Наука и техника в византии. Средневековая византийская физика

Византийцы почтительно относились к науке, которую они называ-ли «философией». К ней они причисляли богословие, математику, при-родоведение, этику, политику, грамматику, риторику (красноречие), диалектику (логику), астрономию, музыку и правоведение.

Византийские богословы внесли весомый вклад в разработку православ-ного вероучения. При этом они опира-лись на античную философию, исполь-зуя, в отличие от европейских схолас-тов, работы не только Аристотеля, но и других античных ученых. Напрасно ломали головы над решением пробле-мы: как лучше познавать Бога — разу-мом или верой? По-разному отвечали также на вопрос: Бог или судьба управля-ют Вселенной и человеческой жизнью.

Византийские наука и техника значи-тельно опережали западноевропейские.

Византийский ученый Лев Математик положил начало алгебре, заменив цифровые символы буквенными. Он изобрел световой теле-граф , много хитроумных механизмов, которыми поражались иностран-цы. Это были подвижные статуи, механические певчие птицы и т. п.

X в. Из рассказа итальянского посла о приеме иностранных дипломатов во дворце императора Константина VII Багрянородного

Перед троном императора стояло медное, однако позолоченное дерево, ветви которого пестрели всякими птицами, сделанными из бронзы и также позолоченными. Птицы пели, каждая свою особую мелодию. Трон императора был устроен так искусно, что сначала казался низеньким, почти на уровне земли, потом несколько выше и, наконец, будто зависал в воздухе. Испо-линский трон окружали, словно дежурные, медные или деревянные... позолоченные львы, которые безумно били своими хвостами о землю, откры-вали пасть, двигали языком и громко рычали. После того, как я... в третий раз склонился перед императором, приветствуя его почтительно, я поднял голову и увидел императора уже совсем в другой одежде, почти под потол-ком зала, тогда как только что я видел его на троне на небольшом расстоя-нии от земли. Я не мог сообразить, как это случилось. Должно быть, его подняло вверх какое-то механическое устройство.

В Византии осуществлялись астрономические наблюдения , тесно связанные с астрологией . Византийские медики работали над диаг-ностикой — распознаванием недугов. Химических знаний византийцам хватило для того, чтобы наладить производство стекла, керамики, эмалей и красок. Они изобрели «греческий огонь» (им сжигали враже-ские корабли). Византийские путешественники и паломники совершили много важных географических наблюдений.

Из гуманитарных знаний в Византии особенно уважали правоведе-ние и историю. Наиболее выдающимся византийским историком был Прокопий Кессарийский , который описал царствование Юстиниана, своего покровителя. В XI в. прославился всесторонне одаренный ученый-энциклопедист Михаил Пселл . Материал с сайта

Михаил Пселл — богослов, филолог, правовед, физик, астроном, био-лог. Умело приспосабливался к политической обстановке — пережил девять императоров, даже стал первым министром.

Световой телеграф — сигнальные огни для передачи срочных сообщений на большие расстояния.

Астрономические наблюдения — наблюдения, связанные с астро-номией, то есть наукой о небесных телах.

Астрология — учение, согласно которому по расположению небес-ных тел можно предсказать будущее, судьбу человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.

Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».

Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.

Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.

В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.

Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.

Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.

В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.

Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.

Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.

Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.

Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.

Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.

Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.

Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.

В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.

Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.

Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.

Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.

Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.

Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.

Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.

Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.

Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.

Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.

В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.

Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.

Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.

Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Вопросы

1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.

2. Особенности византийской науки.

3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.

4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.

5. Материально-технические достижения Византии.

6. Образование в Византии.

Восточная Римская империя явилась преимущественногреческим государством, в подавляющем большинствехристианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия городаВизантий, на месте которого император Константин I Великийзаложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохиВозрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ееРимской. Несмотря на достаточно сомнительный выборназвания, термин «Византийская империя» широко используетсяв современной исторической науке. Сами жители восточнойРимской империи называли себя «ромеями» (ρωμαίοι), то есть«римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией»(Ρωμανία).Западные современники называли её «империягреков» из-за решающей роли в ней греческого населения икультуры. На Руси её также обычно называли «Греческимцарством».

Византийская наука оказала мощное воздействие намногие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византииносила сложный, противоречивый характер, сочетавшийантичные языческие традиции и христианское миропонимание,что отразилось на путях развития византийской науки. Несмотряна то, что христианство в империи ромеев было признаногосударственной религией, сохранялось глубокое уважение кзнаниям античной философии, поскольку в сознаниивизантийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римскимантичным миром. В то время, когда варварская Западная Европавступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римскаяимперия оказалась единственным очагом цивилизации икультуры во всей Европе, обеспечивая более высокийсоциально-экономический и культурный уровень натерриториях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана схристианским учением. При этом особый интерес былнаправлен на античную философию, и попытку ее развить.Византийское научное мышление складывалось впротиворечивой обстановке утверждения христианскогомиросозерцания на основе этических и естественно-научныхвоззрений античности. Таким образом, наука базировалась надвух различных картинах мира: языческого эллинизма, с однойстороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерностремление к систематизации, что свойственно христианскомумировоззрению вообще, а также обусловлено влияниемгреческой античной философии, прежде всего Аристотеля,задавшего тенденцию к классификации. В Византии создаютсятруды обобщающего характера, в которых происходитклассификация и систематизация всего, что было достигнуто кэтому времени в науке. Основные интеллектуальные усилиявизантийских ученых заключались в формальном изучениивновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации ужедостигнутого, что приводило к энциклопедичности. Веласьбольшая работа по систематизации и комментированиюантичных авторов. Составляются энциклопедии по истории,сельскому хозяйству, медицине, собирается богатыйэтнографический материал о жителях сопредельных стран.


Науку в Византии понимали в соответствии с античнойтрадицией как умозрительное знание, в противоположностьпрактическому, эмпирическому знанию, считавшемусяремеслом. Следуя античному образцу, под названиемфилософии были объединены все науки – математика,естествознание, этика грамматика, риторика, логика,астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскинразделял философию на теоретическую, касающуюся знания, ипрактическую, относящуюся к добродетелям. В теоретическийраздел он включал физику, математику, и теологию, а впрактический раздел – этику, экономику (бытовая этика) иполитику. Логику он считал инструментом философии. ИоаннДамаскин дал систематическое изложение философско-логических понятий, а также космологических, психологическихи других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишьпассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясьпростым усвоением знаний, приобретенных в предшествующиевека, в ряде отраслей византийцы совершили определенныешаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, чтоскорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математиквпервые применил буквы в качестве алгебраических символов.

С ростом провинциальных городов, подъемомремесленного производства большее значение стало отводитьсяразвитию знаний, направленных на решение практических задачв области медицины, сельского хозяйства, строительства.

Успешно развивались кораблестроение, архитектура,добывающая промышленность. Происходит накоплениепрактических знаний, вызванных потребностями мореплавания,торговли. Развиваются естественные науки, что сопровождаетсярасширением представлений о природе. Подъем научных знанийсвязан с зарождением рационализма в философской мыслиВизантии.

Представители рационалистического течения ввизантийском богословии и философии пытались примиритьверу и разум, так же как и западноевропейские схоласты. Встремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что дляприближения к постижению Бога необходимо изучатьокружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологиюестественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новымэтапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере,основанной на авторитете, приходит изучение причинностиявлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистическоготечения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаныстремлением освоить и использовать античное наследие,обеспечить ему достойное место в системе христианскогомировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностейхристианского учения, Пселл использует высказывания оприроде души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занималсяпроблемами естествознания, космологии. Причем в вопросыестествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По егомнению науки должны взять от математики ее числовой метод игеометрическое доказательство, которые обладают свойствомлогически принуждать к признанию положений истинными илиложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и неполучили в Византии широкого распространения. В отличие отзападной Европы рационализм не стал ведущим направлением ввизантийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию,восходящую к античности, практической науке в Византииудалось достичь определенных результатов в решении многихутилитарных задач, что долгое время обеспечиваломатериально-техническое превосходство империи. Наиболеезнаменитый в литературе пример – используемый в военномделе так называемый «греческий огонь», представлявший собойсмесь нефти и серы.

В империи активно развивалось горное дело как отрасльнауки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки,извлечения из недр и первичной обработки полезныхископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период,в Византии добывались строительные, отделочные иполудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь,свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степеньразвития металлургии – важный показатель технико-экономического уровня страны, поскольку представляет собойочень обширную область экономики, науки и техники,охватывающую процессы получения металлов, изменения иххимического и физического состава и придания определенныхформ. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть,окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавыприменялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленномпроизводстве, военном деле. Производство черных металлов –чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийскойэкономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства,городского ремесла являлась всеобъемлющая государственнаярегламентация. С одной стороны, поддержка государства

обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличиегосударственных заказов, безопасность на дорогах и в городахимперии, с другой, цехи теряли свою самостоятельность ипопадали под строгий контроль центральной власти, что вело кпотере инициативы, застою в развитии. Противоречивыепоследствия для развития и внедрения практических знанийимела и установка византийцев на сохранение античногонаследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII векаоставаться Византии самым передовым государством в Европе вобласти производства керамики, стекла, строительства,кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация насохранение античных традиций неизбежно стала тормозомтехнического развития, и постепенно наметилось отставаниебольшинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение.

Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством,в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию вАфинах, где язычники изучали и преподавали классическуюгреческую философию. Было запрещено вестипреподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам.

Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников,потерю ими существовавших ранее привилегий, учебныезаведения продолжали работать. Константинопольскийуниверситет занимал ключевое место в культурной жизнигосударства, представляя собой крупнейший образовательный инаучный центр. На протяжении всей истории Византии еежители в сравнении с жителями средневековой западной Европыв целом были существенно более образованными. Византийскиешколы являлись важнейшим источником знаний об античности.

Конечно, постепенно церковная литература проникала вобразовательные программы светских учебных заведений. Но,несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин,школы оставались светскими, а сама система образования,особенно в начальной школе, была очень близка к античной.

Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера,Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Длялучшего понимания античных работ учащимся давали сведенияпо античной истории и мифологии. В трактате «К юношам отом, как с пользой читать языческих писателей» ВасилийКесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться кчтению произведений античных авторов и толковать их в светехристианской морали, но считает эти произведения безусловнополезными.

Интересно, что тетради византийских школьниковобнаруживают определенное сходство с античными учебниками.Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, теже сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаютсялишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычныхупражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также вобращении к Богу в начале первого листа и нарисованном крестев начале каждой страницы. Школьный курс состоял из изученияграмматики, риторики, философии, математики, юриспруденциии музыки. Включение в школьные программы музыки, илигармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой,которая наряду с математикой и астрономией помогалапознавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались нетолько количественные свойства звуков, но и их физическаяприрода.

В изучении математики в качестве основного пособияиспользовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы.Как учебные руководства применялись «Арифметика»Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» ГеронаАлександрийского. В изучении астрономии как науки о числах,прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест»Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовалсякак пособие по астрологии, которая также была включена впрограмму преподавания. В VII в. более популярным сталучебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средствомразвития и совершенствования личности. Сословныхограничений на получение риторического образования несуществовало, однако им могли овладеть лишь те, кто былспособен оплатить достаточно дорогое обучение в школахриторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, которыйставился выше других ораторов.

Начальные школы в империи функционировали не тольков городах, но и в сельской местности. Высшее образованиеможно было получить только в крупных городах. Основнымцентром просвещения в государстве был Константинополь. В425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе былсоздан университет. Было определено число преподавателей внем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2преподавателя права и 1 философ. Они считалисьгосударственными чиновниками и получали жалованье изимператорской казны. Феодосий специальнымигосударственными актами обеспечил задачу контролягосударства над студентами. Каждый студент был обязанпредставить документальное свидетельство о происхождении, осостоянии его родителей, требовалось указать науки, которымион намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие вразвитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VIМудрый известен как ученый, написавший большое числосветских и богословских сочинений. Кесарем Вардой былаучреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначенкрупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школарасполагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике,геометрии и астрономии. Разносторонними познаниямиотличался император Константин VII Багрянородный. По егораспоряжению и при непосредственном участии былисоставлены многие энциклопедии (около полусотни) поразличным отраслям знаний. Император Константин IXМономах создал две школы: философии и права. Императорлично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции.

Руководителем философской школы был назначен МихаилПселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этогопереходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованиемпроизведений Платона, которого считал наиболее значительныммыслителем и даже ставил на один уровень с ГригориемБогословом.

Покровительственное отношение императоров кобразованию и науке объяснялось не только и не столько ихлюбовью к знаниям, сколько практическими соображениями, таккак успешное функционирование византийскогогосударственного аппарата требовало наличия грамотных иобразованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получатьопределенные знания и информацию, и, в дальнейшем,генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бызанять место в бюрократической структуре, соответствующееопределенной квалификации. Познавательная мотивация ввизантийском обществе была слабой, знания не былисамоцелью, они были подчинены принципам функционированиябюрократической машины.

Высокая квалификация государственных служащих долгоевремя обеспечивала преимущество Византии в сравнении сЗападной Европой. Не только светская, но и церковнаяадминистрация в значительной степени состояла из тех, ктоуспешно окончил школу. Выпускники школ, независимо отсоциального статуса их родителей, могли стать чиновникамиимператорской или церковной канцелярии. Родители не жалелиденег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей.

(При этом сами преподаватели обычно получали такжежалование от государства.) Теоретически существовалсвободный доступ к самым высшим должностямгосударственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел наэто деньги. Разветвленный бюрократический аппарат для своегоуспешного функционирования нуждался в образованных играмотных людях, в связи с чем, светское образованиеприобретало особую значимость. Это объясняет, почемуВизантийские школы, в отличие от западноевропейских, небыли подчинены церкви. Конечно, наряду со светскимишколами существовали и церковные учебные учреждения. С IXвека, например, существовала духовная школа (патриаршаяакадемия), программа обучения которой была сосредоточена натолковании священных текстов. Но учащиеся также изучалириторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византиибыла подвергнута огосударствлению, а организаторские иуправленческие функции взяла на себя бюрократия.Административные предписания в области науки ипроизводства информации становятся одним из критериевистины, которая, должна соответствовать формальнымтребованиям, контролируемым бюрократией. Бюрократизация игосударственная регламентация имели двойственныепоследствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитиювизантийской науки и образования, а в других условияхстановились препятствием их развития. Чрезмернаяформализация стала характерной чертой византийской науки,бюрократизация привела к ее окостенению. Доминировалоутилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов иобработка ранее полученных знаний. Господствовала установка,согласно которой научную мудрость можно обнаружить вантичном прошлом, прямыми наследниками которого считалисебя византийцы. В результате формализованное античноенаследие превращалось в причину стереотипного мышления, недающего развития оригинальному научному творчеству.

Античные классики, а также Библия, составляли совокупностьвсего необходимого знания. Основой познания являласьтрадиция, которая, по мнению византийцев, обращалась ксущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь споверхностными проявлениями окружающего мира.Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи,которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом,воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление наВизантийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года палКонстантинополь. Этот черный день знаменовал конецВизантии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали иберегли науку античного прошлого. Политический упадокВизантии привел к активной трансляции научного опыта наЗапад, что стало важнейшим фактором, подготовившимзападноевропейское Возрождение.


На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Долгое время язычество существовало наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV-V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы. Так, видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (ок. 330-379) получил образование в высшей языческой школе в Афинах. В своих сочинениях он с большим уважением отзывался об античном культурном наследии и убедительно доказывал, что античная литература во многом предвосхитила появление христианства. Более того, Василий Великий и другие раннехристианские писатели указывали на необходимость получения христианами светского образования: по их мнению, оно способствовало бы лучшему пониманию «Писания» и истолкованию его с помощью приемов и средств античной образованности. Называя себя ромеями, а свою империю – Ромейской, византийцы-христиане гордились тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, – столь могущественна была историческая инерция античного мира. Однако из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.). Все они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики.

Своеобразными энциклопедиями естествознания в ранневизантийский период стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на Шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда – тезис о непорочном зачатии и т. п.).

Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (т. е. «Плавателя в Индию»). Наряду с этим в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.

Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Образование в Византии. Государственным языком в Византии был греческий: на нем велось обучение в школе, составлялись документы, говорили чиновники, солдаты, жители городов. Дети 6-7 лет поступали в начальные школы, где они 2—3 года учились читать, писать и считать. Начальное образование было бесплатным. Те, кто мечтал стать чиновником, продолжали обучение в школе грамматика .

Каждый чиновник должен был без единой ошибки записывать распоряжения начальников, изысканным языком составлять доклады. Поэтому в школе грамматика усердно изучали сочинения античных историков и писателей.

Высшие школы готовили чиновников высокого ранга; здесь получали образование дети вельмож, будущие ученые. Подобные школы были в Константинополе, Афинах, Александрии и других крупных городах. Императоры покровительствовали высшим школам: преподаватели получали хорошее жалованье, продукты, шелковую одежду и подарки на религиозные праздники. Материал с сайта

Византийские ученые. Византийцы, считавшие себя наследниками римлян, чтили свою историю. Произведения знаменитых историков древности были образцом для византийских авторов. Самым известным из них был современник императора Юстиниана Прокопий Кесарийский . Главный его труд «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» прославляет императора и военные победы Византии. В глубокой тайне Прокопий писал еще одно сочинение. Оно сохранилось и получило название «Тайная история» . В ней автор обличает Юстиниана, его властную жену Феодору, нравы двора. Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. Необычайной ученостью отличались сочинения Льва Математика , жившего в IX веке. Он впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Поэтому его считают основателем новой науки — алгебры . Лев Математик прославился множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния. Он был также автором удивительных механизмов, устроенных в тронном зале императорского дворца.

На протяжении всего Средневековья византийцы с большим уважением относились к образованию, знаниям, науке.

На этой странице материал по темам:

  • Знаменитые ученые византии

  • Почему в византии многие стремились получить хорошее образование

  • Почему в византии много стремились получить хорошее образование?

Вопросы по этому материалу: