Мировая культура 19 20 в. Русская культура серебряного века

Рубеж XIX–XX столетий – период нового взлета русской культуры. Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм.

Особенностью русской культуры этого периода является формирование двоякого пути развития: реализма и декаданса, объединенных на современном этапе понятием культура «серебряного века». Это свидетельствует о дуалистическом восприятии мира, так характерном и для романтизма, и для нового искусства. Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества. Второй путь был развит эстетствующей интеллигенцией, разорвавшей связь с разночинством.

Декаданс в России стал отражением религиозной философии, вобрав в себя эстетику символизма. Западноевропейская культура так же развивалась многопланово, где декаданс и символизм были параллельными течениями в поэзии, философии. В России же оба эти понятия быстро приобретают звучание синонимов. Это приводит к формированию двух школ: Московской и Петербургской, развивавших обе эстетические концепции. Если Петербургская школа стремилась преодолеть индивидуализм на основе мистическорелигиозной философии Вл. Соловьева, то Московская школа наиболее полно вобрала в себя европейские традиции. Здесь присутствовал особый интерес к философии Шопенгауэра и Ницше, к синэстетизму французской поэзии.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота» (Л. Толстой). В одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления».

С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.

Философская и эстетическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.

В русскую философскую и эстетическую мысль XIX - первой половины ХХ в. внесли свой вклад предшественник русского космизма Н.Ф.Федоров; философ В.В.Розанов, провозглашавший основой веры семью и половую жизнь; сторонник примирения науки и религии С.Л.Франк, способствовавший становлению экзистенциалистского взгляда на культуру; прорицатель будущих мировых катастроф и создатель философии абсурдности и трагизма человеческого существования Л.И.Шестаков, выступивший против диктата разума над духовной свободой личности, и др.

Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н.А.Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма и экономист М.И.Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший после революции из страны; экономист, философ и историк П.Б.Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее значительные ее представители – это В.С.Соловьев, князь С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.

Ведущим направлением в литературном процессе второй половины XIX века был критический реализм. Особенно ярко он отражен в творчестве А.П.Чехова. Талант А.П. Чехова проявился, прежде всего, в рассказах и пьесах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький. Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. В то же время нельзя сводить все творчество Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника»), Л. Н. Андреев («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»), А. И. Куприн («Олеся», «Яма», «Гранатовый браслет»), И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»).

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д.С.Мережковский, З.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб. Ко второй относят А.А.Блока, А.Белого, В.И.Иванова.

Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т.д.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н.С.Гумилева, ранние произведения О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (В.В.Маяковский, А.Е.Крученых, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

В культуре Нового времени XIX столетие занимает особое место. Буржуазная цивилизация, достигая зрелости, вступает в стадию кризиса, сопровождающегося изменениями в духовной жизни, в художественной культуре. В решении важнейших проблем культура пытается удержаться в пространстве основополагающих принципов эпохи: антропоцентризма, рационализма, сциентизма, европоцентризма. Но к XIX в. мир стал другим, что обусловило начало процесса переоценки ценностей. Известный философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет, характеризуя XIX в., пишет: «Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. Девятнадцатый век провел их в жизнь».

Подробная характеристика первого фактора потребует внимания к таким событиям, как Война за независимость Североамериканских колоний и Великая Французская буржуазная революция. Принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости Североамериканских колоний, опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма, став тем самым образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе с ней – для конституций большинства европейских государств. Реалии ХIХ в. ясно продемонстрировали, что обещанное просветителями «царство Разума» обернулось торжеством буржуазного рассудка, «всеобщее равенство» свелось к формальному равенству перед законом, свобода вылилась в свободу беспощадной капиталистической эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось, враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. Ход революционных событий ХIХ в., казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Отныне проблема соотношения идеала и действительности становится движущим мотивом социокультурного развития. Во Франции, ставшей своеобразным политическим полигоном Европы, в годы революций прошли апробацию самые разнообразные формы политического устройства: от классической буржуазной республики до революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии и буржуазной империи.

При характеристике такого фактора культуры, как индустриализация следует исходить из того, что начавшийся в конце XVIII в. промышленный переворот в Англии, в XIX в. становится определяющим экономическим показателем развития западных стран. Его результатом стало появление индустриального общества, индустриальной цивилизации, для которой характерны следующие характерные черты:

· на трон взошла ее величество Машина. Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному повышению производительности труда, укрупнению предприятий, стандартизации продукции и дегуманизации производства; в ряде стран рабочий класс составил половину населения; если раньше основой производительных сил были три источника энергии: мускульная сила человека и животных, вода и ветер, то теперь появились другие источники: пар, электричество, энергия сгорания жидкого топлива; по словам П. Сорокина, XIX век «принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые»;

· изменился уровень благосостояния и качества жизни; в жизнь людей входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, радиоприемники и новые транспортные средства, позволяющие быстрее преодолевать расстояния (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро); строятся новые дороги, в том числе железные (к концу века – около 1 млн. км), мосты, каналы (например, Суэцкий); в городских домах появляется паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация, электрическое освещение в домах и на улицах;

· формируется средний класс, который в конечном итоге придает новому обществу устойчивость;

· складывается новая система ценностей, главной из которых в индустриальной цивилизации становится технический прогресс: вместе с наукой он обеспечивает людям благосостояние; польза, достаток, комфорт и прочие ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, которое постепенно начинает отождествлять прогресс культуры с экономическим ростом; осмысление технического прогресса как определяющей цивилизационной черты неминуемо ведет к противопоставлению «передовой» западной цивилизации и «отсталых» цивилизаций других стран, к утверждению европоцентризма в общественном сознании.

Такой фактор культуры, какнаука вступила в свой «золотой век». Взлет естественных наук завершается в конце XIX в. «революцией в естествознании». Научные открытия М. Фарадея, Д. Максвелла, М. Планка, П. Кюри, М. Склодовской-Кюри, Д. Менделеева, Э Резерфорда, Н. Бора, Г. Менделя, И. Павлова, Л. Пастера, Р. Коха следуют одно за другим. Подлинную революцию в науке и культурный шок в умах современников произвели идеи Ч. Дарвина, поставившие под сомнение теологические трактовки возникновения мира и человека.

Прогресс в естествознании повлиял и на гуманитарные дисциплины, многие из которых переходят на позиции биологического редукционизма (например, отдельные направления этнологии, психологии, социологии). В философии появляются и развиваются многочисленные школы, течения и теории: неокантианство, прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др.

В научном сознании принцип пользы постепенно трансформирует понятие истины, а научный и технический прогресс воспринимаются как неразрывно связанные. Техническое освоение мира начинает явно опережать гуманитарное его осмысление. Поглощенность материальным прогрессом оставляет мало места для духовности. Вместе с ослаблением веры в сверхъестественное, нарастанием атеизма, снижением общественной значимости христианской церкви происходит падение интереса к христианским ценностям и притупление нравственного чувства вообще. Фридрих Ницше характеризует этот процесс как «переоценку ценностей», а Освальд Шпенглер – как «упадок», констатируя умирание западной культуры и ее переход в стадию цивилизации.

При характеристике художественной культуры XIX в. также необходимо видеть сложные и противоречивые тенденции. С одной стороны, искусство продолжает развиваться – разнообразные стили и направления сменяют друг друга: ампир, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др. Можно говорить и об отсутствии единой эстетической доминанты: родовой, видовой, жанровой. С другой стороны, в искусстве проявляется определенная проблемность, связанная, в частности, с тем, что буржуазия, которая пришла к власти в большинстве стран, обладала скромным эстетическим уровнем, явно уступая уходящей в прошлое аристократии своими ограниченными запросами, отсутствием внутреннего стремления к искусству (тяга к внешней роскоши и титулам появляется только во 2-й половине века). Искусство оказалось мало кому нужным. Проблемы порождает и сама окружающая действительность, оказавшаяся далекой от царства разума, свободы и справедливости, которое было обещано Просвещением. Обостряющиеся социально-экономические противоречия вызвали рост рабочего, социалистического движения в Европе, национально-освободительной борьбы в мире. Все это ставило перед искусством сложные задачи. Не принимая реалий буржуазной действительности, искусство в лице романтизма, «чистого» искусства бежит от реальной жизни в мир сказки, фантазии, экзотики, прошлого, во внутренний мир человека. Другой выход – критическая позиция, характерная, прежде всего, для критического реализма.

Еще одна проблема развития художественной культуры XIX столетия связана с растущим влиянием науки, которая, с одной стороны, поставила под сомнение роль искусства в жизни общества, а с другой стороны, оказала воздействие на него (например, в импрессионизме). Характеризуя новые тенденции в художественной культуре XIX в., следует подчеркнуть усиление субъективного начала. Главным для художника становится не что изобразить, а как отразить свое внутреннее видение, ощущение, отношение к реальности. В дальнейшем это приводит к конструированию новой реальности, к поиску новых средств, форм, ракурсов. Предметом искусства становится не только окружающая действительность, но и внутренний мир художника. Иными словами, происходит децентрализация художественной культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Художественное движение в странах западной Европы и Америки ХХ века

Введение

Конец XIX-XX век является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации. Все это определило многогранность и противоречивость социокультурных процессов, обусловило поиски новых художественных систем, методов, течении.

При всем разнообразии явлений культуры конца XIX-XX веке можно выделить две основные тенденции художественного развития: это реализм и нереалистические направления, получившие название модернизма (фр. moderne - новейший, современный) или авангарда. Это противостояние нашло свое воплощение в различных видах искусства.

Философские идеи А. Шопенгауэра, И. Гартмана, Ф. Ницше, А. Бергсона легли в основу различных направлений искусства XX века, связанных с отходом от реализма и объединяемых в понятие модернизма.

1. Художественное движение в странах Европы и Америки ХХ века

Первым художественным течением этого плана был фовизм (от фр. fauve - дикий), его представители получили название "диких". В 1905 году па выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен, А. Марке и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм - направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880-1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее - к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

В 1909 году в Италии зарождается новое модернистское направление - футуризм (лат. futurum - будущее). У его истоков стоял поэт Т. Маринетти (1876-1944), опубликовавший первый манифест футуристов. В группу вошли художники У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Дж. Северини (1883-1966) и другие. В манифесте содержался призыв воспевать красоту скорости и агрессивность движения, свойственные XX веку, но в то же время разрушать библиотеки, музеи, академии "всех сортов".

Итальянский футуризм всегда подчеркивал свою антидемократическую направленность. В "Политической программе футуризма" утверждались идеи милитаризма и национального превосходства. В области художественного творчества низлагались все традиционные принципы, отвергались реалистические формы, даже кубизму ставился в упрек "чрезмерный реализм", футуристы надеялись воссоздать в искусстве физические явления природы - звук, скорость, электричество и т. д. Они утверждали, что только их творчество может воспроизвести пульс современной жизни.

И кубизм, и футуризм прервали свое развитие в связи с Первой мировой войной, хотя отдельные явления этих течений получили дальнейшее распространение. В России футуризм нашел воплощение в поэзии Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых, имевшей характер эпатирования окружающего общества, отказа от классических традиций.

Действительность XX века, уровень технического прогресса давали двоякое представление о мире материальном и нематериальном. Материя, пространство, время, космос, волны, колебания, вибрации, рентгеновские лучи, впоследствии лазерное излучение, атомная энергия и т. д. - все это не поддавалось чувственному восприятию мира, предметы казались лишь обманчивой видимостью. И родилось искусство, отразившее это новое мироощущение.

В 1910 году русский художник В. Кандинский (1816-1944) создал свои "Композиции", которые дали начало новому направлению в мировой живописи, получившему название абстракционизм (беспредметное искусство). Его композиции явились символами субъективного внутреннего состояния, сохранившими связь с эстетикой психологического "настроения", характерной для декадентства конца XIX века.

Представители этого нового беспредметного искусства считали, что нельзя себя связывать рамками оптического опыта, который дает лишь иллюзии. Художник, утверждали они, должен заглянуть за внешнюю оболочку мира и показать его суть, его внутреннюю природу.

В 30-е годы XX века абстрактное искусство находит последователей в США. В годы Второй мировой войны эти тенденции укрепляются в связи с тем, что многие деятели культуры, спасаясь от фашизма, эмигрируют в США, Это - Пит Мондриан, Ханс Рихтер и другие, в этот период здесь живет и Марк Шагал. Формируется группа американских абстрактных экспрессионистов: Дж. Поллок, А. Горки, В. де Куинг, М. Ротко, их последователь в Европе А. Вольф. В своих работах они используют не только краски, но и другие материалы для создания наибольшей рельефности.

Во Франции параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами). Французский абстракционист Ж. Матье давал своим картинам исторические названия: "Битва при Бувине", "Капетинги повсюду" и т. п. Англичане назвали подобный прием в изобразительном искусстве "живописью действия".

В 60-е годы в США возникают течения модернизма под названием "поп-арт" (популярное искусство) и "оп-арт" (оптическое искусство). "Поп-арт" явился своеобразной реакцией на абстракционизм. Беспредметному искусству он противопоставил грубый мир вполне реальных вещей. Художники этого направления считают, что каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые комбинации вещи приобретают новые качества. Подобные работы были представлены на выставке "Новый реализм".

Вызывая страстные споры, "поп-арт", тем не менее, нашел своих последователей и получил свое официальное признание, а также проник в выставочные залы Франции, Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, даже Королевской Академии в Лондоне.

"Оп-арт" противопоставил себя "поп-арту". Это направление пошло по пути новой абстракции, создавая своп особый мир, особую среду и формы. Создатели "оп-арта" отказались от холстов и красок. Первостепенное значение в их конструкциях из дерева, стекла и металла имеют эффекты цвета и света (они создаются при помощи линз, зеркал, вращающихся механизмов и т. д.). Это мелькание лучей образует подобие орнаментов и представляет эффектное зрелище. Выставки "оп-арта" известны начиная с 1965 года: "Чуткий глаз", "Колористический динамизм", "11 вибраций", "Импульс" и другие. Достижения "оп-арта" были использованы в промышленности и прикладном искусстве (мебель, ткани, посуда, одежда).

В 20-е годы формируется новое направление авангардистского искусства - сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает "надреализм", хотя есть и иные толкования: "суперреализм", "сверхреализм". Основателем группы художников и литераторов явился писатель и теоретик искусства А. Бретон, к нему присоединились Ж. Арп, М. Эрнст, Л. Арагон, П. Элюар и другие. Они были уверены в том, что бессознательное и неразумное начало олицетворяют собой высшую истину, которая и должна быть воплощена в искусстве. культура художественный реализм

На это направление оказала воздействие философия А. Бергсона, его мысли об интуитивном озарении. Но особое значение для сюрреалистов имела теория психоанализа австрийского врача и философа 3. Фрейда, содержащая обоснование подсознательных факторов психики, являющихся стимулом творческой деятельности художника.

Сюрреализм, считает А. Бретон, основывается на вере в высшую реальность определенных форм ассоциаций, во всесилие сновидений, в свободную игру мышления (три "Манифеста сюрреализма" с 1924 по 1930 год). Видный представитель раннего сюрреализма Макс Эрнст (1881-1976) первый попытался придать различным мистическим элементам видимость реального существования. Это направление проявило себя в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве различных стран: Франции, Германии, Испании, Бельгии, Англии, США, Латинской Америки и др. Сюрреализм стал логическим продолжением дадаизма (от фр. dada - деревянная лошадка, в переносном смысле - детский лепет), его парадоксальности.

Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Он не переставал поражать воображение зрителей парадоксальностью образного восприятия, неисчерпаемой фантазией. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах - своеобразные цитаты нз Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях ("Загадочные элементы в пейзаже", "Испания", "Трансформация Кранаха" и т. д.). Его работы требуют более глубокого и сложного отношения: "Атомная Леда", "Лицо войны", "Геополитик, наблюдающий рождение нового человека", "Искушение св. Антония" и другие.

Одна из самых глубоких картин Дали - "Предчувствие Гражданской войны" (1936 г.). Два огромных существа, напоминающие деформированные, сросшиеся части человеческого тела, сцеплены между собой в жуткой схватке. Искажено болью и страданием лицо одного из них. Они вызывают чувство отвращения, являются контрастными по отношению к прекрасно написанному реалистическому пейзажу: миниатюрные изображения старинных городков на фоне невысокой горной гряды. Картина символизирует антивоенную идею, звучит как призыв к человеческому разуму, как суровое предупреждение. Сам Дали так писал о картине: "Это не просто монстры-призраки испанской Гражданской войны, а войны (...) как таковой".

Знаменательны картины, в которых Дали обращался к образу Христа: "Христос Валенсийский", "Гиперкубическое распятие", "Тайная вечеря" и особенно "Христос св. Иоанна". Распятый на кресте Христос распростерт над миром. Он летит над неким космическим пейзажем. Наклонный крест отгораживает нас от мрачной бездны, заполняющей верхнюю часть холста. Распятый Христос как бы удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Впервые в мировом искусстве художник пренебрег каноном, определяющим композицию Распятия.

Творческое наследие Дали огромно; его идеи, образы, художественный метод далеко неоднозначны и достаточно противоречивы, как и личность самого художника, которая будет удивлять и волновать, раздражать и восхищать многие поколения. Сальвадор Дали и его творчество - существенная составная часть духовного наследия XX века.

Развитие американского города определила чикагская школа: небоскребы с нависающими стенами. Облик Нью-Йорка, например, представляет резкий контраст между небоскребами (конторское здание "Эмпайр Стэйт Билдинг" в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр в 72 этажа, высотой в 384 м) и множеством других различных по масштабам зданий. Американский архитектор Райт разрабатывает так называемый "стиль прерий", где отрицает небоскребы, уплотненность застройки и стремится к связи с природой (коттеджи, окруженные садами, например, "Дом над водопадом" в Бир-Ране, 1936 г.). Конструктивные возможности железобетона стремится использовать П. Нерви (малый дворец спорта в Риме, 1956-1957 гг.) и другие.

Наряду с развитием авангардистских тенденций в XX веке плодотворно работают художники-реалисты. Как художественный метод реализм находит воплощение в различных видах искусства Европы и Америки, прежде всего в живописи, литературе, театре.

Так, в США в 1908 г. художники-реалисты объединились в группу "Восьмерка": Г. Генри, Д. Слоун, Д. Лаке и другие. Они ставили задачу показать жизнь большого города с изнанки (прозвище группы "Школа мусорного ящика"). Из мастерской Г. Генри вышли прославленные живописцы: Д. Беллоуз, автор многочисленных картин на темы современности, Р. Кент и другие.

Р. Кент (1882-1971) свое творчество посвятил народам Гренландии, Аляски, могучей природе Атлантики. Художник изображает суровую, не тронутую цивилизацией природу. Четкий географический рисунок, контрасты освещения, кристаллические формы передают напряженную жизнь природы. Отважные жители Севера воплощают идеал свободного человека, смело вступающего в борьбу с суровой природой.

Наряду с различными школами модернизма реализм приобретает все более широкое распространение. Эти тенденции проявились в скульптуре. Э. А. Бурдель (1861-1929) - художник напряженных чувств с высокими помыслами. Его работы: статуя "Стреляющий Геракл", Аполлон, конная статуя генерала Альвеара, портрет Бетховена и другие. А. Майоль (1861-1944) обратился к античной скульптуре, преклоняясь перед благородной естественной красотой человека: "Помона", памятник Сезанну, аллегорическая статуя "Иль-де-Франс" и другие. Ш. Деспио (1874-1946) известен как мастер скульптурного портрета.

Национальным своеобразием отличается и живописная школа искусства Мексики, которой присуща многовековая традиция - отражение своей истории в монументальных произведениях искусства. В XX веке сформировалось художественное направление, получившее название "мексиканский мурализм". Его характерные черты: новаторский дух и строгое следование традиции. Это художники Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско, Давид Альфаро Сикейрос. Ими созданы фрески, отразившие историю и современную жизнь мексиканского народа ("Земля плодоносящая".

Романтический пафос, образы борцов, использование элементов древней мексиканской орнаментики и наивного фольклора, восходящего к культуре древнейших народов (майя, ацтеков) - черты этого искусства, проникнутого широко понятной идеей человечности. Знаменательно и то, что этими выдающимися мастерами решена проблема связи живописи и архитектуры, вводятся приемы фотомонтажа. В технике настенной живописи применяются новые материалы.

В европейском изобразительном искусстве после Второй мировой войны важное место занимает направление неореализма, представители которого обратились к жизни народа, простого человека, к характеристике его внутреннего и внешнего мира. Группу неореалистов Франции возглавил А. Фужерон, мастер-рационалист, отразивший социальные потрясения XX века ("Париж 1943 года", "Слава Андре Улье", "Страна шахт", "18 марта 1871 года" и другие).

Неореализм нашел воплощение в творчестве Б. Таслицкого, графика и карикатуриста Ж. Эйфеля. В Италии, где неореализм отразился и в киноискусстве (Феллини, Виторио де Сика, Антониони, Пазолини и другие), в живописи это направление возглавил Ренато Гуттузо, художник- мыслитель, политический деятель, борец против фашизма. Темы его произведений - это контрасты эпохи, история родной страны, образы патриотов, погибающих во имя родины, жизнь простых людей Италии (графическая серия "С нами Бог", "Рокко у патефона", серия картин "Человек в толпе" и другие). Реализм Гуттузо обогащен достижениями постимпрессионизма, модернизма.

Реалистический метод находит свое развитие и в скульптуре: итальянский мастер Дж. Манцу ("Голова Инге", "Танцовщицы", "Кардинал" и другие), скульпторы Скандинавии и Финляндии, например, В. Аалтонен (портретная галерея современников) и другие. Следует отметить и творчество датского графика-карикатуриста Херлуфа Бидструпа, запечатлевшего в острой комической форме черты эпохи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Переход к постиндустриальной цивилизации Западной Европы в первой половине XX века. Развитие западной культуры. Реализм как главное направление в искусстве. Модернизм и нарождавшийся авангард. Гуманитарная культура. Молодежная культура и контркультура.

    реферат , добавлен 28.02.2012

    Особенности развития отечественной культуры в конце XIX - начале XX в. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности. Рост числа различных добровольных образовательных обществ, народных университетов. Вклад ученых в технический прогресс.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Семантика понятия "модернизм" в гуманитарном знании. Закономерности развития европейской культуры начала XX в. Концептуализация понятия "модернизм" в персональных теориях. Модернистский стиль, его переоценка, дегуманизация культуры, период постмодерна.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Культура как исторически развивающееся, многогранное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий предназначение. Культура ХХ века, ее значение. Модернизм как художественная тема, его направления. Стиль модерн в различных видах искусства.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2009

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Влияние индустриальной цивилизации на формирование ценностей и этических норм. Разнообразие течений, общие и специфические черты национальных литератур. Импрессионизм, кубизм, супрематизм в изобразительном искусстве. Модернизм в архитектуре и музыке.

    реферат , добавлен 01.10.2009

    Период расцвета духовной культуры в конце ХIX - начале ХХ в. Появление новых направлений и художественных группировок. Особенности и отличия абстракционизма, авангарда, импрессионизма, кубизма, кубофутуризма, лучизма, модерна, символизма и супрематизма.

    презентация , добавлен 12.05.2015

    Начало века классики в развитии европейской культуры с классической немецкой философии. "Золотой" век искусства. Популярность творчества Жорж Санд и Диккенса. Представители основных течений и направлений реализма в живописи, искусстве, литературе.

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 72 государства (80 % населения Земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств.В результате войны ослабла рольЗападной Европыв общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Одним из главных итогов Второй мировой стало созданиеОрганизации Объединённых Нацийна основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Фашистскаяинацистскаяидеологии были признаны преступными наНюрнбергском процессеи запрещены.

В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империипо окончанииРусско-японской войны по итогамПортсмутского мира(южный Сахалин), а такжеранее уступленнуюЯпонии в основную группуКурильских островов.

Холодная война

Началом холодной войны формально считается 5 марта1946, когдаУинстоном Черчиллембыла произнесенаего знаменитая речь в Фултоне.

Холодная война сопровождалась гонкой обычныхиядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести ктретьей мировой войне. Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. ОбъявленныйГорбачевымв 1985 году курс наперестройку, привел к тяжелейшему экономическому и социальному кризису, а в конечном итоге - краспаду СССРв 1991 году.

Европейский союз

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951:ФРГ,Бельгия,Нидерланды,Люксембург,Франция,Италияподписали договор об учрежденииЕвропейского объединения угля и стали,целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957учредилиЕвропейское экономическое сообщество(ЕЭС, Общий рынок) (EEC - EuropeanEconomicCommunity ) и Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом,Euratom - EuropeanAtomicEnergyCommunity ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 годуоно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - EuropeanCommunity ).

Независимость Македонии

Независимость Хорватиии война вХорватии

Конфликт вокруг острова Кипр

24 Западная культура 19-20 века Общая характеристика культурных реалий в Европе 19 века

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Социо-культурная ситуация 20 века

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие континенты - в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя

Индустриализацию производства и массовое потребление;

Единые средства передвижения и передачи информации;

Интернациональную науку и доступное практически всем образование;

Стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

Художественная культура 20 века