Мрот - минимальный размер оплаты труда в рф. Все размеры мрот Мрот, установленный федеральным законом

Государственное регулирование в России в соответствии с конституцией носит социальный характер, для этих целей был введен норматив минимального размера оплаты труда — Минимальная зарплата в России.

Что такое МРОТ в России

Минимальный размер оплаты труда (сокращенно МРОТ) это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

  • МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).
  • Хотя минимальный размер применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Минимальный размер оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Кем и как устанавливается

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в России на федеральном уровне устанавливается только Правительством.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата на региональном уровне определяется путем заключения трехсторонних соглашений между представителями профсоюзов, работодателей и органов государственной власти субъектов.

В законодательстве не устанавливается конкретная дата. Изменение минимального размера оплаты труда происходит по специальному постановлению Правительства Российской Федерации.

Чем обеспечивается

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  3. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. другими работодателями — за счет собственных средств.

Кем контролируется

Соблюдение норм о минимальном размере оплаты труда контролируется:

  • Министерством труда и социальной защиты
  • Финансовыми органами
  • Государственной инспекцией труда
  • Органами Прокуратуры.

Позиция профсоюзов

Федерация независимых профсоюзов РФ считает

«То, что МРОТ должен рассчитываться не ниже прожиточного минимума, это безусловно. Но какого прожиточного минимума? Тот прожиточный минимум, который рассчитывается сейчас, он рассчитывается по ущербной методике, которая была введена в 1991 году первым правительством Гайдара как кризисная методика для использования ее в течение полугода. Прошло 20 лет, а она по-прежнему используется. Фактически — это уровень физиологического выживания. Его никак нельзя назвать реальным минимальным уровнем оплаты труда «.

Региональная минимальная заработная плата

В виду различного уровня жизни между регионами России, в трудовом кодексе РФ статьей 133,1 предусмотрено право региональной власти устанавливать свой минимум.

Как и кем устанавливается в регионе

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в региональных сми сети интернет.

Объединение МРОТ и Прожиточного минимума

Владимир Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года, а в 2018 году предложил ускорить объединение показателей с 11 мая 2018 года.

Министерство труда и социальной защиты утвердило, что Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года.

Для чего используется

Минимальный размер применяемый для регулирования оплаты труда в РФ, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Данный показатель дает ответ на вопрос, сколько и какую минимальную зарплату должен платить работодатель работнику на территории России, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (устанавливается отдельно).

Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:

  • у сотрудника нет заработка в расчетном периоде;
  • средний заработок меньше МРОТ;
  • страховой стаж сотрудника составляет менее шести месяцев;
  • работник нарушил больничный режим без уважительной причины.

Минималка также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера.

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере, меньшем установленного показателя. Правда, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то в месяц он может получать сумму, меньшую, чем минималка, и законодательных препятствий здесь нет.

МРОТ по годам в России

Показатель применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда

Сумма минимального
размера оплаты
труда
(руб., в месяц)

Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда

с 1 января 2019 года 11 280,00 Федеральный закон
28.12.2017 № 421-ФЗ
с 1 мая 2018 года 11 163,00 Федеральный закон
от 07.03.2018 № 41-ФЗ
9 489,00 Федеральный закон
от 28.12.2017 № 421-ФЗ
7 800,00 Федеральный закон
от 19.12.2016 №460-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 02.06.2016 № 164-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 14.12.2015 № 736-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 01.12.2015 № 408-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 02.12.2013 № 82-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 03.12.2012 № 232-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 24.06.2011 № 106-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 24.06.2008 № 91-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 20.04.2007 № 54-ФЗ

ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

Нынешняя среда в расписании правительства стала социальным днем. Профсоюзы, работодатели и правительство России подписали новое Генеральное соглашение сроком на 3 года. При этом премьер-министр Владимир Путин озвучил обещания по индексации минимального размера оплаты труда (МРОТ) на уровень ожидаемой в 2011 году инфляции, финансированию программы занятости населения, развитию социального страхования и совершенствованию пенсионного законодательства.

Удовлетворение без разногласий

В среду между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством России было подписано новое Генеральное соглашение на 2011-2013 годы. Документ был завизирован министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой, председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным в присутствии премьера Владимира Путина.

Глава правительства выразил удовлетворение тем, как налаживается в стране эффективный механизм урегулирования трудовых отношений.

Генеральное соглашение - второе в истории новой России соглашение, заключенное без разногласий сторон, заявил премьер-министр. "Подготовка этого документа потребовала большой и кропотливой работы со стороны всех участников. Это была сложная работа со спорами, иногда с ультиматумами. Но она доведена до логического и позитивного завершения. И главное - она показала, что в нашей стране отлажен цивилизованный и эффективный механизм урегулирования трудовых отношений", - сказал В.Путин.

Он подчеркнул, что "в этом диалоге нет места ни конфронтации, ни популистским, заведомо невыполним обещаниям, наоборот - очевидно стремление конструктивно решать возникающие проблемы через переговоры и поиск взаимоприемлемых решений".

Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. В числе приоритетных целей соглашения - создание условий для оживления экономики в посткризисный период, повышения ее конкурентоспособности, роста производительности труда, для обеспечения стабильной занятости и развития эффективной инфраструктуры рынка труда. Также соглашение должно способствовать подготовке квалифицированной рабочей силы, обеспечению безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, поддержания социальной стабильности.

Скромный МРОТ

Праздничная обстановка подписания соглашения была сдобрена новостью о том, что с июня будущего года будет увеличен МРОТ.

С 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет проиндексирован на 6,5%, сообщил Владимир Путин.

В настоящее время размер МРОТ составляет 4330 рублей. После повышения он составит 4611 рублей, то есть вырастет на 281 рубль.

Как заявил В.Путин в среду журналистам, он долго обсуждал эту тему с главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым. "Мы долго на эту тему дискутировали и пришли к общему решению: с 1 июня 2011 года МРОТ должен быть повышен на 6,5%. Естественно, такое повышение будет способствовать общему росту зарплат и в бюджетном секторе, и в целом по экономике. Особенно для тех работников, чей труд пока оценивается, мягко говоря, не слишком высоко", - подчеркнул премьер.

В.Путин напомнил, что повышение МРОТ было основным вопросом, по которому сторонам не удавалось договориться в предыдущих соглашениях. "Эта тема неоднократно поднималась и представителями профсоюзов, и просто гражданами", - заметил он.

Премьер напомнил также, что действующий МРОТ был установлен два года назад - 1 января 2009 года.

"Сумма очень скромная, но в соответствии с действующим законодательством она имеет определенное значение", - подчеркнул глава правительства.

В.Путин заметил, что в тот момент, когда утверждался этот МРОТ, страна столкнулась с развитием мирового экономического кризиса: "Каждый помнит, как было тревожно, никто не знал, как будут развиваться события".

"Тогда основной целью было обеспечение занятости населения, поддержка граждан с фиксированными доходами, в первую очередь пенсионеров", - отметил В.Путин.

Как заявил премьер, "сегодня мы сделали все, чтобы эти задачи были решены, и как бы ни было сложно, считаю будет правильным вернуться к вопросу об увеличении МРОТ".

Ощущение радости от очередного повышения МРОТ портит тот факт, что наш зарплатный минимум все еще находится на задворках Европы. Отечественный зарплатный минимум в 4330 рублей в месяц, переведенный в евро (по курсу на то время), составил на начало 2009 года чуть более 100 евро и оказался ниже самого худшего показателя по ЕС, зафиксированного в Болгарии. Правда до этого наш МРОТ вообще не шел ни в какое сравнение с европейским аналогом - 2300 рублей. За два последних года российский минимум зарплаты в пересчете на сегодняшний курс евровалюты к рублю чуть превысил уровень в 107 евро. То есть благодаря исключительно валютным движениям он вырос за два года на 7%. Но с учетом инфляции, которая составила в 2009 году 8,8%, а в 2010 году будет примерно на этом же уровне, этот "приварок" оставил горькое послевкусие.

Современный экономический словарь поясняет, что минимальная заработная плата - это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Величина МРОТ не обязательно должна быть привязана к прожиточному минимуму. В разные периоды истории она определяется финансовыми возможностями государства.

Вообще-то в ФНПР рассчитывают, что генеральное соглашение между правительством РФ, работодателями и профсоюзами позволит устранить ситуацию, при которой в ряде регионов базовый оклад бюджетников почти в полтора раза меньше минимального размера оплаты труда.

"В проекте соглашения, которое должно быть подписано, зафиксировано положение о том, что должна быть разработана система базовых окладов работников бюджетной сферы. На самом деле, принципиальный вопрос состоит в размере базовых окладов. Федерация независимых профсоюзов России считает, что эти оклады не должны быть меньше минимального размера оплаты труда", - заявил в среду "Интерфаксу" секретарь федерации Александр Шершуков.

Вместе с тем, по словам представителя ФНПР, в регионах достаточно часто МРОТ бюджетника оказывается выше базового оклада почти в 1,5 раза.

"У бюджетников таких ситуаций сплошь и рядом. В целом ряде регионов базовые оклады составляют две с небольшим тысячи рублей, тогда как МРОТ сейчас - 4330 рублей. Эта система отдана на откуп регионам, которые жалуются на нехватку средств и пытаются подогнать расходы под имеющиеся финансы", - сказал он.

"Начинаются игры с цифрами. Получается так, что в рамках регионального базового оклада людям платят меньше МРОТ. При этом базовые оклады всюду разные, что неправильно", - заявил А.Шершуков.

По словам представителя ФНПР, для профсоюзного движения принципиальным является выполнение всеми сторонами положений соглашения.

"Мы надеемся, что документ подписывают для того, чтобы реализовывать, а не для того, чтобы заявить о формальных обязательствах, а потом их не выполнять", - сказал он.

Кстати, как сообщил А.Шершуков, несмотря на критику со стороны высшего руководства России предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о введении 60-часовой рабочей недели, работодатели не снимают этот вопрос с повестки дня, и готовят дальнейшее лоббирование своей идеи.

"Разговор идет о том, что несмотря на заявления президента, премьера и профсоюзов, РСПП не отзывает данное предложение, которое фактически остается и с повестки дня не снимается. Работодатели говорят, что их неправильно поняли, а сами ловко маневрируют и готовятся возобновить попытки лоббирования своих идей", - сказал А.Шершуков.

Пенсионная зависимость

Забота о социалке не знает границ. Правительство в сотрудничестве с работодателями и профсоюзами планирует осуществить ряд мер, направленных на развитие социального страхования и совершенствование пенсионного законодательства. Причем пенсионные выплаты должны больше зависеть от размеров страховых взносов.

"Планируется осуществить меры, направленные на обеспечение финансовой устойчивости системы соцстрахования, а также реализовать на практике новую систему обязательного медицинского страхования и программы модернизации здравоохранения, которые в ближайшие два года охватят все регионы страны", - сказал В.Путин на церемонии подписания Генерального соглашения.

Как отметил премьер, "перед нами также стоит задача по совершенствованию пенсионного законодательства, прежде всего в части усиления зависимости размеров страховых взносов и пенсионных выплат".

Нет предела совершенству

Премьер подчеркнул также, что "Генеральное соглашение закрепило намерение участников социального партнерства вместе работать над совершенствованием налогового законодательства, над повышением эффективности учреждений бюджетной системы, модернизацией и ростом конкурентоспособности компаний".

"Все это, несомненно, позволит создать в стране более комфортную деловую среду, даст новые импульсы развитию экономики, реализации инфраструктурных проектов, повышению качества ключевых социальных услуг", - заявил глава правительства.

В.Путин назвал также среди основных направлений нового Генсоглашения тему охраны труда, обеспечения безопасности на производстве.

Он сообщил, что "будет реализована программа по улучшению условий и охраны труда, актуализирована нормативная база".

Премьер высказался за последовательное внедрение в РФ лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, отметив, что это подразумевает ратификацию ключевых конвенций Международной организации труда.

Кроме того, по словам В.Путина, правительство России в 2011 году продолжит активную политику на рынке труда. Так, участники подписанного соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством договорились о развитии государственной политики в области занятости.

"На программы занятости из федерального бюджета выделяется почти 28 млрд рублей", - сообщил премьер-министр.

Величина МРОТ устанавливается федеральным законом 82-ФЗ от 19-06-2000 г. и через определённое время корректируется в связи с инфляцией. Произошли следующие изменения в 82-ФЗ: в ред. Федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ. И последнее изменение от 01.06.2011 № 106-ФЗ,

Что такое МРОТ? Для чего он нужен?

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда МРОТ применяется для:

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • а также для иных целей обязательного социального страхования.

1. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. В размер минимального размера оплаты труда МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 1 июня 2011 года № 106-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА" МРОТ

Статья 1
Внести в "статью 1" Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 1
Установить МРОТ минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.".

Статья 2
с 1 июня 2011 года .

Президент РФ
Д.МЕДВЕДЕВ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА" мрот

Статья 1
Внести в "статью 1" Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц.".

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

197-ФЗ Трудовой Кодекс РФ Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда МРОТ

Статья 133. Минимальный размер оплаты труда МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы МРОТ в субъекте РФ

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы МРОТ в субъекте РФ: Москва, Санкт-Петербург.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета .

Региональный МРОТ 2010, 2011 установлен и действует в 27 из 83 субъектов РФ.

МРОТ 2011 Москва с 01 июля 2011 г. равен 11 100 руб.

С 1 января 2011 года минимальный размер оплаты труда в городе Москве составлял 10 400 рублей
С 1 июля 2011 года минимальный размер оплаты труда в городе Москве составляет 11 100 рублей

Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в городе Москве установлено трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей: ""

МРОТ по Московской области на 2011 г.

Правительство Московской области, областное объединение организаций профсоюзов, а также объединений работодателей Московской области подписали трёхстороннее соглашение от 03.02.2011 № 1 о региональном минимальном размере оплаты труда.

На территории Московской области установлена минимальная заработная плата МРОТ в размере:

  • с 1 января 2011 г. - 6700 руб.,
  • с 1 июня 2011 г. - 7229 руб.

ТАБЛИЦА МРОТ по субъектам РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская обл., ХМАО, Калининградская обл.

Примечание : У работников организаций, финансируемых из федерального бюджета ("бюджетников") МРОТ в любом регионе равен 4611 руб.

Наименование субъектов РФ МРОТ c 01.06.2011 Наименование субъектов РФ МРОТ c 01.06.2011
г. Москва 11 100
10 400
Самарская область 7304 * за I квартал 2011 г.
7336 за 2-й квартал 2011 г.
Величина РПМ * Утверждается ежеквартально.
г. Санкт-Петербург 7300
действует до 31 декабря 2011 г.
Челябинская область 7543
120% от РПМ за II квартал 2011 г.
Московская область 7229
7690 c 01/10/2011 г.
Ленинградская область 6100 действует до 31 декабря 2012 г.
Нижегородская область 4611 Свердловская область 7485
Величина РПМ * за 3 квартал 2011 г.
Утверждается ежеквартально.
Новосибирская область 7800 - для внебюджетной сферы
5400 - для сельского хозяйства
Адыгея Республика 4611
Алтайский край 6330 - для внебюджетной сферы
5113 - для с/х
Амурская область 5357
Архангельская область 5329 Астраханская область 4611
Башкортостан Республика 5500 Белгородская область 4611
Брянская область 4611 Бурятия Республика 5338
Владимирская область 4611 Волгоградская область 6993
Вологодская область 4611 Воронежская область 4611
Дагестан Республика 4611 Еврейская АО 6574
Забайкальский край 6664,88
Величина РПМ * за I квартал 2011 г.
Соглашение действует на 2011-2013 г.г.
Ивановская область 4611
Ингушетия Республика 4611 Иркутская область 4611
Кабардино-Балкарская Республика 4611 Калининградская область 6000
Калмыкия Республика 4611 Калужская область 6207
Камчатский край 5296 Карачаево-Черкесская Республика 4611
Карелия Республика по северной части (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) - 7313 рублей;
в Республике Карелия кроме северной части - 6395 рублей.

Примечание : Это НЕ касается работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия.

Кемеровская область 4611
Кировская область 4611 Коми Республика 4611
Корякский АО Костромская область 4611
Краснодарский край 6112 Красноярский край в г. Норильске - 8279 рублей;
в Северо-Енисейском районе - 7324 рубля;
в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе - 8279 рублей;
в Туруханском районе - севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 7643 рубля; южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 6687 рублей;
в Эвенкийском муниципальном районе - севернее параллели 63° северной широты - 7643 рубля; южнее параллели 63° северной широты - 7324 рубля;
в г. Енисейске - 5732 рубля;
в г. Лесосибирске - 5732 рубля;
в Богучанском районе - 5732 рубля;
в Енисейском районе - 5732 рубля;
в Кежемском районе - 6687 рублей;
в Мотыгинском районе - 5732 рубля.
Для организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы устанавливается в размере 5095 рублей.
Курганская область 5114 Курская область 5676
РПМ на 2-й квартал 2011 г.
Липецкая область 4611 * Магаданская область 6500
Марий Эл Республика 4611 Мордовия Республика 4611
Мурманская область 7903 Ненецкий АО
Новгородская область 4611 Омская область 4611
Оренбургская область 4611 Орловская область 4611
Пензенская область 4611 Пермский Край 4611
Приморский Край 4611 Псковская область 4611
Ростовская область 5497 Рязанская область 5800
Саратовская область 4611 Саха (Якутия) Республика
Сахалинская область 9200 Северная Осетия - Алания Республика 4611
Смоленская область 4611 Ставропольский Край 4611
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 8279 Тамбовская область 4760
Татарстан Республика 4611 Тверская область 5700
Томская область 6372 Тульская область 4640
Тыва Республика 4611 Тюменская область 5200
Удмуртская Республика 4611 Ульяновская область 4611
Усть-Ордынский Бурятский АО Хабаровский край 5629
Хакасия Республика Ханты-Мансийский АО (ХМАО) - Югра 9415
10250 c 01 октября 2011 г.
Чеченская Республика 4611 Чувашская Республика 4611
Чукотский АО 4611 Эвенкийский АО 7643
Ямало-Ненецкий АО 9536 Ярославская область 4611

Примечание :
1. РПМ * - региональный прожиточный минимум. Должен устанавливаться ежеквартально.
2. МРОТ, отличный от 4611 руб., не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета ("бюджетников").
3. Нет вашего МРОТ или наша ошибка - .

Выплата заработной платы ниже МРОТ ст.5.27 КоАП РФ может повлечь административную ответственность:

  • для руководителя организации - штраф от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя - штраф от 1 000 до 5 000 рублей или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;
  • для организации - штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.

Динамика изменения МРОТ в России с 2000 по 2014 год

Срок, с которого установлен
минимальный размер
оплаты труда
Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший минимальный
размер оплаты труда
С 1 января 2014 5554 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ
С 1 января 2013 5205 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ
с 1 июня 2011 г. 4611 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 № 106-ФЗ
с 1 января 2009 г. 4330 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ
с 1 сентября 2007 г. 2300 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ
с 1 мая 2006 г. 1100
с 1 сентября 2005 г. 800 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 января 2005 г. 720 cт. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 октября 2003 г. 600 ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 № 127-ФЗ
с 1 мая 2002 г. 450 ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ
с 1 июля 2001 г. 300
с 1 января 2001 г. 200 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г. 132 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Сумма выдачи работнику меньше МРОТ - нарушение?
Какой штраф ждет компанию, если выплатит зарплату ниже МРОТ?

Ниже МРОТ не может опускаться именно сумма начисленной заработной платы .

Если работник проработал 1 ) полный месяц и 2 ) выполнил все свои трудовые обязанности, то его заработная плата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 Трудового кодекса РФ ). Но заработная плата работника - это его доход, который облагается НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ ). По законодательству не требуется, чтобы ниже МРОТ не опускалась сумма, которую работник получает на руки.

Штрафы за нарушение Трудового Кодекса РФ

Если организация выплатит зарплату ниже МРОТ, то ей грозят санкции, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ :
  • Административный штраф на должностных лиц: от 1000 до 5000 руб.,
  • На юридических лиц штраф: от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если не соблюдается размер МРОТ , установленный региональными властями, санкции будут в соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ - предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб. для работодателя.

Корректировка штатного расписания и северный МРОТ 2011

С 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда по России - 5205 руб.
А минимальная заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре - 9415 руб.
Работодатель обязан произвести корректировку должностных окладов.

Каким должен быть минимальный должностной оклад в штатном расписании?

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:
  • оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 2 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На основании ст. 2 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12 Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

При выплате зарплаты необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, МРОТ = 4611 руб.

В тоже время, статьей 133.1 ТК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий указанный выше. При этом установление более высокого размера МРОТ допускается путем принятия субъектом РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате.

Если указанный нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели , осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату , размер которой не может быть ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ .

Трехсторонним соглашением "О минимальной заработной плате в Ханты-мансийском автономном округе - Югре" от 22 декабря 2010 года с 1 января 2011 г. минимальная заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлена в размере 9415 руб.

Таким образом, учитывая, что должностной оклад является лишь частью заработной платы , работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальную сумму оклада меньше МРОТ , но при условии , что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ.

Примечание :

1. Пунктом 1 ст. 2 Закона ХМАО от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» при исчислении заработной платы устанавливается районный коэффициент в размере 1,7. В соответствии с постановлением Минтруда России от 11.09.95 № 49 районный коэффициент начисляется на фактически полученную заработную плату.

2. Согласно приказу Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка к заработной плате составляет 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка. Данная надбавка является компенсационной выплатой.

МРОТ - это ограничитель минимума оплаты труда. Районные коэффициенты и процентные надбавки идут на оклад.
Поскольку заработная плата уже содержит вышеперечисленные надбавки, МРОТ не увеличивается на надбавки и районные коэффициенты.

Зарплата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий) или только из оклада (тарифной ставки). Месячная зарплата не должна быть меньше МРОТ. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ - федерального или регионального.

Согласно ст. 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. При переходе от выплаты зарплаты к выплате МРОТ нужно учитывать нормы этой статьи. Поэтому, нельзя перевести всех сотрудников на одинаковую минимальную оплату труда. Нужна дифференциация вознаграждения, хотя бы условная. Например, если заработная плата уборщицы равна МРОТ, зарплата инженера должна быть хотя бы немного, но больше.

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) - важнейший показатель, от которого зависят выплаты сотрудникам, он напрямую влияет на расчет зарплаты и пособий работникам.

Статья поможет узнать как учитывать доплаты, надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата при повышении МРОТ.

к меню

МРОТ на 2019 год по регионам: таблица

Помимо федерального МРОТ регионы устанавливают свой показатель. Убедитесь, что зарплаты в организации не ниже региональной минималки. За нарушение трудовые инспекторы организации и руководителю.

Даны значения регионального МРОТ для Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Центральный федеральный округ


Смотреть Величину МРОТ в вашем регионе

в формате.PDF 232 Кб по состоянию на 05.03.2019

  • на 26.11.2018
  • на 14.08.2018
  • на 25.07.2018
  • на 20.06.2018
  • на 09.06.2018
  • на 01.05.2018

к меню

МРОТ Москва 2019

МРОТ «минималка» в Москве пересматривается ежеквартально и зависит от размера . Если он снижается, то размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне. Если увеличивается, то с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления московского правительства об установлении прожиточного минимума трудоспособного населения, вырастает и минимальная зарплата. Об этом сказано в пунктах 3.1.1 и 3.1.2 постановления правительства Москвы от 15.12.15 № 858-ПП «О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».

  • С 1 января 2011 года МРОТ = 10 400 рублей
  • С 1 июля 2011 года МРОТ = 11 100 рублей
  • С 1 января 2012 г. - 11300 рублей,
  • с 1 июля 2012 г. - 11700 рублей.
  • с 1 июля 2013 года - 12 200 руб.
  • с 1 января 2014 г. - 12600 руб.
    с 1 июля 2014 г. - 12850 руб .
  • с 1 июня 2014 г. - 14000 руб.
  • с 1 января 2015 г. - 14500 руб.
  • с 1 апреля 2015 г. - 15000 руб.
  • с 1 июня 2015 г. - 16500 руб.
  • с 1 ноября 2015 г. - 17300 руб.
  • с 1 октября 2016 г. - 17561 руб.
  • с 1 июля 2017 г. - 17642 руб.
    Согласно постановлению правительства Москвы от 13.06.17 № 355-ПП и трехстороннему соглашению между правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей от 15.12.15 № 858-ПП,
  • с 1 октября 2017 г. - 18742 руб.
    Постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2017 г.

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.