Типы личности, классификация, характеристика. Описание психотипов

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Тип личности можно трактовать как совокупность социально значимых личностных характеристик индивида. В психологии тип личности - это некая абстрактная модель, включающая совокупность характеристик индивида, которые проявляются с определенным постоянством, являясь ответной реакцией на воздействие окружающей социальной среды. Классификации по типу личности в психологии весьма разнородны и многочисленны. Между тем, граница между типами личности при любой классификации может быть весьма размытой. Определенные черты характера, склад ума и тип поведения соответствуют определенному психологическому типу личности. В каждом человеке можно отыскать почти все существующие характеристики, приписываемые тому или иному типу личности, тем не менее, мы можем говорить о существовании более или менее устоявшихся в психологии критериев выделения типов личности. Проблема определения типа личности ученых привлекала с древних времен. Еще Аристотель, выделял определенные черты, свойственные для «добродетели» и для «порока», фактически описывая типы личности в психологическом аспекте. Разработкой типов личности занимался К. Юнг, который описал наиболее общие типы личности - «Инь» (обращенность в свое «я», вовнутрь) и «Ян» (ориентация на внешний мир). Г. Селье, выводя свои типы личности, говорил о «делателях», «думателях» и «чувствователях». В современной психологии одним из самых распространенных принципов отнесения человека к тому или иному типу личности является деление индивидов на интровертов и экстравертов.


Интроверт как тип личности. Индивиды, в поведении которых преобладают характеристики, свойственные этому типу личности, погружены в свой внутренний мир и, если людям этого типа личности приходится отвлекаться от своего «я» и вступать во взаимодействие с миром внешним, они испытывают трудности при таком смещении фокусировки внимания.
Экстраверт как тип личности. Индивид-экстраверт легко вступает в контакт. Экстравертированному типу личности свойственна экспансивность, стремление к активному социальному взаимодействию с другими индивидами. Вступление в социальный контакт для этого типа личности не представляет затруднений и является важным условием психологического комфорта.

Социальные типы личности

Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии. В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной). Эти характеристики определяются социальной структурой общества, его нормативной культурой и ценностными ориентациями, а также самосознанием, установками и стилем мышления отдельных индивидов. Личность с точки зрения социологии – это ядро, связывающее психические процессы человека и придающее его поведению определенную устойчивость и логическую последовательность. По признаку, главным образом влияющим на это ядро, типы личности в социологии определяются разными теориями: психобиологической (У. Шелдон), биосоциальной (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальной (К. Хорни, К. Адлер), психостатической («факторные» – Д. Айзенк,Р. Кеттел и др.).


Социальные типы личности в социологии определяются как продукт комплексного переплетения социально-экономических и историко-культурных условий жизни людей. В социологической науке предлагаются различные типологии личности. М.Вебер за критерий типологии взял особенности социального действия, то есть степень его рациональности. К.Маркс главным признаком считает классовую и формационную принадлежность. Э.Фромм выделяет типы личности в зависимости от социального (в противовес индивидуальному) характера. По Фромму типы личности выделяются рецептивного (пассивного), эксплуататорского, накопительного и рыночного характера. Типы личности в социологии – это модели личности, которые социологией (а также и психологией) используются как образцы для группировки при классификации, изучении и упорядочении множеств личностей. Различные теории выделяют идеальные конкретно-исторические и эмпирические типы личности.


В западной теории широко применяется типология на основе личностных показателей. Так К.Юнг выделяет типы на основе сензитивности, мыслительности, переживания оценки, интуитивности, экстравертивной или интровертивной направленности. По Х.Айзеку главными характеристиками индивидов являются такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Экстраверты характеризуются тенденцией направлять энергию психики вовне, а интроверты – внутрь себя. Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты. Традиционалисты нацелены на такие ценности как порядок, долг, законопослушание, дисциплина. При этом самостоятельность, стремление самореализоваться у них почти отсутствует. Идеалисты отрицают традиционные нормы, независимы, скептичны по отношению к авторитетам и ориентированы на саморазвитие. Фрустированный тип отличается низкой самооценкой, подавленным самочувствием и ощущением выброшенности из жизни. Реалисты стремятся к самореализации, обладают чувством ответственности и долга, самодисциплины и самоконтроля. Гедонисты стремятся к получению удовольствия, преимущественно в виде удовлетворения простых потребительских желаний. Ролевая теория личности в социологии была создана представителями структурно-функционального направления Д. Морено, Т. Парсонсом и другими. Они рассматривали личность сквозь призму социальных ролей в обществе. В обществе объективным является разделение труда, в связи с чем появляются различные социальные статусы и роли людей, находящиеся в функциональной связи.

Психологические типы личности

В конце 70-х годов XX века появилась новая система знаний - соционика. Она включает в себя психологию, социологию и информатику. Фундаментом науки служит учение З.Фрейда о структуре психики и теория психологических типов К.Г.Юнга. Соционика изучает психологические типы людей и их совместимость. На Западе аналогичное направление психологии известно как «Типология Майерс-Бриггс: MBTI». Оно давно и успешно применяется в Америке для профориентации и бизнеса. В США, например, при поступлении на работу люди указывают в резюме свой психологический тип - аббревиатуру из 4-х букв. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Тип личности определяется различным сочетанием следующих признаков: экстраверсия – интроверсия, иррациональность – рациональность, логика – этика, интуиция – сенсорика. Эти характеристики дают очень целостный портрет человека и его врождённых качеств. Давайте кратко остановимся на каждом из них.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов (E) направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним. Интроверты (I) обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Их интерес к предмету отличается глубиной. Интроверты более склонны создавать и переделывать объекты, «воспитывать». Они больше ориентируются на отношения и взаимосвязи. Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Интровертов обычно характеризуют как «скромных». Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Иррационалы и рационалы

Иррационалы (P) ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. Иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Характерные фразы для таких людей: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет». Рационалы (J), ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные фразы: «Капля камень точит», «Ну, подведем итоги».

Этики и логики

Этики (F) сравнивают содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный. Логики (T) ориентируются больше на объективные законы, истинные утверждения. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «внесем ясность», «эффективное доказательство», «проанализируем детали», «обдумаем решение», «нужно (не нужно) для дела», «заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д. Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. Есть множество примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Интуиты и сенсорики

Интуиция (N) (не стоит путать с бытовым «предчуствием») сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее. Однако, ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, эти люди могут быть рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Жизненная позиция: «Поживем – увидим». Сенсорика (S) сортирует информацию в пространстве. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Люди сенсорного типа живут ощущениями: более полно воспринимают природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень хорошо чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Вместе с этим, сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Он рассчитывает на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».


Итак, мы вкратце описали некоторые основные «грани личности» человека. Как увидеть их проявление в реальной жизни? Возьмем, к примеру, математические способности. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако, было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

Типы конфликтных личностей

Как известно, конфликт межличностного характера – это проявления внутренних качеств человека. Безусловно, каждому полноценному члену общества приходилось быть участником межличностного конфликта и не один раз. Но вопрос в том, как часто конфликты случаются с определенными людьми? Ежедневно, периодически или только в исключительных случаях? Конфликтологи говорят о том, что у некоторых людей конфликты с окружающими случаются крайне часто – по несколько раз в день. И это не случайности. Такая статистика указывает на присутствие у личности таких черт, которые делают ее конфликтной. Согласно поведению и целям, которые люди преследуют, вступая в конфликт или провоцируя его возникновение, выделяют такие типы конфликтных личностей:

Человек-демонстратор

Его поступки направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание и заставить окружающих думать и говорить о себе. То, что реакция социума на такое поведение часто отрицательная, конфликтера-демонстратора не беспокоит. Он всегда стремится быть в центре внимания, а для этого постоянно прикладывает усилия к украшению своей внешности, старается быть заметным. В людях демонстратора интересует только то, как они оценивают его личность. К другим относится так, как и они к нему. Обиженный противником демонстратор чувствует себя в центре внимания, а значит, остается доволен. Такие люди нередко первыми провоцируют конфликт поверхностного характера, чтобы привлечь к себе внимание. У них высокий уровень адаптивных способностей - привыкать к новым обстоятельствам демонстраторам не сложно. В поведении демонстратора мало рациональных поступков, он чаще руководится эмоциями, нежели объективными оценками действительности. Не склонен планировать, если и занимается этим, то редко воплощает задуманное полностью. Также не способен к последовательному и терпеливому труду. Что касается поведения в конфликтных ситуациях, то оно предсказуемо демонстративное, рассчитанное на то, чтобы продолжать и продолжать конфликт. Притом, что, зачастую, демонстратор является инициатором конфликта, он никогда не признает себя зачинщиком и виновником возникшей ситуации.

Ригидная личность

Этот человек вступает в конфликтные ситуации, главным образом, по причине своей подозрительности, заведомо критического и недоверчивого отношения к окружающим, руководясь своей завышенной самооценкой. Конфликтному человеку ригидного типа постоянно хочется слышать о себе только самые лучшие слова восхищения и похвал. Одобрение окружающих он принимает как должное и не тратит силы на то, чтобы благодарить людей. Вообще, ригидный человек не стремится понимать людей, а их потребности и мнения редко усчитывает в своих планах. Сам же из-за своей прямолинейности часто получает в ответ недоброжелательное отношение окружающих. Чье-то плохое отношение огорчает людей ригидного типа. Являясь участником конфликта, такой человек очень страдает от агрессии и непонимания оппонентов. Но, не смотря на свою ранимость, действующим лицом межличностных конфликтов становится часто. Другим людям сложно терпеть заносчивость и самовлюбленность ригидного человека.

Неуправляемая личность

Управлять таким человеком сложно не только окружающим, но и ему самому. Его поступки и слова возникают под действием импульса, часто имеют агрессивный характер. Конфликтный человек неуправляемого типа позволяет себе девиантное поведение, обращает на себя внимание окружающих нестандартными поступками. Когда он вливается в процесс конфликта, то забывает о любых нормах и правилах поведения. И даже остыв, неуправляемый конфликтер настаивает на собственной правоте, критиковать себя не умеет. Во всех своих промахах и потерях он винит окружение и сложившиеся обстоятельства. Межличностный конфликт с этим человеком может случиться на любой почве, потому что он не умеет планировать свою деятельность, не извлекает выводов из прошлого опыта, ищет недостатки в людях, но не видит своих. Таким образом, конфликтный человек неуправляемого типа является одним их самых агрессивных конфликтеров.

Сверхточная личность

Это человек, который во всем и всегда осторожен, меток, внимателен. Он контролирует себя на очень высоком уровне, при этом считает допустимым контролировать и жизнь других людей. Если в делах сверхточной личности что-то идет не гладко, она очень беспокоится, ее тревожность достигает максимума, а люди, которые касаются этого дела, попадают под ее сильный контроль и давление. Все неудачи, даже малейшие, такой конфликтер воспринимает очень болезненно. Иногда он вдруг решает, что люди его не ценят или приходит к выводу, что окружающие обманывают его в чем-то, тогда реакция сверхточной личности стандартная – контакты из сомнительными друзьями, знакомыми и коллегами прерываются, а сам человек погружается в конфликт из самим собой. Конфликтные личности сверхточного типа отличаются искаженным восприятием отношений между людьми, именно это для них, чаще всего, и становится причиной возникновения конфликта. Существует и бесконфликтный тип личности. Он тоже проблематичен, ведь к нему относятся люди, которые не могут вступить в конфликт для отстаивания своих прав и интересов. По жизни они ориентируются на сильных и влиятельных людей, подстраиваясь под них, люди бесконфликтного типа проходят свой жизненный путь. Им легко что-то внушить, легко заставить действовать по наводке. При этом бесконфликтная личность не склонна к волевым поступкам и критике своей личности. Она переживает внутренние конфликты, но не решается конфликтовать с другими людьми.

Определение типа личности

Тест основан на функциональной ассиметрии правого и левого полушария головного мозга. Учеными давно доказано, что если из двух полушарий ведущим (выполняет больше функций) является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Предлагаемый тест направлен на выявление соотношение ролей функций полушарий мозга. Для этого используются четыре признака, которые являются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Правда, с одной поправкой, при сильном волнении ведущие полушария могут меняться ролями. Поэтому для чистоты тестирования требуется определенная умиротворенность вашего настроения.


Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец, при преобладании аналитического склада ума - правый.


Попробуйте, взяв карандаш или ручку, на вытянутой руке совместить его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании "ведущего" глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.


Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.


Если Вам удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.


Если полученные результаты обозначить буквами П (правое) и Л (левое), в зависимости от ведущего глаза или руки, получится сочетание из четырех литеров (одно из 16-ти возможных сочетаний). Каждое сочетание соответствует психологическому минипортрету. Отличие вашего собственного представления о своей персоне и описания минипортрета пусть Вас не удивляет, ведь по сути это теоретические типы, а каждый из нас всегда находится где-то на их границах.


А теперь расшифруем типы!


ПППП - для типа характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Не любит конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ - определяющая черта характера данного типа - нерешительность.

ППЛП - для типа характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность. Это очень контактный тип характера. У женщин он встречается наиболее часто.

ППЛЛ - редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип "деловой" женщины. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречаются, как правило, у женщин.

ЛППП - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Тип поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастлив в друзьях, легко сходится с людьми.

ЛППЛ - характерны мягкость, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".

ЛЛПП - типу присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ - в характере типа преобладают простодушие, мягкость доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП - эмоциональный, энергичный и решительный тип. Но часто наспех принимает решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ - человек с антиконсервативным характером. Способен на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП - самый сильный тип характера. Его трудно в чем-либо убедить. С трудом меняет свою точку зрения. Но в то же время энергичен, упорно добивается поставленных целей.

ЛПЛЛ - очень похож на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП - у типа легкий характер. Счастливо умеет избегать конфликтов, любит путешествовать. Легко находит друзей. Однако часто меняет свои увлечения.

ПЛЛЛ - типу присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи. Обычно кажется мягким, но становится требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.

Всё население планеты можно разделить на определённое количество групп, различимых между собой по характеру поведения и реакции на окружающие раздражители. Умение определять психотипы личности поможет максимально использовать потенциал человека, предусмотрительно избегая острых противоречий. Эти знания незаменимы для руководителей рабочих коллективов и частных предпринимателей.

Психотип - что это?

Отличительные черты поведения человека, его отношение к жизни, событиям, реакция на раздражители формируют конкретный тип личности. Безусловно, все люди разные, но их мировосприятие и взаимодействие с окружающими определяется свойственным каждому психотипом.

Такой шаблонный подход был использован в околонаучной концепции - соционике. Пройдя тест на психотип и ответив на простые вопросы, каждый человек может проверить, насколько он соответствует тому или иному типу. Нельзя полностью гарантировать, что в одном человеке не может ужиться сразу несколько типов социального поведения. Процентное соотношение таких уникальных личностей не так велико, поэтому может вполне считаться погрешностью, которую допускает в своих определениях соционика.

Психотипы не формируются воспитанием или образованностью. Это различие заложено в человеке с самого начала и остаётся постоянным всю жизнь. Более того, оно накладывает на него особенности в жестах, мимике, внешности. Именно поэтому каждый может встретить в другом уголке планеты человека, имеющего с ним поразительное сходство. Люди будут разные: может отличаться язык, цвет кожи, рост или вес. При этом будет просматриваться сходство черт лица, взгляда, жестов, возможно, даже манеры говорить. Это обстоятельство и позволяет разделить человечество на группы, имеющие свойственные только им психотипы личности.

Различие психотипов по половому признаку

Пол накладывает на личность совершенно различное восприятие действительности. Не секрет, что женщины более внимательны к деталям и окружающему миру, всё замечают и помнят. При этом они зачастую не могут за деталями разглядеть целое и видеть полную картину.

Мужчины - в противовес им - обладают способностью рассматривать мир более широко, что даёт им способность к более глобальному анализу вопроса. При этом они просто равнодушны к деталям и не замечают того, чем умиляются дамы.

Такое отличие накладывает свой оттенок на психотипы женщин. В результате все они могут быть усилены следующими отличиями:

  • Вечная мать. Такие женщины всегда заботятся и ухаживают за кем-то. Занимают в семье лидирующие позиции.
  • Активистка. Предпочитают жить для себя. Это сильные и самостоятельные женщины, требующие к себе внимания и заботы.
  • Альтруистка. Строит свой мир вокруг любимого мужчины, интересы которого для неё на первом месте.
  • Дочь. Этот тип не может без заботы и опеки. В жизни преобладают исключительно свои интересы. Обычно избалованы.

Психотипы мужчин также имеют дополнительный окрас благодаря своему полу:

  • Отец. Всё держит под контролем. В семье требует беспрекословного подчинения. Избегает признавать ошибки и идти на компромиссы.
  • Активист. Везде и во всём ищет выгоду, включая и брак. Любит риск. В приоритете - свои желания.
  • Альтруист. Хозяйственник, для него семья на первом месте. Окружает её своей заботой и вниманием.
  • Сын. Самолюбив и эгоистичен - вечный ребёнок. Живёт одним днём, склонен к транжирству.

Определение психотипа

В 1968 году немецкий профессор психиатрии Карл Леонгард разработал классификацию основных характерных черт личности. С тех пор начала формироваться соционика. Психотипы личности можно определить путём проведения тестов. Вопросы, не связанные между собой, позволяют выявить особенности поведения человека. Чем больше вопросов в тестах, тем более точно можно определить особенности в поведении человека. А также его принадлежность к тому или иному типу. В среднем стандартные тесты содержат более 80 вопросов.

Ниже мы рассмотрим основные психологические группы, которые были сформулированы советским психиатром Андреем Личко. Внимательно изучив изложенную информацию, каждый сможет самостоятельно выяснить, к какому психологическому типу он предрасположен. И для этого не понадобится проходить утомительный тест на психотип.

Параноик

Носители этого типа обладают высокой целеустремлённостью. В погоне за целью они способны проявить пренебрежение к интересам окружающих людей. Уже с юного возраста, определив для себя главную задачу в жизни, они готовы пренебречь собственным благополучием, отказаться от многих радостей в жизни ради выполнения задуманного.

Обычно носители этого психотипа представляют собой высокоэнергичных и независимых людей. При контакте с окружающими проявляют повышенную категоричность, способную обидеть или унизить собеседника. Кроме того, такие люди обычно отличаются повышенной раздражительностью, которая легко переходит в гнев. Они не испытывают сострадания к окружающим и склонны к авторитарности.

В силу сложившихся черт характера они отдают предпочтение индивидуальной работе, где нет необходимости оглядываться в своих решениях на коллектив. Такие люди обладают повышенной креативностью при решении сложных вопросов. В их головах легко рождаются крупные проекты и идеи.

Эпилептоид

С самого раннего детства такие люди проявляют повышенную аккуратность и бережливость к окружающим вещам. Они надёжны и исполнительны. Для них опоздать на встречу - смерти подобно. Способны активно отстаивать свою позицию. Обидчику не стоит надеяться, что эпилептоиды оставят их выходку без ответа.

Это настоящие друзья. У них практически не бывает случайных знакомств. При этом они не способны прощать предательство.

Они консервативны, энергичны. Организовывают и упорядочивают не только окружающие их вещи, но и людей. При этом делают это энергично и целеустремлённо. В экстремальных ситуациях им не занимать храбрости. Такое качество в повседневной жизни выражается в бурном проявлении гнева по самому незначительному поводу и нетерпимости к незначительным ошибкам или недостаткам.

Гипертим

Особенности психотипа характеризуются неиссякаемым оптимизмом, щедростью, энергичностью и жизнерадостностью при любых обстоятельствах. Такие люди могут проявлять фамильярность, легкомысленность, склонны к неоправданному риску. При этом они неорганизованны, а поверхностное отношение ко всему делает их неспособными к однообразной рутинной работе, требующей повышенной концентрации.

Одиночество и безделье приводят их в угнетённое состояние. Возможно, именно поэтому они являются центром любой компании, превращая встречу друзей в бесконечное веселье.

Несмотря на склонность к авантюризму, к окружающим они проявляют человеколюбие и доброту. Не держат зла за нанесённые им обиды, очень быстро и вовсе о них забывают.

Для гипертимов характерно проявлять имитацию бурной и продуктивной работы. Поразительно, но это качество помогает им успешно продвигаться вверх по карьерной лестнице, несмотря на поверхностное отношение. Они замечательные начинатели новых проектов, направлений. Но как только у дела наладится стабильный размеренный ход, гипертимы при первой возможности покинут это занятие в поисках нового.

Истероид

Люди, относящиеся к этой психологической группе соционики, желают всегда быть в центре внимания. Врождённая тяга к демонстративному поведению заставляет этих людей добиваться желаемого любым способом. Для них не имеет значения, какого оттенка будет их слава. Носители данного типа способны на интриги и лицемерие. Обладают завышенной самооценкой. Неоправданный риск для них - это прежде всего игра на публику.

При этом у них есть качества, которыми обладают другие психотипы. Человека-истероида можно охарактеризовать и такими качествами:

  • Упорство и активность.
  • Инициативность.
  • Коммуникабельность, выдающиеся организаторские способности.

Это люди, отмеченные талантом. Множество реализует себя в творческих профессиях.

Шизоид

Обладают незаурядным аналитическим умом. При этом замкнуты, ведут неторопливый и отстранённый образ жизни. Контактируют с малым кругом избранных людей, как правило, старшего возраста. Могут быть успешными, так как они изначально наделены способностями и талантом. Имеют свой взгляд на обычные вещи, отличающийся от общепринятой оценки. Любят одиночество, но нуждаются хотя бы в одном человеке, способном понимать и принимать их.

Психастеноид

Это мнительные и неуверенные в себе люди. Постоянно переживают за свою жизнь и судьбу окружающих, близких. Обладатели самых разнообразных фобий: от боязни темноты до верминофобии. Их страшат ответственность и принятие решений.

Они добросовестны и исполнительны, надёжны и самокритичны. Способны опасаться будущего, которое надумывают сами. Это уникальная особенность, которой лишены остальные психотипы.

Сензитив

Чувствительны и впечатлительны, домоседы. Обладают спокойствием, чувством долга, высоко дисциплинированные и ответственные люди. Они требовательны и объективны по отношению к себе, при этом способны на самоуничижение. К окружающим людям добры и внимательны.

При экстраординарных обстоятельствах впадают в растерянность и теряют самообладание. Хорошие отношения с окружающими для них являются приоритетным правилом.

Гипотим

Отличительная особенность этого типа - постоянное проявление недовольства по любому поводу. Ранимы и обидчивы, очень мнительны. Поэтому к окружающим относятся с опаской, постоянно ожидая от них какой-либо угрозы. Предпочитают замкнутый круг общения, домоседы.

Люди такого типа любят постоянно жаловаться на жизненные обстоятельства или рассказывать истории о трудных ситуациях в своей жизни. Поэтому, несмотря на постоянные претензии к окружающим, остро в них нуждаются.

Конформный тип

Легко попадают под влияние и зависимость от других людей. Они не способны на критику. Предпочитают всё среднестатистическое - взгляды, поведение, одежду и т. п. Ввиду полной несостоятельности обладатели конформного типа никогда не конфликтуют с окружающими. Дружелюбны и исполнительны. Легко идут на контакт. Кардинальное изменение жизненных устоев для них непереносимо.

Неустойчивый тип

Конформный и неустойчивый психотипы человека имеют много общего. Отличие последнего заключается в непостоянстве во всём. Такие люди болтливы и всегда суют нос не в свои дела. Быстро теряют интерес ко всему, с чем сталкиваются. Эти люди предпочитают жить сегодняшним днём и не способны думать о будущем.

Астеник

Этим людям свойственно большую часть времени быть раздражёнными чем-либо. Выделяются низкой жизненной энергией и плохой способностью к запоминанию. Свойственно отсутствие инициативы по причине постоянной тревоги и страха совершить ошибку.

При этом они аккуратны, исполнительны, скромны и дисциплинированны. Опасаются близких отношений, но дружелюбны и быстро забывают обиды. Им свойственна большая привязанность к вещам.

Лабильный тип

Малейший повод способствует резкой смене настроения. Обладают привязанностью и чуткостью. Искренние и отзывчивые люди. Людям, которых характеризуют такие психотипы поведения, свойственны раздражительность и вспыльчивость. При этом у них сильно развита интуиция, и они способны хорошо разбираться в характере окружающих.

Циклоид

Инициативны, общительны, жизнерадостны. Настроение у таких людей постоянно изменчиво вне зависимости от окружающего мира. Им также свойственна раздражительность, непоследовательность в своих действиях и суждениях. Резко относятся к критике, хотя понимают свои недостатки. Из-за постоянных перепадов настроения часто портят отношения с людьми, которые им дороги, но ничего не могут поделать со своей природой, от чего очень страдают.

Перечисленные выше психотипы человека могут быть ярко выраженными и, наоборот, практически незаметными для окружающих. Важно то, что, как бы человек ни работал над собой, у него нет возможности изменить своё психологическое поведение.

Описание психотипов даёт возможность выявить свои слабые и сильные стороны, что при системном подходе поможет избежать негативных последствий, связанных с взаимодействием человека и окружающего мира, и органично вписаться в современное общество.

Все мы разные. Каждый из нас имеет свои психологические особенности, обуславливающие черты характера, поведение, степень восприимчивости и внушаемости. Психотипы личности – система поведенческих стереотипов и индивидуальных установок, которая создана для объяснения различий между людьми. То есть, психотип личности объединяет людей, близких «по духу», тех, у кого одинаковые источники энергии, похожие мировосприятие и повседневный образ жизни, а также схожие методы принятия решений.

Пройдя несложный тест, любой из нас может определить свой психотип личности и узнать о нем подробнее. Ниже мы приведем тест на его определение.

Ниже мы представим четыре части теста, в каждой из которых нужно выбрать более близкий вам вариант. Отдайте предпочтение тому, который вам присущ в повседневной жизни. Каждому из двух представленных вариантов напишите процентное соотношение так, чтобы сумма составляла стандартные 100%.

Приведенные вопросы направлены на то, чтобы выяснить именно ваш «путь», способы достижения целей, осуществления планов, решения задач.

Выбирая ответ и расписывая процентное соотношение, вы можете проанализировать ваше поведение дома, в семье, на отдыхе – в ситуациях, когда вы свободны в своем выборе и решаете все сами, без привязки к обязанностям, как это бывает на работе.

Ставить соотношение 50% и 50% нельзя, нужно сделать перевес хотя бы в 1% в одну из сторон. То есть, вариант 51% и 49% уже подойдет.

Не стоит удивляться, поскольку тест на первый взгляд может показаться довольно простым и элементарным. Ведь очень часто получается так, что чем проще тест, тем достовернее его результаты. А это позволяет точно определить и описать психологические типы личности, найдя среди них свой и только свой.

В каждой из четырех частей парных утверждений нужно выбрать по одному. Отдайте предпочтение тому, которое подходит вам в большей степени, даже если перевес небольшой. Далее из получившихся букв составьте формулу, чтобы определить свой тип.

  • А – вы легко сходитесь с новыми людьми, заводите новые знакомства и являетесь открытым и разговорчивым человеком;
  • В – в общении вы сдержанны и неторопливы, к новым людям и знакомствам относитесь настороженно.

Е или К:

  • Е – проверенное и старое вы предпочитаете неизвестному и новому, вы прагматик и реалист;
  • К – доверяете своей интуиции и предпочитаете новое старому.
  • М – для вас логика важнее чувств, и о людях вы судите, не учитывая личные симпатии;
  • Н – вы доверяете чувствам и склонны идти на уступки ради гармонии в отношениях.
  • О – в работе вы последовательны, решения если принимаете, то менять их не любите;
  • Р – легко и просто приспосабливаете к условиям ваши решения и не любите формализм.

Тест дает точный результат. Психотип личности определить несложно: достаточно записать в ряд по порядку получившиеся буквы и посмотреть определение, которое дает тест.

Подсчет результатов

АЕМР Такой человек выделяется сильным, волевым характером, очень энергичный и активный. Он быстро понимает ситуацию, умеет управлять людьми и верно принимает важные решения. Для достижения своей цели он может работать ночи напролет и любит действовать масштабно, взвесив и продумав все заранее. В делах человек практичен, полагается на разум и не ставит симпатии выше дела. С нерешительными и неуверенными в себе людьми довольно жесток и даже агрессивен. Не терпит чужих ошибок и не любит давления. В отношениях не уступает и старается сделать все по-своему.
АЕНР Отлично ориентируется в сложных ситуациях и верно делает заключения, отличается отличными дипломатическими способностями, уверен в собственных силах, решителен. Такой человек прекрасно знает, чего он хочет, и знает, как это получить. Если и спрашивает совет, то больше формально, не слушая окружающих. Очень просто входит в доверие и умеет создать нужную для откровений атмосферу. Ценит тепло и комфорт и любит заботиться о близких. В работе может отвлекаться на незначительные мелочи и трудно концентрируется на чем-то важном. Сомнения в выборе и принятии решения может скрывать, однако думает много и часто переживает. Не любит ограничений, к новому относится с подозрением и нуждается во времени на усвоение и принятие чего-то незнакомого.
ВЕМР Умеет реализовывать новые идеи в жизнь, делать полезные дела и извлекать из всего пользу. Все незаконченные дела доводит до логического завершения. Отличается неброским упорством и может быть скромным. Если работа такому человеку нравится, то он вложит в нее душу. В одежде выбирает гармонию и умеренность, ценит дружбу и преданность, не навязывает никому свои решения. Часто подшучивает и анализирует поступки. При посторонних не любит показывать то, что чувствует. Увлекается работой, доставляющей удовольствие, и делает все без спешки.
ВЕНР Такой человек отличается хорошим вкусом и может оценить качество. К людям уважителен, внимателен и обходителен, умеет отдыхать и ценить роскошь. В любых обстоятельствах не теряет чувства меры. Трудно справляется с деловой активностью и не слишком динамичен. Если его обидеть, то может резко ответить, возмутиться.
АЕМО Напористый и деятельный человек, он может оценить правильно обстоятельства и принять единственно верное решение. Людей и их поступки часто оценивает с точки зрения выгоды и пользы. Отдает предпочтение надежности и рациональности. Во вкусах и привычках консервативен, имеет строгое воспитание, при критике такой человек может вспылить.
АЕНО Свой человек для многих, он очень доброжелательный, оптимистичный и активный. К другим проявляет заботу, к советам посторонних прислушивается, но полагается на свой ум. Может накапливать отрицательные эмоции и если сильно обижен, то не сможет сдержаться и выплеснет все. Если не выплеснет, то может случиться болезнь.
ВЕМО Такой человек – отличный организатор и ответственный исполнитель, который не любит безответственность и непорядок. Во всем выбирает точность и конкретику, работоспособен и требователен. Если что-то считает важным, то на компромисс может и не пойти. К чужим мнениям может не проявлять должного уважения.
ВЕНО Отлично справляется с собой и умеет приводить доводы даже для выполнения неинтересной работы. Обязателен, пунктуален и последователен. В семье такой человек хранит верность, может стать лучшим семьянином. К несправедливости относится болезненно и страдает из-за этого. Если кто-то не разделяет его выбор, то это может его ранить и задеть сильно.
АКМР Развитая интуиция может помочь верно принять решение. Другим людям он охотно советует, причем делает это от души. Работу может ставить выше семьи и дружбы. Не переносит монотонность и строгие правила. Не умеет идти на компромиссы и не всегда следит за тем, как выглядит на людях.
АКМО Такой человек выделяется деятельностью и активностью, хорошо разбирается в рабочих вопросах и может пойти на риск. Не каждый из его окружения может выдержать напряженный ритм и будет так же рисковать. В одежде часто небрежен, юмор – грубоватый и нетактичный.
ВКМО Отличается хорошим аналитическим мышлением, уважает дисциплину и порядок, умеет уговаривать и чувствовать время. Уважает свой характер и относится с пониманием к чужим точкам зрения. В отношениях не всегда может быть гибок, может уходить от разговора, если тема ему неприятна.
ВКМР В работе это тщательный человек, добросовестный и исполнительный. Умеет правильно оценить степень риска и дает отличные советы. Видит все противоречия мира и его несовершенство, умеет доводить до конца начатое дело, в новых начинаниях осторожен.
АКНР Эмоциональный и дружелюбный, он может найти подход практически к любому человеку. Хорошо чувствует окружающих, их достоинства и слабые стороны. Любит поддерживать знакомства, но часто перегружает себя контактами, не приемлет условностей и подчинения, не всегда успевает сделать запланированное.
АКНО Такой человек красиво выражает и описывает чувства, хорошо знает и понимает других и может увлечь за собой толпу. В работе всегда правильно распределяет время и все делает в срок. Старается понять каждого человека и основывается на морали. Может иметь обостренное чувство ответственности и не любит подводить других. Случается, что слишком драматизирует события и теряет внутреннее равновесие. В одежде может выражать себя, выбирая экстравагантность или элементы небрежности. Ранимый и вежливый, такой человек не любит неуважительное отношение и долго может помнить обиды.
ВКНО Понимающий и терпимый, такой человек отлично разбирается во взаимоотношениях и часто интересуется философскими проблемами. Отзывчив и внимателен, принимает людей с их достоинствами и недостатками, не пытаясь никого изменить или переделать. Пунктуальный и всегда исполнительный, он чаще ведет ЗОЖ и придерживается принципов гуманизма. Конфликты с окружающими может переживать очень серьезно из-за впечатлительности и ранимости. Довольно проблематично переносит одиночество.
ВКНР Романтик и оптимист, человек такого типа умеет ждать, с уважением относится к чужим предпочтениям и к каждому человеку сможет найти свой подход. Старается со всеми поддерживать партнерские, ровные отношения, с уважением относится к сильным людям. В работе проявляет отличные дипломатические способности, одевается со вкусом, демонстрирует изысканность. Внутренний мир такого человека противоречив, он несколько неуверен в собственных силах и нуждается в поддержке.

Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.

Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.

Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.

Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Рождение соционики

Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .

Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.

Формирование названий


Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия или интроверсия ), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.

Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.

Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.

Основные соционические типы

Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.

  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), «Джек Лондон», «Предприниматель». Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к и близкому общению с людьми.
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), «Штирлиц», «Администратор». Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), «Гамлет», «Наставник». Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широко спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), «Гюго», «Энтузиаст». Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), «Робеспьер», «Аналитик. Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), «Максим Горький», «Инспектор». Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), «Достоевский», «Гуманист». Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), «Драйзер», «Хранитель». Распознает наигранность и фальш в отношениях, делит людей на своих — чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.
  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), «Дон Кихот», «Искатель». Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Жуков», «Маршал». Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), «Гексли», «Советчик». Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), «Наполеон», «Политик». Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более
    слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), «Бальзак», «Критик». Этот тип — эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя пошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), «Габен», «Мастер». Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальш. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), «Лирик», «Есенин». Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), «Дюма», «Посредник». Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.