Open Library - открытая библиотека учебной информации. Тема: «Лексические нормы русского языка» Однако существует ряд причин, по которым при названных выше подлежащих предпочтительнее употребление сказуемого во множественном числе

12. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов. Укажите предложения, в которых нарушение лексической сочетаемости связано с наличием у неправильно употреблённого слова паронима.

1. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 2. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолёта, он думает: «Кто же первый, если не я?». 3. Новый фильм обречён на большой успех у самых широких кругов публики. 4. Несмотря на то, что мне много лет, я горжусь своей нержавеющей молодостью. 5. Я согласен, что это скоропостижное решение. 6. Максим был злостным человеком. Иванов – злой прогульщик. 7. Лекция для бездетных родителей переносится на следующий четверг. 8. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 10. Витражи собора были выполнены из дерева особых пород, и секрет их изготовления неизвестен. 11. Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости и дисциплины в этом полугодии. 12. Выпас собак запрещается. 13. Продаётся пожилой дом. 14. В руководстве нефтяной компании произошли благоприятные катаклизмы, вследствие которых к управлению пришли знающие, опытные менеджеры. 15. Его манера вычурно одеваться выдавала скромную и застенчивую натуру. 16. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 17. Широкое испытание этого крема привело к крайне положительным результатам. 18. Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами. 19. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

20. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать фактами, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 21. Это своенравное объяснение. 22. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 23. Подготовка к ярмарке началась заблаговременно, поэтому к её открытию все службы находились в состоянии спокойного ажиотажа. 24. В парке стоит архитектура. 25. Большая половина игры уже прошла. 26. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 27. Все дети страшно обрадовались. 28. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 29. В моей жизни это было самое памятливое событие. 30. Отец сидел, облокотившись спиной на стол. 31. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве Бунина. 32. Спортсмены команды собирались на репетицию. 33. Этот человек – полный невежа в вопросах искусства. 34. Произошедший между полицией и студентами прецедент закончился многочисленными арестами. 35. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П.Чехова. 36. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. 37. Благодаря кооперации и антагонизму стран-соседей была выработана единая таможенная политика. 38. В работе коллектива больницы обнаружились серьёзные пороки. 39. Человека надо судить не по словам, а по проступкам. 40. В кашпо растёт растение плющ.

Использование в речи синонимов, антонимов

Фонетические нормы

Теоретическая часть

1. Понятие нормы. Признаки нормы.

2. Литературное произношение: характерные особенности.

3. Русское словесное ударение: его характеристика. Колебания в ударении.

4. Стили произношения. Орфоэпические особенности заимствованных слов.

5. Сценическое произношение и его особенности (сообщение).

6. Московское и петербургское произношение (сообщение).

Практическая часть

1. Опираясь на «Орфоэпический словарь русского языка» или «Большой орфографический словарь русского языка», поставьте в словах ударение, докажите, что русское ударение разноместное и подвижное.

Августовский, алкоголь, анатом, аноним, апостроф, афера, афиняне, балованный, баловать, без умолку, бензопровод, благовест, бомбардировать, бутик, вдосталь, вероисповедание, взапуски, винокурение, гербера, гофрированный, гусеница, двоюродный, дефис, диспансер, догмат, договор, донельзя, диспансер, донельзя, досуха, драпировать, древко, дремота, духовник, завидно, завсегдатай, загнутый лист, загодя, заключенный, запасник, запертый, звонят, знамение, значимый, зубчатый, иероглиф, избалованный, изогнутый, иконопись, жалюзи, желоб, жерло, каталог, каучук, квартал, километр, клала, книгопродавец, кожух, козлы (сиденье для кучера), коклюш, коллапс, крадучись, неопалимая купина, кухонный, лассо, ломоть, маркетинг, мизерный, мытарство, наверх, насадит, недреманное око, некролог, новорожденный, обеспечение, обнаружение, оптовый, откупорить, петля, плато, плесневеть, повременная оплата, подождала, позвонит, полиграфия, послала, предвосхитить, не преминуть, премировать, принудить, варианты разнятся, расселенный, скалистые горы, сливовое вино, помянуть, рекрутский, сенцы (сени), свекла, созыв, средства, столяр, таможня, малая толика, уведомить, украинский, умно, феномен, ходатайствовать, ценящий, шампур, щавелевый, эндшпиль, эксперт, юрисконсульт, юродивый, Кижи, Бали.

2. Прочитайте данные слова. Следите за правильным произношением согласного звука [г].

Гагры, Голландия, Гоголь, гениальность, глоссарий, глагол, галантный, география, геолог, гарантия, Грузия, Германия, Загреб, Генуя, Хургада.

3. Охарактеризуйте выделенный согласный звук.

Нароч но, скуч но, булоч ная, прачеч ная, сказоч ный, Никитич на, взяточ ник, подсвеч ник, беспорядоч ный, мелоч ный; Бог , четверг , хирург , вдруг , лег кий, мяг кий, берег ; расч ет, исч езновение; Анд ерсен, Антв ерпен, Дюр ер, Д ели, Од есса, Марс ель, Менд ельсон; бухгалт ер, банд ероль, шин ель, орхид ея, пат ент, т енденция, прогр есс, т ермин, инд екс, ат еизм, кр едо, д екларация, прет ензия, кр ем, либр етто, с ессия, т еология.



4. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в

каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

1. Ассамблея, ассорти, терраса, грамм, диссонанс, касса, анналы, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, аттракцион, манна (небесная), грипп, гриппозный.

2. Ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, аннотация, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, диссимиляция, суббота, субботний, балласт, грамматика, грамматический, гамма.

3. Диссертант, группировать, миллион, миллиард, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, аккордеон, целлофан, баллотировать, марокканский.

5. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук [о]?

1. Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммюнике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.

2. Боа, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, сонет- трио, хаос.



6. Определите значения слов, составьте с ними словосочетания.

Железка - желёзка, истекший - истёкший, небо - нёбо, падеж - падёж, оглашенный - оглашенный.

7. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный, старьевщик, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный, принесший, забредший, отцветший.

8. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.

2. Адекватный, анестезия, аннексия, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, декадент, декольте, детектив, кларнет, кратер, крепдешин, плиссе, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, трек, фанера, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, штемпель, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.

Нормы словоупотребления

Теоретическая часть

1. Понятие нормы словоупотребления .

2. Соотношение понятий многословие и лексическая неполнота высказывания . Виды многословия.

3. Использование слов узкой сферы употребления (с использованием примеров).

4. Понятие фразеологическая единица (ФЕ). Ошибки, связанные с употреблением ФЕ.

Практическая часть

1. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления, исправьте их, свой выбор объясните.

1. Одним из средств выразительности, которое широко использует автор, - олицетворение.

2. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

3. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

4. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку..

5. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

6. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

7. Недостатком работы является упрощенность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.

8. Одним из главных образов в «Грозе» Островского является образ Катерины.

9. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нового оборудования.

2. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких - с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян.

2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.

3. "Слово о полку Игореве" до сих пор привлекает внимание современников.

4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как "имеет место", "оказывает помощь" и т. п.

3.Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.

2. В Риге выявлен притон наркомании.

3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.

4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?

5. Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения.

6. В парке стоит архитектура.

7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.

8. Павел - в первых рядах строительства узкоколейки.

4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят.

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.

2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1.

4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

5. Есть возможность тяжелых осложнений.

6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

7. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка.

8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

9. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

5. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких - в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное - невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

6. Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости значений слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина.

2. Повесть "Поединок" Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии.

3. "Слово о полку Игореве" поймет каждый человек, который подлинно любит свою Родину.

4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина.

5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности.

6. В образе Игоря ("Слово о полку Игореве") отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.

7. Подскажите, который час.

8. Каждый ученик высказал свое кредо.

7. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Определите причины фразеологических ошибок: 1. Употребление ФЕ без учета их значений. 2. Изменение компонентного состава ФЕ (субституция). 3. Расширение компонентного состава ФЕ. 4. Сокращение компонентного состава ФЕ. 5. Контаминация. 6. Изменение грамматической формы компонентов ФЕ. 7. Нарушение лексико-фразеологической сочетаемости. 8. Несоответствие стилистической и эмоционально-экспрессивной.

1. Писатель идёт в одну ногу со временем.

2. Повысить качество продукции мы сумеем лишь в том случае, если каждый до конца поймёт свою личную ответственность за порученное дело, внесёт свою лепту в общий котёл.

3. Да мы уже давно на всё махнули рукой и смирились.

4. Я слушаю эту прекрасную музыку, и у меня слезы выступают и пробегает мороз по коже.

5. Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, и нему все верят.

6. Хлестакову удалось провести вокруг пальца городничего.

7. … овчинка выеденного яйца не стоит.

8. Моторный цех – святая святых новой станции техобслуживания.

9. Катерина наложила на себя руки и бросилась в реку.

10. Вместе с писателем мы отправляемся в иной мир, полный тайн и приключений.

11. Они закрывают глаза перед недостатками.

12. Не работать приехали сюда, а гоняться за длинными рублями.

Морфологические нормы

Теоретическая часть

1. Употребление форм имен существительных.

Род имен существительных.

Особенности склонения существительных.

Варианты падежных окончаний во множественном числе.

2. Употребление форм имен прилагательных.

3. Употребление имен числительных.

4. Употребление местоимений.

5. Употребление форм глагола.

Практическая часть

1. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ.

Авеню, алиби, боржоми, иваси, импресарио, инкогнито, интервью, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, конфетти, крупье, леди, манго, пенальти, пони, портье, рагу, регби, суахили, такси, фламинго, цунами, атташе, портмоне, визави, сомелье, протеже, маэстро; Бали, Баку, Батуми, Капри, Кижи, Перу, Сухуми.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.

Олимпийское Сочи, далекое Осло, вечерние Хельсинки, загадочный Токио, густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо, солнечный Брешиа, старинное Брюгге, забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный Онего, прибрежное Турку, подмосковные Химки, красивый Шираз, мглистый Осака,
независимый Гаити.

3. Объясните употребление собирательных числительных в данных ниже предложениях.

1. Трое друзей стояли в кузове и смотрели, смотрели на все, что было знакомо с детства.

2. Скоро комната наполнилась детьми, прелестными девочками и мальчиками. Их было пятеро.

3. От коменданта прислали двое розвальней.

4. В толпе заключенных небольшой группкой стояли мужчины. Четверо из них вышли вперед.

4. Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.

5. Исправьте ошибки в данных предложениях, запишите правильный вариант, объясните ошибки.

1. Начальник отдела подписал заявление о предоставлении очередного отпуска Гартман Альберту Николаевичу и Фридман Анне Михайловне.

2. Согласно приказа все сотрудники отдела получили премиальное вознаграждение.

3. Наиболее теплее на этой неделе будет в Краснодарском крае и в Кубани.

4. На чемпионате мира по художественной гимнастике весь пьедестал был наш: трое спортсменок получили медали.

5. Дипломы были выданы четырехстам тридцати пяти выпускникам колледжа.

6. Посевные площади составляли около 50 тыс. гектар.

7. По прибытию на отдых президент провел рабочую встречу с мэром города.

6. Объясните случаи неправильного использования местоимений разных разрядов.

1. И. И. Якушин – выдающий деятель, сочетающий свою большую научную и учебную работу с общественной.

2. Нельзя не упомянуть работы ученых-географов, ихние труды до сих пор представляют научный интерес для исследователей.

3. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

Синтаксические нормы

Теоретическая часть

1. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Инверсия.

2. Синтаксические нормы. Грамматическая связь подлежащего и сказуемого.

3. Синтаксические нормы. Употребление причастных и деепричастных оборотов, пассивные и безличные конструкции.

4. Синтаксические нормы. Согласование определений и приложений.

5. Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

6. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Практическая часть

1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

2. Как это в одну минуту прошл… два месяца?

3. Ряд столов наход…тся посередине большой комнаты.

4. Кажется, 11 часов пробил… .

5. Полгорода участвовал.. в забастовке.

6. Врач Кузнецова принял… больных.

7. «Руслан и Людмила» написан… А. С. Пушкиным.

2. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в новой форме.

1. Мы приближались к городу (Флоренция).

2. Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река).

3. Торговля между Российской Федерацией и республикой (Ливан) ведется в течение многих лет.

4. Российская государственная научная библиотека находится на улице (Воздвиженка).

5. Политическая элита любит отдыхать на курорте (Давос).

3. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и

деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.

7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил передом.

8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, свой ответ мотивируйте.

1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

2. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3. Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

5. Он понимает о необходимости помочь народу.

6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

7. Опасность может предстать лишь перед человеком или коровой.

8. Для того чтобы текст и наша речь была прекрасней и сказочней, автор и люди употребляют средства выразительности.

9. Во-первых, я являюсь истинным патриотом, поэтому очень люблю и уважаю свою Родину: будь то война, выборы или та же утечка мозгов.

10. С успехом выступили как исполнители главных ролей, а также и все другие участники спектакля.

11. В «Прощании с Матёрой» В. Распутин затрагивает актуальную во все времена тему человеческой духовности, а также коснулся важнейших вопросов эпохи глобальных проектов.

5. Найдите и исправьте в тексте нарушения грамматических норм.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проклинивая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползнув на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)

Основы ораторского искусства

ПЛАН
Теоретическая часть
1. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
2. Подготовка речи. Правила построения речи.
3. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Практическая часть
Подготовьте выступление (3-4 мин.), опираясь на правила построения устной публичной речи.

Научный стиль

Теоретическая часть

1. Дайте определение научного стиля.

2. Назовите жанры научного стиля.

3. Охарактеризуйте языковые средства, характерные для научного стиля.


Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких (двух или более) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук ), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стекло стекло по крыше ) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замок замок ). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаватор эскалатор ).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная ” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума , губернатор , банкир , вратарь .

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица , пахать , стерня ), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция , среда , атмосфера ).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

Вопросы :

2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

4. Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

5. Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задания:

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2 . Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3. Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5 . Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6 . Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7 . Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8 . Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9 . Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы ?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой... 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая... налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10 . Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11 . Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает" (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12. Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13 . Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14. Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 15 . Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16. Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 17. Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям .

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.

Занятие 4

Морфологические нормы

Вариант 1

I. Акцентологические нормы.

Алкоголь, атлас, аристократия, балованный, баржа, втридорога, высоко, включить, добыча, договор, досуг, жалюзи, заржаветь, звонит, заклеить, индустрия, каталог, квартал, красивее, кулинария, мышление, намерение, некролог, нефтепровод.

1) Завесьте мне, пожалуйста, килограмм сметаны.

2)Ко мне приехали родственники из Тобольска. Говорят, что они коренные тобольчане.

3)Сейчас пожарю по-быстрому картошку.

4) Обождите, я разменяю деньги.

5) Моя сестра пошила себе шикарное платье.

авокадо, коммюнике, жюри, неряха, врач, УГППУ, шампунь, Сочи, шоссе, кашне, кофе, портье, рояль, боа, жалюзи

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа слов: ананас, ботинок, блюдце, банан, бутс, авокадо, баклажан, басня, джинсы, дела, татары

бухгалтер, редактор, шофер, лектор, выбор, адрес, доктор, отпуск, катер, мастер

4. Образуйте повелительное наклонение I л. ед. ч. глагола. Образец: написать – напиши.

ездить, клеить, махать, напоить, оформить, выбежать

5.

1) Дед принес с охоты семеро лис, маме на шубу.

2) Еще один пример о несбывшихся надеждах.

3) Мои сестры совсем разные характерами.

4) В сочинении школьники писали о летних отдыхах.

5) Сегодня вечером я постираюсь.

а) Объясните значение иноязычных: слов одним из известных вам способов (логическим, синонимическим и т. п. б) Составьте с каждым из них предложения.

адаптация, ассигнования, виртуальный, девальвация, толерантность, мизантроп.

V. Синтаксис (нормы построения предложения) Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.

1) Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.

2) Теперь Наташа мечтала о счастливой жизни, и как у нее будет много детей.

3) Никакого разговора о прогрессе не могло быть и речи.

4) Нельзя осуждать ее, каким образом ей достались деньги.

5) Прочитав этот рассказ создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

Вариант 2

I. Акцентологические нормы.

Расставьте ударения в словах:

Нормировать, обеспечение, облегчить, откупорить, осведомиться, просмотровый, пуловер, свекла, сажень, симметрия, сироты, творог, таможня, упрочение, убыстрить, украинский, умерший, феномен, ходатайство, цемент, шофёр, щавель, эксперт

II. Словообразование (нормы образования слов)

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Лекарство предназначено для лечения нервенных болезней.

2) Жители Владимира называются владимирчанами.

3) Сегодня мама будет стираться.

4) Замерьте мне три метра ткани.

5) Некоторые студенты регулярно запаздывают на занятия.

III.Морфология (нормы образования форм слова)

1. Определите род существительных:

Батуми, табло, тюль, трюмо, авеню, фойе, ООН, атташе, кенгуру, бра, киви, фламинго, мозоль, бездарь, задира

2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа слов:

мандарины, песни, кеды, валенки, грек, кухня, места, шпроты, туфли, полотенце, башкиры

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слов:

директор, катер, сторож, трактор, выпуск, ректор, инженер, повар, тренер, профессор

4. Образуйте повелительное наклонение 1л. ед. ч. глагола. Образец: написать – напиши.

надоить, примерить, расчистить, положить, выкроить, взвесить

5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением морфологических норм:

1) Осторожно, раскаленное масло обожгет руку.

2) Мы сплотим за проезд позже.

3) На перроне сестра махает мне рукой,

4) Национализм – самый жесточайший бич общества.

5) Герой застреливает себя.

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от

значения).

а) Объясните значение иноязычных слов одним из известных вам способов (логическим, синонимическим и т. п. б) Составьте с каждым из них предложения.

адаптироваться, аналог, догматизм, генезис, дивиденды, диссидент, маркетинг.

V.Синтаксис (нормы построения предложения) Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.

1) Большинство населения страны были неграмотны.

2) И каждый раз, задумавшись, у него появлялись мысли о новой работе.

3) Большая часть прогнозов политиков, экономистов, ученых носят пессимистический характер.

4) Невольно возникает вопрос, что может ли быть две правды.

5) Общество потеряло веру в будущее, стремление быть на кого-то похожим.

Вариант 3

I. Акцентологические нормы.

1) Расставьте ударения в словах:

дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, багроветь, закупоривать, ржаветь, облегчить, намерение, газопровод, договор, досуг, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель

2) Объясните значение слов с разными ударениями:

характерный – характерный, броня – броня, склонен – склонен, морщить –морщить, атлас – атлас

3) Установите особенности произношения данных слов и запишите их

транскрипцию:

безнадежный, блеклый, гренадер, никчемный, облекший, булочная, подсвечник, непорядочный, конечно, скучно, безе, деликатес, термос, фланель, фанера, сейф, альтернатива, атеизм, шинель, темп, деканат, ароматный, бокал, досье, зоолог, оратор, браться, боится, просятся, учатся, смотрится, большевистский, коммунизм, капитализм

II. Словообразование (нормы образования слов)

лиловый, полный, красивый, острый, круглый тяжелый, белый, дорогой, смешной

III. Морфология (нормы образования форм слова)

бант, дверь, гуляш, гусь, клок, амперы, гусары, румыны, гольфы

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).

альянс, альтернатива, геноцид, интеграция, диссидент, элита

1)На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное
фиаско.

2) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. ,

Отмеченные признаки данного явления (разнородны, гетерогенны)

1) Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала.
2) Ожидается очень грандиозная акция.

3) Все дети страшно обрадовались новому мультфильму.

4) Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.

5) Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую
песню.

6) Столичные шофера гудели на свадьбе.

8) Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов.

9) Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому,
что умею вставить в разговор две три фразы по теме.

10) Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.

11) Очень стихи выразительно читает он.

12) Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику
«Мир глазами путешественника».

13) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

14) Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

15) Я считаю, что учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

16) Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем
гомеопатические или другие средства лечений.

Вариант 4

I. Акцентологические нормы.

газопровод, договор, апостроф, созыв, диспансер, статуя, иконопись, пиала, апокриф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, средства, усугубить, упрочение, феерия, феномен, дремота, мышление

лоскут – лоскут, языковый – языковой, видение – видение, клубы – клубы, мокрота –мокрота

одновременный, одноименный, поблекший, предрекший, преемник, молочный, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, бактерия, музей, кодекс, крейсер, синтез, модель, ноктюрн, поет, вето, болеро, диспансер, термин, депо, ректор, турне, собираться, верится, учатся, держится, домарксистский, социализм, патриотизм

II. Словообразование (нормы образования слов)

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:

белый, естественный, красивый, красный, ясный, четкий, смелый, тяжелый, хитрый.

III. Морфология (нормы образования форм слова)

Образуйте родительный падеж и расставьте ударения:

бинт, герб, жезл, ксендз, торт, чулки, солдаты, лампасы, лимоны

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).

1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:

адаптация, догматизм, инсинуация, интеграция, манипуляция, суверенитет

2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:

1) Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

2) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя

Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

3) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:

Достижение этой гуманистической цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств

V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1) Его ностальгия заела или зов бизнеса позвал.

2) Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало
предостаточно.

3) Все так же многие плюют на популярность.

4) Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря разрешению
администрации.

5) К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.

6) Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы
подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно
ретивых.

7) Я поехал к ней, но у нее ее не было.

8) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей,
без ветра.

9) Совсем недавно я купила очень красивую бра

10) Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.

11) Он очень вел себя плохо на уроке снова.

12) Заведующий больницы встретил нас «прохладно».

13) Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

14) На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

15) Вся в грязи «Жигули» остановилась.

Вариант 5

I. Акцентологические нормы.

1)Расставьте ударения в словах:

баловать, кашлянуть, лиловеть, принудить, намерение, феномен, дремота, созыв, искра, недуг, асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

2.) Объясните значения слов с разными ударениями:

кредит – кредит, бронировать – бронировать, погруженный – погружённый, клубы – клубы, ирис – ирис.

3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:

подсекший, разновременность, расседланный, местоименный, белесый, прачечная, молочница, Ильинична, скворечник, беспорядочный, депрессия, кратер, кредо, критерий, экстерн, тореадор, трио, шоссе, поэтесса, сонет, академия, тенденция, музей, тембр, Одесса, тезис, бороться, мечтается, решаются, говорится, реваншистский, марксизм, ревизионизм.

II. Словообразование (нормы образования слов)

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:

красивый, смешной, хитрый, здоровый, лиловый, круглый, полный, дорогой, естественный

III. Морфология (нормы образования форм слова)

ударения:

быть, выть, вить, взвиться, злиться, знать, пить, слыть

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).

1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:

антипод, беспрецедентный, брифинг, интенсификация, мораторий, статус-кво.

2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:

1)Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу.

2)Идентичное решение было принято студентами второй группы.

3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:

(Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно.

V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1)В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой
степени развития.

2) На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.

3) По-прежнему ненавидят облаченных властью.

4) Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.

5) Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.

6) Среди приглашенных были профессоры, ученые, коммерсанты,
банкиры.

7) Тепло в основном уходит через окно, поэтому определите его
оптимальные размеры.

8) Наша группа была общительная, сплоченная, дружна, словом.

9) Вслед уходящему поезду провожающие махают руками.

10) Мне не хватает только стакана крепкого чаю.
11) Новую дали почитать книгу мне.

12)Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

13) Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина.

14) Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

15) В Питере, на Пушкинской улице, живут две американских девушек.

Вариант 6

I. Акцентологические нормы.

1)Расставьте ударения в словах:

мусоропровод, ракурс, мытарство, откупорить, уведомить, заржаветь, заиндеветь, ломоть, упрочение, диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис

2.) Объясните значение слов с разными ударениями:

угольный – угольный, видение – видение, острота – острота, лавровый – лавровый, трусить – трусить

3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:

старьевщик, острие, маневр, атлет, бытие, войлочный, будничный, девичник, селедочница, горчичник, патетика, патент, орхидея, одесский, сессия, оазис, поэзия, роман, сомбреро, хаос, протекция, туннель, тенденция, антенна, майна, видеться, несется, смеются, сторонится, ревизионистский, империализм, экзистенциализм

II. Словообразование (нормы образования слов)

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:

искусственный, изолированный, красивый, старый, глупый, плохой, здоровый, смелый, четкий

III. Морфология (нормы образования форм слова)

Образуйте формы прошедшего времени (ж.р. и мн.ч.) и расставьте

ударения:

спать, драться, сорваться, гнить, гнать, ткать, знаться, лить.

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).

1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:

апартеид, гегемонизм, декларация, конфронтация, пакт, спонсор.

2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:

1)В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные
люди

2) Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие
аргументы не могли его переубедить

3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:

Сорта новых культур более (константны, устойчивы), то есть они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.

V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1)Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева.

2) В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.

3) Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

4) Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.

5) Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу.

6) Спортивные лагери расположены недалеко от города.

7) Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.

8) Малыш упал, но встав с колен, он побежал дальше.

9) Актеры играли на подмостке, установленной на центральной площади.

10) Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

11) Ты не встретила в театре одноклассников разве?

12) Уделите внимание на здоровье.

13) Как приятно знать, что придя домой после школы, котенок встретит
меня радостным мяуканьем.

14) Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре
города.

15) Ряд рижских школ точно будут бастовать.

Вариант 7

I. Акцентологические нормы.

1)Расставьте ударения в словах:

анатом, агентство, баловать, благоприобретение, генезис, красивее, досуг, исповедание, каталог, одновременно, премировать, призыв, псевдоним, квартал, километр, украинец, упомянуть, усугубить, эксперт, экспорт, эскорт.

2.) Объясните значения слов с разными ударениями:

вязанка – вязанка, угольный – угольный, характерный – характерный, трусить –трусить, кредит – кредит.

3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:

опека, затекший, хребет, острие, планер, перечница, гречневый, к шапочному разбору, спичечный, непорядочный, терапевт, тест, фланель, тезис, штемпель, шоссейный, детектив, полонез, бассейн, трек, портфель, соната, фойе, коттедж, бордо, драться, бьется, умываются, добивается, антифашистский, импрессионизм, модернизм

II. Словообразование (нормы образования слов)

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:

здоровый, красный, красивый, полный, тяжелый, смешной, хитрый, лиловый.

III. Морфология (нормы образования форм слова)

Образуйте формы родительного падежа и расставьте ударения:

апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, грузины, киргизы, килограммы, комментаторы.

IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).

1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:

ландшафт, марево, маринист, нивелировать, клише, беллетристка.

2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:

1)Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами,
относились индифферентно к вопросам религии.

2) Пассажиры отдыхали на парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного
лайнера.

3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант: В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор)

V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1) Большая половина игры уже прошла.

2) Этот актер уже давно заслужил славу зрителей.

3) Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

4) Многие были в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности.

5) Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И.Бунина.

6) Каждый ученик высказал свое кредо.

7) В образе Игоря («Слово о полку Игореве») отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.

8) От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина.

9) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

10) Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.

11) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

12) Артист завоевал признательность зрителей.

13) Моя жизнь в этом году наполнена заботами о заканчивании школы.

14) О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

15) Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Фильм был...на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

Этот дом... собой небольшой замок (является).

Задание 12

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочета­емости с паронимами масленый - масляный.

Задание 1 3

Выберите из приведенных паронимов тот, который необ­ходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал - стал^ вопрос... 2. Отчет (пред­ставляется - предоставляется) в двух экземплярах. 3. Ак­тер играл (главную - заглавную) роль. 4. Девочка (оде­ла - надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел - произвел) опрос учащихся.

Задание 14

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый ма­териал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрите­лей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя - душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в "Преступлении и наказа­нии". 8. Она пришла в цветистом платье. 9. Командировоч­ному пришлось долго ждать оформления документов. 10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

Задание 1 5

Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лек­сической сочетаемости.

Снизить количество изделий, снизить учебу, снизить успеваемость, снизить запросы, снизить требования.

Задание 1 6

В приведенных предложениях нарушены границы лексиче­ской сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет по­ложительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количе­ство заданий было выполнено. 6. Особенный интерес уче­ники проявили к выставке школьных поделок.

Задание 1 7

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких - в результате незнания ис­тинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное - невероятное, большая или меньшая по­ловина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спи­ной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отмен­ный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.


Задание 1 8

Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы - трепать, портить нервы + тратить здо­ровье, силы.

1. Одержать успехи -
Оказать внимание
=
Поставить вечер, концерт -
Потерпеть потери =
Поднять тост =

Играть значение = Оказать вред =

2. Брать, взять ставку на что-нибудь =
Занять звание чемпиона =
Защитить степень =
Производить воздействие =
Возглавить идеи =
Выполнение мечты =

Давать намек =

Задание 19

Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости значений слов.