Объективные составляющие конфликта.

Противоборствующими сторонами, участниками (субъектами) конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В присутствуют обычно две противоборствующие стороны (в межличностном конфликте — два человека), но в принципе может быть три стороны и больше — каждая со своими целями и задачами. Кроме того, в конфликт бывают вовлечены пособники, пассивные свидетели и очевидцы, посредники и другие фигуры. Так, в трудовых конфликтах участвуют рабочие и работодатели. На макроуровне интересы рабочих могут защищать трудовые коллективы, профсоюзы и политические партии. За работодателями могут стоять объединения предпринимателей и государственные организации. На микроуровне мозаика конфликта не менее сложна, поскольку на предприятиях в случаях острого конфликта (забастовки) стороны обычно ищут поддержку у максимально большего числа союзников. Каждая сторона может быть вовлечена, при этом одновременно, и в другие конфликты, связанные с еще большим числом участников. Но именно противоборствующие стороны — основной стержень конфликта. Если одна из них по той или иной причине прекращает свою деятельность, конфликт затухает или изменяется состав его участников.

В конкретном межличностном конфликте сторонами являются индивиды и поэтому каждый из них незаменим. Но заменимы ли эти индивиды в групповом конфликте? По сути дела в конфликте такого рода незаменимость относится не к личности, а к группе, как в межгосударственном — не к должностному лицу или органу, представляющему государство, а именно к государству.

Противоборствующие стороны могут относиться к разным социальным уровням. Так, индивид может конфликтовать не с другим лицом, а с группой или государством. Чиновники нередко конфликтуют не с равным себе партнером, а с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п. Такие конфликты, протекающие в неинституциональных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются гибелью слабой стороны.

В скрытой (латентной) фазе не всегда удается определить противоборствующие стороны конфликта. Но когда конфликт принимает открытую форму, участники противоборства могут быть выявлены со всей определенностью.

Проясним сказанное на примере процедуры уголовного разбирательства. Пока преступник не задержан, конфликт между ним и органами правосудия носит латентный характер. Конечно, сам виновный понимает, что он — одна из сторон конфликта, но органы следствия, дознания, суд и прокуратура могут не знать, кто именно совершил преступление. Процессуальная деятельность по раскрытию преступления и наказанию виновного переходит излатентной фазы в открытую, когда подозреваемый задержан. Тем самым конфликт приобретает явную форму.

К важнейшим характеристикам противоборствующих сторон, подчас однозначно определяющим исход конфликта, относятся их социальные, интеллектуальные, физические, материальные возможности, навыки, умения. Их социальные различия связаны не только с разным рангом или уровнем в том смысле, как употреблялось выше, но с широтой социальных связей, масштабами общественной или групповой поддержки. Интеллект и опыт ведения борьбы незаменимы во всех видах конфликтов — от дипломатического «торга» до вооруженного столкновения; именно эти качества позволяют формировать верную и выгодную стратегию противоборства и предвидеть поступки оппонента. Для прямых физических столкновений, вооруженных конфликтов особенно важны деструктивные потенциалы противников. В межличностных конфликтах — это физическая сила, угрозы, наличие оружия; в межгосударственных столкновениях, в войнах — это численность вооруженных сил, характер вооружения и эффективность военно-промышленного комплекса. Сильный «деструктивный потенциал», с одной стороны, кажется гарантом собственной безопасности, а с другой — провоцирует усиление потенциала других участников этого вида социального взаимодействия.

Одна или обе противоборствующие стороны могут на некоторое время выйти из конфликта (например, объявить перемирие). Однако факты свидетельствуют о том, что в большинстве конфликтов основная роль противоборствующей стороны остается практически неизменной в течение всего конфликта.

В массовых и продолжительных возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор или внутренние разногласия, что крайне запутывает и усложняет общую картину.

Роли подстрекателей, пособников, организаторов конфликта, а также посредников и судей являются главным образом эпизодическими, но иногда довольно важными.

Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй» по сути олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, в которых участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сторон. Одни выкрикивают лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, третьи подают советы, возбуждают окружающих. В большинстве случаев довольно трудно дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Организатор - лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневая») или самостоятельная фигура. Пример последнего — Яго из трагедии Шекспира «Отелло»: Яго сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

Посредников можно в определенной степени считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт. В связи с развитием множества национальных конфликтов в мире все чаще прибегают к посредничеству миротворческих сил, в том числе войск ООН. В Конго, Сомали, Косово среди посредников были убитые и раненые, хотя их целью является прекращение конфликта, по возможности ненасильственным путем.

Проблема посредничества имеет большое значение при разрешении конфликтов. Сам посредник должен быть строго нейтральным лицом, помогающим конфликтующим сторонам достигнуть согласия с помощью переговоров.

Таким образом, важнейшим структурным элементом конфликта являются его участники. Это могут быть как индивиды, так и социальные группы, совершающие активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В социологии выделяют первичных участников (оппонентов, которые непосредственно участвуют в конфликте), вторичных участников (тех, кто контролирует ход конфликта, не участвуя в нем) и третьи силы (заинтересованные в том или ином разрешении конфликта). Для понимания сущности конфликта необходимо также идентифицировать такие фигуры, как пособник, посредник, подстрекатель, судья, очевидец и т.д.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 125. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу К основным видам экономических отношений относят 1) труд 2) предпринимательство 3) производство 4) распределение 5) творчество 6) обмен 1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства? 1) в государстве существует однопалатный парламент 2) входящие субъекты имеют статус государственного образования 3) наличие трёх независимых ветвей власти 4) в государстве существует двухуровневая система законодательства 5) образующие государство части имеют полный суверенитет 6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования 1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются: 1) политические партии 2) публичные акционерные общества 3) публично-правовые образования 4) жилищные кооперативы 5) производственные кооперативы 6) унитарные предприятия 1.4. Формами рационального познания выступают 1) понятие 2) восприятие 3) суждение 4) умозаключение 5) ощущение 6) представление Максимум за задание 8 баллов. 2

3 2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ. Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны. Максимум за задание 2 балла. 3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс. Максимум за задание 2 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез. Максимум за задание 2 балла. 5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы. Максимум за задание 2 балла. 3

4 6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика Максимум за задание 6 баллов. 7. Решите задачу. Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится? Максимум за задание 4 балла. 4

5 8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы. В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать. 1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа? 2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием? 3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права? 4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа. 5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста)

6 5. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. Максимум за задание 13 баллов. 9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют. ПРИМЕР ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных 1) материально-производственная 2) социально-преобразовательная 3) прогностическая 4) ценностно-ориентированная 5) познавательная изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России А Б В Г Д Максимум за задание 5 баллов. 6

7 10. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся. ПРЕДПРИЯТИЕ А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях А Б В Г Д ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1) страховое 2) посредническое 3) коммерческое 4) финансовое 5) производственное Максимум за задание 5 баллов. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов (А), каждая из которых состояла из (Б) (производительные силы и производственные отношения) и (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, 7

8 отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития (И), который определяет остальные компоненты социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление (К) общества и определили его основные черты. Список терминов: 1. базис 2. деятельность 3. духовная 4. касты 5. классы 6. коммунистическое 7. надстройка 8. общественная собственность 9. политическая 10. постиндустриальное 11. религия 12. сословия 13. техника 14. формация 15. частная собственность 16. экономическая А Б В Г Д Е Ж З И К Максимум за задание 10 баллов. 12. Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные, 5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские. Максимум за задание 7 баллов. 8

9 13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Максимум за задание 5 баллов. 14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Исторический миф мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке Одно, это исторические сведения сами по себе, другое их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность Между подлинным мифом греческим, германским или индейским и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить 9

10 с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова миф»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй для современной культуры» Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» 1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними. 2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание. 3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф. 4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату. 5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф

11 2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г Максимум за задание 18 баллов. 15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-каддафи) ПОНЯТИЯ 11

12 2) *** побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) 3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) 4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** недомыслие, *** без мысли фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) Максимум за задание 8 баллов. 16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. 1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков) 3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф) 4) «Политика это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий) 5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё) 12

13 Критерии оценивания сочинения-эссе: Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. Максимум за задание 28 баллов. Максимум за работу 125 баллов. 13


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Фамилия, имя Класс Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу. 1.1. К тоталитарному режиму можно отнести

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2015/2016 учебного года Обществознание, 9 класс, муниципальный этап Время проведения 2 часа. I тур 1. Выберите все правильные

КЛЮЧИ И УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012. 10 КЛАСС Задание 1. 1. 1) неандертальцы; 2) земледелием; 3) производящему; 4) научно-технической.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч. г. Третий (региональный) этап 9 класс Ключи, оценивание 1-я часть Задание 1. При 6-7 верных ответов 3 балла. При 4-5 верных ответах 2 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

УТВЕРЖДАЮ 2016 г. Программа общеобразовательного вступительного испытания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих по направлениям подготовки высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016-2017 учебный год. Школьный этап. Методика оценивания. 10 класс (45 минут) 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 1 баллу

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Духовная сфера. ЕГЭ. 1. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Направленность: гуманитарная году. Рабочая программа разработана педагогом дополнительного образования Рузановым Валерием Ивановичем, утверждённой в 2011 Цель программы направлена на формирование знаний

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1.8 Познание План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Познание человеком мира и самого себя Анализ темы Тема относится ко 2 типу, значит, вначале следует дать определение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 9 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

1. Общие положения по проведению вступительных испытаний 1.1Настоящая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки абитуриента, определяемых действующим

Программа вступительного испытания по обществознанию, проводимого Академией самостоятельно для отдельных категорий граждан в соответствии с Правилами приема ОБЩЕСТВО Общество как сложная динамическая система.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Обществознание Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Познавательные и логические задания задачи по обществознанию» для обучающихся 10 класса Пояснительная записка Настоящая программа

Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут. Работа включает в себя 22 задания. Контрольная работа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Муниципальный этап 8 КЛАСС 100 баллов (90 минут) Ключи для проверки экспертами Задание 1. (16 баллов) «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением,

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для поступающих

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Общество как динамическая система Требования к составлению плана ответа Задание оценивается в зависимости

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

Обществознание. 9 класс. Используется с бланками ответов Вариант 2005-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012 ГОД. 9 КЛАСС Задание 1.. Журналист, пишущий на экономические темы, подготовил материал по безработице. Однако в своей статье он не сумел разграничить

Обществознание Человек в социальном измерении использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления

10-11 классы Заочная олимпиада по обществознанию Максимальное количество -100 баллов 1 РАЗДЕЛ: (максимальное количество - 40 баллов) А. По какому признаку образованы ряды. Назовите понятие, общее для данного

6 1.. (). 2 3 4 8 5 10 1 6 7 9 1..,. 2. 40... 3.. 4. 5.. 6.. 7.,.. 8.,. 9. -.,. 10.. : 1.. 2.. 3.. 4.. 5.. 6. 7.. 8.. 9.. 10.. : 1. - 11 2.. 2.1.,. 2.2.,. 2-4 3..). 1) 2) 3) 4) 5) 1,2 3,4,5 1. -

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

1.2.5.6. Обществознание Человек. Деятельность человека использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) 7-9 класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В результате изучения обществознания

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Задания отборочного тура 9-11 класс I. Тестовые задания (может быть только один правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание 1 балл, всего 15 баллов) 1. Область знания, синтезирующая достижения

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭССЕ Элементы структуры эссе: 1) Цитата 2) Проблема поднятая автором, её актуальность. 3) Смысл высказывания. 4) Собственная точка зрения. 5) Аргументация на теоретическом уровне. 6)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И.В.ЛИВАНОВА Программа вступительных испытаний по Обществознанию НОВОСИБИРСК Издаѐтся по решению Учебно-методического совета СИМОиР Рецензент:

Тест по обществознанию 11 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Пояснительная записка Вступительный экзамен по обществознанию проводится в письменной форме. Целью экзамена является оценка подготовленности поступающего

1 2 3 ВВЕДЕНИЕ Программа вступительного испытания по обществознанию составлена в соответствии с современными требованиями проверки знаний абитуриентов, имеющих законченное среднее (полное) общее, среднее

2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перовская школа-гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании методического замдиректора по УВР Директор МБОУ объединения учителей «Перовская

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Аннотация к рабочей программе предмет "Обществознание" основное общее образование 6-9 класс Рабочая программа по предмету "Обществознание" для 6-9 классов МАОУ Лицей 36 составлена в соответствии с Федеральным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа по обществознанию составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)

Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные

Обществознание Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» отражают: 1) сформированность у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,

Часть 1 Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию 8 класс При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1. В

Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС) Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена

ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 б КЛАССА (информационно-социальный модуль) При выполнении заданий 1-2 выберите номер правильного ответа. 1. Формирование общественных отношений стало

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Роли участников конфликта неодинаковы. Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от интересов и роли, которую они выполняют в той или иной ситуации.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом - положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Группы поддержки . Сложность конфликта как социального явления состоит в том, что помимо основных участников конфликта могут быть силы (отдельные индивиды, группы), которые разделяют позиции противоборствующих сторон. Эти силы либо непосредственно, активно своими действиями поддерживают основных участников, либо своим присутствием и молчаливым согласием могут воздействовать на развитие конфликта. Несмотря на то, что отдельные инциденты происходят без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием групп поддержки.

Другие участники . Данную группу составляют те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы конфликта. Подстрекатель - это субъект (лицо, организация и пр.) который подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - субъект, планирующий конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и пр. В производственной организации это может быть формальный или неформальный лидер, профсоюз и т.д. и

В отличие от роли противоборствующих сторон конфликта, роли подстрекателей, пособников, организаторов, а также посредников и судей являются главным образом эпизодическими.

Используемая здесь терминология является в основе юридической, но она достаточно полно характеризует не только криминальные, но и другие конфликты, в том числе и международные.

Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй», по сути дела, олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособник - лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. В международной политике пособничество агрессору, развязывающему вооруженный конфликт, расценивается как серьезное преступление против мира. Известно, что именно такую оценку история дала фактам пособничества нацистской Германии со стороны Англии и Франции накануне Второй мировой войны («мюнхенский сговор»).

При групповых конфликтах, особенно когда в них участвует неопределенный круг лиц, толпа, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников - противоборствующих сторон. Кто-то выкрикивает лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, подают различные советы, возбуждают окружающих. Дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего в большинстве случаев трудно. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Обычно в обширных массовых и продолжительных конфликтах возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор или внутренние разногласия, что крайне запутывает и усложняет общую картину.

Организатор - лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути. обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневой»), но может быть и самостоятельная фигура. Классический пример последнего - Яго из шекспировского «Отелло», который сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

Еще по теме § 3. Подстрекатели, пособники, организаторы:

  1. ПРАВЫЕ ОППОРТУНИСТЫ И «ЛЕВЫЕ» ЗАГИБЩИКИ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОСОБНИКИ СЕКТАНТСТВА
  2. 4.4.3. Ответственность организаторов и участников публичных мероприятий
  3. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
  4. 4. Правовая природа договоров, заключаемых организаторами корпорации с третьими лицами
  5. 4.4.2. Права и обязанности представителей правоохранительных органов по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий
  6. 4.3. Органы власти и организаторы, участники публичных мероприятий
  7. 2. Коммунистическая партия - организатор коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
  8. ГЛАВА VII ПАРТИЯ-ВДОХНОВИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР ПОБЕДЫ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (март-октябрь 1917 года)
  9. Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг

Подстрекатель – это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Задача подстрекателя – спровоцировать конфликт между другими сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателей:

Его истинные мотивы могут быть скрыты,

Он подставляет под удар кого-то третьего,

Невозможно предугадать все возможные последствия действий пострекателя.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью. Пособники бывают активными и пассивными. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. Пассивные пособники – наблюдатели, которые только своим вниманием, сочувствием и присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и т.д.

Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры

Любое восприятие характеризуется определенным искажением (проблемы социальной перцепции, восприятия человека человеком). В основе этого лежит субъективное отражение отражение реальности, основанное на индивидуальных особенностях, жизненном опыте, уровне образования, направленности личности, коммуникативных барьерах.

Коммуникативные барьеры представляют собой различия в однороных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Коммуникативные барьеры:

· Смысловой

· Моральный

· Мотивационный

· Интеллектуальный

· Ригидностный эмоциональный

· Эстетический

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.