Воинские звания в японской армии. Пехота Японской Императорской Армии

Организация армии древней Японии была, как и многое другое, заимствована из Китая.

Самой мелкой военной единицей был пяток (го ), два го составляли один "огонь" (ка ) - 10 солдат. Именно столько человек могли одновременно греться у одного костра.

К каждому ка отдельно приписывалось артельное хозяйство, снаряжение и вьючные лошади (6 голов на один ка). Командиры го и ка специально никак не назывались. Видимо, эти должности просто исполняли старшие по возрасту солдаты.

Пять ка образовывали полусотню (тай ), ею командовал пятидесятник (тайсэй ). Две полусотни, пешая и конная, объединялись в сотню (рё), которую возглавлял сотник (рёсуй ). Двумя сотнями командовал дивизионер (кои ).

Из нескольких сотен составлялась бригада (гундан ). В зависимости от количества сотен выделялись малые бригады (сёдан ) - до пяти рё, средние бригады (тюдан ) - от шести до девяти рё, и большие бригады (тайдан ) - более десяти рё. Малыми бригадами командовали младшие бригадиры (сёки ), а средними и большими - старшие бригадиры (тайки ).

Гунданы существовали только в мирное время - они несли гарнизонную службу. Во время войны несколько гунданов образовывали армию (итигун ), которой командовал воевода (сёгун ). Выделялись малая армия (сёгун ) - от 3000 до 4000 человек, средняя армия (тюгун ) - от 5000 до 9000 человек, и большая армия (тайгун ) - от 10000 человек и выше.

Вместе тайгун, тюгун и сёгун образовывали "три армии" (сангун ). Сангуном командовал великий воевода (тайсёгун ). При выступлении в поход император жаловал тайсёгуну особый меч-сэтто в знак его полномочий и власти над жизнью любого из его подчиненных.

Система гунданов практически прекратила свое существование в IX-X веках, когда власть в стране начала преходить от императора и императорского двора к региональным правителям, каждый из которых обзаводился собственной армией.

Времена Сэнгоку Дзидай

Как уже отмечалось, во времена Сэнгоку Дзидай (Гражданских войн) у каждого князя (даймё ) была своя армия. Основу этой армии составляли подчиненные даймё самураи, каждый из которых приводил с собой отряд. Размер отряда определялся богатством самурая.

Армия даймё состояла из трех частей: сакиката-сю , куни-сю и дзикисидан . В число сакиката-сю входили недавно побежденные противники, уже успевшие доказать свою преданность новому господину, но еще не вошедшие в "ближний круг". Куни-сю ("сельские отряды") образовывали разорившиеся самураи и пехотинцы, собранные по деревням в ходе рекрутского набора. Наконец, дзикисидан составляли собственно войска даймё.

В состав дзикисидан входили: госинруй-сю ("члены семьи"), го фудай каро-сю ("наследственные вассалы и ближайшие сподвижники"), асигару-тайсё ("командующие пехотой") и хатамото сёякунин ("личные помощники правителя").

В бою все войска, находившиеся под началом даймё, разделялись на кавалерию (самураи) и пехоту (асигару ). Разумеется, у каждого всадника были и обслуживающие его пешие слуги, сражавшиеся наравне с прочей пехотой.

Командная иерархия самураев была весьма сложна и запутана, поскольку основывалась на системе личных взаимоотношений, древности родов и близости к правителю.

Иерахия асигару была существенно проще. Выше всех стояли генералы (асигару-тайсё ), под командованием которых находилось несколько сотен пехотинцев и несколько десятков приданных к пехоте конных и пеших самураев.

Основной функцией пехоты была стрельба из луков и аркебуз. Подразделениями стрелков командовали капитаны (асигару-касира ) - под их руководством находилось от 50 до 1000 пехотинцев.

Подразделения асигару делились на отряды (бунтай ), каждым из которых командовал лейтенант (асигару-ко-касира ). Обычно под командованием одного капитана находилось два-три лейтенанта. Именно они осуществляли непосредственное управление пехотинцами на поле боя.

Не следует недооценивать роль "личных помощников правителя". В их число входили как писцы, администраторы, врачи, повара и ветеринары, так и посыльные и знаменосцы, с помощью которых даймё отдавал приказы своим войскам. Кроме того, в состав "личных помощников" включалась личная охрана правителя.

Новое время

После Реставрации Мэйдзи армия была полностью перестроена и реформирована по европейскому образцу. В дополнение к уже существовавшим сухопутным войскам (Рикугун ) у Японии появились мощный военный флот (Кайгун ) и подразделения морского десанта (Кайхэйтай ), боевой потенциал которых прежние правительства страны так и не смогли оценить. В последующем к армии и флоту добавились ВВС (Кугун ).

Ниже мы приводим таблицу примерных соответствий воинских званий японской, американской и российской армий. Обратите внимание, что японские офицерские звания армии и флота практически не различаются.

Армия

Япония США Россия
Нитто хэй Private Рядовой
Итто хэй Private First Class ---
Дзёто хэй --- ---
Хэйтё Lance Corporal ---
Готё Corporal Ефрейтор
Гунсо Sergant Сержант
Сотё Master Sergeant Старшина
Дзюнъи Warrant Officer Прапорщик
Сэйто Cadet ---
Сёи (Санъи) Second Lieutenant Лейтенант
Тюи (Нии) First Lieutenant Старший лейтенант
Тайи (Итии) Captain Капитан
Сёса (Санса) Major Майор
Тюса (Ниса) Lieutenent Colonel Подполковник
Тайса (Итиса) Colonel Полковник
Дайсё Brigadier General Генерал-майор
Сёсё Major General Генерал-лейтенант
Тёсё Lieutenant General Генерал-полковник
Тайсё General Генерал армии

Флот

Япония США Россия
Итто хико хэй Seaman Recruit Матрос
Дзёто хико хэй Seaman Apprentice ---
Хико хэйтё Seaman Старший матрос
Санто хико хэйсо Petty Officer 3rd Class Старшина 2-й статьи
Нито хико хэйсо Petty Officer 2nd Class Старшина 1-й статьи
Итто хико хэйсо Petty Officer 1st Class Главный старшина
Дзёто хико хэйсо Chief Petty Officer Главный корабельный старшина
Хико хэйсосё Warrant Officer Мичман
Сэйто Cadet ---
Сёи (Санъи) Ensign Младший лейтенант
Тюи (Нии) Lieutenant (junior grade) Лейтенант
Тайи (Итии) Lieutenant Старший лейтенант
Сёса (Санса) Lieutenant Commander Капитан-лейтенант
Тюса (Ниса) Commander Капитан 3-го ранга
Тайса (Итиса) Captain Капитан 2-го ранга
Дайсё Commodore Капитан 1-го ранга
Сёсё Rear Admiral Контр-адмирал
Тёсё Vice Admiral Вице-адмирал
Тайсё Admiral Адмирал
Дзёкё тайсё Senior Admiral ---
Гэнсуй Fleet Admiral Адмирал флота

Помимо полных воинских званий, в Японии существуют и сокращенные, например: "адмирал" (тэйтоку ) или "генерал" (сёкан ).

Не следует путать звания и должности, о которых шла речь в предыдущих разделах. Так, капитан корабля (кантё ) по званию может быть и капитан-лейтенатом, и капитаном 1-го ранга.

Как и в России, в Японии при официальном общении военных между собой принято называть фамилию и полное звание собеседника, к которым обычно присоединяется уважительный именной суффикс ("Котори-сёи-доно..." ). 

императорская армия японии картинки, императорская армия японии экономика
1871-1945

Страна

Японская империя

Тип

Вооружённые силы

Численность

1.750.000 (1941)

6 095 000 (1945)

Участие в

Японо-китайская война (1894-1895)
Русско-японская война
Первая мировая война
Японо-китайская война (1937-1945)
Вторая мировая война

Армия Великой Японской империи (яп. 大日本帝國陸軍 дай-Ниппон тэйкоку рикугун?, современными иероглифами - 大日本帝国陸軍) - сухопутные вооружённые силы Японской империи, существовавшие в течение 1871-1945 годов. Обычно назывались «имперскими сухопутными» (яп. 帝國陸軍 тэйкоку рикугун?) или «монаршими» (яп. 皇軍 когун?) войсками. Координировались генштабом армии и Министерством армии, которые подчинялись императору Японии, главнокомандующему всех вооружённых сил государства. Во время войны или чрезвычайных ситуаций армия управлялась высочайшим всеяпонским советом, Генеральным штабом Вооружённых сил Японии, состоявшим из председателей и заместителей Генштаба армии, министра армии, председателей и заместителей Генштаба флота, генерального инспектора военной авиации и генерального инспектора военной подготовки. После поражения во Второй мировой войне императорские вооружённые силы были распущены, а военные заводы и учебные заведения закрыты.

  • 1 История
    • 1.1 Резня в Нанкине
    • 1.2 Резня «Сук Чинг»
  • 2 Организация
  • 3 Численность
  • 4 Звания
  • 5 Рода войск
  • 6 Войны
  • 7 См. также
  • 8 Примечания

История

Предпосылки для создания Императорской Армии Японии оформились в начале реставрации Мэйдзи 1868 года. ходе гражданской войны 1868-1869 гг. Императорское правительство почувствовало настоятельную потребность реформирования вооружённых сил. На то время единой государственной армии не существовало, а центральная власть полагалась на отдельные самурайские ополчения отдельных автономных уделов. Для управления ими в августе 1869 года правительство учредило Министерство войны. Наряду с координированием вооружённых сил страны, оно должно было разработать проект их реформы по образцу передовых государств Европы и США.

В феврале 1871 года Императорское правительство, основную часть военной силы которого составляли войска княжеств Сацума, Тёсю и Тоса, сформировало на их основе гвардию (яп. 御親兵 го-симпэй?). Она подчинялась непосредственно Императору и была первым подразделением Императорской армии Японии нового образца. Через год правительство ликвидировало Министерство войны, вместо которого возникли два новых - Министерство армии и Министерство флота.

В 1871 году подразделения армии Японии были объединены в гарнизоны (яп. 鎮台?). Они размещались по всей стране и возглавлялись отдельными штабами (яп. 営所?), находившимися в стратегически важных городах. январе 1873 года правительство отменило традиционные самурайские ополчения и провозгласило указ о введении всеобщей воинской повинности. Вместе с этим была реорганизована система гарнизонов, число которых сократили до шести, в соответствии с количеством военных округов (яп. 全国六軍管?).

В мирное время численность японской армии составляла 30 тысяч воинов. Её задачей было поддержание правопорядка внутри страны, в частности подавление восстаний самураев и крестьян, недовольных политикой правительства. Однако дальнейшие реформы сухопутных сил Японии были направлены для противодействие внешнему врагу. частности, в 1874 году 3-тысячный японский контингент осуществил карательный поход на Тайвань, а ряд военных лидеров реставрации Мэйдзи настаивали на завоевании соседней Кореи, с целью навязать ей дипломатические отношения.

Резня в Нанкине

Основная статья: Нанкинская резня

В 1937 г. началась война между Китаем и Японией. августе того же года после кровопролитных и ожесточенных боев японские войска вошли в Шанхай. После взятия Шанхая японцами падение столицы Китая Нанкина было делом предрешённым. Пропаганда возвеличивала жестокость японских военных, в частности, широкую положительную огласку получило состязание в убийстве 100 человек мечом между двумя японскими офицерами.

13 декабря 1937 г. ворвавшиеся в Нанкин японцы устроили резню мирного населения. По официальной версии китайского правительства в течение примерно шести недель солдаты жгли и грабили город, уничтожали самыми зверскими способами его жителей, насиловали женщин. Число пострадавших мирных жителей оценивается китайской стороной в 300 000 погибших и более 20 000 изнасилованных женщин (от семилетних девочек до старух). По данным послевоенных трибуналов число убитых составило более чем двести тысяч. Одной из причин разницы в цифрах является то, что одни исследователи включают в число жертв нанкинской резни только убитых в пределах города, а другие учитывают также погибших в окрестностях Нанкина.

Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, японская сторона отрицает обвинения в Нанкинских преступлениях, называя их нелепыми.

Резня «Сук Чинг»

После того, как 15 февраля 1942 г. японцы оккупировали британскую колонию Сингапур, оккупационные власти приняли решение выявить и ликвидировать «антияпонские элементы» китайской общины. Под это определение подпадали китайцы-участники обороны Малайского полуострова и Сингапура, бывшие служащие британской администрации и даже простые граждане, сделавшие в свое время пожертвования в фонд помощи Китаю. расстрельные списки включались также люди, чья вина заключалась лишь в том, что они родились в Китае. Эта операция получила в китайской литературе название «Сук Чинг» (примерно переводится с китайского как «ликвидация, чистка»). Через специальные фильтрационные пункты прошли все проживавшие в Сингапуре китайские мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. Тех, кто, по мнению японцев, мог представлять угрозу, вывозили на грузовиках за пределы населенных пунктов и расстреливали из пулеметов.

Вскоре действие операции «Сук Чинг» было распространено на территорию Малайского полуострова. Там из-за нехватки людских ресурсов японские власти приняли решение не проводить дознаний и просто уничтожить все китайское население. К счастью, в самом начале марта проведение операции на полуострове было приостановлено, поскольку японцам пришлось перебрасывать войска на другие участки фронта.

Число погибших точно неизвестно. По мнению сингапурских и британских властей речь идет о 100 000 расстрелянных, хотя, возможно, что число в 50 000, прозвучавшее во время проведения послевоенных трибуналов, более реально.

В 1878 году, в ходе подготовки к будущим войнам, правительство выделило из состава Министерства армии Генеральный штаб армии (яп. 参謀本部?). Он находился под непосредственным руководством Императора Японии и исполнял роль мозгового центра сухопутных сил. Впоследствии подобный генеральный штаб был создан для флота. Существование двух отдельных генеральных штабов повлекло двоевластие в японских вооруженных силах. будущем оно породило бесконечные споры между армией и флотом по командной вертикали, снизив боеспособность всего японского войска.

В мае 1885 года правительство заменило систему шести гарнизонов 6-ю дивизиями. За три года к ним добавили отдельную гвардейскую дивизию. Эта реорганизация была необходима для ведения полномасштабной войны, вспыхнувшей между Японией и Цинским Китаем в 1894-1895 годах. ней приняли участие все семь дивизий, численностью 120 тысяч солдат и офицеров. Для Японии это был первый вооруженный конфликт такого масштаба за последние 300 лет. Японцы вышли из него победителями и, на основе полученного опыта, приступили к новой реорганизации армии. Так, на начало русско-японской войны 1904-1905 гг. Императорская армия насчитывала уже 400 тысяч воинов, а в конце конфликта она была увеличена еще на 100 тысяч. По окончании войны японцы потеряли одну пятую часть своей армии.

Бой японской пехоты с цинскими войсками (1894) Бой японской конницы с русскими казаками (1904)

С апреля 1907 года, по образцу Британии, Франции, России и США, Япония установила оборонительную военную доктрину (яп. 帝国国防方針?). Она предусматривала метод превентивного нападения и санкционировала применение японских вооруженных сил в пределах Восточной Азии для защиты интересов государства. Согласно доктрине, численность дивизий Императорской армии Японии в мирное время составляла 25 дивизий, а в военное - 40. 1918 году доктрина была пополнена приложением о потенциальных противниках Японии, к которым причислялись Россия, США и Китай. 1923 году порядок противников изменили согласно степени опасности: США, Россия и Китай. 1936 году к ним добавили Британию.

В 1914 году началась Первая мировая война, в которой Япония выступила против стран Тройственного союза. Она объявила войну Германской империи, захватила немецкие владения в Циндао на Шаньдунском полуострове в Китае, а также оккупировала ряд островов на юге Тихого океана.

После Октябрьской революции 1917 года и с началом гражданской войны в России Япония начала интервенцию и отправила в Сибирь 3 дивизии Императорской армии. Японский военный контингент, увеличенный до 100 тысяч человек, до 1922 года оккупировал большую территорию от побережья Приморского края до озера Байкал, но вскоре её потерял из-за роста освободительного движения.

По окончанию Первой мировой войны Япония сосредоточила свои усилия на покорении Китая. Локальные конфликты между японской армией и силами Гоминьдана в 1927-1928 годах, такие как Шаньдунский поход или Цзинаньский инцидент, а также завоевание японцами Маньчжурии в 1931-1932 годах, переросли в новую японско-китайскую войну 1937-1945 гг.

Кроме того, японские войска вели боевые действия на границе с СССР.

27 сентября 1940 года Япония подписала Тройственный пакт, вступив в военно-политический союз с Третьим рейхом и фашистской Италией.

С 1941 года на стороне Китая открыто выступили США, что втянуло Японию во Вторую мировую войну. Она закончилась разгромом Японской империи и ликвидацией Императорской армии Японии.

Организация

Здание Генерального штаба Императорской армии Японии.

Центральными учреждениями, которые руководили Императорской армией Японии, были Министерство армии, Генеральный штаб армии и Главная инспекция военной подготовки. Они назывались тремя армейскими ведомствами (яп. 陸軍三官衙?). Их возглавляли министр армии (яп. 陸軍大臣?), глава генштаба армии (яп. 参謀総長?) и главный инспектор военной подготовки (яп. 教育総監?) соответственно. Все три ведомства имели одинаковый статус и непосредственно подчинялись Императору Японии.

Министерство армии было основано в 1872 году. Согласно Конституции Японской империи его глава, министр армии, имел право советовать Императору и был обязан отчитываться о деятельности сухопутных сил. Хотя Император как суверен имел неограниченную власть, он считался лицом священным и неприкосновенным, поэтому ответственность за выполнение Императорских приказов, которые обычно принимались коллегиально, нёс министр. Последний занимался административными вопросами армии и осуществлял контроль над военными кадрами.

Генеральный штаб, образованный в 1878 году, осуществлял непосредственное командование Императорской армией Японии. Его обязанности не были прописаны в Конституции, что стало причиной роста административного и политического влияния ведомства. Изначально армейский Генеральный штаб находился на вершине командной вертикали всех вооруженных сил. Однако после основания Генерального штаба флота в 1893 году право командовать вооруженными силами страны во время войны перешло к Генеральному штабу вооруженных сил Японии. Глава Генерального штаба армии занимался разработкой приказов Императора относительно армии. Эти приказы одобрялись монархом и выполнялись в мирное время министром армии, а в военное - главой армейского генштаба.

Главная инспекция военной подготовки была сформирована в 1900 году и заведовала общевойсковой и образовательной подготовкой личного состава Имперской армии.

Полномочия трёх армейских ведомств определялись при назначении их председателей на должности. Однако в 1913 году контроль за формированием армии и вопрос мобилизации были законодательно закреплены как прерогатива главы Генерального штаба армии. С тех пор же зародилась также практика проведения постоянных совещаний глав трёх армейских ведомств. Эти совещания стали средством влияния армии на правительство и Императора. На них утверждалась кандидатура преемника министра армии.

В 1938 году к трём ведомствам была добавлена новая Главная инспекция армейской авиации (яп. 陸軍航空総監部?), которая также подчинялась Императору.

Самой крупной единицей Императорской армии Японии в мирное время была дивизия (яп. 師団 сидан?). На 1917 год их насчитывалось 21, в начале 1920-х - 17. ходе Второй мировой войны их число достигло максимума - 51. военное время дивизии объединялись в армии (яп. 軍 гун?), которые, в свою очередь, объединялись во фронты (яп. 方面軍 хомэн-гун?). Исключениями из этого правила были Корейская и Квантунская армия, которые дислоцировались в Корее и Маньчжурии и в мирное время для защиты японских интересов.

Численность

  • 1873 - 32.000 человек (в составе), 50.000 (запас)
  • 1894 - 96.000 человек (в составе), 150.000 (запас)
  • 1903 - 155.000 человек (в составе), 350.000 (запас)
  • 1904 - 325.000 человек (в составе), 450.000 (запас)
  • 1914 - 335.000 человек (в составе), 685.000 (запас)
  • 1918 - 700.000 человек (в составе), 800.000 (запас)
  • 1930 - 375.000 человек (в составе), 125.000 (запас)
  • 1931 - 700.000 человек (в составе), 850.000 (запас)
  • 1941 - 1.750.000 человек (в составе), 1.600.000 (резерв)
  • 1943 - 2.200.000 человек (в составе), 2.300.000 (резерв)
  • 1945 - 6.100.000 человек (в составе), 1.200.000 (резерв)

Звания

Категория Звания Петлица Погон
император
天皇
тэнно:
генералиссимус
大元帥
дайгэнсуй
генералы
将官
сё: кан
генерал
大将
тайсё:
генерал-лейтенант
中将
тю: дзё:
генерал-майор
少将
сё: сё:
офицеры
士官
сикан
полковник
大佐
тайса
подполковник
中佐
тю: са
майор
少佐
сё: са
капитан
大尉
тайи
лейтенант
中尉
тю: и
мл.лейтенант
少尉
сё: и
унтер-офицер
准士官
дзюнсикан
прапорщик
准尉
дзюнъи
сержанты
下士官
касикан
старший сержант
曹長
со: тё:
сержант
軍曹
гунсо:
капрал
伍長
готё:
солдаты

хэй
старшина
兵長
хэйтё:
рядовой высшего класса
上等兵
дзё: то: хэй
рядовой 1 класса
一等兵
итто: хэй
рядовой 2 класса
二等兵
нито: хэй

Рода войск

Войны

  • Восстание в Саге
  • Тайваньский поход
  • Восстание Лиги камикадзе
  • Восстание в Акидзуки
  • Восстание в Хаги
  • Сацумское восстание
  • Японо-китайская война
  • Русско-японская война
  • Участие в Первой мировой войне
  • Интервенция в Россию
  • Маньчжурский инцидент
  • Японо-китайская война
  • 1941-1945
    • Война на Тихом океане

См. также

  • Министерство армии
  • Силы самообороны Японии
  • Военная академия Императорской армии Японии
  • Высшая военная академия Императорской армии Японии
  • Список дивизий Императорской армии Японии
  • ВДВ Императорской армии Японии
  • ВВС Императорской армии Японии
  • Императорский флот Японии

Примечания

  1. частности, Квантунская армия насчитывала на 1941 год 16 дивизий численностью 800 тысяч человек. Формально она охраняла Северо-манчьжурскую железную дорогу, однако фактически её штаб руководил администрацией и войском союзного Японии государства Маньчжоу-го. Генералитет Квантунской армии часто не согласовывал свои действия с высшим командованием Японии, что лишь усугубляло международную и военную ситуацию в Восточной Азии.
  2. Введены с 1938 года вместо погон и цветных петлиц родов войск. Отменены 3 сентября 1945 года в связи с капитуляцией Японии.
  3. Введены с 1930 года вместе с цветными петлицами родов войск.
  4. Генерал армии мог также получить почётный титул маршала (元帥 гэнсуй), не являвшееся воинским званием.

императорская армия японии картинки, императорская армия японии эгп, императорская армия японии экономика, императорская армия японий илчин сайд

Императорская армия Японии Информацию О

Организация армии древней Японии была, как и многое другое, заимствована из Китая.
Самой мелкой военной единицей был пяток (го), два го составляли один "огонь" (ка) - 10 солдат. Именно столько человек могли одновременно греться у одного костра.
К каждому ка отдельно приписывалось артельное хозяйство, снаряжение и вьючные лошади (6 голов на один ка). Командиры го и ка специально никак не назывались. Видимо, эти должности просто исполняли старшие по возрасту солдаты.
Пять ка образовывали полусотню (тай), ею командовал пятидесятник (тайсэй). Две полусотни, пешая и конная, объединялись в сотню (рё), которую возглавлял сотник (рёсуй). Двумя сотнями командовал дивизионер (кои).
Из нескольких сотен составлялась бригада (гундан). В зависимости от количества сотен выделялись малые бригады (сёдан) - до пяти рё, средние бригады (тюдан) - от шести до девяти рё, и большие бригады (тайдан) - более десяти рё. Малыми бригадами командовали младшие бригадиры (сёки), а средними и большими - старшие бригадиры (тайки).
Гунданы существовали только в мирное время - они несли гарнизонную службу. Во время войны несколько гунданов образовывали армию (итигун), которой командовал воевода (сёгун). Выделялись малая армия (сёгун) - от 3000 до 4000 человек, средняя армия (тюгун) - от 5000 до 9000 человек, и большая армия (тайгун) - от 10000 человек и выше.
Вместе тайгун, тюгун и сёгун образовывали "три армии" (сангун). Сангуном командовал великий воевода (тайсёгун). При выступлении в поход император жаловал тайсёгуну особый меч-сэтто в знак его полномочий и власти над жизнью любого из его подчиненных.
Система гунданов практически прекратила свое существование в IX-X веках, когда власть в стране начала преходить от императора и императорского двора к региональным правителям, каждый из которых обзаводился собственной армией.

Времена Сэнгоку Дзидай
Во времена Сэнгоку Дзидай (Гражданских войн) у каждого князя (даймё) была своя армия. Основу этой армии составляли подчиненные даймё самураи, каждый из которых приводил с собой отряд. Размер отряда определялся богатством самурая.
Армия даймё состояла из трех частей: сакиката-сю, куни-сю и дзикисидан. В число сакиката-сю входили недавно побежденные противники, уже успевшие доказать свою преданность новому господину, но еще не вошедшие в "ближний круг". Куни-сю ("сельские отряды") образовывали разорившиеся самураи и пехотинцы, собранные по деревням в ходе рекрутского набора. Наконец, дзикисидан составляли собственно войска даймё.
В состав дзикисидан входили: госинруй-сю ("члены семьи"), го фудай каро-сю ("наследственные вассалы и ближайшие сподвижники"), асигару-тайсё ("командующие пехотой") и хатамото сёякунин ("личные помощники правителя").
В бою все войска, находившиеся под началом даймё, разделялись на кавалерию (самураи) и пехоту (асигару). Разумеется, у каждого всадника были и обслуживающие его пешие слуги, сражавшиеся наравне с прочей пехотой.
Командная иерархия самураев была весьма сложна и запутана, поскольку основывалась на системе личных взаимоотношений, древности родов и близости к правителю.
Иерахия асигару была существенно проще. Выше всех стояли генералы (асигару-тайсё), под командованием которых находилось несколько сотен пехотинцев и несколько десятков приданных к пехоте конных и пеших самураев.
Основной функцией пехоты была стрельба из луков и аркебуз. Подразделениями стрелков командовали капитаны (асигару-касира) - под их руководством находилось от 50 до 1000 пехотинцев.
Подразделения асигару делились на отряды (бунтай), каждым из которых командовал лейтенант (асигару-ко-касира). Обычно под командованием одного капитана находилось два-три лейтенанта. Именно они осуществляли непосредственное управление пехотинцами на поле боя.
Не следует недооценивать роль "личных помощников правителя". В их число входили как писцы, администраторы, врачи, повара и ветеринары, так и посыльные и знаменосцы, с помощью которых даймё отдавал приказы своим войскам. Кроме того, в состав "личных помощников" включалась личная охрана правителя.
Новое время
После Реставрации Мэйдзи армия была полностью перестроена и реформирована по европейскому образцу. В дополнение к уже существовавшим сухопутным войскам (Рикугун) у Японии появились мощный военный флот (Кайгун) и подразделения морского десанта (Кайхэйтай), боевой потенциал которых прежние правительства страны так и не смогли оценить. В последующем к армии и флоту добавились ВВС (Кугун).

Ниже мы приводим таблицу примерных соответствий воинских званий японской, американской и российской армий. Обратите внимание, что японские офицерские звания армии и флота практически не различаются.




Помимо полных воинских званий, в Японии существуют и сокращенные, например: "адмирал" (тэйтоку) или "генерал" (сёкан).
Как и в России, в Японии при официальном общении военных между собой принято называть фамилию и полное звание собеседника, к которым обычно присоединяется уважительный именной суффикс ("Котори-сёи-доно...").

Таблицы из 4 колонок:
- стандартная "английская" транскрипция по Хэпбёрну
- не менее стандартная русская транскрипция по Поливанову
- русский перевод звания (армия/флот)
- американский эквивалент звания (армия/флот)

Офицерские звания у японцев не различаются по родам войск (точнее, не различались, пока были именно войска, а как только появились силы самообороны, так сразу стали различаться, но мы же сейчас не про них)

Старшие офицеры (штабс-офицеры) taisa тайса полковник/капитан 1 ранга Colonel/Captain chūsa тюса подполк./кап.2р Lieutenant Col./Commander shōsa сёса майор/кап.3р Major/Lt Cdr младшие офицеры (обер-офицеры) tai-i тайи капитан/кап.лейтенант Cpt/Lt chū-i тюи 1-й (старший) лейтенант 1Lt/Lt(jg) shō-i сёи 2-й ("просто") лейтенант 2Lt/Ensign
- иероглифы 大 "тай" / 中 "тю" / 少 "сё" = "большой"/"средний"/"малый".
- иероглиф 佐 "са", которым обозначали штабс-офицеров - это заимствованный китайский "помощник/подчиненный" (в смысле, очень большого начальника). В общем, этимология та же, что и у европейского лейтенанта, или арабского мюлязима.
- иероглиф 尉 "и", обозначающий обер-офицеров, тоже китайский. Там он обозначал военных чиновников.

Отдельной строкой нужно отметить существовавшее только во флоте звание shō-i kōhōsei = "сёи 候補生 кохосэй", т.е. "сёи-кадет", или "сёи-кандидат".
Это был полный аналог английского мидшипмена - выпускник военно-морского училища. Относительный наш аналог - гардемарин.

Курицы-не-птицы jun-i дзюнъи прапорщик(уорент-офицер) Warrant Officer
准 "дзюн" - это полный аналог нагло-мерканского "уорента" - т.е. тот, кто выполняет обязанности, но не имеет патента.
Звание по идее использовалось как в армии, так и во флоте, но в морской авиации вместо него было другое, о котором будет ниже.

Иероглиф 軍 "гун" обозначает целую гамму понятий: "бой/сражение/война/армия"
- иероглиф 曹 "со" - китайский, им там обозначали чиновника (официальное лицо). Т.е. это полный аналог западноевропейского "офицера" (не путать с русским офицером).
- иероглиф 長 "тё" = "глава/командир"
- иероглиф 伍 "го" = "полудесяток" (в смысле, отряд из 5 человек)

Армейские сержанты (унтер-офицеры) sōchō сотё Sergeant Major "главный чиновник" gunsō гунсо Sergeant "чиновник боя" gochō готё Corporal "пятерной голова"

Иероглифы 上等 "дзёто" = "старший"
- иероглифы 一等 "итто" / 二等 "нито" / 三等 "санто" = "1-й/2-й/3-й класс"
- иероглиф 兵 "хэй" = "воин"
солдаты ("люди") jōtō hei дзёто-хэй старший рядовой ittō hei итто-хэй рядовой 1 класса nitō hei нито-хэй рядовой 2 класса

В унтер-офицерских и матросских званиях флота указывалась служба, к которой относился боец. Для авиации это было сначало "коку", а с июня 1941 - "хико".

Иероглифы 飛行 "хико" = "полет/летать" (буквально, "идти высоко")
- иероглифы 航空 "коку" = "авиация" (буквально "плавать по небу")
старшины (унтер-офицеры) морской авиации hikō heisōchō хико-хэйсотё главный старшина jōtō hikō heisō дзёто-хико-хэйсо старший старшина;) *1 ittō hikō heisō итто-хико-хэйсо старшина 1 класса nitō hikō heisō нито-хико-хэйсо старшина 2 класса santō hikō heisō санто-хико-хэйсо старшина 3 класса *2
хэйсотё принято равнять с Warrant Officer
дзёто-хэйсо с Chief Petty Officer
а прочих хэйсо - с Petty Officer"ами соответствующего класса

Матросы морской авиации hikō heichō хико-хэйтё главный матрос *1 jōtō hikō hei дзёто-хико-хэй старший матрос *1 ittō hikō hei итто-хико-хэй матрос 1 класса nitō hikō hei нито-хико-хэй матрос 2 класса santō hikō hei санто-хико-хэй матрос 3 класса *2

*1 звания введены в ноябре 1942.
*2 звания отменены в ноябре 1942.
К сожалению, не понятно, было ли это действительно добавление с отменой, или же звания просто переименовали.

И немного общих правил японского языка.

Звук "sh" английской транскрипции русская традиционно передает как "с", но в действительности это был таки "ш", но не твердый, как русский, а мягкий, примерно как "щ".
Т.е. русское "ши" всегда произносится как "шы", а японское будет "щи".

Звук "ch"/"т" - это на самом деле нечто среднее между "ч" и мягким "ть". И его произношение (ближе к "ч", или "ть") во многом зависит от территории (типа наших окающих/акающих говоров).

"i" = "й" (после гласной в том же слоге) или "и" (в остальных случаях)
Поэтому знающие японский и заботящиеся о читателях обычно отделяют звук "i" от предшествующей гласной дефисом или апострофом. А не знающие/не заботящиеся пишут все слитно, собаки страшные, так что не поймешь, как оно на самом деле должно звучать.

"z" = "дз" (твердое)
"j" = "дзь" (мягкое)

Победоносные японские войска выкрикивают "Банзай!", узнав об очередной победе в начале 1942 года. [b]

Они бились в промерзших степях Монголии против Красной Армии под командованием генерала Жукова, на холмах и долинах Китая против националистических сил генералиссимуса Чан Кайши и коммунистов Мао Цзэдуна, в душных джунглях Бирмы против британских, индийских и американских войск, против американских морских пехотинцев и солдат на многочисленных островах и атоллах южных морей и центральной части Тихого океана. И какой бы сильный ни был враг, какими бы сложными ни были условия военных действий и климат, они никогда не сдавались в плен. Ибо они всегда сражались до последнего солдата. И за это им вечная память. [b]Они – солдаты Японской Императорской Армии.

В первые месяцы войны, подобно своим германским союзникам, японцы сметали всех противостоящих им противников

Военная традиция японской армии 1900-1945 годов

Японский солдат периода Второй мировой войны был упорным, выносли-вым и находчивым бойцом. В степях и долинах Маньчжурии и Китая, в туманных джунглях Бирмы и островов южных морей, на коралловых атоллах Тихого океана - повсюду японская армия показывала свое фанатическое упорство в бою. Американские, британские, австралийские, новозеланд-ские, советские и китайские солдаты обнаружили, что японский пехотинец столь же хорош, как и его германский соратник, а может быть, и превосходит его. Еще важнее оказалась способность японского солдата применять в боевой обстановке современные технологии. Хотя пехота и оставалась основой армии Японии, ее солдаты располагали большим арсеналом оружия, включая танки, стрелковое вооружение, самолеты и артиллерию. Когда это вооружение сочеталось с тактическими и оперативными доктринами ведения наступательных и оборонительных операций, воины Японской Императорской армии могли более чем соответствовать своим западным противникам.

Истоки боевых способностей японского пехотинца восходят к военному прошлому страны. Воспитанный в традициях воинов-самураев, японский солдат, будь то офицер или рядовой, был умелым бойцом, обученным в духе древнего искусства ведения войны. Действительно, милитаризм оказывал сильнейшее влияние на все японское общество на протяжении его истории с XII века и до первых контактов с Западом в 1856 году. Он чрезвычайно повлиял и на развитие Японии как современно-го государства. Самураи не просто были политической элитой, общество воспринимало их как совесть нации. Мораль и дух воина так же обеспечивали влияние самураев на общество, как и материальные рычаги.

Понимание этого факта позволяет уяснить причину возникновения «параллельного» военного правительства, возглавляемого кабинетом сегуна, или генералиссимуса. В отличие от средневековой Европы, самураи превосходили аристократию и в культурном, и в политическом лидерстве. Со временем японское общество стало милитаризованным, основанным на феодальных понятиях службы и лояльности к нации. За время контактов Японии с конфуцианским Китаем неоконфуцианская философия, в свою очередь, влияла на развитие кодекса воина, или Бусидо. Именно «дух воина», или Бусидо, подвиг Японию в 1856 году, после прибытия американской эскадры коммодора Мэтью Перри, впервые открыть свои двери Западу, а затем вдохновил ее на быстрый территориальный рост в Северо-Восточной Азии. Начиная с оккупации Тайваня в 1895 году, и до конца Первой мировой войны, когда японские армии захватили германские концессии в Китае, Япония приступила к расширению своей империи. В межвоенный период (1919-1941) в политическом и военном влиянии в Азии она уступала только Соединенным Штатам.

Распространению границ империи в этот период способствовало мощное развитие ее вооруженных сил, и в особенности наращивание на западных рубежах армии и флота, которые постоянно вдохновлялись древним воинским духом. Именно он продвигал японские войска на Тихом океане и в конце концов в сентябре 1945 года привел к поражению от тех самых западных стран, которые когда-то познакомили самураев с современным оружием.

Как и большинство западных держав, Япония готовила свою армию ко Второй мировой войне три первых десятилетия XX века. Хотя японская армия, получившая современное вооружение, изучала методы ведения войны, применявшиеся западными государствами в ходе Первой мировой (1914-1918), многие старинные приемы и способы обучения солдат сохранялись спустя долгое время после появления в Японии начиная с Реставрации 1868 года французских, германских и в меньшей мере британских военных инструкторов.

Три самурая в искусно украшенном традиционном боевом облачении - иллюстрация начала ХХ века. Под влиянием правящего класса самураев милитаризация японского общества возрастала вплоть до начала Второй Мировой Войны

В течение столетий самураями сливались воедино некоторые аспекты учений дзена и неоконфуцианства, что в конечном счете привело к возникновению Бусидо (кодекса воина). Дзен привнес в японское общество жесткую дисциплину или гражданскую форму милитаризма (со временем укрывшуюся под покровом военных искусств), а конфуцианство - подчеркнутый патернализм; в результате Япония оказалась открытой для милитаризма самурайского класса. Эта философия быстро сплотила раздробленную феодальную страну, точно так же как Бисмарк после 1864 года смог объединить Германию, опираясь на прусскую армию. Дзен-буддизм, который проповедовал монах секты дзен Нантембо (1839-1925), оказал большее влияние на японский милитаризм, чем официальная религия государства - синто, поскольку большинство выдающихся гражданских и военных деятелей в начале XX века склонялось к проповедям Нантембо.

Помимо дзена и конфуцианства, японское военное искусство испытывало влияние даосизма и синтоизма. После почти столетней гражданской войны Япония объединилась благодаря влиянию класса самураев на японское общество. Знаменитый мастер меча Миямото Мусаси в своей «Книге пяти сфер» подчеркивал различия влияния дзена и конфуцианства на японскую культуру. Он писал: «Буддизм - путь помощи людям. Конфуцианство - путь цивилизации». По мере того, как в конце XIX века эволюционировал японский милитаризм, обе традиции все теснее сплетались с развитием взглядов самураев и со временем превратились в цельный социокультурный стиль жизни, породив таким образом японский милитаризм.

Японский милитаризм и Бусидо

Книга Мусаси может служить ключом для понимания японского воинского искусства в том его виде, в каком он сложился в конце XIX и XX веках. Мусаси писал, что «искусство войны - один из разнообразных путей японской культуры, который должен изучаться и практиковаться как политическими лидерами, так и профессиональными воинами». В «Пяти сферах он указывал: «Искусство воинского дела есть наука военных специалистов. Это искусство должны познать прежде всего вожди, но и солдатам должно знать эту науку. В наши дни уже нет воинов, правильно понимающих науку военных искусств».

У японского солдата развивали такие качества, как преданность императору, самопожертвование, слепая вера, подчинение офицерам и опытным солдатам, а также честность, бережливость, отвага, умеренность, благородство и вместе с тем чрезвычайно развитое чувство стыда. Это, в свою очередь, приводило самурая (и японского солдата) к принятию восходящего к VIII веку обычая ритуального самоубийства - сэппуку или харакири путем взрезания себе живота (после чего помощник уходящего из жизни должен был отрубить ему голову). Это важно знать, поскольку ритуальные самоубийства стали причиной возникновения многих мифов, с помощью которых европейцы пытались понять душу японского солдата и мотивы, которые двигали им на поле боя. Гораздо важнее осознать тот простой факт, что смерть и возможность смерти были постоянной составляющей повседневной жизни японца в феодальный период. Мусаси постоянно возвращается к этому:

«Люди обычно представляют, что все воины думают о том, как изготовиться к приходу постоянно грозящей им смерти. Но что касается смерти, то воины - не единственные из тех, кто умирает. Все люди, сознающие свой долг, должны стыдиться его нарушить, понимая, что смерть неизбежна. В этом отношении нет различий между классами».

Не все японские солдаты кончали жизнь ритуальным харакири, как эти два офицера на Окинаве в 1945. Из 120 тысяч японских защитников Окинавы более 90% погибли в бою

Бусидо, кодекс воина, включал в себя те же принципы, которые Мусаси провозглашал в «Пяти сферах», в том числе концепции героизма, смерти и чести. Хотя класс самураев и феодальный порядок, при котором он формировался, во второй половине XIX века были отменены императором Мейдзи специальным указом 1873 года, известным как Императорский рескрипт, японцы, тем не менее, оставались верны кодексу Бусидо. Императорский указ положил конец эпохе феодализма в Японии и при этом стал основой для строительства японской армии современного образца. Императорский рескрипт включал «Пять слов», ставших кодексом поведения для офицера и солдата. В них утверждалось:

[b]1. Солдат должен исполнять свой долг перед страной.

2. Солдат должен быть учтив.

3. Солдат должен выказывать отвагу на войне.

4. Солдат должен держать свое слово.

5. Солдат должен вести простую жизнь.

Японские офицеры и солдаты очень серьезно относились к этим пяти указаниям. Со временем они были включены в Сендзинкун, или солдатский устав, которым руководствовались японские войска в период Второй Мировой Войны. Как писал после окончания войны один японский офицер, «мы упорно трудились в период обучения, храня в своих сердцах «Пять слов». По моему разумению, они являлись основой подобающего нам образа жизни». Японский премьер-министр генерал Хидэки Тодзио постоянно напоминал своим войскам об их обязанности биться до конца или «покончить с собой» при исполнении своих обязанностей, как к этому призывал солдатский устав.

Сендзинкун абсолютно точен в своем главном посыле: преданность долгу и императору. Лояльность устав считал «главной обязанностью» японского солдата. Сендзинкун учил: «Запомни, что защита государства и возрастание его мощи зависят от силы армии... Помни, что долг тяжелее горы, а смерть легче пуха...» Японским солдатам также предписывалось быть учтивыми по отношению друг к другу и к обороняющему-ся противнику. Это может показаться странным, если вспомнить, что творили японские войска в Китае и на ост-ровах Тихого океана, но кодекс Бусидо прямо осуждал солдат, которые не могли выказать сострадание как к мирным жителям, так и к противнику. Что же касается уважения к власти, то Сендзинкун провозглашал, что солдаты должны беспрекословно исполнять приказы командиров.

Мертвый японский солдат на поле Филиппин заколол себя собственным штыком, чтобы не попасть в плен. В соответствии с кодексом поведения каждый японский солдат должен был биться до смерти или лишить себя жизни сам.

Значение доблести

Кодекс воина указывал, что солдат должен проявлять мужество. При этом японскому солдату полагалось уважать «низшего» врага и почитать «высшего», другими словами, согласно Сендзинкун, солдат и матрос должны были быть «истинно доблестными». Солдату предписывалось быть верным и послушным. Под верностью понималась готовность солдата-японца всегда защищать его мир. В то же время офицеры постоянно напоминали солдатам о послушании и необходимости исполнять все обязанности. Наконец, устав предписывал солдату вести простую жизнь, избегая «роскоши, изнеженного поведения и вычурности».

Помимо этого, Сендзинкун подчеркивал, что главная обязанность солдата - сражаться и при необходимости умереть за Императора. Практика самоубийств или сражения «до последнего» была широко распространена в императорской армии, как это показывают примеры Пелелеу и Сайпана (1944) и Иводзимы (1945). Отчасти такой фанатизм или фатализм прививались молодым рекрутам офицерами и старослужащими солдатами в период интенсивного трехмесячного обучения, «превращавшего их в фанатиков, готовых умереть за своего императора, свою страну и во славу своих полков».

Но все равно, сложно понять, почему японские солдаты, матросы и летчики с такой готовностью шли на смерть. Лучше понять это помогает тот факт, что малайские предки современных японцев были энергичными и храбрыми и в то же время обладали покорностью и лояльностью, полученными от монголов. Эти качества соединились в типичном японском солдате и могли быть выявлены при правильном воспитании и взращивании. После интенсивных тренировок японский солдат начинал верить, что он мог сражаться с храбростью, напором и отвагой, недоступными его противнику, выполняя приказы своих командиров и беспрекословно им подчиняясь.

"Война без милосердия". Японский пехотинец в Индонезии закалывает штыком индонезийских повстанцев, захваченных в плен в начале 1942 года. Многие местные жители подвергались жестокому обращению в период японского правления: мужчин принуждали к рабскому труду, а женщин заставляли спать с солдатами.

Воинская служба и Бусидо

Такие качества японского солдата, как преданность долгу и стремление к самопожертвованию, в дальнейшем использовались для подготовки, обучения и развития воинских навыков. При этом японский солдат полагался на киай - фантастическую силу, или источник мощи, сокрытый в каждом человеке, которого можно достичь собственным усилием. Он был основой японских воинских искусств и умений. Термин ки означает «мысль», или «воля»; значение термина ай противоположно понятию «единение»; в целом суть киай может быть передана как мотивированная мощь, соединяющаяся со стремлением превзойти противника. Отсюда вытекает принцип превосходства духа над материей, лежащий в основе японских искусств дзюдо и карате.

Влияние киай на сознание самурая было невероятно мощным. Вскоре воины-самураи (а следовательно, и японские солдаты) пришли к вере в то, что преград выносливости человека не существует. Японское военное руководство использовало дух киай в качестве практического элемента воинской подготовки. Считалось, что при правильной мотивировке японский новобранец способен преодолеть любые преграды и тяготы. Полагали, что при правильном воспитании дух киай, или хара («внутренности»), может обеспечить солдату сверхчеловеческие качества. В результате японская армия приняла такие тяжелые методы обучения и тренировки солдат, каких не было, пожалуй, ни в одной другой армии мира. Одним из способов наказания, например, был 80-километровый марш; в период обучения солдат проходил через все возможные тяготы, с которыми мог столкнуться на поле боя и которые лежали, кажется, за пределами возможностей обычного человека. При подготовке к боевой службе западного солдата в большинстве армий устанавливались какие-то разумные пределы нагрузок, которые считались границей выносливости человека. В Императорской японской армии подобного не было. Японский солдат обязан был безропотно принимать все тяготы и нагрузки. В соответствии с кодексом воина не существует пределов выносливости, и пока человек не потерял хара, он может «идти вперед вечно». Из этого следовало, что самурай любого ранга не может отказаться от выполнения приказа на том основании, что задание превосходит силы человека. Слова «невозможно» в японской армии не существовало.

Японских солдат заставляли думать только о наступлении, даже если противник превосходил их числом, а сами японцы испытывали недостаток вооружения и снаряжения. В ходе Второй Мировой Войны зафиксировано множество случаев, когда японские войска начинали атаки на укрепленные позиции неприятеля без артиллерийской, воздушной или какой-либо иной поддержки, располагая лишь винтовками и пулеметами. Как показали события на Гуадалканале в августе 1942 года и в целом бои на тихоокеанском ТВД, японские солдаты часто бессмысленно бросались на американские, британские и австралийские позиции, теряя при этом массу людей, но не имея возможности даже приблизиться к противнику. Японские командиры никогда не препятствовали подобной практике, несмотря на неравные с неприятелем шансы на успех. Отказ японского офицера или солдата от нападения был глубочайшим противоречием кодексу Бусидо.

Японские солдаты, укрывшиеся за углом здания в Шанхае, готовы к газовой атаке (Китай, 1942). После того как на Западном фронте в период Первой Мировой Войны стали регулярно применять отравляющие газы, японских солдат начали интенсивно готовить к действиям в противогазам.

Бусидо четко определял отношения между самураями и их поведение в бою. Хотя Бусидо иногда трактуют как рафинированную форму европейского рыцарского поведения, следует отметить, что этот кодекс воина не включал каких-либо обычаев относительно защиты женщин и детей, поскольку японское общество оставалось глубоко патриархальным. Напротив, самурай обладал полной властью над женщинами в своем поместье, и его интересы были превыше всего. Это объясняет распространенную практику японцев в годы Второй Мировой Войны использовать женщин покоренных областей в качестве проституток. Эти «женщины для удовольствия», как они обозначались японским командованием, находились в полной зависимости от захватчиков и полностью эксплуатировались как солдатами, так и офицерами. Шовинизмом можно объяснить и легкость, с которой японские солдаты убивали ни в чем не повинное гражданское население на захваченных территориях.

Когда в ходе войны стали появляться британские, американские и другие пленные, японцы не могли найти в кодексе Бусидо рекомендаций, как следует обходиться с плененным иноплеменником. Поскольку японский солдат никогда не получал ясных инструкций по поводу обращения с пленными, его поведение по отношению к захваченным американцам и британцам менялось от вполне цивилизованного до едва ли не зверского. Объясняя, как японцы относились к военнопленным западных армий, один из японских офицеров в конце войны заявил: «Наши солдаты заранее не получили четких инструкций. Но когда стали поступать пленные, мы направили в части приказ отсылать их в штабы, не причиняя им ран. Я полагал, что, хотя война и негуманна, нам следует действовать по возможности человечнее. Когда в Бирме я захватил несколько ваших (британских солдат), я дал им пищу и табак». Такое отношение к пленным менялось в зависимости от того, где, когда и при каких обстоятельствах они захватывались. Правда, как замечает один историк, «бойцы редко бывают склонны к доброте, когда выходят из боя». Кроме того, большинство японских солдат рассматривало сдачу в плен как бесчестье, которое не может быть прощено.

Самураи воспринимали себя как истинных патриотов Японии, защитников трона и нации в целом. Кодекс воина означал, что дипломатия есть признак слабости, а заявления относительно достижения договоренностей вызывали отвращение. Молодые офицеры, мечтавшие о территориальной экспансии, опубликовали «Великое Предназначение», в котором были сведены воедино их взгляды по отношению к Императору и Хакко Ичи-ю («весь мир под одной крышей»): «С должным почтением мы полагаем, что божественное предназначение нашей страны заключается в ее распространении под рукою Императора до самых пределов мира».

Японский стрелок выбирает жертву в джунглях. Японцы лучше вели залповый огонь и, как ни странно, хорошо поражали движущиеся цели. Тем не менее снайперы предпочитали иметь дело с прижатым к земле противником.

Полевая и огневая подготовка

Подготовка пехотинцев японской армии включала обучение действиям в составе минимального по численности подразделения (отделения), последовательно переходя затем к действиям в составе взвода, роты, батальона и полка; завершающим аккордом были большие маневры, проводившиеся в конце каждого года. Обучение в ходе второго года службы по сути своей не менялось, но больше времени уделялось развитию специальных навыков, необходимых военнослужащим различных родов войск. Что касается качественной стороны изучения воинского дела, то можно сказать, что в японской пехоте оно предусматривало постепенность и последовательность в освоении материала с одновременным нарастанием интенсивности и глубины обучения. Японские солдаты совершали длительные марши с полной выкладкой и изматывающими упражнениями на выносливость; военное руководство считало это необходимым для того, чтобы воспитать в бойцах способность противостоять голоду и высоким нагрузкам в течение длительного времени.

Следует прояснить ставшее мифом воззрение относительно того, что японский солдат был лучше всего приспособлен для ведения боевых действий в джунглях. В целом это верно, но необходимо иметь в виду, что японский пехотинец прежде всего обучался ведению боя в любых климатических и природных условиях, а не только в джунглях. К тому же японский солдат получал навыки ведения «правильной» войны, то есть боевых действий, распространенных на Западном фронте периода Первой мировой. В самом деле, техника ведения боя, принятая японскими солдатами Второй мировой войны, особенно в ходе длительной войны в Китае, впервые была опробована еще в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Японский пулеметчик готовится встретить китайские части Чан Кайши на Чекьянгском фронте, 1943 год. Японские пулеметы отличались от американских и британских невысокой скорострельностью и склонностью к "зажевыванию" патронов и осечкам, но в обороне они были неплохи.

Японских солдат учили переносить все тяготы в любом климате и на любом типе местности. Особенно важной считалась тренировка в горных условиях и в холодном климате - практические занятия проводились в Северной Японии, Корее и на Формозе (Тайване). Там японские пехотинцы проводили «снежные марши» (сетчу ко-гун). Эти переходы, длившиеся четыре-пять дней, обычно организовывались в конце января или в первую неделю февраля, когда в Северной Японии устанавливается самая холодная погода. С целью повышения выносливости, солдатам запрещалось пользоваться перчатками, а ночевки организовывались под открытым небом. Основной целью подобных тренировок было приучение офицеров и солдат к холоду. С июля по август совершались длительные марши для приучения личного состава к жаре. И то, и другое проделывалось с целью обучения японского солдата переносить экстремальные температуры, самые жесткие условия жизни и всевозможные тяготы.

В дополнение к этим спартанским условиям пища и условия быта также были самыми простыми и практичными. Рацион японского солдата обычно включал большую пиалу риса, чашку зеленого чая, тарелку японских маринованных овощей, вяленую рыбу и пасту из жареной фасоли или же какие-нибудь местные деликатесы вроде фруктов и овощей. В столовой стоял большой прямой стол с деревянными лавками, установленными на голом полу из деревянных плашек. Как правило, столовая украшалась большим лозунгом или надписью с восхвалением верности Императору или напоминанием об одной из добродетелей воина.

Непосредственно же обучение включало штыковой бой (штык –«специальное оружие атаки»), основы маскировки, патрулирование, действие в ночное время, стрельбы, совершение маршей, обучение основам полевой гигиены, санитарии и первой медицинской помощи, а также информацию о военных новинках. На индивидуальном уровне каждый солдат готовился к ведению боя в условиях войны ХХ века, но при этом в основе его воспитания лежал кодекс Бусидо.

Японский пехотинец по наскоро наведенному понтонному мосту пересекает реку в китайской провинции Шаньдунь. Многие из солдат, поддерживающих мост, ранены, но не покинут своего места, пока противоположный берег не будет захвачен.

Полевые или «форсированные» марши

Огромное внимание, которое уделялось воспитанию несгибаемости и выносливости, приводило к тому, что японская армия активно включала в тренировочный процесс длительные переходы. Это делалось несмотря на многочисленные проблемы, которые возникали у японских солдат, вынужденных пользоваться неудобной кожаной обувью. Зачастую при выполнении учебных маршей солдат должен был сбрасывать свои ботинки и переобуваться в соломенные сандалии-вариси, которые носил в сухарной суме и использовал во время привалов.

Темп марша задавался заранее, и менять его запрещалось, как бы ни был труден переход. Роты должны были совершать марш в полном составе, и любой солдат (или офицер), покинувший строй, подвергался суровому взысканию. Британский наблюдатель, приданный японской армии в 1920-х годах, сообщал о том, как японский офицер, упавший от переутомления во время марша, по-кончил с собой, сделав харакири, «в надежде смыть неизгладимый позор». Ротные командиры обычно совершали марш в арьергарде колонны, а возглавлял движение второй или первый лейтенант. После каждых 50 минут перехода рота останавливалась, и объявлялся десятиминутный привал, чтобы солдаты имели возможность поправить обувь или выпить воды.

Полевой знаменосец 56-й дивизии японской армии во время перехода у реки Иравади (Бирма, февраль 1944).

Полевая гигиена

Японский солдат непременно соблюдал требования полевой гигиены. Казармы в расположении частей дотошно чистились, постельное белье и одеяла ежедневно проветривались. Японская армия передвигалась преимущественно в пешем строю, и поэтому большое внимание уделялось гигиене ног, при возможности носки менялись два раза в день. Все солдаты должны были купаться, по возможности нательное белье менялось ежедневно или через день. Проверка чистоты проводилась при подготовке к принятию пищи, и командиры должны были лично проверять чистоту рук, состояние ногтей и одежды.

Рационы

В боевых условиях и на марше рацион японского солдата, или счичи бу но сан, состоял из пшеничной муки и риса; каждый солдат располагал семью порциями риса и тремя - муки. Мука и рис смешивались и отваривались в большом котле или чайнике. Солдат получал пищу три раза в день. Такой же была и основная пища в расположении части, но там рис обычно дополнялся какими-либо приправами. Хлеб солдаты получали раз в неделю, но не в обязательном порядке. Японские солдаты, как и многие жители Азии, не особенно любили хлеб и предпочитали ему рис и муку с различными добавками. При всех трех ежедневных приемах пищи солдаты получали горячее питье - зеленый чай или просто горячую воду.

В перерыве между боями японские солдаты заняты приготовлением пищи. Обычной едой японского пехотинца была пиала риса с маринованными овощами и высушенной бобовой пастой. Местные продукты, такие как свежая рыба, были желанным разнообразием.

Единая цель

Каждый этап подготовки японской армии в межвоенный период был посвящен одной цели - отбору, призыву и подготовке хорошо обученных пехотинцев. Эти солдаты должны были получить изрядную дозу военных знаний и умений. Процесс подготовки допризывника продолжался с периода обучения в средней школе до колледжа или университета, а непрерывные тренировки и учеба должны были обеспечить армии Японии достаточный приток обученных офицеров и солдат. Это и произошло во Второй Мировой Войне.

С самого начала военной подготовки вдохновляемый «духом воина», или Бусидо, со временем японский солдат становился одним из наиболее обученных и, без сомнения, одним из самых фанатичных противников, с которыми пришлось столкнуться армиям США, Китая, Великобритании, Австралии, Советского Союза и Новой Зеландии.

Не подлежит сомнению, что японская армия периода Второй Мировой Войны была преимущественно пехотной. Только против Советского Союза и Китая, а также лишь на нескольких островах Тихого океана японцы использовали бронетанковые и механизированные силы.

В большинстве случаев бои на Гуадалканале, в Бирме, на Новой Гвинее и островах Тихого океана были сражениями пехоты. Именно в этих боях японский солдат проявил себя находчивым и крепким бойцом, несмотря на все обстоятельства, которые ему противодействовали. Все это было следствием тренировок и пропаганды кодекса воина в межвоенный период.

Японские солдаты наступают на позиции китайцев в 1938 году. Основой японской дивизии был стрелок; большинство солдат на этой фотографии вооружены винтовками "Арисака".

Японские солдаты Императорской Армии сегодня

Храбрость японских солдат и верность своему Императору напоминала о себе спустя многие годы после войны. Спустя десятки лет после того, как закончилась Вторая Мировая Война, на различных островах, где вела бои Японская Императорская Армия, находились японские солдаты в потертых мундирах, не знающие, что война уже давным-давно закончилась. Охотники из отдаленных филиппинских деревень рассказывали о "людях-дьяволах", живущих в чащобах как лесные звери. В Индонезии их называли "желтыми людьми", которые бродят по лесам. Японским солдатам не приходило в голову, что можно сдаться местным властям, они продолжали свою партизанскую войну, войну за Императора. Это было делом их чести. Японские солдаты всегда выполняли свой долг до конца, до последней капли собственной крови.

1961 год, рядовой Масаши и капрал Минакава

В 1961 году, через 16 лет после капитуляции Японии, из тропических джунглей Гуама вышел солдат по имени Ито Масаши. Масаши не мог поверить, что мир, который он знал и в который верил до 1945 года, сейчас уже совсем не тот, что того мира больше уже не существует.

Рядовой Масаши потерялся в джунглях 14 октября 1944 года. Ито Масаши наклонился, чтобы завязать шнурок на ботинке. Он отстал от колонны, и это его спасло - часть Масаши угодила в засаду, устроенную австралийскими солдатами. Услыхав стрельбу, Масаши и его товарищ, капрал Ироки Минакава, тоже отставший, бросились на землю. Так началась их невероятная шестнадцатилетняя игра в прятки со всем остальным миром.

Первые два месяца рядовой и капрал питались остатками НЗ и личинками насекомых, которые отыскивали под корой деревьев. Пили дождевую воду, собранную в банановые листья, жевали съедобные коренья. Порой обедали змеями, которых случалось изловить в силки.

Японцы применяли велосипеды для повышения мобильности при любой возможности и, в результате, передвигались значительно быстрее британских и американских войск, которые в начале войны были слишком неповоротливыми.

Вначале за ними охотились солдаты союзной армии, а потом – жители острова со своими собаками. Но им удавалось уходить. Масаши и Минакава для безопасного общения друг с другом придумали собственный язык - пощелкивание, сигналы руками.

Они соорудили несколько убежищ, выкопав их в земле и накрыв ветвями. Пол устлали сухой листвой. Неподалеку вырыли несколько ям с острыми кольями на дне - ловушки для дичи.

Они бродили по джунглям в течение долгих восьми лет. Позднее Масаши скажет: "За время скитаний мы натыкались на другие такие же группы японских солдат, которые, как и мы, продолжали верить, что война продолжается. Мы были уверены, что наши генералы отступили из тактических соображений, но придет день, когда они вернутся с подкреплением. Иногда мы зажигали костры, но это было опасно, так как нас могли обнаружить. Солдаты умирали от голода и болезней, подвергались нападениям. Я знал, что должен остаться в живых, чтобы выполнить свой долг - продолжать борьбу. Мы выжили лишь благодаря случаю, потому что наткнулись на свалку американской авиабазы".

Свалка стала источником жизни для затерявшихся в джунглях солдат. Расточительные американцы выбрасывали много разной еды. Там же японцы подобрали консервные банки и приспособили их под посуду. Из пружин от кроватей они сделали швейные иглы, тенты пошли на постельное белье. Солдатам нужна была соль, и по ночам они выползали на побережье, набирали в банки морской воды, чтобы выпарить из нее белые кристаллики.

Наихудшим врагом скитальцев был ежегодный сезон дождей: два месяца подряд они тоскливо сидели в укрытиях, питаясь лишь ягодами и лягушками. В их отношениях в то время царила почти невыносимая напряженность, рассказывал потом Масаши.

Японское отделение зачищает узкую улочку в Малайзии в январе 1942 года. Японцы применяли подобную тактику при ведении боев с британцами. Автоматчик и два стрелка прикрывают своего товарища, осторожно проверяющего пути подхода к противнику.

После десяти лет такой жизни они нашли на острове листовки. В них было послание от японского генерала, о котором они никогда раньше не слышали. Генерал приказывал им сдаться. Масаши рассказывал: "Я был уверен, что это уловка американцев, чтобы поймать нас. Я сказал Минакаве: "За кого они нас принимают?!"

Невероятное чувство долга у этих людей, незнакомое европейцам, отражено также в другом рассказе Масаши: "Однажды Минакава и я разговаривали о том, как выбраться с этого острова по морю. Мы ходили вдоль побережья, безуспешно пытаясь найти лодку. Но наткнулись лишь на две американские казармы с освещенными окнами. Мы подползли достаточно близко, чтобы увидеть танцующих мужчин и женщин и услышать звуки джаза. Впервые за все эти годы я увидел женщин. Я был в отчаянии - мне их не хватало! Вернувшись в свое убежище, стал вырезать из дерева фигуру обнаженной женщины. Я мог спокойно пойти в американский лагерь и сдаться, но это противоречило моим убеждениям. Я ведь давал клятву моему императору, он был бы разочарован в нас. Я не знал, что война давно закончилась, и думал, что император просто перебросил наших солдат в какое-то другое место".

Однажды утром, после шестнадцати лет отшельничества, Минакава надел самодельные деревянные сандалии и пошел на охоту. Прошли сутки, а его все не было. Масаши охватила паника. "Я знал, что не выживу без него, - говорил он. - В поисках друга я обшарил все джунгли. Совершенно случайно наткнулся на рюкзак и сандалии Минакавы. Я был уверен, что его схватили американцы. Неожиданно над моей головой пролетел самолет, и я бросился назад в джунгли, полный решимости умереть, но не сдаться. Взобравшись на гору, я увидел там четверых американцев, поджидавших меня. Среди них был Минакава, которого я не сразу узнал, - его лицо было гладко выбрито. От него я услышал, что война давно закончилась, но мне понадобилось несколько месяцев, чтобы действительно поверить в это. Мне показали фотографию моей могилы в Японии, где на памятнике было написано, что я погиб в бою. Это было ужасно трудно понять. Вся моя молодость оказалась потраченной впустую. В тот же вечер я пошел в горячо натопленную баню и впервые за много лет лег спать на чистой постели. Это было восхитительно!"

Части, наступающие на китайский город Ханьгу в 1938 году, приостановили продвижение, чтобы оценить ущерб, нанесенный неприятелю артиллерийским огнем. В бою с сильным противником такая демонстрация знамени могла оказаться самоубийственной.

[b]1972 год, сержант Икои

Как оказалось, были японские солдаты, которые прожили в джунглях намного дольше, чем Масаши. Например, сержант императорской армии Шоичи Икои, тоже служивший на Гуаме.

Когда американцы брали штурмом остров, Шоичи отбился от своего полка морской пехоты и нашел укрытие у подножия гор. Он тоже находил на острове листовки, призывающие японских солдат сдаваться согласно приказу императора, но отказывался верить в это.

Жил сержант полным отшельником. Питался в основном лягушками и крысами. Форму, пришедшую в негодность, ему заменила одежда из коры и лыка. Брился, скребя лицо заостренным куском кремня.

Шоичи Икои рассказывал: "Я был совсем один столько долгих дней и ночей! Однажды попытался криком прогнать змею, которая заползла в мое жилище, но получился только жалкий писк. Мои голосовые связки столько времени были в бездействии, что просто отказывались работать. После этого я стал каждый день тренировать свой голос, напевая песенки или читая вслух молитвы".

Сержанта случайно обнаружили охотники в январе 1972 года. Ему было 58 лет. Икои ничего не знал об атомных бомбардировках, о капитуляции и поражении его родины. Когда ему объяснили, что его отшельничество было лишено смысла, он упал на землю и зарыдал. Услышав, что он скоро полетит домой в Японию на реактивном самолете, Икои с удивлением спросил: "А что такое реактивный самолет?"

После этого случая под давлением общественности правительственные организации в Токио вынуждены были снарядить экспедицию в джунгли, чтобы извлечь своих старых солдат из их берлог. Экспедиция разбрасывала на Филиппинах и других островах, где могли оказаться японские солдаты, тонны листовок. Но воины-скитальцы по-прежнему считали это вражеской пропагандой.

1974 год, лейтенант Онода

Еще позже, в 1974 году, на отдаленном филиппинском острове Лубанг вышел из джунглей и сдался местным властям 52-летний лейтенант Хироо Онода. За шесть месяцев до этого Онода и его товарищ Киншики Козука устроили засаду на филиппинский патруль, приняв его за американский. Козука погиб, а попытки выследить Оноду ни к чему не привели: он скрылся в непроходимых зарослях.

Чтобы убедить Оноду, что война кончилась, пришлось даже вызвать его прежнего командира - никому иному он не верил. Онода попросил разрешения оставить на память священный самурайский меч, который он закопал на острове в 1945 году.

Онода был настолько ошеломлен, попав совсем в иное время, что к нему пришлось применить длительное психотерапевтическое лечение. Он говорил: "Я знаю, что в лесах скрывается еще много моих товарищей, мне известны их позывные и места, где они прячутся. Но они никогда не придут на мой зов. Они решат, что я не выдержал испытаний и сломался, сдавшись врагам. К сожалению, они там так и умрут".

В Японии состоялась трогательная встреча Оноды с его престарелыми родителями. Его отец сказал: "Я горжусь тобой! Ты поступил как настоящий воин, как подсказывало тебе сердце".

Японский солдат погиб в своем окопе, ожидая появления вражеских танков и готовясь выступить в роли "живой мины", подорвав закрепленную на уровне его груди авиабомбу в тот момент, когда танк будет проходить над ним. 1944 год, Мектила, Бирма.

2005 год, лейтенант Ямакаве и ефрейтор Накаути

Последний случай обнаружения произошел совсем недавно - в мае 2005 года. В джунглях филиппинского острова Минданао обнаружены 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 85-летний ефрейтор Цудзуки Накаути, служившие в дивизии "Пантера", потерявшей в боях на Филиппинах до 80% личного состава.

Они воевали и скрывались в джунглях 60 лет - они положили всю жизнь на то, чтобы не потерять чести перед своим Императором.

[b]"Долг тяжелее горы, а смерть легче пуха".

Солдатский устав Японской Императорсой Армии Сендзинкун

Выдержки из кодекса Бусидо:

"Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить и умереть, когда правомерно умереть".

"К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю, и что унижает его достоинство".

"Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать".

"В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце".

"Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетель сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети его ветви".

"Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число его вассалов сократится со ста до десяти, до одного".

"На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрела и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг".

"Верность, справедливость и мужество есть три природные добродетели самурая".

"Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду. Так и самурай должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел".

"Если на войне самураю случиться проиграть бой, и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности".

"Будучи смертельно ранен, так, что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному".

источник ресурс www.renascentia.ru

Настроение: Боевое