Твардовский один день ивана денисовича краткое содержание.

Действия рассказа происходят зимой 1951 года и обхватывают события одного единственного дня Ивана Денисовича - заключенного Российского политического лагеря. Попал он туда будучи невиновным, что являлось совершенно обычной историей среди заключенных лагеря. Еще рядовым солдатом он был взят в плен фашистами и несколько лет провел в немецком лагеря.

Ему удалось сбежать, но после возвращения на родину он тут же был обвинен в шпионаже и отправлен на место заключения. В этом лагере он провел уже без малого 8 лет, еще два планировалось отсидеть, но вернуться сорокалетний мужчина уже не мечтал: из лагеря еще не выходил никто, стоило сроку подойти к концу, как его тут же увеличивали.

Это утро началось в пять утра с объявлением подъема. На улице стоял дичайший холод, в бараке, где жили заключенные, было едва ли теплее. Вставать главный герой не хотел, так как чувствовал приближение болезни. В это утро их группу должны были закрепить за новым зданием, но из-за лютых морозов это было проблемно. Бригадир должен был договориться об отсрочке перехода за взятку. Во время завтрака Ивана Денисовича встретил тюремщик и сообщил ему о трех днях заключения в карцер за несвоевременный подъем. Уводили его на глазах у всех.

В качестве наказания мужчина должен был отмыть полы одного из бараков, чему он был доволен: в этом бараке было тепло. После работы под чутким надзором он вернулся в столовую и смог насладиться скудным завтраком.

После у мужчины была запланирована встреча с латышем, что обещал продать ему самосад, однако важнее было пойти в санчасть. В санчасти его встретил фельдшер Коля, который хоть и знал, что Иван Денисович больным не притворяется, освободить от работы его не смог, так как были люди в куда более плохом состоянии.

Пришлось идти на стройку. По пути мужчина смог получить дополнительную пайку и прошел ежедневную проверку на наличие запрещенных предметов. Работа в этот день кипела, Ивану Денисовичу досталась укладка стен. Во время работы мужчина вспомнил о том, что с наступлением нового года имел право на два письма.

Семья у него была: две дочери и жена, что ждали его уже долгие годы с тех пор, как летом 1941 года он ушел на войну. В письмах, что слала ему два раза в год жена, женщина выражала огромные надежды на его возвращение, рассказывая о том, как мужчины в их селе зарабатывали созданием фальшивых ковров. Она надеялась на то, что муж ее по возвращению тоже смог бы этим заниматься, но тот был более прагматичным: жульничать он не умел и не хотел.

По отсутствию посылок из дома мужчина понимал, что в селе его семья голодала ни чуть не меньше, чем он здесь. В этих размышлениях он работал до полудня. Позже был небольшой перерыв, на обед давали овсянку, Ивану Денисовичу повезло: ему досталась двойная порция.

После обеда работали до самого вечера. Параллельно с работой мужчина размышлял о хитростях, с помощью которых можно было не замерзнуть, не привлечь охрану, но и не перетрудиться. После окончания рабочего дня мужчина ненадолго остался на стройке, чтобы полюбоваться на проделанную работу.

После отбоя Иван Денисович долго сидел на койке и медленно курил, не желая засыпать. Слишком уж хороший выдался день: и за кражей ножовки не поймали, и болезнь отступила, и сигареты купить удалось. Да и в карцер его не отправили. Прекрасный был день.

23 июня 1941 года, на второй день после начала Великой Отечественной войны, Иван Денисович, герой повести, ушел на фронт. Ушел крестьянин из деревни Темгенево, остались дома жена и две дочки. Был еще сыночек, но умер. В феврале 1942 года на Северо-Западном фронте попал в окружение. Красная Армия бросила своих солдат, они пропадали с голоду, слабли. До того дошло, что ели копыта павших лошадей...

Иван оказался в плену у немцев, ухитрился бежать. Пятеро измученных пленных выбрались к своим. Вот только «свои» автоматчики двоих уложили на месте, а третий умер от ран. Двоих оставшихся сдали в НКВД. Следствие было недолгим - Иван Денисович тут же оказался в советском концлагере. Во времена сталинских репрессий каждый, кто побывал в плену у немцев, автоматически причислялся к шпионам. И попробуй отпираться, попробуй не подпиши - расстреляют, а так - поживешь немного еще.

Восемь лет отсидел Иван Денисович Шухов в Усть-Ижме, сидит девятый год в Сибири, на каторге. Зубов уж половины нет, голова бритая, борода длинная - каторжник!

В лагере каждая деталь важна для сохранения жизни. Автор подробно описывает одежду заключенного: бушлат, подпоясанный веревочкой, поверх телогрейки, валенки, под валенками - две пары портянок (старые и поновей). На ватных брюках чуть выше колена пришит грязный лоскут с лагерным номером.

Строго говоря, действие в повести происходит в течение одного дня. Но за этот день мы можем увидеть, что происходило на сталинской каторге.

Главное в лагере - это не умереть с голоду, добыть себе еду. Разве заключенных не кормят? Основная пища - мерзкая баланда (похлебка) из мелкой рыбки и мерзлой капусты. Можно постараться и добыть себе лишнюю пайку хлеба или еще одну миску той же баланды.

Некоторые ухитряются получать посылки, например Цезарь Маркович. Некогда он собирался быть режиссером, да не успел еще и первой картины снять, как взяли и посадили. Это красивый человек восточного типа - не то грек, не то еврей. Усы у него густые, черные - в лагере не сбрили, потому что такая фотография прилагается к делу. Цезарь все еще живет воспоминаниями о прошлом, ощущает себя деятелем культуры. С интеллигентными людьми ведет разговоры про режиссеров кино и театра, про «политическую идею» как оправдание тирании. Может вслух ругать Сталина - «батьку усатого», из чего Шухов делает вывод, что на каторге больше свободы, чем в Усть-Ижме: никто не стучит, срока не добавляет. Цезарь довольно практичен: из своих посылок он умеет «сунуть в рот, кому надо». Вот и пристроился «придурком» (на легкой работе) - помощником нормировщика. Жадным его не назовешь - получив посылку, делится и табаком, и продуктами, особенно за оказанную услугу.

Шухову, крестьянину, этот интеллигент кажется ничего не понимающим в жизни: посылку нужно не оставлять в бараке, а скорей тащить в камеру хранения - ведь свои же «товарищи» разворуют. Иван Денисович устерег добро Цезаря - и тот перед ним в долгу не остался.

Особенно щедро интеллигент делится едой с соседом «по тумбочке» - Кавторангом, морским капитаном второго ранга Буйновским. Морской офицер, ходивший и Северным морским путем, .и вокруг Европы, однажды как офицер связи сопровождал английского адмирала. Англичанин высоко оценил профессионализм русского капитана и прислал ему как-то после войны подарок на память, из чего НКВД сделал закономерный вывод: Кавторанг - английский шпион!

В лагере этот благородный офицер недавно, поэтому все еще верит в справедливость и Конституцию: «Вы права не имеете людей на морозе раздевать!» Привыкший командовать, Буйновский тем не менее не уклоняется от работы. Заключенные этого человека уважают.

А вот кого не уважают, так это бывшего конторского начальника Фетюкова - тот не умеет ничего делать, разве что носилки таскать, помощи ему из дому никакой - жена от него отказалась и тут же замуж вышла.

Фетюков привык есть от пуза и не стесняется «шакалить», то есть попрошайничать. В нем абсолютно нет чувства собственного достоинства, поэтому его и презирают, а иногда и бьют. Отпора Фетюков дать не может - «утрется, заплачет и пойдет». По-крестьянски мудрый Шухов делает вывод, что такому на зоне не выжить: «Не умеет себя поставить» . А сохранять достоинство необходимо даже из простых жизненных соображений - опустившийся человек теряет волю к жизни и не может дотянуть до конца срока.

Шухов посылок из дому не получает - деревня голодает. Он старается растянуть пайку разумно: так, чтобы не ощущать голода в течение дня. Не стесняется и «закосить» лишний кусок от лагерного начальства.

Каторжане работают в этот день на строительстве дома. Шухов от дела не отлынивает. По результатам работы бригадир Андрей Прокофьевич Тюрин (тоже заключенный, раскулаченный) выписывает «процентовку», а это лишняя пайка хлеба, в зоне же «двести грамм жизнью правят». Работа помогает наполнить день смыслом, не маяться от подъема до отбоя. Радость физического труда поддерживает особенно такие натуры, как крестьянин Шухов. Иван Денисович - лучший в бригаде мастер. Он умеет распределить свои силы так, чтобы не перенапрягаться, но и не бессовестно отлынивать. Старательно и даже азартно работая, Шухов радуется еще и тому, что ему удалось спрятать от охранников обломок пилы - из него умельцы сделают миниатюрные ножички, а их уже можно будет обменивать на табак и,хлеб.

«Заначенные» (спрятанные) вещи постоянно подвергаются риску быть обнаруженными - охрана регулярно проводит «шмоны» (обыски). Обмануть лагерное начальство - это важная задача, которая пробуждает своеобразный азарт.

Удивительная «заначка» у Алеши-баптиста - это посаженный за веру сектант, очень чистый и светлый, всегда умытый. В записную книжку он переписал половину Евангелия и хитро засовывает свое сокровище в щель в стене - ни один «шмон» еще не нашел этого свидетельства преступления. Сел Алеша за веру - и в вере укрепился. При всяком удобном случае агитирует: «Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал».

Так что не только о хлебе насущном заботятся на каторге - есть тут и религиозные и политические споры, разговоры об искусстве...

Однако здоровая крестьянская натура Ивана Денисовича Шухова прежде всего заставляет подбить такие итоги уходящего (по его мнению, удачного) дня: «в карцер не посадили, на Соцгородок (в голое поле в трескучие морозы) работать не послали, кусок ножовки заначил и на шмоне с ней не попался, в обед удалось получить лишнюю порцию каши (закосить), у Цезаря подработал. Табачку купил...»

Вот такой - почти счастливый - лагерный день.

И таких «счастливых дней» - три тысячи пятьсот шестьдесят четыре.

Утренний подъём в бараке политического каторжного лагеря сталинской эпохи (его прообразом послужил Экибастузский лагерь , где А. И. Солженицын отбывал срок, трудясь каменщиком, в начале 1950-х годов). Главный герой рассказа, Иван Денисович Шухов (зэк с номером на одежде Щ-854), на несколько минут запаздывает встать, и охранник Татарин грозит ему за это карцером, но потом снисходит до того, что заставляет лишь вымыть пол в надзирательской.

Вымыв пол, Шухов бежит на завтрак. Солженицын даёт здесь первое описание лагерной столовой и еды (баланда – всю зиму из одного и того же овоща, который осенью заготовят; травянистая каша из магары ).

Чувствуя ломоту в теле, Иван Денисович пробует получить на день освобождение от работ. Однако в лагерной санчасти молодой фельдшер Коля Вдовушкин не даёт его: температура у Шухова всего лишь 37,2.

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Читает автор. Фрагмент

Иван Денисович ненадолго возвращается в свой барак. Его сосед по вагонке (лагерное устройство для спанья, вроде «купе» из четырех смежных деревянных щитов в два этажа), баптист Алёшка, читает строки Евангелия о стойкости в невинном страдании.

Через несколько минут 104-я бригада Шухова выходит из лагеря работать на стройку. В лагерных воротах зэков разбивают на пятёрки и внимательно пересчитывают. Злобный лейтенант Волковой заставляет на сильном морозе расстегнуть для проверки бушлаты и рубахи.

По пути Иван Денисович вспоминает письма родных из порабощённой колхозной деревни. Люди там всячески стараются увильнуть от государственной принудиловки. Половина мужиков не вернулась домой с войны. Молодёжь толпами бежит в город. Колхоз тянут на себе одни бабы.

Бригаду Ивана Денисовича хотели сегодня направить в «Соцбытгородок» – чистое поле, где стройка лишь начинается и нет ни помещений, ни укрытий. Но опытный, волевой бригадир Тюрин добился, чтобы его людей «бросили» на недостроенную ТЭЦ. Там – большой, промёрзлый, ледяной зал, но есть хотя бы стены.

Солженицын описывает нескольких однобригадников Шухова – таких же зэков, как и тот. Это – Сенька Клёвшин, оглохший на войне, где он трижды бежал из немецкого плена, попал в Бухенвальд, выжил там, но был арестован после победы, за то, что при освобождении лагеря прожил два дня с американцами. Работящий и крепкий латыш Кильдигс. Гопчик, шустрый и хваткий хлопец лет шестнадцати с Западной Украины, взятый , когда таскал молоко в лес бандеровцам . Неторопливый, вдумчивый помощник бригадира Тюрина, Павло (тоже бандеровец). Вспыльчивый, прямой кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский, который арестован недавно и пока плохо знает лагерные порядки. Опустившийся попрошайка Фетюков (на воле был немалым начальником). Москвич-интеллигент Цезарь, неопределённой (видимо, еврейской) национальности, устроившийся по связям на тёплое место помощника нормировщика. [См. Герои «Одного дня Ивана Денисовича» .]

Чтобы хоть как-то согреть зал ТЭЦ, зэки прилаживают трубу к давно не топленной печке. Кильдигс вспоминает, что видел недалеко отсюда рулон толя. Он и Шухов идут за рулоном и кое-как загораживают толем зияющее на улицу окно зала.

«Один день Ивана Денисовича» — эмоционально тяжелое произведение, которое трудно осилить до конца даже в сокращении, ведь основные события из книги просто ужасают читателя. Но этот жестокий сюжет, к сожалению, является позорной страницей нашей отечественной истории. Очень краткий пересказ повести поможет быстро вспомнить ее и применить факты из книги в качестве аргументов для сочинения.

(649 слов) Прерывистый звон от ударов молотка о рельсы, свет трех слабо горящих фонарей пробивается сквозь завесу снега – так начинается очередной день в исправительно-трудовом лагере, проще – ГУЛАГе. Шухова, главного героя повести, с утра знобит. Из-за неожиданной хвори он не успевает встать с нар по сигналу надзирателя, и за это получает трое суток кондея с выводом. Хорошо еще, что с выводом: и горячее еще дадут, и задумываться некогда в работе. По дороге к карцеру надзиратель Татарин отправляет Шухова убраться в надзирательской вместо наказания, и это считается большой удачей.

Заключенный бежит в столовую, чтобы успеть хоть что-то перехватить до работы. Фетюков, однобригадник Шухова, стерег ему нехитрый завтрак: баланда на овощах и остатках рыбы и магара (каша из кукурузы), с которых не наешься, даже если выпросить добавку.

Пока оставалось немного времени, Иван Денисович перебежками в тридцатиградусный мороз направляется в санчасть, потому что озноб и ломота до сих пор не проходят. Молодой фельдшер, который вовсе и не врач, а арестованный студент литературного института, измерил заключенному температуру.

«Видишь, …, тридцать семь и две. Было бы тридцать восемь, так каждому ясно. Я тебя освободить не могу», – Шухов молча покидает санчасть.

Герой возвращается в свой барак, где получил пропущенный утром паек с хлебом. Разделив его на 2 части, чтобы успеть немного поесть позже, Шухов прячет их в телогрейку и под матрац. Заключенные занимаются своими делами: баптист Алешка перечитывает Евангелие вслух, скорее даже не для себя, а для сокамерников. Иван Денисович готовится в работе и достает худые портянки, истертые рукавички, тряпочку с веревками, чтобы хоть как-то обмотать тело. И вовремя, потому что бригадир уже выгоняет всех на работу.

Перед тем, как выйти за пределы зоны, заключенных обыскивают. Лейтенант Волковой, которого даже начальство боится, приказал расстегнуть все, даже нижние рубахи, и это-то на ледяном ветру. У зэка Цезаря отобрали байковую рубаху, у Буйновского – жалкий напузник. Он из последних сил возмутился:

Вы права не имеете людей на морозе раздевать! Вы девятую статью уголовного кодекса не знаете!

Знают, прекрасно знают, только ничего с этим не поделать. За эту выходку Буйновский получил 10 суток в БУРе, но Волковов приказал оформить его вечером, после работы: пусть сначала отработает на морозе, а потом в карцер.

По дороге Шухов вспоминает последнее письмо жены. Она пишет, что в селе теперь мужчины ушли в красили. По трафаретам они переводят картинки на старые простыни, а после продают городским. Может, когда Иван Денисович вернется, и он пойдет к красилям? Он почти отбыл свой срок, другим зэкам оставалось в разы больше. Его упрятали в места не столь отдаленные за измену Родине. Он вырвался из немецкого плена с товарищем, еле живые добрались они к своим, рассказали, что из плена бегут, а здесь их приняли за немецких шпионов. С такой историей, как считали следователи, только шпионы и возвращаются, которые сначала в плен сдались, потом задание получили и вернулись к своим вражеские поручения исполнять. Какое только поручение, следователь с Шуховым так и не придумали, и, чтобы не забили его насмерть, подписал он признание и поехал отбывать срок.

Работала 104-ая бригада сегодня на недостроенной ТЭЦ. Шухов и Кильдигс слыли лучшими мастерами, и работалось им вместе хорошо. Молоденький Гопчик, которого посадили за то, что он «бендеровцам в лес молоко носил», услужливо помогал Ивану Денисовичу, а тот думал, что этот украинский парубок так похож на его покойного сына.

Шухов припрятал в предыдущие дни для себя мастерок, и с ним работается ему легче и приятнее. 104-ая шуховская бригада – как одна семья, работа кипит, где друг другу подсобят, где инструментом поменяются. Вот и вечер уже, а Иван Денисович и не заметил – заработался. На вечернем шмоне он опомнился, что несет на зону припасенный для работы ножичек, а за такое до 10 дней карцера дадут. Но на досмотре ему повезло, и лезвие в рукавице не заметили. Уже на зоне Шухову удалось прикрыть перед бригадиром Цезаря, за что нашему герою перепала еще одна порция на ужине. Так же он подработал у Цезаря и купил табаку.

Засыпал Иван Денисович довольным. Прошел еще один день из положенных трех тысяч шестисот пятидесяти трех, почти счастливый.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Исаевич Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича»

Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.

Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.

Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.

Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замёрзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, — одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи… В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое искусство.

Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле — прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию — прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процентовку (система оценки лагерного труда — прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»

В конце повести даётся краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

Иван Денисович Шухов был обычным крестьянином и фронтовиком, но стал «государственным преступником», «шпионом», поэтому и попал в сталинский лагерь, как и миллионы людей, без вины осуждённые.

Он отправился на войну в июне 1941 г., в феврале их армию окружили, им никак не доставляли еду. Доходило до того, что они строгали копыта с лошадей, размачивали и ели. Командование оставило своих солдат гибнуть в окружении. Но Шухов с солдатами попали в плен, откуда ему удалось бежать. Случайно он проговаривается о том, что побывал в плену и попадает в советский концлагерь.

Шухов во время лагерных работ и небольшого отдыха вспоминает о своей жизни в деревне. В письме он просит свою жену не присылать ему продукты, ведь он понимал, что в деревне люди тоже голодают. Если не обращать внимания на ретроспекции и небольшие эпизоды о жизни за пределами лагеря, действия повести укладываются в один день, в который автор вложил всю лагерную жизнь.

В лагере большое количество людей разных социальных слоев: столичного интеллигента – Цезаря, который и в лагере ведет «барскую» жизнь; морской офицер; старик, сидевший еще в царских тюрьмах; эстонцы и латыши - так называемые «буржуазные националисты»; Гопчик -подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов - характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. Начальник режима – Волков, который характеризует коммунистический режим.

Наш герой описывает каждую деталь лагерного быта и труда. Какой бы ни была жизнь, она остается жизнью, со своими страстями и переживаниями. Чаще всего это связано с едой. Кормят ужасно, поэтому если заключенный находил себе лишний паек хлеба или баланды, осваивал своего рода искусство. Для этого требовалось выслуживаться перед авторитетами, при этом, не теряя своего достоинства. Это было необходимо не из-за высоких соображений, просто такие люди теряли волю к жизни и умирали.

Жизненно важным вопросом является отношение к подневольному труду. Зимой рабочие чуть ли не устраивали соревнования, работали по максимуму, стараясь сократить время на ночлег и еду, чтобы не замерзнуть. На этом и построена система коллективного труда.

День, о котором рассказывает нам герой, был удачным – в карцер не посадили, он смог закосить себе каши, на работу в поле не выгнали, на шмоне не попался и купил себе табачку. Таких дней у него было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних добавилось.

Сочинения

«…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Солженицын - писатель-гуманист Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича» «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Характерисика образа Алешки-баптиста История создания повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Художественные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Человек в тоталитарном государстве