Систематическое положение человека в системе животного мира. Происхождение человека

Появление человека как биологического вида - это результат длительного эволюционного процесса и связано с историческим развитием животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Но в отличие от них он обладает значительными особенностями, в том числе высокоразвитым мышлением, сознанием, творческой активностью, членораздельной речью, которые возникли в результате трудовой деятельности человека и его социальных отношений. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens).

Кроме признаков общих с животными человек обладает присущими только ему особенностями строения:

  • прямохождение;
  • позвоночник с четырьмя изгибами;
  • сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем;
  • очень подвижный скелет руки, и особенно кисти;
  • очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 1800 ;
  • расположение таза под углом 600 к горизонтальной плоскости;
  • сильно развитая мускулатура нижних конечностей;
  • большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;
  • мощно развитые большие полушария головного мозга с большой площадью коры (около 2400см2);
  • бинокулярное зрение;
  • ограниченная плодовитость;

44. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей.

Обычно выделяют следующие этапы эволюции человека:

1. Древнейшие стадии гоминизации - происхождение рода Homo.

2. Эволюция рода Homo до возникновения современного человека.

3. Эволюция современного человека.

Первый этап антропогенеза есть чисто биологическая эволюция. На втором этапе к элементарным факторам биологической эволюции подключается действие социального фактора, который на третьем этапе является доминирующим.

Стадия антропогенеза

1. Человек умелый – Homo habilis высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.

Первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ - он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все быликварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов Homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали их. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. При этом самый древний из представителей нового рода, Australopithecus anamensis, произошёл непосредственно от Ardipithecus ramidus 4,4-4,1 миллиона лет назад, а 3,6 миллиона лет назад дал начало Australopithecus afarensis, к которому принадлежит знаменитая Люси.

2.Архантропы (древнейшие люди): Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и 160 см у мужчин. Рука была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейший человек и получил свое название - человек прямоходящий.

3. Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) - ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего и непосредственным предшественником неандертальца. Представитель архантропов. Обнаружена ниж. челюсть (массивная, без подбородочного выступа, в целом сходная с обезьяньей) с полным наборов зубов, к-рые как по размерам, так и по форме и строению близки к человеческим. Обычно Г. ч. объединяют с питекантропами, синантропами и др. древнейшими людьми в один вид - человек прямоходящий (Homo erectus).

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Н. habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы. в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление укрытий, орудий труда и использование огня.

4.Палеоантропы (древние люди) Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Рассматривают как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis)

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня. Для них были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Эти признаки могли быть результатом отбора, действовавшего в направлении энергетически более выгодного теплообмена и увеличения физической силы. Неандертальцы имели крупный, хотя еще и примитивный мозг (1400-1600 см3 и выше), длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым «шиньонообразным» затылком; очень своеобразно «неандертальское лицо» - со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком.

5.Неоантропы (новые люди) Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь, мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди. Древние люди создали богатую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге). Необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что может быть доказательством «взрывного», скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции.

Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах , закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.

В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Таксонами называют систематические группы организмов, связанных той или иной степенью родства, поэтому анализ систематического положения вида Человек разумный поможет нам получить первые представления о его происхождении.

Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens)

1. Систематическое положение человека

2. Рудименты и атавизмы как доказательства животного происхождения человека

1. Какие систематические таксоны вам известны?
2. Что они отражают?

1.Систематическое положение человека

Таксонами называют систематические группы организмов, связанных той или иной степенью родства , поэтому анализ систематического положения вида Человек разумный поможет нам получить первые представления о его происхождении.

Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) .

Сходство человека и животных

Таксон Сходство
Тип Хордовые

Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней — кишечник. Тело имеет двухсторонюю симметрию

Подтип Позвоночные
  • Как у всех позвоночных, у человека формируется внутренний скелет, основой которого является позвоночник, формируется череп.
  • Кровеносная система замкнутая.
  • Нервная система дифференцируется на спинной и головной мозг, на периферии находятся нервы, нервные узлы. Головной мозг состоит из 5 отделов
Класс Млекопитающие
  • Женские особи млекопитающих вынашивают плод и матке и после рождения выкармливают его молоком, вырабатывающимся молочными железами.
  • Как представитель класса млекопитающих, человек имеет грудобрюшную преграду — диафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную.
  • Позвоночник разделен на 5 отделов.
  • Кожа покрыта волосами, содержит потовые, сальные железы.
  • Легкие млекопитающих состоят из многократно ветвящихся трубочек, заканчивающихся легочными пузырьками — альвеолами, где происходит газообмен.
  • Тело имеет постоянную температуру.
  • Сердце четырехкамерное.
Отряд Приматы
  • Как у всех представителей приматов, у человека пятипалая конечность,
  • на пальцах плоские ногти, а не когти,
  • большой палец противопоставлен всем остальным.
Семейство Гоминид

Семейство гоминид, кроме человека, включает человекообразных обезьян: гиббона, орангутанга, гориллу, шимпанзе.

  • У них имеется большое сходство с человеком в генном аппарате (например, 90% генов шимпанзе идентично генам человека).
  • Обезьяны и люди болеют многими одинаковыми болезнями.
  • Развитие головного мозга - развиты лобные доли и кора больших полушарий
Род Человек

К роду Человек, помимо ныне существующего вида, относятся и вымершие формы.

  • Современный человек отличается от других гоминид развитым мозгом, речью, прямохождением.
  • У обезьян хватательную функцию в равной степени сохранили и ноги, и руки. Хватательная функция человеческой руки чрезвычайно усовершенствована, а ноги ее утратили и теперь выполняют только опорную функцию.
  • Пальцы ног стали короче, зато появились своды стопы. С прямохождением связано и возникновение изгибов позвоночника. Благодаря этим изменениям происходит ослабление сотрясений, возникающих при движениях.
Вид Человек Разумный

Человек разумный — результат не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути исторического развития, тем большее значение приобретает усвоение опыта предыдущих поколений, накопленного в продуктах труда и в достижениях науки и техники.

2. Рудименты и атавизмы как доказательство животного происхождения человека

Рудименты и атавизмы. Важным доказательством происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов — особых органов, которые функционировали когда-то у предков . Потом эти органы утратили первоначальное значение и в жизнедеятельности человека участия не принимают или почти не принимают. К рудиментарным органам в человеческом теле относятся: отросток слепой кишки — аппендикс, копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста); ушные мышцы, позволяющие некоторым людям шевелить ушами; остатки волосяного покрова по всему телу; третье веко.

Другим важным доказательством родства человека и животных являются атавизмы — появление у отдельных людей признаков, которые были свойственны нашим далеким предкам, но утрачены в ходе эволюции . Это такие признаки, как сильное оволосение всего тела и др.

Таксоны, рудименты, атавизмы.

1. Что такое рудимент? Приведите примеры.
2. Что такое атавизм? Приведите примеры.
Выпишите в три столбика признаки, которые указывают на принадлежность человека к подтипу позвоночных, классу млекопитающих и отряду приматов.

Интерактивные задания по теме "Систематическое положение человека"

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

Вид Homo sapiens (Человек разумный) от­носится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу По­звоночные, отряду Приматы, подотряду Чело­векоподобные (антропоиды), секции Узконо­сые обезьяны, семейству Гоминиды. В семей­ство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам от­носят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

Человека можно отнести к классу Млеко­питающие по следующим признакам:

семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные же­лезы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве.Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Человека с человекообразными обезьяна­ми (понгидами) роднят большая величина те­ла, отсутствие хвоста и защечных мешков, хо­рошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще.

Кроме того, общими у людей и человекообраз­ных обезьян являются группы крови и ре­зус-фактор, различные заболевания, длитель­ный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе сов­падает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Человека отличает от человекообразных обезьян целый ряд признаков:

настоящее прямохождение и, как следст­вие, развитие длинных и мощных ног, сводча­той стопы, широкого таза, S-образного позво­ночника;
гибкая кисть и чрезвычайно подвижные пальцы;
сложно устроенный головной мозг объ­емом около 1350 см 3 (у гориллы — 400 см 3);
развитые структуры гортани, которые обеспечивают способность к членораздельной речи;
наличие сознания, речи, сложного абст­рактного мышления, способности к общест­венному труду.

Вопрос 5. Какое значение в антропогенезе име­ло увеличение объема мозга?

Увеличение размера и усложнение структу­ры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Так­же они способствовали возникновению абст­рактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспе­чивают тончайший анализ зрительной и слу­ховой информации, что позволяет нам воспри­нимать и понимать мимику и речь. Двигатель­ные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку до­стичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.

ВВЕДЕНИЕ

Цели выполнения данной контрольной работы - это выявление значения происхождения человека, особенности этой проблемы.

В связи с поставленными целями были обозначены следующие задачи: определение положения человека в системе животного мира, рассмотрение эволюции приматов, стадии и современный этап эволюции человека.

Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связанна с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.

Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются уже в трудах античных философов. В ХVIII в. К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.

Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Эта работа нанесла сокрушительный удар по представлениям о человеке как продукте божественного творения.

Положение человека в системе животного мира

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые: это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде приматов.

Редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В, О, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других признаков - все это позволяет отнести человека к подотряду человекообразных обезьян.

Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих, отряде Приматов, подотряде человекообразных обезьян.

Однако человек имеет специфические (то есть присущие только ему) особенности: прямохождение, сильно развитую мускулатуру нижних конечностей, стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 о к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180 о, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.