Вестготы место расселения. Вестготы

Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.

Благочестивый мятежник

Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.

Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).

Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.

Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.

В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.

Испания при вестготах

В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.

Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.

В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.

Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.

В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:

«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».

Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.


Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)

Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.

«Равноапостольный» король

В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.

Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.


Реккаред на церковном соборе принимает католичество

По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.

Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.

Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».

В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.

Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:

«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».

Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.


Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов

Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.

Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.

Время раздоров

Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.

Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».

Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.

Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:

«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.

Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.

[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»

Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.


Толедо (гравюра XIX века)

Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.

Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.

Витица и его сыновья

Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.

Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.

Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).

В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.

С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.

Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.

Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.

Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.

Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.

Окончание следует.

Тема 8

Средневековое государство и право Франции

Вопросы:

1. Вестготское государство.

2. Королевство франков.

3. Саллическая правда.

Вестготское государство

В эпоху раннего средневековья Западная Европа была заселена несколькими семьями племен и народов. На крайнем западе жили кельты (нынешняя Франция и Британские острова). На Скандинавском полуострове и территории восточнее Рейна разместились германцы, а после Вислы начинались поселения литовцев и славян. Ближе всех к очагам античной цивилизации оказались южные кельты (или галлы) и британцы. Около I в. до Р.Х. они были покорены Юлием Цезарем и вошли затем в состав Римской империи, а потом романизировались, т.е. приняли городское устройство, школы и отчасти язык римлян. Однако уже на территории Галлии римляне встретились с германцами, с которыми пришлось вести долгие войны («гер» – копье, «ман» – человек). Чтобы защититься от набегов германцев, римляне соорудили заградительную линию из крепостей (бургов), которые вместили 15 гарнизонов, более половины войск империи и стали очагами торговли и промысловой деятельности. Со временем они превратились в большие города: Кёльн (бывший Колонь), Страсбург, Вену, Будапешт и др.

Что касается Испании, то она входила в состав Римской империи и также подвергалась набегам варваров. Первыми из германских племен на территорию сегодняшней Испании вторглись вандалы, которых потом вытеснили в Северную Африку вестготы. Вестготы поселились в Аквитании, где основали королевство со столицей в Тулузе, затем в Толедо. По этим столицам история вестготского государства разделяется на тулузский и толедский периоды: 412-549 гг., 549-711 гг.

В Тулузский период ок. 475 г. был написан Кодекс Эрика (Эвриха) – короля Испании и Галлии. Кодекс был составлен при помощи юриста из Леона и назывался «Statut legum» (законный статут). В него вошли нормы обычного права, законы королей V в. и римские законы.

После кончины Эрика в 484 г. и воцарения Алариха II произошло массовое переселение готов на Пиренейский полуостров из Южной Галлии, в саму Галлию заняли салические франки под предводительством Хлодвига. Вследствие изменения в государстве возникла необходимость создания нового кодекса. Тогда по повелению Алариха была собрана комиссия юристов под председательством графа Гойярика. Аларих дал распоряжение сделать заимствования из Кодекса Феодосия и других источников римского права, но «исправить то, что в римских законах оказалось несправедливым и нелепым». Таким образом, в 506 г. был создан новый кодекс – Бревиарий или Сокращенный Закон.


В кодексе определялась власть короля, которая охватывала все сферы управления обществом, в титулатуру короля были внесены регалии, которые имели римские императоры. В последующем эти положения уточнялись преемниками Алариха на престоле.

В 572 г. королем Леовигильдом был принят еще один кодекс под названием Либер Юдисиорум. В 654 г. – кодекс Рессевинта.

Королевство вестготов просуществовало до 711 г. Затем его завоевали арабы Омейядского халифата. Часть вестготов сохранило независимость в горной области Астурии. Мусульманское господство продолжалось в Испании вплоть до т.н. Реконкисты – «отвоевания».

Помимо вестготов существовало еще остготское королевство. Вообще готы разделились на две ветви в конце IV в. по Р.Х. Вестготы жили между Днепром и Дунаем и потом оказались в Испании. Остготы жили между Днепром и Доном. Одним из наиболее сильных вождей остготов был Германрих, который соединил под своей властью соседние финские и славянские племена, благодаря чему его владения простирались от Черного моря до Балтийского и даже Белого. Готы были вытеснены гуннами. Государство остготов находилось в Паннонии. Один из самых могущественных его королей – Теодорих Великий (454-526 гг.), правивший как наместник Восточной Римской империи. Ему удалось захватить всю Италию. Он мечтал о слиянии остготов и римлян в единый народ с римской культурой. Однако готы принадлежали к арианской ереси, а римляне - были католиками (православными!). Это стало главным препятствие на пути осуществления его планов. Королевство остготов пало в результате борьбы с Византией в VI в. Но Италии попала в руки других варваров – лангобардов.

Что касается веры, то после Леовигильда, в конце VI в. вестготы все-таки приняли католичество. Это было сделано под влиянием королевской власти, чтобы не обострять отношения между местным романским населением и готами. Будучи склонны к фанатизму, вестготы стали ревностными католиками. Отсюда – роль Церкви и соборов.

Управление

Вестготское государство, как и многие другие бывшие провинции Римской империи, включало в свой состав структуры поздней римской государственности и элементы военной демократии, которые сочетались с сеньоральной монархией: монарх избирался с участием и под контролем знати (нобилей). Хотя фактически, например, в Толедский период правило 19 королей, из них 4 выбраны, 6 насильно захватили власть, 9 получили ее по наследству. В практике вестготского государства получили распространение церковные соборы, которые определяли порядок наследования трона, процедуру королевских выборов, регулировали порядок спора между королевской властью и магнатами. Епископы, участники соборов, занимались также финансовыми вопросами и оказывали влияние на процесс выработки законов. Созывались они королем в столице в одной из церквей. Здесь происходил обмен речами и чтение проектов законов, а затем их утверждение епископами и магнатами. Король воспринимался как руководитель церкви. Как правило, в первые дни собора решались церковные вопросы. Светские лица при этом не присутствовали. Постановления соборов именовались канонами. Они обретали силу только после издания королем специального декрета о подтверждении принятого закона.

Согласно законодательству существовала единая юрисдикция для римлян и готов. Но судья являлись одновременно администраторами и военачальниками. Поскольку государство было военно-бюрократическим, большое внимание уделялось воинской повинности. Служили только свободные, служба считалась правом и обязанностью и специально не вознаграждалась. Вознаграждение выплачивалось только во время войны. В мирное время армия содержалась за счет налогов. Особенно много внимания уделено воинской повинности в Бревиарии Алариха.

Семья была патриархальной. Причем, по Бревиарию, родственниками считались лица до 7-й степени родства включительно. Важное значение при заключении брака был договор в виде сделки купли-продажи.

Наследование было трех радов: по завещанию, по закону и т.н. необходимое (обязательное) – ¼ часть имущества. Процедура оформления завещания, заимствованная у римлян, имела 4 разновидности: 1) завещание при 5 свидетелях, завещание преторское при 7 свидетелях, публичное завещание (в присутствии войска) и собственноручное.

Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов. Грабеж предусматривал 4-кратное возмещение стоимости похищенного, а причиненный вред – двукратного. Вина подразделялась на три разновидности: умысел и два вида небрежности – грубая и легкая.

Уголовное наказание было социально-стратифицированным: т.е. знати и простолюдинам присуждалось неравное наказание за одно и то же преступление. Так, по Бревиарию подделка завещания для лица высшего сословия каралось ссылкой, а низшего – каторгой. Наказания были достаточно суровы. Смертная казнь существовала в т.ч. через распятие на кресте и растерзание дикими зверями. Наказания осуществлялись не только за действия, но и за намерения.

Принципы судебного разбирательства были закреплены в Либер Юдисиорум. Незнание закона не освобождало от ответственности. Тем не менее, если преступление отсутствовало в законе, то не считалось таковым. Отец не отвечал за сына и наоборот. Субъект преступления – человек с 10 лет. Этот возрастной предел типичен для всей средневековой Европы (только в Китае – 7 лет). От наказаний освобождались мужчины после 80и женщины – после 60. Важным считались религиозные преступления (в этом находят зачатки инквизиции). Исповедание других религий – иудаизм (в Испании жило много евреев) считалось преступлением и каралось.

В целом законодательство Вестготского государства является своеобразным синтезом германского и церковного права на прочной основе римского наследия. Право воплощено в 4-х известных нам кодексах Эрика (475 г.), Алариха (506 г.), Леовигильда (572 г.) и Рессевинта (654 г.).

Королевство франков

Франки – это одно из западногерманских племен. Примерно в III в. они приходит в римскую Галлию вначале как пленные, потом как союзники римлян, потом как завоеватели и создатели королевства-империи. Во второй половине IV в. они соединились с племенем салов, происходивших из приморских германцев. Отсюда их наименование: салические франки.

Первые короли у франков получили опыт государственного управления у римлян. Король франков заимствовал римский титул рекса. Его приближенные военачальники стали управлять на подвластных территориях. Так постепенно складывалась сеньорально вассальная система: феодалы клялись в верности царю, он клялся в том, что не отнимет феод у вассала и будет оказывать ему покровительство.

Самый знаменитый король салических франков – Хлодвиг (484-511 гг.). Он принял христианство (вероятно, под влиянием своей жены Клотильды (или Хлодельфильды) – племяннице короля бургундов Гундобанда) и крестил народ, изгнал вестготов из Аквитании (Юго-Западная Галлия). При нем произошло политическое объединение франков.

Хлодвиг принадлежал к династии меровингов (по имени одного из древних франкских королей). Постепенно их власть слабеет в результате усиления аристократии. К власти приходит династия Каролингов, названная так по имени самого известного его представителя – Карла Великого (742-814 гг.). Он стал основателем тысячелетней империи, известной под именем Священной Римской империи германской нации. В своей деятельности он сочетал два элемента: военная сила и духовное верховенство. При нем границы государства были максимально расширены. Он сам созывал церковные соборы, как это делали византийские императоры, контролировало внутреннее церковное управление.

25 декабря 800 г. он был коронован папой Львом III, что символизировало создание новой империи, призванной объединить весь западно-христианский мир в одном государстве и под одной церковью.

Управление

При императоре постоянно действовал совет из знати. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (т.е. Великое поле). Одновременно формировались органы государственного управления. Их особенности сводились к следующему: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, осуществляли административно-судебную власть над живущим там населением; 2) земельные пожалования были вознаграждением за службу; таким правом было также право удерживать сборы с населения в свою пользу; 3) между сферами управления отсутствовало разграничение.

Если прежде во главе государства стола дружинная знать, то теперь они не состоят постоянно при дворе. Поэтому возрастает роль министериалов – высших должностных лиц. Первоначально они были главными управляющими королевским хозяйством. Среди них наиболее важными были майордом (чин упразднился, когда майордомы Каролинги пришли к власти); пфальцграф – ведал дворцовый суд; тезаурарий – «хранитель сокровищ», руководил учетом материальных ценностей, поступавших королю – гос.казначей; маршал – сначала старший по королевской конюшне, потом начальник конницы; архикапеллан – духовник короля.

Местные органы. У франков было свободное самоуправление. Постепенно оно заменено системой назначаемых уполномоченных короля. Территория страны разделена на паги – округа. Ими управляли графы , которые командовали ополчением паги. Округа делились на сотни. Их возглавляли выборные лица, потом – центенариями на Севере и викариями на Юге. Общины в составе сотни сохраняли самоуправление.

На границе были созданы крупные территориальные объединения – герцогства , состоявшие из нескольких округов. Также командовали местным ополчением. Они осуществляли оборону границ.

В начале VII в. уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, превратились постепенно в крупных землевладельцев. Тогда должность графа и герцога стали рассматриваться как наследственный почетный титул.

Салическая правда

Салическая правда (ок. 510 г.) – основной известный источник права франков. Это запись древних обычаев приморских франков. Она составлена из конкретных судебных случаев – казусов, превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. На латыни ее именуют Lex Salica (Салический закон) и Pactus Legibus Salicae (Салический законный пакт). Она состоит из пролога, 65 титулов и Эпилога. Сборник написан на латыни. Действовал кодекс в северной части королевства, в южной Хлодвиг приказал применять Бревиарий Алариха.

Основными областями судебного контроля по Салической правде стали преступления на личной и имущественной основе и соответствующие наказания за них; изложен также порядок судебного разбирательства, оценка свидетельских показаний и т.д. В целом весь сборник – это перечисление наказаний за те или иные преступления. Гражданско-правовым отношениям посвящены только 2 статьи – о порядке перехода собственности и порядке наследования. Т.е. по существу – это судебник.

Впоследствии судебник дополняется специальными королевскими установлениями - капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями).

Судебное устройство. Отправление правосудия во времена составления судебника отличалась простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей. Сотенное собрание (маль ) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг ). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), но высшей властью обладал граф – сановник, назначенный королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялось несколько сотен. Он созывал мальбург по мере надобности. Свободные люди, составлявшие собрание, именовались рахинбургами . Решение выносилось большинством голосов. С каждого штрафа в пользу суда взималась определенная доля – фредум , которая шла в пользу короля. За этим наблюдали специальные чиновники, именовавшиеся сацебаронами .

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Постепенно роль назначаемых судей усиливалась: уполномоченные короля замещают выборных председателей, обязанной свободных людей присутствовать на суде отменяется.

Франкское государство в 843 г. раскололось в результате феодальной раздробленности. Правопреемниками империи стали три королевства: Западно-франкское, Восточнофранкское и Срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

Готы

Готы - племена восточных германцев, жили в I в. на южном побережье Балтийского моря и в области нижнего течения Вислы, куда пришли из Скандинавии. С конца II в. стали передвигаться на юг и расселились на территории от Дона до Дуная. С III в. разделились на остготов и вестготов.

Готы - группа германских племен, пришедших из Скандинавии в Восточную Европу примерно в конце 2 - начале 3 в. н. э. и захвативших их территории вплоть до побережья Черного моря на юге, низовьев Дона на востоке и Дуная на западе. Готы разделялись на две основные группы: восточные, или остготы (остроготы, грейтунги) и западные, или вестготы (визиготы, тервинги). Мощный поток гуннского нашествия уничтожил, частью сдвинул готов в южнорусских степях. Небольшие готские группы сохранились до 12 в. на побережье Черного моря, на Таманском полуострове и в Крыму. Они упоминаются и "Слове о полку Игореве" . Существует предположение, что и в глухой лесной области славянского племени древлян в течение столетий сохранялось гнездо готских князей Амалов.

Остготы

Остготы, остроготы, грейтунги - германское племя, восточная ветвь готов. С III в. расселились по Днепру. При короле Эрманарихе образовали обширный племенной союз и занимали территорию от Балтийского до Черного моря. Были разгромлены гуннами и частично вошли в гуннское племенное объединение, а частично переместились за Дунай, на римские территории. После распада гуннского союза поселились в дунайских областях. При короле Теодорихе Великом (474-526) остготы завоевали Италию и основали Остготское королевство со столицей в Вероне. Были разгромлены византийским императором Юстинианом I в середине VI в. Остготы наиболее ярко проявили себя в историческом процессе захватом Италии и созданием там своих королевств

Вестготы

Кратко:

Вестготы, тервинги - германское племя, западная ветвь готов. С III в. занимали территорию от Днестра до устья Дуная. В 376 г., спасаясь от гуннов, - получили разрешение поселиться на территории Римской империи. В 377 г. подняли восстание против римлян и разгромили войска императора Валента у Адрианополя (378). После этого получили разрешение селиться на Балканском полуострове и заняли территории Мёзии, Фракии и Македонии. Отсюда предпринимали опустошительные набеги на Константинополь, а при короле Аларихе I (395-410) - походы в Италию. В 410 г. захватили и разграбили Рим. При короле Атаульфе (410-415) поселились в Аквитании, где основали первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в Тулузе. Во второй половине VI в. при короле Эрихе (466-484) завоевали Овернь, Прованс и значительную часть Пиренейского полуострова. В 507 г. после поражения от короля франков Хлодвига I на равнине Вуйеу Пуатье и последовавшей за этим потерей Аквитании центр вестготского королевства переместился в Испанию (Толедское королевство). В VIII в. государство вестготов пало под натиском арабов.

Из энциклопедии:

Готы , готоны (лат. Gothi, Gothones), племена восточных германцев, жившие в начале н. э. на юж. побережье Балтийского м. и по нижней Висле. Передвигаясь на Ю.-В., в 1-й пол. 3 в. достигли Сев. Причерноморья, где смешались с местными племенами. Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Сев. и Зап. Причерноморья, захваченных Г. ок. 260, ускорило развитие готских племён. Г. разделялись на племенные группы, во главе к-рых стояли вожди (конунги). Воен. союзы Г. создавали лишь во время воен. походов. Они совершали опустошит, вторжения в Малую Азию и на Балканский п-ов. В результате этих походов Римская империя вынуждена была уступить им Дакию (274). В 4 в. Г. приняли христианство. Г. делились на вестготов и остготов. В сер. 4 в., в связи с необходимостью обороны от наступавших с востока гуннов, сложился обширный союз племён от Дона до Дуная и Балтийского м. во главе с остготским королём Эрманарихом (Германарихом). В 375 гунны разгромили Г. Часть остготов была вытеснена из Сев. Причерноморья (часть осталась в Крыму, т. н. крымские готы). Вестготы перешли через Дунай и поселились во Фракии.

Вестготы , визиготы (Visigothi), тервинги (Thervingi), германское племя, западная ветвь готов. В., жившие в 3-4 вв. к В. от Днестра, участвовали (с 70-х гг. 4 в.) в Великом переселении народов. Начавшееся в 4 в. нашествие гуннов и разгром ими готов в 375 побудили В. перейти границу Вост. Рим. империи, пр-во к-рой решило дать им земли на Дунае, с тем, однако, чтобы они служили в рим. армии. Имперские военачальники и чиновники жестоко эксплуатировали В., продавали их в рабство. Это вызвало восстание В., к к-рому примкнули рабы, колоны, крестьяне. Стихийные действия повстанцев возглавил вестготский вождь Фритхигерн. Восстание переросло в войну против Рима. В 378 войско Фритхигерна разгромило армию рим. имп. Валента (см. Адрианополъское сражение 378). Римляне потеряли 40 тыс. чел., Валент погиб. Походы В. в Италию, начавшиеся в 5 в., сливались с восстаниями рим. рабов, к-рые переходили на их сторону. Это позволило королю В. Алариху в 410 захватить Рим. С помощью восставшего против империи галло-рим. населения В. захватили Юж. Галлию и основали здесь в 418 первое на тер. Зап. Рим. империи варварское гос-во - Тулузское королевство В. Во 2-й пол. 5 в. В. завоевали большую часть Испании. Захват франками Юж. Галлии, завершившийся поражением В. в битве при Пуатье (507), ограничил господство В. в основном Испанией (столица г. Толедо). Тесное соприкосновение с рим. порядками способствовало переходу В. от родоплеменного строя к раннефеодальному. С кон. 6 в. В. и местное испано-рим. население стали уравниваться в правах, что ускорило процесс ассимиляции. В 711 - 718 гос-во В. было завоёвано арабами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

ВЕСТГОТЫ (визиготы, тервинги), западная ветвь племени готов, занявшая в 3 в. н.э. обширную территорию к северу от нижнего Дуная и Черного моря. Около середины того же столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно, хотя левобережную Дакию ему пришлось эвакуировать. В 376 вестготы, спасаясь от гуннов, вновь перешли Дунай и получили у римлян позволение поселиться к югу от него, в Нижней Мезии. Два года спустя, недовольные римскими чиновниками, вестготы подняли мятеж, разбили императорскую армию в битве при Адрианополе и убили императора Валента. Феодосию I удалось замирить вестготов, и они разместились на территории империи в качестве мирных поселенцев и союзников-федератов, однако после смерти Феодосия в 395, когда империя была разделена между его слабыми и неопытными сыновьями, Аркадием и Гонорием, вестготы во главе с решительным и умелым Аларихом совершили опустошительный набег на Грецию. Затем они перебрались в Италию, где Гонорий, казнивший в 408 по обвинению в измене своего прославленного полководца из варваров Стилихона, не способен был оказать им сопротивление. В 410 вестготы взяли Рим. Вскоре после смерти Алариха они во главе Атаульфом переместились в Южную Галлию. Атаульф увез с собой Галлу Плацидию, сестру Гонория, и сделал ее своей женой. Осев под Тулузой, вестготы принялись отвоевывать Испанию у недавно захвативших эту страну вандалов, аланов и свебов. В 451 вестготы помогли римскому полководцу Аэцию разбить армию гуннов во главе с Аттилой в битве на Каталаунских полях в Галлии. В 475 они провозгласили свою независимость от Рима. В период наибольшего распространения владения вестготов включали всю Испанию и Галлию вплоть до Луары на севере. Вытесненные с большей части территории Галлии франками в начале 6 в., вестготы сохранили свое королевство в Испании, пока в 711–713 их господству здесь не положили конец мусульмане. Хотя первоначально вестготы были арианами, в 589 они приняли ортодоксальный католицизм.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас.

Вестготы, иначе визиготы и тервинги - часть готского народа, занимавшая с начала III в. до второй половины IV в. земли между Нижним Дунаем и Днепром. Древнейшая история их совпадает с историей остготов, отдельной народностью они являются только в припонтийских своих жилищах, причем они долгое время еще составляли с остготами одно политическое целое, но имели, вероятно, известную долю самостоятельности, т. е. особых местных князей, признававших только верховную власть остготского короля. Вполне независимыми они сделались еще до гуннского нашествия, вероятно в первые годы царствования Эрманарика (около 350). Первым несомненно самостоятельным князем вестготов является Атанарих (366 - 381). Его власть простиралась, однако, не на весь вестготский народ, а только на большую часть его. Остальная же часть признавала власть другого князя, Фридигерна. Атанарих ведет трехлетнюю борьбу с Римской империей (366 - 369), окончившуюся выгодным для вестготов миром. Когда около 376 г. гунны победив остготов, напали и на западных их соседей, то один только Атанарих сделал попытку сопротивления, укрепившись на правом берегу Днестра. Не будучи в состоянии противостоять врагам, он, тем не менее, не подчинился им, а удалился со всем своим народом в горы Трансильвании и занял Семиградскую область. Остальная часть вестготов, спасаясь от гуннов, перешла через Дунай под начальством Фридигерна и Алавива; император Валент отвел им земли во Фракии. Мучимые голодом и притесняемые римскими наместниками, готы скоро восстали. Выступивший против них император Валент был разбит и убит ими при Адрианополе (378). Фридигерн вскоре после этого умер (ок. 380); его место во главе вестготов занял Атанарих, который, по неизвестным причинам, не мог удержаться в Трансильвании. Он тотчас же заключил мир с Феодосием Великим. Хотя он вскоре умер, тем не менее договор, заключенный им с империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия; многие знатные вестготы поступали в римскую армию и часто достигали очень видных положений. Положение дел изменилось, когда в 395 г. умер Федосий Великий. Слабый его преемник, Аркадий, не сумел поддержать дружбы с готами; последние возмутились и в 395 г. избрали себе короля в лице Алариха - первого, соединившего в своей руке власть над всеми вестготами. Он опустошил весь Балканский полуостров. На помощь Византии поспешил правитель Западной империи, Стиликон, принудивший Алариха к заключению мирного договора (396). По этому договору вестготам был предоставлен Эпир. Но уже в 400 г. Аларих предпринял первый свой поход в Италию, кончившийся миром 402 г., по которому Аларих вновь отступил в Иллирию. Когда Стиликон, в 408 г., пал от руки убийцы, Аларих вновь вторгся в Италию. Слабохарактерный император Гонорий не имел ни войска, ни полководцев. Аларих беспрепятственно проник до южных оконечностей полуострова. Так как переговоры с Гонорием ни к чему не приводили (Аларих требовал для своего народа продовольствия, дани и земель в северо-восточных провинциях империи), то царь вестготов в августе 410 г. занял и разграбил Рим. После неудавшейся попытки завладеть Африкой (буря разбила готский флот), Аларих умер еще в том же 410 году. Его зять и преемник Атаульф (410 - 415) продолжал переговоры и борьбу с Гонорием, но видя, что утвердиться в Италии невозможно, в 412 г. со всем своим народом удалился в южную Галлию, которая, может быть, формально была уступлена ему Гонорием. Он победил и убил узурпатора Иовина, занял важнейшие города (Нарбонну, Тулузу, Бордо), но основать здесь твердое Вестготское царство ему не удалось, не смотря на то, что он женился в 414 г. на Плацидии, сестре Гонория, и искал мира с империей. Валья (415 - 419) несколько лет сряду успешно боролся с вандалами, аланами и свевами в Испании. Вернувшись в южную Галлию, он получил от империи, в силу формального договора, всю провинцию Аквитанию ("вторую"), где он и основал первое вестготское государство, получившее, по главному городу Тулузе, название "тулузского" ("толозанского"). Преемником Вальи был Теодорих I (419 - 451), значительно расширивший свое государство и павший в сражении на Каталаунских полях. В борьбе с Аттилой вестготы были союзниками римского полководца Аэция, тогда как их родичи остготы, подвластные Аттиле, составляли часть гуннского войска. Теодориху наследовал его старший сын Торисмунд (461 - 453); но так как он хотел уничтожить союз с Римом, то римская партия, во главе которой стоял брат царя, Теодорих, убила его, после чего на престол вступил Теодорих II (453 - 466), который также был убит младшим братом, Эврихом. В царствование Эвриха (466 - 484) вестготское государство достигло высшей степени могущества. Он уничтожил последние остатки римского верховенства, сохранявшиеся в форме союза. К концу его царствования государство вестготов обнимало всю южную и среднюю Галлию (до Луары на север и Роны на восток) и почти всю Испанию (только северо-западный уголок этого полуострова был еще независим под властью свевов). Он заботился также о внутреннем благоустройстве своего государства и велел составить свод вестготского обычного права. К римской культуре и римским своим подданным он относился благосклонно. Некоторые из наиболее выдающихся государственных деятелей его царствования были римляне. Только католическая церковь и ее высшие представители, епископы, преследовались им, но не из фанатизма (он, как и весь народ вестготов, держался арианской ереси), а из политического расчета: он был прав, видя в католицизме злейшего врага вестготского господства. - Его сын, Аларих II (485 - 507), должен был вести борьбу против новых врагов, франков, которые с 486 г., после победы Хлодовика над Сиагрием, стали ближайшими соседями готов на Луаре. Соседство это стало особенно опасно для Алариха, потому что Хлодовик, принявший христианство в форме католичества, нашел поддержку в романском населении Гали, тяготившемся властью еретиков вестготов. Открытая борьба началась в 506 году и кончилась поражением готов при Пуатье в 507 г.; в битве пал сам Аларих, и вестготы навсегда потеряли большую часть своих владений в Галлии. Пятилетний сын убитого короля, Амаларих (507 - 531), спасся бегством в Испанию, тогда как в Галлии еще некоторое время продолжал борьбу Гезалих (507 - 511), незаконный, сын Алариха II, завладевший царскими сокровищами. На помощь Амалариху явилось сильное остготское войско, посланное его дедом: Теодорихом Великим; оно удержало франков от дальнейших завоеваний и спасло часть вестготских владений в южной Галлии. Главным городом вестготов стала теперь Нарбонна. Амаларих женился на дочери Хлодовика, но пал уже в 531 г. в борьбе со своим зятем Хильдибертом I. Престолом завладел остгот Теудис (531 - 548). Он продолжал борьбу с франками, безуспешно боролся с Византией и был убит в 548 г. Та же участь постигла его преемника Теодегизеля (548 - 549), угнетавшего католиков. В царствование Агилы (549 - 554) в Испании явилось сильное византийское войско: император Юстиниан, уничтожив государства вандалов и остготов, думал покорить и Испанию. Этот план не удался. Хотя Агила и был разбит византийцами, но возмутившиеся солдаты убили бездарного короля и возвели на престол храброго и энергичного Атанагильда (554 - 567), который удачно отразил врагов; некоторые сильно укрепленные города остались, однако, за византийцами. Ища союзников, Атанагильд выдал двух дочерей за франкских королей Сигиберта и Хильпериха. Его преемник Леова (568 - 572) уступил Испанию своему брату Леовигильду, который по смерти Леовы управлял один всем государством (572 - 586). Для вестготов настало теперь тяжелое время. Со всех сторон грозили опасные враги: франки, свевы, византийцы, которые, будучи правоверными, находили открытых и тайных союзников в романском населении страны. Леовигильд энергично и умело взялся за защиту своего престола. Опираясь на низшие классы народа, он сумел в значительной степени сократить могущество местных готских магнатов, опасных врагов королевской власти. Сопротивлявшихся он казнил; имущество их переходило в собственность короля, вследствие чего и финансовое положение страны стало поправляться. Но Леовигильд навлек новую опасность на государство, женив в 580 г. своего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунтисе, ревностной католичке. Ей удалось склонить мужа к принятие католичества; он начал открытую борьбу против Леовигильда, но был разбит и казнен. Тогда же Леовигильд покорил и свевское царство. После новой победы над франками, он умер в 586 г. в Толедо, сделанном им главным городом государства. - Его младший сын и преемник Рекаред I (586 - 601) тотчас по вступлении на престол принял католичество и всячески старался склонить и народ свой к принятию этой веры. Был ли этот неожиданный шаг результатом религиозного убеждения, трудно сказать; вероятнее, что решающее значение имели политические соображения. Рекаред хотел раз навсегда уничтожить религиозный антагонизм между вестготами и туземным романским населением, истощавший народные силы. Но тем самым он уничтожил последнюю преграду, мешавшую романизации готов. Государство быстро попало под влияние католического духовенства, которое с этого времени управляет страной почти помимо королей. Вестготы, издавна склонные к религиозному фанатизму, вскоре становятся ревностными католиками и дальнейшая история внутреннего развития их государства превращается почти исключительно в историю церковных соборов. После Рекареда быстро сменяются короли - Леова II (601 - 603), Витерих 603 - 10), Гунтимар (610 - 612), Сисибут (612 - 620), в царствование которого начались в вестготском государстве преследования евреев, Рекаред II (620 - 621), по смерти которого на престол вступил Свинтила, храбрый полководец и энергичный правитель (621 - 631). Он отнял у византийцев последние их владения в Испании и удачно отстаивал королевскую власть против притязаний духовенства и светских магнатов. Этим он навлек на себя месть последних. Один из аристократов, Сисинант, поддерживаемый духовенством, восстал против короля; победив последнего и постригши его в монахи, он занял престол (631 - 36); он и его преемники, Киндиа (636 - 640) и Тульга (640 - 641), были слепыми орудиями в руках епископов. Последнюю попытку восстановить королевскую власть в прежней силе сделал Киндасвинг (641 - 652), одинаково энергично и строго преследовавший непокорных епископов и магнатов. Он велел составить свод вестготских законов, сделав их обязательными для всех своих подданных. При его сыне. Рекисвинте (652 - 672) все пошло по старому и духовенство по прежнему стало управлять государством. Несколько усилилась светская власть при Вамбе (672 - 680), храбром воине, но ненадолго: Вамба был свергнут с престола партией духовенства, которое выбрало королем Эрвиха (680 - 687), всецело отдавшегося в руки епископов; то же следует сказать о его преемники Эгике (687 - 701), самым жестоким образом преследовавшем евреев. О Витике(701 - 710) мы знаем очень мало, и еще меньше о последнем короле вестготов, Родерихе (710 - 711). Вскоре по вступлении его на престол в Испанию явились арабы, призванные сюда, по преданию, одним магнатом которого оскорбил король. Государство вестготов не имело уже силы противостоять врагам; победа последних при Херес-де-ла-Фронтера навсегда уничтожила вестготское царство. Король Родерих бесследно пропал: он был, вероятно, убит в сражении. В несколько недель мусульмане заняли почти весь полуостров. С этого времени имя вестготов исчезает из истории. Последние остатки их, сильно смешанные с туземным романским элементом, отстояли свою независимость в горной области Астурии. Здесь зародилось новое государство, но уже не готское, а испанское. Первый его герой, Пелайо, родоначальник кастильских королей, был, по преданию, внуком вестготского короля Киндасвинта. Насколько силен был в этой новой народности готский элемент, доказывает масса испанских личных собственных имен, сохраняющих до настоящего времени следы готского своего происхождения (Rodrigo, Alfonso, Hernando и др.), и многочисленные слова, перешедшие из готского в испанский и португальский языки. Эти слова, вместе с довольно обширным ономастическим материалом, сохранившимся в вестготских грамотах, актах, на монетах и надписях, и с немногочисленными остатками готских слов в своде вестготских законов, составляют все что мы знаем о языке вестготов в Испании. Цельных письменных памятников на их языке до нас не дошло, хотя они несомненно имелись. Не найдено еще ни одного вестготского списка перевода Священного Писания Вульфилы. Долго ли держался их язык после падения вестготского царства - мы не знаем. Последний след вестготского языка находим мы в Галлии в начале IX века: это сборник готских и франкских личных имен, составленный Смарагдом, игуменом монастыря св. Михаила, на реке Маас. Смарагд сам был родом вестгот, вероятно из южной Франции.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Литература:

Корсунский А. Р. О развитии феодальных отношений в готской Испании V- VII вв. - В кн.: Средние века. Вып. 10, 15, 19. М., 1957-61

Ср. R. Kopke, "Dle Anfangedes Konigthums bei deo Gothen"(Берлин, 1859); R. Pallmann, Die Geschichte des Volkerwanderung" (I, Гота, 1863, II Веймар, 1864); Felix Dahn, "Die Konige der Germanen" (II, Мюнхен, 1861; V, Вюрцб., 1870; VI, 2 изд., Лейпц., 1885); его же, "Urgeschichte d. germanischen n. romanischen Yolker" (т. I, "Allgem. Gesch." ed. Oncken, II, Берлин, 1881). Вестготскае имена см. у Bezzenberger, "Ueber die A - Reibe der gotischen Sprache"(Геттинген, 1874); Dietrich, "Ueber die Aussprache des Gothischen" (Марб., 1862); Forstemann, "Geschichte des deutschen Sprachstammes, II" (p. 150 s.). Именослов Смарагда напеч. Massmann"ом в "Zeitschrift fur dentsches Alterthum" (I, 1841, p. 388 ss.). Наконец см. Mackel, "Die germanischen Elemente im altfranzosischen und altprovencalischen" (1884); Goldscbmidt, "Zur Kritik der aitgerman. Elemente im Spanischen" (Линген, 1887); Kluge, "Romanen und Germanen in ihren Wechselbeziehungen", в "Grundriss der roman. Philologie" ed. Grober, Liefer, II, 1886.

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

Во 2-й половине VI в. Вестготское королевство было незначительным и слабым. Южная часть Испании принадлежала Византии, на северо-западе полуострова лежало независимое Свевское королевство, к северу от Пиреней вестготов теснили франки. Изоляция Вестготского королевства усиливалась тем, что его государственной религией было арианство, в то время как свевы и франки приняли католичество и вошли в союз с Византией как единоверцы римлян.

В 568 г. королем вестоготов становится Леувигильд. Он поставил своей целью усиление Вестготского королевства и объединение Испании. Леувигильд воспользовался ослаблением Византии при Юстине II (вторжение лангобардов в Италию, разгром Византии на востоке персами) и захватил Южную Испанию. В руках Византии остались лишь прибрежные города Испании на Средиземном море. Затем Леувигильд нанес поражение свевам и присоединил их королевство к Вестготскому. Зависимость от вестготов признали баски. После этого практически весь Пиренейский полуостров вошел в состав Вестготского королевства.

Леувигильд стремился поднять престиж королевской власти. Внешне он стал подражать византийским императорам. Столицей своего королевства он сделал город Толедо, расположенный в самом центре страны, на границе вестготской и испано-римской области. В Толедо по римско-византийскому образцу было создано центральное дворцовое ведомство, управлявшее королевством. Леувигильд стремился объединить готов и испано-римлян в один народ под знаменем одной религии, но сделал ставку не на католичество, а на арианство. Попытка Леувигильда обратить всех испанцев в арианство не удалась, и уже через год после смерти короля (586 г.) его сын Реккард принял католицизм и сделал его государственной религией.

Готы и испано-римляне в Вестготском королевстве со временем стали восприниматься как единый народ – испанцы-католики. Происходит культурная ассимиляция (романизация) готского меньшинства. Около 625 г. завершается объединение Испании под властью вестготских королей: Византия лишилась последних своих городов на побережье.

В начале VIII в. с юга – из Северной Африки – начинается наступление арабов на Испанию. В первые десятилетия VIII в. арабами была захвачена почти вся Испания, и Вестготское королевство прекратило свое существование.

Франкское государство

После смерти короля Хлодвига (511 г.) франкское государство не сохранилось как единое королевство. Оно было поделено между сыновьями Хлодвига, носившими королевский титул, и впредь продолжало дробиться на уделы между королями из рода Меровингов. Между ними шли частые междоусобные войны. Одновременно продолжалась экспансия франков в Европе. Ими была захвачена территория к востоку от Рейна, получившая название Франкония. В 534 г. было завоевано Бургундское королевство. Во время войны Византии с остготами в Италии франки захватили Прованс – Южную Галлию, прежде входившую в состав Остготского королевства. Франки в середине VI в. считались союзниками Византии.

Новое объединение франков произошло при короле Хлотаре II (613–629 гг.), который занял престол во всех крупнейших франкских королевствах. Франкское королевство к этому времени состояло из трех больших областей. В Северной Галлии, в зоне первоначального расселения франков, от Мааса до Везера лежала область Австразия; Западная Галлия от Сены до Гаронны называлась Нейстрия, а Юго-восточная Галлия по всему течению Роны – Бургундия.

В каждой из трех областей правили майордомы – управляющие королевским хозяйством. В их руках была сосредоточена реальная власть, в то время как Меровинги превратились в символические фигуры и вошли в историю под пренебрежительным прозвищем «ленивые короли». Власть майордомов была наследственной. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский разгромил своих соперников и стал править всем государством франков. Основанная им династия майордомов (с 751 г. – королей) вошла в историю под именем Каролингов (по имени Карла Великого) или Пипинидов.