Особенности обслуживания читателей-детей. Функции детской библиотеки Детские библиотеки типологические особенности

Функция библиотеки - это та роль, которую она играет или должна играть в обществе, проявление свойств, отличающие библиотеку от других социальных институтов и учреждений. Федеральный закон "О библиотечном деле " дает следующее юридическое определение: "Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам " Таким образом, главными функциями библиотеки признаются информационная, культурная и образовательная.

В деятельности библиотеки реализуются ее функции. В отечественном библиотековедении нет единой точки зрения на классификацию социальных функций библиотеки. К 1984 г. утвердились два подхода к определению функций библиотеки: информационный (A.B. Соколов: коммуникативная, познавательная, кумулятивная) и культурологический (В.Р. Фирсов: познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная). М.И. Акилина, Н.В. Жадько, Н.И. Тюлина и др. предлагали свои модификации функций. Учитывая разнообразие точек зрения по этому вопросу, мы предлагаем классификацию функций детской библиотеки в следующем виде: социально-педагогическая, информационная, мемориальная. Эти функции принадлежали детской библиотеке всегда, но, в связи с обострившимися проблемами социального характера, в центр внимания общества выходит духовно-воспитательный потенциал человека, что позволяет говорить о необходимости актуализации социально-педагогической функции. Не вызывает сомнения, что социально-педагогическая функция сегодня имеет особое значение в деятельности детской библиотеки. Основанная на принципах гуманизма, библиотека направлена на помощь, поддержку личности читателя, нацелена на воспитание, образование, развитие человека.

Социально-педагогическая деятельность детской библиотеки реализуется через организацию индивидуальной и массовой работы с использованием различных методов и средств. В качестве субъекта выступают все читатели - дети различных возрастов, семьи с определенными особенностями, требующие к себе равного внимания, но различного (индивидуального) подхода.

Информационная функция прежде всего направлена на удовлетворение читательских потребностей, просветительская же нацелена на их пробуждение и формирование. Особенно эта функция важна для библиотек, работающих с детьми, у которых в силу возрастных особенностей развития многие читательские потребности или не сформированы, или еще не осознанны. Библиотека также самостоятельно занимается обучением пользователей основам информационной культуры, культуры чтения. По мнению Н.В. Жадько, просветительская функция библиотеки как социального института, наряду с мемориальной, является родовой, определяющей специфику именно библиотеки, отделяющей ее от других социальных институтов.

В составе функций библиотеки две части: 1. социальные функции, обуславливаемые внешней средой - обществом; 2. прикладные (производственные) функции, определяемые непосредственно профессионалами. При наличии разных подходов к классификации социальных функций библиотеки есть и объединяющее их начало: 1. признание много(поли)функциональности библиотеки; 2. признание неравнозначности всех функций библиотеки: выделение изначальных неизменных перманентных и соответствующих современной действительности функций библиотеки.

Группы социальных функций библиотеки: главные (сущностные). Определяют сущность библиотеки: ради чего создана. Относятся: 1. кумулятивная (сбор документов); 2. мемориальная (целенаправленная деятельность библиотеки по формированию и сохранению фонда документов); 3. коммуникационная (многосторонняя деятельность библиотеки по обеспечению пользователей документами в виде первоисточников или вторичной информации, способствующая усвоению культурного, интеллектуального потенциала, активизации обращения знаний в обществе).

Производные функции - как социально-коммуникативного учреждения.

1. основные (типообразующие): а) содействие учебной деятельности пользователей; б) содействие профессионально-производственной деятельности пользователей; в) содействие научной деятельности пользователей; г) содействие самообразовательной деятельности пользователей и организации их досуга. 2. явленческие: имеют вторичный характер, их число не ограничено, они наиболее подвержены изменениям. К ним относятся просветительная, воспитательная, производственная, рекреационная (общение, отдых), гедонистическая (удовольствие), идеологическая, досуговая, социализирующая и др. функции.

Детская библиотека - это воспитательно-информационный центр, культурно-образовательный и организационно - досуговый центр.

Библиотека остается практически единственным бесплатным источником информации, местом приобщения к достижениям мировой культуры, выполнения запросов, связанных с обучением, центром культурного развития и главное - общения.

Главное, что детская библиотека должна соответствовать интересам и запросам населения, уметь вписываться в существующие условия, предвосхищать будущее и стать незаменимой, выиграв соревнование с другими социальными институтами."

Детская библиотека - центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

Многие годы каждая библиотека, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым. Сегодня «модным» стало определять «миссию» организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии «миссия», то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань «моде», не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.

Голубева Н. Л. В своём научно-методическом пособии «Детская библиотека: современные проблемы развития» высказала свое мнение о миссии детских библиотек. Миссия детских библиотек, по её мнению, состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Г.А. Кисловская, директор Российской государственной детской библиотеки, в своей статье « Дети ждать не могут» выделила основную цель детских библиотек - это формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

Основные задачи детских библиотек были сформулированы в документе «Концепции библиотечного обслуживания детей в России».

Каждая библиотека ставит перед собой задачу создать необходимые условий для удовлетворения информационных потребностей своих пользователей, при этом она стремится создать равные права и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Итак, миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду.

Основные задачи детских библиотек:

  • > развитие и саморазвитие ребенка;
  • > достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
  • > обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • > обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • > осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг.

Читатели детской библиотеки - дети и подростки (дошкольники и учащиеся по 9кл. общеобразовательной школы включительно). Их библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей..

В детской библиотеке создаётся обычно два отдела обслуживания: для читателей младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и для читателей среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов). Это ещё и обусловлено ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.

Существует общий принцип: для младших детей нужно использовать больше наглядности, для старших – информативности. Чем младше ребёнок и чем труднее ему удерживать своё внимание, тем больше игр, разнообразных наглядных средств (картинки, мультфильмы, различные предметы и т.д.) должно быть использовано в тех формах работы, которые выбирает библиотекарь. По мере взросления ребёнок может дольше концентрировать внимание, поэтому должна возрастать информативность занятий, бесед и т.д.

У маленьких детей (с 1 года до 3 лет) – предметное мышление. Для них книга – это предмет, который можно трогать, теребить, пробовать на вкус. Для этой возрастной группы нужны игрушки и различные книжки-картинки (с картонными страницами без острых уголков, с мягкими и приятными на ощупь обложками, мягкие книжки из ткани). При работе с малышами преобладают зрелищные формы работы – узнавание знакомых персонажей по картинкам, игровые выставки, театральные кукольные миниатюры. Однако этот возраст крайне важен для знакомства с книгой, приобщения к пониманию простейших текстов, пополнения словарного запаса ребёнка, поэтому для маленьких так необходимо выразительное чтение вслух.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста (3–7 лет) является игра. В игре дети учатся общению друг с другом, у них формируется творческое воображение, активно развивается речь. Это период, когда ребёнок начинает ощущать себя личностью.

Привлечение дошкольников к книге и чтению должно идти через игру, которую организовывает и поддерживает взрослый, поскольку сами дети на это ещё не способны. Например, можно водить хороводы, делать вместе с детьми самодельные книги, создать бумажный кукольный театр, в котором разыгрывать уже знакомые детям сказки и т.д. Это не только поможет детям сконцентрировать внимание на определённой книге, но и разовьёт мелкую моторику рук, будет способствовать лучшему развитию речи.

Поскольку дошкольника в библиотеку, как правило, приводят родители, обязательно нужно уделять им внимание, привлекая к совместным занятиям и побуждая к дальнейшим посещениям детской библиотеки.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

В период дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

У детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ведущей становится познавательная, учебная деятельность. После поступления в школу дети ещё долго играют, но игра перестаёт быть основным содержанием их жизни. У них формируется внутренняя жизнь, переживания, не обязательно связанные с внешними событиями. У детей этого возраста доминирующей функцией становится мышление, интенсивно развиваются мыслительные процессы, появляется осознанная потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании. Они начинают размышлять перед действием, поступком.

У детей данного возраста растёт интерес к вопросам устройства мира, значит, библиотекарю стоит предложить им для чтения научно-познавательные книги. В этом возрасте особенно эффективны будут развивающие библиотечные занятия, которые представляют школьную программу с неожиданной, интересной стороны. Дети рады участвовать в различных экспериментах, олимпиадах и КВН, играть в спектаклях по прочитанным книгам, своими руками делать для них костюмы и т.д.

Подростковый возраст (12–15 лет) часто называют затянувшимся кризисом. Границы этого периода значительно варьируются – одни дети вступают в него раньше, другие позже. Ведущей деятельностью в этот период становится общение.

Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной и медиапродукции, отвечающей его меняющимся интересам. В индивидуальной работе следует учитывать специфику возраста, не приемлющего всякого рода наставлений. Читатель-подросток может вступить в общение с библиотекарем, довериться ему в случае большого уважения к его знаниям, опыту и если он уверен, что его поймут. Подростки любят, когда библиотекарь «рассказывает о хороших книгах», «может посоветовать, что почитать», «если книга захватывающая, её можно с ним обсудить». Подросток примет совет только от человека, который в «теме», библиотекарь должен хорошо ориентироваться в литературе, чтобы заинтересовать читателя-подростка.

В чём заключается индивидуальная работа с читателем?

Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого.

Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

Универсальным способом индивидуальной работы является индивидуальная беседа с читателями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида:

беседа при записи читателя в библиотеку;

беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку даёт возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, с её информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Сведения, полученные в ходе этой беседы, библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря».

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы в нём. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подскажет библиотекарю, на чём лучше остановиться.

ПРИМЕР ДИАЛОГА ЧИТАТЕЛЯ И БИБЛИОТЕКАРЯ:

Читатель (девочка, 8 класс) сдаёт книгу А. Беляева «Человек-амфибия»: Очень интересная книга. Я её буквально за три дня прочитала.

Библиотекарь: А тебе больше понравился роман или одноимённый фильм? Ты видела его?

Ч.: Да, я смотрела фильм. Но там не всё совпадает с книгой. Роман мне почему-то больше понравился.

Б.: Беляев вообще увлекательно пишет. Таня, а ты! читала еще какие-нибудь его произведения?

Ч.: Да: «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей»... А у вас есть ещё что-нибудь из его творчества?

Б.: Конечно. Возьми книгу «Последний человек из Атлантиды!». Такой захватывающий роман!.. Лично мне он понравился больше всего из того, что я прочитала у Беляева.

Ч.: Правда? Тогда принесите мне его, пожалуйста. Когда я его прочитаю, поделюсь с вами своими впечатлениями.

Данный диалог включил в себя элементы и беседы о прочитанном, и рекомендательной беседы. Подобные беседы нередко проходят и на младшем абонементе (дошкольники - 4 класс). Как отмечалось выше, именно с раннего детства необходимо прививать любовь к книге и чтению. Этому во многом способствуют беседы диалоги, проводимые сотрудниками младшего отдела с малышами и их родителями.

Беседа о прочитанном. Характер беседы зависит от многих факторов: особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главное - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.).

Типовые приёмы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем:

Индивидуальная работа с читателем требует определённых личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и чёткость решений и действий, творческий подход к работе.

Формы и методы бесед с читателями

В работе с детьми очень важно применение игровых элементов. Как правило, их используют в массовой работе. Применение же игровых элементов в индивидуальном руководстве чтением могло бы дать второе дыхание старым методам. Если библиотекарь вместо «допроса» переминающегося с ноги на ногу смущённого ребёнка предложит ему: «Давай посоревнуемся, кто больше – ты или я – назовём героев из книжки, которую ты прочёл, кто больше вспомнит смешных эпизодов из повести, кто точнее даст характеристику главного героя, кто интереснее придумает повести другой конец и т.д.», то читатель с большим доверием отнесётся к руководителю чтения и будет с нетерпением ждать предстоящую встречу в библиотеке.

Сделать более интересным процесс индивидуального руководства чтением для ребенка помог бы и наглядный материал: литературное лото, плакаты, книжные выставки-игры типа:

  • игра «Кто автор?» - рядом с портретами писателей в кармашки читатель должен вложить карточки с названиями их произведений;
  • географическая карта-игра «Где это происходило?» - нужно отметить на карте место, где происходило действие нескольких книг, обложки которых помещены рядом;
  • игра «Восстанови текст» - разорванный текст или два разных текста вложить в конверт и предложить читателю восстановить написанное, сказать из какой он книги;
  • игра «Ералаш» – можно провести со стихами: строки стихотворений, написанные на отдельных полосках, разделены пополам. Первые слова каждой строки лежат слева, а продолжения – справа. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача читателя разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте.

Часто библиотекари используют в беседе о прочитанном и творческие задания: предлагают нарисовать «иллюстрацию», «досказать» судьбу героя, написать отзыв, рассказать о книге товарищам. Непосредственные суждения, собственные вопросы читателя при обмене книг – важнейший исходный элемент беседы, и к ним библиотекарь должен быть предельно бережным. Поддерживая или опровергая мнение читателя, подключая к разговору и других читателей, библиотекарь может оказать не меньшее влияние на его читательскую деятельность, чем прямой постановкой вопроса, которую современный подросток воспринимает часто как покушение на его свободу, контроль за его чтением.

Важным звеном индивидуального общения с читателем являются отзывы о прочитанном. Они используются в библиотеке как активное средство рекомендации литературы широкому кругу читателей. Сбор отзывов часто практикуется в библиотеках, обслуживающих детей, и нередко связан с подготовкой конференций, обсуждений, встреч с писателями.

В работе с читателями-подростками используются и игровые приёмы. Чаще всего это игры-путешествия, когда требуется ведение дневников, написание писем сверстникам и др. Такие отзывы-сочинения дают возможность проявиться фантазии ребёнка, одновременно они выявляют его знания, познавательный и духовный опыт.

Многие детские библиотеки составляют специальные памятки, как лучше написать отзыв. В зависимости от индивидуальности подростка предлагается тот или иной вариант письменного высказывания. Отзывы-отклики можно поместить в специальные папки, на стендах под такими названиями: «Удивительная встреча», «В этой книге я нашёл себя», «Эта книга мне понравилась».

У читателей младшего возраста отзывом на книгу может стать и рисунок, нарисованный после прочтения книги. В детской библиотеке эти рисунки традиционно используются на стендах-выставках, а также при оформлении книжных выставок. Мы рисунки размещаем в газете «Страна Читалия» и на сайте нашей библиотеке.

Таким образом, в работе с читателем библиотекарь использует все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Что такое «руководство чтением»?

Руководство чтением - целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек. Оно основано на принципах дифференцированного подхода к читателям, систематичности.

Руководство чтением базируется на изучении и учёте читательских интересов и потребностей и осуществляется различными формами и методами индивидуальной, групповой и массовой работы, а также через справочно-библиографический аппарат библиотеки, систему рекомендательных библиографических пособий, систему наглядной пропаганды литературы, открытый доступ к фондам, средствами массовой информации, через наиболее подготовленных читателей.

Эта деятельность включает:

  • помощь читателям в выборе произведений печати и других документов, информацию о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей;
  • подбор и рекомендацию литературы по теме читательского запроса; содействие формированию новых читательских интересов и потребностей;
  • помощь читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг (систематическая пропаганда библиотечно-библиографических знаний, обучение читателя методам ориентации в библиотечном фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки);
  • помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, анализ отзывов читателей о книге, их выступление на читательских конференциях, обучение читателей методам рационального чтения).

Индивидуальное плановое чтение - наиболее распространённая и действенная форма руководства чтением. Здесь используются планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения, которые разрабатываются библиотекарями по желанию читателей.

Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе:

  • типовых планов чтения, которые создаются после анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей (например, списки по любимым сериям книг «Романы для девочек», «Детский детектив», «Любителям ужастиков», «Фэнтези – это серьезно» и т.д.);
  • аннотированных списков литературы типа «Что читать дальше?» В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
  • составления индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий. Например: план чтения «Страна фараонов» (6 класс); «Путешествуем по Японии» (7 класс).

В России существует широкая сеть общедоступных библиотек, бесплатных для пользователей. Именно этот социальный институт является самой мощной и эффективной поддержкой чтения населения, в том числе и подрастающего поколения.

Органы законодательной власти всех уровней формируют правовую базу деятельности библиотек, обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных детских библиотеках, закреплено в Федеральном законе “ О библиотечном деле” (1994 г.) и отражено во многих региональных законах.

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением и выдачей читателям произведений печати, а также информационно - библиографической работой.

Детская библиотека - внешкольное учреждение, работа которого направлена на воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читателями детской библиотеки являются в основном учащиеся 1-8-х классов (7-14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

Детские библиотеки обслуживают читателей дифференцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

Первые детские библиотеки в России начали создаваться во второй половине XIX в. на средства педагогических и культурно-просветительских обществ, частных лиц (библиотека в Кронштадте для детей моряков, библиотека Бередниковой в Москве, детская библиотека в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.). После победы Октябрьской революции повсеместно начали создаваться самостоятельные детские библиотеки как библиотеки социалистического типа.

Одним из инициаторов организации данного вида библиотек была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек. За годы Советской власти сеть детских библиотек непрерывно росла. На 1 января 1971 в СССР насчитывалось 6498 детских библиотек. Кроме того, детей обслуживали школьные библиотеки и детские отделения массовых библиотек для взрослых, которым детские библиотеки оказывали методическую помощь. Республиканские и областные детские библиотеки выпускали рекомендательные библиографические указатели для детей и руководителей детского чтения, методическую литературу, вели информационную и справочно-библиографическую работу. Всесоюзным центром методической помощи являлась Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.

Читательское развитие детей школьного возраста стало привлекать внимание специалистов с самого начала деятельности самостоятельных детских библиотек. Появление специализированных библиотек для детей свидетельствовало о создании предпосылок для концептуального осмысления их деятельности как центров чтения. На формирование теоретических основ руководства чтением детей в библиотеке и семье существенное влияние оказали работы, в области библиографии литературы для детей - указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е.Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.) и другие издания.

Своеобразным центром библиотечно-библиографической работы была детская библиотека М.В. Бередниковой в Москве. Деятельность этой библиотеки оказала большое влияние на разработку теории и методики руководства чтением.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками. Специализированные детские библиотеки могут быть:

Государственными библиотеками со статусом юридического лица: республиканские, краевые, областные детские и детско-юношеские библиотеки (далее - центральные региональные библиотеки);

Муниципальными библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы);

Структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотек и библиотечных систем, в основном публичных.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

1. Федеральный уровень.

Федеральное государственное учреждение культуры - Российская государственная детская библиотека - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей.

Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей.

Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем - Правительством Российской Федерации.

2. Уровень субъекта Российской Федерации.

Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи - дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

Формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

Организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;

Оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.

Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы, центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, координирующие деятельность различных учреждений и организаций, занимающиеся проблемами детского чтения; как информационная база для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.

Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:

Поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;

Проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;

Полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;

Сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;

Проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;

Внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно - информационного обслуживания детей в регионе;

Укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.

3. Муниципальный уровень.

Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

Основные задачи:

Организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребенка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;

Формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;

Сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности МДБС с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

«Руководство для детских библиотек России» (далее - Руководство) содержит основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей; показатели их деятельности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которые рекомендуются Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в целях сохранения, развития и совершенствования библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

Современная детская библиотека, реализует в обществе миссию поддержки и представления опыта нового поколения детей культуре. В системе институтов для детей, детская библиотека подтверждает свою уникальность в решении проблемы, которую И.С. Кон представляет как проблему преемственности и обновления культуры, проблему межпоколенческой трансмиссии культуры. Чтение -- одна из сфер деятельности ребёнка, обеспечивающих его развитие, образование, социализацию. История детского чтения -- в равной степени, история отношения к читающему ребёнку -- история взаимодействия детей и взрослых в культуре.

Детская библиотека как форма коллективной памяти сохраняет и созидает систему передачи традиций новым поколениям. Наряду с этим, детская библиотека выступает в современной культурной ситуации презентационной средой деятельности новых лидеров культуры -- детей. Детская библиотека как живой, развивающийся организм, усложняется для того, чтобы стать не только адаптивной, но и инновационной средой. Детям необходима открытая пластичная сфера, где есть возможность самостоятельности, свободы и творчества. Детская библиотека не только предлагает модели выбора ценностей, но и создаёт условия для экспериментирования в освоении новых способов взаимодействия с окружающим миром.

В настоящее время детские библиотеки привлекают детей и подростков. Прежде всего, они предоставляют информацию, в том числе информацию вторично-документального уровня. Печатные источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, предоставляют возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий. Они обеспечивают разностороннее чтение. Библиотека - единственное неангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы) различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.

Библиотеки не только предоставляют пользователям информацию о книгах и иных печатных (и не только) материалах. Располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также профессиональным умением осуществлять этот поиск с одновременным анализом и отбором, они уже давно делают это не только на основе своего фонда. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.

Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:

· Ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;

· Национальные и международные выставки детской книги;

· Выставки работ художников детской книги;

· Читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков; программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;

· Программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан. Например, оригинальный проект Ростовской областной детской библиотеки «Волонтёры книжной культуры».

Библиотека не должна выполнять функции литературного архива только для узкого круга специалистов и читателей, поэтому редкие документы, архивируются в электронной форме (фотографии, рукописи, реликвии), подлинники же передаются в ЦГАЛИ и или возвращаются в личный архив писателя. В Фонд поступают полнотекстовые документы (рассказы, воспоминания, свидетельства), аудиоматериалы (передачи на радио, интервью), фотодокументы, копии рукописей.

Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

Развитие современной детской библиотеки невозможно без взаимодействия с детьми. Цель подобного взаимовлияния -- создание пространства, где самостоятельность творческого поведения будет сопряжена с освоением уже созданных образов мира и выбора новых способов миропонимания. Детям и подросткам необходима среда созерцания и сознания подобного творчества, среда, где общение со сверстниками и взрослыми подвигает к развитию. Пространство детской библиотеки открывает ребёнка как лидера культуры, создаёт для него стартовую позицию для освоения и присвоения событий в культуре. Эти свойства позволяют проявить уникальную природу самой детской библиотеки как события в современной культуре.

Детская библиотека является одновременно пространством “между” школьником и культурой, обеспечивающим их взаимодействие. Пространством, аккумулирующим последствия деятельности школьника в культуре. Пространством, предъявляющим школьнику его ценность как деятеля культуры в процессе генерирования идей о себе, продуцирования смыслов.

Воспользуемся определением, данным П. Флоренским “Пространство -- не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само -- своеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение”.

Пространство детской библиотеки -- реальность фундаментальной культуры, хранящаяся для нового поколения в книжных и электронных изданиях. Эпизод или система взаимодействия с данной реальностью создаёт сферы для репродуктивной или творческой деятельности детей в культуре.

Современная детская библиотека, чтобы быть средой принятия детей -- деятелей (субъектов) общества, осмысливается как современный институт, действующий в культуре. Изменились условия взаимодействия ребёнка с культурой и условия её восприятия, поэтому детская библиотека сегодня привлекает к себе внимание особенностью положения, она стремится расположиться на границе разных типов культур. При этом, как открытая и пластичная система, позволяет обнаруживать современному ребёнку “точки” перехода, перетекания, сосуществования и конфликта между культурами и их субъектами. Школьник, читающий и нечитающий, в пространстве детской библиотеке переживает опыты диалога в культуре, что особенно важно в переходном периоде.

Детская библиотека, принимает идеи нового поколения читателей, создаёт условия для их воплощения, развития, отражает их значимость.

Итак, современность детской библиотеки позволяет нам рассуждать о двух важных аспектах её деятельности. Создание и сохранение в детской библиотеке культурного наследия и предъявление его на разных носителях (аудио, видео, электронных и книжных) в системе современных ценностей. Библиотека хранит, консервирует и одновременно проявляет через определённый поток документов события в культуре. Наряду с этим, моделирует новые системы взаимодействия с электронными носителями и в электронной среде, одновременно продвигая приоритеты отношения к книжным изданиям. Детская библиотека готова принять и поддержать опыт миропонимания современного ребёнка, развивающегося в иных условиях.

Если спросят то РГБ создана в 1862,РНБ в 1814

Под типологией библиотек понимается метод научного познания в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Типологизация – процесс разделения.Типология – результат.

Проблемой типологии занимался Брюсов. Он создал свою типологию библиотек:

Школьные

Политпросветские библиотеки(ПУБЛИЧНЫЕ)

В 30-е годы(1934) состоялась всесоюзная библиотечная перепись. По результатам этой переписи выдлялись следующие библиотеки:

Массовые

Научные библиотеки

Библиотеки профтехучилищ

Детские библиотеки

Теоретическую разработку проблемы продолжил Потапов. Он предложил разделить библиотеки на специальные и универсальные. Его типология в 30-е годы не была принята,так как в его основу были положены не верные типы.

В 40-е И.М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов:общеобразовательные,научно-исследовательские,производственные, учебные.

В 50-60-е О.С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательскому назначению, выделяя основные типы библиотек: массовые, научные и специальные.

В 70-90-е годы на страницах сборника «Научно-технические библиотеки СССР» проблеме типологии библиотек была посвящяна специальная дискуссия,в ходе которой выдвигались различные концепции. Библиотеки делились на массовые и начуные, общие и специальные, универсальные и специальные,публичные и ведомственные,научные и детские.

Из множества неравноценных по своему значению признаков необходимо выделить признак,способный отразить основную сущность библиотеки как социального института т.е. первичный по отношению к дополнительным, производным признакам. Таким требованиям больше всего отвечает общественное социальное назначение библиотеки .Этот признак определяет необходимость функционального подхода к типизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библиотеки и различать библиотеки прежде всего по функции, т.е. характеру, содержанию, направленности деятельности билиотеки, в свою очередь, определяемыми характером удовлетворенных информационных потребностей.

Типы библиотек

1. Национальные

2. Специальные

3. Универсальные

Типы библиотеки – разделение библиотеки по наиболее важному существенному признаку. Главным признаком библиотек является социальное значение.

Виды библиотек – это разделение библиотек по ряду признаков.

1. Географический или территориальный. В соответствии с этим признаком библиотеки делятся: городские, републиканские, сельские, краевые.

3. Ведомственная принадлежность. Библиотеки академии наук РФ,Библиотеки министерства культуры, промышленные библиотеки минестерств и ведомств.

4. ПО составу фонда. Библиотеки иностранной литературы,бил. Периодической печати.

Типология – это учение и отипах и видах библиотек. В настоящее время выделено три вида билиотек:

1. Национальные библиотеки.

Этот вид библиотек выделен в 90-е годы 20 века Карташовым, так как это самая важная библиотека для страны.

Типологические особенности национальных библиотек:

Сбор и хранение информации

Организация международного сотрудничества

Организация международного книгообмена

Проведение международных симпозиумов и конференций.

2. Универсальные библиотеки.

Отличаются между собой по территориальному признаку. Они делятся на след. Виды:

Универсальные публичные библиотеки(городские, районные, сельские)

Универсальные научные библиотеки(библ. Обслуживающие крупные территориальные республики, край, область)

Типологические особеноости универсальных научных библиотек .

Универсальный состав фонда,обслуживание практически всех категорий читателей, ведение краеведческой работы, универсальный справочно-библиографический аппарат, методическая деятельность к ниже стоящим библиотекам.

3. Специальные библиотеки.

Бибилотеки общественно-политического профиля(инион ран, госуд. Публ. Историческая библиотека,гос. Научн. Педагогическая библ. Им. Ушинского.)

Библиотеки естественно-научного профиля(библиотека по естественным наукам бенран,цнсхб, научная медицин. Библ.)

Научно-технического профиля

К типологическим особенностям специальных библиотек относятся отраслевой или межотраслевой состав фонда, обслуживание специальной информацией, специальной библиотекой руководит специалист в данной области.

В настоящее время проблемы Типологии библи. Продолжают разрабатывать Столяров, Акилина.

Ю.Н. Столяров предложил разделить библиотеки на два типа:

1. Личные(свои бибиотеки)

2. Общественные(государственные)

На данный момент остро стоит вопрос об учебных библиотеках, чтобы выделить их в отдельных тип.

Национальная библиотека – это главная библиотека государства.

Специфику социального назначения НБ, таким образом, составляет государственность, под которой понимается система прзнаков, вкл.

Подчиненность социальным, культурным и политическим интересам государства в целом

Финансовую и административную принадлежность государству

Общегосударственный, т.е. неограниченный географическими, ведомственными или иными рамками, масштаб деятельности.

Каждый из этих признаков в отдельности может быть присущ и другим библиотекам. Но в неразделимой совокупности они свойственны только НБ.

Основные функции НБ.

Все функции НБ можно разделить на:

Типологические

Первой типологической функцией НБ является формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и вечности хранения, создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания.

Дополнительные

Многие НБ комплектуются неопубликованными документами: рукописями, отечественнными диссертациями, материалами по культуре и искусству и др. Но эта функция не является типологической для них, поскольку обеспечение государства такого рода документами является задачей архивных учреждений. Поэтому формирование фонда рукписей должно быть отнесено к числу дополнительных функций.

РГБ отвечает за ретроспективный учет отечественных документов.

Дополнительной функцией является функция центрального отраслевого органа научной информации в области культуры и искусства. Возложена на РГБ.

Эта функция представляет собой продолжение двух главных(типологических) функций – создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания. Реализуется она на основе фондов и справочного аппарата РГБ и обеспечивает интенсификацию использования информационного потенциала РГБ путем:

Организации информативного обеспечения широких кругов ученых, специалистов практиков, работников органов управления в сфере культуры

Использования форм научно-информационной деятельности, свойственной ранее преимущественно органам научной информации(подготовка и распространение обзорноаналитической информации, создание и эксплуатация отраслевой автоматизированной информационно-поисковой системы.)

Следующий комплекс функций НБ связан с обслуживанием читателей, котрое строится на сочетании 2 принципов:

Общедоступности

Приоритетности

Нб главная публичная библиотека страны, она не только предоставляет свои фонды для использования, но и раскрывает их содержание средствами библиографической информации. Для смягчения противоречия статуса НБ как публичной библиотеки и мемориальным характером ее социального назначения она должна в общей системе библиотечного обслуживания общества служить инстанцией, к которой прибегают преимущественно, когда ресурсы других библиотек не могут удовлетворить потребности читателей.

Участие НБ в развитии библиотечного дела страны представлено 4 функциями:

Централизация библиотечных процессов(катологизация, книгообмен, систематизация)

Координация деятельности библиотек, методическая работа(в том числе стандартизация в области библиотечного дела и библиографии)

Повышение квалификации библиотечных работников

Методическая функция заключается в разработке, внедрении и совершенствовании основных методических принципов деятельности библиотек страны, обеспечивающих единство исполнения основных библиотечных процессов, без которых невозможны взаимоиспользование их ресурсов и гарантия высокого качества.

В настоящее время тип НБ находится на стадии развития, которое выражается во первых в укреплении ее основной разновидности – общегосударственных универсальных НБ и во вторых в формировании 2 новых разновидностей НБ: региональных универсальных и общегосударственных специализированных. Сфера ответственности за реализацию социального назначения региональными НБ определяется границами территории отдельных республик федеративного государства, специализированных – отраслями знания.

Отраслевые НБ по общественным наукам и по науке и техникесуществуют в Австралии. Выполняемая этими библиотекамив рамках определенных отраслей науки роль отвечает критерию государственности, присущему социальному назначению НБ: их деятельность подчинена интересам государства в целом, они финансируются государством, их ответственность не ограничивается каким-либо регионом. В РФ к специализированным по такому принципу НБ могут быть отнесены ГПНТБ, государственные центральная научно научно медицинская и сельскохозяйственные библиотеки.

Расчленение типа НБ идет не только по отраслевой специализации, нопо территориальному разделению ответственности. Региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская библиотека, деятельность которой подчинена социальным, культурным и политическим задачам конкретной республики в составе РФ.

Региональные НБ обслуживают и представляют интересы всего многонационального населения, проживающего на территории республики.

НБ- это главная универсальная или специализированная библиотека государства или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности государства или республики в национальных и мировых документах путем реализации охарактеризованных выше функций.

Универсальная библиотека – главная крупнейшая публичная библиотека территории(края, области, района, села) создается как правило по административно-территориальному признаку и обслуживает потребности в информации население и организаций этих регионов.

Социальное назначение УБ- гармонизация всех основных социальных функций. Важнейшая роль этих библиотек состоит в содействии гармоническому всестороннему развитию читателей, формированию у них гражданственности и духовности, помощь читателям в проведении свободного времени, опосредованном общении т.е. досуговая и гедоничнская функция, в том числе образовательная, культурно-просветительная, информационное обслуживание науки и производства.

Краеведческая(региональная) функция УБ-это ее типообразующая, сущностная функция. По отношению к региональным, краеведческим проблемам УБ универсальны. В региональных рамках УБ делают то, что отличает их от других. В остальном, они являются не абстрактно (абсолютно) универсальными, а сознательно специализированными. Именно с кругом выполняемых функций, а не составом фондов связан статус УБ. Это является основой для типологичской характеристики УБ и совершенствования конкретных направлений ее деятельности. Универсальность здесь прежде всего функциональная а не тематическая.

Ее функции тематически специализируются с учеом местных условий и имеющихся в регионе библиотек других типов и видов.

УБ- это публичная библиотека, удовлетворяющая разнообразные читательские потребности и содействующая свободному всестороннему развитию личности, повышению образовательного и профессионального уровня читателей, имеющая универсальный фонд, выступающая культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ делятся на научные и массовые.

В рамках 2 видов УБ дальнейшее деление по админимстративно-территориальному, ведомственному признакам,возрастному составу читателей и статусу библиотеки. По вервому признаку выделяются региональные и местные библиотеки(областные,краевые,городские, сельские,районные)по второму-библиотеки государственные, профсоюзные и другие, по возрастному составу читателей-библиотеки для взрослых,детские и юношеские.В зависимоти от статуса, т.е. значений и функций, выполняемых по отношению к другим библиотекам,УБ могут быть отнесены к центральным, головным(опорным) и филиальным.

Универсальные научные библиотеки(УНБ)

Суть различий между научными и массовыми библиотеками лежит в разном отношении читателей к книге. Деятельность УНБ направлена на удовлетворение информационных потребностей читателей, связанных с научно-иследовательской работой, расширением профессиональных знаний и повышением квалификации лиц с высшим образованием во всех сферах общественной и производственной детельности.

УНБ- библиотеки регионального(областного и краевого) значения, офицальное их наименование – областные(краевые) УНБ. Их формирование началось более 150 лет назад. Они возникли как губернские публичные библиотеки. Общим в их развитии на протяжении 19-20 веков была связь процесса становления и развития библиотек с внутренними потребностями региона.

Отличительная особенность ОБ-наличие максимально полного в соответствии с масштабами своей деятельности и универсального по тематике фонда.

Краеведческая функция- типообразующая сущностная функция,определяющая сферу ответственности ОБ в общегосударственной системе распределения обязанностей по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих местных изданий, а так же информации о них.

Как региональный информационно-библиографический центр ОБ осуществляет следующие функции:

Организация справочно-библиографического обслуживания по универсальной тематике

Создание научно-вспомогательных и научно-популярных библиографических пособий

Организация системы информационно-библиографического обеспечения органов регионального управления

Реализация функции регионального информационного центра по культуре и искусству

Содействие созданию и реализации системы пропаганды библиотечно-библиографических знаний в библиотеках, органах информации, учебных заведениях региона.

Как научно-методический и координационный центр библиотечной системы региона ОБ выполняет научно-ислудовательскую работу в присущих ей отраслях научного знания.

Универсальные массовые библиотеки(УМБ)

Основные типологические черты

Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. В массовой библиотеке(в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробудилось стремление к самостотельному приобретению научных знаний. Поэтому требование универсальности фондов массовых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя.

Массовая библиотека.Наряду с задачми просвещения и информации она решает и задачу стимулирования разных аспектов культурной деятельности населения. Выставки кружки киноклубы,лекции конкурсы и тд. Массовая библиотека стимулирует чтение, превращает нечитающую публику в читающую, развитие такой функции массовой библиотеки, как организация справочнофактографической информации по вопросам повседневной жизни людей.

Типологически массовые библиотеки не являются сетью одинаковых, организованных по одному типу библиотек. Характер обслуживаемого района, его экономический, культурный и иной профиль, состав населения и тд. Определяют категорию читателей, неоднородных по своему уровню знаний, специальности, интересам и запросам.И это в свою очередь, определяет характер работы массовой библиотеки.

На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет.

Наибольшее развитие получили профсоюзные массовые библиотеки. Находясь в структуре предприятий(организаций,учреждений) они выполняют функции обслуживания книгой конкретного трудового коллектива.

К данной группе массовых библиотек относятся также библиотеки в больницах для пациентов, в санаториях, домах отдыха, в тюрьмах, в воинских частях и тд.

Специальные библиотеки

Социальное назначение специальных библиотек – организация профессионального чтения.Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки- это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности читателей, определенные профессиональной сферой их деятельнсоти, на основе отраслевого и мноотраслевого фонда.

Отличительная особенность специальных библиотек – их тесная связь с органами научно- технической информации.

Можно выделит 3 основные группы специальных библиотек:

Общественно-научного(гуманитарного)

Естественно научного

Прикладного профилей.

Дальнейшая детализация – по отраслям науки и промышленности- конкретизирует фондовую ориентацию спец. Библиотек.

Важным признаком дифференциации спец.библиотек род деятельности организации, которой принадлежит библиотека. По этому основанию выделяют научные, учебные, производственные и управленческие библиотеки. Используя другие признаки, можно выделить группы специальных библиотек по их статусу(общероссийские, центральные отраслевые и региональные и тд.) по виду литературы(библиотеки патентов), по категории обслуживаемых абонентов (библ.для слепых)

Специальные библиотеки по общественным и гуманитарным наукам отличаются от других специальных библиотек, прежде всего технических, тем что в них преобладают книги, журналы газеты и большое место занимает старая литература. Научные публикации по многим отраслям гуманитарных наук дольше не теряют своей ценности, чем публикации по естественным и техническим наукам.

Крупнейшим информационно-библиотечным учреждением гуманитарного профиля является Институт научной нформации по общественным наукам(ИНИОН). Он был создан в 1967 году на базе фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР(ФБОН). ИНИОН является уникальным для нашей страны учреждением: здесь сосредоточены все виды информационной и библиотечной работы с документами и все виды информационного и библиотечного обслуживания науки и ученых.

В РФ действуют специальные библиотеки гуманитарного профиля, входящие в систему МК РФ:Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино(ВГБИЛ), Государственная публичная историческая библиотека РФ(ГПИБ), государственная библиотека РФ по искусству.

Библиотеки естественнонаучного профиля-это как правило, библиотеки научных институтов, научных центров, центральные библиотеки Российской академии наук(РАН).

Термин управленческая библиотека образован по аналогии с терминами, обозначающими специальные библиотеки других видов. Это библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности, которые возникают в процессе управленческой деятельности человека. Данный вид специальных библиотек в отчесетвенном библиотековедении никогда не выделялся, он предложен Р.С. Мотульским. Можно отметить следующие группы управленческих библиотек:

Законодательных и исполнительных органов государства

Субъектов федерации(республик в составе рф, краев,областей)

Местного саоуправления

Судебных органов власти и др.

Наиболее крупной управленческой библиотекой является Библиотека Администрации Президента РФ.

Самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации. На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворение запросов учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Они также оказывают методическую помощь школьным библиотекам региона. Содержание фонда детской библиотеки направлено на обеспечение комплексного воспитания читателей -детей и подростков.

Сеть детских библиотек организуется на основе централизации при наличии в городе развернутой сети детских библиотек (не менее 8-10), они объединяются в самостоятельную ЦБС. В остальных случаях детские библиотеки входят в состав ЦБС государственных массовых библиотек. В структуру самостоятельной ЦБС детских библиотек входят: центральная городская детская библиотека, детские библиотеки-филиалы, внесгационарные формы обслуживания (библиотечные пункты).

Организационно-методическим и координационным центром библиотек всех ведомств, ведущих работу с детьми, является центральная городская (районная) детская библиотека

(ЦДБ). Она определяет постановку и содержание библиотечной работы с детьми, организует привлечение детей и подростков к систематическому чтению. ЦДБ координирует деятельность детских и школьных библиотек.

Сеть школьных библиотек создана дня обслуживания книгой учащихся по месту учебы. Школьная библиотека - структурное подразделение школы и развивается как ее органическая часть. Если детская библиотека, создаваемая по административно-территориальному признаку органами культуры местной администрации, является универсальной массовой (публичной) библиотекой, то школьная библиотека - специальная, учебная библиотека. Она выполняет несколько взаимосвязанных функций: образовательно-воспитательную и информационную по отношению к учащимся и информационно-методическую по отношению к учителям. Она комплектует фонд учебников, программную литературу для внеклассного чтения, а также учебно-методическую литературу для учителей. Детские и школьные библиотеки объединяет общность основных задач и принципов деятельности. Взаимодействие детских и школьных библиотек необходимо в целях повышения роли книги и чтения в воспитании подрастающего поколения, полного охвата детей и подростков библиотечным обслуживанием, наиболее эффективного использования местных библиотечных фондов, ликвидации разобщенности и обособленности в работе.

Организационной основой взаимодействия детских и школьных библиотек является координационный план. В областных (краевых) центрах функционируют областные (краевые) детские библиотеки. Кроме непосредственного обслуживания читателей-детей они выполняют функции научнометодических и координационных центров для всех библиотек, обслуживающих детей.

Ведущей детской библиотекой страны является Российская государственная детская библиотека. Созданная в 1969 г., она за относительно короткий срок стала центральным хранилищем литературы для детей и руководителей детского чтения, научно-методическим учреждением в области библиотечной работы с детьми и библиографии детской литературы, центром научно-методической помощи всем библиотекам, обслуживающим детей, информации и пропаганды детской литературы, организатором совместной деятельности библиотек всех ведомств. В качестве центров, организующих и осуществляющих библиотечное обслуживание юношества, выступают массовые библиотеки для взрослых.

В зависимости от количества юных читателей, величины фонда и другого в них организуются юношеские группы, кафедры выдачи, отделения, отделы, абонементы. Как правило, при ЦБ ЦБС создаются юношеские отделы или абонемент, при филиалах - юношеские группы, кафедры. В условиях ЦБС устанавливаются связи между юношескими структурными подразделениями и другими звеньями библиотечного обслуживания юношества, а также преемственность в работе детских и юношеских структурных подразделений. С конца 60-х гг. в Российской Федерации начали формироваться областные юношеские библиотеки. Отличие их от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы (15-21 год). В условиях областной юношеской библиотеки появляется возможность наблюдать юношество как читательскую категорию, углубленно работать с ней с учетом особенностей социально-психологического развития, современных задач воспитания и образования молодого поколения страны, на основе дифференцированных читательских интересов формировать фонд, вырабатывать эффективные формы и методы работы с юными читателями, оказывать квалифицированную методическую помощь библиотекам других ведомств, обслуживающих юношество.

Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется универсальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научнопопулярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литературы для юношества, организации его рационального использования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику. Работая, как и областные детские библиотеки, в координации с областными универсальными научными библиотеками, областные юношеские библиотеки участвуют в разработке и реализации сводных координационных планов методической, библиографической и научно-исследовательской работы, единых межведомственных планов библиотечного обслуживания юношества области.

Широкую популярность получила деятельность Российской государственной юношеской библиотеки. Она ведет разнообразную и комплексную работу по обслуживанию читателей, организации системы библиотечно-библиографического обслуживания юношества в РФ, изучению и анализу ее функционирования. Библиотека осуществляет информационную работу по проблемам молодежи, подготовку и издание библиографических пособий для юношества, проводит научные исследования по социологии и психологии чтения юношества, разрабатывает методические рекомендации для сети юношеских библиотек, абонементов, филиалов, кафедр выдачи при библиотеках для взрослых. З.З.2.4.

Еще по теме З.З.2.З. Детские и юношеские библиотеки:

  1. М. Е. Минова НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  2. Вопрос 4. Виды библиотек. Библиотечная сеть Российской Федерации. Важнейшие библиотеки России