Виды монархий абсолютная дуалистическая конституционная. Виды монархий и их признаки

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передаётся по наследству. Признаками монархии являются : - передача власти по наследству; - бессрочность правления; - независимость монарха от населения.

Среди монархий различают абсолютную и конституционную .

Абсолютная монархия – это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издаёт законы, руководит правительством, контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются :

Неограниченная, никому не подотчётная власть монарха; - отсутствие представительных учреждений.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например, Ватикан).

Конституционная монархия – форма правления, при которой в силу особого правового акта – конституции – имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом – парламентом.

Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической .

Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительские функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания).

44. Мусульманское право как разновидность религиозного права, его основные черты и особенности развития

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Судан и другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объёмная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.


Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учёными-правоведами, по вопросам, не нашедшим ответа в этих источниках;

Кийас - суждение по аналогии.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют не систематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

45. Неолитическая теория происхождения и сущности государства

Эта теория базируется на неолитической революции (от греческого неолит – новый каменный век). Она схожа с марксистской теорией происхождения государства и имеет те же закономерности, это следующая цепь событий :

В экологической катастрофе, глобальное оледенение затем потепление, приводит человечество к переходу от потребления к производству, прежде всего продуктов питания;

В результате производства кочевой образ жизни меняется на осёдлый;

Осёдлый образ жизни нарушает кровнородственные связи и влечёт возникновение соседской общины;

Процесс разделения труда приводит к повышению уровня жизни и расслоению общества на классы;

Существование соседской общины и возникновение классовых противоречий влечёт за собой необходимость создания аппарата управления общиной для решения общих вопросов и сдерживания конфликтов. Данный аппарат ничего не производит и живёт на средства общины.

Неолитическая теория, имея сходство с марксистской, рассматривает сущность государства как общесоциальную.

46. Нормативистская теория права: основные идеи. Методологическое значение и недостатки

Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером . Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном .

Суть нормативистской теории составляют следующие положения: - право является пирамидой норм;

Во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

Каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

Сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

Право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм;

Право необходимо изучать и воспринимать вне связи с религией, философией, моралью, т. е. "в чистом виде".

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства.

К достоинствам теории можно отнести следующие:

Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения её в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

Идея о суверенной норме - об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

Признание в качестве права только кодифицированных юридических норм, отделение права от философии, морали.

Выделение формальных признаков права, которые и составляют его юридическую сущность.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.

47. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения

Нормативно-правовые акты как форма права значи­тельно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, преж­де всего от актов применения норм права , или индивидуальных актов.

И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридиче­скими по своему характеру. Но принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содер­жат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуально­го характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, неопределённому кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кру­гу лиц и издаются по вполне определённому поводу (приём на работу). Нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (в связи с выполнением условий до­говора подряда), в то время как нормативно-правовые ак­ты продолжают действовать независимо от того, существуют или не су­ществуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Действие такого индивидуального акта, как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по его исполнении. Но это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

48. Нормы права: классификация и виды

Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определённое правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

Для характеристики сущности формы правления нужно рассмотреть следующие аспекты:

Строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию и принципы взаимодействия);

Особенности взаимоотношений между верховными государственными органами и иными органами государства, а также населением;

Порядок и механизм образования государственных органов;

Степень и масштаб участия населения в формировании властных органов.

В литературе принято выделять две главные формы государственного правления : монархию и республику.

Монархия означает единовластие, единодержавие. Монархия представляет собой форму правления, при которой вся высшая власть пожизненно принадлежит только одному человеку - монарху (королю, царю, султану и т.д.). Он наследует её в качестве члена правящей династии. Монарх выступает единоличным главой государства. При этом он не обязан отчитываться перед населением за свои властные действия и поступки.

К типичным чертам монархии (монархической формы государственного управления) относят:

Наличие единоличного носителя высшей государственной власти;

Династический механизм наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность властных полномочий монарху;

Власть монарха не выступает производной от власти народа, она даруется монарху высшими силами и поэтому не подлежит сомнению;

Формальное отсутствие юридической ответственности монарха за собственные действия как руководителя государства.

Наиболее важным фактором, определяющим сущность и форму правления, является тип общества . Монархия сформировалась при рабовладельческом обществе. В условиях феодализма она приобрела свойство основной формы государственного правления. При государствах буржуазного типа были сохранены только формальные черты монархического управления.

В зависимости от полноты власти монарха выделяют следующие виды монархии : абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

При абсолютной монархии король по закону наделен всей полнотой верховной государственной власти, т.е. законодательной, исполнительной и судебной. В таких государствах отсутствует парламент как законодательный орган, который избирает население. Также отсутствуют конституционные акты, которыми как-либо ограничивается монарх. Для абсолютной монархии характерен авторитарный режим правления.

Конституционная монархия - это форма правления, при которой наличие и деятельность представительного властного органа ограничивает полномочия монарха, что находит отражение в конституции. Конституционная монархия появилась во времена буржуазного общества. Как правило, государства подобной формы правления действуют в демократическом режиме.

Конституционная монархия бывает дуалистической и парламентарной .

В условиях дуалистической монархии порядок организации верховных органов государственной власти имеет двойственный характер. Так, монарх концентрирует у себя исполнительную власть, формирует ответственное перед ним правительство. При этом законодательной властью наделен парламент, однако монарх вправе накладывать абсолютное вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется следующими чертами :

Власть монарха ограничивается во всех областях государственной власти и отсутствует какой-либо дуализм;

Исполнительная власть реализуется правительством, которое согласно конституции несёт ответственность перед парламентом;

Правительство формируют представители партии, которая победила на свободных выборах;

Главой государства считается руководитель партии, которая имеет наибольшее количество мест в парламенте;

Парламент разрабатывает и принимает законы, при этом их подписание монархом является лишь формальным актом.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху (королю, царю, шаху и т.п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

Существование единоличного носителя верховной государственной власти;

Династическое наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия – весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления и не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

Виды монархии. С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, в современный период - Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия – редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, т.е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.


Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

Законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления (менталитета). Большинство современных монархий отличаются этими особенностями, например, Великобритания, Бельгия, Испания, Япония и др.

1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

от греч. monos- один, arche - начало) - форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.

Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака - более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития.

Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией - оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки.

Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы.

Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом».

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

Родовая монархия - вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси.

Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах.

Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве).

Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов.

К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха - жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя).

Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»).

Надзаконность (суверенитет) монарха - качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты.

Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига.

И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху - их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории.

Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII - начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом.

Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом - функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля).

Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса».

Монарх - это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе - принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа.

Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон.

Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи.

Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий.

Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести.

Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные.

Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля - это бунт, а бунт - это высшее бедствие для государства.

Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления.

Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме.

В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны.

Отличное определение

Неполное определение ↓