Барельеф на стене – лучшие идеи при оформлении дизайна и современная скульптура (115 фото). Барельеф из шпаклевки для начинающих Из чего сделать барельеф в ванную

Антон Цугунов

Время на чтение: 4 минуты

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание . Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.
  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

При просмотре телепередач или видеороликов многих восхищает необычная лепнина, украшающая стены самых разных помещений. Сегодня рукотворные барельефы уже не ограничиваются категорией роскоши, и встретить их можно не только в исторических зданиях, театрах и шикарных особняках. Большинство владельцев квартир и частных домов успешно используют этот элемент декора в собственных интерьерах.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать. Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения.

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого "теста" легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет , имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий "песчаный" рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Начинаем ваять – создаем эскиз и придаем объем

Когда наш скульптурный "холст" готов, на него можно переносить основной рисунок. В этом случае нужен раствор погуще, а именно на 1 литр воды теперь берем 2 кг гипса. Готовая смесь должна не растекаться по рукам и хорошо удерживать придаваемую ей форму.

В лепнине проще всего начать с растительных элементов. Планируя виноградную лозу, нужно разметить расположение ветви, листьев на ней и крупной ягодной кисти. Будет ли это изображение цветка, силуэт дерева или часть архитектурной колоны – важно соблюдать масштаб всех элементов изображения относительно друг друга. Если рисовать вы не умеете, то можно воспользоваться подготовленными трафаретами или сделать эскиз рисунка на прозрачной пленке, скопировав его, например, с экрана монитора. Чтобы нарисовать дерево, стоит лишь подсветить фонариком подходящую ветку и полученную на стене тень обвести по контуру.

Далее переходим к самому сложному и ответственному этапу – нарисованному наброску придаем объем. Смесь, которая предназначена для лепнины, должна быть очень пластичной и не затвердевать быстро, так как наносить ее следует в несколько этапов, давая каждому слою подсохнуть. Учитывая это, лучше готовить небольшие порции раствора и сразу их использовать.

Если предполагается, что барельефы из гипса и шпатлевки будут объемными, то их самые выступающие части рекомендуется дополнительно армировать, вкрутив в стену саморезы или закрепив на ней степлером обычный гипсовый бинт. Отдельные объемные фигуры можно создать с помощью картонных и пенопластовых заготовок, которые прикрепляются к стене и обмазываются смесью.

Придать фактуру растительным элементам можно, используя их природные аналоги с четким рисунком прожилок – плотно приложите к смеси лист винограда, клена или даже понравившегося комнатного растения, удалите шпателем или обычным ножом излишки шпаклёвки вокруг, формируя четкий край. Оставьте элемент на несколько часов подсохнуть и снимите остатки листочков.

Для подобных "отпечатков" или как декоративный элемент барельефа можно использовать и другие подручные предметы: мешковину, ракушки, декоративные камни и др.

Выпуклые детали также можно отлить из гипса, используя подготовленную форму из пластилина и жидкий гипсовый раствор. Такие элементы, как ягоды, выступающие лепестки цветов или ветку дерева лучше всего вылепить вручную из алебастра (раствор готовят, следуя инструкции на упаковке), а затем прикрепить к стене, прочно вдавливая и обмазывая со всех сторон.

"Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов

Простой и доступный способ получения объемных деталей – "свободное" гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.

Для "свободного" гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.

В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.

Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА. Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора. В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.

Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.

Финишная обработка – очищаем, красим, защищаем от влаги

По окончании работ следует сгладить все шероховатости на полученном панно. Для этого лучше всего использовать небольшой кусочек мелкозернистой наждачной бумаги. Действуйте аккуратно без лишнего нажима, чтобы не разрушить необходимые фактурные элементы. Иногда после такой обработки проступают другие недостатки – мелкие трещинки, неровности или маленькие ямочки, оставшиеся от пузырьков воздуха. Сейчас самое время все окончательно подмазать и заполнить.

Готовый барельеф на стене тщательно очищают от гипсовой пыли и крошек и обязательно обрабатывают грунтовкой. Теперь можно приступать к декоративной отделке изображения. Чаще всего для этого используют акриловые краски и оттеночные колеры. Разрисовать барельеф в разные цвета, применить сдержанные двухцветные полутона или остановится на девственно белом цвете – решать вам, все зависит от стилистического исполнения панно и, конечно, от вашего желания.

И в завершении на лепнину наносят защитное покрытие типа гидрофобизатора, акрилового воска или лака. Особенно важна такая защита для барельефов в помещениях с повышенной влажностью, например, на кухнях, в ванных, неотапливаемых коридорах.

Барельеф – это условно объемный рисунок, украшающий внутренние, а иногда и внешние стены дома или квартиры. В отличие от фресок и скульптур, барельеф изготавливают непосредственно на стене, благодаря чему он гораздо органичней вписывается в интерьер или экстерьер дома. В этой статье мы расскажем, какие инструменты, знания и умения необходимы для создания барельефа, а также дадим подробную инструкцию по созданию такой декорации, что позволит вам самостоятельно украсить свой дом различными картинами.

Какие умения необходимы для создания барельефа

Для создания барельефа потребуются следующие умения:

  • рисовать;
  • создавать объемные изображения;
  • работать с алебастровыми и гипсовыми растворами;
  • создавать трафареты и работать с ними;
  • работать с проволокой и создавать из нее конструкции.

Любой барельеф это частично объемная картина, которая должна создавать ощущение объемного рисунка. Если это листики и цветочки, то они должны быть не двухмерными, а создающими иллюзию объема. Если это более сложное изображение, то и оно должно создавать иллюзию полного объема. Поэтому без умения создавать объемные изображения и красиво рисовать лучше даже и не пытаться делать барельефы, потому что впоследствии придется устранять последствия вашего творчества. Не менее важно и умение работать с гипсовыми и алебастровыми растворами, ведь необходимо четко знать время жизни раствора, оптимальные параметры густоты для различных работ, возможность смешивания с красителями.

Ведь для создания барельефа необходимы растворы, которые хоть и незначительно, но отличаются по густоте. Очень важно умение создавать трафареты, ведь без них очень сложно очертить контуры будущей картины, особенно если вы не обладаете большими художественными талантами и высокой квалификацией штукатура-маляра. Для создания объемных изображений толщиной свыше 10 мм, а при неправильном подборе густоты и вязкости раствора 5 мм, необходимо создание каркаса, который предотвратит растрескивание гипса или алебастра.

Инструменты

Для работы вам потребуются:

  • малярные кисти различных форм и размеров, включая макловицу;
  • мастихины; скульптурные стеки разных размеров;
  • кельма;
  • мерные ложки;
  • емкость для замешивания шпатлевки;
  • дрель-перфоратор с набором сверл по дереву и бетону;
  • отвертки плоская и крестовая;
  • пассатижи;
  • чистые тряпки;
  • мощный источник света;
  • прочные козлы или леса;
  • спецодежда, респиратор и защитные очки.

Подготовка стены

Подготовка стены включает в себя два этапа:

  1. Выравнивание;
  2. Грунтовку.

Во время выравнивания вы штукатурите песчано-цементным раствором стену, затем выравниваете гипсовыми или алебастровыми шпаклевками, чтобы придать ей необходимую ровность. Если вы хотите сделать барельеф на деревянной стене, то придется сначала закрепить армирующую сетку, затем заштукатурить. Обязательно используйте маяки (направляющие, помогающие сделать поверхность ровной) . Для грунтовки используйте акриловые, алебастровые или гипсовые составы с большим содержанием песка – это позволит создать необходимую шершавость поверхности и улучшит адгезию растворов для создания барельефа. Используйте лишь те грунтовки, на которых написано, что они подходят для алебастровых и глиняных составов. Очень удобно наносить грунтовку кистью-макловицей благодаря большой ширине. Грунтуя поверхность стены, не оставляйте потеков, потому что после высыхания их будет сложно убирать, а оставленные потеки негативно повлияют на внешний вид барельефа.

Четких рекомендаций по созданию барельефов не существует, потому что каждый мастер использует наиболее удобную ему комбинацию действий. Одни создают барельеф непосредственно на стене, другие сначала отливают его элементы их гипса или алебастра, затем вписывают их в общий дизайн картины. Одни делают псевдообъемное изображение тонким слоем раствора, другие создают полностью объемные картины толщиной в 30 и более сантиметров. Все зависит от квалификации, художественного вкуса и таланта мастера. Тем не менее, одну рекомендацию мы дадим – чтобы набить руку и не испортить стену, создайте барельеф на куске фанеры , ДСП или ОСП, который после завершения работ можно повесить на стену. Если же что-то пойдет не так и вы загубите барельеф, то возьмете новый кусок фанеры и будете тренироваться на нем.

Ниже мы опишем несколько техник, которые помогут вам создавать красивые барельефы:

  • работа с трафаретами;
  • использование скульптурных стеков, резаков и петель;
  • отливка форм;
  • крепление проволочного каркаса к стене;
  • работа с пленкой.

Работа с трафаретами

Для трафарета можно как нарисовать самому, так и скачать из интернета, распечатав на бумаге. После этого необходимо определиться с материалом трафарета и его толщиной, а также способом изготовления, поэтому мы рекомендуем воспользоваться уже готовыми трафаретами, которые можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для декора. Трафарет необходим для создания контуров будущей картины, после чего вы сможете с помощью стеков придать этим контурам нужную объемность. Работа с трафаретом не вызывает трудностей – расположите его на стене и зафиксируйте любым способом, затем заполните густым гипсовым или алебастровым раствором. Помните, чем больше толщина трафарета, тем гуще должен быть раствор. Если вы используете слишком жидкий раствор, то после снятия трафарета контуры барельефа смажутся, поэтому желательно сначала потренироваться на доске, чтобы не пришлось заново подготавливать стену.

Использование скульптурных стеков, резаков и петель

Эти инструменты вы можете приобрести в соответствующих магазинах. Если у вас хорошо развиты пространственное воображение и художественные навыки, то вы можете эффективно использовать эти инструменты, даже не будучи профессиональным скульптором. Ведь с их помощью удаляют излишки раствора, придавая определенному участку барельефа нужную форму. С помощью этих инструментов можно создавать любые объемные изображения, все зависит от вашей фантазии, художественного вкуса и пространственного воображения. Эти инструменты не будут лишними и при создании объемных барельефов, ведь с их помощью вы сможете подравнять края, придавая каждому слою раствора необходимые формы.

Отливка форм

Использование заранее отлитых форм сильно упрощает создание объемных композиций. К примеру, в формах отливают листья, которые затем крепят к стене и создают ствол и ветви дерева. В результате получается, что ствол и ветви являются частью стены, а листья находятся отдельно, что улучшает визуальное восприятие барельефа и производимый им эффект. В магазинах продают силиконовые и полиуретановые формы любых размеров и рисунков. Для создания барельефа необходимо не только отлить формы из гипса или алебастра, но и сделать у них внутри армирующий каркас – это предотвратит растрескивание получившейся детали и облегчит крепление к стене, ведь держать деталь будет не только клей или шпаклевка, но и проволока.

Некоторые формы необходимо смазывать касторовым маслом (об этом должно быть написано в инструкции к форме), другие формы не нуждаются в такой операции. Для заливки в формы необходимо использовать гораздо более жидкий раствор, чем для работы непосредственно на стене. В большинстве случаев раствор по густоте делают аналогичным жидкой сметане, что позволяет качественно заполнить форму и обеспечить хорошую прочность детали. Металлический каркас можно вставлять в форму как до, так и после заливки гипса или алебастра, оба метода обеспечивают одинаковую прочность, поэтому все зависит от личных предпочтений.

Крепление проволочного каркаса к стене

Проволочный каркас позволяет не только крепить тяжелые навесные элементы декорации, но и предотвращать растрескивание гипса и алебастра при слишком толстом (свыше 7–10 мм) слое, благодаря чему появляется возможность создавать фигуры большой толщины. Толщина проволоки зависит от места ее применения и назначения – для крепления внешних декоративных элементов используют стальную проволоку толщиной 2–3 мм. Она обладает высокой прочностью и жесткостью, благодаря чему эффективно удерживает внешнюю конструкцию до высыхания гипсового или алебастрового покрытия. Для армирования деталей большой толщины можно использовать стальную проволоку толщиной 0,7–2 мм, которая обладает меньшей жесткостью и массой, поэтому с ней легче работать. Для крепления проволоки к стене удобно использовать дюбель-гвозди, для чего под дюбель с помощью перфоратора сверлят отверстие, затем на пластиковую обойму наматывают 1 виток проволоки и дюбель-гвоздь забивают до упора. Если вы крепите проволоку к деревянной стене, то там технология иная – 1 виток проволоки наматывают на саморез с резьбой по дереву, после чего его вкручивают в стену до упора. При необходимости (если приходится использовать саморез большой длины/толщины или стены выполнены из твердой древесины) в стене просверливают отверстие диаметром в 2 раза меньше диаметра самореза, что облегчает его вкручивание, но не ослабляет фиксацию в стене.

Работа с пленкой

Пленку используют для создания псевдообъемных композиций на слое асбестовой или алебастровой штукатурки небольшой толщины. Сначала на пленку маркером наносят рисунок в масштабе 1:1, затем на выбранный участок стены наносят слой штукатурки толщиной 3–6 мм и накладывают сверху пленку, ориентируя рисунок в пространстве. После этого обводят контуры рисунка ручкой и снимают пленку, а рисунок остается на слое штукатурки. Теперь можно с помощью стеков убирать лишнее, создавая выбранный рисунок и придавая ему объем.

Гипс и алебастр при попадании на кожу излишне сушат ее, поэтому желательно работать в резиновых перчатках. Кроме того, обязательно используйте защитные очки, это защит вас от попадания штукатурки или шпатлевки в глаза. Дозируя раствор, насыпая его в емкость для перемешивания и перемешивая, одевайте респиратор – работать в нем не очень удобно, но, если вы просыпете раствор или иным способом поднимете пыль, он защитит ваши бронхи и легкие от поражений.

Чтобы создать красивый барельеф, необходимо правильно организовать рабочий процесс. Мощный источник света поможет обнаружить малейшие недочеты, благодаря чему вы легко исправите их до застывания смеси.

Если же дефект будет обнаружен после застывания смеси, то устранить его будет гораздо сложней, ведь застывший гипс или алебастр придется обрабатывать не стеками, петлями или крючками, а наждачной бумагой. Вы должны научиться «на глаз» определять количество раствора, которое сможете переработать до застывания, в противном случае вы будете постоянно выкидывать застывшие излишки. Время жизни раствора зависит от его состава и указано на упаковке, там же указано оптимальное соотношение сухой смеси и воды, поэтому правильно определяйте количество раствора, необходимого для той или иной операции, а также регулируйте его густоту, изменяя количество воды. Четкое понимание необходимого количества и густоты раствора приходит лишь с опытом, поэтому сначала тренируйтесь на кусочках фанеры или ДСП и не переживайте, если что-то не получается, со временем вы научитесь.

Оформляя интерьер квартиры или дома, можно сделать барельеф на стене своими руками.

Украшения такого вида с полным основанием называются эксклюзивными, ведь барельеф делает дизайн квартиры или дома просто уникальным, ибо повторить уже сделанную работу даже у автора не всегда получается.

Для человека, который никогда не сталкивался с этим направлением в изобразительном искусстве, очень часто не хватает решимости на создание такой картины.

Однако хорошо известно, что не боги горшки обжигают. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно выполнить барельеф на стене самостоятельно.

И барельефы в своих квартирах лепят не только профессиональные скульпторы и художники.

Дизайн своего жилища начинающий мастер все чаще выполняет собственными руками. В том числе и барельефы на стенах.

Основные понятия

Украшению своего жилища, и в первую очередь стен, люди во все времена отдавали много сил и финансовых ресурсов. Выбирали из картин классиков и авангардистов наиболее популярные и дефицитные.

Барельеф, как техника получения объемных изображений на стене, с недавних пор стал набирать популярность. Его можно нанести на отдельный планшет и закрепить на определенном месте.

Более масштабные композиции вылепливаются непосредственно на всей стене. На барельефе чаще всего изображают цветы, деревья, птиц, животных и сюжетные картины.

Для того чтобы создать барельеф своими руками, можно пройти мастер класс и воспользоваться специальными приемами и техниками.

Подготовительный этап

Даже самая простая гипсовая лепнина придает помещению элегантный и торжественный вид.

Разрабатывая дизайн любой квартиры или дома, от кухни до спальной комнаты, можно использовать рельефные изображения.

Барельефы гармонично вписываются в интерьеры любого стиля, от модерна до фьюжен.

Для создания таких картин нужно только желание, аккуратность и настойчивость.

Перед началом любого серьезного дела необходимо должным образом подготовиться, посмотреть мастер класс или посоветоваться с соседями.

Практика показывает, что вначале выбирается стена или стены, на которые будет наноситься барельеф.

Очень важно оценить, как будет освещаться картина, естественным светом или с помощью электрических ламп.

Следующий шаг – среди обилия картин нужно выбрать ту, которая будет лепиться в конкретном месте на стене. Такие решения требуют времени на обдумывание и выбор конкретного варианта.

Приниматься за жанровую картину с изображениями диких животных и отважных охотников человеку, который в первый раз намерен слепить барельеф своими руками, не рекомендуется.

Наиболее подходящими в этом случае будут изображения цветов, листьев и плодов.

Полезно будет посмотреть простейший мастер класс от специалиста, который профессионально занимается лепкой барельефов для стен.

Изображение желательно выбирать не сложное, но и не примитивное. В исходном состоянии оно должно радовать глаз.

Для этого нужно собрать минимальный комплект инструментов, который применяется в этом случае:

  • кельма;
  • кисть плоская;
  • мастихин;
  • макловица;
  • малярная лента;
  • перчатки резиновые;
  • пленка прозрачная плотная.

Потребуется и отделочный материал, который используется при выравнивании стен. Создание барельефа выполняется в несколько приемов.

На каждом шаге требуются специальные грунтовки и пластические материалы.

Последовательность действий

Для того чтобы слепить на стене барельеф своими руками, можно использовать самый разный материал. Наиболее распространенными считаются алебастр, глина, гипс, штукатурка на гипсовой основе.

Просматривая мастер класс по созданию барельефа, нужно выбрать для себя наиболее подходящую фактуру.

Имеет смысл создать барельеф на отдельном планшете. Для этого подойдет гипсокартон или ДВП. Уже готовую картину нужно закрепить на том месте, где она будет служить украшением.

Шаг №1 – подготовка изображения

Из числа предварительно выбранных картин нужно взять наиболее четко прорисованную.

Контур листа или цветка нужно перенести на бумагу. Затем сверху накладывается прозрачная пленка.

И уже сверху на нее переносится изображение.

Контур можно обводить карандашом или гелиевой ручкой, так чтобы он не стерся.

Шаг №2 – подготовка основы

Основа для барельефа готовится из акриловой шпатлевки или «марсельского воска».

На плиту из гипсокартона шпателем наносится слой шпатлевки и выравнивается.

Через 15-20 минут, после того как материал немного затвердеет, надо перенести изображение на основу.

Для этого трафарет из пленки кладется на основу и контур рисунка обводится твердым карандашом.

На зашпаклеванной поверхности остается рельефное изображение листа или цветка.

Шаг №3 – формирование рисунка

Этот этап можно назвать самым продолжительным и ответственным.

Мастер, который занимается лепкой из пластилина или глины, быстро справится с этим делом. Человеку, который не имеет такого опыта, придется потрудиться.

Суть процесса сводится к тому, чтобы придать объем нарисованным листьям или цветам.

Объемная композиция на создается в несколько приемов. Шпатлевка наносится на определенные участки рисунка не сразу, а постепенно, слой за слоем.

Материал, из которого лепится объемная фигура, должен быть пластичным и затвердевать не сразу.

Подготовить шпатлевку такой консистенции нужно заранее.

Шаг №4 – окраска и крепление барельефа

Когда барельеф на стене своими руками окончательно вылеплен, его необходимо просушить.

После этого все острые края и торчащие углы зачищаются мелкой наждачной бумагой.

На этом этапе главное не переусердствовать и не соскрести лишнего.

В конце, чтобы барельеф на стенке принял завершенный вид, его поверхность грунтуется и окрашивается.

Чаще всего объемную картину окрашивают водоэмульсионной краской.

Гипсовые барельефы

Гипс — это такой материал, с которым любят работать и профессионалы, и начинающие художники.

Достаточно просмотреть мастер класс с общими рекомендациями по обращению с ним и можно будет легко добиться результата. Гипс смешивается с клеем ПВА.

Эта смесь похожа на пластилин для лепки отдельных элементов картины. Для того чтобы получить объемное изображение листа или цветка, можно просто купить соответствующую форму в магазине.

В нее нужно залить смесь гипса с клеем и дождаться, когда она затвердеет. Когда смесь затвердеет, осторожно извлечь из формы полученный элемент и закрепить его на стене в нужном месте композиции.

В дизайн интерьера гармонично вписываются барельефы для стен, изготовленные с использованием искусственных цветов. Ткань, бумага или пластик — вот материал, который служит для изготовления цветов.

В емкости типа корытца разводится алебастр или смесь штукатурки и клея ПВА. Консистенция раствора должна быть, как у сметаны или йогурта.

Цветок из ткани или пластика нужно несколько раз окунуть в раствор. Важно следить, чтобы не образовывалось потеков, которые быстро затвердевают.

После каждого окунания выдерживается пауза, в течение которой раствор слегка затвердевает. Когда фактура цветка приобретет равномерную насыщенность процедуру можно завершить.

После того как цветы окончательно затвердели, их нужно закрепить на панно с помощью густого алебастра. Из отдельных фрагментов составляется композиция во всю стену.

Завершая мастер класс по изготовлению барельефа на стене своими руками надо отметить, что ничего сложного в этой технологии нет.

В этом контексте следует подчеркнуть, что барельефы на стене – это один из видов отделки.

Насыщенные композиции, претендующие на эстетическую ценность, желательно делать под контролем художника или специалиста по оформлению.

Простые рисунки для стен одинаково хорошо получаются и у мастеров, и у старательных и целеустремленных новичков.

Прочитав материал, вы узнали, как выполнить барельеф, и теперь можете удивить родственников и знакомых удивительной техникой.

С давних времен люди пытаются украшать стены своей квартиры. Одним из видов такого декора является – «утопающие» в плоской поверхности объемные произведения искусства, части которых выступают не более чем на половину своего размера. Многие согласятся с тем, что такое украшение выглядит намного интереснее, нежели обычные крашеные или оклеенные обоями поверхности. А уж барельеф, своими руками выполненный на стене, безусловно, станет объектом любования не только самого хозяина квартиры, но и гостей.

Что можно украсить барельефом

У многих людей при мысли о барельефе сразу же всплывают в памяти фото произведений известных мастеров, украшающих фасады зданий или постаменты статуй. Однако даже в самой обычной квартире можно найти множество мест и поверхностей, на которых будет хорошо смотреться барельеф.

  • Барельеф небольшого размера станет прекрасным украшением поверхности различных предметов наподобие рамок для фото, зеркал, декоративных панно и шкатулок. Также такую отделку можно поместить на дверцы шкафчиков, ящики комода, письменного стола.
  • Более крупные барельефы могут украшать дверные проемы и сами двери, камины, торцы крупной мебели.
  • Стена – подходящее место даже для барельефа среднего и большого размера. Ромашки, скачущие кони, заснеженное дерево или льющийся водопад – невероятно красивые композиции способны гармонично смотреться на стене в любой комнате, будь то столовая или спальня.

Помимо декоративной роли, барельеф может выполнять и практическую функцию, например, удачно маскировать неровности стены, инженерные коммуникации, создавать плавный переход от одной функциональной зоны к другой или же просто выигрышно искажать пространство.

Что нужно для создания барельефа своими руками

Создание барельефа – процесс достаточно трудоемкий и порой занимающий много времени. Поэтому мастера этого дела просят немалые деньги за свою работу. Если услуга профессионала выходит не по карману, а украсить стену очень хочется, можно попробовать создать гипсовый барельеф самому. Для этого потребуются минимальные навыки лепки, аккуратность и настойчивость. Список необходимых материалов варьируется в зависимости от того, какое изображение и на каком участке вы собрались воспроизвести. Обычно он включает следующие приспособления:

  1. Различного вида кисти и шпатели, карандаш, резак.
  2. Малярный скотч, плотная прозрачная пленка – используются для защиты окружающих поверхностей или переноса эскиза.
  3. Резиновые перчатки – чтобы не запачкать кожу рук.
  4. Шпатлевка, гипс, штукатурка, алебастр – на ваш выбор.
  5. Вспомогательные материалы – пластилин, пенопласт, картон, кусочки декоративных шнуров. Все это может пригодиться в процессе создания барельефа.

Если вы впервые приступаете к работе по созданию барельефа – лучше не браться за сложный проект большого размера. Еще проще будет создать украшение на отдельном листе из гипсокартона, а потом закрепить его на поверхности стены.

Конечно, прежде чем пытаться создать барельеф своими руками, для начинающих мастеров будет полезно посмотреть мастер-классы на видео. В интернете можно найти подробнейшие описания этапов работ по созданию настенных композиций на любой вкус с фото.

Как сделать барельеф на стене своими руками

Пошаговая инструкция, которая позволить понять, как сделать барельеф на стене своими руками, включает в себя несколько обязательных пунктов.

  • Работу по созданию барельефа на поверхности стены следует начинать с подготовки эскиза. Распечатайте или нарисуйте желаемое изображение в натуральную величину и оцените, как оно выглядит в интерьере. Если все устраивает – можно приступать к дальнейшим действиям.
  • Очистите поверхность, на которой будет располагаться выбранный элемент декора. Лучше всего сцепление с гипсом происходит, если предварительно выровнять, оштукатурить и минимум дважды загрунтовать поверхность стены.
  • Положите на заранее подготовленный рисунок прозрачную плотную пленку и обведите контуры маркером или карандашом.
  • Трафарет из пленки поместите на обработанную стену и закрепите малярным скотчем. Обведите контуры твердым карандашом, чтобы на зашпатлеванной поверхности стены остались очертания будущего барельефа.
  • Самый сложный и трудоемкий этап – нанесение на поверхность штукатурки или гипса и создание объемного изображения. Мелкие детали можно прорабатывать кисточками и даже пальцами. Запаситесь терпением!
  • Когда работа над созданием барельефа закончена, нужно дать штукатурке высохнуть. Затем следует обработать наждачной бумагой свой шедевр, чтобы придать ему законченную форму. В заключение поверхность изделия покрывается грунтовкой или окрашивается водоэмульсионной краской.

В качестве дополнительных материалов можно использовать пенопласт, картон и даже шпагат. Из пенопласта и картона можно вырезать мелкие элементы, покрыть их штукатуркой и просто приклеить к композиции на стене, так же как и заранее загипсованный кусочек шпагата, свернутый в причудливый завиток.

Если крупные элементы отваливаются и не держатся на поверхности стены, можно попробовать укрепить их с помощью обычного гипсового бинта. Купить его можно в любой аптеке.

На фото часто можно увидеть на стенах барельефы с обилием цветов. Необязательно вылепливать каждый цветок отдельно – их можно сделать из ткани или бумаги и просто покрыть смесью из гипса и ПВА. После высыхания элементы крепятся к основной композиции с помощью густого алебастра.

Если в разгар работы вы поняли, что создание барельефа на поверхности стены своими руками слишком трудно для вас, можно попробовать обратиться за помощью к опытному специалисту. Найти такого человека в своем городе можно с помощью социальных сетей и досок объявлений. Лучше вовремя оценить свои силы и передать работу под чье-либо руководство, чем просто соскрести со стены и выбросить гору недешевой штукатурки.