Власть абсолютная и власть ограниченная.

Абсолютная (неограниченная) монархия

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу - королю, царю, фараону, императору»

По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная - принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха - источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности - разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

Ограниченная монархия

Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами).

Парламентская (конституционная) монархия - это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. В конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

Парламент избирается населением;

Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

В сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

Лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

Дуалистическая монархия - это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

Своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

Монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

Назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

Монарх имел право роспуска парламента;

Глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Особо стоит отметить теократию - форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа - глава церкви и государства.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие, каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления. Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. - боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. - шаг в направлении к буржуазной монархии. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ограниченная монархия

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно - представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархи является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.

Теократическая монархия -- монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую теократическую монархию.

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие».

Монархия- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (императору, королю, царю, герцогу, князю) и передаётся по наследству.

Черты монархии - наследственность, единоначалие и отсутствие ответственности монарха перед населением.Республика- выборность, коллегиальность, ответственность перед населением.

Признаки неограниченной (абсолютной) монархии:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам.

Классические монархии чреваты такими недостатками, как:

- в силу единоличного правления , -субъективизм в принятии решений, влияющих на судьбу всей страны;

- в силу наследования верховной власти по принципу кровного родства,- непредсказуемость политических свойств главы государства и егонесменяемость иначе как через переворот или насильственное устранение;

Династическая борьба;

Смуты и неуправляемость;

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.

Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

2)Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом!!!;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание, а в России – Земский Собор. Возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента.

Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте.

Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему государству (Испания, 1981 г.). Эта формы монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией.

На пример по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции.

Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками: парламент избирается народом; правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы¬борах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной); в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания). В настоящие время парламентарными монархиями являются практически все монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и другие.

Дуалистическая монархия Это промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии.

В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом.

То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной. Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народа в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха.

Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего “третьего сословия”). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны: своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента; король имел право вето (только отлагательного) по отношению к законам парламента; назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается монархом); имел право роспуска парламента; имел право назначение даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871-1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран.

До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Форма государства

Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как.. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется.. Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как “форма государства” - три указанных выше блока, весьма четко..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)» Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948 в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия - это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император 1 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика, 1996, с.268. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

парламент избирается населением;

правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

Дуалистическая монархия - это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

монарх имел право роспуска парламента;

глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871--1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Нетрадиционные монархии - особые виды монархий, которые не попадают не под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Также необходимо отметить квази-монархию в Британском Содружестве. В нем главой государства является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции осуществляются правительством. Особо стоит отметить теократию - форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа - глава церкви и государства.