Адмиральский час: значение выражения. Адмиральский час Миклош хорти и иштван бетлен


Моряки народ добродушный, но со странностями: иногда даже незначительная мелочь может вывести их из состояния равновесия.

Никогда в присутствии моряка не говорите «кОмпас». Незамедлительно съязвят: «кОмпас» у пионеров на ремешке, а прибор называется «компАс». Ещё на судне есть прибор, которым колят орехи и измеряют глубину. Называется — секстан. И к сексу он имеет отношение опосредованное. Ну, это так, ремарка для извращенцев.

Никогда не говорите — «лестница». Презрительно фыркнут и вовсе промолчат: на судне нет «лестниц», есть трапы. Нет «стен», есть переборки. Нет «потолка», есть подволок. Нет «окон», есть иллюминаторы. Нет «порога», есть комингс. На комингс никогда не наступают, его уважительно перешагивают. И никогда не путайте якорные смычки со смычками города с деревней. Даже мысленно.

На судне есть тумбы для швартовных концов. Они обычно парные, называются «кнехты» и выглядят вот так:

На первый взгляд, кнехты — вполне удобная вещь, чтобы присесть. Ошибка. Никогда не садитесь на кнехт. Считается, что в этом случае вы сели на голову боцману. Почему на голову и именно боцману? Да кто ж его знает? Наверно, потому, что кнехт пустотелый. Чёрный юмор, но боцман, действительно, обидится, если увидит вас верхом на кнехте. Опять же, кнехты металлические. Сидение на них ничуть не прибавляет здоровья. Усиленные, крупные кнехты называются битенгами. Причальные кнехты на берегу тоже называют битенгами. Ну, как бы их не называли, а то, что расстояние на причале между двумя соседними битенгами равняется 25 метров — факт. И этот факт помогает ориентироваться, какое расстояние осталось до причала при швартовке.

Кстати, швартовные концы — это верёвки такие. Верёвок на флоте, как вы уже поняли, тоже нет. А концы — всегда. И некоторые из них имеют свои названия: кабели, тросы, фалы, шнуры, лини. (можете — продолжайте). А ещё есть концы, которые имеют имена собственные. Для примера приведу фразу из Священного Писания: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Так вот: глубоко заблуждаются те, кто понимают это высказывание в прямом смысле и в красках представляют себе, как горбатую скотину стараются протащить через отверстие в игле. «Верблюдом» в те времена называли очень толстый швартовный трос, который сейчас в обиходе именуют «понедельником».

На судне много чего есть. Любят, например, моряки называть разные девайсы птичьими именами: глухарь, утка, лебёдка, гусак, канарей-блок. Ещё кто-нибудь может продолжить?

Что ж, моряк — птица гордая, хоть и крестьянин по сути («пахарь голубой нивы»). Каждый первый — орёл, а каждый второй — сокол.

Если есть на судне помещения, в которые нужно просить разрешения, прежде чем войти, моряк обязательно скажет «разрешите?» и никогда не произнесёт «можно?»

Не принято в рулевой рубке стоять спиной к направлению движения, также, как и плевать или мусорить на палубу. Этим вы выказываете неуважение и к судну, и к морю. Не принято свистеть. Это ещё со времён парусного флота.

Происхождение обычаев и традиций в русском военно-морском флоте

Петр Великий, создавая в конце XVII - начале XVIII века военно-морской флот, пригласил в Россию немалое количество моряков-иностранцев. Военные советники и эксперты (выражаясь языком современности) - англичане, голландцы, испанцы, датчане, норвежцы, представители других морских держав того времени - везли в Россию не только свой боевой опыт. Вместе с ними на первые корабли царя Московского пришли и многочисленные традиции, много лет существовавшие в море. Многие из этих традиций не забыты и до наших дней.

Количество заимствований из иностранных флотов на кораблях под Андреевским флагом было огромным. И это неудивительно. Ведь своих военно-морских традиций Россия не имела. А иностранцы, приходившие служить под русский флаг и за русское золото, старались обустроить свою службу так, чтобы она не отличалась от того уклада, что им был привычен на протяжении многих лет. И если обратиться к военно-морской терминологии петровского времени, то легко заметить, что русский язык занимал в ней не самое почетное место - впрочем, это было характерно для всех отраслей тогдашней повседневной жизни. Обратимся к Морскому уставу Петра Великого (к этому интереснейшему документу мы будем возвращаться еще неоднократно). Нетрудно заметить, что практически вся морская терминология существует в нем как калька с иностранных языков. Впрочем, такое «неравноправие» сохранилось и до наших времен, а некое объяснение тому также содержится в Морском уставе, действовавшем, с изменениями, до октября 1917 года.

«Флот» слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных, вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких», - писал Петр. Несколько ниже указывается, «сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Из 43 «чинов» иностранные названия носят 25.

Но жизнь моряков на суше и на море складывалась не только из иностранных, но и чисто российских деталей. Неслучайно же Морской устав Петра ни разу не упоминает о первенстве «старшего класса» перед молодым Русским флотом.

Говоря о традициях российского происхождения, чаще всего упоминают «питие, определяющее сознание», а также страсть отечественных морских офицеров к сквернословию. Достаточно почитать книги А. С. Новикова-Прибоя, где моряки показаны в далеко не лучшем свете. Но не секрет, что в иностранных флотах пили ничуть не меньше, да и ругались вовсе не хуже. Ниже мы попробуем понять, какое значение «окончания, не имеющие отношения к службе», а также алкоголь имели для русских моряков.

Не стоит забывать о таких, безусловно, положительных традициях, как коллективность в принятии важных решений, взаимная выручка. Они ведь тоже чисто российские, выстраданные сотнями лет.

Морской устав, например, давал право опытным офицерам высказывать свое мнение о предстоящей боевой операции:

«Если от вышних офицеров указами что повелено будет; а против того кто имеет припомнить нечто, через которое он часть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интерессу более вспомощи, или спасаемое как несчастие и вред отвратить тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или, когда он во время к тому иметь будет, мнение свое и Генералу Адмиралу, или вышнему начальнику самому с покорностию объявить, буде же его доношение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено будет».

Некоторые традиции ведут свою историю и от самого Петра либо связываются с ним. Например, все тот же пресловутый «адмиральский час», благодаря которому за моряками прочно закрепилась слава людей, начинающих «закладывать за воротник» еще задолго до обеда.

Для начала отметим, что точной информации о времени возникновения данного понятия, по сути, не существует. Более того, вполне возможно, что к основателю Русского флота оно вовсе не имеет никакого отношения.

Как писал в своей книге «Русские в своих пословицах» профессор Московского университета археолог Иван Михайлович Снегирев (1793–1868), выражение «адмиральский час» напоминает нам об обычае «основателя Российского флота в одиннадцать часов после трудов пить водку с сотрудниками своими».

Итак, изначально «адмиральский час» - это 11 утра. Но почему тогда время «часа» обычно ассоциируется с полуднем и именно с флотом? Ведь «сотрудники» вовсе не обязательно должны быть моряками и тем более - адмиралами.

Все очень просто. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться «адмиральским часом» с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге стало отмечать наступление 12 часов дня. Заметим, что данная традиция возникла спустя 30 лет после выхода книги Снегирева.

Но вернемся к Петру Великому. Привычка выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов выработалась у царя вовсе не из-за горячей любви к алкогольным напиткам. Причина была в режиме дня Петра Алексеевича. Как известно, он относился к числу «жаворонков» - ложился в 9 часов вечера и вставал в пятом часу утра. Так что «прием рюмки» через девять часов после начала бодрствования уже не покажется нам ранним.

Раз уж мы упомянули распорядок дня Петра, то напомним и о его кулинарных пристрастиях. Меню обеда было обычно довольно однообразным. Щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина и ветчина. Рыба и сладкие блюда исключались. Примечательная деталь - согласно запискам современников, Петру обедать было «все равно где и у кого, но охотнее всего у министров, генералов или посланников»… Как известно, первый российский император в быту был довольно-таки скуп.

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов.

Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904):

«От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято. В это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И вахтенный офицер отдает приказания вполголоса, и боцман не ругается.

Не все, впрочем, спят. Улучив свободное время, несколько человек, забравшись в укромные уголки, под баркас или в тень пушки, занимаются своими работами: кто шьет себе рубашку, кто тачает сапоги из отпущенного казенного товара».

Но все-таки главной традицией, привитой Петром Великим, было отношение к морю. Вот что писали современники в этой связи о пристрастиях первого российского императора:

«Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует, и единственную его потеху, которою он резко отличается от всех других монархов, составляет плавание по воде. Вода, кажется, настоящая его стихия, и он нередко катается по целым дням на буере или шлюпке… Эта страсть доходит в царе до того, что его от прогулок по реке не удерживает никакая погода: ни дождь, ни снег, ни ветер. Однажды, когда река Нева уже стала и только перед дворцом оставалась еще полынья, окружностью не более сотни шагов, он и по ней катался взад и вперед на крошечной гичке».

Теперь самое время перейти к суевериям - моряки всегда обращали внимание на приметы разного рода.

В большинстве своем моряки крайне неодобрительно относятся к выходу в море 13-го числа, особенно если оно выпадает на понедельник либо на пятницу. Число «чертовой дюжины» действовало на мореплавателей просто удручающе и нередко приводило к тому, что капитаны предпочитали пересидеть лишний день в порту, нежели выбирать якорь в «неприятный» день.

Другое суеверие напрямую связано с прекрасным полом (справедливости ради отметим, что характерно оно для моряков всего мира). В этой связи интересно обратиться к воспоминаниям советского наркома военно-морского флота Николая Кузнецова (1904–1975), описывающего в своих воспоминаниях то, как к этому суеверию относились в «старшем классе» - среди офицеров британского флота (история относится к периоду Великой Отечественной войны).

«На… крейсере «Кент»… из Мурманска в Англию отправилась наша профсоюзная делегация…. В составе делегации была и известная общественная деятельница К. Н. Николаева.

Значительно позже Майский рассказал мне о неожиданных трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на этом крейсере… Командир «Кента» не хотел брать на корабль нашу делегацию, во-первых, потому, что в ней было 13 человек, а во-вторых, из-за того, что в ее составе была женщина…

Опытный и находчивый дипломат, Майский быстро вышел из положения. Он попросил включить его в состав делегации, и пассажиров стало четырнадцать. А о Николаевой сказал, что она борется за общие интересы Советского Союза и Англии, поэтому для нее должно быть сделано исключение. На том и порешили.

На обратном пути из Англии в СССР нашу делегацию взяли на борт крейсера «Адвенчер» с неменьшим трудом: к тринадцати ее членам пришлось срочно присоединить одного журналиста.

И все же крейсер не миновал беды: он столкнулся в море с танкером и, получив повреждение, вынужден был вернуться в свою базу. Англичане, конечно, не замедлили объяснить случившееся тем, что на корабле была женщина. Так Клавдия Ивановна Николаева стала «виновницей» ущерба, понесенного британским флотом».

Отдельно стоит сказать о суеверных штурманах парусной эпохи. Особенно они не любили вопросов о сроках прихода в порт назначения. Типичным примером такого штурмана могут служить слова персонажа повести Станюковича «Вокруг света на «Коршуне». Степан Ильич Овчинников: «В море не очень-то можно рассчитывать. Придем, когда придем!» Именно поэтому в вахтенном журнале никогда не обозначается порт назначения корабля.

Указывать с берега пальцем на выходящий из гавани корабль - значит обречь судно и всех моряков на его борту на неминуемую гибель. А палец, направленный в небо, приносит шторм.

Если же молодые офицеры начинали иронизировать относительно даже самой возможности урагана и шторма, то старики-судоводители приходили в состояние тихой ярости.

Более того, в сильный шторм среди многих моряков было принято надевать, как перед гибелью, свежее белье.

Не стоило и ругать только что закончившуюся бурю. «Прошла, и слава Богу», - говорили штурмана.

С парусных времен сохранилось другое суеверие - не стоит начинать собирать вещи, пока не отдан якорь и не закреплены швартовы. Кроме того, на палубу нельзя ступать правой ногой, на ней нельзя свистеть и плеваться, а также выходить на нее без головного убора. Нехорошо, если на стоянке на клотик мачты сядет ворона.

Крайне дурная примета - случайно уронить за борт ведро или швабру. Будет шторм. И это при том, что швабра помогает бороться со штилем. Для того чтобы появился попутный ветер, ею надо поболтать за бортом. Неплохо помогает в этом случае и выбрасывание за борт старой швабры. Но как только потянуло ветерком, швабру надо срочно убрать в трюм.

Ветер также призывали царапаньем мачты со стороны, откуда он ожидался. А вот свистеть, вопреки расхожему мнению, вообще в плавании не рекомендовалось. Тот звук был крайне не по душе морским божествам.

Даже безобидное постукивание в море по стеклянному стакану означает смерть в морской воде. Что же касается легендарных крыс, покидающих корабль перед его гибелью, то для такого поведения есть веские причины. Неприятные хвостатые животные не выносят сырости, и их бегство означает, что на судне открылась течь. Поэтому старые моряки точно знали - если с корабля побежали крысы, стоит проверить, нет ли в трюме течи.

Есть, конечно, и хорошие приметы. Удачу приносит подкова над дверью капитанской каюты - кораблю будет всегда сопутствовать удача. У русских моряков подкову принято вешать «рогами» вниз. Как утверждают, подкова была прибита на одной из мачт «Виктори» - флагманского корабля адмирала Горацио Нельсона. Хотя пользу лично Нельсону она принесла относительную - адмирал хотя и разбил соединенный франко-испанский флот у мыса Трафальгар, но и сам погиб в сражении. Сама «Виктори», жестоко пострадавшая в бою, до сих пор находится в строю Британского флота. Более того, именно она официально является флагманским кораблем флота, действующего в водах метрополии.

Для женщин считалось очень хорошим предзнаменованием прикоснуться к воротнику морского офицера - видимо, расшитые золотом вороты притягивали к представительницам прекрасного пола «золотых» кавалеров. И если про опасности пребывания на борту женщины мы уже говорили, то наличие на корабле ребенка - примета более чем хорошая.

Где-то обижают моряков?Круинговые компание кидают на деньги? Бывшие коллеги, с которыми лучше не иметь дел? Шлите нам и мы опубликуем это как анонимный слух.

Свежие записи

Петербургский завод "Северная верфь" торжественно передал военным морякам новый корабль с красивым названием "Альбатрос". Не крейсер и не эсминец, конечно, которых наш сильно поредевший в последние полтора десятилетия ВМФ, прямо скажем, заждался. Но хоть что-то. В общем, флот пополнился служебно-разъездным катером VIP-класса. Предназначен он для парадов. Ну и еще возить адмиралов на боевые корабли, стоящие на рейде. Если, конечно, таковые там имеются. В последние полтора десятилетия на наших рейдах пугающая пустота.

"Альбатрос", как с гордостью сообщили его создатели, укомплектован оборудованием, произведенным в Германии, Голландии, Италии, Франции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, США, Австралии. В комплект этой запредельной роскоши входит, например, мебель повышенной комфортности, отделанная шпоном красного дерева,- завидуй, Абрамович! Имеются салон, кабинет, спальня...
Наивный спросит: а спальня-то зачем? Для дальних увеселительных круизов VIP-катер вроде бы не предназначен. А затем, видимо, что на флоте существует святое понятие "адмиральский час" - время расслабленной послеобеденной дремы. Вдруг захочется малость соснуть, принимая парады?
Представлен широкой публике "Альбатрос" будет на открывающемся сегодня 3-м Санкт-Петербургском международном военно-морском салоне. А тем временем на "Северной верфи" строится еще один катер, аналогичный "Альбатросу", планируется закладка третьего, а там, глядишь, и четвертого, шестого... Так что скоро у нас может появиться целая VIP-флотилия.
Сколько стоит одна такая игрушка, на предприятии назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну. Но нам удалось узнать цену - порядка 3 миллионов долларов. Эти деньги, к примеру, очень пригодились бы для доводки морского баллистического ракетного комплекса "Булава", с которым мучаются уже много лет. Ну не летит ракета - хоть плачь. Последние три пуска были неудачными.
Тем не менее главком ВМФ адмирал Владимир Масорин полон оптимизма. По его словам, самый печально знаменитый флотский долгострой - атомная стратегическая подводная лодка "Юрий Долгорукий", заложенная еще в 1996-м и спроектированная специально под "Булаву" - будет вооружен этой ракетой уже в следующем году. Тумана добавил начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ вице-адмирал Анатолий Шлемов, сказавший, что хотя лодка будет принята на вооружение в 2008 году, но в боевой состав флота она войдет только после проведения всех испытаний ракетного комплекса. То есть неизвестно когда. Возможно, мы получим в 2008-м новый ракетоносец без его главного оружия.
Вот что сказал нам по этому поводу бывший командующий Черноморским флотом известный подводник-атомник Герой России адмирал Эдуард Балтин:
- Прежде чем принимать новую ракету на вооружение, она должна совершить десять успешных пусков из десяти. Невозможно поверить, что за год с "Булавой" это произойдет. И еще. Американцы, как они сами говорят, на создание морской твердотопливной ракеты потратились больше, чем на полет на Луну. Это невероятно сложная техническая задача. Я не уверен, что Московский институт теплотехники - разработчик этой ракеты - с ней справится.
Не только Балтин - многие специалисты-ракетчики не верят, что "Булава" в установленный срок будет доведена до ума. Что происходит с ее испытаниями? С этим вопросом я обратился к руководителю Федерального агентства по промышленности Борису Алешину. Его ответ был лаконичен:
- Сейчас делается все для того, чтобы устранить недостатки ракеты. Больше никаких комментариев.
А вот еще повод для сомнений. Последние годы убеждают: если какой-либо проект корабля в России принят к реализации, это еще не означает, что флот его хоть когда-нибудь получит. Так произошло, например, со строительством сторожевого корабля "Новик", заложенного на калининградском заводе "Янтарь" в 1997 году и пышно названного "кораблем XXI века". Проект на полпути прихлопнули, признав ошибкой. Правда, перед этим затратили на него около 2,5 млрд. рублей.
Но во все новых и новых грандиозных идеях недостатка нет. Недавно главком ВМФ адмирал Масорин, заявил, что в России к 2015 году планируется построить атомный авианосец водоизмещением 50 тыс. тонн и с 30 самолетами и вертолетами на борту. По мнению уже упоминавшегося адмирала Балтина, это чистейшей воды утопия. И так считают очень и очень многие специалисты. Ведь чтобы построить авианосец к указанному сроку, его надо вот-вот закладывать на верфи. По крайней мере в ближайшие годы наш военный бюджет такие гигантские расходы не потянет.
В общем, утешаться остается хотя бы тем, что ВМФ РФ все же потихоньку пополняется. Адмиральскими катерами из красного дерева. К тому же со спальнями. А в них какие только сны не приснятся...
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Адмирал флота Иван Капитанец, бывший первый заместитель главкома ВМФ СССР:
- Флот строит не главком, а государство. В принципе авианосцы иметь было бы неплохо. Но на государственном уровне, насколько мне известно, таких задач не ставится. А насчет "Альбатроса"... У меня в свое время был стандартный катер давней советской постройки. Никаких неудобств я на нем не испытывал.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На днях в Москву из Каспийска доставлен уникальный экраноплан "Орленок". Построенный в советские годы, он далеко опередил любые зарубежные аналоги. Теперь "Орленок" будет переоборудован в музей. Вряд ли это событие вызовет радость у военных моряков. Экранопланы типа "Орленок" создавались для переброски морских десантов. Всего было построено пять таких со взлетной массой 120 тонн. Самолетокорабль так и не был принят на вооружение. Уникальный проект закрыли за неимением финансовых средств.


Адмиральский час (ист.), -
выражение,появившееся при ПетреI и
означающее период предобеденного отдыха
(Военно-морской энциклопедический словарь)

Норд дул противный и влажный. Это летом он хулиган-мальчишка, бьющий стёкла, задирающий подолы платьев у молодых женщин, заставляющий их прижимать платья и даже приседать.

Он и сейчас пытается быть хулиганом, но окна закрыты, а женщины все в пальто или плащах. Вот и гонит он перед собой серые влажные тучи. Тучи оседают серебреными капельками на хвое сосен. А ветер, своим очередным порывом сбрасывает их мне за шиворот. Зябко, мерзко, а если точнее, просто холодно на этой горке. Внизу море серое и неприветливое.

Тучи убегают туда, где должен быть Нарген. Не видно его. Волн на море особенных нет, ветер-то всё гонит от берега. А в море идёт "вояка". Вот где не соскучишься. Он идёт вдоль волны и качка на нём, вероятно, изрядная. На базу идёт. Сейчас отшвартуется у причала и поспокойнее на нем станет.

Пришлось единожды побывать на военном судне. Школу юных моряков, по выражению наставников школы - оморячивали. И в день выхода в море был, если и не шторм, то свежий ветер наверняка. Мало приятное ощущение валкой палубы под ногами. И буханье волн в борт. А на мостике и того интереснее. Водяная пыль, почти мгновенно, залила мои очки. И фотографировать в темпе пришлось. Сфотографировал - аппарат спрятал.

И мне на базу надо. Приглашал уж давно меня мой хороший знакомый к себе на пароход. "Если тебя пропустят," - оговаривается он.

Вот и попытаюсь прорваться. А пароход-вон он стоит. На борту, по всей высоте АЛИ АМИРОВ. Белая надпись на чёрном фоне борта. На палубе - ярко-оранжевая вышка. Она совсем не красит корабль, но ведь кому-то надо и с этим работать.

Внизу ветер хоть и не бросает в меня капли, но гудит в сложенных трубах. Это почти концерт для ветра на трубах и с завыванием в проводах.

Унылая стена портобазы, ворота, но они закрыты, и дверь в проходную. Вот её-то и надлежит пройти мне.

Дверь открывается с трудом, зато с большим удовольствием захлопывается, защемляя заднюю (заднюю - это, чтоб вы похихикать могли) ногу. В проходной - унылый свет и унылый вохра пьёт тоже как-то уныло чай.

Не смотрю на охранника, делаю вид, что я свой. В голове крутится тормознёт-не тормознёт. Но он пьёт чай.

Дверь, которая по другую сторону проходной легко распахивается, зато закрывается только с третий попытки. Ветер гонит меня к пирсу. Под ногами уже и не асфальт, а доски пристани-причала. Они такие гулкие, и сразу вспоминается купальня, где мы ходили специально топая. Впереди "Али Амиров". Только краешки букв и видно.

Трап, а у трапа никого. Но когда подхожу и ставлю ногу, чтоб подняться наверх, из-за борта появляется голова вахтенного, от ветра прячется.

"Что надо?" Объясняю. "А командира нет. Он в управление ушёл".

Вот теперь и я буду звать его - КОМАНДИР. Всё лучше, чем просто по имени или даже по имени-отчеству. Звучно получается и по делу.

Ну, что ж не повезло. Иду в конец пирса, посмотреть, что этот "вояка" вытворяет. А он собирается стать на бочку. Это когда судно, оставаясь на рейде, не становится на якорь, а крепит швартовые к бочке предварительно заякоренной.

Вот и пытается швартовая команда, в оранжевых жилетах, завести концы на бочку. Волна ялик так бросает, а сидящие в нём, просто боятся. Ничего не получается. Только подойдут к бочке, как волна отбрасывает. Вот и мучаются.

Посмотрел-поглазел. Пошёл назад, а Командир навстречу идёт. Руки для объятий расставил. Обнимаемся. "Как прошёл?" - "Так приглашал!" - "Ну, пошли!"

Поднимаемся по трапу. Рапорт вахтенного. Такой простой, совсем не по-военному звучит, но всё же понятно, что произошло на судне за время отсутствия командира.

"Тебя спрашивали, командир,"- и кивок в мою сторону. Командир руку вахтенному пожал, меня в дверь протолкнул, и мы внутри. И сразу окружили корабельные запахи. Свеже-покрашенные переборки (так стены называются), горячее масло, немного осталось от моря и что-то ещё в этой смеси такого неповторимого и хорошо знакомого. А, что вспомнить так и не смог.

На судне тишина, только где-то глубоко внизу бухает кувалда. И палуба под ногами пританцовывает. Метр вперёд, метр в сторону. Не хочу ни с чем сравнивать судно у причала стоящее. Всё уже было. Был и конь в стойле стоящий, был и воин в бой рвущийся. А он просто стоит у причала и движок, где-то работает, кувалда бухает, волна в борта не слишком ласково шлёпает. "Адмиральский час!"- пояснил Командир. Что такое это за час такой, потом узнал.

По ковровой дорожке (ведь это надо же) проходим в командирскую каюту. Простенько, и со вкусом, как говорится. Два помещения (хотел написать - комнаты) в одной койка - спальня, а в другой стол-стулья, и гостей принимать можно. По словам Командира к его каюте и туалет с душем пристроили. По требованию министра, который посещал "Али Амирова"

Всё показал, объяснил.

"Идём, пароход покажу." И мы идём по каким-то переходам-коридорам. И поднимаемся в святая-святых. В ходовую рубку. Можно сказать, и рулевую рубку, ошибки не будет. И то, и то правильно.

Командир с таким азартом, восхищением и упоением рассказывает о своём пароходе, что у меня просто слюнки текут.

Прямо под рубкой основание вышки и ещё какие-то непонятные приспособления и механизмы. "Водолазный колокол", - объясняют мне. Чтоб показать возможности судна включают какие-то приборы. В рубке всё начинает светиться и подмигивать огоньками. Интересно-то как. Но тут зуммер телефона. Вахтенный, а он главный сейчас в рубке, поднимает трубку. -"Командир это тебя. Уже ждут в кают-компании."

Я понимаю, экскурсия закончена, пора и честь знать.

"У нас сейчас обед," - объясняет Командир - "я приглашаю тебя. Не отказывайся. У нас не принято гостей отпускать голодными."

Опять переходы-коридоры. И опять каюта Командира. Руки мыть. И опять переходы. У одной из открытых дверей Командир приостанавливается, и внутрь помещения:"Нуш олсун! Приятного аппетита, ребята!" В ответ, почти хором:" Спасибо, Командир." Здесь команда принимает пищу. Столовка, значит.

Два-три метра и другая дверь. За нею помещение вдоль борта с окнами на море, на корабле нет окон - значит иллюминаторами на море. Сейчас, правда, только горка видна. Оттуда я спустился.

Переборки, а не стены вовсе, под дерево отделаны. Длинный стол. Люди в форме. Сидящий во главе стола встал, уступая место Командиру.

"У нас гость. Это мой старинный друг,- (дальше по имени-отчеству. Это он меня так представил).-"Прошу любить и жаловать." Сразу зашевелились за столом - место по левую руку от Командира, с ним рядом для меня освободили, столовый прибор поставили. Тихо за столом, вполголоса разговаривают. Матрос в белом переднике принёс супницу. Кто-то сидящий рядом (было видно - отработана система) начал разливать суп по тарелкам. Первая Командиру. А он мне уже её передал. Так в тишине и разлили супчик. Только разливная ложка постукивала.

"Приятного аппетита!"- это Командир. "Спасибо!"

Только начали пробовать первое - дверь открывается. Опоздавший: "Разрешите." И молчаливый разговор Командира с пришедшим.

"Всё в порядке. К вечеру закончим."

Видно это они кувалдой бухали. Только закончили с первым, тот же матрос второе принёс. Только уже по тарелкам разложенное. И опять первая тарелка Командиру, а он мне.

Только закончили со вторым, как: "Командир, разреши покинуть?" - "Да, конечно" Торопится. Ему видно работать надо.

А нам ещё и компот принесли. Потом повисла пауза. И отобедали уже, и вставать из-за стола надо бы. А сидят, ждут чего-то. Приходит матрос - посуду убрать. Командир ему: "Спасибо. Всё вкусно было!" Только тогда заговорили вставая.

Прошли опять в командирскую каюту. Посидели, вспоминая обо всём, что было у нас общее. И опять Командир с восторгом, тем самым восторгом, с которым он рассказывал о корабле, рассказывал о внучке.

Попрощались, и он пошёл проводить меня. Вместе со мной вышел на палубу, ещё раз пожали руки. И я сошёл по трапу на пирс. Оглянулся, а он уже заходил во внутрь своего парохода. Вояка всё-таки встал на бочку (а может - стал?). Носом к волне. Внутри, небось, спокойно стало.

Рецензии

Вот ответ из ВИКИПЕДИИ.

«Адмира́льский час», также адмиралте́йский, - в русском языке укоренившееся со времён Петра I шуточное выражение, обозначавшее час, когда следовало приступать к водке перед обедом. Также фразеологизм, означавший полдень, время завтрака или раннего обеда.

Как сам Пётр, так и его сподвижники - сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, - прерывали заседания присутствий для обеда в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили выпить рюмку водки в новые для того времени ресторации - австерии.

Выражение употреблялось в шутку теми, кто хотел дать знать другим о своём желании выпить рюмку водки: он говорил, что «адмиральский час» наступил или прошёл.

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов. Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904).

Глава 12. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧИН По прибытии на Восточное побережье кэптен, миссис Нимиц и Мэри сначала нанесли визит родителям миссис Нимиц, которые тогда проживали в Уэллфлите, на полуострове Кейп-Код. Нэнси посещала Си-Пайнс, частную школу в близлежащем Брустере. Кейт, к

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

Из книги Автопортрет в лицах. Человекотекст. Книга 2 автора Бобышев Дмитрий

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС Парочку эту я встретил потом, и в одетом виде, в Москве, совершенно случайно. Хорошенькую Дуньку, правда, украшал ещё и синяк под глазом, но она была так же непосредственна. Синяк на такой славной мордочке меня возмутил, и я наорал на Хвоста, объявив Дуньку

Сырный рулет с начинкой из креветок «Вице-адмиральский»

Из книги Блюда из сыра автора Треер Гера Марксовна

Салат «Адмиральский»

Из книги Новейшая кулинарная книга автора Арефьева Н. Е.

31. "АДМИРАЛЬСКИЙ"

Из книги 100 рецептов тортов автора Коллектив авторов

МИКЛОШ ХОРТИ И ИШТВАН БЕТЛЕН. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

МИКЛОШ ХОРТИ И ИШТВАН БЕТЛЕН. АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС Миклош Хорти и Иштван БетленПосле окончания Первой мировой войны маленькой Венгрии особенно «повезло». Помимо проблем, связанных с поражением и развалом империи Габсбургов, венграм пришлось расхлебывать еще и кашу,

Адмиральский удар

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Адмиральский удар Эта почти невероятная история может показаться кому-то очень занятной выдумкой, специально рожденной досужими писателями и опытными историографами на потеху праздной публике. Тем не менее, все, о чем здесь рассказано, происходило на самом деле и

Адмиральский проезд

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Адмиральский проезд Проезд с таким именем находится на острове Декабристов между улицей Кораблестроителей и Морской набережной. Названия нескольких проездов на Васильевском острове и на острове Декабристов обусловлены близостью к Финскому заливу. В их числе и

АДМИРАЛЬСКИЙ ПРОЕЗД

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

АДМИРАЛЬСКИЙ ПРОЕЗД Проезд с таким именем находится на острове Декабристов между улицей Кораблестроителей и Морской набережной. Названия нескольких проездов на Васильевском острове и на острове Декабристов обусловлены близостью к Финскому заливу. В их числе и

Адмиральский час

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Адмиральский час Как пишет исследователь русского языка и этнограф И. М. Снегирев в труде «Русские в своих пословицах», это выражение напоминает «обычай основателя российского флота (Петра Первого. - Сост.) в одиннадцать часов утра после трудов пить водку с сотрудниками

Русский язык полон различных пословиц, поговорок, фразеологизмов и прочих крылатых выражений. Смысл многих из них за годы бытования в русской речи оказался практически утрачен, и далеко не каждый носитель языка сможет без труда "расшифровать" значение того или иного выражения. К таковым можно отнести и словосочетание "адмиральский час", которое сегодня крайне редко можно встретить в письменной и устной речи. Тем интереснее узнать его изначальное значение и историю.

История происхождения

По версии знаменитого исследователя и этнографа Ивана Михайловича Снегирева, происхождение фразеологизма "адмиральский час" является таким: во времена правления императора Петра Первого существовал своеобразный обычай. Около полудня, чаще всего около одиннадцати часов, царь и его подчиненные по адмиралтейству уходили на обеденный перерыв.

В это время они шли в так называемую австерию (или аустерию), питейное заведение, основанное по приказу самого Петра по образцу западных аналогов. В этих заведениях часто отдыхали иностранные гости и российская знать. В австериях подавали русские и иностранные алкогольные напитки. Сам царь всячески поощрял их существование, считая посещение таких заведений залогом сближения сословий в российском обществе.

Первая австерия в Российской империи находилась неподалеку от Троицкой пристани. Ее называли царской, так как именно туда заходил в обеденное время Петр Первый со своими подчиненными. По свидетельствам очевидцев, царь предпочитал в "адмиральский час" выпить рюмку анисовой водки, съесть крендель. После чего курил трубку, играл в шашки и беседовал с другими посетителями заведения.

Именно благодаря этому не совсем обычному ритуалу русского царя и возникло устойчивое выражение "адмиральский час" в значении выпить во время обеда или позднего завтрака. Выражение зачастую употреблялось в шутливой форме, таким образом можно было дать понять собеседнику о своем намерении выпить в обеденное время. Иногда также сопровождалось фразой "джентльмены пьют и закусывают".

Помимо Петра и людей, служивших на флоте, перерыв в одиннадцать часов также имели сенаторы и члены различных коллегий. Они, по примеру правителя, по пути домой тоже посещали австерии и выпивали там рюмку водки.

Приобретение популярности

Настоящую популярность в народе выражение "адмиральский час" получило в 1865 году, тогда была введена традиция выстрела пушки во дворе Адмиралтейства ровно в полдень, благодаря чему этот час и стали называть адмиральским.

В итоге фразеологизм стал означать скорее или позднего завтрака, чем употребление спиртного в первой половине дня, однако в устной и письменной речи все еще можно было встретить оба значения выражения.

В 1872 году знаменитую пушку перенесли в Петропавловскую крепость, а в 1934 году традицию ее и вовсе было решено отменить. Однако в честь юбилея Санкт-Петербурга в 1957 году выстрел снова начали производить ровно в полдень.

Употребление на флоте

Среди людей, служащих на флоте, чаще всего можно встретить выражение "адмиральский час" в значении послеобеденного сна. Перерыв по традиции начинается около 11-12 часов и длится от часа до двух. Традиция не является официальной, однако относительно широко распространена среди личного состава флота.

Практика отдыха личного состава поздним утром и после обеда существует и во многих других странах, включая Великобританию и Финляндию.

Место в языке сегодня

Сегодня крайне редко можно встретить в активном употреблении в устной и письменной речи устойчивое выражение "адмиральский час". Что означает фразеологизм, смогут ответить далеко не все носители языка, независимо от их образования и возраста.

Исключением могут являться разве что жители Санкт-Петербурга и Владивостока, где до сих пор жива традиция полуденного выстрела из пушки. К тому же в Санкт-Петербурге и области в магазинах можно встретить алкогольную продукцию под названием "Адмиральский час", что, безусловно, является отсылкой к изначальному значению фразеологизма. Также выражение все еще употребляется некоторыми матросами и морскими офицерами.

Тем не менее, выражение все еще можно встретить и на страницах всех крупных словарей русского языка, включая издания под редакцией Владимира Ивановича Даля, а также в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона".

Примеры употребления

Встретить выражение "адмиральский час" в наши дни можно, в первую очередь, в литературных произведениях восемнадцатого и девятнадцатого веков. Например, фразеологизм встречается в двух произведениях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: "Пошехонская старина" и "Помпадуры".

Затем, так как наступил уже "адмиральский час", господа чиновники отправились к помещику хлеба-соли откушать.

Также выражение встречается на страницах произведения Алексея Феофилактовича Писемского "Тысяча душ".

Адмиральский час давно пробил — не прикажете ли? Приимите!

В целом, хоть данный фразеологизм и редко можно встретить в повседневной речи современного носителя русского языка, знать его значение и уметь употреблять его в разговоре определенно нужно.