Романтизм, реализм, натурализм, символизм в литературе, музыке XIX в. Символизм - Лекции по зарубежной литературе XIX века Романтизм в зарубежной музыке

ЛЕКЦИЯ 1

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма.

3. Искусство и мода эпохи романтизма.

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма

Понятие «Литература XIX в.» включает в себя прежде всего два направления в искусстве - романтизм и реализм. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе утверждается новое направление - романтизм. Его можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. Главными событиями, которые дали толчок к зарождению романтизма, были Французская буржуазная революция 1789 - 1794 гг. и наполеоновские войны, которые начались после нее, промышленный переворот в Англии Дальнейшее развитие романтизма приходится на период Реставрации (1815 - 1830 гг.) и 30 - 40-е гг. Впоследствии доминирующим направлением стал реализм, на смену которому в 1870 - 1900 гг. пришел натурализм.

Предпосылки возникновения романтизма:

Мировоззренческие: идеи братьев Шлегелів, Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.

Эстетические: сентиментализм, группировка «Буря и натиск», творчество И. Гете и Ф. Шиллера, теория народности Гердера.

Исторические: исторические события в Европе, в частности Великая Французская революция 1789 - 1794 гг.

Романтизм возник в то время, когда Европа пережила сильное духовное разочарование в связи с событиями Французской революции 1789 - 1794 гг. и наполеоновскими войнами. Ставились под сомнение убеждение, что человеку под силу перестроить к лучшему общественный порядок на основе разума, и это удручало. Ведь революция привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось утвердить свободу и справедливость и наполеоновским солдатам. Так был нанесен удар по вере в разум, его могущество, силу. Именно этим объяснялось глубокое разочарование, которое охватило многих художников-романтиков. Оно нашло свое выражение в пессимистичном тоне и трагическом окраске творчества. Именно здесь надо искать истоки образа разочарованного в жизни героя, воспетого романтиками.

Стремительное восхождение Наполеона к вершине славы стало для многих романтиков примером смелого дерзания, духовного раскрепощения личности. И пусть вскоре выдающиеся люди Европы осудят Наполеона за его жажду к власти, имперские амбиции и жестокие завоевательные войны - в памяти людей надолго останется образ Героя. Именно здесь заключаются истоки активного в жизни героя романтизма - героя - бунтаря, героя - протестанта.

Трагическое и героическое в романтическом искусстве тесно переплетены. Сочетание героического, бунтарского настроения и трагического разочарования находим в произведениях писателей - романтиков, в частности в произведениях великого английского поэта Дж. Г. Байрона.

Философской основой романтизма стала философия Фихте с его учением о творческую деятельность абсолютного субъекта «Я», который порождал свой объект исходным пунктом мировосприятие. По его философией, мир рассматривался не как совокупность неизменных вещей и готова форма, а как процесс бесконечного становления, который был творческой духовной деятельностью и причем символической деятельностью, воплощением разоблачения внутреннего через внешнее, то есть процесс художественного творчества.

Человек рассматривалась как основной центр и конечная цель естественного процесса и одновременно как исходный пункт сверхъестественного открытия. Движущими силами души человека считались не мышление и интеллект, а фантазия и чувство.

Субъективное осмысление автором роли явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что писатель - романтик хотел бы увидеть в жизни, - все это часто приводило к неправильному пониманию, а иногда и искажение объективных законов развития действительности. Реалии капиталистического общества не устраивали романтиков, поэтому они находились в постоянном поиске ответов на наболевшие вопросы: как устранить зло и пороки этого общества, где тот идеал, к которому надо стремиться.

Говоря о романтизме следует подчеркнуть, что он не был только литературным направлением, он был движением, которое охватило различные сферы духовной культуры того времени. Он напоминал другие великие эпохи, такие как Средневековье, Возрождение, Просвещение.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

3. Этапы развития романтизма

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

Черты:

Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Черты:

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Тесная связь с философией;

Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

Разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX ст.) - течение, ориентированная на фольклор и народнопоетичне художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в «Лирических балладах». Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии она была утверждена гейдельберзькою школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.

Особенности:

Не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народнопоетичного мышления;

Их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная наснаженість и мелодичность народной поэзии;

Не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознании, искусстве.

«Байронічна» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А.Міцкевич, О. Пушкин, М. Лермонтов и др.), потому завершенное воплощение она получила в творчестве Байрона.

Особенности:

Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как «идеализацию возражения»;

Разочарование и меланхолия, депрессия, «мировая скорбь» - эти «негативные эмоции» приобрели абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую еще называли «гофманівською», по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобраВНОе переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в прихотливом гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя «петербургских повестей».

Утопическая течение. Получила значительного развития в литературе ЗО-40-х годов XIX ст., проявляясь в произведениях В. Гюго, Жорж Санд, Г. Гейне, Э. Сю, Э. Джонса и др.

Особенности:

Перенос акцента с критики и возражения на поиски «идеальной правды», на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

Проповедование оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

Выступление против «индивидуализма современного человека» и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

Выражение оптимистической надежды и пророчества, утверждение идеальной правды;

Широкое использование риторических средств.

- «Вольтерівська» течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, в разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

4. Искусство и мода эпохи романтизма

Романтики сделали много важных художественных открытий. Выступив против классицизма, они требовали нового подхода к поэтике - творческого, лишенного канонов и правил. Романтизм начинался с романа как универсального жанра, элегии, оды, баллады и создал синтетический жанр.

Представители романтизма считали, что творчество поэта, которая зависела только от поэтического вдохновения, порождала свободные поэтические формы. Поэтому появились необычные раВНОвидности жанров: сочетание эпоса с лирикой, романа с философскими размышлениями; палитры художественных произведений вводились в фольклорные жанры, особенно баллада, сказка, легенда, песня. Романтики смело внедряют реформы стихосложения, утверждали романтические нормы в поэзии, в частности в лирике.

Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.

Произвольность изображения у романтиков проявлялась в их композиционных исканиях: они нарушили последовательность композиционного строения произведения, предоставили ему незаконченности, асимметричности, наполнили сюжетной тайной, незавершенностью, пытались оригинально построить произведение вопреки всем правилам и предполагали различные причудливые формы.

Романтики открыли красоту народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий. Они подчеркивали огромную роль в жизни человека чувств, воображения, фантазии, утверждали духовную самобытность и неповторимость каждого отдельного человека. Но вместе с тем их сближали с просвітниками гуманизм, сочувствие к «маленькому человеку». Романтики выступали за искренние, открытые человеческие отношения, против мира наживы, эгоизма и лицемерия. Они отстаивали свободу человека. Образ главного героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника. Романтический герой - человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на необычные поступки.

ИДЕАЛЫ РОМАНТИКОВ:

Священное Писание

Красота

Искусство

Историческое прошлое

Природа

Детство

Любовь

Окружающий мир романтики рассматривали как живой организм - целостный и единый. Он не вполне доступен человеческому разуму, в нем много таинственного, непознанного, его населяли мистические и неизвестные силы. Они незаметно переходили из реальной жизни, влияли на него, переплетались с ним. Отсюда большое количество фантастических и мистических элементов в художественных произведениях романтиков (Гофман, Гоголь и другие).

Романтическая литература немыслима вне связи с фольклором, музыкой, живописью. Романтики тонко почувствовали эту связь, что сказалось на языке и стиле художественных произведений. В свои стихи они перенесли певучесть и сердечность народной песни, поэмы и романы - живописность и панорамность описаний, в каждое произведение - музыкальную взволнованность, искренность, лиричность.

Общие эстетические принципы романтизма:

Мистическое ощущение (много моментов непосредственного общения с божественным миром);

Любовь - путь познания тайны бытия;

Утверждение самостоятельности, неповторимости каждого человека;

Центр внимания перенесен из внешнего мира во внутренний;

Отрицание канонов в творчестве;

Поэт - свободный творец, который имеет право выражать в своих произведениях собственное «я». Он ставит себя высоко над толпой;

Фантазии отводится главное место; ума - второстепенное;

Необычный герой в необычных обстоятельствах (разочарован, одинок, опустошен жизнью, пассивный; с другой стороны - бунтарь, протестант);

Любовь к неясных сюжетов прошлого времени, отдаленных краев (особенно Индии);

Поиски идеала;

Открытие красоты народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий;

Недовольство общественным строем.

Все романтики считали, что существовал трагический разрыв между их представлением и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма всегда трагична: она не воспринимала действительность, находилась в дисгармонии с собой, она - бунтарь и жертва. Поэтому романтический направление предусматривал лирический бурное проявление чувств. Со сцены звучали призывы к свободе, к защите человеческого достоинства.

Романтизм в театре связан с именами поэтов Д. Байрона, П. Шелли, драматургов В. Гюго, А. де Мюссе, г. гейне и писателей А. Мицкевича, А. Пушкина, М. Лермонтова.

В сценических образах актеров - романтиков преобладала правда чувств, которая продиктована была протестом против действительности. Актеры и драматурги не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они погружались в мир бурных страданий собственного внутреннего мира, были заняты поиском идеала в себе или в прошлом.

Романтический театр подготовил сцену реализма. Актеры - романтики принесли на сцену свободную язык, отодвинули жест, показали новаторскую своеобразие каждого человека. Они играли не только королей и вельмож, но и чиновников, крестьян, рабочих. Большое значение для театра имел и поезд романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, истории.

В эпоху романтизма музыка занимала ведущее место в системе искусств, потому что она наиболее соответствовала устремлениям романтиков в отражении эмоциональной жизни человека. Музыкальный романтизм представлен произведениями Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. Цебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф.Ліста, М. Глинки и других.

Романтизм нашел отражение не только в искусстве и литературе, но и в моде. После 1815 года мужская одежда освободился от требований придворного церемониала, исчезла парик, напудренное волос, треуголка, мережане жабо и манжеты. В моду вошли длинные чулки, универсальной формой одежды стал фрак, необходимой частью нового костюма - цилиндр. Мужскую одежду шили из простых шерстяных материй. Единственным украшением были булавка в галстуке и часы в кармане. Формировался тип «лондонского денди» (Дж. Байрон). В 1820-1840 годах мужской костюм тяжей по умеренно-ярких тонов. Выделялись воротник и манжеты. Романтическая эпоха ввела в закон свободно завязанный черный галстук. Вместе с цилиндром в моде был мягкий фетровая шляпа. В женской одежде появилась блуза, линии талии сжимали корсетом, широкие рукава усиливали контраст с узкой талией.

Увеличилось декольте, открылись и обнажились плечи. Сложные прически украшали лентами, цветами, бантами, наблюдалось увлечение драгоценностями. Мода эпохи романтизма прямо подчеркнула индивидуальность «негосударственной человека», освобожденного от условностей.

Относительно украинского романтизма, следует отметить болезненно-победоносное перешивка национальной истории (П. Кулиш, т. Шевченко), самобытный «руссоїзм» (Г. Вовчок), бурный, гротескный, сочный, лирический и дощкульний юмор (Нечуй-Левицкий).

Заслуги романтизма:

Послужил переходом к реализму;

Освободил личность поэта от оков эстетики классицизма с ее жанровой иерархией, обязательными правилами трех единств;

Показал, как творчество должно преобладать над правилами, а не наоборот;

Дал толчок развитию исторической и филологической наук;

Остался непревзойденным в отражении любви со всеми противоречиями и вспышками этого чувства;

Повлиял на другие виды искусства, а также на литературу реализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения романтизма?

2. В чем заключается суть романтизма?

3. Дайте определение понятию «романтизм».

4. Назовите представителей романтизма.

1.2. Символизм

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах - кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Символизм не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу.

Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия, и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше.

Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии.

В первое время, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.

Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение.

Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма.

Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России, да и во всей Европе была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Резкие классовые противоречия, вражда и столкновения держав, глубокий духовный кризис общества грозили небывалым потрясением. Это и русская революция 1905 года, и разразившаяся через девять лет мировая война, а затем две революции 1917 года в России.

Но на смену символизму пришло новое течение – акмеизм.

1.3. Акмеизм

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Поэтическое слово имеет четкое очертание границ. Повышенная склонность к культурным ассоциациям, она вступила в перекличку с минувшими литературными эпохами. В поэзии Н.Гумилева звучал порой гимн «сильной личности». Акмеизм стремился преодолеть мистицизм символистов и искал опору в творчестве декадентов, обращаясь в первую очередь к наследию Анненского.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914) В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.

Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом.


Художественные образы в стихотворениях Н.Гумилева из сборника «Романтические цветы»

2.1. Героический тип, обобщенный образ героя

Мореплаватели, исторические лица, конквистадоры - это тот тип героя, который представлен в произведениях Гумилева.

В стихотворении «Сонет» речь идет не о каком-то конкретном герое (конквистадоре), а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Он одинаково «весело» относится и к «радостным садам» и к «пропастям и безднам», его не пугает туман, которого он ждет, смеясь; его не страшит и смерть: со смертью он будет «биться до конца».

Отважный Помпей («Помпей у пиратов»), находясь на судне среди пиратов, ведет себя независимо и гордо, не боясь их расправы над собой. Его уверенность и мужественность противопоставлены трусости и раболепию пиратов. Пираты «с угрожающим видом» скрываются в трюме, но они охвачены «волнением» (хоть и опасным); говорят о казни Помпея с «затаенною злобою», но эта злоба - злоба «боязни», и казни они требуют «вполголоса»; они служат робами и уже несколько дней не смеют «бродить под шатрами» на корме. А Помпей, «окруженный стаей голубей», на корме «изукрашенной красным», лениво приподнявшись на лотке, вдыхая дорогие ароматы и посыпая «толченым рубином розоватые длинные ногти», приказывает им принести вина, и пираты, смущенно умолкнув, «несут раболепно и вино, и цветы, и гранаты».

Описание Помпея и пиратов изобилует выразительными реалистичными деталями и подробностями, и помогают ярко увидеть образы Помпея и пиратов.

В стихотворениях «Императору» и «Каракалла» лирический герой обращается к неизвестному для нас, но, скорее всего, властительному императору.

В стихотворении «Императору» герой изображается как «призрак какой-то передовой силы», «указавший законы судьбе», «император, во мраке могилы». Лирический герой же очень ярко противопоставлен императору: «бедный бродячий певец», «вечный раб». Император хочет, чтобы лирический герой восхвалял его, но лирический герой пытается сказать, что он не может это сделать, потому что «он не трибун, не сенатор». Его песни слушают только «бездомные звери да на высоких горах петухи» и все богатые двери для него заперты. Он не может понять, почему император на него «возглашает венец», если его голос слаб, «очи не горбки» и «старый хитон изодран и черен». Но в конце он соглашается на его миссию - восславлять императора, потому что он «вечный раб».

В стихотворении «Каракалла» описывается, что бы было с императором, «каким бы он стал властелином», если бы не его принципы, «если бы не был он самим собой». Император «с профилем орлиным», «с черной кучерявой бородой», он бы мог «раскинуть ратный стан, бросить пламя в храм Иерусалима, укротить бунтующих парфян». Лирический герой говорит, что:

Юлий Цезарь, Август и Помпей,-

Это тень, бледна и еле зрима,

Перед тихой тайною твоей.

Но, желая оставаться самим собой, он не хочет быть знаменитым правителем.

Обобщенный образ героя отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели.

Символизм – художественное направление. Возникло во Франции в середине 70-80-ых гг. 19 века. Символизм возник из спора журналиста и поэта. Журналист обвинил его в декадансе. А поэт назвал своё творчество символическим.

Символизм преследует романтический принцип двоемирия, но изменяет его (мир реальный и мир идеальный). Считали, что изначален мир идей, а реальный мир – это иллюзия. Символ не имеет однозначной трактовки.

Субъективность – отказ от прямого называния предметной реальности и выражение её внутренней глубинной сущности путём внушения.

Символизм: Реализм:

Двоемирие

Духовный мир. Реальный мир

Нет идеального мира и идеальный

Метафора неизвестного «голубой цветок» аллегория

У символа могут быть разные трактовки.

Символи́зм - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи). Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

Характерно : экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм (идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.), ассоциация и интуитивность.

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство» (упадок, культурный регресс), которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось.

Представители: французские поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамон.

Эстетика. Символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Худ.форма : Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую их критиками бессмысленной игру слов и звуков. Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей.

Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р. Гиль, Анри де Реньо, С. Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П. Валери, А. Жид, П. Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах "Пари модерн" и "Ла нувель рив гош" свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты, а так же Ж.К. Гюисманс, выступивший с романом Наоборот. В 1886 Ж. Мореас поместил в "Фигаро" Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж. Мореаса А. Бергсон выпустил в свет свою первую книгу О непосредственных данных сознания, в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование .

В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. "Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность", - писал Мореас. Подобная "чувственная форма", в которую облекается Идея - символ.

Принципиальное отличие символа от художественного образа - его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом: "Символ - окно в бесконечность". Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных (например, "чудо и чудовище" в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей) . Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как "соединение разнородного вместе" . Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании "по ту сторону добра и зла". В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма - в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. "Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними", - писал Ж. Мореас . Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, - приблизиться к сущности "реальнейшего" посредством создания символической картины мира, выковать "ключи тайн". Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, "от реального к реальнейшему". Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий .

Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к "несказанному" многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет. Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А. Рембо Гласные:

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый,

"О" голубой - цвета причудливой загадки…

Поиск соответствий - в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

С. Малларме, "последний романтик и первый декадент", настаивал на необходимости "внушать образы", передавать не вещи, а свои впечатления от них: "Назвать предмет - значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта". Поэма Малларме "Удача" никогда не упразднит случая состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать "состояние души" .

П. Верлен в известном стихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: "Музыкальность - прежде всего" . В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш. Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от "красноречия", нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта "естественной сверхъестественности" в изображении реальности.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г. Моро, О. Роден, О.Редон, М. Дени, Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Введение……………………………………………………………..................3

Основная часть:

1. Понятие романтизма………………………………………….4

2. Характеристика романтизма…………………………………8

Заключение…………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………..13


Введение

Актуальность темы исследования.

В развитии искусства 19 века можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина 19 века) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении романтизма.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

рассмотреть понятие романтизма;

дать характеристику романтизма.

Объект исследования – романтизм.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с


Основная часть

1. Понятие романтизма

Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических.

В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме .

Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 - начале 19 в. в Йене, Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836).

Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

Конечно, будучи столь всеобъемлющим течением, романтизм очень разнообразен. Может быть, принципиальным антиуниверсализмом романтизма и акцентированной свободой самовыражения объясняется тот факт, что в среде романтиков был необыкновенно высок удельный вес фигур выдающихся. В свою очередь, великие, в отличие от эпигонов, труднее поддаются стандартизации. И в результате романтизм вмещает в себя так много (уже не говоря о столь многих), что провоцирует на прямо противоположные интерпретации. Его практически непродуктивно квалифицировать по стилистическим и даже идеологическим версиям; скорее можно говорить о различиях по странам (национальных характеристиках) и тесно связанной с ними «специализации» по областям знания.

Западная Европа в это время была уже достаточно целостным культурным ареалом, и взаимодействие романтических школ оказалось весьма прихотливым. В пространственных координатах мы бы выделили в качестве основополагающих немецкий, французский и английский варианты романтизма. Задавая тон в европейском искусстве и общественной мысли, эти национальные версии по-разному проявлялись в разных областях знания. Так, в Германии «романтичнее» других были философы, в то время как во Франции возникла блестящая плеяда историков-романтиков. В области литературы, живописи или музыки выделить «национального» лидера затруднительно. Что же касается архитектуры, то в этой сфере, помимо возрождения предшествующих стилей, сугубо романтической новации ей, кажется, следует признать только эстетизацию руин .

«Пестрота» романтизма во многом обусловлена тем, что это направление с самого начала формировалось под воздействием принципиально различных идейно-политических факторов. С одной стороны, романтизм явился квинтэссенцией антипросветительского движения, прокатившегося на рубеже 18-19 вв. по всем европейским странам. В этом смысле классической страной романтизма была Германия. Антипросветительский дух немецкого романтизма во многом связан со спецификой немецкой философской и научной мысли, которая разительно отличалась от основной идейной традиции 18 в. в Западной Европе. Не философский материализм, рационализм и эмпиризм просветителей, а символизм, органология, мистицизм привлекали новое поколение немецких мыслителей.

С другой стороны, «в явлении романтизма мы обнаруживаем людей, устанавливающих заново отношения со своим прошлым после шока Французской революции», что кардинально определило его природу и динамику. Однако не следует забывать, что романтики прошли не только через революции, но и через реставрации, их «веком» был довольно короткий, но необычайно динамичный период 1789-1848 гг. с бурными потрясениями европейского порядка, войнами, национально-освободительными движениями и недолгими паузами политического затишья. Если на первом этапе романтизм вдохновлялся пафосом революции, то на втором - бурно реагировал на ее последствия.

События Французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного развития романтизма во всей Европе, в Германии были пережиты преимущественно «идеально». Это содействовало перенесению общественных проблем в сферу спекулятивной философии, этики и особенно - эстетики. В послереволюционную эпоху, когда неудовлетворенность происшедшими политическими преобразованиями становится всеобщей, своеобразные черты духовной культуры Германии получают общеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на философию, общественную мысль, эстетику и искусство других стран.

Национальные варианты романтизма отличаются важными содержательными характеристиками: немецкий романтизм определяется безусловным приоритетом йенской школы, а на французской и английской почве возникает консервативный вариант романтизма, инспирированный сочинениями Э. Бёрка, Ж. де Местра и Ф.Р. де Шатобриана. Две версии романтизма возникли практически одновременно: программные идеи йенского кружка романтиков были сформулированы в конце 90-х гг. 18 в. в журнале «Атеней», издававшемся братьями Шлегелями; работы Бёрка, де Местра и Шатобриана появились соответственно в 1790 и 1797 гг.

Основная идейно-политическая предпосылка позднего романтизма - разочарование в «воплощенной идее» революции и шире - в результатах социального, промышленного, политического и научного прогресса, не только принесшего жестокие бедствия, но и, как казалось художникам и интеллектуалам, создавшего почву для нивелировки и бездуховности личности. Поэтому для романтиков столь важным оказался принцип «одухотворения», выражавшийся в стремлении наделить душой все, включая и неорганическую природу (в противоположность тому, как представители культуры следующего века будут эксплуатировать идею обездуховления всего).

2. Характеристика романтизма

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие - т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров - организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру .

Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:

1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда - критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их

духовности, выраженной в фольклоре).

2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа). Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).

Второе направление бегства - уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие; конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.

Наконец, третье направление бегства от мерзкой действительности - сокровенные уголки своего «я», уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца - вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанру Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).

Сказанное подводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм».

Обращаясь к национальным истокам не искаженного социумом природного бытия, знакомясь с жизнью других народов, романтики обнаруживают ее бурную динамику, уникальность, неповторимость, несводимость к общим законам. Релятивизм историзма романтиков - продукт бурной революционной эпохи, отрицательного отношения к породившему ее Просвещению, с его генерализирующей идеей и отвлеченно-героизированной трактовкой истории, а также негативизм по отношению к настоящему. Это не только препятствовало постижению своего времени, но и открывало путь мистификации и мифологизации исторического процесса. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме.

Поскольку разум доказал, с точки зрения романтиков, свою неспособность предвидеть ход истории, ее зигзаги, единственно надежным источником познания остается голос сердца, интуиция. И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения как «индивидуалистический субъективизм», - черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. Как заметил В. Вейдле, «романтизм - есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное».

Присущее культуре нового времени признание высокого ценностного ранга личности выливается в романтизме в идею уникальности и неповторимости личности. Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом.

Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. Не случайно в романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно художественное воплощение, контрастирующее с морализирующим духом культуры предыдущей эпохи. С эмоционально-личностной интонационностью связана и другая черта романтизма - чрезвычайное многообразие зачастую несхожих между собой форм и вариаций. Так, французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя, прежде всего, в жанровой живописи - исторической и бытовой, в романистике.

Сентиментальный и чувственный английский романтизм дал высочайшие образцы поэзии и пейзажной живописи. Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе и т. д. Таким образом, внутреннее единство романтизма реализовывалось необычайно многообразно.

Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. «Синтез искусств» - это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. Они культивировали древние руины, в том числе и искусственно созданные, старинные книги, памятники. Они стали инициаторами изучения и возрождения фольклора и других форм народного творчества. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию, и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками) .

Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения. Так же как для романтических поэтов, в частности, Вордсворта, детство было временем духовной глубины, с которым они не желали утрачивать связь, ибо верили, что там находится источник творчества, так и прошлое для романтиков было источником настоящего. Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали».

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие романтизма, а также дали характеристику романтизма.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Усилиями романтической школы было произведено осознание давно сложившихся ценностей в эпоху, когда подошел срок для осознания. Романтики и сами понимали свою миссию как обнаружение открытого до них, как осмысление огромного европейского опыта. Примерно пять веков европейского развития, 1300-1800 гг., пережитые с точки зрения одного великого пятилетия, 1789-1794 гг., - вот что такое романтизм.

Введенные романтиками принципы познания социального мира и человека определили характерный для этой эпохи облик знания о прошлом - истории. Достаточно лишь перечислить такие базовые понятия, характеризующие романтическое мировоззрение, как становление, творение, разнообразие, органицизм, экзотизм. Важнейший аспект романтического наследия в западной культуре - убеждение, что история чрезвычайно важна и является как способом самопознания человека и общества, так и методом познания, который применим поистине к любому объекту: природе и культуре, языку и праву, государству и личности.

Романтическое наследие включает набор ценностей, которые до сих пор вдохновляют индивидуальные и коллективные действия и определенный стиль жизни, привлекательный для интеллектуалов, представителей искусства и молодежи. После 1830-х гг. романтики позиционировали себя как врагов всего плоского, шаблонного, пошлого, мещанского, позднее обобщенного как «буржуазное», и многие последующие радикальные движения заимствовали их «антибуржуазный» пафос. Романтические ритуалы и символику с успехом использовали также самые разные политические режимы, и особенно тоталитарные.

Список использованной литературы:

1. Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. и др. Культурология. М., 2007. С. 712.

2. Викторов В.В. Культурология. М., 2004. С. 560.

4. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. Аспекты проблемы. М., 2001. С. 144.

5. Ковалева О. В., Шахова Л. Г… Зарубежная литература 19 века. Романтизм. М., 2005. С. 272.

6. Культурология / Под редакцией С. И. Самыгина. М., 2007. С. 352.

7. Культурология / Под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. М., 2007. С. 568.

8. Манн Ю.В. Русская литература 19 века. Эпоха романтизма. М., 2007. С. 520.

9. Никитич Л.А. Культурология. М., 2008. С. 560.


Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков. М., 2003.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков. М., 2003.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. М., 2007. С. 688.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. М., 2007. С. 688.