Работа с родителями учащихся в дополнительном образовании. Работа с родителями в дополнительном образовании детей Работа с родителями в творческом объединении

Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников

Введение

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте -

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. В настоящее время в связи с переходом страны на рыночные отношения, обострения социального неравенства, проблем, связанных с мировым экономическим кризисом, все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Цель этой методической разработки в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования детей в организации совместных дел родителей и детей, что приведёт к расширению поля позитивного общения в семье и расширению воспитательного пространства учреждений.

Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
  • система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
  • совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа : взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности : общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи города Белово» по реализации программы «Лад»

Взаимодействие семьи и педагогического коллектива Дворца творчества Детей и молодёжи ведётся на основании реализации комплексной целевой программы «Лад» по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей. Её цель: создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников Дворца. В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач: изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей; определение форм взаимодействия; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

В учреждении сложился определенный алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Он включает в себя несколько этапов:

  • Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  • Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  • Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
  • Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Осуществление обратной связи.

На основании многолетнего опыта и традиций в коллективе выделились следующие направления и формы взаимодействия семьи и коллектива Дворца:

1. «Погода в доме» - психолого- педагогическое сопровождение работы с родителями

Повышение психолого-педагогической культуры родителейспособствуют совершенствованию семейного воспитания, влияют на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышают уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывают положительный семейный опыт. Ежегодно в начале учебного года изучаются семьи обучающихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности учащихся для организации эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, творческого потенциала учащихся, и педагогов.

Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников, налаживания детско-родительских отношений, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.

Ежегодно в мае отслеживается удовлетворённость детей, родителей и

педагогов работой студий, детских объединений, изучаются запросы социума на образовательные услуги Дворца творчества “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении”, “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” (методики Андреева А.А.) и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет корректировать образовательный процесс в учреждении.

Процесс психолого-педагогического сопровождения во Дворце творчества можно представить в виде формулы:

ППСУ = ППиП+ (Д1+К+КР+Д2)+ ЭА, где

ППСУ – психолого-педагогическое сопровождения работы с родителями;

ППиП – психологическое просвещение и профилактика;

Д1 – первичная диагностика;

К – консультирование (для детей, педагогов, и родителей) может быть индивидуальным, групповым, семейным и по формуле «родитель + ребёнок».

КР – коррекционно-развивающая работа с учащимися и родителями в групповой и индивидуальной форме.

Д2 – вторичная диагностика;

ЭА – экспертно-аналитическая деятельность.

В работе по психологическому просвещению и профилактике, выделяется два вида деятельности:- познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы); (приложение 1)

Наглядно-информационный (возможность донести любую информацию в доступной форме, тактично напомнить, например, о родительских обязанностях и ответственности, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.).

В информационном поле выделяется несколько потоков. Это информирование:

  • отдельных педагогов и родителей
  • группы педагогов и родителей
  • всех педагогов или родителей

Психологическое просвещение педагогов осуществляется на:

  • педагогических советах;
  • методических объединениях;
  • семинарах-практикумах;
  • групповых тематических консультациях;
  • школе начинающего педагога.

Для педагогов выпускаются сборники игр, направленных на развитие или коррекцию чего-либо («Если ребенок агрессивен», «Если ребенок один в семье», «как научить ребенка правильному распределению времени»), стендовые консультации, памятки, буклеты, карманные книжки и т.д.

Используются различные варианты сочетания разнообразных методов психологического просвещения родителей:

Информационных (информация предлагается в готовом виде);

Поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

Дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

Взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).

Таблица 1.

Формы и приёмы работы по психологическому просвещению родителей

Индивиду-альные

консультации устные

консультации письменные (памятки, буклеты, карманные книжки, сборники рекомендаций и т.п.)

Групповые, массовые

родительские собрания (выступления, дискуссии или диспуты, лекции)

деловые, ролевые игры и тренинги (обсуждение и разыгрывание ситуаций, анализ ситуаций, поступков детей и родителей, типов коммуникативных взаимоотношений)

семинары и конференции тематические и по обмену опытом воспитания детей;

консультации, стендовые консультации;

неделя психологии;

интернет-просвещение «Доверие»;

университет педагогических знаний;

психолого-педагогические гостиные;

тематические круглые столы;

методическая литература.

2. «Семейный совет» - детско-родительское управление деятельностью Дворца

Взаимодействие семьи и Дворца творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, привлечение к организации и проведению различных общественных мероприятий, оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы Дворца и экспертизе состояния учебно-воспитательного процесса, обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав всех участников образовательного процесса, качества и условий образования, а так же использование финансовых и материальных ресурсов.

Формы работы:

  • Родительские комитеты детских объединений и отделов
  • Родительские собрания «Семья и педагоги-партнеры в воспитании», «Склонности и интересы детей в выборе профессии» и т.д.
  • Попечительский совет

3. «Дом без одиночества» - поддержка семей, имеющих детей с особенностями в развитии

Зачастую такие семьи остаются один на один со своими проблемами. Родители замыкаются в своем горе и негативное отношение переносят на весь социум. Часто возникают амбивалентные состояния: желание рассказать о ребенке и страх быть не понятыми, отвергнутыми. И в этих ситуациях психологическая, социальная реабилитация в первую очередь необходима родителям, а затем уже детям. Все это и привело к развитию этого направления, главная идея которого заключена в его названии.

Формы работы:

  • семейный клуб;
  • реабилитационные тренинги;
  • совместная деятельность с органами соцзащиты;
  • круглые столы с приглашением специалистов разного профиля;
  • конференции;
  • праздники «Волшебный сундучок со сказками»;
  • творческие мастерские;
  • экскурсии.

4. «Семейные радости» - организация семейного досуга

Это направление деятельности помогает родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг-друга, поддерживают творческие начинания и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности. Приоритетными направлениями Дворца является приобщение к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей, организация досуговой деятельности.

Формы работы:

  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • клубные дни (школа семейных праздников «Роль семейных традиций в воспитании детей”)
  • часы общения «По секрету всему свету »
  • курсы кройки и шитья, театр моды;
  • секция аэробики и танца живота;
  • семейные походы выходного дня;
  • сеансы одновременной игры.

5. «Семья талантами богата» - семейное творчество

Деятельность педагогов коллектива по этому направлению помогает гармонизации детско-родительских отношений, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты. Родителям становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.

Формы работы:

  • совместные творческие проекты (« Бабушкины посиделки»)
  • семейный клубный день по интересам «Традиции в нашей семье»;
  • фестивали семейного творчества;
  • семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обрядах «Раз в крещенский вечерок»;
  • дни успехов;
  • дни здоровья;
  • походы выходного дня «Отдыхаем всей семьёй»;
  • совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);
  • выставки творческих работ «С мамой вдвоем украсим свой дом»; выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»
  • мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.).
  • тематические мероприятия (приложение 2);
  • семейные конкурсы («Загляните в семейный альбом», конкурс портфолио «Эстафета семейного успеха» и т.д).
  • отчетный концерт детей творческих объединений «Зажги свою звезду»

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, интернет-общение, творческие отчеты объединений Дворца, освещение деятельности в городских СМИ.

Координация и контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией Дворца творчества, родительскими комитетами отделов, Управляющим советом, которые анализируют ход выполнения плана по реализации программы, вносят изменения, осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации программы.

В результате реализации программы у родителей воспитанников повысился интерес к повышению психолого-педагогической культуры. Так по инициативе родителей в 2010 году была создана школа для родителей «Счастливые дети - счастливые родители», где работа ведется более углубленно по согласованному с родителями плану, появилась страничка для родителей на сайте учреждения, там же можно получить и Интернет-консультацию по любому интересующему вопросу.

Традиционный опрос родителей в конце прошлого 2009-2010 учебного года, выявил улучшение детско-родительских отношений и повышение уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса и условиями пребывания во Дворце детей и родителей, улучшился имидж учреждения в глазах горожан, что можно проследить в увеличении количества воспитанников с 2200 в2009-2010 году до 2350 в 2010-2011.

А, самое главное, произошло расширение воспитательного пространства нашего образовательного учреждения за счет вовлечения семьи в единое образовательное пространство и активное участие родителей в деятельности Дворца.

Заключение

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. Этому могут поспособствовать те практические рекомендации, которые были приведены в данном сборнике.

[Скачать с портала]

Консультация для педагогов дополнительного образования «Методы и формы работы с родителями»

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, позволяют удовлетворять разнообразные потребности учащихся и их родителей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, родителей.
Цель: систематизировать знания педагогов по организации работы с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
1) определить основные цели взаимодействия педагогов с родителями;
2) выявить и охарактеризовать эффективные формы, методы взаимодействия педагогов с родителями;
3) мотивировать педагогов к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала.

Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
В Слуцком Центре детского творчества система работы по взаимодействию с семьями учащихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.
Так, в начале учебного года в учреждении традиционно проходит Неделя учреждений дополнительного образования . Для ребят и их родителей запланированы увлекательные гид-маршруты, интерактивные площадки, путешествия, веб-витрины, демонстрирующие новые направления деятельности объединений по интересам, достижения учащихся и педагогов.
В практике работы Центра используются групповые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, досуговые мероприятия.
Апробированные формы родительских собраний:
открытый микрофон;
ярмарка творческих идей;
театрализованная гостиная;
академический концерт;
премьеры спектаклей;
концерты класса;
творческий отчет;
заседание музыкального клуба «Альтерация».
Формы досуговых мероприятий:
концерты-поздравления;
показ спектаклей образцовых коллективов;
конкурсы-фестивали;
экскурсионные поездки.
В Слуцком ЦДТ ежегодно проводятся праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями : «Любовью материнской мир прекрасен» (к Международному Дню матери), «Город счастливых надежд» (к дню защитника Отечества, Международному женскому дню), «Папа, мама, я – дружная семья» (к Международному Дню семьи), «Добрые ладошки» (к Международному дню инвалидов), «Театр плюс» (к Международному дню театра), «Прыйшлі калядкі, бліны, аладкі», «У хаце не сядзі – да нас прыхадзі, на Масленку паглядзі».


С целью проявления творческого потенциала семьи в учреждении проводятся разнообразные семейные творческие конкурсы . Среди них: психологический детско-родительский конкурс «Мы вместе!», конкурсно-развлекательная программа «Мой экипаж – семья!».



В работе учреждения широко практикуется вовлечение родителей в творческую жизнь детей . Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают помощь педагогам в организации фестивалей, конкурсов. Примером таких мероприятий могут послужить: международный фестиваль славянских культур «Светоч» (Эстония), международный детский фестиваль-конкурс «Черноморские легенды» (Абхазия), фестиваль дружбы и искусства «Дети гор и долин» (Польша, Словакия), международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!» (Франция), фестиваль «Болгарская роза» (Болгария).
Программа конкурсов-фестивалей, как правило, организована таким образом, что помимо конкурсных выступлений у учащихся и их родителей есть возможность познакомиться с достопримечательностями Польши, Словакии, Абхазии, Испании, Болгарии, Эстонии.
Работа с родителями строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
онлай-конференция;
дистанционное просвещение;
обучающий семинар;
обмен мнениями;
акция милосердия;
урок нравственности;
родительские мастер-классы;
заседание музыкального кафе (интерактивное занятие для начинающих цимбалистов);
родительская копилка (занятие, посвященное Всемирному дню ребенка);
брифинг (по профориентации);
творческая лаборатория;
вечер отдыха с родителями.



Таким образом, использование педагогами разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Дом детского творчества»

«Организация работы с родителями

(опыт работы)

Социальный педагог

С. Кочубеевское 2014 год

Введение ……………………………………………………………………………...3

Теоретическое обоснование…………………………………………………………5

Практическое решение……………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………………….21

Введение

Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Анализ работы социального педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с семьями воспитанников показывает, что в этом направлении работы происходят изменения, обусловленные требованиями общества к процессу социализации ребенка.

Изменения отражаются на формах взаимодействия с родителями, целях и задачах, на содержании и формах работы с семьей в целом.

Процесс социализации складывается не только из необходимых базовых знаний и поведенческих навыков. Работа социального педагога и вся воспитательная работа в учреждении построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно.

Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в социализации ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Цели одного из наиболее важных направлений в работе МОУ ДОД ДДТ – работе с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся для всестороннего развития личности ребенка.

Задачи в работе данного направления:

· Изучить потребности родителей в педагогических знаниях;

· Разработать систему взаимодействия социального педагога, психолога, педагогов с семьями воспитанников;

· Привлечь в систему работы специалистов различных специализированных служб и ведомств ;

· Разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями;

Теоретическое обоснование

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» накоплен определенный опыт работы с родителями.

Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.

В последние годы вопросы взаимодействия семьи и образовательных учреждений рассматривались доктором исторических наук, доктором философии, профессор Холостова издала ряд учебных пособий . В них не только изложена история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, но и сформулированы теоретико-методологические аспекты социальной работы, проанализированы социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы, указаны принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей. Рассмотрены особенности социальной работы в различных сферах жизни общества, описаны различные технологии социальной работы.

В 2011 году под редакцией и вышло в свет уникальное издание - "Энциклопедия социальных практик". В нём были собраны и рассмотрены новейшие методики организации социальной помощи и социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения - пожилых, инвалидов, семьи и детей.

Изучив её работы, я пришла к выводу, что социальная адаптация семьи должна происходить в нескольких направлениях

И если учреждение дополнительного образования не может значительно изменить материальное положение семьи, то оказать психолого - педагогическую поддержку, и помочь семье социализироваться – наши прямая обязанность.

В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Практическое решение

Цель:

Внедрение в работу с семьей современных форм и методик.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышений их педагогической культуры;
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в учреждении дополнительного образования;

Предполагаемый результат:

· Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

· Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов;

· Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

· Привлечение большего числа родителей в образовательно-воспитательный процесс ребенка;

Описание опыта:

В 2009 году я пришла в профессию «социальный педагог», и первый год работа с семьей была построена с использованием традиционных методик и форм педагогического просвещения родителей.

Но с введением образовательных стандартов и новых требований к качеству работы образовательного учреждения, повысились требования и к работе с родителями. Такие критерии как «качество» и «количество» стали неразделимы.

Для выполнения требований системы образования и в целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс были введены в работу социального педагога новые формы взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей.

«Культура поведения в семье»

«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому»

Особенно популярны среди родителей заседания, которые сочетаются с выступлениями детей и интересными развивающими играми – деловыми или ролевыми. В ролевых играх дети выполняют функцию родителей и подсказывают им, как бы они решили те или иные семейные проблемы. Благодаря использованию такой формы взаимодействия, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, они как бы оказываются на "территории интересов" ребёнка, учатся уважать его право на индивидуальность.

Особенно хочется отметить востребованность и эффективность индивидуальных консультаций. Вопросы, которые волнуют родителей, обусловлены социально-экономическими процессами в обществе и в каждой семье в частности. Больше всего волнует современных родителей следующие темы:

«Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка»

«Компьютерная зависимость»

«Организация досуга ребенка в домашних условиях»

«Формирование негативного отношения ребенка в ПАВ»

«Значение дополнительного образования на развитие ребенка»

«Что такое ответственность?»

Активным участников родительских университетов является психолог. Использование в работе психологических упражнений и тренингов, делает занятия не только интересными, но и плодотворными. Не обсуждая проблемы вслух, каждый участник может найти ее решение для себя.

Вот некоторые темы прошедших занятий:

«Профилактика кризисных состояний у подростков»

«Педагог и родители - схемы эффективного взаимодействия»

«Определение способностей ребенка»

«Учим ребенка общаться» и многие другие.

Ответы на эти вопросы родители получают не только у педагогов, но и у психолога. Примерное количество консультаций психолога в год составляет около 400.

Комфортное состояние ребенка в семье – это отдельное направление в работе всех педагогов Дома детского творчества. Для достижения целей в данном направлении используются различные формы совместной деятельности детей и родителей: спортивные соревнования, конкурса, игры, проекты.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа в объединениях, строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Педагоги стараются вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:

· проведение совместных праздников и развлечений;

· участие в совместных конкурсах, выставках, соревнованиях;

· организация экскурсий, походов, целевых прогулок;

· отчет перед родительской общественностью по полугодиям

Подготовка к праздникам и развлечениям начинается с обсуждения того, каким быть празднику, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям.

Это, как правило, позволяет сплотить семью, помогают членам семьи научиться ценить индивидуальность, решать конфликты.

Так, очень дружно и весело прошел спортивный конкурс для семей ДДТ «Папа, мама, я – спортивная семья».

В ежегодном конкурсе «Семья года» принимают участие семьи Кочубеевского района. По итогам прошлого года 1 место заняла семья Хлопцевых из с. Ивановского, 2 место заняла семья Белоцерковец с. Кочубеевское, 3 место заняла семья Ивановых с. Заветное.

Неотъемлемой частью стали тематические выставки детских работ, организованные педагогом Куртвелиевой каждому малышу сделать его работу помогают родители, и делают это с удовольствием потому, что темы выставок самые разнообразные: «Путешествие в подводный мир», «В гостях у Феи цветов». Особую теплоту и сказочное настроение несут в себе концерты, посвященный Дню матери «Мамины глаза» и конкурсные программы к 8 марта «Я + бабушка + мама», новогодние и Рождественские праздники. Педагоги дополнительного образования организуют конкурсную программу для детей из социально-незащищенных семей.

С целью привлечения родителей в процесс социализации детей в учреждении прошли конкурсы с использованием нетрадиционных форм:

интерактивная интеллектуальная игра «Радуга знаний» целью которой являлось создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, проходила с участием семейных команд, которые, передвигаясь по специальному игровому полю выполняли творческие и интеллектуальные задания на предложенные темы по направлениям литературы искусства, природы, музыки.);

конкурс семейных проектов «Мой дом» проводился с целью повышение интереса к совместной деятельности у детей и родителей и использование возможностей информационных технологий в организации семейного досуга. В ходе конкурса дети разрабатывали проекты, в которых рассказывали о буднях своей семьи, о семейных ценностях и традициях, праздниках, досуге и увлечениях, и т. д. Защищали же проекты взрослые, это условие обеспечило совместную работу над проектом. Победителям конкурса семье Крамаренко выпала честь быть членами жюри в районном конкурсе «Семья года»);

конкурс презентаций «Мы всегда вместе » был нацелен на поддержку семейных ценностей и родовой культуры. В конкурсе приняли участие семьи обучающихся различных направлений: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное. Представление презентаций прошло с участием родителей, что вызвало много положительных отзывов.)

Привлекают родителей большие районные праздники организатором которых выступает наше учреждение, это наши рождественские и пасхальные праздники: « За рождественской звездой», «Пасха – наш любимый праздник», где совместные игры и конкурсы создают праздничное настроение для взрослых и малышей.

Но самым запоминающимся, масштабным и волнительным является наш отчетный концерт к Дню защиты детей 1 июня . Когда и дети, и родители волнуются одинаково – дети, потому что им предстоит выступление на сцене, а родители переживают за детей.

Ежегодно праздничный зал собирает около 600 человек на представление. В прошлом году наш творческий отчет назывался «Волшебная сила ореха Кракатук».

Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.

На современную семью и её микроклимат оказывает особое влияние множество факторов: уровень образованности и культуры родителей, общественные процессы, помощь социальных институтов. Но еще одним из важнейших факторов остается финансовая составляющая. Тем более, если в семье есть ребенок-инвалид или ребенок в хроническими заболеваниями. Особый уход за таким ребенком не позволяет родителям выбрать высокооплачиваемую работу с большой затратой времени. И это, безусловно, сказывается на семейном благосостоянии.

В Доме детского творчества в 2012-13 учебном году обучались 10 детей-инвалидов и 10 детей с ограниченными возможностями здоровья и хроническими заболеваниями. Они посещали следующие объединения: основы компьютерной грамоты», «Мастерица», «Дошкольник», «оркестр народных инструментов», «Чудо-пластилин», «Арт-дизайн».

В связи с этим Дом детского творчества выступает инициатором благотворительного аукциона, который проходит ежегодно, в декабре месяце, с участием воспитанников учреждения. Воспитанники МОУ ДОД ДДТ предоставляют свои работы для продажи на аукционе. Данное мероприятие проводится совместно с Храмом Успения Божьей матери. Материальные средства, полученные от аукциона, передаются родителям детей – инвалидов, в том числе и обучающимся в МОУ ДОД ДДТ.

Кроме того, учреждение организует участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах различного уровня. В 2012 году Курбатова Влада и Терлецкий Даниил участвовали в двух международных конкурсах детского творчества: «Мир русского слова»(Германия) и «Краски осени-2012» (Санкт-Петербург). Работы этих детей были выставлены в различных выставочных залах, а затем направлены в детские дома , находящиеся в Европе.

Педагоги ДДТ, привлекая родителей к совместной деятельности, всегда находят слова благодарности для самых активных родителей. С целью поощрения родителей, прилагающих все усилия для развития талантов своих детей, в Доме детского творчества ежегодно проходит церемония награждения «Звездный час-2013», где номинация для родителей называется «Путеводная звезда».

Современные требования к образовательному учреждению предполагают наличие программы по работе с родителями, которая разработана и в нашем учреждении в 2013 году. Она охватила все направления работы с родительской общественностью, определила дальнейшие формы сотрудничества и называется «Азбука воспитания».

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Внедрение новых форм в работу с родителями принесла отрадные результаты:

1. Повысился уровень активности родителей не только на уровне учреждения, но и на уровне объединений.

2. Удалось привлечь большее количество родителей к просветительской работе в школе для родителей «Родительский университет»..gif" width="577" height="510">

Ольга Кребель
Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений . Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом . Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования , что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников , так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания . В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения . Это может быть :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения , знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на :

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия ;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей ;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции :

-Воспитательно -развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе ;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей .

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников , привитие навыков здорового образа жизни .

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями :

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями . На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов . Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями , идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной : “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии» ; «Учимся общению» , «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей » и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания . Оно может проходить в форме «круглого стола» , тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий - способствуют повышению педагогической культуры родителей , их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании , выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей . В определении тематики мероприятий участвуют родители .

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно . Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы , выслушивают пожелания родителей . В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МБУДО «Центр детского творчества» в Центре раннего развития

Цель : создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников ЦРР . В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач : изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей ; определение форм взаимодействия ; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

Этапы взаимодействия родителей , детей и педагогов :

Создание среды для знакомства, взаимодействия .

Формирование группы из родителей и обучающихся , готовых активно сотрудничать.

Организация и осуществление педагогической поддержки родителей .

Включение родителей в учебно- воспитательный процесс .

Осуществление обратной связи .

Формы работы :

Праздники «Волшебный сундучок со сказками» ;

Творческие мастерские;

Экскурсии.

Творческие мастерские;

Совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас» )

Совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно» , «Никого нет милее мамы» и т. д.);

Выставки творческих работ

Мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.) .

Тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания , открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом , помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника , создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей .

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Педагог-психолог Братцева И. А. Мир детства в 21 веке становится отражением.

Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБДОУ детском саду Л. А. Сидорова, старший воспитатель ГБДОУ детского сада Центрального района СПб «Радуга» Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Как мы знаем, индивидуализация образовательной.

План взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе ДОУ План взаимодействия с родителями на 2016-2017 год Месяц Формы работы Тематика наглядной информации Сентябрь Совместное оформление.

Система взаимодействия с родителями воспитанников по здоровьесбережению "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" Народная мудрость Условия, от которых.

Организация межкружковой интеграции в условиях дополнительного образования Организация между кружковой интеграции в условиях дополнительного образования. В настоящее время перед дошкольным образованием ставится.

Библиотека изображений:


Л.А.Латыпова,

ООДТДМ им.В.П. Поляничко, г.Оренбург

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.

Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.

Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей.

Понятие «интерактивные методы» («interactive » с англ.: «inter » означает «между», «active » - действовать) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).

К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.

Преимущества интерактивных методов в том, что они:

  • Ставят родителей в активную позицию;
  • Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • Проясняют родительские ожидания, представления;
  • Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.

  • Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:
  • упражнения, направленные на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра-энергизатор);
  • работа в группах;
  • тематическое выступление ведущего;
  • заключительное задание участникам;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • «обратная связь».

Существуют специальные приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. Одним из инновационных приемов является модерация.

Модерация –это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные, осознание собственных ресурсов в решении проблемы. Включает ряд этапов: определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов, обобщение и конкретизация результатов работы, подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Педагог, использующий данный прием, должен соблюдать следующие правила:

Не настаивать на собственном мнении и собственных целях;

Не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других;

Активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но при этом не высказывая предвзятые решения или утверждения);

Принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе;

Пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты;

Управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения.

Отличие модерации от «мозгового штурма» - в краткости высказываний, письменном обсуждении проблемы, голосовании с помощью специальных знаков, это могут быть цветные стикеры, что делает наглядным выбор большинства и самостоятельное решение проблемы.

Одной из форм дискуссионного общения родителей является родительский ринг, который позволит родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что не так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
  • Нужны ли наказания?

Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.

Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.

При дефиците времени эффективно использование метода «Аквариум» (образуются 2 круга: внешний - наблюдатели и внутренний - участники), когда 2 - 3 участника проживают ситуацию, а остальные анализируют ее со стороны и «сопереживают».

Меняются даже такие традиционные формы работы, как родительское собрание, планируя которое необходимо заранее обсудить выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением будет использование мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.

Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Эта форма работы отличается от семинара-практикума большим количеством специально подобранных игр и упражнений, отсутствием теоретической части, участием родителей и детей. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.

Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Однако если такая форма проводится впервые, следует помнить, что родителей надо заинтересовать, рассказать о назначении этого мероприятия, так как часто игру они воспринимают как что-то несущественное.

Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.

Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.

Для активизации всех участников в обсуждении проблемы можно рекомендовать работу в мини-группах (2 - 3 человека) или паре. В паре складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, кроме того, появляется возможность получить обратную связь и поддержку.

Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы («Мой ребенок и его друзья»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание» и т.д.). Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.

Говоря об использовании активных методов работы, мы намеренно не затрагиваем тренинги, так их могут проводить только психологи или педагоги, имеющие соответствующую подготовку и сертификат на ведение тренингов.

Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.

Рассмотренные формы работы не исчерпывают разнообразия возможных способов взаимодействия с родителями. Использование интерактивных форм требует высокого уровня психологической компетентности, прохождения самими педагогами тренингов и семинаров-практикумов с целью освоения этих форм работы, что актуализирует более тесное взаимодействие с психологами учреждения.

Литература:

1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,

г. Менделеевск, 2006.

3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

4. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.