Предельный объем муниципального долга не должен превышать. Государственный долг РФ, его структура, предельный объем, виды долговых обязательств

1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2020 предельный объем государственного долга субъекта РФ может превысить ограничения, установленные п. 2 ст. 107, при соблюдении условий, установленных ФЗ от 09.04.2009 N 58-ФЗ (ред. от 27.11.2017).

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2020 предельный объем муниципального долга может превысить ограничения, установленные п. 3 ст. 107, при соблюдении условий, установленных ФЗ от 09.04.2009 N 58-ФЗ (ред. от 27.11.2017).

3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.

6. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Решением о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

(см. текст в предыдущей редакции)

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


1. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
2. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
_Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга._
_3. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год._


В соответствии с п. 1 комментируемой статьи БК РФ предельные размеры всех долговых обязательств РФ - государственный долг (внутренний и внешний), внешние заимствования в обязательном порядке отражаются в федеральном законе РФ на предстоящий бюджетный год. Также устанавливается прямая взаимосвязь внешних государственных заимствований РФ и внешнего долга РФ. Так, применительно к внешним заимствованиям РФ законодатель устанавливает верхний предел в размере годового объема расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ (подп. 1 п. 2 комментируемой статьи БК РФ). Кроме того, законодатель рекомендует отражать предельные размеры долговых обязательств РФ по частям, соответствующим одной конкретной форме обеспечения данного долгового обязательства.
Так, например, в соответствии со ст. 107 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. был установлен верхний предел государственного долга РФ на 1 января 2003 г. по долговым обязательствам РФ в сумме 752,1 млрд рублей. Кроме того, Правительство РФ должно было устанавливать объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами РФ, и осуществлять их эмиссию в объеме, который бы не приводил к превышению предельного размера внутреннего долга РФ. В ст. 113 указанного Закона установлены по состоянию на 1 января 2003 г. верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 130,2 млрд долларов США и предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,6 млрд долларов США. В ст. 112 указанного Закона установлен верхний предел внешних государственных заимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 г. в сумме 2,19 млрд долларов США.
Согласно подп. 2 п. 2 комментируемой статьи БК РФ Правительству РФ в целях оптимальной реструктуризации внешнего долга РФ предоставлено право производить внешние заимствования в объеме, превышающем верхний предел, установленный в федеральном законе на предстоящий бюджетный год. Так, например, согласно ст. 112 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. Правительство РФ было вправе осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований в целях реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению.
В п. 3 комментируемой статьи БК РФ прописаны условия, необходимые для реализации Правительством РФ своего права на превышение предельного объема государственных внутренних и внешних заимствований РФ.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ с 1 января 2014 года абзац первый пункта 1 статьи 107 после слов "Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации" будет дополнен словами "на очередной финансовый год и каждый год планового периода".
1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган му-ниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государствен-ному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не мо-жет быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.
До 1 января 2017 года предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 107, в пределах объема государственного долга субъекта Российской Феде-рации (муниципального долга) по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) бюджетных кредитов, при-влекаемых в текущем финансовом году в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах указанных кредитов. До 1 января 2017 года верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга устанавливается с соблюдением условий, указанных в настоящей части (Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ (в ред. от 30.11.2011)).
2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 на-стоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюдже-та без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настояще-го Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема дохо-дов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополни-тельным нормативам отчислений.
4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превы-шает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (реше-нием) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного са-моуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ с 1 января 2014 года пункт 6 статьи 107 будет изложен в новой ре-дакции.
6. Законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верх-ний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела дол-га по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям.
Верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации и верхний предел государственного внешне-го долга субъекта Российской Федерации устанавливаются с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
Верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 настоящей ста-тьи.

Еще по теме Статья 107. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга:

  1. 7.3. Основания прекращения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга Российской Федерации и ее субъекта, муниципального долга

1. Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

2. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

3. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

4. В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

5. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

6. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

7. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

В объем муниципального долга включаются:

основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.