Управляемая торпеда камикадзе. Божественный ветер из-под воды по имени «Кайтен

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения, летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе.

Мысль о создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов торпеды, управляемые людьми.

"Воля небес"

Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за малым - довести новшество до Генерального штаба флота.Однако тут возникли серьезные проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью.

В подобных вопросах японцы - народ крайне щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудо-оружия».

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

"Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…» (Ютака Екота, «Субмарины-самоубийцы».

Чудо-торпеда

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде, развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль.

Внутри торпеды помимо двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе.

Вверху слева имелся рычаг для изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования кислорода.И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра, показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Школы смертников

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» - школы смертников.

Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй. Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника.

Первоначально «кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою. Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Провал чудо-оружия

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» - потенциально серьезное оружие, однако успехи японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды. Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы «кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды.

Не улучшали ситуацию и рыскавшие по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца, после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки, которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло.

Второй проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям - их слишком тщательно охраняли. Поиски одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось, «кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее задолго до нападения.Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота. Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием истории.

Что представляли из себя настоящие японские комикадзе? Популяризированный и сильно искаженный образ, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.
Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.
Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».
Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.
Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:
Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.
Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.
В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.
Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.
Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.
Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.
По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни , ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.
Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.
Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась.


Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Все та же очень познавательная и исчерпывающая книга о подводных боях в Тихом океана Уильяма Холмса “Победа под водой” дает интересную информацию про японских подводников-смертников:

“После боя у Мидуэя, в котором Япония понесла невосполнимые потери в авианосцах и летчиках, группа младших офицеров подводников начала ратовать за применение управляемых смертниками торпед. Как известно, использование японским командованием сверхмалых подводных лодок при атаке Пирл Харбора не дало эффекта. Не пришлось Японии использовать такие лодки в бою у Мидуэя, куда их не смогли доставить. Однако пропаганда этого “решающего” оружия, очевидно, сыграла свою роль, и молодые офицеры занялись поисками оружия, которое, по их мнению, могло оказаться эффективным в будущих операциях против американского флота. Одним из разновидностей такого оружия была торпеда “Лонг Лэнс”, которой должен был управлять человек, находящийся в специальной кабине.

Торпеда "Лонг Лэнс" - тип 93 По мнению японских офицеров, управляемая человеком торпеда, имея 40 узловой ход, была способна поразить без промаха любую цель. Эта жертвенная тактика должна была прославить японское оружие и тех, кто, жертвуя собою, прославлял Японию.

Однако высшие морские круги в Японии первоначально отнеслись к этой идее без энтузиазма. В частности, Мива нашел принцип самоубийства неприемлемым. По его настоянию в торпеде было предусмотрено устройство катапультирования водителя при подходе торпеды на расстояние 400 метров от цели. Следует заметить, что, пока японские подводные лодки добивались какого то успеха и существовала надежда на решающие победы флота, морское командование мало внимания обращало на молодых фанатиков. Но когда в ходе операций американских войск против Марианских островов Япония понесла огромные потери в подводных лодках и авианосцах, а вместе с ними исчезли и всякие надежды на победу флота, высшие морские чины стали смотреть на идею использования оружия самоубийц серьезно. В складывавшейся для Японии обстановке военных действий на Тихом океане теперь все было кстати.

Обучение водителей управлению торпедами этого типа намечалось летом 1944 года в Оцудзиме (Внутреннее Японское море). Человеко-торпеде дали название “кайтен”, что означает мистическая сила, способная изменить ход войны и принести Японии победу.


Обучались добровольцы из молодых офицеров и старшин. Каждый такой смертник был убежден, что, пожертвовав собою, он уничтожит американский авианосец или линейный корабль. Математика таких водителей торпед была проста: сто “кайтен” потопят сто американских тяжелых кораблей и японский флот вновь обретет господство на море.

Осенью 1944 года план использования “кайтен” не был осуществлен из за отсутствия подводных лодок, вооруженных человеко торпедами. Предназначаемые для этих целей подводные лодки следовало переоборудовать таким образом, чтобы они могли нести “кайтен” на палубе, а водители могли занять свои места в них при нахождении лодки в подводном положении. Первую операцию по использованию “кайтен” назначили на начало ноября. Однако в связи с решением ввести в действие в боях за Центральные Филиппины весь подводный флот от применения “кайтен” временно отказались.

Отсутствие массового выпуска “кайтен” затрудняло обучение водителей для них, а наладить плановый выпуск человеко торпед мешала нехватка стали, топлива и других материалов. Не хватало квалифицированных торпедистов, а подготовить новых не было времени. Недостаток ощущался во всем, кроме добровольцев для “кайтен”. Мнения в отношении управления “кайтен” расходились, и в процессе обучения в результате несчастных случаев погибло 15 водителей. Что касается катапультирования, на котором настаивал в свое время Мива, то о нем не было больше и речи ни в ходе обучения, ни при боевом использовании человеко-торпед.


7 ноября в Оцудзиме Мива, председательствуя на церемонии выпуска группы из 12 молодых офицеров смертников, составивших первый отряд подразделения, которое получило название ударных сил специального назначения “кикусуи”, рассказал о славных победах летчиков смертников авиации корпуса “камикадзе” адмирала Ониси в боях за Филиппины. Здесь же Мива вручил всем 12 офицерам кинжалы “харакири” символы жертвенности во имя победы.

В это время в заливе на якоре стояли готовые к отплытию подводные лодки “I 36″, “I 37″ и “I 47″ с “кайтен” на борту. Приняв на борт водителей “кайтен”, все три лодки утром 8 ноября вышли на выполнение задания.

Японское командование планировало 20 ноября одновременно нанести удары по американским кораблям на якорных стоянках островов Палау и на островах Улити и Нгулу (Каролинские острова). В начале ноября подводная лодка “I 38″, находившаяся на боевом патрулировании к востоку от острова Лейте, была направлена для разведки островов Нгулу. 12 ноября ее атаковал и потопил эсминец “Николас”. Не получив сведений от “I 38″, японское командование приказало лодкам “I 36″ (командир Теремото) и “I 47″ (командир Орита) следовать к Улити, а лодке “I 37″ (командир Камимото) к Палау.

Но и “I 37″ не дошла до места назначения. Ее обнаружили за день до намеченной атаки кораблей в Палау. С якорной стоянки в Коссола были высланы эсминцы “Конклин” и “Маккей Рейнольд”, которые в тот же день засекли лодку гидролокаторами и, проведя бомбометание серией глубинных бомб, потопили ее. “I 37″ взорвалась и пошла ко дну вместе с “кайтен” на борту.

На эсминцах, конечно, не знали, что уничтожена лодка, вооруженная человеко торпедами. Подводнику одной храбрости, даже фанатичной, мало. Нужны еще умение, тренированность и находчивость. И даже не только это. Не следует забывать и о том, что делается в научно исследовательских институтах, на заводах, военных верфях, где создают лодки. Все это имеет огромное значение в деле решения лодками поставленных перед ними задач.

16 ноября радиоразведка штаба Объединенного японского флота доложила, что 15 ноября корабли американского флота покинули базу на островах Улити. Но Мива не отказался от намеченного удара “кайтен” в районе Улити. На следующий день авиаразведка, осуществленная с островов Трук, показала, что в районе Улити много американских кораблей, в том числе линейных кораблей и авианосцев. 19 ноября подводные лодки “I 36″ и “I 47″ подошли к Улити и произвели разведку с целью установить места расположения главных целей. Атаку назначили на утро. Около полуночи обе подводные лодки погрузились и в подводном положении вышли на позиции пуска “кайтен”. К 03.30 20 ноября “I 47″ выпустила все четыре “кайтен”, а примерно через 1,5 часа “I 36″ выпустила только один “кайтен”: из за технических неполадок три “кайтен” пришлось утопить, предварительно сняв с них водителей.


Примерно через час после пуска последнего “кайтен” в направлении якорной стоянки раздался сильный взрыв. “I 47″ всплыла на перископную глубину, и командир увидел огромный столб огня и дыма в лагуне атолла, в районе северной якорной стоянки. Через 1,5 часа в лагуне островов Улити раздалось еще несколько взрывов.


30 ноября подводные лодки “I 36″ и “I 47″ вернулись в Курэ. На борту флагманского корабля 6 го флота состоялось совещание, на котором присутствовали, свыше. 200 человек, включая ведущих японских экспертов. Была дана оценка результатов первого боевого применения человеко торпед. Командиры “I 36″ и “I 47″ Орита и Теремото доложили, что они наблюдали после пуска лодками “кайтен”. На основании этих докладов, плана атаки и произведенных до атаки аэрофотоснимков офицер штаба 6 го флота дал высокую оценку действиям “кайтен”. Он заявил, что лейтенант Нисима отправил на дно авианосец, а остальные четыре “кайтен” потопили по линейному кораблю. Присутствовавшие пришли в восторг. С этого времени в Японии удвоили усилия, направляемые на боевое использование “кайтен”.


Однако фактические результаты первого боевого применения “кайтен”, произведенного в соответствии с планом “кикусуи”, оказались куда менее значительными. Рано утром 20 ноября эсминец “Кейс” у входа в лагуну атолла Улити таранил и потопил цель, которую принял за сверхмалую подводную лодку. Вторую такую же цель забросали глубинными бомбами самолеты морской пехоты, и только один “кайтен” проник на якорную стоянку американского флота и взорвал эскадренный танкер “Миссисиньюа” с грузом авиационного бензина. Танкер затонул, унеся с собой 50 человек экипажа”.


Как видим эффективность “кайтенов” оказался примерно такой же как и у сверхмалых подводных лодок.

“К середине января 1945 года японцы были готовы к очередной атаке с помощью “кайтен”. Находясь под впечатлением “успеха” “кайтен” при атаке целей на Улити, Мива создал из них боевую группу “Конго” с намерением использовать ее для нанесения одновременного удара по кораблям США в базах, с которых они действовали для обеспечения операции вторжения на Филиппины. Такой удар планировалось осуществить 12 января, а в конце декабря из Японии вышли вооруженные “кайтен” пять подводных лодок типа “I”, чтобы занять позиции у намеченных для этой цели американских баз. Уже к 10 января японская авиация с обойденных войсками США островов закончила воздушную разведку таких баз, которая подтвердила наличие в них нужных объектов атаки. В результате группа “кайтен” получила приказ внезапно атаковать намеченные в базах цели.


Подводная лодка “I 56″ (командир Маринага) несколько раз пыталась подойти к гавани Сиадлер на островах Адмиралтейства, но из за противолодочного дозора и противолодочных сетей не смогла этого сделать. Потерпевшую неудачу “I 56″ 16 января отозвали в Японию. Подводная лодка “I 47″ (командир Орита) сумела своевременно, 12 января, выйти в район якорной стоянки флота США, расположенной в гавани Холландия, и выпустить четыре “кайтен”. Ведя лодку в надводном положении от места выпуска “кайтен”, Орита наблюдал пожар в бухте, знал из доклада вахтенного радиста о передаваемых по радио сигналах тревоги о прорыве в гавань подводной лодки противника. Подводная лодка “I 53″ (командир Тоемасу) выпустила четыре “кайтен” в проходе Коссол на островах Палау. Один из “кайтен” взорвался вскоре после пуска, другой из за механических повреждений пришлось затопить; предварительно сняв с него водителя. Тоемасу слышал сильные взрывы в проходе Коссол и, исходя из этого, доложил об успешности действий двух “кайтен”.


Подводная лодка “I 36″ (командир Теремото) в районе островов Улити также выпустила четыре “кайтен”, один из них пошел на транспорт боеприпасов “Мазама”, но взорвался, не дойдя до него всего 35 метров. Судьба трех остальных “кайтен” неизвестна. На “I 36″ слышали взрыв и доложили, что все “кайтен” достигли цели. Им приписывалось потопление четырех кораблей, включая линейный корабль и танкер.

На 20 января намечалась повторная атака с помощью “кайтен” объектов на Улити. С этой целью туда из Японии послали подводную лодку “I 48″ (командир Тояма). Однако, выйдя из Курэ, лодка исчезла. 20 января японская воздушная разведка обнаружила у островов Улити затопленный танкер на якорной стоянке, где должны были действовать “кайтен” с “I 48″. В связи с этим пришли к заключению, что Тояма успел решить свою задачу до того, как “I 48″ была уничтожена.

Но заключение это оказалось ошибочным. 22 января американский патрульный самолет обнаружил и безрезультатно атаковал “I 48″ в районе Улити. Затем лодку атаковала и потопила вместе со всеми “кайтен” противолодочная группа кораблей в составе “Конклина”, “Корбесиера” и “Рэби”.


29 декабря из Курэ вышла подводная лодка “I 58″ (командир Хасимото) с четырьмя “кайтен” на борту. Ей предстояло доставить человеко торпеды к базе флота США на Гуаме. 6 января лодка подошла к Марианским островам, а ночью 11 января вышла на позицию пуска “кайтен” на подходах к гавани Апра. Стояла отличная погода. Небо было ясным, море спокойным. Выпуская “кайтен”, Хасимото сожалел, что в гавани, по последним данным авиаразведки, не было ни линейных кораблей, ни авианосцев. На “I 58″ два “кайтен” установили таким образом, что посадить в них водителей можно было только в надводном положении. А поскольку поступили сообщения, что лодку обнаружили, посадку водителей следовало произвести за несколько часов до намеченной атаки целей в гавани, чтобы лодка могла подойти к месту пуска “кайтен” в подводном положении.

В 03.00 “I 58″ выпустила четыре “кайтен”, которые, по расчетам, должны были оказаться у целей примерно в 04.30. На лодке ждали этого часа, но неожиданно появившийся самолет заставил “I 58″ погрузиться, и она не смогла видеть результаты атак.

Действия “кайтен” группы “Конго” не дали ожидаемого эффекта. Хотя в Японии и утверждали, что “кайтен” потопили в обшей сложности восемнадцать американских кораблей и судов, в том числе переоборудованный в авианосец корабль, девять крупных транспортов, танкер, крейсер и еще шесть крупных кораблей, в числе которых находились корабли класса “авианосец”, “линейный корабль” и “транспорт”, в действительности все “кайтен” погибли, не потопив ни одного американского корабля.”

Эффективность все та же…

“Согласно плану Мивы между 20 и 22 февраля из Внутреннего Японского моря вышли вооруженные “кайтен” подводные лодки “I 368″, “I 370″ и “I 44″, составившие группу “Нихая”. Во время перехода в район Иводзимы “I 368″ и “I 370″ погибли. В Японии полагали, что эти лодки погибли, когда они атаковали тяжелые корабли американского флота. Однако “I 368″, как и “RO 43″, 26 февраля стала жертвой самолетов эскортного авианосца “Анцио”, а “I 370″ потопил сторожевой корабль “Финнегэн”, причем, по американским данным, ни та, ни другая лодка не атаковала американские корабли.

1 марта “I 44″ донесла, что в 50 милях от Иводзимы она подверглась атаке сил ПЛО и не может решить задачу по выходу на позицию пуска “кайтен”. Ей вторично приказали выполнить задание. Однако 6 марта лодку отозвали в Японию. Командир был отстранен от командования лодкой.

28 февраля Мива создал новую группу лодок, вооруженных “кайтен”. В нее вошли “I 58″ и “I 36″. Каждая лодка несла по четыре человеко торпеды. Однако к 6 марта штаб Объединенного японского флота понял, что сражение за остров Иводзима проиграно, и приказал Миве прекратить использование подводных лодок в этом районе. Мива отозвал “Г 36″ в Японию, а “I 58″ приказал занять позицию согласно плану предстоящей операции “Тан”. “I 58″ получила этот приказ в момент, когда выходила на позицию пуска “кайтен” для атаки стоявших на якорях у Иводзимы целей. Командир “I 58″ Хасимото приказал снять водителей с “кайтен” и сбросил “кайтен” в море. После того как было сделано и то и другое, “I 58″ взяла курс на Окинодайто Сима.”

“Между 29 марта и 6 апреля из Японии на Окинаву вышли подводные лодки “I 44″, “I 47″, “I 56″ и “I 58″. Каждая была вооружена шестью “кайтен”. Первой вышла подводная лодка “I 47″ (командир Орита). Южнее острова Кюсю ее атаковали сначала самолеты с авианосцев, а затем эскадренные миноносцы. Оставляя за собой большой масляный след, подводная лодка возвратилась в Курэ для ремонта. Подводные лодки “I 44″ и “I 56″ вышли в море 3 апреля и погибли на переходе. “I 56″ была потоплена 18 апреля глубинными бомбами эсминцев, а “I 44″ 29 апреля авианосной авиацией. Ни одна из этих подводных лодок успеха в использовании “кайтен” не имела, хотя японское командование утверждало обратное.

Подводная лодка “I 58″ (командир Хасимото) прошла Восточно Китайское море и вышла на широту Окинавы. 7 апреля Хасимото получил радиограмму следующего содержания: совместно с “I 58″ удар по американским силам на якорной стоянке Окинавы будет наносить линейный корабль “Ямато”. Однако к моменту приема этой радиограммы “Ямато” был уже потоплен. На следующий день подводная лодка “I 58″ получила приказание во что бы то ни стало атаковать американские корабли у Окинавы. Идя на выполнение задания, “I 58″ радиолокатором неоднократно обнаруживала американские самолеты и уходила под воду. В течение последующих семи дней из за угрозы с воздуха лодке пришлось погружаться более пятидесяти раз. Самое большое время, в течение которого ей удалось непрерывно оставаться в надводном положении, не превышало четырех часов. Постоянно работающий радиолокатор дал возможность уйти от атак самолетов, но четыре погружения не позволили ей зарядить аккумуляторную батарею так, чтобы дойти до Окинавы в подводном положении. 14 апреля Хасимото приказали вывести “I 58″ в Тихий океан. Чтобы выполнить это приказание, лодка должна была пройти под полосой японских минных заграждений в Восточно Китайском море и затем следовать вдоль китайского побережья почти до самой Формозы. После месячного пребывания в море находившиеся на лодке “кайтен” вышли из строя, и 29 апреля “I 58″ возвратилась в Японию.

Японское командование планировало ввести в бой “кайтен” в июле и августе 1945 года. С этой целью из лодок типа “I”, приспособленных для переброски “кайтен” к месту боевых действий, создали группу, получившую название “Тэмон юнит”. Три лодки из этой группы “I 47″, “I 367″ и “I 363″ были направлены в район Окинавы. Первые две ушли из Японии 19 июня в район, расположенный в 300 400 милях к востоку от Окинавы. Японские документы свидетельствуют о том, что “кайтен” этих лодок не производили атак, однако 21 июня американский войсковой транспорт “Марафон” был поврежден в результате атаки человеко торпеды. В августе “I 47″ и “I 367″ возвратились в Японию.


Три другие подводные лодки группы “Тэмон юнит” японцы направили в южную часть Филиппинского моря, где они действовали успешнее. До этого в районе к югу от Формозы в течение нескольких месяцев японских подводных лодок не было, и, естественно, противолодочная оборона здесь оказалась заметно ослабленной. Конвои, правда, по прежнему сопровождались кораблями охранения, a боевые корабли совершали переходы самостоятельно на скорости, превышающей, как правило, 16 узлов. В апреле объединенный разведывательный, центр прекратил издание еженедельной карты обстановки, отражавшей деятельность японских подводных сил. Считалось, что японские подводные лодки уже не представляют угрозы, и обеспечение судоходства приняло форму обычной повседневной деятельности. Задачи ПЛО эффективно решали поисково ударные группы, но в этот момент в Филиппинском море ни одной из них не было. Эскортный авианосец “Тулаги” стоял в сухом доке. Группа с эскортным авианосцем “Анцио”, которая потопила в Филиппинском море четыре японские подводные лодки, действовала восточнее Марианских островов.


Подводная лодка “I 53″ (командир Ота) первой из группы “Тэмон юнит” 24 июля обнаружила и атаковала конвой, состоявший, по ее определению, из пятнадцати транспортов и трех эсминцев охранения. В действительности же это был отряд из семи танко десантных кораблей и рефрижераторного судна, эскортируемый сторожевым кораблем “Андерхилл”, пятью сторожевыми катерами и тремя охотниками за подводными лодками. “I 53″ выпустила две человеко торпеды и донесла о потоплении двух транспортов.

“Андерхилл” (командир Ньюкомб), идя впереди конвоя, обнаружил плавающую мину примерно в то время, когда японская подводная лодка выпустила “кайтен”. Ньюкомб приказал конвою изменить курс, пока он будет уничтожать мину артиллерийским огнем. В ходе выполнения “Андерхиллом” задачи по уничтожению мины гидролокатор засек подводную цель, и Ньюкомб вызвал на помощь сторожевой катер. Он тоже обнаружил цель и сбросил на нее глубинные бомбы. Через несколько секунд “Андерхилл” заметил перископ и сбросил на лодку серию глубинных бомб с установкой на малую глубину. Когда все стихло, на поверхность всплыли масло и обломки. Ньюкомб доложил, что его корабль потопил сверхмалую подводную лодку. Вскоре после этого сторожевой катер обнаружил еще одну сверхмалую лодку, и “Андерхилл” решил таранить ее. В момент тарана раздался сильный взрыв, и в небо взметнулось пламя, полетели обломки. У “Андерхилла” оторвало нос. С “Андерхилла” был снят экипаж. После этого огнем сторожевых кораблей “Андерхилл” был потоплен. А Ота, слышавший взрывы, решил, что выпущенные его лодкой две человеко торпеды потопили два американских транспорта.

В ночь на 4 августа “I 53″, будучи атакованной четырьмя сторожевыми катерами в районе, который расположен в 400 милях восточнее Формозы, выпустила два “кайтен”. Ота донес, что через три часа после спуска “кайтен” он слышал два сильных взрыва. В это же время лодка “I 58″ (командир Хасимото) патрулировала вдоль линии Гуам Лейте. 28 июля она атаковала танкер и эсминец противника, выпустив две человеко торпеды. Хасимото слышал взрыв, который, по его мнению, означал потопление танкера, однако в документах американской стороны это не отражено.

Примерно в 23.00 29 июля “I 58″ всплыла и почти сразу обнаружила цель на дистанции 5,5 мили. Лодка срочно погрузилась. Цель шла постоянным курсом почти в направлении лодки, и вскоре Хасимото определил, что это линейный корабль типа “Айдахо”. Учитывая условия меняющейся при лунном освещении видимости, Хасимото решил атаковать цель обычными торпедами, а не “кайтен”. Без приборов точного измерения дистанции “I 58″ было трудно определить скорость цели. Считая, что цель идет со скоростью 20 узлов, Хасимото с дистанции 8 кабельтовых дал торпедный залп шестью торпедами широким веером и наблюдал три попадания.

В действительности же “I 58″ атаковала тяжелый крейсер “Индианаполис”, который шел генеральным курсом с острова Гуам к Лейте со скоростью 15,7 узла. На крейсере не было гидролокатора, и тем не менее ему приказали следовать на Лейте без эскорта. Ранее четырежды сообщалось об обнаружении на маршруте перехода подводных лодок противника, но все донесения считались ложными. Вскоре после захода солнца “Индианаполис” перестал выполнять противолодочный зигзаг, что упростило задачу подводной лодки. Справедливости ради следует сказать, что в сложившейся обстановке, обусловленной малой скоростью хода крейсера, отсутствием эскорта и выгодной позицией, в которой оказалась подводная лодка при обнаружении цели, мало вероятно, что противолодочный зигзаг крейсера мог в какой то мере повлиять на успешность атаки “I 58″.

В крейсер попало две торпеды, и через 15 минут он затонул. Переданный им сигнал бедствия так никто и не принял. В то же время американская радиоразведка перехватила и через 16 часов частично расшифровала донесение Хасимото о потоплении его лодкой американского корабля. Радиоразведка доложила в штаб командующего Тихоокеанским флотом на острове Гуам, что японская подводная лодка донесла о потоплении ею корабля в точке, которая примерно соответствует месту, где должен был находиться в тот момент крейсер “Индианаполис”. Несмотря на это донесение, поиск и спасение оставшихся в живых в районе гибели крейсера начались только после того, как поисковый самолет с Пелелиу, оказавшийся в этом районе через 84 часа после гибели крейсера, обнаружил на воде людей и донес об этом. Из 1199 человек команды крейсера в живых осталось только 316. 883 человека погибло, причем более половины из них умерло от истощения и изнурения за время ожидания подхода помощи{97}.

В 08.15 10 августа, находясь в 260 милях к северо востоку от северной оконечности острова Лусон, “I 58″ выпустила два “кайтен” для атаки конвоя, и Хасимото зафиксировал потопление двух судов. Однако американские документы не подтверждают японских данных. Около 18.00 12 августа “I 58″ выпустила два оставшиеся “кайтен” для атаки, как показал Хасимото, 15000 тонной плавучей базы гидросамолетов. Вероятнее всего, это был транспорт док десантно высадочных средств “Оук Хилл”, шедший в сопровождении сторожевого корабля “Томас Ф. Никкел” из Окинавы на Лейте. На “Оук Хилле” заметили бурун от перископа, и сторожевой корабль пошел в атаку. Поняв, что перископ принадлежит человеко торпеде и помня о печальной участи “Андерхилла”, Фармер отказался от тарана “кайтен” и повел корабль, на сближение с целью. Вскоре на корабле услышали скрежет металла: видимо, человеко торпеда скользнула вдоль борта. Через несколько минут “кайтен” показался из воды в 12 кабельтовых от корабля и взорвался.

Вторично перископ был замечен также с “Оук Хилла”. Фармер, как и в первый раз, отказался от тарана и приказал сбросить прямо по курсу “кайтен” серию установленных на малую глубину бомб. Последовал мощный подводный взрыв, который, по мнению Фармера, означал гибель “кайтен”. А Хасимото (он находился на “I 58″), услышав взрывы, решил, что выпущенные его лодкой человеко торпеды потопили американскую плавучую базу гидросамолетов.

Третья подводная лодка южного отряда группы “Тэмон юнит” “I 366″ донесла, что вечером 11 августа она выпустила три человеко торпеды для атаки конвоя в районе 500 миль севернее Палау, и что “кайтен” потопили три судна. Однако подтверждающих эту атаку американских данных нет.

Если судить об успешности боевого применения “кайтен” по действительным результатам, то следует отметить, что группа лодок “Тэмон юнит” имела наибольший успех. Правда, и в этом случае лодки добились успеха, использовав для атаки крейсера обычные торпеды, а не “кайтен”. За все время боевого использования “кайтен” Япония потеряла восемь лодок типа “I”, на которых погибло 900 человек, однако за шесть дней, потопив крейсер и сторожевой корабль, японцы уравняли потери сторон.”

В порядке оборонительных мероприятий против американских сил вторжения на Японские острова японцы подготовили 100 “кайтен” и 400 сверхмалых подводных лодок, которые предназначались для действий с береговых баз против кораблей флота США. Кроме того, с этой же целью в секретных местах вдоль берега и в гаванях южной части Японии было расставлено 1000 небольших моторных катеров, имевших в носовой части 550 килограммовый заряд. Плавучими базами для сверхмалых подводных лодок служили “НА 109″ и “НА П1″, которым, однако, часто приходилось выполнять и другую задачу патрулировать в проливе Бунго.”

Related Posts:


На заключительном этапе Второй мировой войны Япония была вынуждена прибегнуть к суровым и необычным мерам. В армии и на флоте появились т.н. тэйсинтай – бойцы-смертники. Ценой собственной жизни они должны были выполнить боевую задачу и нанести какой-либо ущерб противнику. Наиболее известными японскими смертниками стали камикадзе – летчики, задачей которых была атака кораблей или других объектов противника путем тарана. Также существовали и другие тэйсинтай. Так, под водой угрозу для флота США представляли смертники на управляемых торпедах «Кайтэн».


Начало проекта

Идея строительства управляемых торпед с кабиной для пилота появилась задолго до окончательного поражения Японии. Эта оригинальная идея была предложена летом 1942 года, вскоре после битвы при Мидуэе. Подводники лейтенант Хироси Куроки и младший лейтенант Сэкио Нисина задумали построить тяжелую крупную торпеду на базе агрегатов существующего изделия «Тип 93». Последняя была самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой японского флота, и эти особенности предлагалось использовать в новом оружии. При этом торпеда не оснащалась никакими системами наведения, что сказывалось на точности. Х. Куроки и С. Нисина предложили построить управляемую человеком торпеду: пилот мог бы управлять ей до самого выхода на курс атаки.


Торпеда "Кайтен" модели "Тип 1" в одном из японских музеев

Моряки-подводники не имели опыта инженерной работы, из-за чего им пришлось обратиться за помощью к специалистам. К осени 42-го они смогли найти единомышленника в одной из проектных организаций. Им стал инженер Военно-морского арсенала Хироси Судзукавэ. В январе следующего года лейтенанты и конструктор закончили разработку проектной документации. Оставалось только предложить новую разработку военным. С этим возникли проблемы. Ввиду сложного положения на фронтах командование армии и флота прекратило обращать внимание на инициативных изобретателей, работая только с существующими конструкторскими бюро.

По некоторым данным, Х. Куроки и С. Нисина вышли из этого положения необычным образом: они использовали один старинный обычай. Письмо на имя военно-морского министра было написано кровью авторов. По японской традиции, адресат не мог проигнорировать такое послание. Как выяснилось позже, руководители флота не только ознакомились с предложением, но и заинтересовались им. Тем не менее, в силу определенных причин, новый проект стартовал со значительным опозданием.

Разработка полноценных управляемых торпед началась только в феврале 1944 года. Помимо авторов идеи к проекту были привлечены специалисты военно-морских КБ. Проект получил имя «Кайтэн» в честь мистической силы, «воли неба», способной кардинальным образом изменить ход войны. Спустя несколько месяцев стало ясно, что проект не смог оправдать свое название и оказать хотя бы заметное влияние на ход боев.

Изначально предполагалось взять существующую торпеду «Тип 93» и из ее агрегатов собрать новое изделие, в составе которого имелось бы место для размещения пилота, системы управления и т.д. Кроме того, на ранней стадии проект не был связан с печальной, но героической судьбой будущих пилотов. Планировалось, что пилот новой управляемой торпеды сможет вывести ее на боевой курс и покинуть свое рабочее место. Тем не менее, из-за различных причин технического, тактического, идеологического и морально-нравственного характера авторам проекта пришлось отказаться от спасения пилота. Тем не менее, это давало некоторые преимущества в бою, поскольку торпеда могла управляться до момента попадания в цель.

Разработка проекта первого «Кайтэна» продолжалась до лета 1944 года. В конце июля новый аппарат вышел на испытания. В максимально сжатые сроки торпеду испытали, доработали и поставили в серийное производство. Положение на Тихоокеанском театре военных действий постоянно ухудшалось, и Япония нуждалась в новом «чудо-оружии», способном изменить ход войны. Ожидалось, что проект управляемой торпеды может сказаться на течении боевых действий.


Музейная торпеда "Кайтен" модели "Тип 10"

До конца войны на Тихом океане японские инженеры успели разработать несколько проектов торпед «Кайтэн», отличавшихся друг от друга различными особенностями и характеристиками. При этом основой большинства проектов являлась тяжелая торпеда «Тип 93» или некоторые ее детали. На ее основе строились торпеды моделей «Тип 1», «Тип 2», «Тип 4», «Тип 5» и «Тип 6». Более поздний «Тип 10» основывался на конструкции торпеды «Тип 92». Примечательно, что в серию пошла только одна версия торпеды «Кайтэн» – «Тип 1». Все прочие по ряду причин так и остались на стадии строительства или испытаний прототипа. Рассмотрим некоторые основные модели управляемых торпед семейства «Кайтэн».

Представители семейства «Кайтэн»

Единственная серийная управляемая торпеда семейства «Кайтэн» основывалась на агрегатах изделия «Тип 93». Следует отметить, проект «Тип 1» подразумевал широкое использование совершенно новых узлов и агрегатов, разработанных специально для нового оружия. Этим, в частности, обуславливается большая разница в размерах и внешнем виде управляемой и неуправляемой торпед.

Специально для новой торпеды был разработан специальный корпус с максимальным диаметром 1 м. Внутри этого агрегата предлагалось разместить боевую часть, баки для сжатого воздуха и кислорода, а также кабину с необходимыми органами управления. В носовой части корпуса поместили боевую часть с зарядом весом 1550 кг. По расчетам, мощности такого заряда было достаточно для уничтожения любого американского корабля. Боевая часть оснащалась тремя взрывателями: контактным для подрыва при попадании в цель, электрическим для управления подрывом из кабины и автоматическим гидростатическим. Первые два взрывателя предназначались для подрыва боевой части у цели, а третий обеспечивал самоуничтожение торпеды в случае гибели и погружения на дно.


Общая схема торпеды "Тип 1"

Позади боевой части располагался кислородный баллон на 1550 л, обеспечивавший работу двигателя. Кроме того, имелись девять баллонов на 160 литров сжатого воздуха для пневматического управления рулями. Рядом с баллонами предусматривались две небольшие цистерны для управления дифферентом. Вторая пара таких емкостей находилась в корме основного корпуса. Позади носовой группы баков находилась кабина пилота.

В кормовой части корпуса предусматривались крепления для установки двигательного отсека. В качестве последнего использовались средний и хвостовой отсеки торпеды «Тип 93». Там располагались топливные баки и двигатель с гребными винтами. Также на заимствованном двигательном отсеке крепились рули для управления по курсу и глубине размахом по 800 мм.

Общая длина торпеды «Кайтэн» в варианте «Тип 1» составляла 14,75 м, максимальный диаметр – 1 м. Для сравнения, торпеда «Тип 93» имела длину 9 м и диаметр 610 мм. В готовом к запуску виде управляемая торпеда весила 8,3 т. Двухцилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. потреблял керосин и кислород, позволяя развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч). Рабочая глубина торпеды не превышала 30-35 м, но конструкция позволяла погружаться и на 80 м. Максимальная дальность хода по топливу составляла 42 морские мили (78 км).

Необходимо отметить, скорость и дальность торпеды были обратно пропорциональны друг другу. Так, при максимальной скорости на уровне 30 узлов торпеда «Тип 1» могла пройти не более 23-25 км. Максимальная дальность обеспечивалась на скорости не более 12 узлов. Главной причиной этого был высокий расход кислорода, используемого двигателем. На 12 узлах двигатель потреблял 1 кг кислорода в минуту, на 30 узлах – 7 кг. Таким образом, пилоту следовало учитывать запас кислорода и топлива, строя заход на цель.

В средней части торпеды имелась кабина для пилота. В ней размещалось сиденье и набор органов управления. Пилот располагал компасом, глубиномером с точностью до 0,5 м (по американским данным), штурвалом и системами управления различными системами, в том числе подрывом боевой части. В кабине предусматривались два люка, в крыше и днище корпуса. Верхний люк спереди был прикрыт небольшим щитком изогнутой формы. Для наблюдения за обстановкой пилот мог использовать выдвижной перископ с ходом 70 см. На практике использование перископа было связано с определенными трудностями, поскольку в выдвинутом положении он мог демаскировать торпеду. Будучи обнаруженным, пилот-смертник почти не имел шансов добраться до цели.

Использование освоенных в производстве комплектующих позволило достаточно быстро развернуть серийное строительство новых управляемых торпед. При этом, однако, не обошлось без проблем. Так, один из авторов проекта, Х. Куроки, погиб в ходе тренировочного выхода в море. Смерть младшего лейтенанта Нисины так же была связана с «Кайтэнами»: он стал пилотом и погиб в ходе первого боевого применения такого оружия.


Общая схема торпеды "Тип 2"

В конце 1944 года появился проект «Тип 2», имевший минимальное сходство с предыдущим. По общей архитектуре торпеда «Тип 2» напоминала малогабаритную подводную лодку, хотя по своей компоновке была похожа на «Тип 1». Торпеда «Тип 2» имела длину 16,5 м, диаметр корпуса 1,35 м и весила 18,37 т. В носовой части этого аппарата имелся заряд взрывчатого вещества весом 1550 кг, в средней – кабина пилота, в кормовой – двигательный отсек. В качестве силовой установки использовался торпедный двигатель мощностью 1490 л.с., работавший на гидразине и пероксиде водорода. Новая торпеда могла разгоняться до 40 узлов и преодолевать до 45 миль (83 км).

Тем не менее, в силу технологических причин торпеда «Тип 2» не пошла в серию. На верфи Хиро был построен всего один такой аппарат, использовавшийся в ходе испытаний. Новая торпеда оказалась слишком сложной в производстве для ослабленной японской промышленности. Пилотам-смертникам пришлось продолжить эксплуатацию торпед «Тип 1».

Проект «Тип 4», появившийся в начале 1945 года, оказался более удачным. Было построено около полусотни таких торпед, но и в этом случае полномасштабное серийное производство не начиналось. Главной целью очередного проекта было создание модификации изделия «Тип 2» с двигателем, использующим менее дорогое и опасное в обращении топливо. На этот раз было предложено использовать двигатель, работающий на керосине и кислороде. Подобные силовые установки уже применялись на различных торпедах и поэтому не вызывали претензий со стороны командования.


Общая схема торпеды "Тип 4"

Из-за использования нового двигателя мощностью 1200 л.с. максимальная скорость торпеды «Тип 4» упала до 20 узлов (37 км/ч), а дальность хода сократилась до 21 морской мили (38 км). Снижение характеристик привело к значительному сокращению серии. Вместо полномасштабного строительства большими партиями было собрано только 50 таких торпед. Кроме того, из-за низкой культуры производства имели место нарушения герметичности корпуса, течи в топливной системе и т.д. Из-за таких проблем некоторое количество торпед погибло, не успев выполнить свою боевую задачу.

Последней разработкой семейства «Кайтэн» стала торпеда «Тип 10», конструкция которой основывалась на изделии «Тип 92». С целью упрощения производства было решено вернуться к идее использования существующих агрегатов. Более того, на этот раз применялись даже детали корпуса базовой торпеды.

Фактически «Тип 10» являлась разделенной пополам торпедой «Тип 92», между двумя частями которой добавлялась кабина пилота. В носовой части такого аппарата располагалась 300-кг боевая часть и передний блок аккумуляторных батарей. Кормовая половина корпуса вмещала второй блок батарей и электрический двигатель. Базовая торпеда имела калибр 530 мм, что не позволяло разместить в ее корпусе кабину пилота. Для этого между двумя половинами ее корпуса поместили особый цилиндрический агрегат диаметром 700 мм с коническими обтекателями спереди и сзади. Сверху этой вставки предусматривалась небольшая надстройка-рубка для головы пилота. Баллоны со сжатым воздухом для дыхания располагались внешней поверхности корпуса.


Общая схема торпеды "Тип 10"

Общая длина торпеды «Тип 10» не превышала 10 м, общая высота (с надстройкой, без перископа) – чуть более 1 м. Общий вес торпеды составлял 3 т. 112 аккумуляторов (4 блока по 28) выдавали ток силой 120 А напряжением 54 В. Батареи и 6-киловаттный двигатель разгоняли торпеду до 7 узлов (13 км/ч). Дальность хода не превышала 2 морские мили (менее 4 км).

Несмотря на крайне низкие характеристики, управляемая торпеда «Тип 10» заинтересовала военных простотой своей конструкции. Летом 1945 года японский флот заказал 500 таких торпед, однако промышленность успела построить только одну опытную и не более пяти серийных. Как результат, торпеды «Тип 10» не приняли участия в боях и стали трофеем наступавшего противника.

Эксплуатация

Имея некоторый запас времени, японская промышленность с осени 1944 года успела построить не менее 300 торпед «Тип 1». Прочие изделия семейства «Кайтэн» заказывались и строились в меньших количествах. В результате флот успел использовать в бою только торпеды «Тип 1» и «Тип 4». Остальные торпеды так и не добрались до театра военных действий.

Для управления торпедами «Кайтэн» требовались пилоты. В середине 1944 года начала свою работу первая школа подводников-смертников, располагавшаяся на острове Оцусима во Внутреннем Японском море. Вскоре после открытия школы на Оцусиме появились аналогичные учреждения в других районах Японии.
К будущим курсантам предъявлялся набор особых требований, таких же, как и к другим добровольцам-тэйсинтай. Обучение состояло из нескольких этапов. Сначала в течение трех месяцев курсанты учились водить быстроходный катер с использованием только компаса и перископа. После этого начиналось обучение на тренажерах, и только потом курсанты выходили в море на тренировочных торпедах «Кайтэн».


"Рубка" и перископ торпеды "Тип 1"

Предполагалось, что носителями управляемых торпед смогут стать подлодки и надводные корабли. Кроме того, разрабатывался проект строительства сухопутных береговых баз с необходимым оборудованием. Таким образом, при помощи торпед «Кайтэн» планировалось защищать Японию как в открытом море, так и у берегов.

На практике чаще всего торпеды применялись вместе с подлодками-носителями. В таком случае субмарина получала набор специального оборудования для транспортировки торпед. Несколько «Кайтэнов» закреплялись на ее корпусе и соединялись с ней при помощи специальных шлюзов для пилотов. После обнаружения цели капитан подлодки должен был отдать команду на подготовку торпед к запуску. Пилоты через шлюзы занимали свои места и задраивали люки. По внутренней связи смертникам передавали указания о цели, разворачивали подлодку к атакуемому кораблю и производили отцепку торпед.

После этого пилот должен был самостоятельно запустить двигатель, взять курс на цель и двигаться на глубине не более нескольких метров, чтобы попасть в подводную часть корабля-цели. Для корректировки курса допускался подъем перископа, однако в боевой обстановке это было связано с большим риском. Обнаружив торпеду, корабль противника мог запросто расстрелять ее на безопасном расстоянии.

Торпеды «Тип 1» имели достаточно большую дальность хода, что в некоторых случаях позволяло пилоту выходить в район цели, всплывать, уточнять ее местоположение и только после этого выходить на боевой курс.

Также управляемые торпеды базировались на некоторых надводных кораблях. В таком случае они должны были перевозиться на палубе и спускаться на воду при помощи крана или рельсового устройства. Краны и рельсы для торпед «Кайтэн» получили почти два десятка кораблей, однако такое оборудование не использовалось в боях. В отличие от кораблей, подлодки могли скрытно доставить торпеду в район цели и незаметно запустить ее.

Боевое применение

С осени 1944 года по лето 1945-го было зафиксировано всего десять случаев использования торпед «Кайтэн» в реальных боевых операциях. За это было израсходовано около сотни торпед «Тип 1» из 300 построенных. Практика показала, что эксплуатация такого оружия связана с большими трудностями. Как результат, количество потопленных американских кораблей и судов оказалось крайне мало.


Подлодка I-47 - носитель торпед "Кайтэн", 4 ноября 1944 г.

Первая операция с использованием «Кайтэнов» была проведена 20 ноября 1944 года. Подлодки I-36 и I-47 с восемью торпедами прибыли к атоллу Улити (Каролинские острова) с приказом атаковать стоящие там корабли и суда США. В кабине первой торпеды, стартовавшей с подлодки I-47, был сам Сэкио Нисина, один из авторов проекта. В последний бой с собой Нисина взял урну с прахом своего коллеги Хироси Куроки, погибшего на испытаниях.

Восемь пилотов-смертников с подлодок I-36 и I-47 успешно выполнили поставленную задачу. Им удалось подорвать и сжечь танкер USS Mississinewa, хотя к цели прорвалась только одна торпеда. Судно сгорело и затонуло. Следует отметить, в рейде участвовала и третья подлодка с управляемыми торпедами – I-37, но она так и не добралась до цели. В районе острова Лейте эту подлодку заметили американские военные. После этого эсминцы USS Conklin и USS McCoy Reynolds атаковали лодку при помощи бомбометов. I-37 и четыре «Кайтэна» затонули.


Пожар на танкере USS Mississinewa в результате попадания торпеды "Кайтэн"

Следующий эпизод с участием управляемых торпед произошел 9 января 1945 года. В этом бою японская эскадра одна подлодка не смогла выйти в район пуска торпед, одна была уничтожена американскими глубинными бомбами, а остальные успешно «отстрелялись» смертниками. В результате этой атаки японцам удалось серьезно повредить несколько американских кораблей и затопить десантный катер. Все поврежденные корабли прошли ремонт и вернулись в строй.

Последний случай боевого применения «Кайтэнов» планировался на середину августа 45-го. 16 августа подлодка I-159 с четырьмя торпедами вышла в Японское море с задачей найти и атаковать советский конвой. Тем не менее, 18 августа экипаж получил команду прекратить выполнение задачи и вернуться на базу. В результате этого приказа советским морякам, к счастью, не удалось увидеть японские управляемые торпеды в деле.

По официальным японским данным, в ходе десяти операций пилотам «Кайтэнов» удалось потопить 32 американских корабля. Тем не менее, проверка показывает, что это было пропагандистским преувеличением. Из американских документов следует, что подводникам-смертникам удалось повредить и потопить не более десятка кораблей. При этом Япония потеряла большое количество подлодок-носителей и около сотни пилотов торпед. Вряд ли такие результаты боевого применения можно считать успешными.


Подлодка I-36 с торпедами "Кайтэн" на палубе

Применение «Кайтэнов» с подлодок и надводных кораблей было связано с определенными трудностями. Свободная охота на американские ордеры в океане была крайне трудным, длительным и почти бессмысленным делом. Атака кораблей и судов на базе так же не были простыми ввиду различных средств защиты. В итоге эффективность управляемых торпед – и без того не слишком высокая – со временем упала до минимума.

Финал истории

С середины 1944 года промышленность Японии построила около трех сотен торпед «Тип 1», по одному прототипу «Тип 2» и «Тип 6», а также полсотни изделий «Тип 4» и полдюжины «Тип 10». В результате в боях участвовали в основном торпеды «Тип 1» – было использовано около сотни единиц такого оружия. Остальные построенные торпеды либо отправились в утиль, либо стали музейными экспонатами.

Эффективность подводников-смертников оказалась неприемлемо низкой. Потеряв около сотни неплохо подготовленных бойцов и несколько подлодок с экипажами, японский флот потопил или повредил около 10 кораблей противника. В итоге торпеды «Кайтэн» не оправдали свое громкое название. Несмотря на все усилия, им никак не удалось повлиять на ход войны. Наступление США продолжалось, и никакие управляемые торпеды не могли предотвратить грядущее поражение Японской империи.