Преподобный Давид. Святой прп

Житие преподобного Давида Гареджийского. Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI века, в Грузию прибыли из Сирии или, как многие думают, из Каппадокии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии.
В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским.
Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе.
Первоначальник грузинского монашества преподобный Иоанн Зедазнийский прославился в Сирии, в недрах Церкви Антиохийской, подвигом добрым - молитвенным и богохвальным.
Вокруг него собралось боголюбезное иночество: небо и земля. Ангелы и люди взирали на этого авву и его паству; не скрылись их добродетели и от взора Пресвятой Девы Богородицы.
Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую.
Об этом видении Иоанн сообщил своим ученикам и поручил им в продолжении 40 дней поститься и молиться. Когда исполнилось время молитвы и поста Иоанн собрал своих учеников и сказал им: "Дети и возлюбленные мои братья, я вижу, что вы исполнены благодати Божией и совершенны во всех делах Божиих! Слушайте! Так как я видел Преблагословенную Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которая повелела мне избрать из вас двенадцать, и вместе с избранными отправиться в дальнюю Иверскую страну, чтобы потрудиться в новонасажденной церкви Христовой, то я для удобства напишу имена всех вас на отдельных хартиях и положу их на Престол, и проведем всю ночь в молитве, чтобы Сам Господь избрал из нашей среды тех, кто предался Божественной воле Его".
Ученики отвечали ему на это: "Отче святый! как повелел тебе Господь, так и делай, но мы все-таки не оставим тебя и не разлучимся с тобою".
Всю ночь провели они, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: "Кирие елейсон".
Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива.
Прп.Давид Гареджийский с учеником Лукианом.
Блаженный Иоанн поступил таким образом для того, чтобы ученики не подозревали его в лицеприятии, и чтобы не скорбели те, коим придется разлучиться с вожделенным учителем Иоанном.
Это было то время, когда Симеон Столпник - вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.
Наконец после долгого и утомительного путешествия приблизились путники к столице Иверии Мцхета, где царствовал Парсман VI (541-555 гг.). Тогдашнему Мцхетскому Католикосу (патриарху) Евлавию явился Ангел Божий и сказал: "Вот идет Иоанн раб Господень с учениками своими. Он будет утверждать страну сию в вере православной, насажденной святою Ниной. Встань и встреть их с радушием, ибо они посланы Богом; не препятствуй намерению их; внутренний их человек просвещен и украшен всеми добродетелями".
Встал достойный Евлавий, пошел с клиром и множеством народа до первой близлежащей деревни, сам идя впереди других, облаченный в ризы, желая узнать, кто эти рабы Господни. Долго ждал, наконец показались святые отцы - босые, в рубищах, бедные на вид, в клобуках по обычаю сирийских иноков. Едва завидев их, блаженнейший Католикос тут же понял, что это те, о которых имел откровение чрез Ангела; он подошел к ним поближе, обнял святого Иоанна и сказал ему: "Для блага пришел к нам, святой отче!" Посланник Божий Иоанн упал ему в ноги и благодарил: "Владыко святый! Благословен Бог, удостоивший меня поклониться святости твоей". Ему последовали и ученики его, и все приняли от Католикоса первосвятительское благословение.
Здесь нельзя не обратить внимания на совершившееся чудо! Каким это образом ангелопослушный Католикос и блаженный Иоанн узнали имена друг друга, и каким образом блаженный Иоанн свободно объяснялся с Католикосом по-грузински? Чудо это уподобим разумению языков после сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых, когда для проповеди апостольской Господь упразднил разделение людей по говору и наречию. Воистину чудны дела Господа Иисуса, давшего рабу Своему Иоанну понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал, и которому не учился. Все, видевшие это чудо, дивились и прославляли Бога Творца чудес.
Прп.Давид Гареджийский.
Святые отцы по внушению свыше прибыв в столицу Грузинского царства Мцхета, поклонились Животворящему Столпу, хранящему в недрах корней своих Нешвейный Хитон Господень и взошли на Зедазнийскую гору, что в десяти километрах от Мцхета, на северной стороне, и поселились там для окончательного упразднения языческого идольского духа, витавшего над здешними горами. Эта гора называлась по имени прежде стоявшего здесь идола Задена, который был свергнут в свое время молитвами Равноапостольной Нины. Но идольская скверна все еще обитала здесь. Теперь же сия гора стала местом обиталища благодати Божией. Просветители Иверии, ученики аввы Иоанна, воспитались здесь и понесли во все концы земли Иверской свет молитвы, покаяния и смирения во Христе Иисусе.
По прошествии трехлетних иноческих трудов на некогда мерзком месте ученики преподобного Иоанна Зедазнийского, поучившись от него Премудрости Божией и получив особые для каждого из иноков наставления и советы, разошлись по земле Иверской для проповеди Евангелия. Некоторые из отцов остались в Карталинии, а другие пошли в кахетинскую область. И случилось это также чудесно, как и пришествие их в Иверию.
Однажды ночью блаженному Иоанну явилась Пресвятая Богородица с Равноапостольною Ниной и повелела ему Владычица, чтобы он разослал учеников своих по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и утверждения веры Христовой среди всех грузинских племен. Святой Иоанн собрал учеников своих, рассказал им о своем видении и о повелении Владычицы Богородицы. Преподобный авва велел всем готовиться в путь, который каждому из них укажет Сам Господь.
Тяжко было ученикам расставаться с возлюбленным учителем своим, но никто не смел противиться учителю, будучи уверенным в том, что так угодно воле Божией. Авва Иоанн привел учеников своих к Евлавию Католикосу, поведал ему о повелении Владычицы земли Иверской Богородицы и попросил его благословить их будущие труды и оградить их пути своими первосвятительскими молитвами. Католикос, благословляя их, просил каждого взять с собою по одному монаху для помощи себе.
Все согласились на это, кроме святого Шио, любителя отшельнической и одинокой молитвенной жизни, он просил, чтобы ему позволили вести совершенно уединенную жизнь вдали от всякой человеческой суеты.
Затем святой Иоанн наставил учеников, как им жить в разлуке с учителем и дал следующее назидание: "Любезные дети мои! Для блага этой страны Господь послал вас сюда и, как видите, страна эта новонасажденная в вертограде Господнем, требует орошения учением слова Божия, чтобы посредством проповеди и назидания укрепились в ней твердо корни православной веры. Поэтому каждый из вас, подобно Апостолам, должен отправиться возвещать православие, совершать святое крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа и поучать пребывающих в невежестве поклоняться одному Господу нашему Иисусу Христу. Да не будет, дети мои, предпочтено вами что-нибудь кроме любви Господней, иначе вы уподобитесь нашему праотцу Адаму, который не любви Божией искал, и поэтому лишился райского блаженства и все потомство свое обрек заботам, трудам, лишениями и, наконец, смерти, вкусив запрещенного плода, за что и был изгнан из рая".
Разойдясь по иверским землям, преподобные отцы составили великий иверский двенадцатисвечный светильник, просветивший все племена грузинские истиной Христовой.
Среди этого новообразованного неба - Иверских святых возгорелась, чудно блистающая жемчугом святости и постничества, звезда - слава начальника кахетинского монашества и основателя многих монастырей преподобного Давида, по прозванию Гареджийского.
Одно из чудес прп.Давида - пожжение змея огнем. Фреска XI в. в монастыре Удабно рядом с Лаврой Давида в Гаре Кахети.
Преподобный Давид по благословению возлюбленного учителя своего Иоанна избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси. Прибыв к месту, жаждущему воды живой - благодати Святого Духа, Давид поселился вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая Гора), которая находится на западной стороне города.
Гора эта носит, вообще-то, два названия: одно - Мтацминда, или Святая Гора, она получила в конце XVI века от Святого Афона, когда иноками афонского Иверского монастыря был основан здесь монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, который и считался его подворьем. Афон, как известно, и до сих пор называется по-грузински "Мта-Цминда"; другое наименование же этой горы - "Давидовская" определилось в VI веке, с того времени, когда святой Давид поселился на ней.
На склоне горы он устроил маленькую пещеру, а для молитвы маленькую церковь, или вернее - часовню, в которой поставил божественный Образ Спасителя и вел здесь строго подвижническую жизнь вместе со своими послушниками, вознося Творцу своему сердечные и горячие молитвы; пищею ему служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода. Своей праведной святою жизнью и внушительной проповедью этот богоданный учитель стал благотворно влиять на жителей Города. Каждый четверг, как говорит предание, святой отец спускался с горы к жителям, и своими проповедями поддерживал и утверждал в них христианское учение, благовествуя об уготованном для всех спасении во Иисусе Христе.
Огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, завидуя святой жизни преподобного Давида и успехам его проповеди, чтобы очернить его перед народом, возвели на него страшную клевету, обычную по своей лживости.
Вот как говорит об этом предание, до сих пор живо сохраняющееся в памяти грузинского народа. На месте ныне существующей Квашэтской церкви (на проспекте Руставели) жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.
Так было не раз в истории церкви, - всегда враг ополчается именно таким лживым обвинением против целомудренных и девственных подвижников.
Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу; дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: "Я ли отец твой?"
Из утробы обольщенной девицы послышался голос: "Не ты", - и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: "Да родишь ты камень!" Вдруг она почувствовала страшные боли и родила камень; такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки Квашэтской церкви в Тбилиси.
В память этого события, в благодарность Господу, давшему Давиду власть над внутренним людским, преподобный Давид испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, - быть благодатным для жаждущих чадородия неплодных женщин. Это тот самый источник чистой ключевой воды, который и ныне находится на склоне Мтацминда в городе Тбилиси, к северо-западу от церкви преподобного Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц.
Лукавый нрав жителей и многомятежная жизнь большого города возмутили дух Давида, словом своим разверзшего утробу грешницы, и он удалился для стяжания Духа Божия в суровейшие иверские места, чтобы молитвою и покаянием препобедить лукавство и мятеж, посеянные в людях извечным врагом рода человеческого. Преподобный Давид ушел в Гареджийские горы, расположенные между реками Курою и Иорою в семидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси. Тут он устроил обитель. Авва Давид с того времени стал называться Гареджийским.
… Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них:
Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогла Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, - прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, - бери и ешь.
В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.
…На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей.
Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон - удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал “слезами Давида”.
В Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим.
Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.
Празднование памяти преподобного Давида Гареджийского – переходящее в среду по Вознесении Господнем.

(www.georgianweb.com; www.liveinternet.ru; mytbilisi.narod.ru; images.google.ru).

Тропарь, глас 8:

           В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Молитва:

           О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Давидо-Гареджийская пустынь.
Пещерный Гареджийский монастырь, созданный
преп.Давидом Гареджийским.
Гареждийские пещеры.
Гробница прп.Давида Гареждийского в пещерной церкви (справа).
Кашветская церковь, в которой находится чудотворный
образ прп.Давида Гареджийского.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Пре-по-доб-ный Да-вид Га-реджий-ский при-шел по по-ве-ле-нию Бо-жи-ей Ма-те-ри в Гру-зию из Си-рии в се-ре-дине VI ве-ка вме-сте с пре-по-доб-ным в чис-ле его 12 уче-ни-ков.

В пер-вое вре-мя свя-тые от-цы по-се-ли-лись на го-ре Зе-да-зе-ни, неда-ле-ко от Мц-хе-ты. Через 3 го-да пре-по-доб-ный Иоанн разо-слал сво-их спо-движ-ни-ков в раз-ные кон-цы Гру-зии. Пре-по-доб-ный Да-вид со сво-им уче-ни-ком Лу-ки-а-ном по-се-лил-ся в окрест-но-стях Тби-ли-си на го-ре Мта-Цмин-да («Свя-тая Го-ра»).

На-до ска-зать, что са-ма Гру-зия бы-ла кре-ще-на бо-лее чем за 200 лет до это-го свя-той Ни-ной.

Но за всю ис-то-рию Гру-зии она ис-пы-ты-ва-ла силь-ное дав-ле-ние со сто-ро-ны Пер-сии. Бы-ло мно-же-ство на-ше-ствий пер-сов, Гру-зия под-вер-га-лась опу-сто-ше-нию, по-жа-рам. Мно-гое вре-мя на-хо-ди-лась в осад-ной за-ви-си-мо-сти от са-мих пер-сов.

Ес-ли сна-ча-ла пер-сы пы-та-лись хри-сти-ан-ство вы-тра-вить ме-чом, то по-том ста-ли дей-ство-вать весь-ма хит-ро. Они ста-ли всю-ду на-саж-дать маз-де-изм, то, что в про-сто-на-ро-дье у нас на-зы-ва-ет-ся ог-не-по-клон-ством. И тем ре-мес-лен-ни-кам, куп-цам ко-то-рые при-ни-ма-ли маз-де-изм, пер-сы да-ва-ли мно-же-ство все-воз-мож-ных льгот.

До-шло до то-го, что ка-пи-ща ог-не-по-клон-ни-ков ста-ли рас-по-ла-гать-ся пря-мо око-ло вхо-дов в хри-сти-ан-ские хра-мы.

По-то-му при-ход от-цов-си-рий-цев в Гру-зию мож-но на-звать вто-рым кре-ще-ни-ем.

Каж-дый чет-верг пре-по-доб-ный спус-кал-ся в го-род и на-став-лял жи-те-лей в ос-но-вах хри-сти-ан-ской ве-ры. Мно-гие жи-те-ли ста-ли воз-вра-щать-ся в ло-но хри-сти-ан-ской Церк-ви. Есте-ствен-но, жре-цам-ог-не-по-клон-ни-кам это не нра-ви-лось, и жре-цы под-ку-пи-ли од-ну пад-шую де-ви-цу, чтобы она окле-ве-та-ла пре-по-доб-но-го, чтобы она на-зва-ла его ви-нов-ни-ком ее гре-ха.

Бу-дучи вы-зван жи-те-ля-ми на суд, пре-по-доб-ный по-до-шел к этой де-ви-це и, кос-нув-шись по-со-хом ее чре-ва, спро-сил: «Я ли твой отец?» Из утро-бы раз-дал-ся го-лос: «Нет», и был на-зван ис-тин-ный ви-нов-ник ее па-де-ния. И по-сле это-го на гла-зах удив-лен-но-го на-ро-да она ро-ди-ла ка-мень.

В па-мять о та-ком див-ном небес-ном за-ступ-ни-че-стве пре-по-доб-ный ис-про-сил у Гос-по-да на той го-ре це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му до сих пор при-бе-га-ют гру-зин-ки в сво-их жен-ских немо-щах.

По-сле это-го пре-по-доб-ный Да-вид вме-сте с Лу-ки-а-ном по-ки-ну-ли окрест-но-сти Тби-ли-си и уда-ли-лись на юго-во-сток в пу-стын-ную мест-ность Га-реджи. Здесь по-движ-ни-ки ис-ко-па-ли се-бе в го-ре ке-лии и по-се-ли-лись в них. Поз-же око-ло них ста-ли се-лить-ся и дру-гие пу-стын-но-жи-те-ли и об-ра-зо-ва-лась зна-ме-ни-тая .

Неза-дол-го до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Да-вид от-пра-вил-ся для по-кло-не-ния на Свя-тую Зем-лю. И вот, взой-дя на го-ру, с ко-то-рой уже от-кры-вал-ся вид на Свя-той Град, пре-по-доб-ный ска-зал сво-им спут-ни-кам, что он не до-сто-ин сво-и-ми но-га-ми топ-тать те ме-ста, где сту-па-ла но-га Спа-си-те-ля.

Он по-про-сил по-мо-лить-ся за него у Гро-ба Гос-под-ня, а сам с мо-лит-вой взял с зем-ли три кам-ня, по-ло-жил их в ко-том-ку и по-вер-нул об-рат-но. В это вре-мя иеру-са-лим-ско-му Пат-ри-ар-ху явил-ся Ан-гел, ко-то-рый ска-зал, что воз-люб-лен-ный Бо-жий Да-вид за-брал всю бла-го-дать Гро-ба Гос-под-ня, и ве-лел сна-ря-дить ско-ро-хо-да, ко-то-рый за-брал бы у Пре-по-доб-но-го два кам-ня.

Тре-тий же ка-мень пре-по-доб-ный при-нес в свою лав-ру, и он со-хра-нил-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Сей-час он хра-нит-ся в со-кро-вищ-ни-це но-во-го Тро-иц-ко-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Тби-ли-си.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Да-вид, при-ча-стив-шись Свя-тых Да-ров, 7/20 мая 604 го-да в чет-верг по Воз-не-се-нии. По-это-му па-мять его и со-вер-ша-ет-ся в этот день, а 7/20 мая со-вер-ша-ет-ся па-мять всех 13-ти от-цов-си-рий-цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид .

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Как вымаливают детей?

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает , настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста - Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена .

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа . – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».


Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Фото Иван Джабир

Как только царь Вахтанг Горгасал основал город Тбилиси, в нем вскоре появился великий христианский святой преподобный Давид Гареджийский.

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Любимый ученик Иоанна Зедазени - преподобный Давид отправился в новую столицу Грузии – Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам.

В то время Грузия уже была просвещена светом христианства трудами святой равноапостольной Нины. Однако в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог, сохранялось огнепоклонство, получавшее поддержку со стороны Ирана. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, индийских браминов и факиров, буддийских монахов и иудейских раввинов.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. После молитвы преподобный Давид выходил на уступ горы и благословлял Тбилиси. Каждый четверг сходил преподобный в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Всё больше людей обращалось в христианство. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного, назвав его отцом своего ребенка. Но Господь явил перед всем городом чудо. Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», - и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. И тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте впоследствии была построена церковь, названная Квашетской (от слова ква – камень). В память о таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, называемый "Слезами Давида", к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

Скорбя о лукавых нравах горожан, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Он удалился в Караязские степи, Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. И здесь встретил отшельника, который жил в пустыне задолго до его прихода - преподобного Додо, родом из кахетинских князей, оставившего мир, богатство и почести. Прошло время, и уединённое убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходится люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь (наподобие кападокийских), который через несколько столетий превратился в огромную лавру.

Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них.

Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогда Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, - прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, - бери и ешь.

В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.

На закате своей земной жизни преподобный Давид захотел помолиться у святынь Палестины. Поручив монастырь преподобному Додо, он вместе с учеником Лукианом отправился в далёкий путь. Несмотря на то, что дорога была очень опасной из-за разбойников и диких зверей, монахи, вопреки паломническому обычаю путешествовать отрядами, пошли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Достигнув Палестины преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим. Считая себя недостойным приблизиться к святым местам, преподобный Давид послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам в это время молился у городской стены. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь. Ночью, Иерусалимский Патриарх, Илья видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней, лежащих недалеко от ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси. В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

Скончался преп. Давид, причастившись Св. Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.

Гору Давида возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон - удел Богоматери. Сегодня на ней находится церковь во имя преподобного Давида Гареджийского (Мама-Давити). Вокруг церкви существует пантеон «Мтацминда» с многочисленными захоронениями выдающихся людей Грузии - известных писателей, артистов, учёных и национальных героев. Здесь похоронен знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов и его супруга, Нина Александровна, урожденная княгиня Чавчавадзе.

Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник при женских болезнях, бесплодии, в родах. Сегодня уже не только грузинки обращаются за помощью к преподобному Давиду, но и москвички. В Москве в Храме Живоначальной Троицы на Грязех, что на Покровке есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей мощей. Каждый понедельник, в 17 часов здесь служится молебен преподобному Давиду с освящением воды.

Тропарь, глас 4:
Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Кондак, глас 8:
От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

Молитва:
О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.