Центр подготовки педагогов к аттестации. Здоровьесберегающие технологии в доу Классификация здоровьесберегающих технологий в образовании

Светлана Сотникова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89

Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Автор, в статье раскрывает понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ.

Физическое здоровье детей тесно связано с их психическим и эмоциональным благополучием. Поэтому одно из основных направлений педагогической деятельности является применение в детских садах здоровьесберегающих технологий .

Применение в работе дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий значительно повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии , формы, методы, здоровьесбережение, здоровьеобогащение, дошкольники, здоровье. Что же представляют собой здоровьесберегающие технологии? У разных авторов встречаются различные трактовки понятия здоровьесберегающие технологии. Родоначальником введения понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Н. К. Смирнов, который утверждает, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Основная цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач : сохранить, обогатить и поддержать здоровье субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Снизить заболеваемость, сохранить работоспособность.

В педагогическом процессе ДОУ чаще всего используют следующие виды здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход.

Творческий подход к процессу обучения.

Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.

Комплексная система закаливания.

Формы работы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:

Совместные открытые занятия с детьми и родителями;

Индивидуальные беседы с родителями;

Совместное создание предметно-развивающей среды; - Общие и групповые родительские собрания;

Участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

Выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями;

Коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).

Необходимо формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка. Чаще привлекать к совместной работе по здоровьесбережению детей. Ведь как известно, личный пример мамы или папы намного лучше любого объяснения о том, что важно беречь жизнь и здоровье!

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа и конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, организации здоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги, продолжительности пребывания детей в ДОУ, от показателей здоровья детей и профессиональной компетентности педагогов.

Анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как: релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др, гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры, физкультурные занятия, игро- терапия, точечный самомассаж.

К коррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом, арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика.

Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.

Ирина Соловьева
Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания

Программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися.

(М. А. Поваляева)

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве, заданность и воспроизводимость результата.

(Толковый словарь)

Программы и технологии относятся к здоровье сберегающим, если:

1. Учитывают возраст ребенка, особенности его здоровья

2. Учитывают индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы,

3. Учитывают гендерные (половые) особенности,

4. Учитывают особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности,

5. Дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности воспитанника,

6. Разработана справедливая система оценок,

7. Занятия составлены с оптимальным соотношением между трудностью занятия, насыщенностью, эмоциональным фоном.

Принципы построения образовательного пространства в ДОУ.

1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания.

2. Реализация в условиях детского сада на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

3. Использование простых и доступных технологий, методик, оборудования.

Условия здоровьесбережения в детском саду

Здоровье сберегающая среда,

Наличие медицинского контроля,

Психогигиена и психопрофилактика,

Обучение ЗОЖ.

Виды образовательных услуг, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 1. Медицинские

Профилактическая фитотерапия

Физиотерапевтические процедуры (тубус-кварц, УФО, ингаляторы)

Кислородные коктейли

2. Физкультурные

Спортивные секции

Оздоровительный бег

3. Коррекционно- развивающие

Психологические тренинги

Клубы «Общение»

Игровая терапия

Узелок на память В сохранение здоровья вносят вклад:

12% - наследственность,

15% - экологическая среда,

12-15% - здоровьесохранение,

50% - режим дня, стиль жизни семьи.

Индивидуальный темп развития заложен генетически (особенно у мальчиков).

Неадекватная нагрузка на мозг тормозит развитие ребенка.

Навыки учебной деятельности сформированы:

У 5 летних детей на 20 %,

У 6 летних детей на 30 %,

У 7 летних детей на 50 %.

К здоровьесберегающим программам относятся: Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» (авт. Л. Пустынникова,

Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет «Росточки» (авт. Н. Баландина,

Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» (авт. Т. Токаева,

Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, Пермячок»

(авт Т. Токаева,

Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» (авт. М. Лазарев,

Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста «Ненасилие» (авт. Г. Маралов,

«Аниматерапия эмоционально-личностных проблем» (авт. Н. Кряжева).

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (авт. Ю. Антонов, Т. Саулина,

Развивающая технология оздоровления (авт. В. Кудрявцев, Б. Егоров,

Гуманно - личностная технология Ш. А. Амоношвили,

Природосообразная технология М. Монтесори,

Игровые технологии,

Технология индивидуального обучения (авт. Шадриков,

Модульное обучение (по принципу познавательных процессов)

Методика раскрепощающего обучения (авт. В. Ф. Базарный).

Условия здоровье сбережения в детском саду 1. Организация оптимального режима жизнедеятельности детей

организация динамических пауз в течение дня,

организация физкультурных минуток, гимнастики во время занятий.

2. Биологическое пространство

учет специфики региона при подборе игр, длительности прогулок,

организация пространства в ДОУ,

спелеокамеры,

наличие физкабинетов.

3. Психолого-социальное пространство

создание комфортных условий жизни и общения в ДОУ,

введение в штатное расписание педагога-психолога,

Повышение квалификации педагогов, через:

Участие в работе педагогических мастерских (например, «Валеология в детском саду»,

Участие в городских, областных и республиканских конкурсах «Методических, учебных и дидактических средствах обучения» (или аналогичных,

Участие в конкурсах проектов (например, «Здоровьесберегающие технологии в практике ДОУ», «Разговор о здоровом питании»)

Средства здоровье сбережения используемые в практике ДОУ:

Физическое развитие детей дошкольного возраста

корригирующая гимнастика,

кружки по физическому развитию, ритмике,

проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко,

проведение утренней гимнастики на улице во все сезоны.

Повышение иммунитета дошкольников , через организацию оздоровительных мероприятий

фитотерапия,

ароматерапия,

витаминизация блюд,

креотерапия,

гигиена полости рта.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий

закаливание:

Обливание,

Топтание в холодной воде,

Топтание в снегу,

Полоскание горла,

Обливание кистей рук,

Контрастное закаливание,

Воздушное закаливание,

Обливание водой на улице.

проведение психолого-экологических тренингов,

Точечный,

гигиена полости рта,

занятия в тренажерном зале,

проведение кружков по ЗОЖ.

Использование в МОУ «СОШ п. Целинный» здоровьесберегающих технологий

Особое внимание в школе уделяется проблеме здоровья учащихся. Здоровье школьников рассматривается педагогическим коллективом как ведущая цель, содержание и результат педагогической деятельности.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяет следующие(классификация по Н.К.Смирнову):

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий насоздание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В нашей школе это - обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медиками.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекаются не только школьников, но и их родители, а также педагоги;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

В плане работы школы по здоровьюсбережению отражены следующие направления деятельности коллектива:

  1. Качественное горячее питание;
  2. Медицинское обслуживание;
  3. Спортивные занятия школьников (зарядка на каждом 1-ом уроке в 1-8 классах);
  4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
  5. Организация внеурочных спортивных мероприятий;
  6. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
  7. Индивидуальный мониторинг здоровья;
  8. Индивидуальный мониторинг физического развития;
  9. Программы развития школьников:

1)индивидуальное обучение, изучение предметов по выбору;

2) снятие аудиторской нагрузки в форме классных учебных занятий

через использование нетрадиционных форм обучения;

3) отсутствие проблемы перегрузки домашними занятиями.

10. Воспитание потребности желания заботиться о своем здоровье.

11. Применение в УВП новых технологий и здоровьесберегающего обучения

12. Психолого-педагогическая поддержка учащихся и их родителей .

В школе эффективно реализуется:

  1. Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).
  2. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН ; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
  3. В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня.
  4. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы
  5. В школе действyют совместные планы работы с ФАП п. Целинный , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
  1. Вакцинация 2011/2012 учебный год:
  1. Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни , регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании, занятия по обучению оказанию первой медицинской помощи.
  2. Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
  3. В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей (баскетбол, футбол, теннис, хоккей и др.).
  4. Традиционными (ежемесячными) стали в школе дни здоровья .

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ И

ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ГРУППАМ (чел.)

Группа здоровья

2010-2011

2011-2012

Необходимо заметить, что в школе отсутствуют учащихся с III и IV группами здоровья (с врожденными или приобретенными патологиями и хроническими заболеваниями).

  1. Важным фактором, влияющим на успешность учащихся, является здоровье. Результаты изучения внутришкольной медицинской документации представлены в следующих таблицах:
  2. Индивидуальный мониторинг здоровья.

СТРУКТУРА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ХРОНИЧЕСКИМ ПАТОЛОГЯМ УЧАЩИХСЯ

ЗАБОЛЕВАНИЕ

2010 - 2011

2011 - 2012

Сердечно-сосудистая система

Бронхо-легочные

Нервная патология

Вегето-сосудистая дистания

Сколиоз

Лор-патология

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Плоскостопие

Мочевыделительная система

Другие

Анализ данных показывает, что в школе:

Большинство учащихся страдают хроническими заболеваниями; по сравнению с 2010/2011 учебным годом увеличился на 5% показатель бронхолегочной патологии, на 1% сердечно-сосудистой системы; уменьшился на 1 % показатель по нервной патологии, на 2% - заболеваниям мочевыделительной системы, плоскостопие - 2%.

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.

  1. В школе регулярно проводится мониторинг физического подготовленности обучающихся, который помогает учителю, родителю правильно подобрать программу физического развития . Ежегодно проводится мониторинг по физической культуре в рамках

Общероссийского мониторинга физической подготовленности.

  1. В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.
  2. В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
  3. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
  4. 100 % учащихся начальной школы, детей из социально незащищенных семей получают горячее питание за счет бюджетных средств.
  5. Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует соц.педагог Н.В.Майорова).
  6. В целях повышения культуры учащихся в школе проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании, проходят классные часы, ежемесячно проводятся Дни здоровья.
  7. Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
  8. Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

(памятка для родителей)

Нормирование нагрузок в течение дня является обязательным условием для формирования полноценной здоровой личности. Кроме того, необходимо учитывать возраст и общее физическое состояние ребенка. В связи с этим предлагаются следующие варианты режима дня:

Таблица 1 – Режим дня школьника.

Основные элементы режима

Классы обучения

Сон (продолжительность в часах)

11-12

9,5-9,0

9,0-8,0

Учебные занятия в школе:

При пятидневной неделе

При шестидневной неделе

Приготовление домашних заданий (продолжительность в час.)

До 1.0

До 1,5

До

До

До

До

До

До 4,0

Прогулка (продолжительность в часах)

3,5-3,0

2,5-2,0

Таблица 2 – Примерный объем двигательной активности обучающихся

Класс

Ежедневный объем времени

Культурно-оздоровительные мероприятия

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю

Общие мероприятия

Самостоятельные занятия физкультурой не менее

10-15

15-20

15-20

15-20

20-25

20-25

20-25

20-25

25-30

25-30

25-30

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

(ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА – важная составляющая здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Таблица 3 – Критерии рациональной организации урока.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

Число видов преподавания

Не менее 3

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

Для предотвращения наступления у школьников утомления рекомендуется планировать урок с учетом того, что

  1. первые 3-5 минут происходит «врабатывание;
  2. оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена. 25- 30 – для старшеклассников.

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию субъекта: физиопроцедуры, фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как комплексные (интегрированные), так и частные (узкоспециализированные).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медико-гигиенические, ф изкультурно-оздоровительные, экологические, социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) –технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно - гигиенической деятельности. Все проблемы, связанные создоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие«здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». На системную работу, связанную с профилактикой заболеваний, у современного врача зачастую нет времени. Поэтому, программы профилактики заболеваний должны активно применяться и реализовываться в центрах медицинской профилактики, а также в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, в спортивных школах и секциях.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся, или работников с проблемами здоровья. Занятия попрограмме «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Спортивные залы и секции могут и должны создаваться также на предприятиях и в организациях.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой областиздоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это - и обустройство пришкольной или придомовой территории, зеленые растения в классах и в квартирах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Социальные здоровьесберегающие технологии связаны с различными видами социальной работы по формированию здорового образа жизни.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Посколькусохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую системуздоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –курса «Безопасность жизнедеятельности» , а за обеспечение безопасности условий пребывания в системе образования отвечают их руководители.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) . Основы здорового образа жизни необходимо формировать еще в детском возрасте, на уровне детских садов и школ. Необходимо обеспечивать человека объективной обобщенной систематизированной информацией о здоровом образе жизни, о факторах, которые вредят, или, наоборот, способствуют его формированию. Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение,формирование и укрепление здоровья.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на различные типы: организационно-педагогические технологии (ОПТ), учебно-воспитательные технологии (УВТ), психолого-педагогические технологии (ППТ), социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) , лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) и др.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города

2. Уровень образовательного учреждения

3. Уровень класса, курса, потока, академической группы и т.д.

Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Роль педагога

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:


Что должен уметь учитель

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно:

  • анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления;
  • установление контакта с коллективом учеников;
  • владение основами здорового образа жизни;
  • прогнозирование развития школьников;
  • моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Решение проблем

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:


Понятие

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Главная задача школы - подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:


Разные подходы

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.

Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии.

Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции

ЗОТ имеют ряд функций:

  • Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
  • Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
  • Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.
  • Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
  • Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

ЗОТ в начальной школе

На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач:

  • пропаганда культуры здоровья,
  • совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников;
  • формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим.

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:

  • контроль состояния здоровья;
  • предупреждение и профилактика заболеваний;
  • оформление информационных стендов;
  • своевременное информирование о предстоящих прививках;
  • выступления на родительских собраниях и т. д.

В начальных классах должны проводиться беседы с учащимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания и т. п.

Рекомендуется в работе образовательного учреждения использовать модель «Школа полного дня», при которой для каждого ученика составляется индивидуальный режим, включающий умение «переключаться» с одной деятельности на другую, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, профилактические мероприятия, направленные на организацию свободного времени учеников.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

  • классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
  • подвижные игры на переменах;
  • гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;
  • общешкольные спортивные соревнования;
  • беседы с врачом;
  • во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
  • выпуски газет.

Особо чувствительной у учеников начальных классов является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством физкультминуток, прослушивания расслабляющих песен.

Здоровьесберегающие технологии в средней школе

Ученики среднего и старшего звеньев уже более основательно и серьезно изучают всё, что касается здоровьесбережения. Они знакомятся с проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания, узнают о том, как влияет любительский и профессиональный спорт на продолжительность жизни, всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи (употребление алкогольных напитков, курение, наркомания) и их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение и так далее.

Старшеклассники говорят о вышеназванных проблемах в группах, на конференциях, готовят доклады, проекты, рефераты на соответствующие темы, творчески перерабатывают интересующую информацию, тем самым развивая также учебную компетенцию и созидательные способности.

В заключение

Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, связаны так или иначе со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.