Конфликты в межличностных отношениях кратко. Межличностные конфликты

3. Межличностный конфликт

1. Понятие межличностного конфликта

2. Функции, структура и динамика межличностного конфликта

3. Основные стили поведения в межличностном конфликте

1. Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты, наряду с групповыми, – одни из наиболее распространенных видов конфликтов. Межличностные конфликты тесно связаны с другими видами конфликтов: межгрупповыми, этническими, организационными, поскольку любой конфликт – это всегда взаимодействие конкретных индивидов, и для того чтобы запустить действие механизма конфликтного противостояния, необходима личная мотивация участников, чувство неприязни или ненависти к другому.

Межличностный конфликт – столкновение двух или более индивидов, вызванное несовпадением целей и интересов, ценностных ориентаций, борьбой за дефицитные ресурсы, осознанием угрозы безопасности, психологическими и поведенческими особенностями. Под межличностным конфликтом понимают также открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в ка­кой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между дву­мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к самым различным видам агрессии, от вербальной до физической. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото­рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях межличностного конфликта зачастую затрудняется рациональное восприятие реальности, эмоции начинают брать верх над разумом. Многие его участники после разреше­ния межличностного конфликта еще долго испытывают отрицательные эмоции.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля­ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза­имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере­сы, и предпринимает ответные действия.

Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре­шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза­тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя­тельствах.

Межличностный конфликт предполагает прямой контакт между оппонентами, непосредственное взаимодействие. Такая своеобразная «погруженность» в конфликт ослабляет действие механизмов рефлексии, ведет к искажению восприятия ситуации. К психологическим особенностям конфликта можно отнести следующие моменты.

1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, своих и оппонента. Наверное, точнее было бы говорить о своеобразной мифологизации мотивов, их конструировании под влиянием различных факторов. Типичными примерами мифологизации являются:

– иллюзия собственного благородства (я отстаиваю в борьбе правое дело, истину, добро и справедливость);

– гипертрофирование чужих недостатков (принцип соломинки в чужом глазу);

– двойной стандарт оценки (что можно мне, абсолютно недопустимо со стороны оппонента);

– упрощение конфликтной ситуации, перевод ее в одно измерение противостояния и борьбы;

– осознанная, или, чаще, неосознанная подмена объекта конфликта, усиливающая мотивацию конфликтного поведения.

2. Подмена мотивов конфликтного поведения, чаще всего связанная с действием механизма проекции – переноса внутреннего психологического состояния на оценку других объектов или людей (либо приписывание своих мотивов другим). В основе этого могут лежать:

– подавленные потребности;

– неразрешенные проблемы прошлого (например, детские комплексы);

– комплекс неполноценности;

– собственные внутренне неприемлемые качества или черты личности, существование которых человек не хочет признать и переносит вовне.

Причины межличностных конфликтов очень разнообразны и обусловлены действием самых разнообразных переменных: от социокультурных особенностей индивидов до несовпадения их психологических типов.

выделяет следующие группы основных причин конфликтов:

К конструктивным функциям относят:

– диагностическую (появление конфликта высту­пает как индикатор неблагополучных отноше­ний и проявления возникших противоречий);

– функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи­модействия);

– инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);

– реконструкционную (конфликт убирает факторы, которые мешают межличностным взаимодействиям, выводит взаимодействие между участниками на новый уровень).

Деструктивные функции конфликта связаны:

– с развалом существующей совместной деятельности;

– ухудшением или полным распадом отношений;

– плохим эмоциональным состоянием участников;

– низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Именно эта сторона конфликта вызывает у людей наиболее негативное отноше­ние к участникам, и они стараются по возможности их избегать.

Структура межличностного конфликта не представляет собой что-то особенно специфическое. Как и в любом другом конфликте, основными структурными элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе­ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта (объект конфликта). К субъектам межличностного конфликта относят тех участни­ков, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что пре­тендуют его участники. Это та материальная, социальная, духовная ценность, либо же цель, к достижению которой стре­мится каждый из противоборствующих субъектов. Например, два ребенка в детском саду претендуют на одну и ту же игрушку. В таком случае объектом разногласий является сама игрушка, при условии, что противоположная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы детей. В приведенном случае предметом будет выступать стремление детей к овладению правом распоряжаться игрушкой, т. е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. В этой связи в структуре межличностного конфликта можно выделить 2 аспекта: первый – объективно сложившийся антагонизм интересов, целей, ценностей, мнений. Но само по себе противостояние интересов и целей статично, не ведет к возникновению и развертыванию конфликтного процесса без внешнего поведенческого выражения. Поэтому вторым аспектом является поведенческий антагонизм, связанный с противоречиями во взаимодействии, с эмоционально насыщенным противостоянием сторон.

В соответствии с этим мы можем выделить в межличностном конфликте две параллельные системы, две «ипостаси».

1. Анализируя содержательные характеристики объекта конфликта, мы конструируем некоторую когнитивную (смысловую) структуру, основанную на знании, информации, значениях, которые мы придаем этим когнитивным элементам. В соответствии с ними выстраивается цель действия.

2. Но в то же время конфликтные действия связаны с мотивами поведения, с тем личностным смыслом, который задает отношения к оппонентам.

Но любой конфликт всегда следует рассматривать не только в статике, но и в динамике. Конф­ликт – процесс, который всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу­ра постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий спектр представлений. например, и в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В за­висимости от степени напряженности отношений они выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сам конфликт, как они считают, состоит из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа­ции, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противо­действие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отно­шений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение жела­ния взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов самостоятельно определяет тактику и стра­тегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Про­тиворечия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликт­ная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. Например, вопрос лидерства в студенческой группе между студентами. Для возникновения конфликта необходим своеобразный триггер, т. е. повод, который ак­тивизирует действие одной из сторон. В качестве триггера могут выс­тупать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого студента.

3. Основные стили поведения

в межличностном конфликте

Любой конфликт всегда имеет свое разрешение, когда-нибудь заканчивается. Межличностный конфликт не исключение, в конце концов, он тоже имеет свое разрешение. Формы разрешения межличностных конфликтов зависят от стиля поведения субъек­тов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной, и многие исследователи считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, ком­промисс, подавление, ассертивное поведение. Рассмотрим эти стили более подробно.

1. Соперничество – для этого стиля поведения характерно настойчивое, бескомпромисс­ное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. Такой стиль чаще всего используют оппоненты равного ранга. Характерные черты этого стиля: стремление удовлетворить свои интересы за счет интересов других; стремление избежать боли, вызванной поражением; главное – не выиграть, главное – не проиграть. Такое поведение проявляется у людей, стремящихся всегда «сохранить лицо», быть победителем в любой ситуации и любой ценой. Если такой стиль используется обоими оппонентами, конфликт превращается в самоцель, первоначальная причина уходит на второй план, и рациональный контроль над ситуацией утрачивается.

2. Уклонение связано с попыткой уйти от конфликта, не при­давать ему большой ценности, возможно, из-за недостатка условий для его разрешения. Группа оппонентов или один из них отказываются от участия в дальнейшем развитии событий, уклоняются от решения проблемы. Формами проявления такого поведения могут быть молчание, демонстративное удаление, игнорирование обидчика, разрыв отношений. В некоторых случаях такое поведение может быть продуктивным (если проблема для вас не важна, если вы осознаете, что вас намеренно втягивают в конфликт, если вы не располагаете в данный момент достаточно полной информацией о ситуации). Но такой стиль имеет и негативные моменты: уклонение провоцирует завышенные требования оппонента, выключение из ситуации может привести к проигрышу.

3. Приспособление предполагает готовность субъекта посту­питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий. Конфликт не выпускается наружу ради солидарности (иногда ложной), сохранения единства даже ценой существенных жертв и уступок. Так, руководитель может придерживаться этой тактики по отношению к подчиненным (или одному из них), чтобы сохранить «лицо» организации, «не выносить сор из избы». Такое поведение может быть оправданным в случае, если нужно получить отсрочку, проанализировать ситуацию. Но если такой стиль используется постоянно, одна из сторон неизбежно становится объектом манипулирования и вынуждена постоянно идти на уступки, подчиняться давлению оппонента. Это ведет к накоплению отрицательных эмоций, постоянному нарастанию негативного эмоционального фона.

4. Компромисс требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. Этот стиль конфликтного поведения является, пожалуй, наиболее конструктивным (хотя он применим не в любой ситуации). Суть заключается в том, что принимается точка зрения оппонента, но только если он идет на ответные уступки. При таком стиле доминирует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Важно, чтобы каждый участник конфликта чего-то добивался. Но зачастую проблема заключается в том, что делится какая-то конечная величина, и нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью, что может стать основанием для возникновения нового конфликта. Например, если два ребенка ссорятся из-за шоколадки, то компромисс возможен (поделить пополам), но если объектом конфликта является игрушка, то компромисс невозможен по объективным основаниям (неделимый объект). Дело в том, что компромисс предполагает хотя и частичное, но одновременное удовлетворение потребностей субъектов конфликтного противостояния.

5. Подавление – суть этого стиля заключается в том, что один из оппонентов заставляет другого принять свою точку зрения или позицию любой ценой, используя при этом агрессию, власть и принуждение. Это происходит очень часто тогда, когда один из оппонентов обладает более высокими ранговыми позициями и стремится реализовать свое преимущество, используя любые доступные ресурсы. Такое поведение, например, часто свойственно авторитарным родителям при разрешении конфликтных ситуаций с ребенком. Разумеется, это приводит к тому, что более «слабый» оппонент вынужден подчиниться, но конфликт при этом загоняется внутрь и неизбежно периодически возобновляется.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert – утверждать, отстаи­вать). Такое поведение предполагает способность человека отстаи­вать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интере­сов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация соб­ственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуа­ции помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Надо отметить, что не существует идеального стиля поведения в межличностном конфликте. Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых ре­зультатов при разрешении таких конфликтов.

Конфликтология. Под ред. . СПб. Изд-во «Лань», 1999. С. 132.

Шипилов. М. ЮНИТИ, 1999. С. 264.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб. ЛЕНАТО, 1994, С. 30–35.

Андриенко психология. М. ACADEMIA, 2000. С. 223–224.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».

«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий - представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов» .

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

§ соперничество - стремление к доминированию;

§ спор - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

§ дискуссия - обсуждение спорного вопроса» .

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

§ познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

§ функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

§ инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

§ перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

§ разрушением существующей совместной деятельности;

§ ухудшением или развалом отношений;

§ негативным самочувствием участников;

§ низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

https://sites.google.com/site/conflictrussian/home/mezlicnostnyjkonflikt


Похожая информация.


Введение

Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. Сегодня конфликты - повседневная реальность. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в деятельности организации. В настоящее время проблемы конфликта актуализированы и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости «работы» с ними, к поиску возможностей их регулирования.

Целью данной работы является изучение возможностей избегания конфликтов в руководстве организацией.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

1. изучаются типы межличностных конфликтов;

2. рассматриваются особенности общения в конфликте;

3. выясняются способы разрешения конфликтных ситуаций.

При написании работы были использованы учебники, монографии и статьи в периодической литературе.

Чтобы дать определение конфликта и описать его типы использовался учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология» и статья А.В. Дмитриева, В.В. Латынова «Конфликт». Такая характеристика конфликта, как его острота описаны в книге О.Н. Громовой «Конфликтология». Л. Цой в статье «Поговорим о конфликтах» описывает положительные и отрицательные функции конфликта.

В учебнике А.В. Петровского и В.В. Шпалинского «Социальная психология коллектива» описываются законы возникновения и функционирования конфликтных отношений, а также общение людей в условиях конфликта.

Способы разрешения конфликтных ситуаций и управления конфликтом предлагаются в статьях О.Ф. Дубровской «Конфликт: что о нем желательно знать», Э.А. Орловой и Л.Б. Филонова «Взаимодействие в конфликтной ситуации», А.С. Козлова «Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили».

Типы межличностных конфликтов

межличностный конфликт - это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» .

Можно выделить следующие основные типы межличностных конфликтов .

Ценностные конфликты - это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т.д. Наконец, в систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают "посягать" на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т.д., что также может вести к конфликтам.

Конфликты интересов - это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирался отлучаться из города до конца месяца, и т.д. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найти вариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называются ресурсными конфликтами, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс - материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т.д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (с точки зрения количества и/или качества) части общего ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения (ресурса, который может быть поделен) или возникающие на почве соперничества за обладание чем-то (ресурсом, который является неделимым, например, одна должность, на которую претендуют двое). С проблемами такого рода мы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся у семьи финансовые средства - это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор - это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному.

Еще один вид распространенных межличностных конфликтов - это конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия . Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чем необязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия.

Причины нарушений норм и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их еще не знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизни связано с желанием их пересмотра (например, подросток приходит домой позже обозначенного родителями времени и ведет с ними дискуссию о том, что он уже взрослый и не должен соблюдать эти правила, как ребенок).

Различать характер конфликта - связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия - считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения . Типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты межличностных отношений или межличностного взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов. Например, такая повседневная конфликтная ситуация, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке свои вещи и т.д., может иметь разный характер - нарушения норм и правил взаимодействия ("ты не выполняешь свои обязанности по дому, о которых мы договаривались"), противоречия интересов ("я вынужден иногда встречаться со своими коллегами дома, и я не хочу каждый раз заниматься уборкой или краснеть за беспорядок в нашем доме") или ценностных расхождений ("если у человека в комнате беспорядок, он и в своих делах не сможет добиться порядка").

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения - конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновения конфликта (проблема и причина) нужно упомянуть также повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередко присутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда в форме нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение под влиянием события, которое как "последняя капля переполняет чашу терпения" или намеренно используется как предлог для "нападения" на партнера.

Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон .

Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится, прежде всего, уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.

Важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений. Настроенность на "борьбу", на "победу" в конфликтном противостоянии может быть следствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентным отношениям, к соперничеству; в повседневном общении, сталкиваясь иногда с подобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к "борьбе". На поведение человека в конфликте может повлиять и опыт его прежних отношений с противостоящим ему участником конфликтной ситуации. Так, если этим людям уже неоднократно приходилось оказываться в ситуации разногласий и между ними прежде возникали конфликты, то новая конфликтная ситуация, возможно, вызовет у них более острую эмоциональную реакцию.

Длительно накапливавшееся напряжение, враждебность, неблагоприятный опыт прежнего общения участников ситуации могут приводить к тому, что конфликты из способа решения проблем, существующих между людьми, фактически становятся средством выражения враждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антагонизм, открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные "удары", наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которой возник конфликт. Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер.

Таким образом, остроту конфликта можно уменьшить и тем самым облегчить процесс его разрешения, если удается снизить значимость затронутых в конфликте проблем (например, за счет создания альтернатив или компромиссных вариантов), снизить или по возможности исключить эмоциональный накал обсуждения проблемы и держаться в рамках реалистического подхода к решению проблемы, не допуская перехода конфликта в нереалистический план.

Современное понимание конфликта отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты как на явление патологическое и деструктивное, который был характерен в прошлом при анализе человеческих отношений (независимо от того, шла ли речь о взаимодействии в коллективе или об отношениях в обществе) . Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов людей сам по себе ни плох, ни хорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Более того, специалистами развиваются представления о потенциальных позитивных функциях конфликта, который является сигналом неблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта может быть сформулирована следующим образом: конфликт ведет к изменениям, изменения - к адаптации, адаптация - к выживанию. Применительно к области человеческих отношений это означает, что если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, но как необходимость изменений в нашем взаимодействии, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации, обстоятельствам, позиции друг друга (тому, что потребовало изменений), и это позволяет нам сохранить наши отношения. Например, часто конфликты подростка с родителями являются отражением его растущей потребности в самостоятельности, появляющегося у него чувства "взрослости". Если родители понимают это и отдают себе отчет в необходимости каких-то изменений в своих отношениях с сыном, перестраивают свои требования к нему с учетом его меняющихся возможностей, происходит их новая адаптация друг к другу, возникает новый уровень их отношений, которые продолжают быть близкими и хорошими. Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует от нас, прежде всего, конструктивного поведения в ситуациях межличностных конфликтов.

Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».

«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий - представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов» .

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

  • соперничество - стремление к доминированию;
  • спор - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссия - обсуждение спорного вопроса» .

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов:

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».

Используемая литература.
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 591 стр.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: М3 Пресс, 2001. – 182 стр.
  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. – 464 стр.
  4. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты. //Социально-гуманитарные знания /№ 3, 1999.
  5. Ратников В.П., Голубь В.Ф. Лушакова Г.С. и др. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 512 стр.

Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов

Межличностные конфликты как результат взаимодействия отдельных индивидуумов с учетом особенностей каждого. Главные причины возникновения, классификация, методы решения проблемы и профилактика этих разногласий.

Содержание статьи:

Межличностные конфликты - это столкновение двух или больше индивидуумов в ходе продуктивного взаимодействия, которое проявляется несогласованностью или расхождением целей в конкретной ситуации. Иными словами, межличностным следует называть существующее противоречие между людьми, которое исключает интересы и цели всех сторон и происходит, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.

Механизм развития межличностного конфликта


Каждый человек в социуме защищает свою точку зрения и свои интересы, отстаивая права на собственные желания и позиции. Кроме того, существуют еще и цели, к достижению которых стремится данная личность. В ходе этого людям необходимо контактировать друг с другом, вырабатывать схемы взаимодействия и связей на разных уровнях (профессиональные, дружеские, близкие). Если на пути собственных взглядов встанет преграда в виде другого человека, следовательно возникнет конфликт.

Расхождение между установленной схемой взаимосвязи с индивидуумом и фактом, что он становится препятствием для персональных целей, вызывает цепную аналитическую реакцию в подсознании. Выясняется степень важности первоочередной задачи и сила личностных связей между данными людьми.

Если личные амбиции уходят на второе место, значит, шансы на примирение возникших разногласий достаточно велики, так как каждый будет ценить взаимоотношения. Если же обостренное самолюбие оказывается сильнее, чем потребность в связи с человеком, развивается межличностный конфликт. Он может разрешиться одним из указанных ниже возможных способов с сохранением начальных отношений, а может и разорвать все связи.

В механизме развития конфликтов в межличностных отношениях существует несколько специфических особенностей:

  • Непреодолимое желание доказать свою правоту . Человек пытается оправдать свое мнение как путем предъявления реальных причин и факторов, так и методом обесценивания аргументов собеседника.
  • Эмоциональная привязка . Конфликт сопровождается яркими аффективными реакциями, которые сложно контролировать.
  • Предубежденность в негативности альтернативного решения . Мнение, что собственное суждение - единственно правильное, заставляет усомниться в верности решения оппонента.
Эти стандарты не позволяют противоречию разрешиться обычным способом и еще более усугубляют положение.

Основные причины межличностных конфликтов


Конфронтация между людьми достигает своего апогея вследствие совершенно разных причин. Более того, в каждой отдельной ситуации можно назвать несколько существенных факторов, которые могли спровоцировать межличностный конфликт:
  1. Неудовлетворенность материально-духовными благами . Если у человека наблюдается недостаток необходимых ресурсов в количественном или качественном эквиваленте, он пытается восполнить их иным путем, где существует большой риск развития межличностного конфликта.
  2. Взаимные интересы . В группе, где цели участников сходятся, но методы достижения поставленной задачи имеют некие различия, может возникнуть ряд конфронтаций. Лицо не в состоянии реализовать некоторые свои потребности в рабочих или личных взаимоотношениях. Сюда следует отнести конфликтные ситуации на работе, проблемы с субординацией подчиненных и наставников, семейные разногласия, родственные ссоры.
  3. Отдельные интересы . Оппоненты имеют личные цели, выполнение одной из них исключает другую. Развивающийся конфликт поднимает вопрос о различиях, имеющихся в данный момент, и нуждается в компромиссном решении.
  4. Ценностные особенности вопроса . Данный вид конфронтации основывается на несходных мотивационных подходах к одному и тому же вопросу вследствие разных психологических установок и приоритетов.
  5. Образ действий . Развивается ввиду отсутствия стереотипов и манер некоторого поведения у одного из оппонентов. Причиной этому может быть недостаток опыта либо неспособность выполнить необходимые действия. Часто служит причиной конфликтов на работе или учебе.
  6. Общение . Несоответствие коммуникационных способностей одного человека другому, несоблюдение правил диалога, субординации и тактичности.
  7. Характер . Причиной конфликта становятся конкретные личностные особенности, к которым испытывает неприязнь другой индивид.
Причины могут меняться в зависимости от возраста человека. Так, у детей и подростков спорные ситуации могут быть вызваны теми факторами, которым нет места во взрослой жизни. Для пубертатного периода характерны необъективный максимализм, склонность к выставлению ультиматумов и однозначной оценке людей.

Семейные конфликты в межличностных отношениях могут базироваться как на обычных бытовых разногласиях, так и на неспособности реализовать собственные потребности, несоответствии ценностей и целей в жизни между супругами.

Рабочие взаимоотношения часто дают трещину при выполнении приказов и поставленных задач. Также существует риск развития личной неприязни среди работников одного звена и руководства. Нередко споры основываются на поведенческих моментах, например, несоответствие действий работника репутации компании или организации.

Разновидности межличностных конфликтов


Понятие межличностного конфликта представляет собой уникальный пример сочетания характерологических особенностей каждого индивидуума и нюансов полемики. Поэтому сложно выделить какие-то общие моменты в каждом из споров. Классификация позволяет разбить такие конфронтации на три больших варианта, которые отличаются мотивационными особенностями:
  • Разногласия ценностей . То, что важно для одного человека, оказывается совершенно неважным для другого и вызывает волну возмущений и недовольства. Эта группа содержит все религиозные, политические и философские разногласия, которые существуют между людьми. Такие ситуации не обязательно вызывают конфликты, но при сочетании с соответствующими условиями могут разжечь настоящее противостояние. Аналогично и в семейных взаимоотношениях: разные личностные смыслы целей каждого из супругов могут сосуществовать до тех пор, пока один из них не станет воздействовать или подрывать духовные ценности другого. Контролировать это равновесие могут общие высшие идеалы, которые все-таки сходятся. Например, один из родителей завлекает ребенка к определенному виду занятий, а второй - к совершенно другому. Но каждый из них уверен в одном: сын или дочка должны заниматься чем-либо. Общие взгляды на проблему определяют приоритетные решения, которые подходят обоим.
  • Конфликт интересов . Совершенно разные цели и представления об их достижении могут сосуществовать до тех пор, пока они не пересекаются. Если желание одного человека исключает намерение другого, на этой почве развивается конфликтная ситуация. Такой вариант развития событий часто встречается в жизни, когда распределяются какие-нибудь ресурсы, которые хотят получить обе стороны.
    К этой группе конфликтов относят любого рода эмоциональную конкуренцию, включающую как выгоду, так и личную неприязнь к оппоненту. Например, борьба в офисе за повышение, тендер на крупный проект в фирме, конкурс на повышенную стипендию в учебном заведении.
  • Нарушение правил взаимодействия . Этот вариант межличностных конфликтов основывается на нежелании придерживаться общих правил и норм, которые были установлены для регулировки коммуникаций между двумя сторонами. В случае нарушения одной из них некоторых пунктов из этих правил нетактичное или недопустимое поведение может быть истолковано как повод для противостояния. Подобные разногласия могут наблюдаться на работе в качестве ситуаций с превышением полномочий или нарушением субординации. В семьях такие конфликты случаются из-за несоответствующего отношения друг к другу, которое ожидаемо в данных условиях.

Как себя вести при межличностном конфликте


Для урегулирования межличностного конфликта необходимо помнить, что в споре не рождается истина, а проявляется истинное лицо участника размолвки. То, каким видят вас оппонент и окружающие во время данного разногласия, может иметь значительные последствия в будущем. Отличительной чертой воспитанного и умного человека является умение держать себя и свои эмоции в узде во время выяснения разноречий.

Поведение при межличностном конфликте не должно опускаться до того уровня, что будет не соответствовать представлениям о себе. Необходимо действовать так, чтобы сказанные слова и обещания не вызывали в дальнейшем стыд, сожаление или любые другие неприятные ощущения. Каждое слово в споре стоит продумывать до мельчайших подробностей.

Если придерживаться основных правил такого поведения, конфликт получает все шансы на быстрое и эффективное разрешение:

  1. Уважение к оппоненту . Как бы там ни было, в большинстве случаев конфронтацию человек ведет с тем, кого хорошо знает или нередко взаимодействует. Межличностные конфликты с незнакомыми людьми тоже случаются, но не так часто, как с близкими, знакомыми, коллегами. Вероятность дальнейших связей или контактов с оппонентом - огромная. Поэтому, чтобы избежать дальнейшей неловкости, извинений и дискомфорта в общении с данным человеком, не следует обращаться оскорбительно или унизительно по отношению к нему.
  2. Эмоциональная сдержанность . Существует тенденция, что конфликтные ситуации без аффективной нагрузки быстрее разрешаются и не оставляют неприятного осадка. Более того, есть вероятность сохранить минимально позитивные отношения с другой стороной конфронтации. В важных спорах переход на эмоциональную сторону с выявлением личностной неприязни к человеку считается признаком нетактичности, невоспитанности и дурного тона. К тому же такое отношение отнюдь не поднимет репутацию человека среди знакомых и близких.
  3. Направление к решению проблемы . Часто в конфликтных ситуациях люди забывают, зачем затеяли спор. Перейдя на личностные оскорбления и уничижения, суть распри остается нерешенной или незатронутой. Все внимание, ярость или задор следует использовать в разработке оптимальных схем решения данного разногласия, методах установки обоюдно устраивающего компромисса.

При любом конфликте себя следует вести так, как вы хотели, чтобы себя вел ваш оппонент. Таким образом, можно достичь культуры и взаимопонимания с близкими, друзьями и знакомыми.

Способы разрешения межличностных конфликтов


Подсознательно человек сам пытается решить любые разногласия теми методами, которые считает самыми удобными и простыми. Иногда даже без активного вмешательства в противостояние оно может разрешиться самостоятельно. Так бывает далеко не всегда, но обычно разрешается одним из 4 способов:
  • Сглаживание острых углов . Это своеобразный мнимый выход из сложившейся ситуации, который на самом деле не избавляет от причины конфликта, а только стирает главные его проявления. По сути же, недовольство данными обстоятельствами трансформируется во внутреннюю злость, обиду, а внешние активные проявления на время стихают. Сохраняется огромная вероятность, что затихший спор спустя время может возобновиться с гораздо большей силой. Сглаживание достигается путем обычного примирения в силу разных факторов или временной выгоды.
  • Компромиссное решение . Частичное принятие условий оппонента всеми сторонами конфликта способно на некоторый срок ослабить его силу. Хотя небольшие разногласия все же останутся, но на недостаточном уровне, чтобы возобновить конфронтацию. Существует большая возможность ее развития через определенный промежуток времени.
  • Принятие . Внимание акцентируется на обеих точках зрения, и принимаются все замечания, дополнения и претензии друг к другу. Такой вид взаимодействия после межличностного конфликта наблюдается нечасто, но все же имеет право на существование как самый оптимальный вариант развития событий. Крайне редко люди могут полностью принять точку зрения друг друга, интегрировать ее со своей и прийти к взаимовыгодному решению.
  • Доминирование . Одна сторона целиком и полностью признает свою неправоту и превосходство точки зрения, идеи или предложения оппонента. Нередко такое случается в рабочих условиях, когда субординация вынуждает персонал полностью соглашаться с тем, что выдвигает руководство. Своеобразная схема подчинения не всегда работает у холериков или истеричных личностей. Такие никогда не позволят игнорировать их мнение и результаты.
Кроме этих методов, существует множество специальных рекомендаций, которые помогут добиться разрешения межличностного конфликта в кратчайшие сроки. Если придерживаться таких правил, после разногласий обычно не испытывают неприятных чувств или дискомфорта от общения с бывшим оппонентом:
  1. Наличие конфликтной ситуации всегда нужно признавать . Это неотъемлемая часть самого процесса, который необходимо разрешить. Если сопротивляться и не принимать диссонанс в отношениях таким, каким он является, скрытые негативные чувства могут сохраниться очень надолго и постепенно отравлять жизнь.
  2. Создание возможности выяснения сложившейся ситуации . Дискуссия и обсуждение просто необходимы для правильного разрешения межличностного конфликта. Нужно с обеих сторон обеспечить такие условия, при которых можно будет разобраться в причинах и сути проблемы.
  3. Определение конкретных причин разногласий . Чтобы избежать перехода на эмоциональный уровень и личные претензии, нужно четко обозначить круг заинтересованности в данном конфликте. Часто так можно понять, что проблема не так уж и велика.
  4. Варианты исхода ситуации . Обязательно таких должно быть несколько, чтобы дать возможность выбирать оптимальный. Разрабатывать их нужно с учетом интересов каждой стороны.
  5. Выбор согласованного решения и воплощение его в реальность . Совместное практическое применение тех мер, которые были согласованы, ведет к примирению и попыткам наладить личностный контакт.
Любой из предложенных способов разрешения межличностного конфликта может оказаться неэффективным, если на эмоциональном подъеме человек не понимает важность примирения. Обычно это со временем проходит, а люди сами ищут способы, как вернуть прежние взаимоотношения.

Профилактика межличностных конфликтов


Лучшее лекарство - это профилактика. Гораздо легче предупредить развитие нежелательного раздора, чем потом заниматься поиском способов для его решения. Так можно сохранить доверительные взаимоотношения с друзьями, близкими, знакомыми и даже на работе. Репутация останется безупречной, если уметь использовать профилактику межличностных конфликтов.

Основные моменты предотвращения формирования разногласий кроются в поведении, жестикуляции и тактичности обеих сторон. Если придерживаться нескольких правил, можно значительно уменьшить риск бурных конфликтов с другими людьми:

  • Следует уделить внимание оппоненту, необходимо вести себя с ним вежливо и тактично.
  • Терпимость поможет избежать вспыльчивых реакций со стороны другого человека.
  • Доверие и открытость стоит проявлять, поддерживая визуальный контакт, избегать взгляда не нужно в любом случае.
  • Предоставить возможность собеседнику объяснить свою точку зрения и обосновать мнение.
  • Постараться понять оппонента или мысленно поставить себя на его место.
  • Тактично признать свою ошибку, если она есть.
  • Выразить неопределенные чувства, которые обозначают ваши сомнения в своей правоте касательно настоящей беседы.
  • Аккуратно объяснить те моменты, где мнение оппонента поддается критике.
  • Положительный настрой на разрешение ситуации, а не на доводы своей правоты.

Важно! Решение любого конфликта должно происходить не повышенным голосом, не следует допускать личных оскорблений.


Как решить межличностный конфликт - смотрите на видео:


Для взаимовыгодных и продуктивных отношений с коллегами по работе, дома с семьей или близкими следует знать, как решить межличностный конфликт, который неминуемо возникнет в жизни каждого. Для этого нужно уметь повести себя правильно, чтобы избежать нежелательных действий и крайне неприятных последствий.