Где спрятался зайчик? Игра «куда спрятался жучок.

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Игра «Выбери картинку»

Цель: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Игровой материал: картинки, известные ребенку.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Игра «Где спрятался звук»

Цель: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Методические указания:

Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развитие ФС.

Задачи: Продолжать знакомить со звуком [ж].

Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Дети: [ж].

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.

Воспитатель:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

Дети: Живот

Воспитатель:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф).

Дети: Жираф

Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Воспитатель: На какой звук начинаются эти слова?

Дети: На звук [ж].

Воспитатель: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Звук [ж] твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] - звонкий

Воспитатель: Молодцы.

Игра «Доскажи звук»

Цель:

Задачи: Познакомить детей со звуком [Р,].

Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]

Ход игры:

Вначале воспитатель вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Воспитатель произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.

ФОНА...[Рь]
СНЕГИ...[Рь]
ЯНТА...[Рь]
БУКВА...[Рь]
СЛОВА...[Рь]
ГЛАВА...[Рь]

ЯКО...[Рь]
УГО...[Рь]
РЫЦА...[Рь]
ЛОДЫ...[Рь]
КОЗЫ...[Рь]
ЛАГЕ...[Рь]

ХО...[Рь]
КО...[Рь]
ХВО...[Рь]
ЦА...[Рь]
ЛА...[Рь]
ЗВЕ...[Рь]

Игра «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

Учить определять позицию звука в словах.

Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Ход игры:

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:

ЗА...

СТУ...

СТО...

ПЕНА...

ЩЕГО...

ВОКЗА...

ЗАСНУ...

ЗАБЫ...

ПЕЛ...

Повторение с детьми характеристики звука [л]. Звук [л] - согласный, твердый, звонкий.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [ч].

Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч].

Давайте вспомним, какой звук [ч] - гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

Ребята, запомните все, что звук [ч] - всегда мягкий. У него нет старшего брата.

Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).

В Р А Г - В Р А Ч

Т К А Н Ь - Т К А Ч

Г Р А М М - Г Р А Ч

М Е Л - М Е Ч

М А С Т Ь - Ч А С Т Ь

К Л Ю В - К Л Ю Ч

К У Л И К - К У Л И Ч

К А Ш А - Ч А Ш А

Г А Й К А - Ч А Й К А

Х У Д О - Ч У Д О

Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов:

Грамм - мера веса веществ.

Кулик - птица.

Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

Игра «Замени первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

Следить за четким произношением звука [л ’].

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры:

Воспитатель: Мёд.

Дети: Лёд.

Воспитатель: Рейка.

Дети: Лейка.

воспитатель: Пень.

Дети: Лень.

Воспитатель: Вес.

Дети: Лес.

Воспитатель: Зев.

Дети: Лев.

Воспитатель: Пекарь.

Дети: Лекарь.

Воспитатель: Репка.

Дети: Лепка.

Воспитатель: Печенье.

Дети: Леченье.

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?

Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?

Дети: Да.

Воспитатель: Кит, а получится?

Дети: Щит.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?

Дети: Щучка.

Воспитатель: Тетка.

Дети: Щетка.

Воспитатель: Река.

Дети: Щека.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

Игра «Измени слово»

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото).

Ход занятия:

Дети с воспитателем рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.

А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

Например: я буду говорить - «окно», а вы ласково «оконце».

Воспитатель: Дерево.

Дети: Деревце.

Воспитатель: Блюдо.

Дети: Блюдце.

Воспитатель: Зеркало.

Дети: Зеркальце

Воспитатель: Болото.

Дети: Болотце.

Воспитатель хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Воспитатель: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.

Дети: Звук [ц].

Воспитатель: Молодцы ребята!

Игра «Какое настроение?»

Цель: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить причину того или иного настроения.

Игра «Кто так говорит?»

Цель: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Игровой материал: мяч.

Ход игры:

В игре может участвовать 4 — 5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

2 вариант: Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Как услышишь, хлопни»

Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д.

Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, и т. д.

Игра «Какой звук первый?»

Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен

быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.

Игра «Лото»

Цель: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.

Игровой материал: детское лото.

Ход игры:

Игру лучше проводить с группой детей из 4 - 5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Игра «Назови последний звук»

Цель: научить ребенка выделить последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.

Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.

Игра «Не зевай, слова скорее называй»

Цель: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.

Игровой материал: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук.(можно использовать из игры «Пустышка»)

Ход игры:

Лучше играть с ребенком после того, как он научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.

Игра «Найди звук»

Цель: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение.

Игровой материал: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Ход игры:

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель: развить фонематический слух, обратить внимание, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки

они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в

данный момент.

Игра «Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Дети: [р], [л].

Воспитатель: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.

Воспитатель: Пуд.

Дети: Пруд.

Воспитатель: Кот.

Дети: Крот.

Воспитатель: Бак.

Дети: Брак.

Воспитатель: Бык.

Дети: Брык.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Крошка.

Воспитатель: Тон.

Дети: Трон.

Воспитатель: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].

Воспитатель: Газ.

Дети: Глаз.

Воспитатель: Бок.

Дети: Блок.

Воспитатель: Пан.

Дети: План.

Воспитатель: Сон.

Дети: Слон.

Воспитатель: Пот.

Дети: Плот.

Воспитатель: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

Воспитатель: Сон.

Дети: Слон.

Воспитатель: Пот.

Дети: Плот.

Воспитатель: Тон.

Дети: Трон.

Воспитатель: Газ.

Дети: Глаз.

Воспитатель: Кот.

Дети: Крот.

Воспитатель: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?

Дети: [р], [л].

Воспитатель: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].

Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.

Игра «Повтори»

Цель: развить слуховое внимание, фонематический слух, память.

Игровой материал: бубен или барабан.

Ход игры:

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.

Игра «Подбери картинку»

Цель: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный запас.

Игровой материал: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Ход игры:

Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясняет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)

Игра «Помоги закончить слово»

Цель: научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.

Игровой материал: предметные картинки.

Ход игры:

Перед ребенком выложить картинки, а затем произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть и догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Правила можно усложнить заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью.

Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), или же слогом ка — бан(ка),

Игра «Пароход»

Цель: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Игровой материал: рисунок парохода.

Ход игры:

В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем рядом. Дети повторяют.

Игра «Послушай и назови»

Цель: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.

Игровой материал: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.

Ход игры:

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода».

Игра «Разложи картинки»

Цель: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Игровой материал: Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по первому звуку.

Например:

[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;

[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;

[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;

[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;

[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;

[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;

[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.

Игра «Слушай внимательно»

Цель: развить фонематический слух, остроту слуха.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.

Игра «Слушай внимательно»

Цель: развить у ребенка остроту слуха.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

Методические указания:

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Цель: научить ребенка выполнять просьбы и задания.

Игровой материал: игрушки и предметы, знакомые ребенку.

Ход игры:

Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка или детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.

п/и «Найди себе пару»

Цель:

Ход игры: Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей) (половина платочков одного цвета, остальные – другого). Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки). На слова «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят: «Ваня (Коля, Оля), не зевай, быстро пару выбирай!».

п/и «Автомобили»

Цель: Учить реагировать на сигнал.

Ход игры: Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (подняв зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (поднять красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

п/и «Найдем воробышка»

Цель: Отдых после физической нагрузки.

Ход игры: Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет воробышка. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут его. Тот, кто нашел, поднимает его вверх, игра повторяется снова

п/и «Самолеты»

Цель: Улучшать точность ориентировки в пространстве.

Ход игры: Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, набивной мяч). Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя: «К полету!» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью – «заводят моторы». На следующий сигнал: «Поехали!» - дети поднимают руки в стороны и бегают – «летают» в разных направлениях по всему залу. По сигналу: «На посадку!» - дети –«самолеты» находят свое место (у своего кубика) и строятся в колонны.

п/и «Огуречик, огуречик…..»

Цель: Укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

Ход игры: На одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

п/и «Воробышки и кот»

Цель: Воспитывать быстроту и ловкость.

Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадке), а дети – «Воробышки» - на другой.

Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносить:

Котя, котенька, каток,

Котя – черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начитает ловить «воробышков», которые убегает от него в свой домик (за черту).

м/п «Где постучали?»

Цель: Воспитывать внимательность и организованность.

Ход игры: Дети стоят по кругу (или сидят). Водящий выходит на середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг позади детей, останавливается возле кого – нибудь из ребят, стучит палочкой и кладет ее в руки ребенка, отходит в сторону и говорит: «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребенка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если ребенок не отгадает, то он вновь водит. Если второй раз он ошибется, то выбирают нового водящего. В игре дети должны соблюдать тишину.

п/и «У медведя во бору»

Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направления движения.

Ход игры: На одной стороне зале (площадки) проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце зала обозначается линия «дом» детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой), остальные играющие – дети, они находятся дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы – имитируют соответствующие движения – и произносят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит».

Медведь с рычанием поднимается, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного ребенка он отводит к себе в «бор».Игра возобновляется. После того как медведь поймал 2-3 детей, назначается или выбирается другой медведь.

п/и «Кот и мыши»

Цель: Закреплять перешагивание через гимнастическую скамейку или пролезание под ней.

Ход игры: На одной стороне зала на стулья кладут рейки или ставят стойки с натянутым на высоте 50 см. от уровня пола шнуром – это дом мышей. На некотором расстоянии от дома мышей на стуле располагается кот (ребенок в шапочке кота).

Воспитатель говорит:

Кто мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Дети проползают под рейками (или шнурами), встают и бегают врассыпную.

Воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите.

Дети – «мыши» легко, стараясь не шуметь, бегают по всему залу. Через 20-25 секунд воспитатель восклицает: «Кот проснулся!». Водящий – «кот», кричит: «Мяу!», и бежит за «мышами», а те прячутся в «норки» (подлезают под рейки, а вбегают в норки через незагороженную часть). Игра повторяется несколько раз. На роль выбирается другой ребенок.

п/и «Найди свой цвет»

Цель: Развивать пространственную и зрительную ориентацию.

Ход игры: Игроки находятся на площадке с разноцветными лентами в руках. В разных частях площадки на полулежат 4 обруча с флажками в центре, цвета которых соответствуют цветами лент. По команде «ШАГОМ МАРШ!» дети шагают на площадке врассыпную, а по команде «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ!» строятся в круг у обруча с флажками своего цвета. Игра повторяется 3-4 раза, педагог изменяет местоположение флажков и отмечает внимательных игроков.

п/и «Ловишки»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность.

Ход игры: Дети находятся на одной стороне зала за условной чертой. Им дают задание: добежать до следующей условной черты (на другую сторону зала) так, чтобы водящий, который находится в центре зала, не успел кого 0 либо осалить. После слов педагога: «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону. Тот, до кого дотронулся ловишка, считается пойманным и отходит в сторону. После двух перебежек подсчитываются пойманные и выбирается другой водящий.

м/п «Угадай, где спрятано?»

Цель: Воспитывать внимательность и организованность.

Ход игры: Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид. Например: «Желтого цвета; туловище круглое; голова круглая; клюв острый». (Цыпленок.) Если кто-нибудь из детей догадается, что или кого вы описывали, вы отдаете ему спрятанный предмет.

Когда дети в группе научатся угадывать предметы по сло­весному описанию, они прятать и описывать предмет будут сами. Взрослый делит их на две группы. Дети разных групп по очереди описывают другой группе разные предметы, которая должна угадать, какой это предмет.

Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он угадает, най­ти этот предмет на ощупь.

п/и «Цветные автомобили»

Цель: Воспитывать внимательность и организованность.

Ход игры: Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках флажок (кольцо, картонный диск синего, желтого или зеленого цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него З флажка соответствующих цветов. Он поднимает 1 из флажков (а можно 2 или все 3), дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

м/п «Угадай кто позвал»

Цель: Повышать активность слухового аппарата.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого - либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто называет его имя.

п/и «Лошадки»

Цель: Сформировывать согласованность двигательных действий.

Ход игры: Дети распределяются на две равные группы: одни ребята изображают лошадок, другие – конюхов. У каждого конюха – скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок» (надевают им вожжи – скакалки). По следующему указанию педагога дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят в бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т.д.).

п/и «Салки»

Цель: Воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Ход игры: По считалке выбирается водящий («салка»). Условно устанавливается площадка, на которой играют. Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я салка!» и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и «осалит» (дотронется), тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Продолжаем до бесконечности.

м/п «Найди и промолчи»

Цель: Развивать пространственную ориентацию и чувство выдержки.

Ход игры: Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к воспитателю. По сигналу педагога они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет платок (либо что то другое). Затем дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать платок. Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к педагогу и тихо говорит ему на ухо, где он обнаружил платок, и становится на свое место в шеренге (или садится на скамейку, стул). Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут платок.

п/и «Кролики»

Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе; находить свое место на площадке; упражнять в подлазании, беге, прыжках на 2х ногах.

Ход игры: На одной стороне площадки кладут обручи – клетки кроликов. Перед ним ставятся стульчики, к которым вертикально привязывают обручи. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на этом стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети маленькими группами по 3-4 человека становятся в кружки.

«Кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель, выполняющий роль сторожа; дети присаживаются на корточки. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает «кроликов» со словами: «Погуляйте, поешьте травки». «Кролики» пролезают в обручи и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит «Бегите в клетки!» «Кролики» бегут домой, каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

«Кролики» до тех пор находятся в клетке, пока сторож снова не выпустит их.

п/и «Лиса и куры»

Цель: Закреплять спрыгивание с гимнастической скамейке.

Ход игры: На одной стороне зала находится «курятник» (можно использовать гимнастическую скамейку). В «курятнике» на «насесте» сидят «куры». На противоположной стороне зала – «нора» лисы. Все свободное место – это двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные дети – куры. По сигналу воспитателя куры» прыгают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают. «Лиса» старается поймать «кур». Не успевшую спастись «курицу» она уводить в свою нору. Игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2-3 «кур», выбирается другая «лиса».

п/и «Мяч через сетку»

Цель: Закреплять умение бросать мяч через сетку.

Ход игры: Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м. от нее проводится линии. Группы детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

Тот, кто стоит с краю, получаем мяч. По сигналу воспитателя «начинай!» он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одного и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая группа.

Консультация для воспитателей «Игры на развитие пространственных представлений»

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических, подвижных играх и т.д.

Большую роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижно игре, которая даёт возможность играющим соединить знание и действие. В ходе игры ребёнок отражает имеющиеся у него знания по ориентировке в пространстве, двигаясь относительно своего тела.

Для развития ориентировки в пространстве можно использовать подвижные игры, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место. Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу. Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.

Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, можно выделить часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяются на практике.

Подвижная игра «Пойдём в гости»

Возраст: 3-4 г.

По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» - дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости». Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамвай»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру¬ками они держатся за шнур (концы его связаны), т.е. Одни держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый - останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок - трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и оста-навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и - выйти из него, дети приподнимают шнур.

Подвижная игра «Ловкий шофёр».

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать внимание ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети располагаются произвольно, по всему залу. В руках у каждого ребёнка руль (обруч). По сигналу педагога6 «Поехали!» - дети - машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то машины останавливаются, если зелёного - продолжают движение.

Игровое упражнение «Беги ко мне!»

Возраст: 3-4 г.

Дети стоят или сидят на стульях (скамейке) на одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит «Бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который, разводя руками широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять. После того как дети соберутся после около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз. На слова воспитателя «Бегите домой!» малыши бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. Указания: вначале ребёнок может сесть на любой стул, постепенно дети приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разные места.

Игровое упражнение «Беги к флажку»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке красный, в другой - синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять - побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три - скорей сюда беги!» - при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспита¬тель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «стой» все игроки должны остановиться и закрыть глаза или присесть, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к педагогу. Вместо флажков малышам можно дать платочки или кубики соответствующего цвета или повязать на руки цветные ленточки.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая - скамейка, круг, начерченный на земле или полу, обруч и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик) - они возвра¬щаются на свои места. Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Игра «Что спрятано?»

Возраст: 3-4 года.

Цель: развивать память и внимание.

Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и пред¬лагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присмат¬риваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда боль¬шинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Если в игре используются игрушка, то лучше подбирать однотип¬ные, изображающие либо животных, либо птиц. В игре можно зак¬реплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета.

Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Возраст: 3-4 года.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети стоят вдоль стены комнаты. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что, спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель, прячет флажок и говорит: «Пора» Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3¬4 раза. Указания. Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, в умении быстро реагировать на сигнал, развивать ориентировку в пространстве. Педагог раздает играющим по одному платочку (флажку), какого¬-либо из основных цветов. По сигналу - удару в бубен, хлопку - дети разбегаются по площадке, помахивают над головой флажками. По следующему сигналу ¬нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам: «Найди себе пару» - дети, имеющие платочки (флажки) одного цвета, находят себе пару. Указания: при повторении игры педагог меняет платочки у нескольких детей; играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

Игровое упражнение «У ребят порядок строгий».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в построении в колонну по одному, развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение действовать сообща, по сигналу. Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направле¬нии, повторяя следующие слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Все считают веселей: Раз, два, раз, два!» Па сигнал педагога: «Становись!» - дети снова встают в колон¬у по росту. Правила: идти ритмично, слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Вариант № 2 Дети идут друг за другом в колонне по одному, произнося слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как скажу вам я! После последней строчки педагог даёт команду, как нужно построиться: в круг, в шеренгу или в колонну.

Подвижная игра «Карусель»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произнесением вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружилась карусели, А потом кру-гом, кру-гом, Все бегом, бегом, бегом Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». Пос¬ле того как дети пробегут по кругу 2~3 раза, воспитатель подает сигнал к из¬менению направления движения, говоря: «Поворот».

Подвижная игра «Самолёты»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмечен¬ных цветными флажками - это аэродромы. По сигналу воспитателя: «пилоты, готовьте самолеты к полету» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются). Заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «на посадку». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. В игре целесообразно использовать различные, атрибуты. Воспи¬татель может не заметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

Игра малой подвижности «Где постучали?»

Возраст: 4-5 лет.

Дети стоят по кругу. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Педагог бесшумно обходит круг позади детей, стучит палочкой и кладёт её в руки одному из детей, после отходит в сторону и говорит: «Где постучали?». Водящий должен отгадать, где постучали и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребёнка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если водящий не отгадает, откуда был звук, то он вновь начинает водить. Указание: в игре должны соблюдать тишину.

Игра алой подвижности «Угадай, кто позвал».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алёша, отгадай, Кто позвал тебя, узнай». С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого-нибудь из играющих. Тот, называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону. Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовёт позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

Игра малой подвижности «Угадай, кто и где кричит».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память.

Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспита¬тель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются, лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторятся 5-6 раз. Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

Игра малой подвижности «Кто ушел?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве.

Дети стоят по кругу или полукругом. Педагог предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5-6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Педагог говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Дети не должны подсказывать. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий должен заметить, что все остались на местах.

Подвижная игра «Прятки».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве. Педагог назначает водящего. Тот становится около педагога или в другом обозначенном месте и закрывает глаза, а играющие прячутся. Водя¬щий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Обнаружив ребенка, он называет его по имени. Ребенок выходит из своего укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдет пятерых детей, педагог собирает всю группу и назначает на эту роль другого ребенка. Указания: Водящему не разрешается подсматривать.

Игровое упражнение «Чья колонна быстрее построится?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в колонну по одному, действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети распределяются на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая колонна выбирает определённый предмет (кубик, кеглю, мяч). По сигналу бубна все ходят и бегают в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - дети строятся в колонну у своего предмета. Отмечается колонна, которая быстрее выполнила задание. Усложнение. Педагог меняет местами предметы.

Игровое упражнение « «Шишка - камешек».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении менять направление движения по сигналу; развивать внимание и ориентировку в пространстве. Дети идут в колонне, у первого ребёнка в руках шишка, у последнего камешек. На сигнал педагога: «Шишка!» - идут за первым ребёнком, на сигнал: «Камешек!»

Игровое упражнение ««Один - двое».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в перестроении в пары в движении, по сигналу. Дети идут в колонне по одному, на сигнал педагога: «Парами, марш!» - перестраиваются в пары в движении и идут парами; на сигнал педагога: «В колонну стройся!» - перестраиваются в колонну по одному.

Игровое упражнение «Река - ров»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе с поворотом направо (налево) по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве, ловкость. Играющие идут в колонне по одному, по сигналу педагога: «Ров справа!» - дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону или не успел выполнить команду, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все снова строятся в колонну по одному и продолжают ходьбу до следующего сигнала.

Игровое упражнения с ходьбой «Круговорот»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе парами; развивать внимание, умение действовать по сигналу. Играющие идут парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу педагога: «Круговорот!» - последняя пара разбивается: один ребёнок идёт слева, другой справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны.

Игровое упражнение «Фигурная ходьба».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

- «Улитка»: Дети строятся в шеренгу, берутся за руки и, повернувшись влево (вправо), идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т. е., делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.

- «Иголка и нитка»: Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей и предлагает им поднять вверх сцепленные с соседом руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребёнок, поднимавший руки для образования ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой. Правила: сохранять в ходьбе указанное построение, интервалы друг от друга.

Игровое упражнение «Построй шеренгу, круг, колонну».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в шеренгу, круг, колонну, развивать умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Дети свободно ходят разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстрее построиться в шеренгу, круг или колонну. Усложнения: можно стоить не одну, а 2-3 шеренги, колонны или круга, в зависимости от количества детей.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: развивать устойчивое равновесие, слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с ко¬локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать. Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Игровое упражнение «Замри».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Материал. 15-20 карточек (20х30см). На каждой карточки схематически изображён человечек в какой-нибудь позе. Дети должны бегать по комнате врассыпную, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. Игра неоднократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой, и соответственно дети, останавливаясь по сигналу водящего, принимают другую позу. В конце игры остаются 1-2 ребёнка, которые и оказываются победителями.

Игра «Бабушкин клубок».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления, умения действовать сообща. Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Игра «Робот».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления. Дети образуют пары. Один ребёнок в паре - «изобретатель», другой - «робот» с дистанционным управлением. «Изобретатели» подают своим «роботам» различные команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». После дети меняются ролями.

Упражнение «Тень».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развитие пространства тела, умения действовать сообща. Методика проведения: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

Подготовила инструктор по физической культуре Троц А.В.

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой иг ры во многом сходна с предыдущей: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши по лучают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации. Эта иг ра сложнее предыдущей и по своему содержанию и характеру совместной деятельности.
Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил,
где находится спрятанный зайчик, но и отгадал, почему он здесь спрятался. В решении этой задачи нужно не только применить имеющиеся знания, но и проявить находчивость, догадливость.
Для этого требуются элементы творческого мышления.
По своему характеру эта игра уже не забава, а игра-задача,
которая требует от ребенка более целенаправленных усилии мысли. Несмотря на коллективный характер деятельности, игра рассчитана на разделение ответственных ролей: кто-то из детей пря чет, а кто-то ищет. Обучающую задачу решают и те и другие, но по-разному. Те, кто прячет, решают вместе с воспитателем, как загадать загадку, т. е. как найти такое место для зайчика, чтобы его можно было не только назвать словами, но и выполнить иг ровое действие с зайчиком. Тот, кто ищет, должен самостоятельно решить познавательную пространственную задачу (обозначить словами, где находится зайчик по отношению к пред-метам обстановки) и отгадать игровое действие с ним, которое придумали те,
кто спрятал зайчика.
Эта игра учит детей согласованному выполненню разных игровых ролей и ответственности друг перед другом.
Игровой материал. Образная игрушка (желательно зайчик).
Дополнительно можно использовать и другие образные игрушки (предметы кукольной мебели, посуду, машинки и пр.).
Описание игры и приемы ее проведения. «Хотите поиграть сегодня в загадки? Только это будут загадки особенные! Нужно от гадать, где спрятался зайка-озорник и что он там делает»,- с такими словами обращается воспитатель к детям и предлагает занять свои места. Затем подзывает кого-нибудь из детей (же лателыю более смелого и развитого ребенка), предлагает ему отойти подальше, к стене, стать спиной к детям, закрыть глаза и руками уши и не оглядываться, пока его не позовут.
Обращаясь к остальным детям, воспитатель шепотом сговари вается с ними, куда спрятать зайчика. Он предлагает место, где можно спрятать зайчика, и подсказывает, что он там будет де лать. Например: «Давайте поставим зайчика на аквариум, пусть Вова догадается, что зайчик хочет посмотреть, как плавают рыб ки». Педагог просит детей не выдавать секрет: «Не говорите, где спрятан зайчик и что он там делает. Водящий должен сам его найти и сказать, где он спрятан, а мы посмотрим, правильно ли он нашел и правильно ли угадал, что делает зайчик».
«Пора!» - говорят хором дети, и водящий отправляется на поиски. Воспитатель предупреждает, что он должен не только най ти игрушку, взять и принести ее, но и сказать, где он ее нашел и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильном словесном обозначении места, воспитатель предлагает детям по мочь ему. Кто-либо из детей подходит к водящему и подсказывает ему на ушко, где спрятался зайчик. Но загадку, что он там делает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этом ему может помочь наводящий вопрос воспитателя. Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши и говорят: «Молодец!» Затем выбирается новый водящий.
Так" по очереди дети ищут спрятанного зайчика и отгадывают разные игровые действия, а остальные вместе с воспитателем при думывают новые загадки. Приведем несколько примеров таких загадок: зайчик залез на шкаф за флажком и боится спрыгнуть; зайчик подошел к машине и хочет на ней покататься; зайчик сел верхом на лошадку и ждет, когда его покатают; зайчик сел за игрушечный столик и хочет, чтобы его покормили.
Конкретное содержание таких сюжетов зависит от обстановки в группе и от находчивости воспитателя.
Правила игры.
1. Прятать игрушку каждый раз на новом месте, которое можно легко заметить и обозначить словом.
2. Придумывать, куда спрятать игрушку, и отгадывать могут только те, кого вызовет воспитатель.
3. Запрещается подсказывать и выдавать секрет, где спрятался зайчик. Кто подсказывает - не будет выбран водящим.
Советы воспитателю. При выборе места (где спрятать зайчи ка) исходите из того, какие новые предлоги и наречия должны усвоить дети. Задача игры не в том, чтобы учить искать игрушки,
а в том, чтобы расширять словарный запас и развивать сообразительность.
В начале игры вызывайте искать игрушку более уверенных в себе детей. В дальнейшем к роли водящего нужно привлекать и пассивных, робких, заторможенных детей. Ведь участие в такой игре помогает преодолеть застенчивость и неуверенность в себе,
которые часто являются препятствием в обучении детей и в их социальном развитии.
Если ребенок не может отгадать игровую загадку, помогите ему наводящими вопросами.