Должностная инструкция педагога психолога включает в себя. Функциональные обязанности педагога - психолога

Педагог-психолог в школе - специалист, который контролирует социальную адаптацию детей, проводит коррекционную работу в отношении девиантного поведения учащихся, ведет профилактическую работу по предотвращению возникновения психологических отклонений у школьников.

Трагические события последних лет, которые имели место в образовательных учреждениях России доказывают важность обязанностей психолога в школе и актуальность их в коррекционно-профилактической деятельности. Специалисты отмечают увеличение числа детей, нуждающихся в психологической помощи, а в связи с развитием инклюзивного образования растет потребность в клинических психологах, способных работать с детьми-инвалидами.

Должностная инструкция педагога-психолога: цели и задачи работы

Впервые должность школьного педагога-психолога появилась в конце 1980-х, однако до сих пор нет четкого спектра обязанностей, форм и содержания профессиональной деятельности, которую выполняют специалисты этой области. В связи с этим нередко в вменяют функции, которые не свойственны его образованию или способностям, поскольку педагога-психолога назначают классным руководителем, а при наличии педагогического образования даже преподавателем учебных дисциплин.

К сожалению, несмотря на высокие требования к педагогу-психологу в образовательном учреждении , нередко в школах отсутствуют условия для работы специалиста, что делает должность школьного психолога формальностью. Потому на молодых специалистов перекладывают функции секретарей, лаборантов или помощников завучей, лишая их возможности выполнять непосредственные обязанности, о которых им непременно напомнят в случае возникновения чрезвычайной ситуации в школе.

В действительности работа педагога-психолога в школе преследует следующие цели:

  • специалист обеспечивает психологическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса;
  • совместно с коллегами-педагогами и администрацией способствует охране здоровья детей, созданию условий для оптимального развития личности учеников;
  • оказывает помощь учителям в реализации воспитательного процесса на принципах толерантности и взаимопомощи;
  • помогает школьникам и их родителям получать психологические навыки, умения и знания, которые потребуются детям для успешной социализации и профессионального самоопределения;
  • помощь учащимся в определении их склонностей, способностей и интересов.

Исходя из поставленных целей перед школьным психологом стоит ряд задач:

  1. Контроль психолого-педагогического статуса детей в динамике их психического развития.
  2. Психологический анализ конфликтных ситуаций и причин, спровоцировавших их.
  3. Формирование социально-психологических условий для академической успешности детей и развития личностей учащихся, способствование развитию у них навыков саморазвития и способности к самоопределению, содействие раскрытию творческого потенциала детей и их личностному росту.
  4. Профилактическая работа по предотвращению психологических и социальных отклонений у учащихся.
  5. Своевременное оказание необходимой психологической помощи школьникам, педагогам и родителям.
  6. Помощь коллег педагогов в формировании гармоничного психологического климата в классах, а также в создании оптимальных условий для преемственности и непрерывного самообразования педагогов в области детской и подростковой психологии.

Чтобы успешно выполнять обязанности психолога в школе , специалист должен знать приоритетные направления развития российской образовательной системы, действующие нормативные и законодательные акты, которые регулируют учебно-воспитательную деятельность. Важно не только знать, он и соблюдать конвенцию прав ребенка и декларацию прав и свобод человека. Хороший школьный психолог знаком с вопросами охраны труда и нормами здравоохранения, он владеет не только детской и социальной, но и общей психологией (психотерапией, основами дефектологии, психогигиеной, сексологией, психодиагностикой, профориентацией), квалифицированно проводит групповые и индивидуальные консультации, диагностические и профилактические мероприятия, использует методы социально-психологических тренингов и активного обучения.

Квалификационная характеристика педагога-психолога и требования, выдвигаемые к его компетентности, формируют портрет специалиста, который может правильно подбирать коррекционные и диагностические методики, анализировать конфликтные ситуации и проблемы клиентов, планировать просветительскую и организовывать профориентационную работу, эффективно применять на практике теоретические знания. Практический психолог в школе должен иметь: способности к рефлексии и эмпатии, стрессоустойчивость, терпеливость, проницательность, творческое мышление, хорошие адаптивные способности и психофизическую активность.

Каждый педагог-психолог должностные обязанности выполняет в соответствии с инструкцией - документом, который необходим для проведения объективной аттестации педработников, подтверждения или повышения квалификационной категории. Текст инструкции составляет специалист из отдела кадров или непосредственно руководитель. составляется согласно Трудовому Кодексу РФ, однако в зависимости от образовательного учреждения и оформленного с сотрудником трудового договора, обязанности специалиста могут варьироваться. На текст документа в значительной мере влияет концепция образовательного учреждения, требования работодателя и администрации, ожидания родителей учащихся.

Особое значение приобретает профессиональная позиция педагога-психолога - система личностных ориентаций и установок, оценки собственного опыта и профессиональных притязаний, реализуемых в трудовой деятельности. Профессиональная позиция, как и обязанности педагога-психолога в школе с одной стороны определяются нормативными документами, а с другой - концепцией взаимоотношений между специалистом и администрацией, что непосредственно влияет на:

  • определении границ полномочий для принятия решений;
  • выделения отчетных периодов и форм контроля;
  • возможности обратиться за консультацией или помощью к представителям школьной администрации;
  • определении степени обязательности выполнения рекомендаций специалиста участниками образовательного процесса.

Должностная инструкция позволяет распределить обязанности специалистов схожих должностей, в соответствии с ней педагог-психолог может быть уволен с должности по причине невыполнения обязанностей или некорректного их выполнения. Специалист изучает должностные инструкции педагога-психолога в школе по ФГОС в момент зачисления в штат, подтверждая согласие с ними своей подписью (в дальнейшем документ заверяет еще и директор школы). В документа традиционно определяются:

  1. требования к образованию, наличию опыта и знаний;
  2. обязанности педагога-психолога;
  3. права педработника и меры ответственности;
  4. система взаимоотношений с другими специалистами и учреждения согласно должности.

Должностные и функциональные обязанности школьного педагога-психолога

Школьным педагогом-психологом в 2018 году может стать только специалист со средним специальным или высшим профильным образованием. Помимо работы с одаренными или проблемными детьми школьный психолог занимается:

  • разрешением конфликтных ситуаций между школьниками, а также учениками и педагогами;
  • оценкой эффективности педагогической деятельности коллег;
  • контролем образовательного процесса;
  • разработкой коррекционных и развивающих программ.

Свою деятельность специалист проводит в соответствии с программой педагога-психолога , которая, согласно нормам законодательства, составляется на один учебный год. В программе психолог отражает цели и задачи работы, ключевые направления деятельности, которые затрагивают аналитику, консультирование, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую работу. Педагог-психолог в школе защищает права и свободы детей, проводит диагностическую и консультативную работу, выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности. При этом обязанности педагога-психолога делятся на функциональные и должностные. Первые касаются непосредственной деятельности в отношении учащихся, их родителей и коллег-педагогов, а вторые - отражают все сферы деятельности специалиста, включая ведение отчетной документации и перспективное планирование.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

К функциональным обязанностям школьного психолога относят:

  1. Всестороннее способствование сохранению социального благополучия, соматического и психического здоровья детей, соблюдению прав и свобод личности, норм Конвенции о правах ребенка.
  2. Для разработки индивидуального подхода в обучении проведение психолого-педагогического изучения детей, их интеллектуального и личностного развития, склонностей, эмоционально-волевых особенностей, определение степени выраженности физических и умственных отклонений.
  3. Выполнение диагностической и профилактической работы: работает с детьми, поступающими в первые классы, оценивая их психологическую готовность к учебе; обследует школьников, переходящих из младшего школьного звена в среднее; подбирает эффективные методы диагностики причин неуспеваемости и плохого поведения детей, конфликтов в межличностных отношениях учащихся; направляя школьников на ПМПК, тщательно обследует их.
  4. Содействие в разработке программ индивидуальной работы с детьми, поддержка творческих способностей и интеллектуальной одаренности учеников, формирование психологической культуры детей и взрослых.
  5. Формирование психологической компетентности педагогов и администрации, развитие компетенции родителей в вопросах психологии детей.
  6. Сопровождение учащихся в профильной и предпрофильной подготовке, проведение профориентационных тестов, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  7. Проведение мероприятий по тематике сохранения и укрепления психологического здоровья, формирования понимания важности здорового образа жизни, внеклассных мероприятий воспитательного и развлекательного характера, участие в подготовке и проведении родительских собраний.
  8. Определение факторов, мешающих гармоничному развитию личности, с последующим оказанием психологической помощи.
  9. Выполнение психокоррекционной работы, оказание консультативной помощи школьникам, учителям, родителям и администрации по вопросам воспитания и обучения.
  10. Проведение психологических экспертиз по запросам органов опеки, милиции, судов и других инстанций.
  11. Участие в проведении заседаний методических объединений и педагогических советов, проведение тренингов и семинаров для учителей, консультирование социальных педагогов и классных руководителей.
  12. Ведение отчетной документации согласно должностной инструкции педагога-психолога в школе и учета результатов психолого-педагогической работы.

Поскольку педагог-психолог должностные обязанности в школе выполняет по предварительно составленной программе, в ней отражаются методы и средства работы и планируемые результаты.

Схематично план работы педагога-психолога с учащимися и их родителями выглядит следующим образом:

Направление работы Характеристика
Психологическое просвещение Согласно ФГОС педагога-психолога в школе, специалист работает над созданием положительных психологических установок, которые помогут детям в процессе социализации и адаптации, оптимизирует развитие личности, а родителям учащихся позволит правильно реагировать на конфликтные или иные ситуации, применяя полученные знания и используя эффективные установки. С этой целью школьный психолог проводит психологическое просвещение родителей и детей, а в случаях появления конфликтов консультирует стороны в индивидуальном порядке.
Диагностика Психолог анализирует состояние учеников, оценивая их уровень развития, эмоциональное состояние, склонности и интересы, а в случае с проблемными детьми - наличие психических недугов и причины социальной запущенности. В ходе диагностики педагог-психолог может использовать групповые и индивидуальные занятия, тестирования, анкетирование, чтобы впоследствии обработать полученную информацию и сделать соответствующие выводы. При наличии отклонений того или иного рода специалист может начать индивидуальную работу с учеником или внести его в группу риска.
Коррекция Коррекционная работа начинается после определения проблемы, которой может служить: гиперактивность, дефицит внимания, агрессивное поведение, плохая память, академическая неуспеваемость, повышенная тревожность, обостренное чувство страха. Специалист составляет коррекционную программу, задействуя к ее реализации не только учителей, но и родителей ребенка. Если систематическая работа не дает необходимого результата, школьный психолог может рекомендовать перевод учащегося в специализированное ОУ.
Профилактика Профилактическая психологическая деятельность ориентирована над созданием оптимальных условий для успешной учебы и социальной адаптации детей. Специалист демонстрирует лояльное и доброжелательное отношение к учащимся, проводит профилактические занятия и беседы, способствующие получению детьми навыков самоконтроля.

Права и меры ответственности школьного психолога

Согласно должностной инструкции педагога-психолога , специалист имеет 36-часовую рабочую неделю и вправе, учитывая особенности образовательного учреждения и региона, самостоятельно расставлять приоритеты в работе, формулировать задачи, подбирать методы и формы взаимодействия с учениками, коллегами и родителями. Психолог может требовать создания оптимальных условий труда, методического оснащения, доступа к определенной документации, обращаться в вышестоящие инстанции (правовые, исполнительные или медицинские учреждения) для защиты интересов и прав детей. Школьный психолог может внедрять психолого-педагогические знания в ходе выступлений, лекционных занятий, индивидуальных и групповых консультаций. Психологу разрешено иметь факультативную и учебную нагрузку при наличии соответствующего образования, участвовать в разработке и внедрении передовых методов психокоррекции или психодиагностики, проводить исследовательскую работу, эксперименты и обследования. Он вправе отказываться от поручений администрации, если они противоречат функциям психолога в школе или его профессионально-этическим принципам, либо же требуют знаний и навыков, которыми он не располагает.

Функциональные обязанности психолога-педагога накладывают на него административную (дисциплинарную) и даже уголовную ответственность за:

  • ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, распоряжений администрации, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов;
  • некорректное ведение документации, несвоевременную подачу отчетности;
  • нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности и норм СанПина;
  • правильность постановки психологического диагноза, гуманность используемых методов диагностики и коррекции, обоснованность и адекватность рекомендаций;
  • совершение аморальных поступков, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребенка.

Сложности в работе школьного психолога

Работа психолога связана с многочисленными стереотипами, которые тормозят развитие психологической службы (школьники нередко путают его с врачом-психиатром, а взрослые - считают бесполезным работником). Неопределенность задач специалиста в значительной мере затрудняет его работу. О том, кто такой педагог-психолог , мало знают учащиеся и их родители, а администрация ОУ не всегда способна оказать необходимую методическую помощь. Ошибочно думать, что психолог специализируется исключительно на тестировании и проведении факультативных уроков психологии, которые не несут ученикам никакой академической ценности. На самом деле педагог-психолог при участии родителей и коллег формирует условия для личностного развития детей, их социализации, создания личностной позиции, профессионального и личностного самоопределения.

Мало кто знает, что делает педагог-психолог в школе и с какими трудностями сталкивается, однако профессиональная деятельность специалиста сопряжена с рядом проблем:

  • большое число функций и направлений работы затрудняют эффективную организацию труда в рамках ОУ;
  • специалисту необходимо владеть прикладной психологией и психодиагностикой для работы с клиентами в возрасте от шести лет (дошкольники, поступающие в школу) до предпенсионного и пенсионного возраста (коллеги учителя или родители детей);
  • частые конфликты и нестандартные ситуации требуют от специалиста нестандартного творческого подхода, гибкости мышления;
  • алгоритм работы психолога во многом определяется спецификой образовательного учреждения (социальные нормы в каждой школе отличаются);
  • имея базовое образование, не все специалисты, в особенности молодые, не способны справиться в девиантным поведением, разрешением конфликтов, чем вызывают пренебрежение коллектива;
  • коллеги учителя, родители и дети не всегда адекватно воспринимают психолога, руководствуясь собственными стереотипными представлениями;
  • наблюдаются проблемы с интеграцией в коллектив, сложности в адаптации и поиске взаимопонимания с администрацией и коллегами.

Согласно теоретическим нормам, педагог-психолог в школе должен размещаться в двухкомнатном кабинете, где в одной комнате будет установлен стереозвук, разнорежимное освещение и сложное художественное оформление, а во второй - полки и шкафы для хранение литературы. Однако на практике школьный психолог не может рассчитывать на подобные условия, как и на приобретение наборов оригинальных психодиагностических методик, которые не способны в полной мере заменить ксерокопии. Но несмотря на это, молодые специалисты успешно адаптируются в коллективе, а при поддержке коллег и администрации эффективно выполняют свою работу, значимость которой в России растет день ото дня.

ПРИМЕР

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.


1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.


1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.


1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); требованиями ФГОС нового поколения и рекомендациями по их реализации в ОУ; инстументарием, отвечающими требованиям ФГОС; трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Цели и задачи

2.1. Цели работы психолога ОУ:

1. Создать условия гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.

2. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии деятельностного метода.

2.2. Задачи деятельности:

1. Реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого - педагогическое сопровождение экспериментальной программы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей.

2. Создать условия для реализации возрастных и индивидуально - личностных возможностей и способностей учащихся школы.

3. Оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности; создать условия для оказания психологической помощи всем участникам образовательной среды в реализации задач эксперимента (консультативная и информационная поддержка).

4. Исследовать теоретические и практические аспекты психолого - педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

2. Функции

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;


2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;


2.3. оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса в связи с требованиями ФГОС нового поколения.

3. Должностные обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода. Профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей ОУ, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС НОО.


3.2. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;


3.3. создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей ОУ на каждом возрастном этапе. Осуществляет помощь в развитии у всех участников УОП деятельностных качеств, способностей к самоопределению и саморазвитию в соответствии с концепцией «Основной общеобразовательной программы».


3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);


3.5. оказывает помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;


3.6. осуществляет мониторинг формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;


3.7. по результатам диагностических и исследовательских работ составляет психолого - педагогические заключения с целью ориентирования всех участников УВП и координации работы ОУ в проблемах личностного развития детей. Результаты исследований доводит до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику).

3.8. осуществляет коррекционную работу в соответствии с ФГОС НОО направленную на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;

3.9. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;


3.10 . Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС НОО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения.


3.11. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;


3.12. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;


3.13. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;


3.14. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);


3.15. принимает участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС НОО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия.


3.16. знает приоритетные направления развития образоааательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием и т.п.;


3.17. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)


3.18. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;


3.19. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;


3.20. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;


3.21. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;


3.22. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;


3.23. использует методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);


3.24. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

3.25. использует в своей работе инструментарий, отвечающий требованиям ФГОС.

4. Права

Педагог-психолог имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;


4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;


4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;


4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/ или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;


4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;


4.6. свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;


4.7. повышать квалификацию;


4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий.


5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.


5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.


5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.


6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-психолог:
6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;


6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;


6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;


6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера;


6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся.

С инструкцией ознакомлена:


Сегодня трудно найти школу, в которой нет штатного психолога. Эта должность стала обязательной лет 10-15 назад, а ее появление сильно облегчило жизнь родителям и учителям. В данной статье мы разберем, что входит в чем он занимается на рабочем месте, кто может стать данным специалистом и сколько в среднем получают люди этой профессии.

Введение

Психолог в школе является штатной единицей, причем для работы с детьми необходимо специальное образование. Классический психолог хоть и может претендовать на должность, но руководство школы зачастую предпочтет взять человека с педагогическим образованием, тем более что современные ВУЗы начали обучать специалистов по этой специальности. Педагог-психолог в школе занимается несколькими вещами:

  1. Проводит беседы с детьми и родителями, дает необходимые консультации.
  2. Выступает на родительских собраниях, рассказывает о поведении учеников.
  3. Принимает участие в собраниях методического объединения, помогает разрабатывать учебные программы и внедрять их в жизнь.
  4. Выступает на педагогических советах, обучая учителей работе с детьми и решению конфликтных ситуаций.
  5. Играет роль связующего звена между преподавателем, учеником и родителями.

Психолог работает с детьми в детсадах и школе

Основные обязанности

Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:

  1. Просветительская работа. Поскольку в России люди традиционно уделяют минимум времени психологическому воспитанию, то в семьях и в коллективах нередко возникают недопонимания, буллинг и давление одной стороны на вторую. Дети все это впитывают и нередко агрессивно реагируют на различные изменения. Задача педагога состоит в том, что он улучшает психологическую культуру у родителей, детей и преподавателей. Он консультирует родителей и учителей, рассказывая о том, как правильно действовать в тех или иных ситуациях, как правильно развивать психику ребенка, какие достижения имеются в данной науке и на что следует обращать внимание, чтобы “не потерять” подрастающего гражданина.
  2. Проведение профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения. Педагог отвечает за создание гармоничных и комфортных условий для развития ребят, за своевременное обнаружение отклонений в развитии школьников и проведение диагностики сложных подростков, за профилактику здоровья детей при переходе из класса в класс или из младшей школы в среднюю и старшую. Профилактика обычно проводится в три этапа: на первом психолог общается со всеми учениками, анализируя их эмоциональный и поведенческий уровень, на втором он вычленяет детей, находящихся в группе риска, и проводит с ними отдельные беседы, а на третьем работает со школьниками, у которых есть выраженные проблемы. К проблемам относят задержки в развитии (эмоциональные и физические), нестабильное поведение, трудности с учебой и коммуникацией.
  3. Проведение консилиумов с учителями и родителями. Благодаря консилиумам, учителя получают необходимые знания о том, как справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, как проводить анализ развития детей и их личностных качеств, как правильно относиться к проделкам ребят и оценивать их перспективы. Именно на таких консилиумах преподаватели учатся повышать мотивацию учеников и поднимать их самооценку, разрабатывать планы работы с подрастающим поколением, убирать штампы, поставленные на детях на основании первого впечатления.
  4. Стандартная также включает в себя проведение консультаций. Он учит взрослых и детей выстраивать правильные взаимоотношения, строить отношения со своими сверстниками, родителями и наставниками. Консультации могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в виде семинаров с классом, потоком или группами. Учителя нередко обращаются к психологам, если их в классе есть дети, у которых имеются проблемы в семье, если они не усваивают школьную программу, у них отсутствует желание учиться и добиваться поставленных целей. К психологу также могут обращаться и родители, которым не нравится поведение школьника, которые хотят получить профессиональный совет от специалиста о том, как правильно себя вести и воспитывать малыша, как снижать возбудимость, как избавиться от заниженной самооценки и справиться с боязливостью.

Внимание: психолог обязан работать как со взрослыми, так и с детьми, объясняя им причины их поведения, сложившейся ситуации и пути решения имеющихся проблем. Он должен установить доверительные отношения со школьниками, а они будут обращаться к нему по вопросам, связанным со взаимоотношениями с другими учениками, с противоположным полом, с родителями и учителями.

Занятия могут проходить индивидуально или коллективно

Дополнительные обязанности

Выше мы перечислили основные обязанности, которые ложатся на плечи школьного психолога, но по факту их значительно больше. Этот специалист должен пояснить учителям, что не бывает хороших или плохих детей, а бывают личности, которым необходимо помочь проявить себя. Этот специалист должен пояснить ученикам, как правильно вести себя в коллективе и реагировать на буллинг. Этот специалист должен помогать родителям справляться со своими чадами в момент полового созревания, когда характер человека меняется.

Кроме этого специалист также занимается диагностикой своих подопечных. Он проверяет, насколько гармонично и правильно развиваются дети, используя для этого тесты, наблюдения, разговоры и прочие методики. Диагностика психического здоровья проводится несколькими способами и по целому ряду направлений:

  1. Есть ли у ученика личностные проблемы и отклонения.
  2. Насколько хорошо развит интеллект у ребенка.
  3. Насколько хорошо развито у школьника процесс самопознания и познания окружающего мира.
  4. Может ли ребенок контролировать свое эмоциональное состояние и насколько хорошо он адаптируется в новом коллективе, в среде сверстников и учителей.
  5. Есть ли у ученика мотивация, умеет ли он правильно ей пользоваться
  6. Насколько хорошо молодой человек понимает, что ждет его в будущем, правильно ли он подбирает себе профессию и есть ли у него необходимые качества для ее освоения.

Внимание: после того как будет проведена первичная или вторичная диагностика, специалист составляет психологический диагноз. Он представляет собой заключение, в котором описываются особенности развития ученика и его личностные характеристики.

Планирование работы

В основные обязательно входит составление плана работы, как и у любого педагога. Соответственно, проведение профилактики, диагностики и просветительской работы проводится согласно плана. Сотрудник обязан:

  1. Составлять различные развивающие программы для школьников младшего, среднего и старшего возраста, а также следить за их реализацией.
  2. Проводить регулярную диагностику состояния и особенностей школьников, не допуская появления отклонений у подростков.
  3. Ввести меры по контролю за формированием методик обучения и воспитания, направленных на гармоничное развитие личности.
  4. Предупреждать появление проблем в развитии личности, а также контролировать атмосферу в заведении.
  5. Помогать ученикам правильно выбрать будущую профессию на основе личных особенностей и интересов. Помогать ученикам раскрыть свои таланты и способности, применить свои знания и навыки.

Все эти мероприятия вносятся в план и реализуются сотрудником по мере прохождения учебного процесса. Основное внимание следует уделять ученикам средней и старшей школы, но нужна работа и с младшеклассниками, чтобы они гармонично развивались и направляли свою энергию в правильное русло.

Психолог помогает детям влиться в коллектив и решить проблемы

Внимание: при составлении плана в него обязательно вносятся данные о проведении индивидуальных и групповых консультаций. Психолог должен проводить индивидуальные консультации и согласно плану, и по текучке, разбирая конфликтные ситуации.

Отметим, что при планировании необходимо учитывать проведение встреч и консультаций не только со школьниками, но и с родителями, директором учебного заведения, учителями и завучами. И если учителя часто относятся предвзято к подобным встречам, то родители с удовольствием ходят на консультации, получая необходимую информацию о том, как правильно воспитывать своего ребенка. Психолог учит их изучать предпочтения детей, их особенности, преимущества и недостатки. Он учит слушать и слышать ребенка, понимать, из-за чего у него возникают сложности с обучением, из-за чего появляется агрессия и апатия.

Нередко психолог работает не только в школе, но и в детском саду, занимаясь коррекцией поведения малышей и подготавливая их к переходу в новое учебное заведение. Если говорить о школе, то специалист помогает ученикам в самопознании и самоопределении, подсказывает, как воспитывать в себе силу воли и положительные качества, как правильно выстраивать отношения со своими одноклассниками, со старшими ребятами, с учителями и взрослыми. Большинство консультаций проводится в индивидуальном порядке: разбираются конкретные проблемы и ситуации. Групповые занятия проходят тогда, когда нужно донести информацию всему классу или потоку, а также во время выбора учениками профессии в старших классах.

Кто может стать психологом

На психолога в основном поступает две категории людей: которые действительно интересуются данной наукой и те, которые хотят получить хоть какое-то образование. Первая категория наверняка станет хорошими специалистами, а вот вторых допускать до работы с детьми никак нельзя, потому что такие люди могут покалечить ребенку всю жизнь. Обучение на психолога проводится практически во всех педагогических и политехнических ВУЗах России: проблем с этим факультетом нет ни в одном регионе страны. При этом если вы хотите получить действительно хорошее образование, то следует выбирать профильные ВУЗы, а не те, в которых факультет выделен ради набора дополнительных студентов. Нередко школьные психологи получают практику и опыт в учебных заведениях, а затем переходят на более серьезную и ответственную работу, а то и создают свои центры психологической помощи.

Если говорить по оплате, то профессия школьного психолога относится к малоприбыльной. Средний размер заработной платы в ДОУ составляет 10-15 тысяч рублей, в школах от 12 до 25 тысяч рублей. В мегаполисах специалисты могут получать 30-50 тысяч рублей.

Вконтакте

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция педагога-психолога [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

Общую психологию;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-психологу запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-психолога;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя]

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях.

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательной организации и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

2.5. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

2.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

2.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.11. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

2.13. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.14. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

2.15. Консультирует работников образовательной организации по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

2.16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

2.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.22. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.23. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся (воспитанников, детей) культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.24. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.25. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Должностные и функциональные обязанности педагога-психолога образовательного учреждения

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает. В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

  • осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
  • содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;
  • способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);
  • оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
  • проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
  • составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
  • ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;
  • участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
  • осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;
  • консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8-14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог - психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

  • Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.
  • Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.
  • Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.
  • Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения
  • Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.
  • Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.
  • Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.
  • Ведет рабочую документацию по установленной форме.
  • Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра
  • И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.