Социальные роли и статусы. Социальные роли в школе Какие у школьников социальные роли

Социальные роли в школе.

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

Вильям Шекспир. Как вам это понравится.

Как и Шекспир, ученые, занимающиеся исследованием ролевого поведения, полагают, что социальная жизнь подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций.

В школе роль «учителя», «ученика», «родителя» остается неизменной вне зависимости от того, кто ее исполняет. Социальные роли, такие как «родитель», «ученик», «учитель», «директор» переживают тех, кто их играет. И, как утверждает герой пьесы «Как вам это понравится» Шекспира, в этих ролях исполнителям позволена некоторая свобода интерпретации; все представление определяется тем, как именно будут играться эти роли. При этом некоторые аспекты ролей являются обязательными. Ученик , например, должен ходить в школу, выполнять классные и домашние задания учителя, отвечать у доски, писать контрольные работы, и получать хотя бы удовлетворительные оценки по изучаемым предметам..

Для возникновения роли необходима целая система норм. Можно с легкостью составить длинный перечень норм, регулирующих действия ученика, учителя, родителя в образовательном пространстве. Нерадивый ученик может сформировать свой индивидуальный образ, нарушая менее важные нормы: опоздания в школу, дурное обращение с одноклассниками и учителями, списывание домашних и классных работ, но это может привести к неуспеваемости и к конфликтным отношениям и в школе и дома.

Влияние ролей велико. У каждого человека есть тенденция вживаться в свои роли.

Роль:

набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Тем не менее некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» учеников вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда людей с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать - добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.

Роли «отличников» и «двоечников».

Сходным образом исполнение роли «двоечника» может вызывать эффект подавления. Учитель способен убедить ребенка, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.

Эллен Ланджер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских учеников пары для решения арифметических задач. Вначале ученики решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем один из учеников назначался «отличником», а другой - «двоечником». Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «отличникам» теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как «двоечникам» - меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено и в экспериментах с учениками начальных классов ( Jemmott & Gonzalez , 1989; Musser & Graziano , 1991): исполнение роли «двоечника» подрывает самостоятельность.

Инвестиция ролей

Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной. В психодраме, форме психотерапии, распределение ролей осуществляется именно с такой целью. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу продавщица цветов из лондонских кокни, Элиза Дулитл, обнаруживает, что, когда она играет роль леди (при том условии, что окружающие воспринимают ее в качестве таковой), она фактически и становится леди. То, что не было реальностью, становится ею.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями - родитель и ребенок, учитель и ученик. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. «Даже самые приятные и умные люди не способны на что-либо более серьезное, чем показное внимание, в то время как в их взоре сквозит раздражение, настолько им хочется вернуться к своим собственным идеям» (1665, пункт 139). Специалист по переговорам или лидер группы может улучшить взаимопонимание, предложив двум спорящим поменяться ролями, - каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен), прежде чем заявлять свою собственную позицию. Когда в следующий раз вы окажетесь вовлеченным в трудный спор с приятелями или родителями, постарайтесь остановиться и пусть каждый из вас попытается дать описание того, что должны воспринимать и чувствовать другие, прежде чем продолжит отстаивать свою точку зрения. Вероятно, ваше взаимопонимание улучшится [ c .224-226].

Литература:

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях ( Biernat & Wortman , 1991). В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе - 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей - женщины ( Castro 1990; Saltzman , 1991; Williams , 1989). Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых ( Edwards , 1991).

Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта ( Caldecott Award books ), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими как вилы, плуг, оружие) ( Crabb & Bielawski , 1994). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми». Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.

В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак ( Mark Zanna & Susan Pack , 1975) продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины - женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта.

Гендерная роль:

набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Случалось ли вам демонстрировать одну сторону своего Я для представителей вашего пола и другую - д ля противоположного.

Социальные воздействия

В западных культурах гендерные роли не фиксированы так жестко, как на Востоке. Например, работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, так же как работа с механизмами - исключительно мужской.

Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный - невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой ( Dean Morier & Сага Seroy ,1994) мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.

Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ

Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильяме, Дебра Бест и их коллеги ( John Williams , Debra Best , 1990 b ) задали эти вопросы студентам университета - представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы. Ифтикар Хассан ( Iftikhar Hassan , 1980) из Пакистанского национального института психологии так разъясняет традиционный статус пакистанской женщины:

Она знает, что родителей не радует рождение девочки, и она не должна жаловаться, что родители не посылали ее в школу, поскольку работать по специальности она не будет.

«Когда я начал работать в Принстоне в 1970 году, первая группа абитуриенток как раз прорвалась в этот оплот мужского пола. Наши пионерки были чрезвычайно способны и весьма честолюбивы. Ведь большинство из них собирались стать врачами, юристами и профессорами! Интуитивная догадка Сюзан Пак состояла в том, что, несмотря на выдающиеся способности и высокую мотивацию ее сокурсниц, они все равно будут «прикидываться дурочками», сталкиваясь с симпатичными, хотя и шовинистически настроенными мужчинами Принстона.

Курсовая работа Сюзан, посвященная этой теме, показала следующее: женщины из Принстона изображают «дурочку» или «умницу» в зависимости, в частности, от того, расценивают ли они установку привлекательных принстонских мужчин как шовинистическую или как либеральную по отношению к женщинам. Интересно, воспроизводимы ли эти результаты в сегодняшнем Принстоне? В других колледжах? Будут ли и мужчины тоже стараться соответствовать гендерным стереотипам симпатичных женщин?»

МАРК ЗАННА ( Mark Zanna ), университет Ватерлоо:

"Женщину Востока учат быть терпеливой, самоотверженной, послушной... Если ее брак будет не самым счастливым, вина будет возложена на нее. Если кто-то из ее детей не преуспеет в жизни, она окажется главной причиной неудачи. А в тех редких случаях, когда она пытается развестись или получает развод, ее шансы на второй брак весьма призрачны, поскольку пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам".

В номадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным ( Segall & others , 1990; Van Leeuwen , 1978). В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (рис. 6-3). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в Соединенных Штатах - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48% ( Triandis , 1994). В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.

Гендер и образование.

В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских Мужчин эта вероятность о три раза выше. (По данным Американского совета по образованию, 1994)

Социальные воздействия

Изменение гендерных ролей на рабочих местах. Количество дипломов по медицине, юриспруденции и стоматологии, выданных женщинам, неуклонно растет. (Поданным Бианки, п печати)

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ

За последние полстолетия - тонкий слой в нашей долгой истории - гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял «замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать ее». В 1993 году такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных ( Newport , 1993), хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей «идеальная семейная ситуация» - когда «отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях» (Организация Гэллапа, 1990). В 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что «занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей». В 1994 году с этим согласились лишь 25% ( Astin & others , 1987, 1994).

Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы страны возросла с одной трети до почти трех пятых. Начиная с 1970 года все больше женщин учатся на юристов, врачей, дантистов.

В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины - все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33% ( Robinson , 1988). Но влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю ( Juster & Stafford , 1991).

Американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего

19% работ по приготовлению пищи,

16% уборки и 12% стирки.

Литература:

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.

Люди, вспоминаем школу кто с ностальгией, кто с улыбкой, а кто-то из нас, до сих пор вздрагивает от ужаса, вспоминая школьные годы.

Как когда-то наши родители, теперь и мы отправляем в школу наших детей. Мы хотим, чтобы они научились быть успешными, добрыми, разумными, самыми лучшими.

Наши дети ходят в школу, учатся, получают оценки. Мы переживаем за них, волнуемся, направляем, стараемся поддержать. Но давайте разберемся, что ждет ребенка в школе. Вспомните свое детство. Вы думаете, что с тех пор многое изменилось? Только не в системе школьной иерархии.

Придя в школу, ваш ребенок попадает в жесткую систему социальных отношений в классе. В начальной школе она почти никак не проявляется. Почти все первоклассники в значительной степени находятся под влиянием родителей.

Тем не менее, уже в начальной школе класс делится на две категории: те, кто работают на статус и те, кто работают на дневник. Статус оценивают лидер и одноклассники, дневник оценивают сам школьник и его родители. Чья оценка для школьника существеннее, ту сторону он и выбирает.

Как вы, наверное, помните из детства, резкое структурирование иерархии начинается в пубертатном периоде (десять-двенадцать лет). Особенно ярко это проявляется в классах, которые не сохраняют состав с начальной школы, а собираются заново.

Первое время все друг к другу присматриваются, а после «притирки» формируется окончательный состав групп, формируются роли, практически на всё оставшееся время существования класса. Пикового значения уровень школьной иерархии достигает в шестых—девятых классах.

Место вашего ребенка в школьной иерархии зависит, от того насколько он уверен в себе, его самооценки, независимости от мнения других, от его характера, от многих других факторов.

Набор школьных ролей в системе школьной иерархии невелик. Вот они:

Социальные роли мальчиков:

Альфа .

Основная роль Альфы — организация класса, поддержание единой структуры и управление этой массой. Например, хочет Альфа уйти с уроков — класс уходит вместе с ним. Или хочет Альфа громко возмутиться действиями учителя — весь класс ещё громче возмущается следом за ним. Ни одно более-менее серьёзное решение не приниматься без ведома и согласия Альфы. И, естественно, травля местной Омеги организуется им же.

Второй Альфа

Довольно редкое явление. Представляет собой ещё одного школьника в классе с качествами лидера. Мирное сосуществование двух альф возможно потому, что альтернативный Альфа никак не участвует в ранговой борьбе, у него и без того есть куда расходовать свой потенциал.

В присутствии второго Альфы Омеге живётся спокойнее, так как он единственный кто может встать на его защиту. Но так как постоянно защищать его всё равно некогда, наличие такого защитника в классе статус жертвы с изгоя не снимает.

Беты

В классе их один или двое. Единственные друзья Альфы. Это люди, которым он доверяет и к чьим мнениям прислушивается. Они могут быть как из обычных семей среднего достатка, так и из семей интеллектуалов. У Бет либо не так хорошо, как у Альфы, подвешен язык, либо недостаёт харизмы, потому классом напрямую они управлять не могут. Зато они управляют через Альфу.

Гаммы

Большинство, как правило - полкласса. Ходят по пятам за Альфой, выполняя его прихоти и заискивая, если в чём-то провинились. Иногда получают ресурсы (иногда материальные, но чаще моральные), которые завоёвывает Альфа со свитой. В сравнении с Гаммами, Альфа и Беты получают больше, Эпсилоны не получают ничего, а Омеги даже отдают.

Эпсилоны

Это те, кого принято называть «серая масса». По количеству - оставшаяся неохваченной мужская составляющая класса минус Омега. В школу ходят не для того, чтобы чувствовать себя «крутыми», а потому что так надо.

Омега

Центральное лицо во всей иерархической системе. Совершенно необходимая составляющая для любого тесного коллектива. Как известно, при наличии общего врага коллектив сплачивается для беспощадной борьбы с ним. Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега, дружен, весел и с виду здоров.

Если жертва по каким-то причинам класс покидает (или приобретает стрессоустойчивость), ей обычно находят замену из числа Гамм, или же класс делится на несколько группировок, между которыми начинаются межгрупповые процессы.

Социальные роли девочек:

Девочки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями мальчиков на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет- период наступления половой зрелости.

Девочек- лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет девочкам не интересны ни Альфы, ни мальчики вообще. В редких случаях пересечения группировок девочки-лидеры имеют авторитет над мальчиками-лидерами.

Из-за такой неоднородности женской части класса девочка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девочек имеет гораздо меньшую прочность, чем мальчишеская, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.

В основном ими являются либо девочки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо девочки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае Альфа является законодательницей моды в классе.

Основной особенностью Альфы является то, что они становятся любимыми ученицами у учителей. Учитель может не послушать Альфу-мальчика, а к мнению Альфы-девочки он прислушается обязательно.

Альфа-девочка обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на Альфу-мальчика. По сравнению с Альфой- мальчиком её позиции далеко не так крепки в классе, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга».

Отсутствие Омеги-девочки может сделать лидирующую позицию вообще чисто символической, особенно когда группировок девочек больше одной. Если в классе присутствует больше одной Альфы-девочки, то между ними будет происходить перманентная война.

Беты

Как правило, две-три подружки Альфы. Они нужны Альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет, предоставления квартиры и т.п. в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях Альфа- и Бета-мальчиков, они не являются. И от Гамм-девочек они отличаются не сильно.

Причина - в женской природе, в соответствии с которой девушки могут полностью доверять только парням, а с другими девушками у них всегда соперничество.

Заметим, что Альфы-девочки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой Альфе понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед мальчиками.

Гаммы

Находятся в более выгодном положении, чем Гаммы-мальчики, в силу того, что Альфа всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость.

Эпсилон — это та же серая масса.

Омега у девочек избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые некрасивые, глупые или бедно одетые, или не способные следить за своей внешностью.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девочки — её полное игнорирование, но такое практикуется в более высококультурных классах, в элитных лицеях и т.п. В менее культурных - травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к девочке-Омеге показывает советский фильм «Чучело».

Учтите, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе. Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком - пятно на репутации, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями.

Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель, скорее всего, ответит по шаблону «проблема в вас».

Дальнейшая судьба. жизнь.

Лучше всех устраиваются в жизни, конечно же, Беты-мальчики. Ребята, которые умеют где надо войти в доверие и в нужный момент снять все сливки, став Альфой уже во взрослом понимании этого термина.

Сами же школьные лидеры, не обладающие реальной пробивной силой и внутренним стержнем, используются как инструмент, как источник харизмы. Большинство руководителей государств выполняют именно эту функцию.

Если же Альфа был со стороны хулиганов, то тут дело заканчивается обычно посадкой на долгий срок в места не столь отдаленные, гибелью от ножа в одной из драк или смертью от передозировки наркотиками или несчастным случаем.

Что касается Альфа-девочек, то чаще всего они удачно выходят замуж (за тех же Альфа или Бета-мальчиков).

В случае, если Альфа-девушка сочетается браком с Бета-парнем, то она может продвигать своего супруга по карьерной лестнице благодаря своей харизме и обаянию, и, в конечном счёте экс-Бета становится Альфой и достигает богатства и славы.

Гамма-мальчики остаются Гаммами всю сознательную жизнь. С Гаммами женского пола тоже, в принципе, всё понятно: после школы они, как правило, выходят замуж рано за, себе подобных Гамма-парней.

Эпсилоны устраиваются совершенно по-разному, но чаще на неплохое тихое место.

С экс-Омегами сложнее всего. После школы им приходиться заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет Омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще.

Некоторых экс-Омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые Омега-мальчики благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к такому успеху, о котором Альфы и Беты и мечтать не могли.

Если Вы заметили, что ваш ребенок в жесткой системе школьной иерархии занял место «Омеги», то это серьезный повод бить тревогу! Самостоятельно ему с этой проблемой не справиться, он может рассчитывать только на вашу помощь и поддержку. Как крайний вариант - будьте готовы, если понадобиться сменить школу. В любом случае посоветуйтесь с опытным психологом.

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

На этом уроке мы постараемся определить, кем мы являемся в обществе, как нас могут воспринимать окружающие люди, как происходит процесс распределения социальных ролей и возникновения статусов у того или иного человека.

Тема: Социальная сфера

Урок: Социальные роли и статусы

Если попытаться описать словами то, кем вы являетесь, то получится следующее: вы ученик восьмого класса, мальчик или девочка. Вы спортсмен и, например, играете в футбол либо плаваете. Вы сын или дочь, внук или внучка. Являетесь гражданами России. Эта цепочка по аналогии уже ясна. Для себя можно определить огромную череду статусов, ведь каждый из перечисленных нами статусов подразумевает под собой какую-то информацию и некий образец поведения, некие действия и некие ожидания по отношению к вам.

Многие из вас наверняка любят кино. Как минимум каждый из вас видел хотя бы один фильм. Во всех из них снимаются актёры. И возникает вопрос, почему один и тот же человек в разных фильмах может так легко перевоплощаться в разных людей. В одном фильме он играет положительного персонажа, в другом - отрицательного, а в третьем фильме это вообще нейтральный персонаж, играющий эпизодическую роль, просто показывающий себя, но с совершенно другой стороны.

Рис. 1. Евгений Леонов в роли Егора Залетаева в фильме «Не горюй!» ()

Рис. 2. Евгений Леонов в роли «Доцента» Белого в фильме «Джентльмены удачи» ()

Рис. 3. Евгений Леонов в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо» ()

В театральном искусстве считается, что идеальным актёром будет тот человек, который лишён самостоятельной личности. Такой человек не имеет собственных взглядов на жизнь, он никак не ассоциирует себя среди окружающих людей. Этот человек берёт произведение или сценарий, читает о персонаже, вовлекает себя в этот образ, пропускает его через себя и потом играет жизнь этого человека. И тогда получается эффект абсолютного восприятия, зритель верит этому персонажу, переживает за него, сопереживает ему, плачет и смеётся вместе с ним и даже начинает верить в его реальность. Но это всего лишь игра. В этом, с одной стороны, заключается счастье профессионального актёра. С другой же стороны несчастье заключается в том, что человек, лишенный личности, индивидуальности, ‒ это, по сути, никто.

На самом деле, все люди играют. Весь мир - театр. Проблема человека заключается в том, что ему необходимо для себя определить какую-то роль и социальный статус, который придётся нести всю жизнь, а не в течение полутора часов фильма или трёх часов спектакля. Вот поэтому выбор человека в жизни должен быть мудр. В нашей жизни вопросы самоидентификации и поиска смысла жизни являются самыми важными.

Малая группа ученика - это класс. Это формальная группа, поскольку класс - это формальное деление. Соответственно, в рамках этого формального деления мы градируем учеников по их социальным статусам. То есть существует статус отличников, которых иногда несправедливо называют ботанами; есть статус двоечников, несправедливо называемых болотом. Но жизнь тем и хороша, что любой социальный статус можно поменять. Отличником быть хорошо: это означает, что ученик много знает и очень трудолюбив. Если же ученик волею судеб или из-за своей лености попал в стан болота, то он может преодолеть этот социальный статус, подняться, потому что у человека есть инструментарий для того, чтобы это сделать.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудноопределимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно, нет. Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом , который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

Когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Общество всегда вкладывает определенные ожидания в тот ли иной социальный статус. Все люди каким-то образом позиционируют себя в жизни. Если вернуться к примеру об ученике-отличнике, то он хорошо учится, получает высокие оценки, выполняет все домашние задания. На самом деле есть отличник, который получает только пятёрки, а есть человек, который позиционирует себя как отличник, то есть как человек, обладающий широким спектром знаний.

Иногда ученик может получить в четверти или семестре не все пятёрки, но отношение к нему после этого не поменяется, ведь он уже определил для себя социальную роль. То есть социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль - это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

а) По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

б) По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

в) По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

д) По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются следующие:

1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

Рис. 5. Представители трёх поколений ()

С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация - это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка - будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина - с другой. Основное социальное положение субъекта в обществе является частично предписанным, а частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого субъекта. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами условна, но концептуальное их разделение необходимо для изучения и управления.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты . В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

- «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

- «разделение ролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

- «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Даже если мы осознаём себя как людей, играющих ту или иною социальную роль, понимаем, каков наш социальный статус в определённые периоды жизни, всё равно поиск себя остаётся главным в жизни.

На следующем занятии мы поговорим о нациях и этносе, изучим термин «межнациональные отношения», как они возникают и развиваются. Этот урок является важным и пригодится для последующего изучения курса обществознания.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. В чём заключается разница между социальной ролью и социальным статусом?

2. Приведите примеры социальной иерархии.

3. * Какие социальные роли играете лично Вы? Какими статусами обладаете? Свои мысли изложите в форме эссе.

6 5 516 0

Социальная жизнь – это большой муравейник, где каждый выполняет отведенную роль. Жизни вне социума не существует, поэтому важно знать и понимать не только социальные законы, но и осознавать собственную роль в сообществе.

Согласно статистики обращений к психологам, более 70% людей недовольны своими отношениями с окружающими. Дискомфорт возникает по причине незнания себя, своих врожденных качеств или саморазвития в неверном направлении.

Каждый человек приходит на землю с перечнем заложенных особенностей. В процессе взросления «накладываются» слои среды (метод воспитания, ценности и т.д.), согласно которым ребенок занимает ту или иную позицию в обществе. Так происходит социализация – важнейший элемент гармоничного развития личности.

И условия социальной среды, где живет и воспитывается ребенок, формируют его социальную роль в детском возрасте и в дальнейшем.

Часто родители ограждают детей от участия в различных сообществах – не водят в детский сад или ограничивают общение со сверстниками. Причины понятны:

  • Снижение уровня заболеваемости, так как дети – лучшие переносчики инфекций;
  • Возможность уютного домашнего воспитания с мамой, няней или бабушкой, которая и накормит, и сказку почитает, и присмотрит.

Такой подход имеет место быть, но он деструктивен. Тут меньше достоинств, нежели негативных последствий. Преимуществ воспитания среди сверстников намного больше:

  1. Детский коллектив расширяет кругозор. Малыш видит разные формы поведения других детей, узнает новую информацию, сравнивает себя с другими.
  2. Формируются личностные границы, когда ребенок учится отделять свою свободу от интересов других.
  3. Обучение нормам и правилам поведения, этикета.
  4. Обучение решению проблем и поиску .
  5. Развитие навыка отстаивать свои интересы или соглашаться с другими детьми.
  6. Развитие речи и .
  7. Развитие разных подходов к разным детям, привитие толерантности.
  8. Развитие коллективного духа.

Ни один из вышеперечисленных пунктов не может быть полностью сформирован вне рамок коллектива. Ни одна любящая мама или бабушка не смогут научить ребенка отстаивать свои интересы, если другой забирает игрушку. Рассказы, картинки и видео не обучат. Только практика и реальные жизненные ситуации путем проб и ошибок самого ребенка позволят приобрести значимые социальные навыки.

Детский коллектив – это то место, где ребенок учится взаимодействию с другими. Это путь к комфортной жизни в будущем.

В коллективах (в школе, детском саду или на площадке) немного понаблюдав, можно увидеть, как дети адаптируются в игре или другой деятельности. Происходит это само по себе: ребенка принимают или не принимают в игру, кто-то ведет себя вызывающе, третий малыш сидит в стороне и занимается своими делами. Такая картинка – результат естественного взаимодействия, который получается автоматически в каждом коллективе. Почему? Потому что за считанные секунды малыши осваиваются и начинается спектакль, где каждый ребенок играет свою роль.

Коллектив дошкольнят не столь показателен, и роли могут периодически меняться. А вот школьный и подростковый показывают роль ребенка четко.

Какие это роли и чем отличаются мы расскажем в этой статье. В конце предлагаем рекомендации, как родителям найти подход к детям разных ролей, чтобы скорректировать недостатки и выделить достоинства.

Лидеры

Бывают формальными и неформальными.

Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других детей.

Формальное лидерство не опирается на нужные качества ребенка – организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.

Это медвежья услуга взрослого по отношения к ребенку. Часто сверстники не выполняют просьб и поручений старосты, насмехаются и подавляют. Это негативно сказывается на самооценке и желании находиться в данном коллективе в принципе.

Неформальный – ребенок, которого любит большинство, принимает его мнение как истину последней инстанции, подчиняется.

К такому прислушиваются, ждут совета. Причины лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый коммуникабельный и популярный у противоположного пола.

Лидеры по мнению коллектива и учителей могут отличаться. Взрослые редко понимают, почему двоечника обожают за умение рассмешить.

Один ребенок может совмещать формальное и неформальное лидерство, но такое случается редко.

Любимцы

Такие дети нравятся взрослым за послушание, мягкость, исполнительность. Им идут навстречу, делают поблажки, относятся снисходительнее нежели к другим.

Любимец учителя пользуется уважением в детском коллективе младшего возраста, который может уменьшится в старшем.

В начальной школе дети тянутся к любимцам из-за мнимой перспективы стать ближе к учителю, «полюбиться» ему. Малыши убеждены: если любимца любят, значит есть причина и он хороший. С возрастом иллюзия исчезает, любимец может превратиться в отвергнутого. Подростковый возраст – это время контрастов. Если в 1 классе детям хотелось нравится учителю и быть хорошими, то в 8 хочется быть принятым сверстниками. А если принят и не нравишься учителю – еще лучше. Поэтому любимчиков подростки любить прекращают, его «близость» к учителю расценивается как предательская позиция.

Ощущения любимца сначала положительные. Он может пользоваться своим исключительным положением в учителя. Со временем это приводит к , когда «был хорошим, а теперь сверстники ненавидят за это ». Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, недоверчивым. Родителям важно вовремя заметить перемену настроения, ведь замкнутость может перерасти в аутизм. Начните раньше, чтобы ребенок не вырос одиноким социофобом.

Большинство

В ней оказываются дети, ничем не выделяющиеся среди остальных в хорошем смысле этого слова. Они естественны, ведут себя спонтанно и интуитивно. Они не назначены формальными лидерами, не обладают качествами любимчиков и других ролей. Действуют и мыслят согласно возраста – 7-летний мальчик предпочитают играть в футбол, нежели учиться, а 15-летней девочке больше по душе модные журналы, чем роль старосты.

Большинство – это не серая масса, а обычные дети со своими индивидуальными особенностями.

При этом особенности не выделяют их среди сверстников. Например:

  1. Роль большинства : 10-летняя Катя занимается рисованием в художественной школе. Очень увлечена, планирует стать известным художником. Об увлечении осведомлен близкий круг общения.
  2. Лидер : 12-летний Вова играет в шахматы. Посредственно, но все вокруг знают, что он станет великим шахматистом.

Неудачники

Эту роль играют дети с низкой самооценкой.

В силу определенных обстоятельств детский коллектив воспринимает школьника как собирателя проблем и трудностей.

Образ формируется не сразу, а при планомерном порицательном отношении взрослых. Учитель может насмехаться над способностями, критиковать умения или недостаток навыков. Слушая критику, коллектив начинает относиться к ребенку соответственно. Любые попытки исправить положение, проявить себя или показать с лучшей стороны остаются незамеченными или критикуются. Неудачников сторонятся, их не «впускают» в свою компанию. Часто сверстники задевают неудачника ради забавы, издеваются и «тыкают носом» в его неумелость.

Помимо отношения учителей к ребенку, роль неудачника может сформировать социальный статус. Например, внешний вид ребенка «бюджетный», а остальные дети из разряда «мажоров». Неспособность проявить свои внутренние качества, раскрыться из-за неуверенности в себе позволят сверстникам отвести роль неудачника. А дополнительные причины дети придумают обязательно.

Взрослая жизнь неудачников может пойти по двум сценариям:

  1. Вопреки всем и всему добьется успеха.
  2. Подтвердит свою роль и опустится вниз.

"Белые вороны"

Эту роль в коллективе играют дети, чьи интересы или проявления отличны от других.

Белые вороны могут иметь необычную внешность (например, полнота или излишняя худоба, пирсинг, розовые волосы), нестандартно говорить (с придыханием, пискляво или низко), вести себя отстраненно или иметь странное увлечение.

Такие дети не изгои. Они имеют друзей, почитателей и пользуются уважением в коллективе. В некоторых случаях вызывают насмешки, но это исключение. Это тот тип детей, которые не оставляют равнодушным – либо интересуются и тянутся к ним, либо не понимают и посмеиваются. На самооценку белой вороны отношение сверстников особо не влияет, так как их непохожесть – это неотъемлемая часть личности и повод для гордости.

Из белых ворон вырастают уникальные талантливые люди, знаменитости или мастера своего дела.

Ябеды

Такая роль присуща детям с заниженной самооценкой. Они не уверенны в своих силах и способностях, не обладают талантами и успехами.

Шестерки нуждаются в покровителе и защитнике, рядом с которым ощущают силу, значимость. Эта ценность появляется за счет прислуживания покровителю, исполнения его воли.

Чаще всего ими являются хулиганы, которые также нуждаются в «последователях» для демонстрации своего могущества и выполнения поручений.

Ябедами не становятся сами по себе, это всегда «взаимовыгодное сотрудничество» с хулиганом или разгильдяем. В кооперации шестерки ведут себя дерзко, могут запугивать других детей, унижать, самоутверждаться. Без союзника-хулигана шестерка становится трусливой социальной единицей.

Во взрослой жизни такой человек зачастую продолжает играть роль шестерки, когда постоянно «прилипает» к кому-то более сильному, получая покровительство.

Хулиганы

Это дети, которых в коллективе побаиваются. Они не обладают лидерскими качествами, их не принимают и не любят. Зачастую не обладают высокими интеллектуальными способностями, достижениями или увлечениями. Успеваемость в школе ниже среднего, целей саморазвития нет.

Желая хоть как-то самовыразиться, дебоширят, запугивают и ведут себя вызывающе. Таких детей сторонятся, не уважают, опасаются.

Хулиганы могут действовать спонтанно, эмоционально и недальновидно. Их поступки деструктивны и направлены на самоутверждение за счет страха других перед ними.

У хулиганов нет настоящих преданных друзей, так как ожидать можно чего угодно даже по отношению к приятелю. В большинстве случаев хулиганы вырастают в . Но бывают счастливые исключения, когда ребенок попадает в среду других ценностей и перенимает их.

Как определить роль ребенка в коллективе и помочь ему

Определить роль ребенка в коллективе просто.

  1. Родители знают особенности чада и наблюдают его поведение в кругу друзей, например.
  2. Ребенок младшего школьного возраста рассказывает о происходящем в коллективе.
  3. Семья может узнать о стиле поведения учителя, тренера или сверстников.

Независимо от роли ребенка, задача родителей – вырастить гармоничную личность. Чтобы устранить негативные последствия в будущем и помочь школьнику занять иную позицию, следует предпринимать активные меры:

Лидер

Лидерство – это здорово, но важно, чтобы оно не превратилось в самоцель. Свою позицию нужно подкреплять действиями. Помогайте ребенку развиваться в интересных направлениях: спорте, интеллектуальной деятельности, хобби и т.д. Лидерство нужно нести заслуженно.

Любимец

Помогите малышу завести друзей в классе и стать принятым в коллективе. Это обезопасит его от негатива сверстников в будущем. Приглашайте одноклассников в гости, устраивайте походы или совместную деятельность. И попросите учителей не выделять вашего малыша среди других. Это демонстрирует ненужность стараться и прилагать усилия, ведь он и так нравится.

Ребенок из большинства

Это целостная роль, но родителям важно не пропустить таланты ребенка и его интересы. Быть положительным ребенком здорово, но можно завести необычное хобби и раскрыть талант.

Неудачник

Если ребенка воспринимают изгоем, следует вести работу над повышением самооценки и . в быту даже за мелочи. Запишите в спортивную секцию или театральный кружок, где школьник сможет раскрыться. Это придаст ему уверенности и он сможет дать отпор обидчикам. Проговорите качества или достижения, которыми он мог бы гордиться, поощряйте на достижения.

“Белая ворона”

Необычным ребенком можно восхищаться, но следует подумать над тем, как его изюминка отражается на социальной жизни.

Иногда странные интересы или вид ребенка отпугивают, приводя к одиночеству.

Помогите ребенку найти единомышленников, собирайте детские компании у себя в гостях, организовывайте праздники. Приглашайте разных детей, чтобы он научился взаимодействовать не только с такими как он, но и со всеми.

Ябеды

Стоит обратить особое внимание на мотивацию такого поведения. Шестерками становятся дети, обделенные лаской и защитой семьи. Поэтому ищут тех, кто бы компенсировал недостачу.

Уделяйте больше времени чаду, интересуйтесь его делами и помогайте. Любите даже тогда, когда он меньше всего заслуживает.

Обязательно спрашивайте совета или точку зрения ребенка, так он почувствует свою ценность. Дети должны знать, что дома они нужны и значимы.

Хулиган

Таким образом малыш пытается хоть как-то обратить на себя внимание и ощутить свою важность, власть. Объясните, что лучше поступать правильно и обращать этим внимание других, нежели плохим поступком. Отмечайте хорошие дела, хвалите. Не реагируйте привычным способом на хулиганство: если вы обычно реагируете на проступки повышением тона, теперь сдерживайтесь и не переходите границ. Озвучьте свое недовольство сухим тоном один раз и накажите.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для сайт

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .