Северная корея (кндр). История Кореи с середины XX до начала XXI века

Корейская Народно-демократическая республика – государство на Корейском полуострове, некогда являющиеся колониальным владением Японии. КНДР страна, образованная после завершения Второй мировой войны. Корейский полуостров после войны делился на две части. Южная часть корейского полуострова была проамериканской, а северная часть постсоветской.

США и СССР не удалось договориться о воссоединении Корейского полуострова и именно этот факт послужил причиной для образования на полуострове двух государств – КНДР и Южной Кореи. Эти две страны до сих пор сражаются за влияние на Корейском полуострове, периодически вступая в военные конфликты друг с другом.

Самым крупным конфликтом между этими державами является Корейская война (1950-1953). Эта война стала третьей в истории по числу погибших.КНДР является тоталитарным милитаризированным государством, ведущим активные разработки ядерного оружия. Ядерная программа КНДР заставлет нервничать страну соседа и главного врага Республику Корею. По отношению к КНДР введены многочисленные санкции со стороны политического блока НАТО в связи с проведением ядерных испытаний, так как внешняя политика КНДР пугает большинство развитых стран мира своей агрессивностью.

В девяностых годах двадцать первого века в Северная Корея сильно отстала в развитии от остальных стран. Причиной для этого послужили стихийные бедстия, прокатившиеся по территории страны. Это повлекло за собой ряд последствий, самым весомым из которых является недостаток зернового производства на более чем один миллион тонн. Такое отклонение от стандартов производства привело к голоду по всей стране. В результате болезней (пневмония, туберкулез, диарея), вызванных голодом погибло от 300 до 800 тысяч человек.

Деятельность СМИ в КНДР весьма ограниченна. Использование интернета разрешено только дипломатическим лицам и неоторым предприятиям. Телевидение педставляет собой три телеканала, один из которых транслирует передачи на культурную тематику. Просмотр иностранныхтелепередач карается лишением свободы, либо расстрелом.

В связи с политикой изоляции от внешнего мира КНДР является самой закрытой для туристов и СМИ страной мира. Это обуловлено тоталитарным режимом, имещим абсолютную власть в стране. Однако гражданам КНДР раз в год разрешено встречаться со своими родственниками из Корейской республики.На протяжении долгих лет политическое развитие КНДР тормозилось за счет различных факторов.

В настоящее время КНДР встала на путь спокойного и размеренного развития, тем самым ослабив давление на граждан и еще больше усилив финансирование производства оружия. Руководство КНДР в лице Ким Чен Ына имеет абсолютнуювлать над народом страны и именно по этому, агрессорам не удается вести информационную войну с КНДР, что дает огромное преимущество Северной Корее над другими странами мира.

В 1945 году Корею освободили от колониального господства Японии. Ежегодно празднуется День освобождения - 15 августа. Часть территории страны заняли советские войска, остальную - американские. Но мечта о едином независимом государстве не осуществилась.

«Опека» СССР и Америки

Дальнейшая история Кореи связана с разделением территории на две части. Советское командование, обнаружив коммунистические настроения у корейского населения, стало помогать в создании социалистического государства. США, со своей стороны, способствовали восстановлению южной части. Планировалось, что страну будут «опекать» на протяжении пяти лет, а затем оставят её в покое. Такое решение приняли во время переговоров зарубежные министры Англии, США и СССР.

В 1945-м приехал Ли Сын Ман, которого уважали как борца за свободу. Его встречали торжественно. Треть жизни этот человек прожил в США, поэтому американцы поддерживали его как кандидата на должность правителя. Примерно в это же время из Советского Союза прибыл Ким Ир Сен, который стал руководить местной Коммунистической партией.

Свою работу начала советско-американская комиссия, но из-за многих противоречий совместная деятельность не принесла результатов. Спустя два года США обратились к Ассамблее ООН с просьбой помочь организовать выборы и сформировать правительство. Этот вариант не понравился СССР по двум причинам - из-за неясных сроков и участия ООН. Стороны обвиняла друг друга в попытках разделить территорию.

Возникновение двух государств (40-50 гг.)

История Южной Кореи этого времени была решающей, ведь оба «опекуна» предпринимали попытки разрешить вопрос. Поскольку СССР не пустило представителей комиссии на территорию Северной части, выборы провели лишь на Юге (1948 год). Был сформирован парламент, принята Конституция и выбран Президент. В августе 1948-го провозгласили появление Республики.

Народное собрание на Севере осуществило выборы в Верховное Народное Собрание, а вскоре объявило о появлении Корейской Народно-Демократической Республики. Премьер-министром назначили Ким Ир Сена, а к зиме подготовили Конституцию. В 1948-1949 гг. территорию покинули все иностранные войска.

История Кореи в 50-х связана с военным конфликтом между Севером и Югом. Сначала армия Севера стремительно наступала и завоевала Сеул. Юг поддержали международные вооружённые силы, и военные действия стали разворачиваться уже на территории КНДР. В 1953 г. гражданская война завершилась перемирием, но обе стороны понесли существенные потери. Было разрушено 50% домов и 80% промышленных предприятий. Но главное, что произошедшее еще сильнее настроило стороны против друг друга.

С этого периода РК и КНДР стали развиваться как два независимых и враждебных государства, которые связывают общие события в прошлом и одна нация. Южная Корея практически превратилась в островную страну, отделенную с трех сторон морями и с четвертой - наглухо закрытой границей со своей Северной соседкой. Чтобы поддержать порядок и восстановить экономику, Ли Сын Ман усилил единоличную власть. Это не понравилось местным жителям, и перемены были восприняты как диктатура.

Жизнь страны в 60-е годы

Новейшая история Республики Кореи начинается с правления Ли Сын Мана. Авторитаризм, коррупция, уменьшение демократических свобод - всё это связывают с первым президентом. Из-за обвинений в поддержке коммунистической партии казнили людей. В 60-х из-за фальсификации выборов прошли многочисленные протесты. Около 100 тысяч студентов вышли на улицы Сеула, что привело к побегу Ли Сын Мана. Мятеж назвали «Апрельской революцией».

После этого внесли поправки в Конституцию, усилив роль двухпалатного парламента. Был выбран новый президент и премьер-министр. Но правительству оказалось не по силам улучшить политическое и экономическое состояние государства. Тем временем КНДР демонстрировало успехи в экономике, что вызвало стремление к объединению. Правительство Кореи выпустило два закона, запрещающие контакты с «соседкой». Это вызвало очередные демонстрации.

После военного переворота руководить страной стал Пак Чон Хи (до 1979 года). Правила в стране ужесточились. Например, был составлен список из 4 тысяч деятелей, которым запретили заниматься политикой. Демонстрации и митинги тоже попали под запрет, а многие СМИ закрыли. Были предприняты попытки восстановить отношения с Японией, что вызвало негатив со стороны населения. Люди выходили на демонстрации с требованием прекратить переговоры. Народ пугало возможное восстановление империализма. Из-за протестов было даже введено чрезвычайное положение.

Были и положительные стороны правления в истории Кореи этого периода. Провели модернизацию, ставшую причиной «экономического чуда». Для развития местной промышленности привлекался иностранный капитал, увеличивался экспорт товаров за границу. Важную роль сыграли реформы в системе образования.

История 70-х годов

В 1972 г. Пак Чон Хи выступил перед народом со специальным заявлением. Он сделал акцент на изменении баланса «великих» держав и угрозе для безопасности страны. США установили контакт с Китаем и заключили договор с СССР об ограничении стратегических вооружений. Север и Юг Корейского полуострова стал плотно общаться и появилась перспектива сотрудничества. Но Конституция новым реалиям не отвечала. В стране ввели чрезвычайное положение, запретили деятельность политических партий, распустили Национальное собрание. Планировалась работа над поправками к Конституции и утверждение через народный референдум.

Новейшая история Кореи помнит это время как диктаторское, а события получили название «Октябрьские реформы». Но поправки делали власть президента почти абсолютной. Например, глава страны должен был избираться специальным центральным органом. После референдума фактически установилась «вечная власть». Начало разворачиваться движение за изменение Конституции, а во время торжественной речи к годовщине освобождения произошло покушение на жизнь Пак Чон Хи. В 1979 году президента застрелил из пистолета начальник ЦРУ корейской разведки во время официальной встречи в штаб-квартире. Преступника арестовали.

В начале пути к демократизации (80-е)

После избавления от «диктатора» корейцы рассчитывали на светлое будущее. Началось движение за демократию, которое назвали «сеульской весной». Около 20 городов были охвачены демонстрациями. Правительственные войска противостояли мятежникам. В результате более 3 тысяч человек были ранены, а 154 демонстранта убиты. Руководство операцией подавления на себя взял Чон Ду Хван, начальник Службы безопасности вооруженных сил. Вскоре он оказался на «политическом Олимпе» и занял место президента через избрание на Национальной конференции объединения. Новейшая история Республики Кореи плотно связана с деятельностью этого человека.

Чон Ду Хван продолжал диктаторскую политику своего предшественника. Но народ стоял на своем, и он был вынужден пойти на уступки. В конце 80-х на всенародном референдуме приняли поправки к Конституции, которые ограничивали возможности главы страны. Например, теперь он не мог распускать парламент или вводить чрезвычайное положение. В 1987 г. победу на выборах получил представитель военных кругов Ро Де У.

Новая власть тесно сотрудничала с оппозицией и выпустила многих бывших политических заключенных. Во время его правления были проведены Олимпийские Игры, первые в истории Южной Кореи - они открыли страну миру. Были установлены дипломатические отношения с СССР, Китаем и государствами Восточной Европы. В 1991 году страна вступила в ООН.

Реформы в 90-е годы

Лидерство одной партии уже было невозможно. Некоторое время даже действовала четырёхпартийная система. В 1992 г. был выбран новый президент - Ким Ёнсан. Народ считал его борцом за демократию. На инаугурации он обратился к главе КНДР Ким Ир Сену с надеждой, что две части Корейского полуострова будут сближаться и сотрудничать. Ким Енсан стал первым президентом, избранным демократическим путём и не связанным с военными или диктатурой.

После принятия обязанностей Ким Ен Сан начал проводить реформы. Появились законы, которые закрывали доступ на политическую арену силовым структурам. Деятельность власти стала более прозрачной для людей, и даже возле дворца теперь могли свободно разгуливать граждане. Ещё одно направление реформ - борьба с коррупцией. Бывшие правители Чон Ду Хван и Ро Де У были арестованы за многомиллионные взятки - их приговорили к длительному заключению.

Реформы Ким Ен Сана также повлияли на экономику и механизм местного самоуправления. Делались шаги для развития туризма, а 1994 год даже объявили «Годом посещения Кореи». Но не все было гладко. В Сеуле обрушилась половина здания известного супермаркета - погибло много людей. Это, а также новое трудовое законодательство, отразилось на имидже президента. Ухудшалась экономическая ситуация - начался финансовый кризис. Еще одной каплей стал обвал национальной валюты. В пик кризиса, в конце 1997 года, провели выборы. Победителем стал Ким Дэ Чжун.

Самой главной задачей для администрации было преодоление экономического кризиса. МВФ и другие организации заняли 50 млрд долларов, но долг был погашен за короткий срок. Был брошен призыв народу с просьбой экономить, и корейцы откликнулись. Также власть попросила продать по низким ценам золото и серебро. Инициатива была поддержана.

Изменились отношения с КНДР. По отношению к «соседке» была введена политика «солнечного тепла». Начали строить железные дороги, соединяющие две страны. Появилась свободная туристическая зона между государствами, где разъединенные семьи могли встретиться. Также оказывалась гуманитарная помощь. В 2000-м г. произошла историческая встреча между двумя главами государств.

Современные события

Новейшая история Кореи в начале XXI столетия связана с социально-экономическим развитием. Рост благосостояния населения позволил меньше времени проводить на работе, и люди стали выступать за введение 5-часовой рабочей недели. В 2003 г. место президента занял Но Му Хён. Новый руководитель пообещал, что правительство будет более открытым. Но на посту продержался всего год. Был поставлен вопрос об импичменте в связи с финансированием предвыборной компании Но Му Хёна. Конституционный суд объявил, что в действиях не найдено ничего противозаконного, и Но Му Хён вернулся к своим обязанностям.

В 2004 году страна начала активно торговать с Китаем, что позитивно сказалось на её экономике. В 2008-2010 гг. сильно ударил экономический кризис. Был спад промышленного производства, увеличилась безработица. Чтобы справиться с проблемой, приняли специальную программу.

Северная и Южная Корея - два абсолютно разных государства со времён окончания Второй мировой войны. Сильную державу раскололи ожесточенные бои за первенство. Но несмотря на это, КНР и КНДР объединяет один народ, язык, культура и история. Она неподвластна времени и будет существовать до тех пор, пока на карте есть эти страны. Но если проводить сравнение Северной Кореи и Южной Кореи сегодня, то государства не похожи друг на друга ни политикой, ни экономикой.

Северная Корея (КНДР)

Корейская Народно-Демократическая Республика - государство в северной части Корейского полуострова. Государственный язык - корейский, столица Северной Кореи - Пхеньян. Глава государства - Ким Ир Сен, Председатель государственного совета - Ким Чен Ын. Форма правления - социалистическая республика, дата образования Народно-Демократической республики - 9 сентября 1948 года. Валюта КНДР - северокорейские воны.

Численность населения 25,1 миллиона человек, общая площадь государства 120,5 тыс. кв. км. На юге Северная Корея граничит с Южной, на севере - с Российской Федерацией и Китаем. Омывается водами Японского и Желтого моря. Города центрального подчинения - Пхеньян, Кэсон, Нампхо. Крупнейшие города - Пхеньян, Хамхын, Насон, Кэсон, Сыныйджу.

Климатические условия и природа

В Северной Корее умеренно-муссонный климат, главной чертой которого являются значительные сезонные различия. В зимний период часто отмечаются потоки сильного холодного воздуха, небольшое количество осадков. Средняя температура в южных районах 5-7°С, в северных 8-12°С.

Летный сезон отмечен умеренным количеством осадков из-за сезона муссонов, тёплым и мягким климатом, средней температурой воздуха от 15 до 24°С. КНДР имеет большое количество заповедников, парков, гор (например, Северо-Корейских) и водопадов.

Экономика

Отрасли промышленности КНДР: текстильная промышленность, машиностроение, добыча полезных ископаемых (свинец, цинк, медь, железная руда, уголь), животноводство и растениеводство.

На настоящий момент Северная Корея является независимым государством в сфере экономики. КНДР ведёт экономическую перестройку и привлечение капиталов других стран, таких как Япония, Китай. Но так было далеко не всегда.

В связи с формированием КНДР и войной между Северной и Южной Кореей численность страны резко упала, развивать промышленность и сельское хозяйство стало затруднительно. Но несмотря на все причиненные потери - как природные, так и человеческие, - Северная Корея по сравнению с Южной Кореей быстро восстанавливалась после войны благодаря мобилизации всех ресурсов страны на реорганизацию экономики.

Практически до 60-х годов экономическое и промышленное развитие Северной Кореи набирало обороты. Всё изменилось после нефтяного кризиса 70-х годов и приближения дефолта в стране из-за сокращения экспорта товаров в страны зарубежья.

Полный крах экономики КНДР - дефолт - наступает в 1980 году. Северная Корея официально признаётся банкротом по всем обязательствам. К 2001 году общий долг западным странам составлял 12 миллионов долларов США. Экономика Северной Кореи находилась в плачевном состоянии из-за внешних долгов, а также из-за экономической и политической изоляции.

Вытащить страну из "экономического болота" помогло строительство новой экономики, основными задачами которой было развитие агропромышленной среды, электростанций, государственной инфраструктуры, сельского хозяйства. В XXI веке экономическое положение государства налаживается благодаря отношениям с Южной Кореей, обновлению экономики в 1993 году и помощи Всемирной продовольственной программы ООН.

Южная Корея

Республика Корея - государство в Восточной Азии. Занимает южную часть Корейского полуострова с принадлежащими ему островами. Общая территория - 100,2 тыс. кв. км. Население страны 51,5 миллиона человек. Столица Республики Кореи Сеул. Омывается Желтым и Японским морями, Корейским проливом. Граничит с Северной Кореей на севере, между городами Косон и Сокнхо. Традиционный язык - корейский.

Климатические условия

Государство находится в зоне умеренного климата. За год выпадает небольшое количество осадков. Периоды муссонов приходятся на середину лета. Зима в Южной Корее по сравнению с Северной Кореей сухая, тёплая и ясная, с минимальным количеством осадков. Погода соответствует сезонам и, несмотря на малоснежную зиму, температура воздуха может достигать - 12-14°С. Самый жаркий месяц в году - август.

Экономика Южной Кореи: сравнение с экономикой КНДР

Южная Корея является выдающейся страной в области машиностроения и инновационных технологий. Благодаря разработке новой экономической политики с 1961 года экономика государства развивалась и становилась всё крепче. Такая политика была направлена на привлечение инвестиций и увеличение объёма экспорта. На данный момент экономика Республики Кореи процветает, вводятся новые инновационные технологии в разработку видов энергии.

Несмотря на благоприятное географическое положение Южной Кореи, сельское хозяйство не приносит государству большой выгоды. Животноводством и растениеводством занимаются лишь специально отведённые для этого фермы. Процветает ловля, переработка и экспорт рыбы.

Республика Корея считается лидером во всём мире по машиностроению. Автомобильные марки этого государства обходят по качеству и инновациям многие всемирно известные западные автопромы. Kia, Hyundai, Daewoo покоряют мир и выходят в лидеры сферы автомобилестроения.

Экономика Южной Кореи и Северной значительно отличаются друг от друга из-за отраслей промышленности. В КНДР большой акцент делается на тяжёлую и текстильную промышленность, сборку машин и добычу природных ископаемых. А в КНР ключевым фактором является машиностроение и сфера электроники.

Особенности демографии

Демографическая разница между Северной и Южной Кореей довольно существенна. Республика Корея превосходит КНДР практически в два раза по численности населения. Происходит это из-за большого потока беженцев с северного полуострова и миграции иностранцев.

Сравнение армий

Главное различие между вооруженными силами стран - численность армий и тактика создания военной обороны. Если в Южной Корее формированию армии и военной техники способствует Америка, то КНДР управляет этим процессом исключительно при помощи Верховного Главнокомандующего. Различие армии Северной и Южной Кореи заключается и в численности военной техники. Количество техники КНДР превышает показатели Республики Кореи практически в два раза.

Армия Южной Кореи

Структуры, уставы, методы подготовки армии Южной Кореи сформировались на основе Вооруженных сил США. Верховным главнокомандующим государства провозглашен Президент Республики Кореи. Министерство обороны во главе с министром занимаются руководством вооруженными силами, распределением бюджета, снабжением военной техникой.

Вооруженные силы Южной Кореи формируются из трех видов: армия, авиация и морской флот. В армии насчитывается около 560 тысяч человек, общее количество военных в государстве - 700 тысяч человек. Военная служба в Республике Корее призывная. Мужчины по достижению 20 лет обязаны пройти военную службу 2-2,5 года.

Обширно развивается военно-морской флот и авиация. Производством авиатехники в КНР занимается Америка, но также проводятся разработки собственного авиационного флота.

Армия Северной Кореи

В Северной Корее, несмотря на ту же призывную службу, сроки ее прохождения составляют от 5 до 12 лет, в зависимости от рода войск. Исключением является ВВС, где срок службы сокращается до 3-4 лет.

В армии КНДР служат более 1,1 миллиона человек. Несмотря на экономику и численность населения всего государства Северной Кореи, она считается пятой по величине армией мира. В резерве вооруженных сил числится около 7 миллионов человек. Верховный главнокомандующий страны - Ким Чен Ын. Он же возглавляет Государственный комитет обороны КНДР, распоряжается всеми вооруженными силами и военной техникой, курирует оборонные мероприятия. Особый акцент в армии Северной Кореи делается на демилитаризованной зоне, которая разделяет границы Северной и Южной Кореи.

Вооруженные сухопутные войска делятся на бригады, армии, дивизии и корпуса.

Все войска страны подразделяются на:

  • Сухопутные войска (1 миллион человек).
  • Морской флот (60 тысяч человек).
  • Воздушные силы (110 тысяч человек).
  • Спецназ (95 тысяч человек).

История конфликта Северной и Южной Кореи

После Второй мировой войны Корейский полуостров был разделён между СССР и Америкой по 38-й параллели, которая делит площадь Северной и Южной Кореи и сейчас. Во время капитуляции японских войск и военной техники зоны оккупации были обозначены лишь временно, для контроля над японскими войсками. Но объединение зон так и не состоялось из-за холодной войны. Разделение Кореи на Северную и Южную произошло в 1948 году.

Впоследствии разделение страны привело к формированию временного правительства как в Северной, так и в Южной Корее. На южной части полуострова правительство возглавил коммунист Ким Ир Сен. В Республике Корее сформировалось антикоммунистическое движение во главе с Ли Сын Маном.

В 1949 году после объявления независимости КНДР войска США и СССР были выведены. Южной и Северной Корее предоставлялось самостоятельно объединять Корейский полуостров. Совершить это было проблематично из-за политических взглядов Верховных Главнокомандующих Северной и Южной Кореей, борьбы за власть после объединения стран. Такое столкновение привело к военным действиям на 38-й параллели.

Утром 25 июня 1950 года войска Северной Кореи перешли в наступление. Официально историю конфликта Северной и Южной Кореи принято считать именно с момента вступления войск КНДР на территорию Южной Кореи. Благодаря подготовке вооруженных сил КНДР уже через три дня армией была взята столица Южной Кореи - Сеул.

Переломным моментом в ходе боевых действий является август-сентябрь 1950 года. Поддержка со стороны США и войск ООН повлияла на ход событий войны, а уже в октябре того же года войска "южной коалиции" захватили столицу КНДР. 25 октября 1950 года Китай вступил в Корейскую войну и разгромил часть войск ООН и США. СССР также направил свои войска (авиационный флот). Поддержка Китая и Советского Союза значительно усилила армию Северной Кореи, поэтому в январе 1951 года было разгромлено войско ООН и взята столица Южной Кореи.

Завершение Корейской войны

Исходя из большой численности войск Южной и Северной Кореи на полуострове, в июне 1951 года было принято решение о завершении войны. В ходе переговоров между странами был подписан договор о прекращении огня.

Договор предусматривал завершение военных действий, некое изменение границ между двумя государствами, переход города Кэсон на территорию Северной Кореи, формирование демилитаризованной зоны между странами для избежания дальнейших военных действий.

Хоть формально мирный договор между Южной и Северной Кореей подписан не был, военных действий между этими странами больше не происходило. Победителя в этой войне также однозначно нет. Для Китая и ООН исход Корейской войны был благоприятным. Этим странам было невыгодно соединение обоих государств.

Ответить на вопрос, почему Северная и Южная Корея враждуют, сложно. В настоящее время страны поддерживают нейтралитет, а в чём-то и помогают друг другу. Однозначно сказать о невозможности объединения этих теперь уже разных государств нельзя. Северную и Южную Корею объединяет один народ, традиции, история. Война и разделение Корейского полуострова поменяло обе страны как в экономическом, так и в гуманитарном плане. Если проводить сравнение Южной Кореи и Северной Кореи, то последняя стала закрытой страной с выраженным коммунистическим строем, слабой экономикой, но сильной армией. Южная Корея обладает крепкой, развивающейся экономикой и уделяет внимание инновационным технологиям.

Внешнеэкономические связи КНДР в XXI веке и перспективы их развития при Ким Чен Ыне

© 2013 Л. Захарова

Статья содержит анализ имеющейся статистики и данных о внешнеэкономических связях КНДР в 2000-е годы, ознаменовавшиеся существенным увеличением объема ее внешней торговли. Автор рассматривает основные тенденции торговых отношений, инвестиционного сотрудничества и реализующихся совместных проектов Северной Кореи с ключевыми партнерами, среди которых, прежде всего Китай и Республика Корея, а также Россия. В заключение делаются выводы о перспективах внешнеэкономического сотрудничества КНДР при новом лидере. Ключевые слова: КНДР, внешнеэкономические связи, торговля, Китай, Республика Корея, Россия, сотрудничество.

В XXI веке Корейская Народно-Демократическая Республика остается одним из наиболее изолированных от мировой экономики государств мира. Официальная идеология чучхе в экономической сфере, по сути, предполагает стремление к достижению самообеспеченности («своими силами с опорой на собственные ресурсы»). В своих выступлениях на конференциях северокорейские ученые настаивают на том, что экономическая структура КНДР является «независимой и современной», и чтобы обеспечить независимость страны, Северная Корея «полностью полагается на внутренние ресурсы (сырье и топливо), а также использует новейшие технологии» (особое значение придается информационным технологиям). При этом важным доказательством независимости и продвинутости экономической системы КНДР, ориентированной на оборонную промышленность, является самостоятельно испытанное ею ядерное оружие и произведенные запуски спутников1.

В то же время, несмотря на декларируемые официальные установки, экономика КНДР объективно не может развиваться без связей с внешним миром. Во второй половине XX в. народнохозяйственный комплекс КНДР создавался в значительной мере с использованием иностранного технического содействия, импортного оборудования и зарубежных технологий2. Существенное ослабление внешнеэкономических связей страны в 1990-е годы привело к серьезному сокращению объема ВВП КНДР, который стал постепенно восстанавливаться только в 2000-е годы, в том числе за счет расширения внешней торговли. В настоящее время Северная Корея представляет собой закрытую, недостаточно обеспеченную собственными ресурсами страну с милитаризированным хозяйством, инфраструктура и производственные мощности которой в гражданской сфере требуют капитальной модернизации. Серьезными вызовами для развития КНДР являются энергетическая и продовольственная проблемы. В связи с этим Северная Корея регулярно вынуждена импортировать топливо и топливное сырье, а также продовольствие и удобрения. Высокий уровень милитаризации приводит к нехватке промышленных товаров для

Захарова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН. E-mail: [email protected].

гражданского сектора экономики. В такой ситуации экономическое сотрудничество с иностранными государствами является для КНДР важным источником сырья, промышленных и потребительских товаров, иностранной валюты, инвестиций и новых технологий. При этом внешние экономические связи Северной Кореи существенно ограничены в связи с действующими против нее международными санкциями, а также нехваткой у Пхеньяна свободных валютных средств.

Для внешнего мира КНДР может представлять интерес как поставщик некоторых видов полезных ископаемых и сырья, а также дешевой рабочей силы в СВА. Стоимость северокорейских минеральных ресурсов (среди которых богатые запасы угля, железной руды, меди, золота, цинка, никеля и редкоземельных металлов), по некоторым данным, оценивается в диапазоне от 2 трлн долл.3 до 6 трлн долл.4 Кроме того, Северная Корея активно продвигает идею конкурентоспособности своей рабочей силы на мировом рынке5. Использование сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов КНДР возможно как за рубежом (крупнейшие принимающие страны - Китай и Россия), так и с открытием предприятий в самой Северной Корее с целью организации производства на давальческом сырье (крупнейшие игроки - РК и Китай). Еще одним конкурентным преимуществом КНДР является ее территориальное положение. В условиях постоянно возрастающего объема грузоперевозок как внутри региона, так и по направлению Азия-Европа транзитный транспортный потенциал Северной Кореи становится все более востребованным.

На фоне официальных лозунгов о независимости и самостоятельности экономики страны, северокорейское руководство признает необходимость экономического сотрудничества с иностранными государствами. Доказательством этому служат как официальные программные заявления, так и практические усилия КНДР по улучшению инвестиционного климата.

Еще с 1990-х годов Северная Корея активизировала деятельность по привлечению иностранного капитала по каналам создания иностранных предприятий и особых экономических районов. В 1992 г. в дополнение к Закону о совместных предприятиях (1984 г.) был принят Закон об иностранных инвестициях, расширивший формы участия зарубежного капитала в экономике страны. В 1991 г. КНДР объявила о создании Специальной торгово-экономической зоны Раджин-Сонбон, в 1997 г. - Торговых зон безналоговой давальческой переработки в Вонсане и Нампхо, Танчхонской специальной горнодобывающей зоны. В 2002 г. в Северной Корее были образованы особый административный район в Синыйджу, особый промышленный комплекс в Кэсоне и особая туристическая зона в Кымгансане. В 2011 г. КНДР приняла Закон о создании экономической зоны на островах Хвангымпхен и Вихва. Одновременно в 2000-е годы северокорейское руководство активно работало и продолжает работать над улучшением нормативно-правовой базы и условий деятельности иностранных инвесторов на территории страны.

После прихода к власти в КНДР нового лидера внешнеэкономическая стратегия государства продолжает быть направленной на расширение внешнеэкономических связей. Работа ведется в области реорганизации соответствующих государственных структур и создания благоприятного инвестиционного климата. В частности, вместо контролируемой военными группы Тэпхун главным органом по привлечению иностранных инвестиций стала контролируемая Кабинетом министров Комиссия по совместным предприятиям и инвестициям, которая в конце 2011 г. открыла свой офис в Пекине. В апреле 2012 г. на очередной 5-й сессии Верховного Народного Собрания 12-го созыва было объявлено, что в целях продвижения экономического и технического сотрудничества с иностранными государствами в КНДР будет усилено развитие особых экономических зон. В попытке сделать инвестиционный климат страны более привлекательным в конце 2011 г. правительство КНДР пересмотрело ряд законов, регулирующих деятельность иностранного бизнеса на территории страны, в том числе Закон об иностранных инвестициях, За-

кон о совместных предприятиях, Закон о налогообложении иностранцев, Закон о банках с иностранными инвестициями и ряд других законов. Также был пересмотрен Закон о ТЭЗ Расон. На территории зоны для иностранных инвесторов были существенно расширены права (прежде всего, в области аренды земли и найма рабочей силы) и налоговые льготы. Кроме того, с целью снижения рисков для иностранных инвесторов в середине марта 2012 г. в Северной Корее была создана компания по страхованию инвестиций. Насколько реальны гарантии для инвесторов в КНДР говорить сложно, однако, учитывая растущий объем зарубежных инвестиций, нельзя не отметить определенный позитивный эффект от усилий руководства страны.

Изучение состояния внешнеэкономических связей КНДР серьезно осложняется нехваткой достоверной и полной информации. Данные официальной экономической статистики Северной Кореи недоступны и уже давно не публикуются. В связи с этим, глав -ным источником статистических данных по экономике КНДР являются различные государственные учреждения Республики Корея (такие как КОТЯА, Министерство объединения, Банк Кореи) и международные организации (среди них - ЮНКТАД, МВФ), собирающие информацию и рассчитывающие показатели по собственной методике, часто оценочно. Информацию о состоянии экономических связей КНДР с отдельными государствами можно также получить у ее торговых партнеров - в виде их таможенной статистики. В результате, любой анализ экономических отношений КНДР с внешним миром неизбежно зиждется на данных, которые не всегда можно перепроверить, и очень часто цифры из разных источников существенно различаются.

По данным Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям (КОТИЛ, РК), Северная Корея поддерживает торговые отношения с 70 странами, включая Южную Корею. При этом торговые представительства КНДР имеет в 38 государствах мира6. За период с 2000 по 2009 гг. объем внешней торговли КНДР (включая межкорейскую торговлю, которую сами корейские государства классифицируют как «внутригосударственный обмен») увеличился с 2,395 млрд долл. до 5,089 млрд долл., то есть немногим более чем в 2 раза (средние темпы роста - 8,6% в год)7. Период 2010-2011 гг. характеризовался ускорением темпов роста внешнеторгового оборота Северной Кореи (в среднем около 25% в год), причем особенно быстро увеличивался объем экспорта (более 80% в 2011 г.), в результате чего общий объем внешней торговли КНДР в 2011 г. составил 8,03 млрд долл.8

Особенностью внешней торговли КНДР является хронический дефицит, в 2008 г. достигший исторического максимума в 1,5 млрд долл. При этом в последние годы отрицательное сальдо торгового баланса Северной Кореи имело тенденцию к сокращению в связи с ростом экспорта и в 2011 г. составило около 630 млн долл. 9

Что касается товарной структуры северокорейской торговли, то в 2011 г. основными экспортными товарами КНДР являлись уголь-антрацит (1,17 млрд долл.) и другие полезные ископаемые (прежде всего, железная руда), а также текстильные товары (производимые по каналам процессионной торговли); в импорте преобладали нефть и другие топливные товары (810 млн долл.), машинное оборудование и электроника10. С точки зрения географического распределения, в 2011 г. бол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

ИА REX публикует статью эксперта по вопросам Дальнего Востока и Кореи Константина Асмолова о внешней политике республики Корея.

В правление Ким Дэ Чжуна экономическая составляющая была отделена от политической, а во главу угла был поставлен конструктивный диалог, а не немедленная ликвидация КНДР. Концепцию можно было свести к «трём принципам (мирное сосуществование, мирные обмены и мирное объединение) и трём этапам». Первый предполагал конфедерацию двух независимых корейских государств в широких рамках гибкой общей структуры, на втором конфедерацию меняла федерация двух автономных региональных правительств, и лишь затем наступало объединение, как «одна страна, одна нация и одно правительство».

Но даже до конфедерации надо было идти и идти. Новый термин «солнечная политика» вроде взят из басни Эзопа о том, как ветер и солнце пытались с человека снять одежду. Как ни выл ветер, чтобы сорвать её, человек только запахивал плащ, но под теплыми лучами солнца снял его самостоятельно.

По сути дела «солнечная политика» тоже была стратегией поглощения Севера, но стратегией, основанной на мягкой силе. Предполагалось, что постепенный диалог и вовлечение Северной Кореи в двухсторонние связи, во-первых, сделает режим более открытым; во-вторых, даст северокорейским массам улучшенное представление о внешнем мире, после чего у них самих возникнет желание перемен и иное отношение к Югу; в-третьих, Север планировалось медленно готовить к объединению, так как прагматики хорошо понимали, в какую копейку оно обойдётся, особенно для страны, которая только что пережила кризис. По сути, Ким Дэ Чжун был первым, кто открыто начал говорить, что объединение не произойдёт в ближайшем будущем, и германский вариант не является наиболее приемлемой аналогией. Северная Корея перестала официально рассматриваться частью страны «за пределами демаркационной линии».

Впрочем, первое действие в этом направлении произошло по частным каналам. 16 июня 1998 года почётный президент компании «Хёндэ» Чон Чжу Ён посетил Северную Корею, пригнав на Север стадо из 500 голов крупного рогатого скота. 27 октября он во второй раз посетил КНДР в сопровождении стада из 501 головы крупного рогатого скота, а также 20 легковых автомобилей. Это событие транслировалось по телевидению и произвело огромное впечатление, хотя ни одна из этих коров не прожила долгую и счастливую жизнь. Согласно северокорейской версии это чуть ли не с самого начала была диверсия, согласно другой животные погибли от неверного обращения или потому, что, оставшись без присмотра, стали жрать полиэтиленовую плёнку, куски которой потом нашли в их желудках.

Но как бы то ни было этот жест был достаточно красивым и символичным, и после него Чон договорился о развитии туризма в горах Кымгансан. 18 ноября 1998 года в КНДР отбыло первое туристское судно, а к ноябрю 1999 года культовые для южнокорейцев горы посетило около 140 тыс. туристов.

Насколько этот проект был выгоден, неясно. Хан Ён У пишет, что «Хёндэ» выплачивала КНДР по 300 долларов США за каждого туриста, посетившего Север, но для Чон Чжу Ёна и Ким Дэ Чжуна на первом месте была не экономическая выгода, а начало межкорейских контактов и «вовлечение» Севера в совместные проекты.

Параллельно возрастало и число людей, посещающих Северную Корею с гуманитарными или культурными целями. В течение только 1998 года в КНДР побывали 3317 человек, что значительно превысило число (2408) лиц, посетивших эту страну за предыдущие 9 лет в 1989-1997 гг. А в декабре 1999 года в Пхеньянском художественном театре «Понхва» в течение 7 дней выступали популярные южнокорейские певцы.

Естественно в Пхеньяне новому курсу поверили далеко не сразу. Несколько инцидентов, которые происходили в первые годы правления Ким Дэ Чжуна, можно было воспринять как проверку искренности намерений или, если угодно, попытку «взять нового лидера Юга на слабо» и посмотреть на его реакцию в чрезвычайной ситуации. Так воспринимают и инцидент 22 июня 1998 года, когда «вся РК» ловила северокорейских коммандос, предположительно заброшенных в южные регионы страны при помощи мини-подводной лодки.

Северяне утверждали, что у лодки вышел из строя двигатель и в результате её снесло на юг, но южане предоставили неоспоримые доказательства того, что она запуталась в сетях рыболовного траулера в территориальных водах Южной Кореи. На борту был обнаружен целый арсенал и девять тел: четверо агентов, покончивших с собой, и пятеро членов экипажа, которых, судя по следам борьбы, застрелили.

Так как все помнили инцидент двухлетней давности, диверсантов искали долго, но так и не нашли. 7 июня 1999 года сторожевые суда северокорейского военно-морского флота, охранявшие рыболовные суда, которые вели лов цветочного краба у демаркационной линии в районе о. Ёнпхёндо в Желтом море, внезапно пересекли границу Севера и Юга и вступили в огневой контакт с судами ВМФ РК. 11 и 15 июня инциденты повторились, но всякий раз успех сопутствовал южанам, и как пишет Хан Ен У, «северокорейские корабли и катера или потонули, или получили повреждения».

Важно иное, инцидент не получил дальнейшего развития в виде дипломатического скандала, жалоб в ООН, прекращения всяких контактов с КНДР и призывов обрушить на голову Пхеньяна всяческие казни. Дав отпор, Сеул показал свою договороспособность и то, что «политика солнечного тепла» не является трюком, направленным на подрыв северокорейской системы. И тогда произошел прорыв. 13 июня 2000 года президент РК прибыл в Пхеньян и встретился с Ким Чен Иром .

Главным итогом саммита было подписание Совместной декларации Севера и Юга, включающей пять пунктов:

1. Договоренность добиваться объединения Кореи самостоятельно и мирным путём (во многом это повтор тезисов 1972 г.).

2. Признание сходства между предложениями Севера и Юга о конфедерации и сообществе и намерение двигаться к объединению в этом направлении (то есть, медленно, через конфедерацию, не посредством поглощения).

3. Обмен визитами членов разделенных семей и решение иных гуманитарных вопросов.

4. Обещание развивать экономическое сотрудничество, связи и контакты в области культуры, спорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

5. Обещание открытия диалога между властями в целях практического осуществления перечисленных выше договорённостей.

Хотя, главным итогом саммита можно назвать сам факт встречи двух лидеров, который продемонстрировал миру, что две Кореи готовы к диалогу не только на словах и могут общаться друг с другом напрямую, без внешней помощи и обязательного присутствия стран-посредников. Саммит как бы окончательно признал нынешнее положение дел — существование на Корейском полуострове двух государств, и между Севером и Югом наметилось существенное укрепление отношений, прерванное только вторым витком ядерного кризиса осени 2002 года.

Кроме того, впервые в Пхеньяне за много лет само название Республики Корея — «Тэхан Мингук», прозвучало на официальном уровне. И до, и после, хотя, ранее она фигурировала на Севере под названием «Намчосон», что содержит намек на то, что Юг является всего лишь отколовшейся частью КНДР (впрочем, на юге тоже пишут и говорят «Пукхан», не используя северный топоним).

Тем не менее, с саммитом связан ряд любопытных деталей. Во-первых, по словам президента РК, он и Ким Чен Ир понимали друг друга примерно на 80%, сказывалось расхождение в лексике и законсервированные особенности северных и южных диалектов. Во-вторых, во время приветствия Ким Дэ Чжуна в аэропорту и по дороге в Пхеньян, население столицы КНДР ни разу не выкликнуло имя южнокорейского лидера. Однако это детали, а значение саммита для общего потепления было очень велико. Замолчали репродукторы по обе стороны границы. В июле 2000 года в РК был принят Указ об информационной политике, который снял многие ограничения на информационный обмен с Севером (в том числе, и в интернете). Доступ был закрыт только к тем источникам, в которых содержались «чрезмерно и неоправданно идеологизированные материалы», а также «заведомая ложь и клевета в отношении Республики Корея и её истории».

«Нодон синмун» тоже почти перестала печатать новости с Юга, которые традиционно сводились к бытописанию ужасного положения трудового народа и рассказу о выступлениях студентов и рабочих, требованиях отменить Закон о национальной безопасности, преступлениях американских военнослужащих в Южной Корее и т.д. Позитивных заметок, правда, вместо них, не появилось.

До конца 2000 года в КНДР «репатриировали» 63 «нераскаявшихся» (тех, кто фактически бессрочно находился в заключении после отказа подписать покаянное письмо и изменить своим политическим убеждениям) политзаключенных в возрасте от 66 до 90 лет. По сообщению А. Валиева, весь город был мобилизован на их встречу, репатриантов поселили в гостинице «Корё», возили их по всему городу в специальных автобусах и, как отмечают некоторые источники, для проживания в дальнейшем им выделен особый дом в одном из центральных районов Пхеньяна, который первоначально отводился под проживание иностранцев.

30 июля 2000 года в Сеуле открылся первый раунд переговоров на уровне министров, где были согласованы 6 пунктов, начиная с вопроса о соединении железнодорожной линии Сеул-Ыйджу. Встречи министров поочередно проходили в Сеуле и Пхеньяне, поэтому второй раунд переговоров открылся 20 августа в Пхеньяне, третий — 29 сентября на о. Чеджудо, четвертый — 12 декабря в Пхеньяне. 18 сентября произошла торжественная церемония начала работ по восстановлению железной дороги.

Первый обмен родственниками, группы которых по 100 человек с журналистами и сопровождающими прибыли в Сеул и Пхеньян, состоялся 15 августа, в День освобождения Кореи от японского колониального господства. При всех ограничениях в общении встречи родственников из разделенных семей имели огромное значение, особенно для КНДР. Это был один из немногих случаев, когда на экранах своих телевизоров жители страны могли в массовом порядке увидеть эпизоды жизни в Южной Корее.

Вторая встреча была организована 2 декабря, в ней также участвовало по 100 человек. Если в первый раз программа была рассчитана на 4 дня, то во второй раз с целью сокращения расходов её ограничили тремя днями.

Весной-летом 2000 года Сеул посетили Пхеньянский ансамбль художественной самодеятельности молодёжи и школьников, пхеньянская цирковая труппа, и государственный филармонический оркестр национальной музыки. Дух примирения проявился и на Олимпийских играх 15 сентября 2000 года в Сиднее, где на церемонии открытия Игр команды спортсменов Севера и Юга одели одинаковую спортивную форму и вместе вышли на стадион под совместным флагом с изображением корейского полуострова.

Итог столь заметного потепления был оценен очень высоко, и 13 октября 2000 года Нобелевский комитет объявил о присуждении Ким Дэ Чжуну (после тринадцати неудачных выдвижений в прошлом) Нобелевской премии мира «за усилия в течение всей жизни в отстаивании демократии и прав человека и за заслуги в ослаблении напряженности в отношениях между КНДР и Республикой Корея». Церемония награждения состоялась 10 декабря. Это был первый в истории случай присуждения Нобелевской премии корейцу. Ким Чен Ир её, однако не получил, хотя, ранее при подписании договоренностей похожего формата, премию получали обе стороны.

Ответный визит планировался, но визит Ким Чен Ира в Сеул так и не состоялся. Дело было не только в сильном противодействии оппозиции и правых кругов, но и в том, что в полном соответствии с Законом о Национальной безопасности руководитель Северной Кореи, появившийся на Юге, должен быть немедленно арестован как государственный преступник.

Между тем, правая оппозиция немедленно начала обвинять власть в том, что саммит куплен. Дело в том, что 9 июня 2000 года по распоряжению президента Ким Дэ Чжуна, согласовавшего ранее данный шаг с правительством, компания «Хёндэ» через Кореа Иксчейндж Бэнк при содействии спецслужб Южной и Северной Кореи осуществила секретный перевод суммы в размере 500 млн долларов руководству КНДР. Из этих денег 400 млн принадлежали компании Хёндэ, а остальные 100 предоставлялись государством. Обстоятельства данного факта постепенно стали известны, и к 2003 года назрел довольно крупный скандал, активно подогреваемый оппозиционной партией «Ханнара».

Согласно заявлению самого Ким Дэ Чжуна, а также ключевых министров, участвовавших в переводе денег, целью не являлась «покупка» саммита, и вообще, перевод денег к саммиту отношения не имел. Последнее, конечно, довольно сомнительно, так как сделка была осуществлена буквально за несколько дней до саммита, а, председатель компании «Хёндэ Асан» Чон Мон Хун признал, что перевод суммы частично содействовал участию Севера в межкорейской встрече на высшем уровне. Утверждается, что в осуществлении перевода такой огромной суммы компании «Хёндэ» помогали контролируемый государством центральный банк, а также спецслужбы Юга и Севера.

В январе и феврале 2001 года продолжались переговоры между военными представителями (это было связано с тем, что дорога идет через ДМЗ и встал вопрос разминирования) о соединении транскорейской железной дороги, 26 февраля 2001 года состоялась третья встреча членов разделённых семей, а 16-18 сентября прошел пятый раунд переговоров на уровне министров.

С другой стороны, когда южнокорейские участники Фестиваля национального объединения, открывшегося 15 августа в Пхеньяне, вернулись домой, часть их была арестована за нарушение ЗНБ. Одновременно под влиянием событий 11 сентября 2001 года правительство РК объявило о принятии чрезвычайных мер для борьбы с терроризмом. В ответ Северная Корея отменила назначенный на 9 ноября шестой раунд министерских переговоров, и отношения между Севером и Югом стали более прохладными.

Тем не менее, похолодание не означало смены тренда, и в 2002 году межкорейские отношения развивались сравнительно спокойно. Не поколебал их инцидент 23 июня, когда вблизи острова Ёнпхёндо завязалось сражение между сторожевыми кораблями: победа вроде бы тогда осталась за южанами, и после извинений северян конфликт был урегулирован. Несмотря на требования правых о прекращении обменов с Севером, включая туризм в г. Кымгансан, правительство не остановило эти проекты.

Продолжались и встречи членов разделённых семей Севера и Юга (четвертый и пятый раунды прошли в Кымгансане 28 апреля и 16 сентября, число родственников составило 99 человек), и контакты/обмен по культурной и спортивной линиям.

18 сентября Северная и Южная Корея провели церемонию начала работ по соединению железнодорожной линии восточного побережья Южной Кореи с транскорейской магистралью Сеул-Ыйджу, что вселяло большие надежды. 26 октября северокорейская делегация экономистов-наблюдателей в составе 15 человек посетила Южную Корею для знакомства с промышленными предприятиями. Однако политические переговоры между Югом и Севером шли тяжело, поскольку Юг концентрировал внимание на вопросах ядерного вооружения (начал давать себя знать второй виток ядерного кризиса) и возвращения похищенных и переправленных на Север людей, а Север — только на вопросах экономического сотрудничества.

Определенный прогресс был достигнут и в отношениях с Японией. Во время встречи Ким Дэ Чжуна с японским премьер-министром Коидзуми Япония принесла Южной Корее извинения за действия Токио в годы колониального правления на Корейском полуострове в 1910-1945 гг.

В отношениях с США после прихода к власти республиканцев начали накапливаться трудности. Так, в феврале 2002 года, накануне приезда Буша в общенациональной кампании протеста приняли участие десятки тысяч человек, а 18 февраля представители Корейской федерации молодежи на несколько часов захватили представительство Торгово-промышленной Палаты США.

Отношения РК и РФ постепенно избавлялись от эйфории, и начинало становиться понятно, что корейцы отнюдь не закидают Россию дешевыми телевизорами, а Москва не будет давить на Пхеньян по указке Сеула. Были трудности и в экономическом сотрудничестве. Так, по не вполне объяснимым мотивам для участия в проекте освоения Ковыктинского газового месторождения власти РК избрали компанию «Ханбо», но под ударами азиатского финансового кризиса эта корпорация лопнула, нанеся тяжёлый ущерб не только южнокорейской, но и российской стороне, так что Ковыкта была переориентирована на внутреннее потребление. Не удалось создать индустриальный комплекс в г. Находка, где Межправительственное соглашение от 29 мая 1999 года предусматривало передачу корейской стороне в аренду на 49 лет земельной площади в 330 га с целью привлечения внешних инвестиций до 800 млн долларов — Госдума РФ усмотрела в нём несоответствие с российским законодательством, и пока шли поиски выхода из правового тупика, первоначальные инвесторы переориентировали свои планы на иные выгодные проекты.

Следует особо отметить и то, что в октябре 1999 года 419 человек из отряда «Зелёные береты» высадились в восточной части о. Тимор в Индонезии для поддержания общественного порядка. Со времен Вьетнамской войны это был первый случай отправки за границу отрядов корейского спецназа, а также представителей инженерной и медицинской служб.

Не менее интересен и важен введённый в правление Ким Дэ Чжуна Закон о корейцах, проживающих за рубежом, согласно которому представители диаспоры на территории страны получили почти те же права и привилегии, что граждане РК, в том числе голосовать. Как сказал Ким Дэ Чжун, зарубежные корейцы должны быть высокодостойными гражданами своих стран, одновременно стараясь вносить витальный вклад в развитие своей исторической Родины.

Конечно, эта программа была ориентирована, в основном, на корейцев Америки и Японии. На первых — с расчётом на то, что они будут помогать стране материально, на вторых — что они более не станут скрывать своё происхождение, и родина открыто и легально примет их, предоставив им больше благ, чем предлагают КНДР и Чхонрён. Кроме того, вполне возможно, определенное влияние оказал и китайский опыт: известно, какую важную роль «хуацяо» играют в инвестициях в экономику КНР, лоббировании её интересов в странах Запада.

эксперт по вопросам Дальнего Востока и Кореи Асмолов Константин