Правописание двойных согласных. Двойные согласные в иноязычных словах 2 правописание согласных в корне

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)

Все слова русского языка состоят из морфем – значимых частей слов. К ним относятся приставки и суффиксы. Корни – это особые морфемы, которые заключают в себе семантику слова. Окончания – это формообразующая часть слова. С помощью нее создаются такие парадигмы, как склонение (у существительных) и спряжения (у глаголов).

Кроме того, именно благодаря флексии в русском языке существуют такие категории, как род и число.

Иногда так бывает, что на стыке морфем образуются двойные согласные. Например, когда корневая морфема оканчивается тем же звуком, с которого начинается следующий за ней суффикс или приставка заканчивается той же буквой, которая начинает корень. На письме это отражается написанием двойных букв, например:

  • Под-держать, камен-ный, домен-ная, рас-сказать, вос-стание, в-вод и др.

Двойные согласные пишутся и в сложносокращенных словах, если первое сокращение заканчивается той же буквой, с которой начинается второе:

  • Главврач, Моссовет и др.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грам пластинка, груп орг, кон армеец.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл - пятибалл ьный, галл - галл ьский, гунн - гунн ский, компромисс - компромисс ный, групп а - групп ка, диаграмм а - диаграмм ка, программ а - программ ка, телеграмм а - телеграмм ка. То же - в собственных именах, например: Канберр ский университет, Канн ский кинофестиваль, Лозанн ская конференция, бонн ское правительство, таллинн ские памятники старины и т. п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл - кристал ьный, финн - фин ский, колонн а - колон ка, тонн а - пятитон ка, финн - фин ка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом - к-а ), оперетт а - оперет ка; в названиях лиц с суффиксом - к , например: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка, Филипп - Филип ка, Эмм а - Эм ка.

Примечание. Следует различать написание слов типа под ержать (приставка по- ) и подд ержать (приставка под- ). Ср.: Под ержать за руку - Подд ержать в трудную минуту.

Примечание 2. В суффиксе - есс-а пишется два с (поэтесс а, стюардесс а, клоунесс а ), в суффиксе - ис-а пишется одно с (аббатис а, актрис а, директрис а ).

В суффиксе - етта пишется два т , например: ариетт а, оперетт а, симфониетт а.
В слове генералисс имус пишется два с .

Частные случаи использования данной орфограммы:

а) Сочетания НН и СС.

Двойные «н» и «с» пишутся тогда, когда корень оканчивается на «н» («с»), а суффикс начинается на эту же букву:

  • С суффиксом -н-: камен-ный (камеНь), длин-ный (длиНа), закон – ный (закоН), ден-но (деНь) и т.д.;
  • С суффиксом -ск — : рус-ский (РуСь), арзамас-ский (АрзамаС);
  • С суффиксом -ств-: искус-ство (но «искусный»).

б) Сочетание СС.

Пишется в глаголах прошедшего времени, основа которых оканчивается на «с». При образовании возвратных глаголов:

  • Спас-ся, нес-ся, пас-ся.

в) Сочетание НН.

Пишется в суффиксах -енн- (-онн-) имен прилагательных, которые образованы от существительных:

  • Соломенный, клюквенный, станционный, информационный, операционный, обеденный и др.

Примечание 1. Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечание 2. Слово «ветреный» пишется с одной «н», это тоже исключение. Однако в однокоренных словах, образованных при помощи приставок, уже согласно правилу пишется двойная «н»: «безветренный», «подветренный» и т.д.

Двойное «н» также пишется в страдательный причастиях прошедшего времени, имеющих при себе зависимые слова:

  • Озвученный на семинаре доклад.
  • Выученное наизусть стихотворение.

Двойное «н» пишется во всех прилагательных, которые были образованы от страдательных причастий прошедшего времени, если они имеют приставки или оканчиваются на — ованный (-еванный):

  • избранные рассказы, переделанные упражнения, невысказанные обиды.
  • зареванный ребенок, балованный ребенок.

Примечание. Исключения: кованый, жеваный.

Двойное «н» пишется в словарных словах «священный», «желанный», «нечаянный», «нежданный», «неслыханный», «невиданный» и др.

Двойное «н» пишется в существительных с суффиксами -ик, -иц, -ость, а также в наречиях на –о в тех случаях, если эти части речи образованы от прилагательных, пишущихся с «нн». Например:

  • нечаянно (нечаянный), взволнованность (взволнованный), воспитанница (воспитанный), коренник (коренной) и т.д.

Ж

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожж и, дрожж и, жж ение, жужж ать, можж евельник и однокоренных с ними. Ср.: возж ечь (воз + жечь) - возжж ешь (воз + жжешь), также возжж енный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг -зж , зд - зж пишется не двойное ж , а зж , например: визж ать (визг), приезж ать (приезд). Ср.: брезж ить, брюзж ать, дребезж ать, мозж ечок и т. п.

Примечание 2. В словах брыж ейка, брыж и пишется только одно ж .

Урок русского языка во 2 классе по теме:

Цели:
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока

  • Организационный момент.

Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У меня для вас сюрприз : к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

  • Актуализация знаний

На доске запись:

Весноймашагуляетпотенистойаллее.

Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)

Что такое аллея ? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)

А встретились ли неизвестные орфограммы? (а лл ея).

Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?

«Правописание слов с удвоенными согласными»

  • Учебник. Слайд

С. 117, правило.

Сегодня на уроке мы должны:

Научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

Выучить правило переноса данных слов.

  • Минутка чистописания:

лл лл

Придумайте слова с удвоенной лл:

аллея, коллектив, иллюстрация, троллейбус

Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:

ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.

Запишите эти слова и запомните правило переноса.

  • Словарная работа

Кроссворд (слайд)

Описание игры:

Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.

Отгадайте загадки.

Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

Как разделить записанные слова для переноса (устно).

Какое слово нельзя перенести? Почему?

Подберите однокоренные слова к слову:

Класс (классная, классики, одноклассники, классно)

  • Физкульминутка.

Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Разминка «Головами покиваем»

  • Закрепление. Дифференцированная работа.
  • Игра «Поймай слово»

Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку с красным цветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, рассказ, машина, русский.

  • Задание для детей , работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).
  • Прочитай.
  • Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?
  • Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали?

Какие задания вам понравились? Почему?

Кто испытывал трудности?

А сейчас послушайте сказку , что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….

(Задание по группам: что же сказала учительница?)


…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:

а тт естат

а тт ракцион

конфе тт и

ко тт едж

о тт енок

о тт епель

Давайте выучим эти слова и мы! тт ).

  • Оцените свою работу

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.

Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.

Я не понял новый материал – красный кружок.

(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)

  • Домашнее задание.

Я предлагаю вам интересную работу.

Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.

  • Учебник. с.117, упр. 188., Р.т. с. 54, упр. 117.
  • Учебник. с.118, упр. 190., Р.т. с. 54, упр. 116.
  • Список слов с двойными согласными (тт ).

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Правописание согласных состоит из 5 основных правил : 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах.

В настоящем конспекте рассматриваются последние два правила (4 и 5). Первые три правила в конспекте .

Двойные согласные в иноязычных словах

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами.

  1. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника и двойные согласные пишем в таких случаях по традиции, например: антенна, грамматика, колосс . Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке, например: аккредитив, апелляция, аппендицит, беллетристика, босс, гиппопотам, дилемма, индифферентный, иррациональный, колледж, коэффициент, пессимизм, симметрия, стеллаж, хлорофилл, эллипс, эссенция, эффект и другие.
  2. Однако с одной согласной пишутся слова: алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, волейбол, галерея, десант, десерт, дилетант, катар, лилипут, привилегия, продюсер, ресурсы, тротуар и др.
  3. В суффиксе -есс- пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе -ис- одно с (актриса, директриса ).
  4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами обычно сохраняются , например: программа - программка, телеграмма - телеграммка, балл - девятибалльный, галл - галльский . Ср.: Каннский кинофестиваль, боннское правительство, Лозаннская конференция и т.п.
  5. Но в ряде слов, а также в уменьшительных собственных именах лиц в рассматриваемом случае пишется одна согласная , например:

а) оперетта - оперетка, колонна - колонка, тонна - трёхтонка, финн - финк а (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-), финский;
б) Анна - Анка, Кирилл - Кирилка, Римма - Римка, Филипп - Филипка, Эмма - Эмка .

Удвоение согласных в русских словах

1. В корнях русских слов удвоение согласных встречается редко. Так, СС пишется в слове ссора , ЖЖ - в словах дрожжи, жужжать, можжевельник и в образованных от них родственных словах: поссориться, жужжание, можжевеловый, дрожжевой и других, а также в слове жжение .

2. Двойное Ж пишется в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут) с помощью чередования: жжешь, жжет, сожжёт и т.д. Сравните: возжечь - возжжённый, возжжёшь .

Примечание . При чередовании зг/зж, зд/зж пишется ЗЖ, а не ЖЖ (вопреки произношению), например: визг — визжать, приезд — приезжать .

3. в разных частях речи.

4. В иных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставки и корня (например, рассказать ), корня и суффикса (туманный ), и тогда написание слов подчиняется морфологическому принципу: мы сохраняем одинаковое написание каждой из морфем. Поэтому следует внимательно анализировать состав слова, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, поддержка, рассвет . Ср.: податься - поддаться. Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). - Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

5. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач (главный врач).

Примечание . В первой части сложносокращённых слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, корпункт .