партий, а в настоящее время более чем в 190 странах их численность приближается к одной тысячи.

Партия – это наиболее политическая из всех общественных организаций, целью которой является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Партия выступает как существенный, а иногда – решающий элемент политической жизни общества. В то же время они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных социальных слоев и групп.

Как правило, политические партии обладают внутренней структурой , в которой могут быть выделены следующие элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

б) стабильный бюрократический аппарат с исполнительными функциями;

в) активные члены партии, не входящие в бюрократическую прослойку, но участвующие в её жизнедеятельности;

г) пассивные члены партии, примыкающие к ней, но лишь эпизодически вовлекаемые в мероприятия.

В основе любого определения современной политической партии можно выделить четыре критерия, взаимно дополняющих друг друга:

1) долговременность организации, что предполагает её существование и после смены нынешних руководителей;

2) существование устойчивых местных организаций, регулярно контактирующих с руководством;

3) изначальная ориентация руководства организаций всех уровней на борьбу за власть, а не только на оказание влияния на неё;

4) завоевание поддержки народа с помощью выборов, каких-либо акций и т.д.

С учетом всего высказанного выше, мы можем с большей или меньшей долей охвата дать следующее совокупное определение:

Политические партии – это политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические цели, интересы и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Кроме того, они выступают в роли институтов-посредников, связывающие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самостоятельные субъекты политики во всех её аспектах имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациям. К ним, в частности, относятся:

· наличие определенной организации и аппарата власти и управления;

· существование определенных идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих сторонников;

· фиксация общих программных установок, прокламируемых открыто либо существующих в скрытом виде (для посвященных);

· наличие массовой социальной базы.

Основной же признак, выделяющий партию и отделяющий, отличающий её от других общественно-политических организаций – это явная ориентация на борьбу – четко выраженную, открытую – за государственную власть. При этом следует иметь в виду при подходе к оценке любой политической партии, что сущность её определяется следующими основными характеристиками :

1) Каковы социальный состав и социальная база партии.

2) Кто руководит, кто возглавляет партию.

3) Интересы, которые представляет и защищает руководящий центр.

4) Объективная направленность её деятельности.

Не меньшее значение имеет вопрос о функциях той или иной партии в обществе. Это довольно актуальная и весьма обширная тема, являющаяся предметом серьёзного изучения и довольно бурных дискуссий ученых-поли­тологов.


Тем не менее, можно наблюдать единство в методологическом под­ходе к данному аспекту, который предполагает группировку функций по сходным признакам, с тем, чтобы придать им общую социально-политиче­скую системную характеристику.

Применительно к проблеме, являющейся предметом рассмотрения в данном пособии, — социальной политике с её общими закономерностями и конкретной спецификой – представляет интерес, так называемая, первая группа функций.

Она объединяет параметры связей партии с представляемыми социальными группами и обществом. При этом нельзя не принимать во внимание относительность и условность такой группировки, поскольку социально-политический организм невозможно представить в статичном состоянии.

Первая группа функций включает в себя три составляющие функции:

· представительства,

· интеграции,

· идеологическую.

Основополагающее значение имеет представительство, характеризующее связь партии с интересами социальных общностей и групп. Содержание её составляет деятельность по обеспечению средств (политических и иных) выражения этих интересов, формулирование их в виде целей и идеалов, их реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики.

Функции представительства интересов реализуются:

Ø во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе совпадения и согласования специфических интересов отдельных социальных слоев и групп;

Ø во-вторых, путем овладения государственными органами с последующим контролем над ними либо через оказание на эти органы давления в разумной форме в процессе принятия того или иного политического решения и практической деятельности по осуществлению властных полномочий.

Функция политической интеграции направлена на консолидацию, сплочение партией тех социально-политических сил, которые должны составлять её социальную базу, при этом партии, осуществляющие руководство стремятся ослабить объективные противоречия между различными социальными общностями и обеспечить поддержку партии (либо партии власти) во всех слоях общества.

Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности, направленной не только на расширение и укрепление социальной базы и кадровое обновление (рост), но и на генерирование идей. Потому именно партии выступают инициаторами и штабами по разработке стратегических и тактических концепций, в соответствии с волей и интересами представляемых ими социальных общностей и групп.

Важное место среди этих концепций занимают модели развития и функционирования общества, как в целом, так и в отдельных его сферах, в том числе и социальной. В этой связи практическая деятельность партии подразумевает, естественно, и пропаганду этих концепций и идей иного рода, отвечающих её целям.

В социально-политическую жизнь общества наряду с партиями включены также и негосударственные общественно-политические ассоциации , которые образуются сознательно и целенаправленно для удовлетворения определенных групповых потребностей. Эти организации призваны выполнять функции руководства, управления и координации по отношению к той или иной социальной или социо-профессиональной группе людей, представителем которой они являются.

Посредством объединения в эти ассоциации индивиды стремятся реализовать свои личные и определенные совместные интересы. То есть общественно-политические организации следует рассматривать как самоуправляемые ассоциации, основанные на принципе добровольного членства и отсутствия какого-либо принуждения по отношению к своим членам.

Какие же особые параметры присущи негосударственным организациям?

1) Специфика социально-политической деятельности, т. е. наличие социально обозначенных потребностей и интересов, на основе и ради удовлетворения которых данные организации и создаются;

1) Идейные принципы – общие идеи, задачи, ценностная ориентация – объединяющие членов;

2) Особые формы связи и перечень норм, регулирующих внутреннюю жизнь ассоциаций;

3) Развитие специфического чувства корпоративности и осознание общности – “мы единое целое”, “мы организация”;

4) Чёткая структура с характерной субординацией и координацией, отработанными иерархией и сферами компетенции на всех уровнях;

5) Ресурсы создаются как на основе добровольных взносов, так и из других источников.

В западной научной литературе, посвященной анализу проблем социальных отношений и политических процессов в современном обществе, нередко встречается, применительно к негосударственным организациям, такая дефиниция как “группы давления”.

Объективности ради следует признать, что впервые это понятие было введено в научный оборот американским исследователем А. Бентли в работе “Процесс правления” (1908), который предлагал учитывать и анализировать не только формальные политические институты, но и особые группы людей, влияющие на властные структуры и процесс принятия политических решений.

“Группы давления” (ещё одно определение – “группы интересов”) представляют собой некие образования, учрежденные с целью оказания влияния на государственные органы власти в направлении, благоприятном для представляемых ими людей.

· организованность,

· тождественность стремлений,

· использование правительственных институтов для достижения своих целей.

Следует отметить тождество понятийного содержания определений “группы давления” и “группы интересов”. Речь нужно вести лишь о функциональной направленности той или иной дефиниции, т. е. в зависимости от того, на что делается акцент в каждом конкретном случае – на “интересы” или “воздействие (давление)” — и применяются рассматриваемые понятия.

В отечественной же литературе для характеристики анализируемых явлений до недавнего времени традиционно использовалась и используется доныне категория “общественно-политические организации”. В данном определении внимание фокусируется на их роль в социально-политической системе общества и принципах функционирования. В гораздо меньшей степени привлекает внимание вопрос собственно “давления” на органы власти, и, кроме того, не предполагает рассмотрение в данных понятийных рамках такого явления как “лоббизм” .

В настоящее время в российской политической и социологической литературе всё более широко используются понятия “группы интересов” и “группы давления”.

Хотя категории, упомянутые выше – “общественно-политические организации”, “группы давления”, “группы интересов”, “лобби” — представляют собой однопорядковые взаимосвязанные понятийные структуры, каждая из них выделяет конкретные аспекты единого родового посыла: представительство и организация различных социальных групп по каким-либо единым общественно-политическим интересам.

Группы интересов весьма многочисленны и разнообразны. К их числу относятся:

· профсоюзы,

· крестьянские,

· женские и молодёжные организации и движения,

· ассоциации предпринимателей, ассоциации торговцев и потребителей,

· движения ветеранов,

· семейные ассоциации,

· философские (общественно-политические) клубы и общества,

· ассоциации родителей,

· религиозные группировки,

· экономические движения и многие другие объединения социального характера.

При этом наиболее влиятельные из них обычно в состоянии получить официальную регистрацию, а многие могут не обладать официальным статусом.

Группы интересов – необходимая и полезная структурная единица демократического общества. Они выполняют следующие функции.

· Во-первых, группы интересов – это связующее звено между народом и органами власти, иначе говоря, – между интересами индивида и правительственными институтами.

· Во-вторых, группы интересов, в принципе, способствуют активизации участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому участие в работе любой политической организации призвано способствовать развитию навыков социально-политической активности.

· В-третьих, группы интересов дополняют официальное представительство граждан в органах власти. Отдельные индивиды могут участвовать в законодательном процессе “на местах” — через активное функционирование соответствующей группы давления.

· В-четвёртых, группы интересов могут и должны быть важным средством разрешения конфликтов в обществе. Учёт правительством интересов наиболее влиятельных и представительных социальных групп ведёт к большему уровню стабильности в обществе и политике, снижает социальную напряженность, позволяет последовательно и без социального противостояния решать насущные проблемы.

Разумеется, в деятельности групп интересов присутствует ряд проблем, как общего, так и конкретного характера.

Так, в США далеко не весь перечень интересов находит отражение в деятельности соответствующих групп. Хотя 62 % официально принадлежат к каким-либо организациям, фактически только около 40 % принимают реальное более или менее активное участие в их деятельности, а только 30% относят себя к организациям, деятельность которых (принятие решений) имеет конкретный политический социальный результат. К общественным организациям с ярко выраженным политическим лицом (клубы, группы и т.д.) можно отнести лишь 8% населения.

Во-первых , это уровень образования участников групп интересов. Общеизвестно, что члены общественно-политических организаций имеют, как правило, более высокий уровень образования в сравнении с лицами, не входящими в этот круг. Следовательно, члены групп имеют более высокий и стабильный доход, т.е. занимают более высокое положение на социально-экономической лестнице (бизнесмены, управленцы и т.д.).

Во-вторых , существует проблема социального статуса участников, поскольку руководящую роль в большинстве организаций играет элита, лидеры, т. е. активное меньшинство, от которого зависит уровень и направленность принимаемых решений.

В-третьих , — это отсутствие какой-либо формы отчётности. Группы интересов неподотчётны никому, за исключением своих членов (да и то в редких случаях). В силу этого они не несут никакой ответственности перед обществом, какая накладывается на избранных должностных лиц.

Наконец, четвёртый момент в перечне проблем заключается в том, что конкуренция и компромиссы между различными группами интересов, по мнению западных исследователей, не всегда ведут к последовательной и позитивной линии правительства. Как раз наоборот, деятельность групп снижает эффективность и активность правительства в принятии и реализации решений в социальной и политической сферах.

Группы интересов действуют во многих обществах. Особенно они активны в США и Европе, а также в странах, переживающих фазу перехода от авторитаризма к демократическим формам социальной организации.

Касаясь проблемы типологии рассматриваемого феномена, следует, вероятно, отметить, что при некотором разнообразии подходов и критериев, некоторых различиях в организациях непременно присутствуют группы интересов , нацеленные на социальную сферу. Один подход (например, работы А. Алмонда, Г. Пауэлла, Р.Ж. Шварценберга) дает возможность, в частности, выявить:

· институциональные группы интересов, т. е. формальные организации (партия, собрание, администрация, армия, церковь), поделенные иными функциями, кроме чисто социальных;

· ассоциативные группы интересов, т. е. добровольные и специализированные организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации).

Как видим, базовый критерий такой градации – степень организованности и социально-адресной специализации.

При ознакомлении с другим подходом к данной проблеме, предложенным немецким социологом У. фон Аммоном, мы видим ориентацию на наличие определенных общественных сфер деятельности в качестве посылки, с выделением так называемых “организованных интересов”: организованные интересы в экономической сфере, организованные интересы в социальной сфере и т. д.

Понятно, что приведенные выше примеры подходов к классификации могут страдать некоторыми недостатками, однако данное многообразие является логическим производным плюрализма самих социальных и политических процессов в обществе, что предполагает и разную степень их актуальности и приоритетности.

Таким образом, бесспорно, наличие групп интересов (общественно-политических организаций) является органическим элементом демократического общества, адекватным отражением социально-политического плюрализма. В свою очередь, отношения между государством, партиями и общественно-политическими организациями образуют сложную структуру системы общественных отношений с различной степенью приоритетности ее элементов в конкретный исторический период.

«Предмет, объект и субъекты социальной политики»

Цель соци­альной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации - важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль­ная политика» многовариантен:

Это деятельность государства в социальной сфере;

Это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект - это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями - благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

Одним из первых документов, регламентирующих социаль­ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело­века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон­ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до­стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе­го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох­рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци­альные права закреплены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек­се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен­сиях в России» и ряде других.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях : федеральном, региональном, муниципальном , а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе­деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци­пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре­гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз­граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В основе разграничения деятельности федеральных и регио­нальных органов власти по вопросам социальной политики ле­жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя­зательное «распределение ролей» во всех общественно значи­мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса­ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей­ствий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль­ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру­ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус­ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин­фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци­альной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи­лищную политику, политику в области образования, здравоо­хранения и т.д.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть со­циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со­циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо­чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе­дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на­мечает контуры самостоятельной реализации социальной по­литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети­зируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер­жании и механизмах реализации отдельных направлений соци­альной политики. Тем самым создано общероссийское право­вое пространство действий органов власти разных уровней в со­циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд­жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого­вого законодательства, других нормативных актов.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри­мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос­венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме­стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас­тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

Основная часть общегосударственных регламентации по управ­лению социальной сферой создается исполнительной властью - правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты го­сударственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет­ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и уч­реждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и мно­гое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио­нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе­ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на­пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

По характеру, содержанию, внутрен­нему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.

Эта целостность определяется следующими факторами:

1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

2) единое законодательство, формирующее целостное соци­альное пространство для всех слоев населения;

3) протекционизм государства и иных субъектов социаль­ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение».

В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет­ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео­логического, пропагандистского характера.

Основным субъектом реализации социальной политики в со­временном мире является государство . Каждое государство са­мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су­ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи­ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю­щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

Экономика является основой решения соци­альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, сти­мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальная политика приобретает государственно-обще­ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи­заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

Основные виды деятельности по реализации социаль­ной политики государства:

Правотворческая деятельность законодательных органов;

Организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

Контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

Совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци­ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием связано с формированием ново­го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен­ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как соци­альное государство, «политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми­нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты» (ст.7).

Общепризнанными характеристиками социального государ­ства являются:

Развитая система страховых социальных отчислений и вы­сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме­ры отчислений на социальную сферу;

Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

Развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас­ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

В настоящее время Российское государство переориентирова­лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль­ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика предполагает снижение роли государ­ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про­блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово­го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен­ные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования :

Сфера труда и распределения доходов;

Пенсионная система;

Социальное страхование;

Реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

Социальная помощь.

В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо­ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга­ны), общество (политические институты), население (социаль­но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель­ные индивиды).

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

Государственные ведомства и учреждения;

Органы местного самоуправления;

Внебюджетные фонды;

Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

Коммерческие структуры и бизнес;

Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

Граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со­циального права являются:

Правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

Социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен­цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка­тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Принципы и функции социального права и его связь с другими отраслями

Социальное право связано с другими отраслями права Рос­сийской Федерации: конституционным, или государственным, правом, трудовым правом, гражданским правом, администра­тивным правом, финансовым правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закрепле­ны в Конституции Российской Федерации, ряде норм граждан­ского права, предусматривающих защиту права несовершенно­летних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан; они используются и при социальной защи­те несовершеннолетних, а также граждан, получивших увечье.

При социальной защите женщин и несовершеннолетних ис­пользуются нормы трудового права, регулирующие труд жен­щин и несовершеннолетних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выпла­ты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет ряд функций. Основные из них следующие: экономическая, политическая, организационная, воспитательная.

Экономическая функция заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распре­деления, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция означает, что в нормах социального права зафиксированы основные положения социальной поли­тики государства.

Организационная функция предполагает создание системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования; обес­печение безопасных условий жизни, благосостояния населе­ния; повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к ин­тересам других лиц, особенно социально неустроенных, в вос­питании доброты к людям, в утверждении в обществе принци­пов сострадания, милосердия, человеколюбия.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отноше­ниям имеет успешное функционирование системы социальной защиты . Правовое регулирование организации социальной за­щиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социаль­ной защите предусматривается система управления ею.

Назовем компоненты структуры этой системы.

Управляющая подсистема (исполнительные органы государ­ственной власти России, администрации городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью).

Управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством России).

Социальный контроль за исполнением нормативных ак­тов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль является одним из регуляторов общественных отношений, которые обеспечива­ют устойчивость социальной системы и управление входящими в нее субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль и ответственность - необходимый эле­мент структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегу­лированные нормами социального права, являются социаль­ными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоот­ношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальных правоотношений ограничены в вы­боре вариантов поведения рамками правовой нормы, регулиру­ющими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции.

Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено поведение его участников. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, правовых услуг, предо­ставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной си­туации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида соци­альной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и пере­мешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социально­го сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирма­ми и населением, но их роли, финансовые обязательства и от­ветственность значительно различаются в странах в зависимос­ти от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандар­тов потребления социальных благ и услуг.

В современной российской экономике разделение финансо­вых обязательств обеспечения социальной политики между го­сударством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется.

Субъектом социальной политики являются также работодате­ли, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые ус­танавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики рабо­тодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработ­ной платы; обязательное страхование по установленным нормати­вам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; со­циальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо­выми ресурсами, многие работодатели мoгут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различны­ми социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них про­изводства. В том случае, когда решения органов законодатель­ной и исполнительной власти ошибочны или неточны, эконо­мические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприя­тий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях из-за высоких издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструк­туры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значи­тельной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспо­собности обеспечить «советский» уровень потребления социаль­ных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер­циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекла­дывание финансовой нагрузки на доходы населения, как прави­ло, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспре­деления властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюдже­ты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся об­стоятельств они в настоящее время финансируют все, что отно­сится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого сни­жения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания в первую очередь для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны. Они, как правило, не располагают возможностями свободы фи­нансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая по­литические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идео­логическую роль. Они не располагают сколько-нибудь значитель­ными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей регулярными финансовыми ресурсами. Вместе с тем эти структуры являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с ор­ганами государственной власти и работодателями, минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном про­изводстве (профсоюзы) или других категорий граждан (обществен­но-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов со­циальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные уч­реждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, матери­ально-технических, духовных и иных ценностей до объекта со­циальной политики - человека.

    Субъекты и объекты политики: понятие и типы.

    Личность как субъект и объект политики.

    Политическая социализация личности.

  1. Субъекты и объекты политики.

Человеческое общество неоднородно. Во всех его сферах действуют разные социальные силы, стремящиеся добиться удовлетворения своих интересов и проявляющие ради этого активность. Этими силами являются человек, группа людей, классы, народ в целом.

В духовной сфере они действуют ради ценностей и идей. В экономической - ради отношений производства, обмена и потребления. В социальной – ради возможностей развития.

В политике действия субъектов связана с отношениями политической власти.

При этом степень активности данных сил в разных ситуациях и разных сферах неодинакова.

Субъектами политики называются те социальные силы, которые обладают политическим сознанием и активно участвуют в политической жизни. Отличительный признак любого субъекта вообще – это его активность, субъект – кто может действовать.

Чтобы быть субъектом политики, необходимы определенные условия:

    Наличие свободы воли;

    Наличие средств и возможностей для реализации решений и контроля за их реализацией;

    Наличие субъективных качеств.

Объект же – это тот, на кого направлено действие субъекта. Субъектом политики может быть отдельная личность, класс, партия, нация и т. д. – то есть кто имеет и реализует свои политические потребности. Объектами же политики являются политические отношения, политическая система, а также в других ситуациях та же личность, класс, народ и др. (ситуация с выборами).

Существуют различные классификации субъектов и объектов политики.

      Выделяют первичные и вторичные субъекты

    Первичные – это социальные силы, отдельные личности, которые осознают свои политические потребности и начинают предпринимать определенные шаги в политике.

    Вторичные субъекты. Рано или поздно человек, являясь первичным субъектом политики, начинает сознавать, что некоторых целей он может добиться, только объединившись и действуя сообща с другими людьми, поскольку оказывать давление на ту же власть проще и эффективнее, когда свои требования предъявляют тысячи. (В.И. Ленин: «Политика начинается там, где миллионы»). Так создаются вторичные субъекты – они как бы замещают первичные в политике, действуя от их лица (пример, партии обычно заявляют о том, что они представляют интересы той части населения, которая за них голосовала). Так люди создают партию, народ создает государство, социальные слои создают группы давления.

Американский политолог Алмонд по степени сформированности политического сознания выделял следующие субъекты:

  • Субъекты парохиальные – те, кто просто преследует свои повседневные интересы и не осознает своего политического участия и своей политической роли

    Субъекты – подданные – понимают свою политическую роль, но не видят возможности самостоятельно воздействовать на политическую жизнь

    Субъекты – партиципанты – сознают свое место в политике, знают политические методы и средства, активно участвуют в политике.

Некоторые исследователи среди всех субъектов политики выделили еще так называемые основные субъекты. Так, для Маркса это классы, для Парето и Моски – элиты, для Бентли – заинтересованные группы.

      По степени политической активности: