Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская. Почаевская икона божией матери

Πάπυρος святые источники (греч.)

Образ воды в Священном Писании символизировал дарованные Богом милость, благоденствие и благополучие.

На месте чудесного явления Божией Матери на земле сверхъестественным путем появлялись святые источники и родники.

С искренней молитвой вода святых источников способствует излечению страждущих и больных.

В Кингисеппском районе (бывший Ямбургский уезд) находится старинное село Котлы, куда приехали мы - паломники от храма св.Пророка Илии во главе со священником Виталием Кузнецовым .

В окрестностях этого села находились богатые месторождения «болотной руды» (бурого железняка) и большинство местных жителей, начиная еще с XV века, занималось железорудным промыслом и выгонкой смолы. Тогда же Котлы стали центром Котельской волости. Начиная с 1730 года в Котлах располагалась усадьба Альбрехтов, которая неоднократно перестраивалась. Эпоха семьи Альбрехт началась когда Котлы и часть соседних деревень были пожалованы генерал-майору Людвигу фон Альбрехту (в армии известному как Иван Иванович) Анной Иоанновной за помощь в воцарении на престол.

По данным переписи 1500 года в Водской пятине Новгородского княжества ("водь" - народ финно-угорской группы), упоминается Николо-Толдожский погост и говорится: «Село Котел богатое, с вновь построенной Никольской церковью на деньги местных крестьян и владельцев усадьбы Альбрехтов». Однокупольная каменная с колокольней церковь была построена в русско-византийском стиле. По завершении строительства храм был освящен отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1937 году храм был закрыт. С 1941 по 1942 год на территории села Котлы немцами был организован концлагерь, а в помещениях храма и близлежащих постройках содержались советские военнопленные.

Осенью 1942 года, во время германской оккупации, храм был отдан верующим но, из-за отсутствия священника, службы мирским чином совершала монахиня, прибывшая с военнопленными. С 1945 по 1959 год службы совершали разные священники, последний из них - о. Григорий Потемкин , очень много сделал для восстановления храма. В декабре 1959 года храм закрыли, а с 1960 по 1991 год в нем размещался сельский клуб. В мае 1991 года храм Св. Николая Чудотворца был отдан верующим и отреставрирован.

Нас в храме встретил иерей Николай Вахрушев. Отец Николай рассказал о святынях, находящихся в храме и пригласил в алтарь нашего батюшку о. Виталия. В храме есть ковчежец с частицей мощей свт. Николая Чудотворца.

Недалеко - в деревне Пиллово расположен святой источник «Почаевский».

По преданию упоминание об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г.

Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом с источником лежит камень с отпечатавшимися в нем тремя следами стоп Божией Матери. От святого источника в часовне вода отводится в купель, в которой наши паломники совершили омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С.

По преданию, более 300 лет назад, в деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детками. Когда из-за болезни мама уже не смогла вставать с постели, дети стали ходить в церковь одни. А в один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая подала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Давая воду, странница обещала, что их мама обязательно поправится по молитвам Пресвятой Богородицы, приняв эту целебную воду. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их маме и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы. И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. После того, как священник храма святителя Николая Чудотворца причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост.

На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы , в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. Внутри этого восстанавливаемого храма для нас были накрыты столы для трапезы. После трапезы наша группа сфотографировалась на фоне храма Успения Божией Матери. Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце, обрадовавшее нас, так как поездка начиналась в дождь и первую часть пути он шел непрерывно. Затем мы отправились к Доложской пещере.

В нескольких километрах от села Заручье на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились.

В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде на том месте, где проходила Божия Матерь образовался грот и пробились два родника. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма поставлен памятный крест. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень, отчего на нем отпечатался ее след. В память этого события в 1761 г был освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.

Недалеко от Доложской пещеры строится новая церковь во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Батюшка Адриан (Проворный) встретил нас там и рассказал историю постройки этого храма. О. Виталий Кузнецов и диакон Евгений Фомин отслужили в нем молебен св. Иоанну Кронштадскому.

Дальше наш путь продолжился к источнику в деревню Турово .

История возникновения святого Печерского источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков. Летом одна девушка пастушка явлением Пресвятой Богородицы была спасена от посягательств крестьянина. На этом месте открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы в местечке Малая Печорка была устроена деревянная часовня в честь иконы Печерской Божией Матери. В 1789 году из часовни икону перенесли в Лугу, в новый собор святой великомученицы Екатерины, где образ украсили серебряную вызолоченную ризой...

В Турово находилось поместье первой жены известного фотографа С.М. Прокудина-Горского, который впервые отснял фотографии России начала XX века в цвете. Его коллекция фотографий находится в библиотеке Конгресса США.

Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.

Полную историческую и интересную информацию в течении всего паломнического пути о местах явления Божией Матери в Ленинградской области нам поведал отец Виталий. Многое из того, что услышали об истории нашего края, было открытием для большинства из нас.

Спасибо всем участникам и организаторам этой паломнической поездки.

По стопам Богородицы. Святые источники иместа явления Божией Матери.

Прихожане храма св. Пророка Илии: Вера Куликова, Татьяна Рудакова

Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.

Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.

Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.

Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской - до сих пор целебная вода.

… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.

А вот доступ к другой святыне - мощам преподобного Иова - униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:

«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».

Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.

Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.

Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com

Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.

В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.

Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.

…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.

…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

– источник многих чудес и исцелений.

Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.

Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками. Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.

Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.

Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.

Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.

Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.

Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.




Икона Божьей Матери непосредственно связана с Почаевской Лаврой. Стоит сразу сказать об очень интересном факте – образ является представителем как католиков, так и православных христиан. Каждый год верующие отмечают празднование этой иконы, а происходит это 23 июля.

Прежде чем разобраться, о чем молятся Почаевской иконе Божьей Матери, узнаем, как выглядит образ. Написан лик масляными красками в строгом византийском стиле. В качестве основы используется обычная липовая доска, которая подбита внизу перекладинами из дуба, что предотвращает ее сгибание. Согласно существующей информации изначально была сверху покрыта тонкой серебристой пластиной, но со временем она потерялась. Украшение было заменено ризой из мелких жемчужин.

На иконе изображена Богоматерь с Богомладенцем на правой руке. В другой руке у нее находится плат, который прикрывает ноги и спину Христа. Младенец свою левую руку держит на плече у матери, а правой – благословляет. Божья Матерь склонила свою голову к Сыну, что символизирует ее безграничную любовь. Есть также две надписи в виде монограммы: Матерь Божья и Иисус Христос. На переднем плане изображена вершина горы с отпечатком ноги Богородицы.

История иконы Почаевской Божьей Матери

В 1340 году на горе, где сейчас расположен храм поселились два инока. Один из них молился на вершине и вдруг увидел Деву Марию, которая стояла на камне и пылала в огне. Он позвал своего друга, и он также увидел явление Богородицы. Был у этой картины и третий свидетель – пастух. После того как образ пропал на камне остался отпечаток правой стопы Богородицы, который до сих пор существует и что самое интересное в этом углублении всегда есть вода, являющаяся целебной.

Почаевская икона Божьей Матери «Неопалимая купина» появилась в 1559 году, когда митрополит Неофит проезжал через Волынь. Там он посетил одну дворянку, которой оставил в подарок икону Богородицы. Через некоторое время люди заметили, что от образа исходит странное сияние. В 1597 году икона впервые проявила свои чудодейственные силы, когда исцелила брата дворянки. После этого она передала образ инкам, которые жили на Почаевской горе. Через такое-то время там была построена церковь, которая перенесла огромное количество бедствий, а все благодаря заступничеству Девы Марии.

В чем помогает Почаевская Икона Божьей Матери?

Этот образ входит в перечень наиболее почитаемых народных святынь. Чаще всего молятся перед ним, чтобы избавиться от различных заболеваний, а также помогает он вразумить грешников. Есть также свидетельства, что он проявлял свою силу в ситуациях, когда человек попадал в плен и молил о поддержке.

Чтобы понять, какое значение имеет Почаевская икона , достаточно перечислить некоторые чудеса, свершившиеся благодаря силе образа. На сегодняшний день существует огромное количество свидетельств, к примеру, одно из значимых исцелений произошло в 1664 году. В одной семье у ребенка возникли проблемы со зрением, и левый глаз покрыло бельмо. Родители привезли его в монастырь и попросили омыть лицо ребенка водой из стопы Божьей Матери. На следующий день свершилось чудо – мальчик прекрасно все видел. Вскоре произошла трагедия, и ребенок умер, бабка все это время молилась перед Почаевской иконой, и вскоре он ожил и был абсолютно здоровым.

Существует не одно подтверждение воскрешающей силы иконы, а еще она спасла многих от различных смертельных болезней. Священники говорят о том, что обращаться в молитве к иконе нужно только с чистой душой и сердцем. Все данные перед образом обещания должны быть реализованы, поскольку можно накликать на себя беду.

Одной из самых древних святынь Почаевского монастыря является Стопа Пресвятой Богородицы – источник многих чудес и исцелений. Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.

Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками . Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.

Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.

Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.

Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.

Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь?Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.

Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.