Экскурсия как форма организации образовательного процесса. Лекция экскурсия как вид деятельности, как форма общения деятельность - документ

За всю историю отечественногоэкскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка).

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.
Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности.

Экскурсия как вид деятельности

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода.

Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п. Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков»..

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний. Воспитательная функция . Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция . Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:


  • с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;

  • формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.

Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цех электролиза металлургического завода, на которой ученики знакомятся не только с применением химического действия тока, но и с химическими аспектами технологии.

Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала.

Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.

Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.

Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.

  • детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной;
  • определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проведенная согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников;
  • определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников с школы до объекта экскурсии;
  • проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.

4. В определенное время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников, или другой учитель. Учитывая это особенный интерес в организационном плане представляют комплексные экскурсии, когда учеников ведут несколько учителей.

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786. Устав учебных заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 в. в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей» (1913--16, Од.), «Русский экскурсант» (1914--16, Ярославль).

В РСФСР в 20-х гг. экскурсия рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Большое место отводилось экскурсии в учебных программах ГУСа 1923--25. Целями экскурсии назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни, истории революционного движения. Была разработана методика «исследовательских» экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль экскурсии в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий.

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производственной экскурсии в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производственных экскурсий осуществляется учителем при планировании учебного материала.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов экскурсии являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. Особая роль в учебно - воспитательной работе школы отводится учебным экспедициям; ведутся метеорологические и гидрологические наблюдения, составляются коллекции для школьных музеев и т. п.

В школьной практике распространены кино - и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» экскурсии и путешествия.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции. При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и экскурсий, в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследовательской деятельности.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:

Идея экскурсии;

Цели и задачи экскурсии;

Маршрут и оформление экскурсии;

Техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);

Одной из характерных черт информационного общества является увеличение популярности познавательного досуга, в таких традиционных формах как экскурсия и поездка.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (excursio – «вылазка, поездка») и в качестве формы досугового мероприятия представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты материальной и духовной культуры, природы. Экскурсия, являясь разновидностью путешествия, может быть сопряжена с различными вариантами передвижения участников (от длительной поездки до кратковременной прогулки).

В познавательном плане - мера глубины и развернутости информации в экскурсии может существенно варьироваться – напрямую зависит от поставленной цели, возраста и подготовленности экскурсантов, возможен юмористический контекст экскурсии, где познавательная составляющая фактически сведена к нулю. Длительность путешествия зависит от территориальной удаленности объекта показа: для предъявления экскурсантам уникальных культурных или природных объектов, скорее всего, придется осуществлять продолжительный переезд. Конструкция экскурсии как формы организации досугового мероприятия включает два основных способа взаимодействия: показ и диалог .

Понятие «показ» может быть обозначено как «предъявление объекта для восприятия» или другими словами, «организация наблюдения (созерцания)» объектов на месте их расположения. Показ предусматривает создание условий для того, чтобы экскурсанты смогли пронаблюдать демонстрируемый объект целостно, воспринимая различные стороны предъявляемого, составить о нём необходимое представление и яркое эмоциональное впечатление. Искусно организованный показ объекта экскурсантам превращается в своеобразный диалог между человеком и объектом демонстрации.

Показ призван обеспечить высокую степень наглядности – качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Объектом предъявления является «достопримечательность» - место или объект, заслуживающий особого внимания, знаменитый ли замечательный чем-либо. Демонстрируется нечто субъективно новое для экскурсантов – специально созданная экспозиция (музей, выставка), или естественный объект – уникальный природный ландшафт, архитектурный памятник (здание, городской ансамбль, памятные места, связанные с тем или иным историческим деятелем, событием и проч.), производственное предприятие. Показ как конструктивный элемент экскурсии обусловлен характером показываемого объекта одно дело, когда экскурсия совершается в какие-либо здания, сооружения (музеи, выставки, промышленные предприятия), совсем по-другому складывается показ водопадов, археологических раскопок, местности, связанной с теми или иными событиями. Совершенно особый контекст (организация просмотра) получает экскурсия, которую дети проводят для гостей своего образовательного учреждения. Присваивая роль хозяев своего учреждения юные экскурсоводы, выступают как знатоки своих традиций и обычаев.



Диалог как конструктивная часть экскурсии предполагает возникновение между экскурсоводом и экскурсантами, внутри группы, совокупности отношений и связей, позволяющих осуществлять:

Обмен информацией, содействующий общности мнений, взглядов, достижению взаимопонимания,

Продуктивное взаимодействие, которое при необходимой организации и приводит к единству действий индивидов, входящих в группу,

Обмен эмоциями, созидающий в группе общность чувств, настроений, при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации экскурсант усваивает человеческие эмоции, чувства.

Диалог в экскурсии носит характер прямого общения, здесь формируется, происходит усвоение информации. Содержательная сторона диалога представляет собой комментарии увиденного – пояснение, истолкование, разъяснение, позволяющие распознать увиденный объект, включить его в имеющиеся представления. Экскурсия и поездка создают пространство неформального свободного общения со сверстниками, здесь нет четких уставных правил взаимодействия, можно проявить свою индивидуальность, выразив ее в одежде и поведении.

Экскурсия как форма организации досугового мероприятия предусматривает наличие экскурсантов - участников события и экскурсовода, проводящего экскурсию, экскурсанты движутся за экскурсоводом по намеченному им маршруту. В качестве экскурсантов могут быть различные категории участников:

Постоянный коллектив (группа детского сада, ученический класс, внешкольное детско-подростковое объединение) со сложившимися или складывающими межличностными взаимоотношениями,

Временный коллектив, собранный для участия в экскурсии, поезде, состоящий из малознакомых между собой детей.

Группа экскурсантов может быть в различной степени подготовлена к восприятию информации, проявлять различный уровень заинтересованности в теме экскурсии. Организация экскурсии для клуба юных историков в краеведческий музей или объединения юных натуралистов в зоопарк будет иметь свою несомненную специфику.

Экскурсовод целенаправленно показывает, комментирует увиденное, поддерживает контакт со всеми участниками действия, эмоциональное и интеллектуальное напряжение, создает активность экскурсантов

При организации педагогу важно учесть многофункциональный характер экскурсии как формы организации досугового мероприятия.

Экскурсия может содействовать расширению и углублению представлений о той или иной территории, познании своего родного края (погружение в историю, культуру, традиции родного края). В процессе поездки учащиеся познают природу родного края, знакомятся с формами окружающего их рельефа, изучают особенности местных рек, озер и прудов, исследуют специфику почвенного покрова, наблюдают и изучают виды растений и животных исследуемого природного комплекса.

Экскурсия как форма проведения досуга характеризуется ценностным потенциалом - осознание и интериоризация детьми проблем своего края, формирование у них образа родного края и чувства Родины (всего того, что Д.С. Лихачев назвал «нравственной оседлостью»), формирование социальной ответственности. Поездки и экскурсии обеспечивают углубление познавательного интереса к окружающему миру (к истории, географии, биологии). Когда группа находиться длительное время в определенных условиях так или иначе участники группы начинают влиять друг на друга, при этом формируется определенные ценности, качества, стандарты поведения и т.д. В процессе передвижения, организации остановок, отдыха и в других бытовых ситуациях возникает широкий спектр противоречий и трудностей как объективного, так и субъективного характера, поэтому названные формы способны стимулировать у детей и подростков целый ряд личностных проявлений (готовность прийти на помощь, способность к мобилизации, терпеливость, терпимость к недостаткам окружающих и другие).

Третья группа образовательных возможностей обусловлена необходимостью совместно решать множество общественно-полезных задач, задач по самообслуживанию, самоорганизация коллективного и индивидуального быта. Практически весь досуг в экскурсии строится на взаимодействии и коллективном творчестве при строгом разграничении обязанностей в работе, в культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других делах, связанных с организацией и проведением любого мероприятия.

Поездки и экскурсии обладают возможностями и в улучшении межличностных отношений в первичном детском коллективе. Организация поездки способствует развитию коллектива еще и по тому, что каждый член подобной поездки может активно участвовать в общих делах: выборе маршрута, экспозиции, хозяйственных, культурно-просветительных мероприятиях. Данные формы способствуют созданию актива участников группы, распределению ролей в группе, каждый из участников поездки может попробовать себя в той или иной роли.

В процессе организации экскурсии, чаще всего, ребенок выступает не в качестве активного инициатора процесса, а находится в позиции зрителя, слушателя, наблюдателя (исключение составляют такие формы, где учащиеся самостоятельно выступают экскурсоводами и организаторами поездки), при этом каждый участник становиться активным потребителем информации.

Типология экскурсий может быть построена на различных основаниях:

По маршруту, выбираемому для экскурсии: выездная, городская.

По месту проведения: природные, производственные, музейные и т.д.

По количеству и возрастному составу экскурсантов: индивидуальные, коллективные, смешанные и др.

По способу передвижения: транспортная (чаще всего автобусная), пешеходная.

По длительности: краткосрочная (от 1-3 часов), длительная (от 8 часов до нескольких дней).

Экскурсия, при этом, может носить и шутливо-ироничный характер, например – «Закоулочная экскурсия», описанная С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным, является воспоминанием будущих выпускников о годах, проведенных в школе.

Важным критерием для классификации экскурсий и поездок является отнесение этого мероприятия к разовому, эпизодическому или к органичной части тематической программы поездок и экскурсий, имеющих сквозную цель, этапы, усложняющееся содержание и т.п.

Еще один специфический вид экскурсий связан с поездками (походами) группы детей по определенному маршруту: «Города Золотого кольца России», «Пушкинские места», «Оборона Москвы» и т.п. В этом случае в ходе цикла экскурсий требуется серьезная работа педагога по интеграции, полученной воспитанниками информации.

Прежде всего, необходимо уточнить, что все эти формы работы можно подразделить на два основных вида по содержанию.

Вводные поездки ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом, погрузить в предстоящую для изучения тему. Заключительные поездки строятся так, чтобы юные участники группы ознакомились с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали.

Необходимо отметить, что практически все формы экскурсий можно разделить на два основных вида по маршруту:

- экскурсии (по селу, городу, не требующие передвижения на специально заказанном транспорте, чаще всего это - пешие прогулки), местная экскурсия чаще всего проходит после учебного процесса, во второй половине дня, количество участников местной экскурсии может быть небольшим (один – два с половиной десятка человек), такие экскурсии нередко проходят в помещениях музеев, выставок;

- поездки (осуществляются в ближние населенные пункты, близлежащие регионы, по России), организовываются несколько раз в год, часто в каникулах, для организации такой экскурсии проводится долгая предварительная подготовка, как правило, дальние экскурсии осуществляются большими группами участников для поездки, не меньше сорока человек, численность зависит от избранного транспорта). Особенностью поездок является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

Особый тип экскурсий обусловлен опорой организаторов на существующую индустрию детского и разновозрастного туризма или на инфраструктуру музеев, выставок, парков. В этом смысле интересен опыт Политехнического музея в Москве, где дополнительная образовательная программа предполагает цикл экскурсий, которые сочетаются с лекциями, практическими занятиями в лабораториях, самостоятельной работой участников объединений.

Среди инновационных учреждений особую популярность среди детей приобретают экспериментариумы – музеи занимательных наук, созданные для увлекательного изучения законов науки и явлений окружающего мира. Здесь каждый экскурсант может принять непосредственное участие в опытах и экспериментах (более 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и многое другое). Посетителям предлагаются экскурсии и мастер-классы, интерактивные научные игры, научно-развлекательные шоу и т.п.

Лекция 2. ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий . Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов .

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.". Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков - еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия - форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

ЭКСКУРСИЯ

Функция Функция Функция Функция

Научной информации организации формирования

Пропаганды культурного интересов

расширения культурного кругозора

1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. Во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображение».

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявлял свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект – вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современости («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району («Мурманск - столица Заполярья»), («Край наш Раменский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии «Декабристы в Иркутске» дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...».

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов.

Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия (Б а к у ш и н с к и й А. В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981. - С. 119).

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5 - 6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в. качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941 - 1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослуши ванне выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. «Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»".

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

У автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

У музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

У производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - «гидизм» - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии»".

Выводы. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии-высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Контрольные вопросы

1. Понятие «функция». Функции экскурсии.

2. Принцип научности в экскурсии.

3. Связь с современностью. Аспекты показа современности.

4. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

5. Признаки экскурсии.

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др.

Общим методом является формальная логика - метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям" внешне схожих объектов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям.

В. Конкретно-исторический метод - восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

Г. Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод". В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа.

В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Словесные Лекционный метод

Положение, доказательства

подтема Зрительные. Экскурсионный

Слуховые и другие метод

доказательства

Рис. 1.4. Схема комментария к зрительной характеристике объектов

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со всем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: «путешественность - душа экскурсионности». В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод (Г е й н и к е Н. А. Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923).

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов (Л у к и н а Т. А. Борис Евгеньевич Райков / Монография. - Л.: Наука, 1970. - С. 57). Логичнее принять другое определение: экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия «конкретностность» с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовед В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен - дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В.настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

И учебные пособия в виде курсов лекций , методических указаний и т. ... мыслительной деятельности и упущено из вида то обстоятельство... форм общения , которую каждый индивид и каждое поколение застают как ... - говорит И. Дицген в “Экскурсиях ”, - мы можем ви­деть...

  • Экспериментальной и инновационной деятельности

    Документ

    Доказать преимущества диалоговых форм в общении с детьми, ... , различные формы обучения, вариативность видов деятельности и форм оценки её ... поход с экскурсией на завод), а как специальная система... часов Виды деятельности уч-ся 1 Вводное занятие 1 Лекция - ...

  • Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебник

    ... , деятельность , ... лекция ) в (му­зей). Возвратиться с (лекция ). П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть ... как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения ... экскурсии ...

  • Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46»

    Основная образовательная программа

    Роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного... Как я воспринимаю окружающий мир. Тематические классные часы, деловые игры, экскурсии . Организация деятельности ... форм для проведения родительских собраний: лекции , ...