Философия Николая Бердяева. Бердяев, николай александрович

Когда мы слышим слово "философ", чаще всего представляем себе некоего античного, древнегреческого или же римского старца, обмотанного в простыни. А со многими ли мыслителями - нашими соотечественниками мы знакомы? На самом деле в России философов не меньше, чем когда-то было в Древней Греции, и сегодня мы обсудим творчество и жизненный путь одного из них - Бердяева. Биография этого человека и даже его происхождение сильно отразилось на его мысли, мировоззрении и мироощущении.

Общие данные

Рассказать кратко биографию Бердяева Николая Александровича сложно, так как о его жизни и творчестве говорить можно часами. Но начнем сначала. Родился будущий мыслитель в Киевской 6 (18) марта 1874 года. Его отцом был офицер-кавалерград Александр Михайлович, который впоследствии стал предводителем уездного дворянства. Мать Николая - Алина Сергеевна, имела французские корни (по своей матери), а по отцу была княжной Кудашевой. Это одна из причин, по которой биография философа Бердяева столь нестандартна и уникальна - он воспитывался ни как всякий русский мальчик, а как человек из интернациональной семьи. Родители прививали ему любовь ко всему миру, а не только к своей Родине.

Некоторые люди могут быть знакомы с биографией Бердяева и его личностью по сочинениям, таким как "Русская идея" (1948 год), "Миросозерцание Достоевского" (1923 год), "Философия свободного духа" (1927-28 гг.).

Ранее время

Так как Николай Бердяев своими корнями обязан знатному дворянскому роду, ему выпала честь обучаться в Киевском кадетском корпусе, а впоследствии в Киевском университете на юридическом и естественном факультетах. В 1989 году он примкнул к движению марксистов, за что был исключен из учебного заведения и даже сослан в Вологду на три года. В 1901 году, после возврата из ссылки, в биографии Николая Бердяева произошла идейная эволюция - движение от марксизма к идеализму. Его проводниками в этом стали Михаил Булгаков, Петр Струве и Семен Франк, которые мыслили в аналогичном ключе. Кстати, именно эти люди стали основателями нового философского движения, которое в 1902 году получило название "Проблемы идеализма". Благодаря Бердяеву и его единомышленникам в России поднялась извечная проблема религиозно-философского возрождения.

Первые работы и творческая деятельность

В 1904 году в биографии Бердяева наступили существенные перемены: он перебрался в Петербург и стал главным редактором сразу двух журналов: "Вопросы жизни" и "Новый путь". Параллельно, сближаясь с такими философами, как Гиппиус, Мережковский, Розанов и др. он основал еще одно течение под названием "Новое религиозное состояние". На протяжении нескольких лет Бердяев пишет многочисленные статьи, в которых раскрывает суть религиозного и духовного состояния России и высказывает на счет всего этого свое личное мнение. Все свои работы за этот период он объединяет в несколько книг: "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906".

Москва и новые путешествия

Биография Н. А. Бердяева с 1908 года уже разворачивается в Москве. Сюда он перебирается для того, чтобы продолжить свое творческое развитие и стать одним из участников движения по продолжению и развитию мысли Соловьева. Также Николай становится одним из деятелей в книжном издательстве "Путь". Там же он стал одним из авторов-философов, которые внесли свою лепту в создание легендарного сборника "Вехи" в 1909 году. После этого мыслителю выпал шанс отправиться в путешествие в Италию. Там он проникся не только мыслью и духом местных людей, но и красотой и величием архитектуры и прочих культурных и религиозных памятников. Это дало толчок развитию новой философии в голове Бердяева, которая стала уже автономной, уникальной и принадлежащей не какой-то группе, а лишь ему одному. Его размышления о свободе личности и мысли дополнились идеей творчества и вечной трагедией, которая неразрывно связана с ним ("Смысл творчества", 1916 г.).

Подготовка к революции и ее начало открыли новые двери в биографии Бердяева. На фоне разразившейся политической обстановки он стал работать еще более активно, излагая свои мысли и соображения на счет всего происходящего в многочисленных статьях и книгах. Стоит отметить, что прихода революции Николай ожидал, так как четко знал, что период императоров и Царей в России полностью изжил себя и стал, можно сказать, рудиментом. Однако власть, которая пришла на смену былому режиму, ему не понравилась еще в большей степени. Коммунизм и тоталитаризм он отвергал, утверждая, что это принудительное "равенство" и "братство" - лишь личина, под которой скрывается зло. Заметим также, что в 1919 году он написал книгу (которая была издана в 1923 году) под названием "Философия неравенства". В ней он отвергал былую демократию и социализм, но это было еще до того, как к власти пришли большевики. После становления Советов Бердяев пришел к выводу, что царский режим был не так уж плох, а демократия, идущая рука об руку с социализмом, давали народу куда больше свободы, нежели тоталитаризм.

Также, рассказывая биографию Н. А. Бердяева, кратко можно отметить, что после революции он начал проводить у себя дома еженедельные собрания, которые даже получили название - "Вольная академия духовной культуры". Благодаря этой деятельности он стал признанным лидером небольшевистской общественности.

Аресты и ссылка в Германию

В период с 1918 года по 1922 год Бердяева трижды арестовывают от имени советской власти за его культурную и философскую деятельность. В 1922 году его ссылают в Германию, опасаясь того, что из-за его соображений и трактатов пошатнется фундамент только что построенной "Красной России". Следует заметить, что в Берлин мыслитель отправился не один, а с дюжиной своих единомышленников, многие из которых были членами его "Вольной академии". Находясь вдали от Родины, Николай, опять таки, организовал Религиозно-философскую академию. Также он принял участие в создании и становлении Русского научного института, который позволил всем наши соотечественникам, которые находились в Берлине, получить образование в соответствии с российскими стандартами. Бердяев еще и принял участие в создании Русского студенческого христианского движения. Как он сам утверждал, ссылка в Берлин позволила ему сделать это в той мере, в которой он сам того желал, так как на Родине, увы, ему бы ни удалось сделать и доли из того, что он смог осуществить в Германии.

Период эмиграции во Францию

Франция - следующая страна, в которую от Советского коммунизма в 1924 году сбежал Николай Александрович Бердяев. Биография мыслителя на родине его матери сложилась не менее интересно и захватывающе, нежели в России или в Германии. Во-первых, он стал главным редактором журнала "Путь", который выпускался в период с 1925 по 1940 годы. Это издание было единственной нитью, связывающей всех мигрантов во Франции, которые покинули Россию, но скучали по ней. Также Николай написал книгу "Новое средневековье". Она оказалась небольшой, но именно с момента ее релиза началась широкая слава Бердява на всю Европу. На протяжение долгих лет философ проводит собрания, в которых участвую представители различных течений христианства - православные, католики и даже протестанты. Он часто беседует с представителями католического духовенства и сравнивает их культуру с российской. Важно отметить, что идеология левых католиков, которая сформировалась во Франции в середине 30-х годов, была предложена Николаем Бердяевым.

Российский философ в мировом контексте

В нашей краткой биографии Бердяева невозможно также упустить тот факт, что он стал проводником истинной российской истории в западный мир. В своих книгах "Русская идея" и он описал основные события и тенденции, а также социальный настрой России и, так сказать, из первых рук передал людям запада всю идеологию нашей страны. Ни до него, ни после еще не было такого человека, который смог бы иным этносам и цивилизациям, которые привыкли жить и думать совсем иначе, передать в полных красках всю прелесть отечественного народа, земли, обычаев и, что важнее всего, событий, которые стали причиной формирования тех или иных идеологических течений в России.

Вторая мировая война

Страшная и ужасная война, которая шла в России в период с 1941 года по 1945-й, как ни странно, подарила надежду Бердяеву на то, что советская власть станет более гуманной по отношению к народу и смягчит свою тоталитарную политику. С представителями правящей верхушки он даже вступил в контакт под конец войны (с 1944 по 1946 годы). Однако вскорости до него дошла информация о многочисленных репрессиях со стороны Сталина и Берии, а также о новых идеологических трактатах, которые еще больше сковали простой народ. На этом моменте его надежды на просветленное будущее России обрываются, и он перестает контактировать с родной страной. В 1947 году выходит книга Бердяева под названием "Опыт Эсхатологической Метафизики". В этом же году его признают как почетного доктора богословия Кембриджского университета. Два года спустя Николай выпускает автобиографию с явным духовным и философским подтекстом под названием "Самопознание". На данный момент за спиной мыслителя свыше сорока книг, и он уже считается автором мирового уровня.

Особенности философии

Впервые догадаться о том, какую именно философию пропагандирует Бердяев и каково его мировоззрение, можно было из его книги "Смысл творчества". В ней с точностью до мелочей описаны идеи объективации, творчества, личности и, конечно же, метаисторического или же эсхатологического смысла истории. Николай создал некую дуалистическую теорию реальности, ее нередко сравнивают с философской моделью Платона. Однако у древнегреческого мыслителя два мира - духовный и физический, существуют оторвано друг от друга, как бы параллельно. А вот по Бердяеву наша духовность, наши мысли и идеология, что не имеет телесной или иной ощутимой оболочки, врывается в материальную плоскость. И именно благодаря взаимодействию этих двух "вселенных" функционирует весь мир, в котором мы живем, мыслим, развиваемся и проходим свой предначертанный путь.

Заключение

Узнав краткую биографию Николая Бердяева, появляется желание поглубже изучить не только его жизненный путь, но и творческие, духовные взгляды и интересы. Его личность, мысль, идея были настолько уникальными и нетипичными, что до сих пор остаются актуальными. Перечитывая любое сочинение данного автора в наши дни, удивляешься тому, насколько оно соответствует времени, даже несмотря на тот факт, что было оно написано чуть ли не сто лет тому назад.

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.

Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом. Некоторые исследователи считают, что Бердяев — “один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы . Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид” . Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек, согласно Бердяеву , по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода . Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.

Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.

Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”, опубликованной в 1937 г. Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями .

Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.

Рожденный в дворянской семье, в 1874 году, Бердяев Николай Александрович, не последовал офицерским стопам своего отцы, став философом и публицистом. Обучаясь в университете Киева, он посещал социал-демократические кружки, увлекаясь марксистскими идеями. С этого этапа, Бердяева интересовали философские вопросы. Читая Льва Толстого, и Шеллинга, и Маркса, Шопенгауэра и Ницше, мало-помалу, формировалась собственная церковная и идеалистичная философия Бердяева.

Будучи сторонником противников марксизма и материализма, формировал свое миропонимание в период трудов над книгами: «Вопросы жизни» и «Новый путь». Финалом идеологических исследований Бердяева, означало подкрепление воззрения «неохристиантсва» и формулирование «новейшего духовного сознания». Последующий труд «Смысл творчества» возникший в 1916 году, закрепил концепции Бердяева.

В 1922 году правительство сослало Бердяева в Берлин, обвинив в расхождении его суждений с идеологией государства. Спустя два года, Бердяев покинул Берлин и перебрался в Париж. Работа профессором, располагающейся в Париже русской академии религиозного учения, способствовала продуктивности в издательстве трудов: «Смысл творчества», «Духовный кризис интеллигенции», «Русская идея», «Философия свободы», «Смысл истории», переведенные, впоследствии, на различные языки.

Основы философии Бердяева

Биография Бердяева, обширна и многогранна, но первостепенную роль в его жизни занимала философия. Его тория, основанная на воле созидания, раскрылась во всех его трудах. Считая человека свободным индивидом, он полагал, уединенность и беззащитность таятся в области социума, подчиняющей индивида себе и укореняющей в ней тяготы повседневности. Знания Бердяева персонализированные и экзистенциальные. Только философия дает возможность спастись от гнетущих человеческих страхов.

Центральную часть размышлений Бердяева занимал человек, а базисом являлись – независимость личности и созидание. Философ направлял свои наставления на помощь человеку в отыскивании предприимчивой созидательности и активного положения, справляясь с несовершенствами . Воля, защита созидательности и «многофункциональное христианство» – три базовых понятия мыслителя. Парадоксальными являлись взгляды на жизненный упадок и на романтичный триумф совершенства.

Будучи духовным мудрецом, Бердяев сформировал мировую картину – доподлинную и космогоническую. Иррационалистическое положение независимости, предшествующее всем, не ставила в приоритет и «Создателя», сотворившего людей и окружающий мир, а Бог вдохнул душу в них. Потому душа и воля – две опоры мира, сочетающиеся в индивиде и противоречащие друг другу.

Первичность духа очень значима для индивида, в качестве сознания и самосознания. Размышления, предполагающие образец воли сообщества, назывались «субъективным строем». Лишь с «Всевышнем» люди смогут достичь настоящей общности, но никак не в самом обществе.

Человек, согласно Бердяеву

Задачи индивида рассматриваются Николаем Александровичем Бердяевым, в качества субъекта бытия. Личность – спиритуалистический вид, не являющийся общественным фрагментом. Стороной личности служит сообщество. Бердяев считал, что личность является духом и нет в ней самодовлеющей эгоцентричности, она становится чем-то другим, истинным. Всеобщее содержание является чем-то конкретным и отличается от абстрактных универсалий. Философ говорил, что Божество есть в человеке, точно так, как гуманизм существует в Божестве.

Космос – является базисом индивида, реализующимся путем подъема от инстинктивного, посредством осознанного. Вековая сторона личности – человеческое тело, являющееся «формой», подчиненное духу. Полнота жизни, не существующая без телесной смерти, подразумевает возрождение в другом совершенном теле. Разделение обозначает физические качества человека, а целостность личности половыми различиями не обладает. Божественная жизнь дополняет созидательную деятельность.

Идеи «неохристианства»

Бердяев наравне с творцами «русской религиозно-философской эпохи» начала 20-ого века, предприимчиво подключился к исследованию «новейшего религиозного понимания». Рассматривая концепцию Богочеловечества главным понятием русского религиозного замысла, Бердяев отдавал предпочтение своему исходному соображению об индивиде «олицетворенного священного духа».

Нынешний индивид, по Бердяеву, видит первостепенный повод лишения жизненной сути:

  • в несоответствии вероисповедания и земных трудностей;
  • в двойственности связи православия к индивиду.

Человек рассматривается христианством, как безнравственное создание, уничижая его и возвышая, изображая в облике «Создателя». Небесный отец желает видеть личность в индивиде, откликающуюся на обращение к воле и созиданию, ведущие к любви. Божественное заложено в персональности и в мятеже томящейся личности наперекор всесторонннемиу миропорядку. Воля и талант к созиданию, характерные для личности показатели богочеловечности, непознаваемые (трансцендентные) для человека, но связанные с ним в облике богочеловека.

Экзистенциальный метод познания и философствования

Суть экзистенциализма состоит в понимании сути существования не посредством предмета, а с помощью субъекта. Содержание предметов обнаруживается в духовной сфере. Реальный мир, окружающий человека по Бердяеву, является поддельным. Экзистенциализм – есть поиск смысла объективированной действительности, преодолевание себялюбия и осознание достоинств личности.

Философская антропология и «парадоксальная этика»

Глубоко узревая проблемы, Бердяев создает целостную антропологию, в русле экзистенциальной философии, познающую существование, посредством индивида. Благодаря чему, философская антропология – главный философский предмет.

Историософия и русская идея

Отрицая формы линейной теории развития в анализе социокультурных и исторических процессов, Бердяев полагает, что история – это драматическое соперничество противоположностей, борьбе добра и иррациональной свободы, возвращение реальности к первоначалу хаоса, что приводит к наступлению процесса упадка веры, потери людьми духовного центра жизни, и наступление эпохи революций. Мировые культуры переносят этапы зарождения, подъема и гибели, стирая временные и преходящие ценности. Созидательные этапы истории прибывают на смену революциям, несущим разрушения. Пока есть человеческая история – существуют непреходящие ценности.

Размышляя об участи России, а также ее месте в историческом течение, Бердяев пересказывает в собственной книге «Истоки и смысл русского коммунизма», напечатанной в 1937 году. Российскому складу ума свойственно соединение «полярных» начал – тирании и бесконтрольности, шовинизма и разностороннего духа, склонности к гуманизму и страданиям, главная идея которого есть – черта мессианизма, вызванная православием.

Биография

Семья

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Образование

Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус «и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии» . В 1894 г. Бердяев поступил в Киевский университет - сначала на естественный факультет, но через год перешел на юридический.

Жизнь в России

Бердяев, как и многие другие русские философы рубежа XIX-XX веков, прошел путь от марксизма к идеализму. В 1898 г. за свои социал-демократические взгляды он был арестован (вместе с 150 другими социал-демократами) и исключён из университета (до этого он однажды уже подвергался аресту на несколько дней как участник студенческой демонстрации). Месяц Бердяев провел в тюрьме, после чего был освобождён; его дело тянулось два года и кончилось высылкой в Вологодскую губернию на три года, два из которых он провёл в Вологде, а один - в Житомире.

В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым , П. Б. Струве , С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, которое впервые заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (), затем сборником «Вехи », в котором резко отрицательно характеризовалась русская революция 1905 года.

За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две - «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919–1922).

Жизнь в эмиграции

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

После отъезда (на так называемом «философском пароходе») Бердяев жил сначала в Берлине, где участвовал в создании и работе «Русского научного института». В Берлине Бердяев познакомился с несколькими немецкими философами - с Максом Шелером , Кайзерлингом, Шпенглером . В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель , К. Барт и др.

«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные» .

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.

Основные положения философии

Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта , отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. - Самопознание , гл. 11.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма .

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую , буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм , гностицизм , мистицизм , масонство , космизм , антропософию , теософию , Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Книги

  • «Философия свободы» (1911) ISBN 5-17-021919-9
  • «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916) ISBN 5-17-038156-5
  • «Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности)» (1918) ISBN 5-17-022084-7
  • «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923) ISBN 5-17-038078-X
  • «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли» (1926) ISBN 5-17-039060-2
  • «Философия свободного духа» (1928) ISBN 5-17-038077-1
  • «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1934)
  • «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)» (1934)
  • «Дух и реальность» (1937) ISBN 5-17-019075-1 ISBN 966-03-1447-7
  • «Истоки и смысл русского коммунизма» http://www.philosophy.ru/library/berd/comm.html (1938 на нем. яз.; 1955 на рус. яз.)
  • «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939)
  • «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947)
  • «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» (1996 на рус. яз.)
  • «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952) ISBN 5-17-017990-1 ISBN 966-03-1710-7

Литература

  • Л. И. Шестов , «Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия)»
  • В. В. Розанов , «На чтениях г. Бердяева»
  • Свящ. А. Мень , «Николай Александрович Бердяев»
  • Свящ. Г. Кочетков , «Гений Бердяева и Церковь»
  • Шенталинский В. «Философский пароход»
  • Вениамин (Новик) Иг. «Мужество человека, публициста, философа» (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева)
  • Титаренко С. А. «Специфика религиозной философии Н. А. Бердяева»
  • «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (Н. А. Бердяев и оккультизм)
  • Юрий Семёнов . О русской религиозной философии конца XIX - начала XX века
  • Е.А. Королькова Смысл аскезы в философии Н.А. Бердяева
  • Л. Аксельрод г. Бердяев и моя бабушка

Примечания

Ссылки

  • Сочинения Бердяева в библиотеке Я. Кротова
  • Сочинения Бердяева в библиотеке «Вехи»
  • Бердяев, Николай Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Н. А. Бердяев «Основы религиозной философии», издано впервые в 2007 году в Библиотеке ImWerden
  • Бердяев, Николай Александрович - Биография. Мировоззрение. Афоризмы
  • Н. А. Бердяев на сайте hpsy.ru . Экзистенциальная и гуманистическая психология
  • Черный Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева. Монография (2004)

Николай Александрович Бердяев относиться к числу представителей идеалистической философии 20 века. По собственным отзывам ученого, его философия была сосредоточена на изучении объекта свободы и духа, а также дуалистическое-плюралистического течения этих взглядов.

Что представлял Бердяев в качестве духа? Дух, как рассматривал Николай Бердяев, представляется в качестве объекта, природы, причем такого, который имеет творческое начало. Как бы не звучало, но этот объект имеет пассивную длительность, то есть он протяжный иными словами, он просто есть.

Ему противопоставляется субъект. Бердяев рассматривает свою философию в таком русле, где субъект не противоречит объекту, а является его источником. Как отмечает сам философ, объект может полностью в своих критериях зависеть от субъекта. Прочность объективного мира, по мнению Бердяева, совершенно и точно разрушается. Получается, исходя из философии ученого, что мира истории, природы, которые всегда выступали на стороне объективации, попросту не существует. Так существует ли объективная реальность? Ответ на этот вопрос, исходя из философии Бердяева – да. Но существует она в неразрывной связи с субъектом. То есть может быть много объективных реальностей, которые порождаются действием субъективного духа – того творческого начала, о котором говорилось выше.

Выплывая из этих размышлений понятие существования, определяется, как существование в пределах творческого движения, порождаемого духом. Бердяев считается одним из идейных основателей философии экзистенциализма, что можно легко заметить в его взглядах.

Одной из важнейших категорий, которую стоит также выделить из всего объёма философских взглядов Николая Бердяева, это категория свободы. Свобода для экзистенциального переживания имеет такую же важную роль, как и вода для рыбы – это практически ее основа. Будучи приближенным к религиозным взглядам, Бердяев отмечает, что свобода была дана человеку непосредственно Богом. Источник первичной свободы – это хаос или полное ничто. В таких своих взглядах Николай Бердяев ссылается на известного философа Якоба Бёме, а затем развивает их. Свобода по Бердяеву имеет два проявления: иррациональная свобода, которая является свободой первичного порядка, которая проявляется в качестве потенции. Именно эта потенция и служит отделением человека от Бога и застревания его в мире объективного, то есть в обществе, где человек не может полностью раскрыться. Существует также и вторая свобода – это свобода разумная (ее позитивный смысл скрыт уже в названии, которое дает Бердяев), и отвечает она за истину и добро. Получил ее человек непосредственно от Бога, а именно, найдя свободу в Боге. Благодаря этой свободе, как отвечает Бердяев, человек смог преодолеть природу, которая его затянула в водоворот объективного, благодаря чему обретает свое утерянное единение с Богом, восстанавливая целостность своей духовной личности.

Философия Николая Бердяева пронизана не только идеалистическими представлениями о строении мир, характеристики человеческой души, места человека в обществе и прочее, а также и экзистенциальными мотивами с доброй долей религиозных примесей.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)