Сценарии проведения экологической сказки в лагере. Сценарий для летнего лагеря

Данная методическая разработка адресована организаторам детского, в том числе летнего отдыха детей, может быть использована в условиях летнего оздоровительного лагеря, а также в школе и на занятиях дополнительного образования. Мероприятие имеет творческую эколого-биологическую направленность. Рассчитано на детей 7-15 лет.
Цель: Вовлечь учащихся в творческую эколого-просветительную деятельность.
Задачи:

Закрепить знания о значении леса, флоры и фауны

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.

Прививать навыки по охране и восстановлению природных богатств.
Форма занятия: Конкурс творческих экологических работ.

Перед началом конкурса педагог задает вопросы:

Ребята, что такое сказка?

Какие особенности экологической сказки?

Затем зачитываются в качестве примера экологические сказки детей, которые стали победителями школьного конкурса:

ЁЖ - СПАСИТЕЛЬ

Ранним летним утром Маша с подружками собралась по ягоды. Девочка надела платье, взяла корзиночку и, как была, побежала в лес. В лесу стояла тишина,только листья на деревьях шелестели от лёгкого ветерка. Подружки разбрелись по лесу. На пригорке Маша увидела много земляники. Она живо и увлеченно стала собирать ягоду в корзинку. Набрав полную корзину земляники, девочка побежала искать своих подружек.

Она быстро бежала, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её нога сорвалась с кочки и больно укололась о какие- то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и заворчал «А поосторожнее нельзя? Смотреть надо, куда бежишь!» Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем стирать кровь с ноги. «Простите пожалуйста, я вас не заметила.» Ёжик посмотрел на девочку и сказал: «Ну ладно, что уж там, прощаю, в следующий раз будь внимательней. А сейчас приложи к своей ране подорожник.» И протянул Маше листочек подорожника.

Вдруг Еж насторожился и прислушался. Прямо на Машу ползла большая серая змея с чёрным зигзагом на спине. Это была ядовитая гадюка! От страха у Маши отнялись руки и ноги. А гадюка ползла к ней и шипела: «Ужалю, ужалю тебя.» И устрашающе высовывала раздвоенный язык. Тут Ёж развернулся и быстро засеменил навстречу змее. Гадюка кинулась на ежа и ударила его хвостом, как плетью. Но Ёж ловко подставил ей свои колючки. Тут гадюка от боли зашипела, повернулась и хотела уползти. Но Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил на спину лапкой. Он победил в этой схватке. Девочка пришла в себя и поблагодарила Ежа за защиту от гадюки. Ёжик смутился и проговорил: «Не за что. Беги скорее к своим подружкам!»

Марья:. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у бабы Яги. Легко ли в наше время жить в лесах, в озерах, пусть даже и сказочных?.

Иван: С чем приходится сталкиваться нашим героям, есть ли в этом наша вина и как найти выход из трудных ситуаций. Мы с вами в заколдованном заповедном царстве, через несколько минут все здесь оживет.

Марья: Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: (хором) «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

Иван: Смотрите, слушайте, думайте и запоминайте!

(баба Яга выходит под музыку «Одну простую сказку… »)

Баба Яга. Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Ох уж эта старость, а может и не старость вовсе, все косточки, суставчики у меня болят. И упросила я Ивана да Марью помочь мне встретить дорогих гостей.

(стук в дверь заходит Кикимора)

Кикимора ой, не опоздала ли я, честной народ? А где же именинница? И подарок я ей приготовила, а саму-то не вижу?

Баба Яга: Здорово, соседушка! Что-то ты задержалась? И что ты это там прячешь?

Кикимора: а это и есть мой подарок! Небось, уж устала в ступе то своей летать? Вот я тебе и дарю трон. Поди-ка заработала за 1000 лет посидеть на нем.

Баба Яга: ой спасибо тебе Кикиморушка, моя золотая! Вот порадовала старушку! Заходи, гостем будешь!

Марья: ребята, а вы не забыли, что мы приглашены сегодня на день рождение к бабе Яге? (дети отвечают хором). Так давайте порадуем бабу Ягу, покажем ей свои костюмы!

(хоровод под музыку маленькая страна.). Представление костюмов детьми. Оценка жюри.

Иван. А что это ты, баба Яга, такая разнесчастная?

Баб Яга Да вот, касатики мои, грустно мне оттого, что не могу я вас в своем лесу порадовать, не справляюсь я!

Иван: Да что случилось-то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?

Баба Яга. Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало моем, и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей приходит, а как вести себя не знают.

Иван: Ребята, давайте посмотрим, что творится в родном нашем лесу.

Еж Во дремучем во лесу.
Я уже давно живу,
Хоть уже невмоготу
В этом мне сидеть лесу.
Раньше лес был — это лес!
Красота, и ширь небес,
Воздух чист, цветы кругом.
А теперь — другой расклад,
Лес поганят все подряд
Поглядишь — со все сторон
Лесу порча и урон.
Нету дебрей, нету чащ,
Нет озер прозрачных чаш,
Только ржавый сухостой,
И берез горелых строй:

Водяной. Я живу в своем болоте
Много, много лет уже.
Только вот года последние
Стало худо здесь уже.
То лягушка захворает,
То поранится медведь.
Чистоты здесь не хватает
Остается мне реветь!
Засорили все вокруг здесь,
Мусор тут и мусор там.
Нет нигде уже поляны,
Где не встретите вы хлам,
И болото — не болото,
И река совсем не та.
Жить здесь просто не охота
Помогите, господа!

Бурый медведь. Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка поутру.
И возле леса на опушке.
Грибы давно уж не растут.
Завалено все страшной кучей
А все везут, везут, везут:

Марья: Если в воду не сбрасывать мусор, то постепенно вода сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда жизнь вернется в водоем.

Иван: А что же у нас происходит на цветущей поляне? Давайте посмотрим

(дети читают стихи о растениях) Оценивают жюри.

Марья. Сколько радости при виде цветов! Сколько искренних восклицаний! И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.

Иван: Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать правила поведения в лесу.

Дети показывают плакаты и объясняют, как правильно вести себя в лесу, как обращаться с родной природой

Марья. Некоторые растения стали редкими и занесены в Красную книгу? Помогите бабе Яге найти эти растения в списке.

(из предложенных букв детям предлагается составить слова – названия редких видов растений и животных)

Баба яга и Кикимора: Вот молодцы, касатики наши!

Кикимора: А чтоб вы лучше знали кто живет у нас в лесу, мы с Бабой Ягой предлагаем вам отгадать птиц и зверей по голосам.

Баба Яга. Какие вы все молодцы!

Марья. А теперь мы с ребятами еще немного порадуем Жителей леса. Мы подгадываем загадки, но не просто так, а играя.

Баба Яга. Благодарю всех гостей, и приглашаю вас к себе в гости еще. Приходите почаще, буду ждать!

Иван: Часто большое начинается с малого.

Марья: Нам кажется, если человек привыкнет, бережно относится к белоснежной ромашке, к ветке черемухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.

Баба Яга.

Люди, не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета, такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем!

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

(исполняют песню на мотив их к/ф Бременские музыканты)

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Там, где лес, любимый свежий ветер,
Эту радость мы с тобой разделим (2 раза)

Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети,
Должен быть порядок на планете (2 раза)

Пусть вода всегда в реке струится,
Путь всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. (2 раза)

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).

Сценарий праздника для летнего лагеря

Сценарий «Берендеево царство - лесное государство»

Оформление сцены : передвижной лес, вместо кулис деревья, где-то за деревом - трон царя Берендея. Занавес закрыт, на занавесе птички, цветы. Плакат «Войди в лес другом».

Перед началом праздника звучат песни о лесе, птицах и животных.

Дикторский текст в записи на фоне нежной музыки.

Жил в некотором царстве как-то встарь

Могучий Берендей, великий государь.

Он правил мудро, и его страна

Была богатством сказочным полна,

И не было во всей земле вовек

Прекрасней тех лесов, полей и рек.

В ладу с природой жил его народ,

Не ведая ни горя, ни забот.

Познав язык зверей, птиц и цветов,

Земля дарила множество плодов.

Перед занавесом со скрипками появляются два кузнечика.

Кузнечик 1.

По величайшему повелению,

Кузнечик 2.

По настоятельному приглашению,

Вместе . Собирайся, лесной народ!

Кузнечик 1.

Все чистые и нечистые,

Кузнечик 2.

Все добрые и недобрые,

Вместе . На лесной сход.

Громче звучит скрипка.

Спешите! Спешите! Спешите!

Звучит музыка, на сход собираются звери и птицы, идут все к сцепе. Открывается занавес, появляется Берендей со своей свитой.

Берендей. Добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в мои хоромы зеленые. Все леса земли отдала мне во владение матушка Природа. Строго-настрого наказала она беречь каждый кустик, каждое деревце, каждую птаху пернатую, каждого зверя мохнатого. Лес - величайшее сокровище, только вот люди, к сожалению, не всегда к нему бережно относятся. Трудно мне стало с ними. Ох, трудно! Решил я собрать лесной сход, чтобы еще раз напомнить, какой удивительный мир нас окружает.

Лес не только для забавы -

Он богатство всей страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу взращены.

Не обижайте в лесу ни птахи, ни сверчка,

Любите цветы леса. (Уходит.)

Появляются зайчики с песней «Лесные тропинки» (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова).

Зайчики.

Здесь березы и дубы, здесь орехи и грибы,

А малины вовсе не собрать.

И вода из родника так прозрачна и сладка,

Кто не пил, не сумеет понять.

Ты волшебник, летний лес, полон сказок и чудес,

И прохлада твоя хороша,

Если можешь, удружи, нам оленя покажи

И позволь нам погладить ежа.

Тучки редкие летят, тихо ветки шелестят,

А на ветках сидят снегири.

Сходит солнышко с небес,

Нам на память, милый лес,

Ты кленовый листок подари.

Левой ножкой - топ, топ, топ.

А в ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

Вправо-влево - хлоп, хлоп, хлоп.

Раз - вприпрыжку, два - вприсядку.

Вот отличная зарядка.

Правой ножкой - топ, топ, топ.

Левой ножкой - топ, топ, топ.

Убегают. Музыка. Появляется Старичок-лесовичок (на фоне марша), проходит между деревьями. Перевязывает цветы, кустики.

Старичок-лесовичок.

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь, мы свои.

Старичок-лесовичок.

Я - Старичок-лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в снег, и в зной

Сторожу я мир лесной.

У березы под пеньком

У меня построен дом.

Рано утром я встаю,

Крепкий чай с вареньем пью.

Руки умываю,

Сумку открываю,

Складываю краски,

Бинт для перевязки.

Я с собой беру и кисти,

Чтобы красить листья.

Посошок с собой беру

На работу в лес иду.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

Издалека звучит песня Колобка.

Старичок-лесовичок . Ой, смотрите, кто к нам катится.

Громче звучит песня Колобка.

Старичок-лесовичок.

Бежит с бугра на бугорок,

(Смотрит в бинокль.)

С веселой песней катится

По той дороге Колобок,

А может, мне кажется?

Да нет, сейчас он здесь окажется.

Колобок (поет).

В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,

Я качусь и кувыркаюсь - кувыркаюсь и качусь,

Старичок-лесовичок . Колобок! Колобок! Тебя ведь лиса съела?

Колобок. Сказки для детей. Где вы видели, чтобы лиса мучными изделиями питалась? Так что я от нее ушел.

Старичок-лесовичок. Куда же ты теперь катишься?

Колобок . Куда глаза глядят, любуюсь природой.

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река.

А ты кто такой будешь?

Старичок-лесовичок . Я - Старичок-лесовичок.

Колобок. О, а я думал, что старички-лесовички существуют только в сказках да на картинках.

Старичок-лесовичок. Ты не удивляйся, я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто в меня верит.

Колобок . Дедушка Лесовичок, возьми меня с собой.

Старичок-лесовичок . Возьму, если будешь мне помогать.

Колобок.

Буду, обязательно буду,

Ах, как хорошо в лесу,

Я танцевать и петь хочу.

Старичок-лесовичок . Эх, ягода-малинка, русская калинка.

Танцуют танец «Калинка».

Старичок-лесовичок. Слушай, Колобок, царь Берендей собирает большой сход, всех к себе зовет. Разнеси-ка письма и телеграммы зверятам, лягушатам, птичкам-синичкам.

Колобок.

Да я что, я всегда готов.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

Я уйду от серых туч, я поймаю солнца луч,

Улыбаюсь и смеюсь, кувыркаюсь и качусь.

Ну я покатился.

Старичок-лесовичок (подходит к дереву, наклоняется).

Кто здесь сердитый недотрога...

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Кто пыхтит как самовар, выходи скорее,

Покажись нам.

С корзинкой выходит Ежик.

Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть первая.


Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.

Первая экологическая пятница

Перед работой на станциях ребята представляют Экоколобка - главного героя дня.
Небольшим выступлением создают настрой на экопутешествие.

Экоколобок: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые. Я – Экоколобок. И сделан я не из теста, а из синтетических тканей. И пекли меня не дедушка с бабушкой, а юные экологи из Молчановской средней школы №1. И ни от кого я не убегал, а приехал к вам вместе с ребятами из экологического клуба «Исследователь». Но до приезда к вам я очень много путешествовал по свету, и о том, что меня удивило и возмутило, вам сейчас расскажем вместе с друзьями.Встречайте!


Ромашка: Здравствуйте, друзья! Я – ромашка. Я живу на зеленой полянке
Полянка: Я - зелёная полянка. Мне необходим дождь.
Дождь: Я - дождь. Мне необходимо испарение от прудов и речек.
Речка: Я - речка. Чтобы я не засохла, на моих берегах должны расти леса.
Лес: Я – лес. Я – дом для многих животных, например, для зайца.
Заяц: Я – заяц. Я люблю морковь и капусту, но иногда грызу кору деревьев.
Лес: Да уж, заяц … . Но гораздо больше мне вредят гусеницы! Мне нужны птицы!
Птица: Без нас, птиц, в лесу будет скучно: мы начинаем петь с восходом солнца.
Солнце: Я - солнце. Я нужно очень многим. Например, колокольчику на лугу.
Человек: А я – человек. Ромашку я в букет сорву! На полянке шашлыки можно жарить, кстати, из зайчатинки! Лес на дрова пойдет. Речка – дело хорошее - купаться буду. Солнышко – загорать. Дождик мне нужен, чтоб на даче не поливать …. А вот птиц я не люблю – чирикают по утрам, спать мешают! А я их дробью из ружья! Тра – та - та!
Заяц: - Но они нам нужны!
Человек: Да вы все друг другу для чего – нибудь нужны! А кому из вас нужен я, человек – Царь Природы?! Вот тебе, заяц, я нужен? А ты, лес. проживешь без меня? Что станет с рекой, если исчезнет человек? Если не будет человека, будет ли на земле солнце? Значит, я никому не нужен?…Никому?!..
Дождь: Не плачь!
Лес: Ты много сделал зла Природе, но ты же не всегда был таким.
Полянка: Просто в детстве ты никогда не был на зелёной полянке…
Птица: И никогда не слышал пения птиц…
Река: Ты ведь тоже часть Природы, значит, тоже для чего - нибудь нужен!
Заяц: Только не веди себя… по - человечески.
Все вместе смотрят мультфильм «Про мусор».


Начинается работа на станциях

Время, в течение которого продолжается работа на станции, 7 минут.
Каждая команда получает маршрутный лист, где проводящие станции ставят количество баллов отряду по итогам работы. Это мотивирует ребят на более активную работу.
Первая станция «Нас мусор окружает…»


Цель: знакомство с мусором, который производит человек.
Задачи: познакомиться с мусором, научиться понимать его опасность в природе.
Все присутствующие просматривают мультфильм «Фикси – советы». Берегите природу! Продолжительность мультфильма 1.5 минуты.

Ведущий станции.
Количество отходов зависит от численности населения. Так, например, в Москве ежегодно образуется 10 миллион тонн, в Томске – 225 тыс. тонн, а в Томской области – 640 тыс. тонн.
Наша область определила под нужды свалок и полигонов для захоронения мусора территорию площадью 611 га. Эта площадь могла бы разместить более 600 футбольных полей.
Как долго могут «жить» разные отходы в естественной среде (вывезенные на специальные полигоны):
Древесина и изделия из нее: около 5 лет;
Бумага и картон: около 10 лет;
Полиэтиленовый пакет: 200 лет;
Пластмасса – 500 лет;
Алюминиевая банка: 500 лет;
Стеклянная бутылка: 1 000 000 лет.
Волонтёры проводят конкурс «Устами младенцев», где рассказывают о том, что сегодня население Земли, общество суперпотребителей, производят для своей жизнедеятельности. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, большая часть – 97 % - идёт в отходы. Появилось множество разного мусора. Какой это мусор, зашифровано в его описании, но детскими высказываниями. Если участники с первой подсказки отгадывают, о каком мусоре идёт речь, то они получают «5» баллов, со второй – «4» балла и так далее. Например:
У меня очень много игрушек сделано из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (не перегнивает).
(Ответ пластмасса).


Вторая станция «Я собираюсь в путь...»


Эколог проводит конкурс – тестирование «Проверка готовности к путешествию». Участникам было предложено ответить на вопросы:
1. Ты пошёл в лес и нашёл поляну с красивыми цветами.
А) нарвёшь букет;
Б) соберёшь цветы для гербария в кабинет биологии;
В) полюбуешься, сфотографируешь и пойдёшь дальше.
2. Ты увидел кустик с незнакомыми, но красивыми ягодами
А) поешь сам;
Б) угостишь своих товарищей и понаблюдаешь за их самочувствием;
В) остановишься и зарисуешь в дневник, чтобы узнать название по определителю.
3. Под деревом увидел птенца. Ты:
А) поймаешь и понесёшь домой;
Б) спрячешься, понаблюдаешь и пойдёшь дальше;
В) будешь искать гнездо, чтобы вернуть родителям.
4. Ты устал и захотел есть:
А) остановишься, разведёшь костёр, вскипятишь воду, чтобы попить чаю;
Б) выберешь самое красивое место и расположишься на привал;
В) найдёшь силы дойти до места, где до тебя останавливались другие;
5. После обеда у тебя остались консервные банки. Ты:
А) унесёшь их домой;
Б) закопаешь;
В) оставишь под деревом на мусорной куче, которая была здесь до твоего прихода.


После работы над тестами. Ребят просят прокомментировать свои ответы.
Проводится игра по картинке «Ребята в походе», которая демонстрируется на экране.
Цель: развитие внимания и наблюдательности при работе с рисунком.
Задаются следующие вопросы.
1. Сколько туристов живет в этом лагере?

3. На чем они сюда приехали?


6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите имя.)


Ответы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина.
И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)
3. На чем они сюда приехали?
На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время
машин не было в столь большом количестве.
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче - на северной.
А теперь можно посмотреть на пламя костра - оно «тянется» на север.
Следовательно, ветер южный.
6. Какое сейчас время дня?
Утро, так как тень падает на запад => солнце светит с востока.
7. Куда ушел Шура?
Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К".
Ещё один мальчик - фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В»,
в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» - Вася.
Методом исключения - сегодня дежурит Петя. Значит, вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число, какого месяца?
Сегодня дежурит Петя => 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и неопавшая листва.
Третья станция «Экомузыкальная»


Ребята в отрядах готовят песню (2 куплета) и исполняют её все вместе. Слова вожатые разучивали в отрядах.
Песня «Дорога добра». Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова
Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?»
Иди за солнцем следом! Хоть этот путь неведом-

Должны запомнить люди - другой Земли не будет!
Луга и реки береги, в лесу не жги костра…
Чтоб и цветы, и звери могли тебе поверить,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Затем ребята делятся на группы по три человека, и, вытягивая слова частушек, исполняют их.
Пропоём мы вам частушки,
Как в Молчаново живём,
Экологию все любим,
И природу бережём.

Наше озеро мелеет,
Рыба задыхается,
На песке одни скелеты
От неё валяются.

Есть у нас большая речка,
Дети в ней купаются,
Только с ними все коровы
В речке забавляются!

В озере купались гуси
Нашей тётушки Маруси
И теперь у всех гусей
Десять лап и шесть ушей!

Шёл к ручью воды напиться.
Окунул я в воду нос.
Из ноздрей моих торчали
Два окурка папирос.

В лес зайдёшь, а там -
Прохлада.
Вот ручей бежит всё вдаль…
Ничего вовек не надо,
Лишь бы цвёл наш край! Всё!!!
Четвёртая станция «Экопрогулка»


Экопрогулка проходит на территории лагеря. Первые наблюдения основаны на сенсорном восприятии детьми объектов живой и неживой природы, усвоению которого способствует эмоциональная насыщенность познавательного материала.
«Экологическая прогулка» - это прямой опыт общения детей с природой, поэтому очень важно, чтобы рядом с ними находился человек, способный не только ответить на все вопросы, но и «заразить» детей своим восторженным отношением к природе.
На участке, где проходит занятие, девочки заранее нашли природные предметы (сухая веточка дерева, шишки, камешки, листья и так далее) и предметы, которые не должны находиться в природе (стекло, фантики, палки и так далее). Все эти предметы они положили на поднос и, выстроив ребят кругом, показали их участникам, заранее попросив внимательно смотреть и запоминать все предметы, которые они увидят. Затем по команде ведущие засекают время, команды начинают собирать предметы в отведенном для станции сквере.
На месте остается «старший» из группы, которого выбирают ребята. Ему все члены команды носят найденные предметы и складывают на лоток, который получает каждая команда.
Пятая станция «Мир чувств»
Образовательно-воспитательный цикл «Мир чувств» направлен на обогащение восприятия. В качестве объектов восприятия детям предлагаются природные предметы.



Используемые на занятиях приемы сенсорного развития дают детям возможность ознакомления не только с цветом, формой, величиной и пространственным расположением предметов, но и с богатством звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит им окружающий мир. К тому же дети не просто знакомятся с эталонами формы и размера, со вкусом различных ягод, овощей и фруктов, с природными ароматами. Каждый раз им предлагается словами описывать свои ощущения и впечатления. В результате такого подхода решаются еще две важнейшие задачи: у детей формируется образное мышление и развивается воображение. Занятия этого цикла - одни из самых насыщенных, причем очень часто даже какой-то один вид деятельности дает возможность «тренировки» сразу нескольких органов чувств.
Из природных объектов ребятам предлагали узнать перо гуся и павлина, яйцо страуса и перепёлки, кокосовый орех, яблоко и другие.
На вкус было предложено опознать ягоды жимолости, финики, кедровые орешки, киви, банан и другие фрукты и ягоды.
На ухо вожатый произносил природные звуки, например «га-га-га» и передавали модель уха, а последнего сидящего спрашивали, что он услышал.
Шестая станция «Экоплакат»
Здесь ребятам предложены ватманы, карандаши, краски и фломастеры. Заготовки каждый отряд приносит с собой.



Вторая экологическая пятница

Экодетектив
Игра проводится в рамках проекта «Формирование ответственности за состояние окружающей среды подрастающего поколения российских граждан».
Цель: создание условий для улучшения окружающей среды через коммуникативно-познавательную деятельность.
Задачи:
Коммуникативные – сплочение ребят внутри команды и между командами разных школ для выполнения поставленных задач.
Развивающие – развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности личности в окружающей среде, развитие творческих способностей.
Социальные – осознание своей роли в сохранении окружающей среды, а также перспектив и возможностей участия и влияния на процессы в обществе.
Просветительские – информирование и вовлечение общественности в деятельность по улучшению состояния окружающей среды.


Раздается стук в дверь и входит почтальон Печкин. Он принес письмо – телеграмму от экологов района и зачитывает ее ребятам.
«Уважаемые ребята! С каждым днем растет количество бытового мусора в нашем поселке. Жители выбрасывают его в леса, водоемы или просто за огород. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в селе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний. Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего поселка и здоровье его жителей. Для этого вам необходимо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора. Надеемся на вас и заранее благодарим за помощь. "Комитет по экологии».


Ведущий. Сегодня нам с вами предстоит провести свои расследования, и экспертами-экологами будет оценена ваша работа. За правильные и оригинальные ответы группа будет получать жетоны: зеленые, красные, синие и желтые.
Задание 1.
Расшифровка телеграммы.
(Группы получают карточки, на каждой слово). Необходимо сложить пословицу, а победит та команда, у которой первой будут правильно сложены слова.
Шифровка – семь прямоугольников, на которых написано одно слово или предлог: «не», «плюй», «в», «колодец», «пригодится», «водицы», «напиться».
Задание 2.
«Найти преступника и вынести обвинение».
1. Поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка преступника - «Пал», он следов не оставлял. «Преступление «Пал» совершает поздней ночью. Над огородом, где он бывал, можно только заметить, как в воздух поднимается дым. Если придешь на огород утром, уже никого не найдешь».
Часть команды – «работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
Ответ. Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
«Пал» - огонь, который используют люди для сжигания листьев или ботвы культурных растений в осенний период. Польза от сжигания в том, что таким способом люди избавляются от огромного количества растительных остатков.


«Работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Вред в сжигании листьев и ботвы огромен. В период развития и роста растений в них накапливаются ядовитые вещества, от которых растение «избавляется» осенью. При сжигании все эти вещества попадают в воздух, а им дышат люди, что не безопасно для их здоровья.
2. Обвиняется лесничий, у которого в лесу, где растут хвойные породы, на деревьях не стало иголок. Инспектор подал заявление, где обвиняется лесничий в незаконных действиях, повлекших за собой гибель леса.
«Работники следственных органов» ищут, в чем виноват «преступник», а «адвокат» ищет оправдание в действиях лесничего.
Ответ. «Работники следственных органов» не находят состава преступления.
«Адвокат» рассказывает, что в этой истории может оправдать лесника.
Речь идёт о хвойном лесе из лиственницы. Эта порода леса осенью сбрасывает хвоинки с деревьев по причине отсутствия на них воскового налёта (кутикулы). А поскольку это естественное природное явление, то лесничий здесь ни при чём.
3. На группу туристов подано заявление, в котором их обвиняют в разорении гнезд птиц. После посещения леса группой туристов в этом месте больше не встречаются птицы.
Ответ. «Работники следствия» ищут состав преступления.
Отпугивает птиц шум, который создают туристы при посещении леса. Шум мешает птицам нормально растить потомство. Это и является причиной, по которой птицы покинули этот лес.
«Адвокаты» находят оправдание своим подзащитным.
Никто из туристов гнёзд не разорял, а гид, который находился с ними, следил за этим.
Задание 3.
«Дознание».
Вспомним, что дома мы выбрасываем в мусорное ведро.
Дома в мусорном ведре могут оказаться пластиковая бутылка, целлофановый пакет, старая книга, старое платье, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения, порванные колготки… .
Группа дознания ведет изучение старых предметов и пытается выбрать те, которые можно где–то использовать повторно.
Ответ. Пример. Из пластиковой бутылки можно сделать стакан для рассады и воронку для полива растений, а старую книгу, возможно, использовать для изготовления поделки (папье-маше).
Задание 4.
Выпуск боевого листка «Их ищет милиция».
В боевом листке каждая группа должна предупредить в деликатной форме бесхозяйственных соседей, которые продолжают устраивать свалку из мусора у себя за огородом. Нарушитель, прочитав ваше послание, не должен догадаться о его составителе, но должен побояться продолжать складировать мусор за огородом.
Командам предлагается защитить свой боевой листок «Их ищет милиция».
Задание 5.
«Аварийная ситуация». Вызов 02.
Каждая группа дает обоснованные ответы на вопросы.
Вопрос первой группе.
Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
Ответ. Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.
Вопрос второй группе.
Как поступить с использованной батарейкой?
Ответ. Так как батарейки содержат соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать, где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.
Вопрос третьей группе.
Что делать с разбившимся градусником?
Ответ. Работать надо в перчатках. Очень тщательно собирайте ртуть с помощью листка бумаги и металлической спицы. Складывайте шарики в банку с водой, чтобы ртуть не испарялась. Плотно закрывайте банку крышкой.
Задание 6.
«Милицейский патруль».
Членам команды выдается поднос и предлагается за две минуты собрать у своих болельщиков весь условный мусор, который у них есть с собой.
Перед членами комиссии, которые подводят итоги, ставятся эти подносы, и победителем считается та команда, которая на своём условном участке смогла быстрей навести порядок.
Подводятся итоги всех конкурсов. Зелёные фишки 5 – баллов, жёлтые фишки – 4 балла, синие фишки – 3 балла и красные – 2 балла.

Литература:
1. Бычкова, Н. Что нужно знать школьнику об экологии: руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов доп. образования. М.: Чистые пруды, 2009.
2. Агаларова, П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников // Начальная школа – 2007.

Хочется выразить благодарность Крутенковой Алёне Дмитриевне за костюм КОЛОБКА.