Определение и назначение мобилизационного резерва. Повышение престижа военной службы и формирование национального резерва в числе первоочередных задач в деятельности Президента России В.В

7 мая 2012 года Владимир Путин, после вступления в должность, подписал ряд Указов в области проведения экономической, социальной, образовательной, в том числе и военной политики. Так Президент России поручил Правительству в 2012 году обеспечить создание национального резерва Вооруженных Сил Российской Федерации.

Его формирование необходимо провести «в рамках выполнения концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации».

Кроме того, этим документом Кабинету Министров поручено в 2012 году провести инвентаризацию недвижимого имущества ВС РФ, подлежащего передаче в собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность.

Особый у нас интерес вызывают поручения Президента России Правительству о мерах повышения имиджа военной службы. В частности предлагается:

Во-первых, в текущем году внести в российское законодательство изменения, направленные на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву.

Во-вторых, предоставить гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительные льготы при поступлении в вузы, а также возможности осуществления ими за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовки для сдачи вступительных экзаменов.

В-третьих, ввести гранты для выпускников ВУЗов, прошедших военную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах.

В-четвертых, отдельные льготы предоставлять гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.

Кроме этого, даны поручения в области повышения качества подготовки к военной службе:

1) по организации работы военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и их физическому развитию;

2) по разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыков работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям .

Анализируя предложенные меры, можно прийти к следующим выводам. Первое. Проведя модернизацию Вооруженных Сил, высшее военно-политическое руководство пришло к пониманию необходимости модернизации всей военной организации страны.

Второе. Существующая система мобилизационной подготовки давно уже безнадежно устарела и не отвечает современным требованиям. А после привидения Вооруженных Сил России к новому облику сразу же пришла в острое противоречие с системой функционирования Российской армии и других силовых структур.

Третье. Военно-политическое руководство пришло к пониманию необходимости модернизации призывной системы. Одновременно, наконец-то нашим высшим руководителям стало понятно, что повышение привлекательности военной службы по призыву невозможно без повышения статуса военнослужащего, уволенного в запас. Мерами в сфере повышения такого статуса и могут стать различные льготы при поступлении в ВУЗы и на государственную службу.

Четвертое. Государство не собирается отказываться как от военной службы по призыву, так и не собирается увеличивать ее срок. Но, чтобы сохранить существующее положение дел, существует острая необходимость в качественной допризывной подготовке будущих воинов.

Отметим, что все предложенные меры являются ранее высказанными идеями Ассоциации военных политологов . Однако, далеко не все наши идеи были приняты к реализации. Скорее всего, необходимо еще время, чтобы они были осмыслены высшим военно-политическим руководством, стала понятна необходимость их практической реализации. Но ведь и Владимир Путин только что вступил в должность Президента России! Желаем ему успехов в области защиты и реализации национальных интересов, укрепления национальной обороны и повышения уровня национальной безопасности!

Комментарии 46

Маргарита, добрый вечер!


Раскритиковали Вы службу по призыву как следует (а хотелось, чтобы Вы анализировапли текст автора статьи). С конкретными предложениями слабее. Надеюсь, что Вы в ходе учебы еще лучше научитесь рассуждать самостоятельно.


Добрый вечер. Как показывает практика многие кто связывают свою жизнь с военной службой,ничего о ней не знают. Я считаю что начинать нужно именно с организации работы военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.Парой бывает стыдно за школьников(да и за некоторых студентов)которые не знают ни о чем, что творилось в годы ВОВ и т.п. Конечно мы сами в этом виноваты, но ведь и в школах нас этому не учили, поэтому нужно, как-то развиваться в данном вопросе и стремится о повышение военно-патриотического воспитания с детства.

Добрый вечер. На мой взгляд,все позиции очень важны, но в особенности важна позиция о том что бы, предоставить гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительные льготы при поступлении в вузы. Это может стать хорошей мотивацией со стороны государства, главное это правильно донести до граждан призываемого возраста. Из выше сказанного о том, что это все выглядит как распродажа, я не соглашусь, так как служить это долг перед родиной, все мы рано или поздно нашей родине послужим. Так почему же, если государство готово что-то предоставить за службу,мы должны отказываться или считать, что это просто пустые слова??? Нужно самим двигаться вперед, и давать шанс таким идеям.

Добрый вечер!Главная функция государства-защита государственной целостности и безопасности государственных границ.Конституционный долг и обязанность граждан Российской Федерации-защита отечества.Многие молодые люди в возрасте от 18 лет уклоняются от прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: 1)дедовщина, 2)непрестижность.Я считаю необходимо вернуть в образовательные учреждения дисциплину "Начальная военная подготовка",уделять особое внимание формированию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.Поэтому я согласен с предложением Президента Владимира Путина о повышении-престижа,привлекательности и т.д.Но с другой стороны я считаю что боеспособная армия должна быть профессиональной.Военнослужащие срочной службы,являющиеся гражданами РФ,имеют Конституционное право на жизнь,поэтому они имеют право выбора служить или не служить в армии.Исключить увеличение срока службы,т.к. это приведет к нежеланию отдать "Долг Родине".Сокращение срока службы приведет к неподготовленности военнослужащих к выполнению долга по защите Родины.Я считаю,что необходима реализация указа Президента в области военной политики.

Добрый вечер. Я считаю, что для начала нужно разрушить стереотип, что идут в армию только дураки или те у кого нет денег, просто чтобы выкинуть год из жизни. Так же нужно сделать, так что бы служба пошла на пользу каждому, а не так как в большинстве воинских частей пришел помести плац и покрасить траву, а вернулся с восполнением легких.

Безусловно модернизировать Вооруженные силы давно пора и это будет большим плюсом для того что бы люди, не относились к нашей армии как к году вычеркнутого из жизни.

Доброе время суток. Повысить престижа военной службы звучит достаточно актуально, учитывая положение, сложившееся в наше время с призывом на военную службу. Особенно хотелось обратить внимание на:
«Третье. Военно-политическое руководство пришло к пониманию необходимости модернизации призывной системы. Одновременно, наконец-то нашим высшим руководителям стало понятно, что повышение привлекательности военной службы по призыву невозможно без повышения статуса военнослужащего, уволенного в запас. Мерами в сфере повышения такого статуса и могут стать различные льготы при поступлении в ВУЗы и на государственную службу.»
Ведь если сравнить, то как люди относились к военной службе в СССР и РФ это небо и земля так как молодежь старается «откосить» от армии в принципе по понятным для всех причинам.

«Второе. Существующая система мобилизационной подготовки давно уже безнадежно устарела и не отвечает современным требованиям. А после привидения Вооруженных Сил России к новому облику сразу же пришла в острое противоречие с системой функционирования Российской армии и других силовых структур.»

Мало сказать устарело, пора сказать разваливается и крыши попадают на головы солдат. Что говорить о заболеваниях которые можно подхватить в казармах. Все это, так или иначе, сказывается на желание людей проходить воинскую службу.

Добрый день!
Интересно какие конкретно меры будут приниматься по повышению престижа и привлекательности ВС по призыву?
То, что предлагается предоставить гражданам, прошедшим ВС по призыву, дополнительные льготы при поступлении в ВУЗы и т.п. это хорошо, ведь у людей будет стимул идти в ВС РФ, они будут знать, что после прохождения ВСл у них будет больше привелегий для поступления.
На счет грантов для выпускников, я считаю, что это больше простимулирует граждан, т.к. у нас сейчас идет тенденция к платному образованию, а гранты будут большим плюсом для тех кто прошел ВСл.
То же могу сказать и по поводу гос службы, человеку будет проще
пойти туда работать. Необходимо только отслужить и отучиться. А т.к. конкурс на гос службу большой, то это тоже положительно скажется на тех, кто отслужил. В итоге хочу сказать следущее: о данном вопросе Путин говорил неоднократно "Нужно увеличивать престиж армии" и т.п. Были предприняты шаги, кое-что было реализовано, но не все, люди по прежнему косят от армии, не хотят идти служить. Существует ряд причин, которые всем известны. Некоторые проблемы уже решены, остается решить оставшиеся, и если то, что сейчас обещает Путин будет воплощено в жизнь, это поднимет желание молодых людей идти служить в ВС РФ.

Я не говорил,что должны отказываться. Льготы и до этого были.Весь процесс должен быть представлен так,что бы служить в армии шли, потому что понимали что это нужно,а не за какие- то подарки от государства.Что если льгот не будет не служить идти что ли?

Здравствуйте, Александр Николаевич! Ваша статья правильно и разносторонне обрисовала ситуацию в стране с повышением престижа военной службы и формированием национального резерва Вооруженных Сил России. Особенно подробно Вы рассмотрели позиции руководства страны относительно повышения престижа и мало коснулись темы формирования национального резерва России. Ну, это, понятно, дело отдельной статьи. Опять же, соглашусь, что предоставление льгот при поступлении в Вузы отслужившим здорово мотивирует и они не будут бояться, что после окончания службы будут оставлены один на один с проблемами поступления в ВУЗы, тем более на бюджетной основе. Относительно организации работы военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и их физического развития. Это что-то типа новой Начальной Военной Подготовки? Как мне рассказывали родители, это был один из самых бесполезных уроков в школе, навыков в военной подготовке не давал, и патриотизма было маловато. Уроки, получается, надо возрождать в новом формате. В каком? Представить трудно. Затем. Руководство страны поставило задачу «по разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыков работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям». Существует ведь система ДОСААФ? Она также устарела и ее надо модернизировать? И выходит, что Вы правы целиком и полностью: нужна модернизация всей военной организации страны. А так же в том, что «существующая система мобилизационной подготовки давно уже безнадежно устарела и не отвечает современным требованиям. А после привидения Вооруженных Сил России к новому облику сразу же пришла в острое противоречие с системой функционирования Российской армии и других силовых структур». И в заключении. Военно-политическое руководство пришло к пониманию необходимости модернизации призывной системы. Одновременно, наконец-то, нашим высшим руководителям стало понятно, что повышение привлекательности военной службы по призыву невозможно без повышения статуса военнослужащего, уволенного в запас. НО вот еще одна важная тема - здоровье призывников. Оно очень слабое. И как поправить эту ситуацию? Одной физкультурой в школе и профпрививками в поликлиниках здоровье не поднимешь? Хилый народ какой-то пошел! А как с этим обстоит в других странах? В том же Израиле, где служба в армии и почетна и престижна?


Добрый вечер. Прочитав статью у меня возникает вопрос: А что разве никогда не существовало национального резерва?? Ведь при каждой воинской части есть зона (базы) "НЗ" (неприкосновенного запаса) там разве не резерв находится? Я думаю, что да. Только очень давно не освежался, не пополнялся и не обслуживался, коль взрываются, горят склады хранения. Просматривая ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" все пункты данного поручения Президента РФ к Правительству, прописаны в законах.

Здравствуйте!Из всего вышеперечисленного меня особенно заинтересовало второе поручение в области повышения качества подготовки к военной службе,в котором говорится,напишу для удобства: о разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыков работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям.Как Путин будет это делать,у меня возникает вопрос.Тут нужны значительные,я бы даже сказал местами кардинальные реформы в сфере образования.И Министерству образования придется нелегко,чтобы это осуществить(если конечно все это проодит в образовательных учреждениях).К примеру,если взять школу,то здесь физ. подготовка,мягко говоря, оставляет желать лучшего по большому ряду причин,не буду перечислять,и так известно.также дело обстоит и с знаниями по военно-учетным специальностям.Нет,конечно же, не буду спорить,если в армию идут ребята из военных училищ,вроде тех,кто с детсва решил посвятить себя вооруженным силам.Но мы то говорим о службе по призыву.А последние,как правило, идут по военной карьерной лестнице(иначе смысла нет,я считаю).Ну а что об обычных гражданах,кто достиг совершеннолетия,то тут....Что,Путин предлагает в ОУ среднего/среднего специального образования обучать владению автомобилем?Согласитесь,этого мало.И потом,все в армию пойдут шоферами возить генерала?А кто служить будет?Да и в самой армии сейчас мало где научат обращаться с техникой(я имею ввиду обычные части,не приписанные к высшим училищам).Это не пустые слова.Мой лучший друг,прослужив год в части ВВС, истрибитель видел только из окна казармы.Таким образом, я считаю,что крайне необходимо создать такие условия в войсках,чтобы обучить военнослужащих всему,что сказано во втором поручении(даже при сроке службы 1 год).


Уважаемая Марьяна! Выскажу несколько моментов. Во-первых, начальная военная подготовка в советской школе проводилась не в целях патриотического воспитания, и даже не совсем в целях подготовки к военной службе. Главной задачей НВП было дать представление о военной службе и военной организации страны, а также дать знания, привить навыки и умения в области гражданской обороны.


Во-вторых, как мне представляется, в Указе Президента ставится принципиально новая задача - проводить курс молодого бойца ("КМБ") до призыва в армию. То есть военно-учетную специальность (ВУС) и подготовку к военной службе будущий солдат должен пройти еще до призыва в армию. То есть теперь проведение "КМБ" задача не армии. Время службы не должно тратиться на первоначальную военную подготовку!


В-третьих, национальный резерв - это уже есть подготовленные солдаты, сержанты, (прапорщики?) и офицеры, которые занимаются мирным трудом в мирное время. Но во время войны они тут же становятся в ряды Вооруженных Сил, которые в первые часы боевых действий уже понесли значительные потери. То есть войну заканчивает именно этот национальный резерв, а не те, кто стоит на посту в минуту начала отражения военной агрессии.


Как и любой социальный институт государства, Вооруженные Силы испытывают на себе все катаклизмы общественно-политического и социально-экономического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия. В связи с этим существенно обострился и требует оперативного решения ряд социальных проблем.

Во-первых , состав Вооруженных Сил ныне пока ещё не отражает структуру населения страны. В современной Российской Армии до 90% призывников - выходцы из семей, чье положение резко ухудшилось за время реформ: работники государственных предприятий, сельского хозяйства, городской интеллигенции и служащих.

Служба в армии и на флоте стала уделом социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения. Как и на заре создания рабоче-крестьянской Красной Армии, происходит формирование Российской армии по классовым признакам. А к чему приводит столкновение классово разнородных сил, история демонстрирует массу примеров.

Во-вторых , налицо снижение качественных характеристик призывного контингента. Можно говорить о социальной деградации прибывающего пополнения. Это прежде всего проявляется в ухудшении здоровья, снижении уровня образования, культуры, нравственно-психологических качеств. Серьезной проблемой стали алкоголизм и наркомания, а физическая пригодность призывного контингента упала до предельного уровня. Все это следствие ухудшения генофонда нации.

Таким образом, налицо ситуация, при которой институт, функционально призванный защищать все общество, комплектуется самыми слабыми и непригодными для службы в армии.

В-третьих , произошло резкое снижение положительной мотивации молодежи на военную службу.Количество «отказников» увеличивается. Снижение престижа военной службы в общественном мнении прежде всего связано с разбалансировкой процесса боевой учебы, «дедовщиной», выполнением армией «полицейских функций», ведением боевых действий в горячих точках, в том числе внутри страны, деградацией кадрового состава, плохим материально-техническим обеспечением Вооруженных Сил.

Как показывают результаты социологических исследований, в качестве основных причин нежелания служить в армии и на флоте называются: негативные явления во взаимоотношениях между военнослужащими, проходящими службу по призыву; осознание своей второсортности в связи с необходимостью заниматься таким непрестижным делом, как военная служба; отсутствие интереса к военной профессии и освоению воинских специальностей; опасения за свою жизнь и состояние здоровья.

В-четвертых, оказались незавершенными реформирование системы комплектования и структуры Вооруженных Сил. Еще в 1992 г. юридически была определена принципиальная возможность альтернативной службы граждан России, а в 1996 г. подписан Указ Президента о переходе с весны 2000 г. на комплектование Вооруженных Сил исключительно на контрактной основе.

Однако и ныне в Российской армии проходят службу как военнослужащие по призыву, так и военнослужащие, заключившие контракт. Как определяется в Военной доктрине России, совершенствование системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, будет происходить с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По мере создания необходимых социально-экономических условий, будет увеличиваться доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров. Безусловно, нынешний порядок комплектования Вооруженных Сил будет совершенствоваться.

Главной целью формирования оборонного сознания является понимание социальной значимости и объективной необходимости вооруженной защиты своей страны от посягательств на нее извне. При этом важно исходить не из чувства классового антагонизма, а из гуманных общечеловеческих ценностей. Не образ врага, не ненависть должны вести личность к добросовестному и честному выполнению своего воинского долга, а любовь к Родине, чувство внутреннего сопереживания вместе со всеми соотечественниками за ее судьбу.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что знание даже самых известных событий российской истории сейчас демонстрируют не более 10% юношей призывного возраста. Труды Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева — тех, кто ближе стоял к прошлому страны и обладал высочайшим историческим и литературным талантом, возвращенные народу памятники русской старины, реставрируемые древние крепостные валы, величественные храмы, где благословлялись ратники на бой и где они клялись не жалеть «живота своего» во имя Отечества, мемориальные знаки, шедевры зодчества и архитектуры, созданные умелыми руками искусных мастеровых, — все это еще раз напоминает о славном былом: героическом и трагическом, о таланте, благородстве и милосердии.

Исключительно важно донести до сознания молодежи глубинный смысл традиций чести, благородства и собственного достоинства, свойственных русскому офицерскому корпусу.

В-шестых , данные ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих фиксируют факт некоторого повышения жизненного уровня семей кадровых военнослужащих. Более двух третей офицеров оценивают свое материальное положение как посредственное.

Повышение уровня денежного содержания военнослужащих не столь заметно обеспечивают рост их материального достатка, не компенсируют повышение цен на основные продукты питания. Семьи кадровых военнослужащих практически балансируют на грани далеко не высших стандартов прожиточного минимума.

Напомним, что к концу последнего десятилетия XX в. в российском обществе сформировалась ситуация, когда около четверти семей офицеров и почти половина проходящих военную службу по контракту семей прапорщиков (мичманов), сержантов и рядовых оказались за критической чертой бедности (индекс уровня жизни меньше единицы), а семьи женатых молодых офицеров и семьи офицеров и прапорщиков (мичманов) из четырех и более человек влачат поистине жалкое существование.

В-седьмых , до недавнего времени уровень материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, интенсивность и продолжительность маневров, учений, морских походов пагубно сказывались на уровне профессионализма военнослужащих, размывая в их сознании понимание необходимости поддержания высокой степени боеготовности войск (сил) в современных условиях.

Такое положение подрывало интерес военнослужащих к освоению современной военной техники, являющийся одним из ведущих мотивов не только служебной деятельности, но и формирования личности. По мнению военнослужащих, недостаточное материально-техническое снабжение, устаревшая военная техника и вооружение, утрата веры в необходимость и престижность ратного труда явились источниками социального напряжения в армии. До 70% офицеров и прапорщиков заявляли о том, что подразделения, в которых они служат, не способны выполнять боевые задачи.

В-восьмых , возникшее противоречие между привнесенной извне идеей индивидуализма и внутренней коллективистской природой российской военной общности приобрело весьма острый характер. Произошла значительная ценностная переориентация военнослужащих.

Либеральная идея с ее индивидуализмом, жестко сопряженным в сегодняшних условиях с крайним эгоцентризмом, оказалась одним из основных негативных факторов, воздействующих на Вооруженные Силы России. Процесс индивидуализации сознания, весьма болезненно проходящий в обществе, для армии стал одной из причин ее деморализации.

Мотив «защищать Отечество и ради этой цели выполнять свой долг» вытеснялся перспективой достижения высокого материального положения. Резкая смена прежних общесоциальных и собственно армейских ценностей на новые, весьма неясные по своему содержанию и направленности, привели к растерянности, порождению апатии, нигилизма личного состава. Ликвидация прежней воспитательной системы в армии серьезно усугубила проблему.

Происходящие процессы прямо сказываются на воспитании молодежи. Падает авторитет офицерского состава, исчезает образец для подражания в виде человека в военной форме, сосредоточивающий в себе лучшие качества гражданина, такие, как патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и отвага. По данным военных социологов, профессия офицера сейчас находится во второй половине списка из 60 наиболее престижных профессий с рейтингом популярности в 3,5 балла из 10.

Под влиянием внешних обстоятельств происходит очевидное понижение статуса офицерской профессии. Причем это затрагивает и заставляет круто менять свои жизненные планы даже тех, кто, казалось бы, связал свою судьбу с армией. Ежегодно до трети выпускников военных учебных заведений под разными предлогами увольняются из Вооруженных Сил, а в течение трех лет оставляют службу почти половина молодых офицеров. И только четверть оставшихся намереваются служить хотя бы до получения права на пенсию.

В-девятых , размывание позитивных ценностных ориентации у личного состава приводит к асоциальному поведению, чрезвычайным происшествиям, росту преступности.

По целому ряду причин объективного и субъективного порядка система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои, которые привели к вспышке насилия и издевательств как в сфере формальной (командной) иерархии (избиение начальниками подчиненных), так и внутри неформальных структур (издевательства и глумление над солдатами первого периода службы со стороны лиц более ранних сроков призыва). Усилению опасности в этих крайне негативных процессах способствовали резкое снижение уровня общей культуры и образования в обществе.

Аргументом, подтверждающим, что это именно так, выступает состояние армейской и флотской преступности. Ежегодно военными судами рассматривается около десяти тысяч преступлений. При этом, по оценкам военных юристов, растет число тяжких, наиболее опасных преступлений. Наметилась тенденция увеличения групповых преступлений, умышленных убийств. Становится все больше корыстных преступлений, участились случаи группового расстрела своих сослуживцев солдатами и сержантами.

Российские Вооруженные Силы столкнулись с исключительно опасными явлениями, которые разлагающе воздействуют на все ступени армейской структуры.

Коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация служебных отношений, взяточничество приобрели невиданные ранее масштабы в высших звеньях военной элиты. Это случилось потому, что забыт древний принцип: государство может быть прочным, если «военный человек — это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям».

Эти негативные явления подрывают единство военнослужащих и гражданского персонала военной организации, способствуют ослаблению коллективистских начал, снижают мотивацию служебной и трудовой деятельности.

Не случайно поэтому в перечне основных направлений развития военной организации государства наряду с военно-политическими, военно-стратегическими и военно-экономическими также содержатся и мероприятия социально-гуманитарного характера:

Осуществление комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы и военной профессии;

Создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;

Совершенствование и развитие системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил и других войск;

Развитие более тесного взаимодействия органов военного управления с государственными органами и общественными организациями.

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020г», принятая Министерством обороны, является одним из важнейших документов по военному строительству Вооруженных Сил. Но, если бы она имела статус федерального закона, то обладала бы большей политической и юридической силой, выражала волю не только государства, но и учитывала мнение граждан России.

Программа обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем трещит по швам. Выполнение программы переносится на более поздние сроки. Одна из причин - до недавнего времени Минобороны занимало позицию, основанную на том, что лучше купить больше квартир меньшей площади, по низкой цене, чем крупно-метражные благоустроенные квартиры. В результате такой политики военного ведомства на балансе Минобороны скопилось 135 тыс. незаселенных помещений. При этом в списках очередников на жилье числятся почти 130 тыс. семей военнослужащих.

Минобороны не дает полных данных по построенным, но пустующим квартирам для военнослужащих. По данным Счетной палаты, таких квартир насчитывалось более 72 тыс. В основном их незаселенность семьями офицеров объяснялась отсутствием необходимой коммунальной и культурной инфраструктуры, нежеланием людей в погонах жить «в чистом поле», а также задержками со сдачей построенных домов в эксплуатацию. В Минобороны по состоянию на 1 октября 2011 года в стадии незавершенного строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд. руб. При этом в январе 2012 года количество построенного и введенного в эксплуатацию, но незаселенного жилья составило 59,6 тыс. квартир.

В жилищной очереди стоит чуть более 60 тыс. военнослужащих. Таким образом, даже уже построенного жилья должно было бы хватить на всех нуждающихся в них семей офицеров и прапорщиков. Но этого не происходит. Жилье Минобороны построило совершенно не там, где хотели бы жить защитники отечества. По данным Общественной палаты, в настоящий момент более 60 тыс. офицеров находятся в распоряжении Минобороны, поскольку не могут уволиться, так как не имеют жилья. Квартир много, а селиться в них никто из служивого люда не хочет. Кто за это ответит? Но ответа на этот вопрос пока не получено.

Проблемы с обеспечением жильем военнослужащих связаны с системными просчетами руководства Минобороны. Обеспечением квартирами очередников в военном ведомстве параллельно занимаются четыре структуры. Снять проблему мог бы специальный уполномоченный орган, который взял бы на себя координацию вопросов обеспечения военнослужащих жильем. Поступают многочисленные жалобы, связанные с непрозрачностью системы распределения жилья в Минобороны, а также с большим числом ошибок в реестре учета бесквартирных военных.

Переход к контрактной армии отодвигается на неопределенный срок, а добровольный призыв сталкивается с трудностями в сфере подготовки полностью годного к военной службе приписного контингента, который не превышает 37%, хотя 10 лет назад он был равен 50%.

С укрупнением и ликвидацией отдельных высших военно-учебных заведений, «огражданиванием» большинства учебно-научных и научно-исследовательских подразделений вузов встал вопрос о дальнейшей работе в сфере военной науки и образования большой группы преподавателей, которые до настоящего времени занимали военные должности. При сокращении военных должностей высвобождается большое количество высококвалифицированных преподавателей, имеющих научные звания и степени. Большинству из них из-за потерь в оплате труда приходится уходить в гражданские учебные заведения.

Средний возраст оставшихся преподавателей стремительно увеличивается, отсутствует пополнение научных рядов молодыми специалистами, что может в конечном итоге негативно сказаться на учебном процессе. Ликвидация факультетов, осуществляющих подготовку военных педагогов, отсутствие набора в адъюнктуру загоняют эту проблему в тупик.

Анализируя прошедшие 20 лет со дня образования Российской Федерации процесс реформирования современных Вооруженных Сил можно заметить, что само развитие государства, модернизация, формирование его армии происходят крайне неравномерно. Это во многом зависело и зависит от экономического развития страны, а также от меняющегося мирового порядка. Задачи, поставленные перед армией в конце XX - начале XXI вв., устарели и в настоящее время должны быть пересмотрены.

Складывается впечатление, что у руководства Министерства обороны нет четкой, до мельчайших подробностей изученной и продуманной программы формирования нового облика Вооруженных Сил. Нельзя не отметить, что многое за последние годы сделано и делается для Вооруженных Сил, но еще надо много сделать.

Модернизацию прежних Вооруженных Сил, формирование современной модели их нового облика необходимо проводить не только на основе мирового опыта, исторического опыта самого русского государства, но и на основе современных научных знаний и методов. Надо исследовать, формировать модель Вооруженных Сил России как систему, используя системный подход через системный анализ, что позволит привести и саму систему (модель) в работоспособное состояние, и на ее основе построить современные Вооруженные Силы.

Сама идея проста и проверена временем. Если рассматривать армию как искусственную, замкнутую, с некоторыми закрытыми элементами систему, то, модернизируя каждый в отдельности её элемент, учитывая при этом внутренние связи между ними, влияние одного элемента на другой, можно в итоге получить слаженную, боеспособную модель, по которой и будет формироваться современная армия.

Элементов (подсистем) в данной системе может быть значительное количество. Основными можно назвать следующие: организационно-штатная структура; оперативно-стратегическое построение; социальная структура вооруженных сил; техническая оснащенность; система военно-служебных отношений; система общественных организаций внутри вооруженных сил; система военного образования и переподготовки; система военного управления; система материально-технического обеспечения; система социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Согласно системному подходу к изучению любой организации, на систему действуют внешние факторы (входы). К ним как раз можно отнести финансирование, комплектование, нормативно-правовые акты государства в военной сфере, контроль гражданского общества над Вооруженными Силами и т.д. Изменение действия этих внешних факторов кардинально изменяет саму систему (модель Вооруженных Сил). К примеру, недостаточное финансирование (вход, внешний фактор) не позволяло до настоящего времени провести коренные изменения в Российской армии, а демографический фактор серьезно влияет на призыв в армию, его способ, и в итоге на обученность, образованность и социальное положение военнослужащих.

29 декабря 2008 года Президент России подписал Указ «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно указу планируется к 1 января 2016 года установить штатную численность ВС РФ в количестве 1 884 829 единиц, в том числе 1 000 000 военнослужащих.

Цель военной реформы: приведение Вооруженных Сил в соответствие с современной военно-политической обстановкой и возможностями государства, повысить их боевую готовность и боеспособность за счет оптимизации структуры, состав и численности, подъёма качественного уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, социального статуса военнослужащего.

Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил Российской Федерации:

1. Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.

2. Качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса.

3. Подъём эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

4. Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.

5. Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.

6. Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.

В конечном итоге Россия должна получить высоко оснащенные, обладающие достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовые, компактные и мобильные Вооруженные Силы регионального состава, структуры и численности.

Приоритеты реформирования:

1. Поэтапный перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Сухопутные войска будут переведены на бригадную основу, Военно-воздушные силы – на авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны.

2. На каждом стратегическом направлении будет сформирована группировка войск, которая должна быть способна локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени (предстоит анализировать и разбираться по каждой предлагаемой структуре, местам дислокации, составу и решаемым задачам вплоть до батальона). Будут созданы бригады быстрого реагирования в каждом военном округе. Они войдут в структуру Воздушно-десантных войск, но оперативно они будут подчиняться командующим войсками военных округов и будут выполнять самые оперативные и острые задачи.

3. Планируется провести оптимизацию соотношения должностей офицерского состава и довести его количество до 150 тысяч человек (около 15% от общего числа личного состава ВС РФ).


Уменьшение офицерского состава будет проводиться поэтапно до 2012 года, за счет их увольнения по достижению предельного возраста их пребывания на военной службе, с предоставлением всех социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. В рамках формирования нового облика российской армии планируется ликвидировать дисбаланс между численностью высшего (старшего) и младшего офицерских составов.

В настоящее время в российской армии служат более 1100 генералов, планируется, что к 2012г. их станет около 900. Старших лейтенантов сейчас около 50 тыс., планируется увеличить эту цифру до 60 тыс.

4. Особое внимание будет уделено реформирование системы военного образования. На базе существующих 65 учебных заведений МО РФ будет создано 10 системообразующих вузов.

На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Будут созданы учебно-научные центры, где будут собраны воедино учебная часть и научно-исследовательские лаборатории, чтобы курсанты могли не только учиться, но и принимать активное участие в научной деятельности (по территориальному, а не ведомственному (как сейчас) принципу будет создано 10 системообразующих вузов, из них 3 военных учебно-научных центра, 6 военных академий и один военный университет).

Переход к комплектованию профессиональными сержантами является одной из приоритетных задач формирования нового облика Вооруженных Сил. В армии и на флоте предстоит укомплектовать 250 тыс. воинских должностей сержантов + 50 тыс. воинских должностей, замещаемых в настоящее время прапорщиками.

Подготовку сержантского состава в зависимости от служебного предназначения планируется осуществлять следующим образом:

без изменения имеющегося уровня образования - в учебных воинских частях из числа военнослужащих по призыву. Срок обучения – 5,5 месяцев;

с получением среднего профессионального образования – в военно-учебных заведениях из числа военнослужащих-контрактников, военнослужащих, пребывающих в запасе, а также гражданской молодежи. В соответствии с государственными образовательными стандартами срок обучения должен составлять, как правило, 2 года 10 месяцев.

К 2010 году завершить реализацию федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации.

Решены многие проблемы, которые стояли перед военно-учебными заведениями долгие годы. Прежде всего, это касается вопросов материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений. Результаты научных исследований, проведенных в рамках программы, будут использованы при формировании нового облика системы военного образования.

Дальнейшая работа будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден на специальной комиссии Министерства обороны 3 декабря прошлого года.

Планом определен комплекс основных мероприятий, который включает :

Совершенствование системы профессионального отбора;

Оптимизацию сети военно-учебных заведений;

Совершенствование учебно-материальной базы вузов;

Повышение научно-педагогического потенциала военной школы;

Достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов современным требованиям;

Совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;

Оказание адресной поддержки лучшим вузам, слушателям и курсантам, докторантам и адъюнктам, преподавателям и ученым.

Все перечисленное направлено на достижение главной цели – выход на качество военного образования, адекватное требованиям XXI века.

Многое из запланированного уже реализуется.

В качестве стратегической перед военной школой поставлена амбициозная, но достижимая задача: к 2020 году войти в число пяти ведущих военных образовательных систем мира.

Основополагающими документами в военной сфере являются Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной Границе». Кроме того, к ним следует отнести Военную доктрину (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706).

Важнейшей составной частью истории Российского государства является его военная история. Во все века силой, способной объединить и сохранить нашу землю, оставались Вооруженные Силы. «В России есть только одна организованная сила - армия, и в ее руках судьба России», - подчеркивал знаменитый полководец М.Д. Скобелев.

Именно они, вооруженные защитники нашего Отечества, олицетворяли его мощь и международный авторитет, вставали непреодолимые преграды на пути многочисленных завоевателей, с огнем и мечом приходивших на нашу землю.

«Военный гений русского народа велик и могуч - тому свидетели все покоренные столицы Европы и те, шедшие на Русь завоеватели, что стали затем верноподданными белого царя... Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание первой в мире, как всякий раз на своем пути она встречала неунывающие русские полки и становилась «второй в мире», - писал военный историк А. Керсновский.

Основой доблести и героизма русской армии был не только несокрушимый моральный дух войска и любовь к своей Родине, но и отлаженная крепкая военная организация, созданная многими поколениями. В своем развитии она прошла сложный и длительный путь, ее история тесно связана с экономическим и политическим развитием России, с многовековой борьбой ее народов с иноземными захватчиками, с историческими и национальными особенностями страны.

В различные периоды истории государства, по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества Вооруженные Силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приемы вооруженной борьбы. Эти изменения, как правило, проводились в ходе военных реформ, ставших важнейшими вехами в истории строительства армии и флота России.

В целом можно констатировать, что масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. На повестке дня новый этап - необходимо приступить к строительству современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок исходя из заново осмысленных национальных интересов, места России в мире и степени реальности угроз национальной безопасности страны.

Ольги Воробьевой "Под ружьё по первому зову. Добровольцы становятся надёжным резервом Минобороны" , в котором сообщается, что на Северном флоте уже третий год проводится эксперимент по формированию мобилизационного людского резерва. О том, зачем нужна новая система и как она работает, автор материала побеседовала с начальником организационно-мобилизационного управления (ОМУ) штаба Северного флота капитаном 1 ранга Владимиром Кондратовым .

(с) Ольга Воробьёва / "Красная Звезда"

Владимир Александрович, известно, что во многих западных странах давно имеют хорошо обученных резервистов. С чем связано формирование мобилизационного резерва у нас?

Мобилизационному развёртыванию Вооружённых Сил в случае перехода страны на военное положение достаточное внимание уделялось всегда. С августа 2015 года Северный флот участвует в эксперименте, целью которого - совершенствование существующей системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Мы подбираем граждан из запаса Вооружённых Сил на воинские должности подразделений территориальной обороны, которые формируются в особый период, то есть в военное время. И с этими людьми заключаем специальный контракт на определённых условиях.

- Каков же порядок заключения этого контракта?

Первый контракт в мобрезерв на добровольной основе подписывается на 3 года, последующие - на срок до пяти лет. Имеются возрастные ограничения для каждой категории граждан, пребывающих в запасе. Так, солдаты, матросы, сержанты, прапорщики и мичманы могут заключить первый контракт в мобрезерв в возрасте до 42 лет, младшие офицеры - до 47, а старшие - до 57.

- Какие обязанности возлагаются на резервистов?

Важнейшее отличие нового подхода в том, что резервист при объявлении мобилизации обязан сам прибыть в воинскую часть, минуя военкоматы, и приступить к выполнению своих обязанностей по занимаемой должности согласно штатно-должностной категории. Раз в год резервисты привлекаются на военный сбор длительностью 30 суток каждый месяц в течение от одних до трёх суток с ними проводятся тренировочные занятия по планам соединений и воинских частей, к которым приписаны в соответствии с контрактом. При этом общая продолжительность сборов и занятий за год пребывания в резерве не должна превышать 54 дня.

На время сборов и занятий резервисты получают статус военнослужащих по контракту, им выплачивается полное денежное довольствие в соответствии с занимаемой воинской должностью, присвоенным воинским званием с дополнительными выплатами.

- Полагается ли материальное вознаграждение за нахождение в резерве?

Все резервисты обеспечиваются денежным довольствием, продовольствием, форменным обмундированием, медицинской помощью. Денежное довольствие резервиста равно 12 процентам оклада денежного содержания военнослужащего, который состоит на воинской должности в конкретной части и имеет воинское звание. Эта сумма увеличивается на размер районного коэффициента и процентной надбавки для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Также выплачивается процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве. При заключении с резервистом нового контракта предусмотрена единовременная денежная выплата.

Обращаю внимание, что на время сборов и занятий резервисты получают статус военнослужащих по контракту, им выплачивается полное денежное довольствие в соответствии с занимаемой воинской должностью, присвоенным воинским званием с дополнительными выплатами. На резервистов в этот период распространяются все социальные гарантии военнослужащих, в том числе пенсионное обеспечение, присвоение очередных воинских званий, поощрения вышестоящего командования, награждение ведомственными знаками отличия Минобороны и государственными наградами РФ. Однако и ответственность они несут наравне с действующими военнослужащими, могут быть подвергнуты уставным дисциплинарным взысканиям за проступки и неисполнительность.

- Есть ли уже опыт участия резервистов в учениях?

Год назад резервисты Северного флота участвовали в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ». Наши подразделения территориальной обороны в полном снаряжении - со стрелковым оружием, боеприпасами и имуществом - были переброшены из Мурманской области в Севастополь на аэродром Бельбек, где поступили в оперативное подчинение командующего войсками ЮВО. Северяне участвовали в инженерном оборудовании района действий, охране и обороне важных военных объектов, обнаружении и противодействии диверсионно-разведывательным группам условного противника. Наши резервисты успешно выполнили все учебно-боевые задачи, показали хорошую боевую выучку и организацию. Лучшие из них были поощрены командованием.

- Когда проходили последние военные сборы?

Совсем недавно, в августе-сентябре этого года. Они проводились в Мурманской и Архангельской областях. Сначала резервисты получили вещевое имущество и стрелковое оружие, а затем приступили к практическим действиям. Прошли боевое слаживание в составе своих подразделений - разведывательного взвода и мотострелковой роты. На учебных полигонах береговых войск Северного флота они отработали тактику действий при оцеплении и блокаде объекта, на котором условный противник пытался совершить террористический акт. Решили задачу, связанную с прикрытием действий оперативно-боевого подразделения. А ещё выявили лиц, которые с целью теракта скрытно проникли на охраняемый объект, и отразили вооружённое нападение злоумышленников. Естественно, всё было в рамках учебных мероприятий, но с приближением к боевым условиям.

- Кто помогает формировать мобрезерв?

В Мурманской области в отборе резервистов задействованы все муниципальные военные комиссариаты. Там хорошо налажена агитационная и информационно-справочная работа. Важно, что при подготовке граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, содействие нам оказывают администрации предприятий, на которых те работают. Руководители учреждений с пониманием относятся к военной и мобилизационной подготовке своих подчинённых и к необходимости их участия в военных сборах. По итогам прошедшего сбора шестерых резервистов поощрил командующий Северным флотом.

Начальник организационно-мобилизационного управления (ОМУ) штаба Северного флота капитан 1 ранга Владимир Кондратов (с) Ольга Воробьёва / "Красная Звезда"

Для их решения сегодня Минобороны делает акцент на повышении качества офицерского состава и создании корпуса профессиональных сержантов

В последнее время заметно вырос интерес к проблеме комплектования армии нового облика, которая создается в рамках проводимой министром обороны Анатолием Сердюковым реформы Вооруженных Сил. Это связано с планами военного ведомства сократить контингент контрактников до 100-150 тысяч человек и увеличить численность призывников со 130-150 тысяч до 600-700 тысяч. Данные намерения противоречат ожиданиям части российской общественности, которая порой фактически отождествляет понятия «военная реформа»
и «переход на полностью (или преимущественно) добровольную армию». В значительной степени такая подмена является следствием утопических чаяний (подкрепляемых демагогическими обещаниями), характерных для 90-х и первой половины 2000-х годов.

Крах утопии

В постсоветский период взгляды военно-политического руководства России на проблему комплектования армии развивались по спирали: Борис Ельцин в пору пребывания на посту главы государства неоднократно заявлял о намерении полностью укомплектовать Вооруженные Силы РФ людьми, пожелавшими посвятить хотя бы несколько лет жизни ратной профессии. В ельцинскую эпоху контрактная служба получила достаточно широкое развитие, которое, однако, сдерживалось экономическими ограничителями. Ориентация на отказ от призыва доминировала и в первые годы президентства Владимира Путина. В ноябре 2001 года он одобрил предложенную правительством Российской Федерации программу, предусматривающую поэтапную замену к 2010 году призывников в армии и на флоте преимущественно контрактниками.

Первым шагом в этом направлении стала разработка Государственной федеральной целевой программы по переводу Вооруженных Сил на контрактную основу на период 2004-2007 годов, которая рассматривалась тогда в качестве своего рода плана действий на переходный период. За это время предполагалось создать нормативно-правовую базу, проработать вопросы финансирования, отладить механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования, а в каждой силовой компоненте перевести на контракт как минимум одно соединение.

В Российской армии первой на контрактное комплектование перешла 76-я Псковская десантно-штурмовая дивизия, за ней последовал и ряд других соединений постоянной готовности, в первую очередь отдельные мотострелковые бригады.

Призыв рассматривался в этой системе главным образом как основной способ подготовки обученного резерва, вот почему полный отказ от него не предусматривался. Вместе с тем планировалось последовательно сокращать продолжительность срочной военной службы. В конечном счете ее намеревались оставить только для прохождения подготовки в учебных частях в течение шести месяцев. После окончания курса занятий военнослужащие должны были по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, пополняя военно-обученный резерв Вооруженных Сил. Ожидаемая доля контрактников в армии и на флоте должна была оставаться на уровне не ниже 30-50%.

К сожалению, приходится констатировать, что в целом программа 2004-2007 годов потерпела неудачу. При заявленных в ней целях доведения численности контрактников в войсках до 400 тысяч человек реально контингент к началу 2009 года насчитывал около 200 тысяч военнослужащих. Основной причиной провала этой попытки стала недостаточность ресурсного обеспечения столь массового перехода на контракт. Кроме того, так и не была найдена и отработана эффективная система вербовки, обучения и воспитания добровольцев.

Прежде всего следует отметить, что неадекватная оплата тяжелого и опасного труда профессиональных военных в сочетании с нестабильностью выплат привела к хроническому оттоку заключивших контракты с Минобороны людей. По некоторым оценкам, ежегодно увольнялись до 20% таких военнослужащих, что серьезно дискредитировало саму идею контрактной службы.

Положение усугублялось невозможностью из-за дефицита ресурсов обеспечить достойные бытовые условия, а также жилищной проблемой, поскольку согласно ряду социальных исследований до 50% добровольцев женятся уже к концу первого трехлетнего срока контракта.

Во-вторых, в России сложилась совершенно неприемлемая и порочная практика набора контрактников командирами воинских частей. В результате вербовке поддавались в основном морально неустойчивые и слабовольные срочники (после первого года службы), нанятые «по знакомству» женщины — жены военнослужащих (доля представительниц слабого пола в некоторые годы доходила до 70% от числа набранных контрактников), а также асоциальные элементы из местного населения. Ценность подавляющей части этой публики как профессионалов военного дела сплошь и рядом приближалась к нулю. Необходимость создания эффективной профессиональной (а следовательно, по определению недешевой) вербовочной структуры так и не была осознана в эти годы.

Наконец, в-третьих, так и не удалось создать алгоритм превращения добровольца в настоящего солдата. Важнейшими элементами «профессионализации» являются приучение контрактных военнослужащих к армейской дисциплине, ответственности, а также их моральное воспитание. Можно вспомнить, например, что в британском флоте в XVIII и начале XIX века вербовка матросов вообще носила в значительной мере принудительный характер — «рекрутов» просто насильно хватали в портовых кабаках, связывали и тащили на корабли. Тем не менее эти кадры в итоге становились отличными, хорошо подготовленными, беспрекословно выполняющими приказы матросами. Великобритания обрела статус «владычицы морей» благодаря превосходству ее флота не столько в количественном отношении (у французов флот тогда временами был не меньше), сколько в качестве личного состава, в том числе рядового. То есть именно эффективная система превращения «рекрута» в профессионала (в том числе в плане дисциплины) и обеспечила Соединенному Королевству военно-морское лидерство.

Без создания такого порядка профессионального обучения и дисциплинизации контрактная система не только не имеет никакого смысла, но и грозит обернуться немалыми бедами, поскольку есть риск превращения контрактной армии в разнузданную банду.

Что до известной степени и наблюдалось в российских условиях. Вообще, по всей видимости, отечественные сторонники преобразования Вооруженных Сил РФ по англосаксонской модели в большинстве своем не до конца понимали, что ее эффективность во многом основывается именно на отработанной столетиями результативной системе вербовки и дисциплинизации наемного личного состава. А она в свою очередь базируется на соответствующей длительной культурной традиции.

Тем не менее к моменту старта реформы 2008-2009 годов удалось в основном укомплектовать контрактниками формирования постоянной готовности Сухопутных войск, однако их доля в общем количестве частей и соединений СВ не превышала 13%. Правда, в некоторых частях и соединениях постоянной готовности 100% солдат и сержантов являлись военнослужащими контрактной службы.

Однако в условиях военного реформирования с 2008 года сама идея полного перехода на контракт в значительной степени утратила смысл, поскольку Вооруженные Силы нового облика должны теперь полностью состоять в мирное время из частей постоянной готовности со стопроцентной укомплектованностью. На такую армию контрактников все равно не хватит. Это вынудило Министерство обороны разработать федеральную целевую программу по комплектованию контрактниками, рассчитанную на 2009-2015 годы, в которой предусматривается перенос центра тяжести на создание корпуса профессиональных сержантов. Его и планируется сформировать из добровольцев. То есть вместо прежних частей, где служат только контрактники, части нового облика должны иметь смешанный состав из рядовых-призывников и младших командиров-профессионалов.

Аргументы в пользу призыва

Таким образом, к настоящему времени в сознании военно-политического руководства страны, а также ее военного экспертного сообщества доминирует представление о неизбежности сохранения на среднесрочную перспективу масштабного призыва. Предполагается, что в составе миллионной Российской армии будет 150 тысяч офицеров и столько же контрактников, соответственно число призывников должно достигать 700 тысяч человек.

Еще в ходе дискуссий в 90-е годы наблюдатели указали на основные причины, вынуждающие сохранять в России преимущественно призывную армию. С учетом размеров территории РФ и наличия значительных угроз ее военной безопасности мы вынуждены содержать более многочисленные по сравнению, например, с европейскими странами Вооруженные Силы, обладая при этом скромными экономическими возможностями. Полностью профессиональные сухопутные войска, ВВС и ВМС могут себе позволить главным образом богатые государства, которые уверены, что и в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе им придется вести экспедиционные войны с задействованием относительно небольших в количественном отношении группировок. Россия — страна небогатая, а сценарии наиболее вероятных военных конфликтов предполагают возможность столкновения ее армии с достаточно многочисленным противником.

В РФ практически полностью отсутствует традиция формирования Вооруженных Сил на добровольной основе. В истории страны есть лишь короткий трехмесячный период, когда в начале 1918 года в Красную армию брали только добровольцев. Качество сформированных из них частей оказалось ниже всякой критики, и очень быстро большевистское руководство вынуждено было взять курс на принудительную мобилизацию в РККА.

Наконец, при переходе на полностью профессиональную армию остается нерешенной проблема накопления обученного резерва, который абсолютно необходим в случае мало-мальски длительного конфликта.

Проблемы и решения

Однако возвращение к принципу комплектования армии преимущественно призывниками выявляет ряд проблем, главной из которых является негативное отношение общества к данной идее. Если военно-политическое руководство страны, а также значительная часть экспертного сообщества и самих военных поддерживают эту политику, то среди широких масс обывателей призыв остается непопулярным. Во многом это объясняется никуда не годным образом армии, который сложился в постсоветское время под влиянием либеральных средств массовой информации, всячески акцентирующих внимание сограждан на темах дедовщины, землячеств и криминальных проявлений. Причем есть все основания полагать, что реальная ситуация в ВС весьма далека от той мрачной картины, которая нарисовалась в сознании большинства россиян.

В этой связи изменение образа армии, слом негативного отношения к службе в Вооруженных Силах представляются одними из наиболее актуальных задач военного и государственного строительства. Важнейший инструмент такой работы — курс на гуманизацию службы и улучшение условий (включая бытовую составляющую) ее прохождения, который взят нынешним руководством Министерства обороны. Частью этой политики являются направление новобранцев в части, дислоцирующиеся в непосредственной близости от места призыва с возможностью проводить выходные вне казармы, расширение практики аутсорсинга, когда ряд функций по обслуживанию войск, прежде всего питание и жилищно-коммунальные сервисы, передаются гражданским организациям.

Огромное значение приобретает повышение престижа призывной службы за счет предоставления льгот в области образования и особенно получения жилья. Что касается первого, то эта система была хорошо отработана еще в советское время. Однако, как представляется, сегодня более сильным стимулом становится реальный шанс обрести собственную крышу над головой, доступность которого может быть достигнута через предоставление отслужившим сверхльготных условий ипотечного кредита с минимальной (в идеале — нулевой) процентной ставкой. Полезно было бы рассмотреть и возможность ограничения или полного запрета приема на работу в государственные учреждения лиц, не служивших в армии, а также введение карьерных ограничений для чиновников, сыновья которых уклонились от призыва.

Но все эти предлагаемые льготы, меры по увеличению привлекательности службы, ее гуманизации окажутся безрезультатными без искоренения главного пугала допризывников и чадолюбивых солдатских матерей — дедовщины. Как представляется, одной из ключевых (но не единственной) причин появления этого зла было отсутствие в Советской, а затем Российской армии корпуса профессиональных сержантов. В этой ситуации офицеры в известной степени поощряли дедовщину, поскольку именно старослужащие де-факто выполняли функции, формально закрепленные за младшими командирами. В связи с планами Министерства обороны комплектовать сержантский состав исключительно из профессионалов, а также с учетом вероятного создания военной полиции появляется надежда ликвидации порока, который нередко именуется «неуставные отношения».

Вторая группа рисков и вызовов связана с вопросом о том, как уменьшение числа контрактников-профессионалов и снижение срока службы до одного года скажутся на боеспособности армии. Думается, что решение сократить продолжительность службы до одного года следует квалифицировать как несколько поспешное и не до конца проработанное (далеко не все последствия этого шага, на мой взгляд, были просчитаны и взвешены). Однако ясно: в ближайшей перспективе увеличить ее не удастся и военным придется действовать в реально существующих условиях, которые делают безальтернативной интенсификацию боевой подготовки солдат-срочников. Так, время нахождения в «учебках» сокращается с шести до трех месяцев, поэтому даже в рамках годичного призыва необходимо довести пребывание солдат непосредственно в войсках до девяти месяцев. На прошедших в конце июня — начале июля оперативно-стратегических учениях «Восток-2010» военнослужащие, которые провели в войсках всего от нескольких недель до шести-семи месяцев, продемонстрировали, что в принципе могут выполнять свои обязанности. Причем речь идет не только о мотострелках, но и о бойцах таких технически сложных войск, как, например, ЗРВ и РТВ ВВС.

В целом акцент нынешнего руководства Министерства обороны на повышении прежде всего качества офицерского состава и создании корпуса сержантов, пусть даже и ценой временного снижения общего числа профессионалов в ВС, представляется вполне логичным и оправданным. В конце концов именно офицеры и унтер-офицеры составляют костяк любой армии, и их подготовка требует значительного времени и ресурсов. В то же время можно предположить, что нынешняя система комплектования имеет переходный характер и в дальнейшем по мере роста экономических возможностей страны военное ведомство вновь начнет наращивать число профессиональных военнослужащих, в первую очередь добровольцев-контрактников.

Константин МАКИЕНКО
Военно-промышленный курьер, июль 2010