Снятие с учета по улучшению жилищных условий. Как происходит восстановление в очереди на улучшение жилищных условий после снятия

Такой вопрос как снятие с жилищного учета принимается решением Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в виде постановления. Если Вас сняли с очереди на жилье (квартиру) незаконно, необходимо обжаловать решение департамента жилищной политики по снятию с жилищного учета в суде. Обжалование решения ДЖПиЖФ по снятию с жилищного учета - довольно сложный и трудоемкий.

Его сложность объясняется тем, что необходимо обращаться в суд, где второй стороной в споре выступит государственный орган. Тем не менее, незаконное снятие жителей с жилищного учета (с очереди на жилье) всё же возможно обжаловать в суде. При этом необходимо подготовить нужные доказательства и доводы (более подробно - на консультации с юристом).

Жалобу на решение Управления ДЖП по снятию с очереди жилищного учета можно также подать в административном порядке в вышестоящую инстанцию жилищного органа, ответ на которую Вы получите в течении 30 дней.

Уведомление о снятии с жилищного учета обычно приходит по почте вместе с копией постановления Департамента жилищной политики. На практике распространены случаи, когда людей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий незаконно снимали с учета, не имея на то никаких законных оснований вовсе.

Что делать если сняли с очереди на жилье или квартиру (с жилищного учета)?

Если вы долгое время состояли на жилищном учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий и Вас сняли с очереди на жилье на незаконных основаниях, первым делом необходимо:

    Ознакомится с учетным делом (один из вариантов ознакомления - направление в жилищный орган адвокатского запроса).

    Составить и подать жалобу в вышестоящий орган.

    Обжаловать незаконное решение Департамента жилищной политики по снятию с жилищного учету (с очереди на жилье) в суде, подав соответствующее исковое заявление.

Следует учитывать, что снятие жителей города Москвы с жилищного учета осуществляется решением департамента не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, которые являются основанием для снятия с очереди на квартиру .

О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы должны сообщить гражданину в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о том, что сняли с очереди на жилье нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для снятия с жилищного учета

Статья 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» предусматривает основания для снятия с жилищного учета, в соответствии с которой жители снимаются с жилищного учета:

  1. в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
  2. при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;
  3. при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
  4. при перечислении в установленном порядке безвозмездной субсидии для приобретения в собственность или строительства жилого помещения в целях приобретения его в собственность на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина;
  5. при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;
  6. при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
  7. при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или об отказе от улучшения жилищных условий или предоставления жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 21 настоящего Закона;
  8. в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Как следует из пункта 8) данной нормы данный перечень не является исчерпывающим, так как законом могут быть предусмотрены и иные основания для снятия с жилищного учета.

Консультация юриста по жилищным вопросам в Москве

Согласно жилищному законодательству, определенные категории граждан имеют право получения жилья у государства на безвозмездной основе. Для постановки в очередь на жилье необходимо собрать достаточно большой пакет документов и предоставить его в уполномоченный орган. Но если после прохождения этой непростой процедуры граждан сняли с очереди на жилье — что делать? Можно ли повторно встать и ожидать получения? Или необходимо действовать другим способом?

Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Права получения жилплощади сохраняются за гражданами лишь до того момента пока не будет выявлено основание, по которому они не смогут состоять на учете и будут сняты.
В соответствии с законодательством РФ граждане могут быть сняты с очереди в следующих случаях:

  • Они по собственной инициативе подали соответствующее заявление (когда гражданин сам просит снять себя с учета, то причину указывать не требуется);
  • Когда основание, по которому им должно было быть предоставлено жилье по договору социального найма, было утрачено. К примеру, финансовое состояние семьи было улучшено и она не считается больше малоимущей — когда было получено наследство, которое улучшило финансовое состояние, было получено повышение по службе и т. д.;
  • При переезде в другой регион или страну (но когда речь идет о переезде в пределах города, то место в очереди сохраняется и гражданин не может быть снят по этим основаниям);
  • Если была выдана материальная помощь на строительство дома либо приобретения квартиры, гражданин также не может претендовать на жилплощадь;
  • Когда после постановки на учет в очередь на квартиру выяснилось, что сведения, представленные гражданами, оказались не достоверными;
  • При увольнении с предприятия, от которого должна была быть выделена площадь, гражданин также не может претендовать на нее в дальнейшем;
  • В случае намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения жилплощади;
  • При покупке гражданами дачи, которая была признана годной для круглогодичного проживания;

После того, как было выявлено одно из вышеперечисленных обстоятельств, сотрудники уполномоченного органа (в данном случае — Департамент жилищной политики) в течение 30 дней принимают решение о снятии с очереди на получение жилья. Данное решение должно содержать сведения о причинах, по которым произошло исключение из очереди. Но как поступить, когда граждан сняли с очереди при отсутствии оснований? Возможно ли доказать свою правоту и восстановиться на учете? Куда необходимо обратиться для восстановления?

Порядок действий при снятии с очереди

Когда гражданина безосновательно сняли с очереди, ему необходимо действовать следующим образом:

  • Обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении сведений о причине снятия. На основании заявления сотрудники уполномоченного органа обязаны предоставить письменный ответ с разъяснениями — по каким причинам гражданин не может претендовать на жилплощадь.
  • Когда из ответа следует, что сняли безосновательно (либо разъяснений на запрос не последовало и уполномоченный органе не предоставил необходимый ответ), то необходимо составить иск в суд и отстаивать свои права в судебном порядке.

Подготовка иска

В иске должны содержаться следующие сведения:

  • Наименование суда в который он подается;
  • Ф. И. О. истца, его телефон и адрес проживания;
  • Сведения об ответчике (наименование организации), адрес, контактные номера телефонов;
  • Сведения о месте проживания в настоящий момент;
  • Основание по которому лицо было поставлено на учеты в качестве нуждающегося в жилплощади и дата когда это было сделано;
  • Дата, когда лицо узнало, что оно было снято с учета;
  • Просьба о признании действий ответчика незаконными;
  • Просьба о восстановлении на учете;
  • Дата направления иска;
  • Подпись.

К иску необходимо будет приложить пакет документов, подтверждающих правдивость слов заявителя. В зависимости от ситуации, перечень необходимых документов различается.

  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины (копия не подойдет — аппарат судьи не примет иск с копией);
  • Распечатка с лицевого счета в банке;
  • Копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей;
  • Выписка из домовой книги.

Рассмотрение дела в суде

Данная категория дел подлежит рассмотрению районным судом — туда и требуется направить готовый иск. Составить иск возможно самостоятельно либо воспользовавшись помощью специалистов в этой области, но учитывая то, что жилищное законодательство является одним из самых сложных, тем более — речь идет о получении жилого помещения, большинство граждан предпочитают обратиться к помощи юристов. Юристы помогут не только составить иск, но и представят интересы клиента в процессе (в том числе и когда требуется обжалование), а также в других государственных органах, что значительно увеличит шанс на выненсение положительного решения.
Если Вас безосновательно сняли с очереди и Вам требуется помощь по отстаиванию жилищных прав, можете обратиться к нашим специалистам по указанным контактам. Мы имеем многолетний опыт успешной работы и можем гарантировать качественный результат! Наши специалисты представят Ваши интересы и добьются восстановления Вас в списках на квартиру.

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 « », при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть , как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

1) в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;

2) в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

3) в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

4) в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

5) в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;

6) в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. .

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

Читайте еще по данной теме:

Специалист Юридической фирмы «КМ Консалтинг» Егоров Константин Михайлович

Здравствуйте. Мой муж сирота. Я тоже. Я не стою на очереди, т.к. у меня есть доля у бабушки. Он стоит на очереди уже несколько лет, его постоянно сдвигали назад. У меня так же имеется земельный участок 5 соток за городом, на нём мы ещё до брака построили времянку, с расчётом в дальнейшем построить дом. Там же и живём сейчас. Беда в том, что мы повелись на какую-то дачную амнистию и оформили на меня этот домик. Теперь его сняли с очереди, т.к. у жены (у меня) есть доля в деревне и этот домик. Сказали: раз крыша над головой есть, значит не нуждающийся. И прокурор был того же мнения. И их не волнует, что условий нет для постоянного проживания. Но на него-то ничего не записано? Как быть? Разве за это должны снимать с очереди?

Маргарита

Есть ответ

Отвечает
Юрист
Здравствуйте, для ответа на ваш вопрос необходимо знать в качестве кого был поставлен в очередь ваш муж. В качестве ребенка-сироты, нуждающемся в жилье, либо в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В первом случае - подайте в суд исковое заявление О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ Вам ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ по договору социального найма. Ответчиком будет выступать орган местного самоуправления.

Ваше право на жилое помещение закреплено в следующих нормативно-правовых актах:

Подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому, ВНЕ ОЧЕРЕДИ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ по договорам социального найма ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПО ОКОНЧАНИИ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) , а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , согласно которому ДЕТИ-СИРОТЫ и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) , НЕ ИМЕЮЩИЕ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В преамбуле Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано:

«Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа В ВОЗРАСТЕ ДО 23 ЛЕТ» .

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому ДОСТИЖЕНИЕ лицом ДВАДЦАТИТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ВСТАВШИМ (поставленным) НА УЧЕТ в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЛИШЕНИЯ ЕГО ГАРАНТИРОВАННОГО И НЕРЕАЛИЗОВАННОГО ПРАВА НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 г.). Во втором случае - надо собрать документы, чтобы Вас поставили на очередь. Узнайте, какова норма площади для постановки на учёт. Упирайте на малую площадь и отсутствие удобств. Если Вы сделаете всё правильно, а Вам откажут - берите письменный отказ и идите в суд.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

3) Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ.

Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Бесплатная консультация юриста

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

  • 1) Подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
  • 2) Утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, «коммерческого» найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);

  • 3) Выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
  • 4) Получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • 5) Предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
  • 6) Представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.

Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.

В императивной норме ч. 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 ЖК РФ). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 ЖК РФ).

Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.

По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:

  • разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
  • выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
  • ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
  • по решению суда;
  • в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.

Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.