Что такое части речи в русском языке. Сколько частей речи в русском языке

Школьники часто задают вопрос: «Сколько частей речи в русском языке?». Ответить на него однозначно вряд ли возможно: существуют различные школы, которые, основываясь на различных подходах, выделяют разное число этих категорий. Так, например, морфологический подход А.К. Поливановой - Н.Н. Дурново позволяет назвать шесть. А.М. Пешковский выделяет всего пять.

Вообще языковеды уверены, что вопрос о количестве частей речи является вечным. Чем глубже ученые погружаются в изучение языка, тем чаще задают себе вопрос: «Какие именно признаки должны быть основополагающими в классификации этих категорий?». Теорий существует множество, но ни одна из них не является бесспорной.

Наиболее распространенной является классификация, основывающаяся на морфолого-синтаксических параметрах. Она принята за основу школьного знакомства с языком. На филологических факультетах изучают все подходы к этому вопросу, знакомятся со всеми языковедческими трудами, посвященными ему. В школьной программе в русском языке определяются в зависимости от их морфологических, грамматических, синтаксических ролей. Именно эти параметры и лежат в основе классификации.

Все части речи русского языка подразделяются на классы. Выделяют:

Служебные;

Междометия.

Самостоятельные (их еще называют знаменательными) части речи в русском языке характеризуются собственным значением, постоянными/непостоянными Они отвечают на конкретные вопросы, несут коммуникативную нагрузку, т. е. служат для передачи информации. К этой категории относятся все части речи, кроме служебных слов и междометий.

К служебным относятся те слова, которые не имеют номинативного значения, не являются самостоятельными в лексическом плане. Их задача - выражать семантические и синтаксические связи между знаменательными словами, членами или частями предложения. К этим грамматическим средствам языка относятся Последние необходимы для изменения оттенка сообщения или образования многочисленных

Служебные (незнаменательные) части речи в русском языке употребляются значительно чаще знаменательных, потому, что их намного меньше.

Наконец, существуют междометия. Они используются только для передачи эмоций или чувств, служат для звукоподражания, не имеют ни собственных признаков, ни собственного значения. Выделяют собственно междометия (Ух! Ах! Ох! Опа!), словоподражания (Гав-гав! Кукареку!), субстантивированные (перешедшие из других разрядов) слова или целые выражения (Ничего себе! Вах! Кошмар! Батюшки!).

Знаменательные части речи в русском языке подразделяются на именные и глагольные.

Существительное. (Мама, отец, кровинушка, оргия, жребий, тишь, пр.). Их постоянные характеристики: род, зависящее от него склонение, а также одушевленность/неодушевленность. К непостоянным признакам относятся: число (единственное, множественное), способность изменяться по падежам.

Прилагательное (красный, сильный, мужественный, пр.). Обозначают признак предмета, имеют единственный постоянный признак: могут быть либо качественными, либо относительными, либо притяжательными.

Числительное. Обозначает количество или номер по счету. В зависимости от этого может быть количественным (пять, триста сорок) либо порядковым (второй, восьмисотый).

Наречие. Необходимо для передачи признака или состояния действия (далеко, вдали, надолго, пр.). Не имеет непостоянных признаков, не изменяется.

Местоимение. Собственного значения не имеет, зато может употребляться вместо любого имени (именной части речи, его обозначающей). (Я, как-нибудь, кто-то, некто, никто, пр.). постоянны.

Языковеды считают, что глагольные части речи в русском языке могут быть представлены непосредственно глаголами и их формами: причастием, деепричастием. Некоторые филологические школы считают эти категории самостоятельными (независимыми) частями речи, другие относят их к отдельным, особым глагольным формам.

Глагол обозначает действие (бегать, спеть, покрасить). Его постоянные признаки - вид (петь-спеть), возвратность (умыл-умылся), переходность (способность/неспособность сочетаться с существительными в спряжение.

Причастие. Может быть либо действительным (бегающий, красивший, рисовавший) либо страдательным (нарисованный, произносимый).

Деепричастие. Это признак признака. Не изменяется, всегда относится к сказуемому потому, что обозначает именно его дополнительное действие (или признак). (Иду, напевая. Бегал, подпрыгивая.)

Части речи и члены предложения

Члены

предложения

Части речи

Чтобы общаться, мы включаем слова в высказывания, строим из них предложения. Слова при этом взаимодействуют друг с другом.

В предложении слова становятся членами предложения.

Части речи – это разряды, или классы, слов, которые различаются по общему значению (предмет, признак, действие, количество и т.д.), по морфологическим признакам (род, число, падеж, наклонение, время, лицо, вид и т.д.), по синтаксическим признакам (роль в предложении).

Самостоятельные части речи

существ.

прилаг.

числит.

Место-

имение

Глагол

Причастие

Деепри-

частие

Наречие

Слова

состояния

предмета

Количество или

порядок при счёте

Указывает на

предм., призн.,

Действие

или состояние

Признак предмета

по действию

Добавочное

действие

действия

или признака

Состояние человека,

животного, природы.

Оценка действий

Кто это?

Что это?

Какой?

Сколько?

Который?

Кто? Что?

Какой? Каков?

Чей? Сколько?

Что делать?

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что сделавший?

Что делая?

Что сделав?

Как?Когда? Почему?

и др.

Как? Где? Куда?

Когда? Почему?

Зачем?

Как? Каково?

ветер, тишина, скорость, человек,красота,

бег, задира, Мария, Урал

добрый, красивый, беглый, глиняный, хлебный,

пятиэтажный, дядин, Мариин

пять, сто два,

третий, семидесятый,

две тысячи первый

Я, он, мой, такой, что, другой, иной, сам

Жить, ждать, спорить, радоваться, сомневаться, победить, устоять

Живущий, живший, ждавший, устоявший, радующийся,

радовавшийся

Живя, ожидая, устояв, победив, радуясь, стремясь

Смело, активно, справа, всегда, назло, нечаянно, в одиночку

Скучно, весело, сыро, грустно, тихо, душно, жарко,

Главные

Подлежащее

Кто? Что?

О чём, о ком говорится?

Обозначает предмет, о котором говорится в предложении

Сонный туман на лугах серебрится. Язык – это история народа

С горы хорошо видны мой дом и школа

И молодые , и старые как бы наперегонки косили. Смелый к победе стремится.

Мокрый дождя не боится.

И опять идут двенадцать … Пять – моя дюбимая цифра.

Я земной шар чуть не весь обошёл… Все собрались. Никто не молчал.

Что это ?.

Курить – здоровью вредить. Охранять природу – охранять Родину.

Жить хорошо!Подойти к брату было страшно

Осаждающие применили новые средства.

Встречающие вышли на перрон.

Светлое завтра в наших руках.

Сказуемое

Что делает? Каков?

Кто такой?

Что такое?

Обозначает действие, свойство предмета речи

Язык – это история народа.

Стремиться вперёд – цель жизни.

Жизнь прекрасна и удивительна. Ночь тёплая, тёмная, тихая.

Пятью пять – двадцать пять .

Я первый , ты второй .

Ты кто такой? Учебник мой!

Ум не замещает знания. Курить – здоровью вредить . Охранять природу – охранять Родину.Лучше всего увидеть его с утра

Вся комната янтарным блеском озарена.

Известно, что слоны в диковинку у нас. Жить хорошо !

Мне грустно потому, что весело тебе.

Второстепенные

Дополнение

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Обозначает предмет, на который направлено действие

С горы хорошо видно мой дом и школу.

Молодым везде у нас дорога…

К сорока прибавить семь получается сорок семь.

Люблю тебя , Петра творенье!

Леса учат человека понимать прекрасное. Я люблю скакать на горячей лошади.

Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и не жившим .

Я думаю о нашем завтра.

Определение

Какой? Чей? Который?

Обозначает признак предмета

Голова Машука дымится как загашенный факел. Встреча с друзьями состоится завтра

Из соснового бора пахнуло смолистым теплом.

Второй урок был в пятом кабинете.

Наша дорога пролегала через лес.

Бесконечна возможность познавать себя.

Сорванный цветок увял. Непрекращающийся дождь помешал прогулке.

Езда шагом меня не утомляла. Я люблю кофе по-турецки.

Приложение

Кто это? Что это?

Какой?

Определение, выраженное существительным.

Даёт предмету другое название

К ним пришёл Егор Лизунов, сосед , школьный завхоз . Космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? Отчего? Как? По какой причине? Каким образом?

В какой степени?Зачем? Для чего? С какой целью? При каком условии? Несмотря на что?

Характеризует действие или признак, а также условия, сопровождающие их.

С горы бежит поток проворный.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Мы остановились на ночлег у знакомых.

Ученье шло часа три-четыре

Я вышел на воздух освежиться

Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).

Волны несутся, гремя и сверкая .

И хорошо мне здесь остановить-ся.

В одиночку старые солдаты песни позабытые поют.

Служебные части речи

Членами предложения не являются

Предлоги

Выражают зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении

Непроизводные

В, на, за, у, через, при, перед, без, до, из, к, с, над, об, от, при, про и др.

Производные

Вследствие (= из-за), ввиду(= из-за), вместо, наподобие, насчёт (=о), в течение, в продолжение,

по причине, в целях, со стороны, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу

Союзы

Связывают однородные члены и простые предложения в сложном

Сочинительные

И, да, ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и, а, но, да (=а), однако, зато, же, или, либо, то – то, не то – не то, или - или

Подчинительные

Когда, пока, едва, лишь только, потому что, если, что, чтобы, раз, хотя, пускай, как, как будто, словно, так что и др.

Частицы

Вносят в предложение

различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Формообразующие

Пусть сильнее грянет буря! Давай поедем! (образует форму повелит. наклонения) Я сделал бы лучше.

Я б детей лечить пошёл (форма условного наклонения), пусть меня научат!(образует форму повелит. наклонения)

Отрицатльые

Чего сам не любишь – того людям не желай.

На небе ни облачка.

Модальые

Ли, разве, неужели

Указание

Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

Только, лишь, исключительно, почти.

восклицание

Что за, как.

Сомнение

Вряд ли, едва ли

Усиление

Даже, ни, и, же,ведь, уж, всё, всё-таки.

Смягчение, требование

Междометие.

Особая часть речи. Выражает, но не называет чувства и побуждения. Не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи

Выражает чувства, настроения

Ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу, ау.

Здравствуйте! Извините! Батюшки! Ужас! Спасибо!

Выражает побуждения

Прочь, вон, цыц, тсс, ну, ну-ну, эй, брысь, шабаш, атас, брось (курить),

Звукоподражательные слова

Передают различные звуки живой и неживой природы

Мяу-мяу! Гав-гав! Динь-динь! Бах! Хлоп! Кап-кап! Дзынь! Хи-хи-хи! Буль-буль!

Синтаксические свойства инфинитива

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции главных и второстепенных членов, что сближает ее с именем существительным, которое тоже имеет способность употребляться в значении любого члена предложения:

Подойти к брату было страшно (М.Горький). Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:

1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра (А.Грибоедов);

2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого (первая часть такого сказуемого всегда выражена фазисньм или модальным глаголом): Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов). Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л.Толстой);

3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем: Ты подкупать меня? (М.Салтыков-Щедрин) – подкупать «подкупаешь». Тут я кричать, а вода в рот льется (М.Шолохов) – кричать «закричал»; Он тебя бить, а ты стой на своем (В.Слепцов) - бить «будет бить».

Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой: Следовать за.мыслями великого человека есть наука самая занимательная (А.Пушкин). Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило, но неуютно (А.Толстой). «Жить – это знать!» - повторила Лиза (М.Горький). Оставаться в Богучарове становилось опасным (Л.Толстой).

В роли обстоятельства цели инфинитив выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок (А.Твардовский).

Инфинитив, нередко употребляющийся в роли несогласованного определения, поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете (М.Лермонтов). Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).

Иногда инфинитив при глаголах является дополнением. Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): В твою комнату я велю переселить Андрея со скрипкой (А.Чехов). Прошу уволить меня от дальнейших вопросов (К.Паустовский). Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А.Толстой).

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать): В этот день мы с утра сговорились пойти на каток (В.Катаев)

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол -- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

  • 1) обобщенное значение;
  • 2) морфологические признаки;
  • 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

  • 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
  • 3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
  • 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
  • 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
  • 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
  • 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

  • 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация слов - это разделение их по классам, которые называют частям речи .
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение
- это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению , которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному.

Грамматическое значение существительного - «предмет». Оно выражается словами, отвечающими на вопросы: Кто?, Что?
Примеры: Кто?, Что? - нога, лампа, сын, Москва, золото, серебро, дворянство, юношество, добро, жадность.
Эти слова, конечно, передают разные значения: конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные, собственные. Для морфологии важно, что эти различия в значении выражены на морфологическом уровне. Например, большинство существительных с конкретным значением обычно имеет формы единственного и множественного числа: нога - ноги, а все остальные - только одну форму: либо единственного числа, либо множественного: Москва (собственное) - ед.ч., золото (вещественное) - ед. ч., дворянство (собирательное) - ед. ч., добро (абстрактное) - ед.ч. Но все эти слова одного класса. Они отвечают на одни вопросы, что отличает их от других классов слов, например от глаголов, которые отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать? и выражают грамматическое значение «действия»: гулять, прыгать, смеяться, драться, учиться .


Морфологические признаки -
это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет,
  • какие наборы форм есть у сло´ ва,
  • какими окончаниями эти формы выражены,
  • что эти формы выражают.

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж , другие свойственны только одному классу слов, например время . Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род . У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении -
это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

§2. Части речи

Внимание:

Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи - это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи :

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Местоимения
  • Глаголы
  • Наречия
  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы
  • Междометия

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание - наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться) по-разному.


Причастия и деепричастия

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол , либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида, времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия - по падежам и числам, а в единственном числе - по родам, а краткие - по числам и в единственном числе - по родам. А деепричастия вообще не изменяются.

Интерпретация 1 : причастие и деепричастие - это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий - это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия: и деепричастия: возводя - это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2 : причастие и деепричастие - самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий - это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно , а ему жарко . Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жарко - громко, тихо различаются.

Интерпретация 1 : все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2 : наречия и слова категории состояния - это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться. Учебники однозначно утверждают: это так. Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше - оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте.

§4. Служебные - самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Внимание:

Междометие - особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной.

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

  • Существительные - «предмет»
  • Прилагательное - «признак предмета»
  • Числительное - «число, количество, порядок при счете»
  • Глагол - «действие»
  • Наречие - «признак признака, признак действия»
  • Местоимение - «указание»

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какая классификация строится на основании грамматического значения слов, набора их морфологических признаков и синтаксической роли слов в предложении?

    • Членов предложения
    • Частей речи
  2. Может ли один и тот же морфологический признак быть общим у слов разных частей речи?

  3. Может ли один и тот же морфологический признак быть изменяемым у одних слов и неизменяемым у других?

  4. Могут ли слова одной части речи быть разными членами предложения?

  5. Могут ли слова разных частей речи быть одним членом предложения?

  6. Верно ли считать, что знаменательные слова делятся на изменяемые и неизменяемые?

  7. Какой частью речи является междометие?

    • Самостоятельной
    • Служебной
    • Ни той, ни другой
  8. Каким частям речи противопоставлено междометие?

    • Служебным
    • Самостоятельным
    • И тем, и другим, то есть всем
  9. Склоняются ли числительные?

  10. Спрягаются ли местоимения?

  11. Все ли самостоятельные части речи являются знаменательными?

  12. Все ли знаменательные части речи являются самостоятельными?

Правильные ответы:

  1. Частей речи
  2. Ни той, ни другой
  3. И тем, и другим, то есть всем
  • Как изменяются слова в русском языке? (для старшеклассников и тех, кто хочет в этом разобраться)

Вконтакте

С древнейших времен умы ученых занимает вопрос о частях речи. Исследованиями, посвященными им, занимались Платон, Аристотель, Панини, Яска. Что касается русской лингвистики, нужно отметить имена В. В. Виноградова, Л. В. Щербы, А. А. Шахматова и др.

Сложность выделения частей речи

Части речи являются самыми необходимыми и общими категориями в грамматике любого языка. С выяснения вопроса о них начинается его грамматическое описание. Говоря о частях речи, подразумевают грамматическую группировку определенных единиц языка. Другими словами, в лексике выделяются определенные разряды или группы, характеризуемые некоторыми признаками. Однако на каком основании следует выделять части речи? На чем основано распределение слов по ним? Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Проблема сущности частей речи, а также принципов выделения их в разных языках является одной из самых в лингвистике. Разнообразны и многочисленны высказывания по интересующему нас вопросу. Очень часто они противоречат друг другу и не ясны. Одни считают, что отдельные части выделяются на основе одного ведущего признака, который присущ словам, относящимся к той или иной группировке. Другие же полагают, что в основе выделения частей речи лежит совокупность различных признаков, при этом ни один из них не является ведущим. Если считать верным первое мнение, то что в этом случае будет главным признаком? Заключенная в лексическом значении логическая категория? Или само оно? Или связь лексического значения с грамматической категорией? Его синтаксическая функция или морфологическая природа? А разные части речи следует выделять на разных или на одном основании?

Согласитесь, вопросов очень много. Наши познания о грамматической природе слов все еще недостаточно глубоки, чтобы их грамматическую классификацию можно было построить на научной основе. Возникшее постепенно и закрепившееся впоследствии в традиции распределение по частям речи различных слов - это еще не классификация. Такое деление - просто констатация того, что существуют различные группировки слов, которые объединены некоторыми признаками, общими для них. Последние являются более или менее существенными, однако не всегда ясными.

Выделение частей речи в русском языке

В современном русском языке есть большое количество вариантных морфологических форм. Особую сложность представляет словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Одни их формы были признаны нормативными и закрепились в литературном языке, другие же считаются Это определяет необходимость углубленного изучения такой темы, как словообразование знаменательных изменяемых частей речи. В школе им обычно уделяется особое внимание.

Части речи изучаются в таком разделе грамматики, как морфология. В ней слова рассматриваются с точки зрения их значения и изменения. Они могут изменяться по числам, родам, лицам, падежам и т. д. Существительное, к примеру, обозначает предмет. Оно может изменяться по падежам и числам. Прилагательное же обозначает не предмет, а его признак. Оно изменяется по числам, родам и падежам. Однако в русском языке существуют слова, которые никак не изменяются. Это, например, союзы, предлоги и наречия.

Служебные и самостоятельные части речи

Итак, группы слов, которые объединяются на основании общности признаков, называются частями речи. При этом признаки для различных групп слов не однородны. Следует отличать знаменательные и незнаменательные части речи. Последние называют также служебными. Знаменательные части речи являются самостоятельными. И те и другие выполняют разную работу. Самостоятельные слова в предложении, называя предметы, действия, признаки, являются членами предложения, тогда как служебные чаще всего связывают самостоятельные слова. Рассмотрим последние более подробно.

Местоименные и знаменательные слова

Самостоятельные части речи могут быть местоименными или знаменательными. Знаменательные слова обозначают признаки, предметы, действия, количество, отношения, называя их. Местоименные же лишь указывают на них, но не называют. В предложении они служат заместителями знаменательных. Слова местоименные образуют отдельную часть речи, называемую местоимением. Знаменательные же делятся на различные части речи на основании следующих признаков:

Морфологических;

Обобщенного значения;

Синтаксического поведения (функции и связи в тексте).

Выделяют как минимум 5 групп, рассматривая знаменательные части речи. Это три имени (прилагательное, существительное, числительное), а также глагол и наречие. Иногда формы глагола (деепричастия и причастия) выделяются отдельно. Как вы видите, части речи представляют собой лексико-грамматические классы слов. То есть они выделяются с учетом синтаксического поведения, и обобщенного значения.

Имя существительное

Начнем описывать части речи русского языка (знаменательные) с К нему относятся слова, которые:

1) бывают нарицательными или собственными, неодушевленными или одушевленными, имеют постоянный родовой признак, а также непостоянные (для основной части существительных) признаки падежа и числа;

2) имеют значение предметности, поэтому отвечают на вопрос "что?" или "кто?";

3) чаще всего в предложении являются дополнениями или подлежащими, однако могут быть и другими его членами.

Отметим, что при выделении существительных главными являются грамматические признаки слов, а не, к примеру, их значение. Основные признаки знаменательных частей речи могут быть различными. В этом вы вскоре убедитесь. Что касается значения существительного, то это единственная часть речи, значение которой может быть самым разным. Обратимся к примерам: лицо (девочка), предмет (ручка), животное (собака), отвлеченное понятие (гордость), признак (высота), отношение (неравенство), действие (учеба). Эти слова с точки зрения значения объединены тем, что по отношению к ним мы можем задать один вопрос: "что?" или "кто?" В этом, собственно, и состоит их предметность.

Переходим к рассмотрению следующей части речи - имени прилагательного.

Прилагательное

Это самостоятельная часть речи, знаменательная. В нее объединяются слова, которые:

1) Изменяются по падежам, числам и родам, а некоторые - по степеням сравнения и по краткости/полноте.

2) Обозначают некоторый непроцессуальный признак предмета, и поэтому отвечают на вопросы "чей?" или "какой?"

3) Выступают в предложении именной частью СИС (составного именного сказуемого) или определениями.

Прилагательные всегда зависят от имен существительных. Следовательно, вопросы к ним следует задавать от последних. Прилагательные нужны для того, чтобы выделить из множества одинаковых предметов нужный. Без них наша речь была бы похожа на написанную серой краской картину. Благодаря прилагательным она становится образной и более точной, поскольку они позволяют выделить разные признаки одного предмета.

Имя числительное

Это еще одна знаменательная часть речи, самостоятельная. В нее входят слова, обозначающие числа, порядок предметов при счете или же их количество. Числительное отвечает на следующие вопросы: "какой?" или "сколько?" Оно является частью речи, объединяющей слова на основе общности значения. А значение числительных - отношение к числу. Отметим, что их грамматические признаки неоднородны. Они зависят от разряда по значению того или иного числительного.

Эти слова играют большую роль в нашей жизни. Мы измеряем числами время, расстояние, количество предметов и их величину, стоимость, вес. Числительные на письме нередко заменяются цифрами. Однако в документах, например, необходимо, чтобы сумма была указана не только цифрами, но и словами.

Наречие

Продолжаем раскрывать вопрос: "Какие части речи - знаменательные?" Наречие обозначает признак состояния, признака, действия, редко - предмета. Отметим, что оно является неизменяемым. Исключение из этого правила - только качественные наречия, оканчивающиеся на -о/-е. Все они примыкают либо к прилагательному, либо к глаголу, либо к другому наречию, то есть характеризуют знаменательные части речи. Примеры: очень быстрый, быстро бежать, очень быстро. Наречие в предложении обычно является обстоятельством. Иногда оно может примыкать и к имени существительному. Примеры следующие: бег наперегонки, кофе по-варшавски, яйцо всмятку. Наречие в данных случаях выступает в качестве По двум основаниям осуществляется классификация наречий - по значению и по функции.

Глагол

Переходим к глаголу, рассматривая знаменательные части речи. Это слово, обозначающее состояние (радоваться), действие (писать), свойство (хромать), признак (белеться), отношение (равняться). У различных групп глагольных форм неоднородны грамматические признаки. Такое понятие, как "глагольное слово", объединяет: спрягаемые формы (безличные и личные), неспрягаемые (деепричастные и причастные), а также инфинитив (неопределенную форму). Для речи глаголы очень важны. Они позволяют нам давать название разным действиям.

Причастие

В качестве морфологического явления причастия неоднозначно трактуются в лингвистике. Иногда рассматриваются как отдельные части речи знаменательные слова, являющиеся причастиями, а иногда - как форма глагола. Они обозначают признак некоторого предмета по действию. Причастие объединяет свойства глагола и прилагательного. Оно употребляется в письменной речи чаще, чем в устной.

Деепричастие

Расскажем немного и о деепричастии, раскрывая тему "Знаменательные части речи". Это слова, которые, так же как и причастия, можно рассматривать или как особую форму глагола, или как самостоятельную часть речи. Признаки деепричастия следующие:

1) Обозначение добавочного действия, поэтому причастие отвечает на следующие вопросы: "что сделав?" или "что делая?"

2) Наличие грамматических признаков как наречия, так и глагола.

Итак, мы рассмотрели знаменательные части речи. глагол, числительное, существительное и прилагательное. Иногда отдельно выделяют также деепричастие и причастие. Теперь вы не ошибетесь, отвечая на вопрос: "Какие части речи - знаменательные?" Однако мы предлагаем вам пойти дальше и завершить знакомство с самостоятельными частями речи, рассмотрев местоимение.

Местоимение

Местоимение представляет собой самостоятельную часть речи, указывающую на признаки, предметы или количества, однако не называющую их. Различны их Они зависят от того, какую именно часть речи замещают в тексте местоимения. Их можно классифицировать по грамматическим признакам и по значению. Местоимения в речи употребляются вместо прилагательных, существительных, наречий и числительных. Они помогают объединить в связный текст предложения, избежать повторения одинаковых слов.

Итак, мы рассмотрели самостоятельные части речи (местоименные и знаменательные), и мы кратко охарактеризовали. Предлагаем вам самостоятельно подробнее познакомиться с последними, поскольку они также играют важную роль в языке. Надеемся, вы научились различать знаменательные и служебные части речи.