Медицинская работа на первую категорию. Категории врачей-стоматологов

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории по диагностическим специальностям

(рентгенология, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, функциональная диагностика, клиническая лабораторная диагностика , бактериология,

лабораторная генетика, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза)

Аттестационный отчёт врача о проделанной работе - это научно-практический труд, в котором врач анализирует итоги своей профессиональной практики и служебной деятельности за последние три года по всем вопросам своей специальности.

1. Оформление аттестационного отчета

1.1. Общие требования (в соответствии с ГОСТ 7.32–91 и международным стандартом ИСО 5966–82): Аттестационный отчет должен максимально отражать собственный вклад автора в деятельность медицинской организации. Отчет должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, междустрочный интервал - 1,5. Страницы аттестационного отчёта должны иметь следующие поля: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм; абзацный отступ - 1-1,5 см. Основной текст работы следует выравнивать «по ширине». Объём аттестационного отчета на высшую квалификационную категорию должен составлять в среднем - 30-35 листов, на первую и вторую категорию - 20-25 листов, включая печатный текст, таблицы, рисунки. Обнаруженные ошибки и опечатки следует исправлять заштриховыванием белой краской (корректором) и последующим вписыванием исправлений чёрными чернилами.

1.2. Титульный лист аттестационного отчёта врача : Справа вверху - утверждение с подписью руководителя лечебного учреждения, заверенное круглой печатью лечебного учреждения, в котором работает (или работал) врач. В центре - заголовок: «Отчёт о работе за такие-то годы (указать отчётный период для врачей - 3 года), Ф. И.О. врача (написать полностью), должность, в соответствии с записью в трудовой книжке, полное наименование учреждения в соответствии с зарегистрированным Уставом, просимая категория, специальность (в соответствии с действующей номенклатурой специальностей). Внизу листа - наименование населённого пункта, год выполнения работы .

1.3. Вторая страница аттестационного отчёта врача: Вторая страница аттестационного отчёта должна содержать оглавление с указанием номеров страниц основных разделов аттестационной работы. Следует соблюдать строгий стиль оглавления, причём на титульном листе номер «1» никогда не ставят, но учитывают, что следующая страница имеет номер «2». Отсутствие оглавления будет свидетельствовать о небрежном и формальном оформлении работы.

1.4. Заголовки: Заголовки в отчёте выделяют более насыщенным и крупным шрифтом, никогда не подчёркивают и не заканчивают точкой. Переносы в заголовках недопустимы. Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов. Заголовки более высокого уровня центрируют, заголовки низкого уровня выравнивают по левому краю. Возможно выделение заголовков высокого уровня прописными буквами или специальными эффектами (тенью, выпуклостью). Целесообразно пронумеровать заголовки и начинать главу с новой страницы. Заголовки нумеруются арабскими цифрами, вложенные подзаголовки - через точку («1», «1.1», «2.3.1» и т. п.).

1.5. Оформление таблиц, рисунков, графиков: В аттестационный отчёт врача обязательно должны быть включены такие элементы нетекстовой информации, как рисунки, графики, таблицы. Для всех этих видов дополнительной информации применяется сквозная нумерация через всю работу. Например, если в первой главе две схемы, то первая схема в следующей главе будет иметь третий номер, а не первый номер. Все эти элементы нетекстовой информации нумеруются, если соответствующий элемент встречается в работе более чем один раз. Например, если в работе одна таблица, то её не нумеруют и обозначение «Таблица 1» над ней не пишут. Не следует загромождать работу излишними таблицами и диаграммами. Имеющиеся таблицы и диаграммы должны сопровождаться комментариями и аналитическими пояснения автора, раскрывающие сущность динамики различных цифр.

1.5.1. Оформление таблиц. Таблица обозначается словом «Таблица» и числом, записанным арабскими цифрами, в правом верхнем углу (знак «№» не указывается). После этого должен следовать отцентрированный заголовок таблицы. Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице. Ссылку на таблицу в тексте оформляют следующим образом: см. табл. 1. Если таблица в работе всего-навсего одна, то слово «таблица» не сокращают: см. таблицу. Обычно при первой ссылке слово «см.» не пишется: «Из табл. 1 видно, что….». При дальнейших ссылках помечают в скобках: (см. табл. 1). При использовании таблиц учитывайте следующие рекомендации: По возможности не следует использовать графу «номер по порядку» («№ п/п»), т. к. в большинстве случае она не нужна. Числа выравниваются по правому краю (для облегчения сравнения), текст - по левому, текст заголовков - по левому краю или по центру. Для всех ячеек таблицы применяется вертикальное выравнивание посередине. Повторяющиеся элементы, например, обозначение процентов, («%»), выносят в заголовок столбца или строки. Одно повторяющееся слово в таблице сокращают кавычками, два и более - фразой «то же». В таблице не должно быть пустых ячеек. Если в вашем распоряжении нет необходимых данных, то так и пишется - «нет свед.». Если таблица не помещается на одной странице и её приходится перенести на следующую, то на новой странице пишут слова «продолжение таблицы» и указывают её порядковый номер, потом повторяют ячейки, содержащие заголовки столбцов и далее следует продолжение таблицы. Сноски к тексту или цифрам в таблице оформляют только звёздочками (чтобы не было путаницы с показателем степени) и печатают сразу же под таблицей.

1.5.2. Оформление рисунков и фотографий: Под рисунком пишут название, которому предшествует сокращение «рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак «№» не указывается). Всё это обозначение выравнивается по центру под рисунком. Фотографии макро - или микропрепаратов, отпечатки рентгеновских снимков и ультразвуковых изображений, копии ЭКГ и других материалов должны быть достаточно высокого качества.

1.5.3. Оформление приложений: Приложения в отличие от остальных видов дополнительной информации располагают за пределами текста аттестационного отчёта. Приложения могут включать в себя текст, таблицы, рисунки, фотографии, чертежи. Все виды дополнительной информации в приложениях нумеруют так же, как и в основной части работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются словом «ПРИЛОЖЕНИЕ», набранным прописными буквами и порядковым номером (арабскими цифрами) в правом верхнем углу (без знака «№»). После этого следует отцентрированный заголовок приложения.

2. Введение. Общая характеристика медицинской организации, в которой непосредственно работает автор. Общая характеристика отделения, в котором непосредственно работает автор.

в) Кадровый потенциал: указать укомплектованность кадрами по штатному расписанию, сертифицированность и категорийность как врачебного, так и среднего медперсонала, предложения автора по укреплению и развитию кадрового потенциала.

г) Практическая деятельность . Один из основных разделов работы. Статистические данные должны быть приведены в соответствии с формами Федерального статистического наблюдения. Допускаются более детализированные статистические данные, но в пределах разумного. Должен быть представлен сравнительный отчет отделения за три последних календарных года согласно Федерального статистического наблюдения. Отдельно должны быть отражены конкретные показатели работы отделения по сравнению с республиканскими, российскими и, по возможности, мировыми данными. Нужно указать среднюю годовую нагрузку на персонал и среднюю годовую нагрузку на конкретный вид оборудования. Приветствуется личная оценка автором эффективности работы отделения.

2.3. Анализ собственной деятельности автора за три последних года . Ключевой момент аттестационной работы. В данном разделе автор должен вычленить свой личный вклад из общего объема работы отделения. Автор должен конкретно указать объем выполненной работы с детализацией по видам исследований за три последних года, максимально в детализированном виде перечислить какими конкретно методиками исследования владеет. Свои навыки и умения автор должен подкрепить конкретным объемом исследований различных органов и систем. Необходимо указать, какими основными методиками Вы не владеете, но хотели бы освоить в ближайшей перспективе и каким образом.

2.4. Анализ верификации собственных исследований : проводится сопоставление диагнозов и заключений за последние три года с данными патомофологического исследования биопсийного , операционного материала или аутопсии, анализ выявленных несоответствий и расхождений, причин их возникновения. В случае невозможности патоморфологической верификации должны быть приведены клинические данные в динамике, данные других методов исследования.

2.5. Наиболее сложные, редкие клинические примеры и наблюдения: Необходимо привести 2-3 наиболее значимых клинических наблюдения, в которых автор, как специалист, сыграли ключевую роль в постановке правильного окончательного клинического диагноза. Каждый клинический пример должен быть подкреплен в краткой форме клиническими, лабораторными данными, результатами патоморфологического и других методов исследования. Отпечатки объективных инструментальных методов исследования (рентгенограмм, УЗИ, ЭКГ и других материалов, макро - микрофотографий) должны быть достаточно высокого качества. Не следует загромождать клинические примеры отпечатками всех видов исследований.

2.6. Реферативная часть работы . Объем данного раздела не должен превышать 5 страниц машинописного текста. Желательный контекст данного раздела – постановка какой-то определенной проблемы. Например: Возможности рентгеновской компьютерной томографии в дифференциальной диагностике заболеваний гортаноглотки на современном этапе: накопленный опыт, проблемы и перспективы развития. В данном разделе можно ограничиться какими-то сугубо узкими вопросами диагностики какого-либо конкретного заболевания, которые до сих пор не решены должным образом на современном этапе. В данном разделе можно привести одну из опубликованных работ самого автора, в том числе в соавторстве. Реферативную часть работы не следует посвящать описанию каких-то известных, общепринятых методик исследования или описанию технических параметров какого-либо медицинского прибора.

2.7. Заключение . В краткой произвольной форме автор приводит рассуждения о практической деятельности отделения, о собственном личном вкладе в работе отделения, о причинах, приведших к дефектам диагностики и мерах по их устранению в дальнейшем.

2.8. Выводы . Выводы должны логически вытекать из изложенного материала. Четкая формулировка и ясный контекст выводов свидетельствуют об аналитических способностях автора работы.

2.9. Практические рекомендации и предложения . Рекомендации автора и его предложения будут проанализированы главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Наиболее актуальные практические рекомендации и предложения будут приняты к сведению для дальнейшей реализации на вышестоящем уровне.

2.10. Библиографический указатель . Список литературы не должен превышать 15-20 источников. Желательно указывать наиболее знаковые источники последних 5 лет, в том числе оригинальные статьи, использованные при написании отчёта.

2.11. Список опубликованных работ . Если автор имеет публикации, необходимо приложить список собственных научных работ с указанием выходных данных (название тезиса доклада или статьи, название сборника или медицинского научного журнала, год выпуска, место издания, номера страниц и т. д.), названия докладов, с которыми автор выступал на симпозиумах, заседаниях научных обществ и конференциях за последние 3 года. Если есть патенты, изобретения или рационализаторские предложения, необходимо представить их копии.

  • Модернизация здравоохранения рф. Цель и задачи программы.
  • Модернизация здравоохранения рф. Внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.
  • Санитарная статистика: определение, разделы, роль в оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Организация статистического исследования и его этапы.
  • Сравнительная характеристика методов сбора статистического материала.
  • 15. Генеральная и выборочная совокупность. Методы формирования. Понятие репрезентативности.
  • 16. Основные элементы первого, второго и третьего этапов исследования. Понятие единицы наблюдения.
  • 17. Особенности клинико – статистического исследования. Ошибки статистического исследования.
  • 18. Относительные показатели в санитарной статистике: виды, методика расчета. Практическое применение.
  • 19. Графические изображения в санитарной статистике.
  • 20. Средний уровень признака. Средние величины: виды, свойства, практическое применение. Среднее квардратическое отклонение. Оценка достоверности результатов исследования.
  • 21. Разнообразие признака в статистической совокупности: критерии, характеризующие границы и внутреннюю структуру вариационного ряда, их практическое применение.
  • 22. Методы изучения связи между явлениями и признаками, практическое применение. Оценка силы и характера корреляционной связи. Парная и множественная корреляция.
  • 23. Стандартизированные показатели. Этапы прямого метода стандартизации. Практическое использование.
  • 24. Здоровье населения. Определение. Современные представления о здоровье как важнейшей характеристике уровня жизни.
  • 25. Здоровье населения. Развитие концепций здоровья и болезни. Факторы, влияющие на здоровье населения, функции здоровья.
  • 27. Образ жизни – понятие, основные элементы, влияющие на здоровье населения.
  • 28. Образ жизни и условия жизни населения рф.
  • 29. Эпидемиология как раздел общественного здоровья и здравоохранения, изучающий пути возникновения, распространения и меры общественной профилактики заболеваний.
  • 30. Факторы риска, их признаки, классификация. Группы риска в отношении развития заболеваний. Основные показатели оценки риска заболеваний.
  • 31. Здравоохранение – понятие. Социальные функции: управление живым трудом, воспроизводством, развитием личности.
  • 32. Профилактика: понятие, виды, использование профилактического метода в работе медицинских организаций. Вопросы профилактики в законодательных документах.
  • 33. Реабилитация: понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению.
  • 34. Образ жизни и условия жизни населения рф. Категории образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье различных групп. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.
  • 35. Демография: понятие, основные разделы. Использование демографических данных для характеристики здоровья населения.
  • 36. Медицинская демография. Социально – гигиенические проблемы демографии.
  • 37. Закономерности и тенденции демографических процессов в мире.
  • 38. Перепись населения и методика проведения. Основные демографические данные по России и Краснодарскому краю.
  • 39. Показатели, характеризующие воспроизводство населения: методика расчета и оценка. Уровни по странам мира.
  • 40. Современные тенденции смертности населения в экономически развитых странах и развивающихся.
  • 42. Общая и повозрастная смертность населения: методика расчета, причины смерти в различных возрастных группах.
  • 43. Младенческая смертность: методика изучения, причины. Характеристика младенческой смертности в России и Краснодарском крае.
  • 44. Перинатальная смертность: методика изучения, причины. Современные подходы к регистрации и оценке перинатальной смертности в России.
  • 45. Рождаемость: методика изучения, оценка показателя, уровень по странам мира.
  • 46. Средняя продолжительность предстоящей жизни: понятие, уровень по странам, данные по рф и кк.
  • 47. Показатели, характеризующие здоровье населения.
  • 48. Типы возрастной структуры населения. Медико – социальные аспекты «постарения» населения.
  • 49. Заболеваемость, болезненность, патологическая пораженность: понятие, методика расчета. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 50. Заболеваемость по обращаемости: методика изучения, виды, регистрационные формы, структура.
  • 51. Заболеваемость по данным медицинских осмотров: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 52. Заболеваемость по данным о причинах смерти: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 53. «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем»: история создания, принципы построения, значение в работе врача.
  • 54. Туберкулез как социально значимое заболевание, формы туберкулеза, место в системе мкб – 10. Динамика заболеваемости туберкулезом, факторы, способствующие росту заболеваемости.
  • 55. Планирование и организация помощи больным туберкулезом. Важнейшие методы диагностики и профилактики туберкулеза. Группы диспансерного учета.
  • 57. Факторы риска, способствующие росту болезней системы кровообращения. Важнейшие меры профилактики болезней системы кровообращения.
  • 58. Организация медицинской помощи больным с патологией системы кровообращения. Комплексный подход к борьбе с болезнями кровообращения.
  • 60. Эпидемиология злокачественных новообразований, формы, наиболее частые у мужчин и женщин. Динамика заболеваемости, структура заболеваемости, и смертности от рака в рф и кк.
  • Основные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности
  • 62. Планирование и организация медицинской помощи онкологическим больным. Онкологические диспансеры
  • 63. Группы диспансерного учета онкологических больных. Диспансерное наблюдение за онкологическими больными, цель. Плюс см вопрос 63
  • 65. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и их влияние на состояние здоровья. Проблемы, пути преодоления, профилактика.
  • 66. Органы управления здравоохранением, структура и функции.
  • 67. Единая номенклатура учреждений здравоохранения.
  • "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"
  • 2. Учреждения здравоохранения особого типа
  • 3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 4. Аптечные учреждения
  • 68. Основные виды амбулаторно – поликлинических организаций.
  • 69. Основные виды больничных организаций.
  • 70. Основные виды и принципы работы диспансеров.
  • 71. Учреждения скорой медицинской помощи, переливания крови и санаторно – курортные учреждения согласно единой номенклатуре.
  • 72. Структура и организация работы поликлиники. Показатели оценки деятельности. Современные тенденции и проблемы организации амбулаторно – поликлинической помощи населению.
  • 73. Основные задачи поликлиники, функционирующей самостоятельно или в составе объединенной больницы. Функции кабинета учета и медицинской статистики поликлиники.
  • 74. Участковый врач – терапевт: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности участкового врача – терапевта.
  • 75. Врач общей практики: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача).
  • I. Характеристика врачебного терапевтического участка
  • II. Характеристика прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения
  • 76. Стационарная помощь населению: принципы организации, современные тенденции и проблемы.
  • 77. Структура и организация работы стационара. Порядок направления и выписки больных. Показатели оценки деятельности. Понятие об «оптимальной» коечной мощности.
  • 78. Работа врача в стационаре: основные разделы, показатели оценки деятельности. Главные функции медицинского документа в стационаре – истории болезни.
  • 79. Функции врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации.
  • 80. Диспансеризация: понятие, группы диспансерного учета, использование в работе лпу.
  • 81. Диспансеры: виды, формы, методы работы. Группы диспансерного учета в онкологических и противотуберкулезных диспансерах.
  • 82. Лечебно – профилактическая помощь сельскому населению: принципы организации, особенности, современные тенденции и проблемы.
  • 83. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению, объем медицинской помощи на разных этапах. Работа врача общей практики.
  • 84. Роль краевых (областных) медицинских учреждений в медицинском обслуживании сельского населения.
  • 85. Краевые (областные), республиканские больницы: категории, структура, организация работы.
  • 86. Основные задачи акушерско – гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам.
  • 87. Структура и организация работы жк, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 88. Работа акушера – гинеколога в жк: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.
  • 89. Стационар родильного дома: структура, основные задачи, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 90. Преемственность в деятельности жк, родильного дома, детской поликлиники.
  • 91. Виды и формы медицинской деятельности. Условия оказания медицинской помощи в рф.
  • 92. Первичная медико – санитарная помощь населению – понятие, принципы организации.
  • 93. Порядок оказания медицинской помощи – понятие, основные элементы.
  • 94. Стандарты оказания медицинской помощи в рф – понятие, роль стандартов при оказании медицинской помощи.
  • 95. Паллиативная медицинская помощь.
  • 96. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Порядок заполнения и выдачи листка нетрудоспособности.
  • I. Общие положения
  • 97Вопрос. - 100вопрс
  • 101. Социальное страхование: понятие, основные принципы, виды пособий.
  • 102. Виды и формы социального страхования и обеспечения.
  • 103. Объект и субъект медицинского страхования. Права и обязанности субъектов.
  • 104. Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.
  • 105. Страховой риск: понятие, виды. Условия выплаты компенсации застрахованному.
  • 106. Медицинские кадры, система подготовки, специализация и усовершенствования, аттестация и сертификация врачей.
  • Что нужно для аттестации на категорию?
  • 1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.
  • 2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.
  • 3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.
  • 5. Написать аттестационную работу.
  • 6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.
  • 109. Программа государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи.
  • 110. Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • 111. Критерии качества и доступности медицинской помощи, представляемой населению в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф.
  • Здравоохранение: понятие, роль в обществе. Основные базовые ценности здравоохранения в странах с различными типами систем здравоохранения.
  • Факторы, определяющие характер системы здравоохранения. Факторы, определяющие медицинские потребности населения.
  • Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки.
  • 1 Тип. Государственно – бюджетный.
  • Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

      Примеры аттестационных отчётов врачей [перейти]

      Примеры аттестационных отчётов медсестёр [перейти]

    5. Написать аттестационную работу.

    Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

      О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»

      Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

    6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

    Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

    Перечень приказов по аттестации

    Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

    Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную (подробнее... ).

    В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

    В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

    Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

    107. Оплата труда медицинских работников. Принципы формирования системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.

    Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

    38. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

    а) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение Территориальных программ государственных гарантий;

    б) осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи;

    в) формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом рекомендуемых штатных нормативов, содержащихся в порядках оказания медицинской помощи и Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н;

    г) при установлении выплат стимулирующего характера предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников, направленные на достижение конкретных результатов их труда с отражением в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений;

    д) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях рекомендуется совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение должностных окладов.

    В этих целях рекомендуется пересмотреть механизм установления должностных окладов в зависимости от квалификации и сложности труда работников, оптимизировать структуру и размеры выплат стимулирующего характера, исходя из необходимости их ориентации на достижение конкретных результатов деятельности работников.

    Оплата труда медработников.

    При исчислении заработной платы медицинских работников, бухгалтер бюджетного учреждения, прежде всего, руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ. Это Положение утверждено приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 с изменениями, внесенными Приказом Минздрава России от 26 апреля 2003 г. № 160.

    Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. К окладу медицинским работникам могут начисляться:

    > повышения к окладу;

    > надбавки за стаж;

    > надбавки за особые условия;

    > надбавки за дополнительную работу;

    > надбавки стимулирующего характера;

    > доплаты за работу в ночное время;

    > денежные выплаты по государственной программе и др.

    Введение новых размеров окладов (ставок), доплат и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:

    1) при изменении разряда оплаты труда, размера доплаты – согласно дате приказа по учреждению;

    2) при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» – со дня присвоения почетного звания;

    3) при присвоении квалификационной категории – с даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;

    4) при присуждении ученой степени – с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени аттестационной комиссией;

    5) при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера.

    Квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.

    С 1 мая 2006 года Постановлением Правительства РФ от 29 января 2006 г. № 256 установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 руб. и утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки.

    Ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки:

    С 1 октября 2006 года Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. № 590 разряды увеличены на коэффициент 1,11.

    Оклады по должностям медицинских и фармацевтических работников устанавливаются по разрядам Единой тарифной сетки с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

    Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25 % оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

  • Фото с сайта doksmed.com

    Минздрав уточнил отдельные вопросы аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических работников, документ, определяющий особенности трудовых отношений с медицинскими работниками, опубликован в пятницу в системе "КонсультантПлюс".

    С 25 января 2013 года согласно действующему с октября 2011 года Положению о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, квалификационные категории присваиваются специалистам, которые обладают необходимыми знаниями, практической подготовкой, а также стажем работы по специальности, в следующей последовательности:

    Вторая - специалистам с высшим и средним профессиональным образованием при стаже работы не менее трех лет;

    Первая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее пяти лет;

    Высшая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее десяти лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет.

    Наличие необходимого стажа работы позволяет врачу или медицинскому специалисту получить сразу первую или высшую квалификационную категорию, не оформляя предварительно документы, соответственно, на вторую или первую категории.

    Эксперты Минздрава подчеркивают необходимость регулярной и своевременной аттестации и подтверждения полученной квалификационной категории. При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

    Комментарии (44)

      25.01.2013 17:07

      Только бабло!

      При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

      Ой как страшно... У нас за первую доплата аж 512 рублей.

      25.01.2013 20:31

      Вася

      у нас 200 рублейй

      25.01.2013 22:26

      Надя Щербинка

      Фу,как грязно,хирург,военный.:(Я и не собираюсь на старость лет краснеть перед комиссией,во сне я эти экзамены вижу! Видела,как старушки за 60 со слезами выбегали от чудо-профессоров.Спасибо и так за оклады,надо больно стимулироваться ещё за 500:(:(:(

      26.01.2013 08:34

      Простофиля

      Что ж,надо отдать должное - одно из немногих более-менее внятных новостей. Хотелось бы уточнить: процедура получения/подтверждения категории будет упрощена или останется прежней, с обязательными формальностями,типа зачета в ГО и ЧС, санпросветработой, подкомиссиями и обязательным "одобрям" чиновников из горздрава? Или достаточно будет простой "угадайки" на компъютере?

      26.01.2013 12:10

      Доктор

      Стимулирующие выплаты должны оправдывать свое название и свое назначение, а разве может стимулировать врача высшей категории надбавка в 600 рублей?

      26.01.2013 12:10

      Эндохирург

      2_простофиля
      Что-то (жизненный опыт) мне подсказывает, что все мозги высушат, прежде чем получишь категорию. У нас, например, это всегда превращалось в цирковое представление, 30-40 харь, половина из них - "врачом ни разу не был", а ты в центре на табуретке отвечаешь на их вопросы. Да и "угадайка" у нас весёлая, если на все вопросы ответить реально правильно,а не как у них там заложено, то баллов не наберешь. Еще требовался отчет о проделанной работе с картинками (любят они это) за три последних года. Абсолютно точно знаю, что наличие категории ни в коей мере не отражает реального качества специалиста, весь этот антураж многих отталкивает, а он действительно противен, и люди - высококлассные врачи забивают на категорию.

      26.01.2013 12:48

      Простофиля

      2_Эндохирург
      И, всё-таки человек всегда надеется на лучшее. А вдруг свершится чудо и "цирковое шоу для 40 харь" превратится в нечто изящное,совершенное, нанотехнологичное и совсем необременительное...Р-р-р-раз! и, после 20-30лет тяжелой работы "на земле", красивая корочка, в которой ты обозначен как "Врач высшей категории" окажется в твоем портфолио... Но что-то мне подсказывает, что надежды, увы, мало...пресловутые "хари" не позволЮт...

      26.01.2013 13:34

      Эндохирург

      Для того чтоб свершилось чудо, надо было всего-то четко расписать процедуру сдачи экзамена. Например: экзамен на категорию проводится в компьютерном классе по единой разработанной МЗ программе для каждой специальности, для допуска к экзамену требуется: трудовая, паспорт. Результат выдает компьютер немедленно, категория тут же присваивается о чем делается запись в трудовой. Всё. За необеспечение условий или нарушение процедуры ответственному "по рогам". Тесты должны быть опубликованы на сайте МЗ. А вообще в дружеских республиках было так: 5 лет - 2я, 10-1я, 15-высшая, там тварья изгаляющегося над своими кормильцами было значительно меньше. Так мне иммигранты сказывали.

      26.01.2013 14:01

      2Эндохирург

      Можно и дальше двинуться - экзамен дистанционно, через интернет.
      Но этого мы не дождёмся, ибо ораве проверяющих-экзаминирующих-допускающих кушать хоцца по-более нашего, а к кормушке они много ближе.
      ЗЫ Дистанционнои учёбу проводить по массе специальностей можно. Это ещё и бабасики сэкономит. Но это уж полная фантастика.Минобр с ФУВами удавятся.

      26.01.2013 14:06

      Простофиля

      2_Эндохирург Представляете, как корежит сейчас кой-кого из категории ТТП (типа тоже врач), читающих Ваши пожелания, ведь это для них как плеснуть хорошую порцию кипящего бальзама на "заднюю голову"...Компъютер, заменяющий 40 чиновничьих харь - страшнее и придумать нельзя... АПОКАЛИПСИС!!!

      26.01.2013 14:42

      Врач-федерал

      "при несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера". А в самом минздраве до сих пор нет (после разделения минтруда и минздрава) аттестационной комиссии. А мы так называемые "федералы" со всех концов нашей необъятной Родины должны ехать ну эту комиссию в минздрав в Москву. Мало того, что эти поездки вообще абсурдны с точки зрения финансовых затрат, так и сама ат.комиссия отсутствует. Мечта - увидеть тестовые задания по своей специальности и сдать экзамен компьютеру в своем ближайшем городе!

      26.01.2013 14:45

      врач (работающий)

      я вообще всех послал, пришло время получать вышку. мне от категории ни холодно ни жарко - одна консультация стоит больше чем надюавка. Моим пациентам по-барабану какая у меня категория, заведующий я или ординатор - как шли, так и будут идти. Когда был перерыв в заведовании и 2 года работал простым врачом - было вообще айс.

      26.01.2013 15:05

      ВрачЪ

      ВрачЪ
      В Ростове ФУВ-фуфло полное.Приехали друзья- одногрупники из всех краев области, с которыми учился и заканчивал универ РОДНМИ еще, на вопрос -какие тесты или вопросы по специальности будут?- ответ был один и тот же:капусту сдавай и не умничай.Другой альтернативы нет и не будет.

      26.01.2013 16:24

      врач (работающий)

      и почем нынче опиум для народа?

      26.01.2013 16:40

      Ростовчанин

      Про Ростов подтверждаю. Сам имею 4 сертификата. Тесты не сдавал ни разу (без категорий).
      А в других не так разве?

      26.01.2013 17:50

      2простофиля

      Не корёжит их. Им фиолетово. Кормушку они не отдадут.

      26.01.2013 19:44

      ВрачЪ

      Все получится как всегда:по Черномырдину.
      В России любая аттестация-сертификация-квалификация означает одно и тоже: бабло- из карманов пациентов/населения/, через руки врачей/коллектор/,перекочует в карманы чинуш/т.е. за границы РФ/.Все.Занавес.

      26.01.2013 21:04

      Лора

      Ростовчане, зачем вы это пишите, подумайте о своих коллегах, которые будут учиться после вас, ведь прикроют лавочку! И кому станет лучше? Я не платила ни за категорию, ни за тесты, только "благодарность" преподавателям, по сколько-мы решали сами, ни кто не вымогал, училась в РостМГУ в 11году.

      26.01.2013 22:06

      Эндохирург

      Я никогда не платил, и не предлагали, правда последний раз маразматический дедушка меня чуть не вальнул. Каким методом вы останавливаете кровотечения из ВРВП? Теоретических в книжке описано много,- говорю ему, а вот практических раз-два, только зонд Блэкмора с последующей шунтирующей операцией. Вы картинку-то в пищеводе видели когда? Особенно при кровотечении,- я уже спрашиваю у него. Причину портальной гипертензии надо устранять а не последствия её. А в пищеводе эндоскопом барахтаться на высоте кровотечения - только время зря тратить. Если уж мы говорим о действительном кровотечении из ВРВП. Дедушка кафедральный, слышит только то, что ему хочется, а хочется ему про склеротерапию, он про это лекцию читал, короче, недоволен таким ответом. Ладно главный хирург встрял. Скоро на переаттестацию, вот и думаю забить что-ли, так всё это надоело, но 600 руб в месяц на 5 лет, вроде жалко терять.

      26.01.2013 23:20

      ВрачЪ

      Лора,подруга,не надо ля-ля.Лучше вспомни:философию, социологию и проч.немедицинскую фигню,у парней- военку, а на 4-5 курсе клинические дисциплины по больницам города: 20-ка, БСМП-2,8-ка,областная и т.д. А на ФУВе 2 главые вопросы по специальности:¨Скока-скока?¨ и ¨Почему так много в этот раз?¨

      26.01.2013 23:36

      Заведенная система порочна и зациклена на себе,сама себя поддерживает и разлагает изнутри.Как загнанная лошадка: и бежать вперед нету сил, и остановиться нельзя-помрёт.А что делать?- лично я- не знаю.Однако кормушку же эту не прикроют.В самом худшем случае-избавятся от 1-2х неугодных, для отстрастки и в назидание остальным.Типа чё-та делается:реформы, модернизация, улучшение-повышение уровня МО услуг, борьба и. т.п. слова -отмазки.

      27.01.2013 10:08

      Мнение

      А мы на своих не обижаемся. На повышении квалификации лекции очень достойные: по делу и четко, без воды. На аттестации тоже задают вопросы по существу, не выпендрежничают. Спрашивают: "Что делаете в данном случае, каково ваше мнение по поводу других способов лечения?". Если на аттестации гинеколог, то и вопросы будут, скорее всего, по гинекологии, если работаешь врачом-акушером - соответственно и спрос по акушерству. Пока никто не жаловался. Атмосфера очень спокойная. Денег, кстати, никто не вымогает. А вот с тестами будет небольшая проблема. Скорее всего, смешают все вместе: акушерство и гинекологию, рентгенологию и УЗдиагностику и т.п. Тут "поплыть" как нечего делать.

      27.01.2013 14:05

      2Мнение

      И мы в Ростове на своих не обижаемся. Бизнес - ничего личного.
      ЗЫ У меня одна корка от Новокузнецка. 4500 в кассу. Два свидания с преподавателем: первое - знакомство и заполнение бумажек, второе - прощание и получение корочки.
      Так что Ростов тут далеко не балая ворона.

      27.01.2013 19:51

      Богус

      to Эндохирург.
      Не знаю как там у вас с "40 харями". Свою высшую категорию я подтвержаю без общения с ними. Вовремя в облздрав подаю пакет документов. Через месяц месяц прихожу за удостоверением. Вот и все. Надеюсь, что процедура не сильно изменится. Федералам из бывшего 3 и 4 упраления МЗ сочувствую.

      27.01.2013 21:42

      Врач-федерал

      для Богуса
      врачи и медсестры федеральных леч. учреждений (а это ФМБА, клиники институтов, УФСИН, воинские части и госпитали, туберкулезные, роспотребнадзор-бывшие СЭС) со всей страны (от Камчатки до западных границ, от Крайнего севера до юга) мучаются поездками на аттестацию в Москву, в "любимый минздрав". Так когда-то решила Голикова, видимо не доверяя местным аттестационным комиссиям своих вассалов. До нее мы так же сдавали все в местных облздравах. К сожалению никакого отношения к 3 и 4 управлению мы не имеем. Финансовый абсурд этих поездок, усугубился отсутствием аттестационной комиссии в минздраве с уходом Голиковой. В облздравах наши документы не принимают!

      28.01.2013 07:04

      Эндохирург

      Богусу
      Повезло, у нас такая халява только для лиц с отягощенной родословной. Вышку подтверждать только очно.

      28.01.2013 11:45

      Доктор

      28.01.2013 12:10

      Простоврач

      Красивая картина в коридоре поликлиники с надписями на дверях: врач высшей категории, рядом - первой, на той же двери-второй! Что думать пациенту: последний врач уже протух?! Когда избавимся от сталинского наследия, когда всех делили по категориям! А ещё есть заслуженный! Да вот жаль ещё что отменили НАРОДНОГО! А такая была надежда во время перестройки, что всё отменят! Нееет! Окрепла бюрократия, ипуг прошёл и всё с начала! А самый прикол: согласие трудового коллектива! А сдавать надо только регулярные тесты при возможности готовится к ним! Нормальная библиотека с интернетом и т.д.! И при достойной зарплате, социальной обеспеченности и нормальной охране труда!

      28.01.2013 14:46

      28.01.2013 14:46

      А если вдруг кому-то придётся сдавать на сертификат по амбулаторной хирургии в Москве, знайте - жадного прохвёссора можно легко кинуть на всю сумму с чистой совестью.

      28.01.2013 19:31

      Старый хирург.

      А я,когда мне стукнуло 58лет просто положил на переаттестацию и нисколько не жалею.Коллеги, наш опыт,умение,наши знания никто не отнимет.Ну был я хирургом высшей категории почти 7лет назад,ну и что? Когда недоплачивают врачу десятикратно,поверьте,640р.значения не имеют. А в операционной я всё равно парюсь пять дней в неделю,не считая ночей,и оперирую не меньше,а больше.Доктора,простим их,пусть почудят ребята,другого они ведь делать не умеют,...немного жаль их...

      29.01.2013 00:00

      Владимир_

      Похоже, в Минздраве людей, понимающих нужды медицины не осталось вовсе.
      А мы на Вас, г-жа Скворцова, все-таки надеялись.
      Вы тоже примкнули к банде-хунте?

      29.01.2013 11:20

      Врач пенсионер

      29.01.2013 11:21

      Врач пенсионер

      Для того, чтобы подтвердить категорию, у нас в Новосибирской области N количество раз нужно съездить в областной центр:зарегистрировать работу в МЗ, лично отдать работу главному специалисту, пройти компьютерное тестирование, пройти пред.аттестационную комиссию на кафедре, пройти аттестационную комиссию и после всего этого лично получить документы в отделе кадров МЗ. А вы еще хорошо живете.

    Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 сентября 2011 г. Регистрационный N 21875. Опубликован в "РГ" N 216 от 28 сентября 2011 г. на с. 21)

    I. Общие положения

    1.1. Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - Положение) определяет порядок получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - специалисты).

    1.2. Получение квалификационных категорий специалистами осуществляется на основании проверки соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков (далее - квалификационный экзамен).

    1.3. Квалификационный экзамен преследует цель стимулировать рост квалификации специалиста, улучшать подбор, расстановку и использование кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.

    1.4. Процесс получения квалификационных категорий обеспечивается аттестационными комиссиями и включает в себя процедуры получения квалификационных категорий - этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов (далее - квалификационные процедуры).

    1.5. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, ведомственными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    1.6. Принципы квалификационного экзамена:

    независимость и объективность экспертных оценок;

    открытость квалификационных процедур;

    последовательное присвоение квалификационных категорий;

    соблюдение норм профессиональной этики;

    соблюдение строгой последовательности квалификационных процедур, предусмотренных настоящим Положением;

    высокая квалификация и компетентность лиц, осуществляющих квалификационные процедуры.

    1.7. Система аттестационных комиссий включает в себя:

    Центральную аттестационную комиссию, создаваемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

    аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, создаваемые органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;

    ведомственные аттестационные комиссии, ведомственные аттестационные комиссии в субъектах Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и иными ведомствами по принадлежности.

    1.8. Аттестационные комиссии состоят из экспертных групп, соответствующих специальностям (направлениям), по которым аттестационные комиссии осуществляют установленные квалификационные процедуры, и Координационного комитета аттестационной комиссии (далее - Комитет), осуществляющего координацию работы экспертных групп.

    1.9. В состав экспертных групп входят работники органов управления здравоохранением, члены РАМН, руководители и специалисты медицинских, научных и образовательных организаций, обладающие познаниями, достаточными для проведения квалификационного экзамена по заявленным специальностям.

    1.10. В состав Комитета входят председатель - председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя - заместитель председателя аттестационной комиссии, ответственный секретарь - ответственный секретарь аттестационной комиссии, заместитель ответственного секретаря - заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии, члены Комитета.

    В состав экспертных групп входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены экспертных групп.

    При отсутствии председателя Комитета (экспертной группы) его полномочия осуществляет заместитель.

    1.11. Персональный состав аттестационных комиссий и положения об их работе утверждаются приказом органа, при котором они создаются. Персональный состав аттестационных комиссий обновляется по мере необходимости.

    Изменения в персональном составе утверждаются приказом органа, при котором они создаются.

    1.12. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с последовательностью квалификационных процедур, установленной настоящим Положением. Квалификационные процедуры направлены на оценку профессиональной квалификации, компетентности специалистов.

    1.13. Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

    1.14. Квалификационные категории присваиваются в соответствии с действующей номенклатурой специальностей.

    II. Порядок получения квалификационных категорий

    2.1. Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности:

    вторая - не менее трех лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

    первая - не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;

    высшая - не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.

    2.2. При присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая.

    2.3. Специалисты, изъявившие желание получить (подтвердить) квалификационную категорию, представляют в аттестационную комиссию:

    заявление специалиста на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дату ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Положению);

    заполненный в печатном виде квалификационный лист, заверяемый отделом кадров (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Положению);

    отчет о профессиональной деятельности специалиста, согласованный с руководителем организации и заверенный ее печатью, и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для работников со средним профессиональным образованием с их личной подписью (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Положению). Отчет должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению. Отчет должен содержать достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом, рационализаторских предложений, патентов. В случае отказа руководителя медицинской организации в согласовании отчета о профессиональной деятельности специалиста руководитель выдает письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к остальной экзаменационной документации;

    копии документов об образовании (диплом, удостоверение, свидетельства, сертификаты специалиста и другие документы), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;

    в случае смены фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, отчества;

    копию удостоверения о присвоении квалификационной категории (при наличии) или копию приказа о присвоении квалификационной категории.

    2.4. Руководитель организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, создает условия для:

    представления специалистом квалификационной документации, оформленной в соответствии с требованиями комплектности и правильности;

    осуществления взаимодействия организации с аттестационной комиссией по поводу порядка получения квалификационной категории специалистом;

    представления в аттестационную комиссию сведений о числе специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинской организации и прошедших процедуру получения квалификационной категории (с указанием аттестационной комиссии и полученной квалификационной категории), а также специалистов, желающих получить (подтвердить) квалификационную категорию в следующем календарном году;

    оповещения специалиста, изъявившего желание получить квалификационную категорию.

    2.5. Требования, указанные в пункте 2.3 и 2.4 настоящего Положения, в части необходимости заверения представляемых специалистом документов и обеспечения взаимодействия организации с аттестационной комиссией не распространяются на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения.

    2.6. Документы, составляющие квалификационную документацию, должны быть аккуратно оформлены и сброшюрованы.

    2.7. Квалификационная документация направляется в аттестационные комиссии посредством почтовой связи, а также непосредственно специалистом, должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией.

    2.8. В целях сохранения ранее присвоенной квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию не позднее четырех месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. При направлении экзаменационной документации позднее указанного срока дата квалификационного экзамена может быть назначена после окончания срока действия квалификационной категории.

    III. Порядок заседания аттестационных комиссий

    3.1. Заседание аттестационной комиссии назначается в срок, не превышающий трех месяцев с момента регистрации экзаменационной документации.

    3.2. Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляют квалификационную документацию в Центральную аттестационную комиссию.

    Специалисты государственных учреждений, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют квалификационную документацию в соответствующие ведомственные аттестационные комиссии.

    Специалисты, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в организациях государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения, а также специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, представляют квалификационную документацию в аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

    3.3. Квалификационная документация, поступившая в аттестационную комиссию, регистрируется в журнале регистрации документов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Положению) после проверки ее соответствия требованиям комплектности и правильности оформления в течение 7 календарных дней. В случае, если квалификационная документация не соответствует указанным требованиям, представившему квалификационную документацию (должностному лицу организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, уполномоченному осуществлять взаимодействие организации с аттестационной комиссией) сообщаются причины отказа в приеме экзаменационной документации с разъяснением возможности их устранения.

    Отказ в приеме квалификационной документации, поступившей в аттестационную комиссию, должен быть направлен специалисту в срок не позднее 14 календарных дней со дня поступления экзаменационной документации в аттестационную комиссию.

    Для устранения недостатков квалификационной документации специалисту предлагается в месячный срок устранить установленные недостатки.

    3.4. Контроль за соблюдением порядка регистрации, требований комплектности и правильности оформления квалификационной документации, представляемой в аттестационную комиссию, осуществляется ответственным секретарем соответствующей аттестационной комиссии.

    3.5. Ответственный секретарь аттестационной комиссии не позднее одного месяца со дня регистрации квалификационной документации определяет экспертную группу аттестационной комиссии, соответствующую заявленной в квалификационной документации специальности (направлению), и согласовывает с ее председателем сроки квалификационного экзамена специалиста.

    3.6. По результатам рассмотрения квалификационной документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

    3.7. Председатель экспертной группы определяет необходимость привлечения независимых специалистов (экспертов) к осуществлению рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

    3.8. Рецензия на отчет о профессиональной деятельности специалиста подписывается участвующими в осуществлении рецензирования членами экспертной группы или независимыми специалистами (экспертами) и председателем экспертной группы.

    3.9. Рецензия должна отражать:

    владение современными методами диагностики и лечения, адекватными квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий;

    участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации;

    наличие публикаций и печатных работ;

    продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;

    формы самообразования, используемые специалистом;

    соответствие объема теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной категории.

    3.10. Срок экспертизы квалификационной документации экспертной группой не может превышать 14 календарных дней.

    3.11. По результатам рецензирования экспертная группа готовит заключение об оценке отчета специалиста и совместно с ответственным секретарем аттестационной комиссии определяет дату проведения заседания по специальности, заявленной в квалификационной документации.

    Секретарь экспертной группы уведомляет специалиста о дате проведения заседания.

    3.12. В рамках заседания экспертной группы осуществляется тестирование специалиста и собеседование.

    Тестирование предусматривает выполнение тестовых заданий, соответствующих заявленной квалификационной категории и специальности, и признается пройденным специалистом при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания.

    Собеседование предусматривает опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

    3.13. На заседании экспертной группы секретарь экспертной группы ведет индивидуальные протоколы специалистов, проходящих квалификационные процедуры (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Положению). Каждый индивидуальный протокол заверяется членами и председателем экспертной группы.

    3.14. Решение о соответствии специалиста заявленной категории принимается по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки отчета о профессиональной деятельности специалиста и заносится в квалификационный лист.

    3.15. Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

    присвоить вторую квалификационную категорию;

    повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой;

    повысить первую квалификационную категорию с присвоением высшей;

    подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;

    снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой квалификационной категории;

    лишить квалификационной категории (второй, первой, высшей);

    перенести сроки аттестации;

    отказать в присвоении квалификационной категории.

    3.16. При лишении, понижении или отказе в присвоении более высокой квалификационной категории в индивидуальном протоколе специалиста указываются причины, по которым экспертная группа аттестационной комиссии приняла соответствующее решение.

    3.17. Оценка квалификации специалиста принимается открытым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 числа членов экспертной группы аттестационной комиссии.

    3.19. При принятии решения о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

    3.20. Специалист имеет право пройти повторный квалификационный экзамен, но не ранее чем через год после принятия решения о несоответствии квалификационной категории.

    3.21. Индивидуальные протоколы экзаменующихся специалистов направляются ответственному секретарю аттестационной комиссии для подготовки протокола заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Положению). Протокол заседания экспертной группы заверяется членами экспертной группы и утверждается заместителем председателя аттестационной комиссии.

    3.22. Замещение члена экспертной группы другим лицом, не входящим в ее состав, не допускается.

    3.23. Проект приказа о присвоении квалификационной категории готовится ответственным секретарем аттестационной комиссии на основании ее решения. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории.

    3.24. В течение недели со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории ответственный секретарь аттестационной комиссии оформляет документ о получении квалификационной категории, который подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью органа, при котором она создана.

    3.25. Документ о присвоении квалификационной категории выдается специалисту или уполномоченному им лицу (на основании доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, либо направляется посредством почтовой службы (с согласия специалиста).

    3.26. Выданный документ о присвоении квалификационной категории регистрируют в журнале регистрации документов.

    3.27. В случае утери документа о присвоении квалификационной категории на основании письменного обращения специалиста в аттестационную комиссию в течение месяца выдается дубликат. При его оформлении на левой стороне вверху пишется слово "Дубликат".

    3.28. Квалификационная документация, копии приказов о присвоении квалификационных категорий и иных организационно-распорядительных документов, касающихся работы аттестационной комиссии, хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в соответствии с установленным порядком.

    3.29. Специалист имеет право ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами.

    3.30. Решения аттестационных комиссий в тридцатидневный срок со дня их вынесения могут быть обжалованы посредством направления заявления с обоснованием причин несогласия в органы, при которых созданы аттестационные комиссии, а также в Центральную аттестационную комиссию.

    3.31. В конфликтных случаях работник может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3.32. Информация (справка, выписка из протокола и др.) о специалистах, получивших квалификационную категорию, может быть выдана по письменному обращению самого специалиста или запросу правоохранительных органов.

    IV. Формы работы аттестационной комиссии

    4.1. Аттестационная комиссия:

    анализирует деятельность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, представивших документы на получение квалификационных категорий;

    обобщает опыт работы и реализации квалификационных процедур и осуществляет предоставление ежегодного отчета в орган, при котором она создана;

    рассматривает необходимость проведения выездных заседаний.

    4.2. Необходимость проведения выездного заседания определяется аттестационной комиссией на основании ходатайств организаций и иных структур, представляющих интересы специалистов. При изучении вопроса о необходимости проведения выездного заседания аттестационная комиссия вправе запрашивать данные о количественном составе специалистов, желающих получить квалификационную категорию, и специальностям (направлениям), заявленным на квалификационный экзамен.

    4.3. Председатель аттестационной комиссии направляет в орган, при котором создана аттестационная комиссия, обоснование о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездного заседания аттестационной комиссии.

    4.4. При подготовке обоснования о необходимости (отсутствии необходимости) учитываются:

    уровень загруженности экспертных групп аттестационной комиссии и их членов по основному месту осуществления трудовой деятельности;

    обстоятельства, по которым специалисты, желающие пройти квалификационный экзамен, не могут явиться по месту заседания аттестационной комиссии;

    количественный состав специалистов, желающих пройти квалификационный экзамен;

    сведения о квалификации указанных специалистов, представленные организациями, в которых они осуществляют профессиональную деятельность;

    возможность соблюдения при выездном заседании аттестационной комиссии требований, в том числе квалификационных процедур, установленных настоящим Положением.

    4.5. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, принимает решение о проведении выездного заседания аттестационной комиссии и утверждает своим приказом персональный состав аттестационной комиссии и экспертных групп, сроки проведения выездного заседания аттестационной комиссии и ее задачи.

    Если каждый солдат желает стать генералом, то для всякого носителя белого халата высшей степенью признания является статус врач высшей категории. Что это значит? - этим вопросом задаются многие пациенты, которые хотели бы получить более квалифицированное медицинское обслуживание.

    Как получить высшую категорию врача?

    • Наличие высшего профессионального образования;
    • Десятилетний стаж по профилю специальности;
    • Руководящая должность;
    • Высокий уровень теоретических знаний и практических навыков;
    • Наличие научных публикаций в авторитетных отраслевых изданиях;
    • Своевременное и успешное повышение квалификации;
    • Активное участие в жизни отечественного (мирового) научного сообщества или профессиональной врачебной ассоциации;
    • Владение методиками лечения и диагностики больных не только в своей, но и смежных специальностях;
    • Соответствие имеющейся квалификации требованиям, предъявляемым работникам высшей категории.

    Высший разряд может быть присвоен по истечении семи лет стажа для следующих категорий медицинских работников:

    Порядок заседания комиссии

    Решение о присвоении или лишении врачебной категории принимает аттестационная комиссия :

    1. Заседание ее назначается в течение 90 дней с того момента, как были зарегистрированы документы на прохождение квалификационного экзамена;
    2. Экспертная группа формируется по крайней мере за месяц до дня заседания на основании решения ответственного секретаря;
    3. Приглашенные эксперты проводят рецензию отчета относительно работы конкретного специалиста;
    4. Затем назначается дата проведения заседания с уведомлением специалиста, претендующего на более высокий профессиональный статус (или высылается отказ со ссылкой на соответствующие положения рецензии);
    5. Проверка медицинского работника осуществляется в письменной (тестирование) и устной (собеседование) формах;
    6. Тестирование считается успешно пройденным, если испытуемый ответил на 70% всех вопросов правильно;
    7. Собеседование проводится с участием профильных специалистов и затрагивает теоретические и практические знания;
    8. Решение о присвоении (отказе, лишении) квалификации принимается в ходе открытого голосования простым большинством голосов (при участии в голосовании не менее 2/3 членов комиссии);
    9. При провале испытания соискатель имеет право на второй шанс, но не менее чем через 12 месяцев.

    Что дает высшая категория врачам?

    Существует несколько причин, по которым медицинские работники могут быть заинтересованы в получении более высокой квалификации:

    1. Повышение престижа и уважения со стороны коллег и пациентов. Указание на высокое положение всегда отражается на бэйджах и табличках на кабинете;
    2. Высокий вес голоса в спорных или конфликтных ситуациях. Даже в случае оказания вреда пациенту в случае неудачной операции можно прикрыться своей квалификацией: случай был настолько тяжелым, что даже такой профессионал не справился;
    3. Прямая материальная заинтересованность. Прибавка к зарплате оказывается весьма весомой и может составлять, в зависимости от региона, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Иногда предоставляются так называемые «президентские надбавки» (5-10 тыс. руб.).

    Помимо привилегий счастливчика поджидают и подводные камни:

    • Повышение уровня ответственности;
    • Дополнительная черновая работа: необходимость заполнять кипы бумаг;
    • Необходимость делать каждые пять лет отчет по своей деятельности (труд, сравнимый по своему объему с дипломом вуза).

    Лишение медицинского статуса

    Решение о лишении статуса производится в том же порядке, как и его получение - в рамках заседания квалификационной комиссии. Основаниями для столь плачевного вердикта могут быть:

    • Врачебная ошибка - небрежность, проявленная при диагностике или лечении. В большинстве случаев провинившийся отправляется на курсы повышения квалификации. В особо тяжелых - возможна уголовная ответственность;
    • Систематическое нарушение врачебной этики (положений клятвы Гиппократа). В качестве доказательств рассматриваются жалобы коллег или пациентов;
    • Взяточничество . Именно это основание назвал глава Минздрава в качестве одного из основных;
    • Некомпетентность . Потеря профессиональной квалификации и отсутствие опыта работы на протяжении долгого времени.

    В случае лишения высшей категории возможны два варианта:

    1. С предоставлением другой категории, более низкой (первая или вторая);
    2. Без предоставления другого статуса.

    Известны случаи самоуправства со стороны главврачей, которые угрожают лишить категории без созыва комиссии. Подобное поведение подлежит преследованию в трудовой комиссии или судебном порядке.

    Какие категории у врачей выше?

    Врачебная карьерная лестница не исчерпывается понятиями разрядов, которые присваиваются за наличие у них опыта. Врач может быть не только практиком, но и ученым, вносящим вклад в теоретическую медицину.

    После года в интернатуре и пары лет в клинической ординатуре, молодой специалист может получить одну из следующих степеней:

    • Кандидат медицинских наук . Для получения этого звания дипломированному медику после окончания вуза и постдипломного образования необходимо еще три года отучиться в аспирантуре. Результатом обучения будет диссертация, посвященная актуальной теме в области медицины;
    • Доктор медицинских наук . По получении кандидатской степени врач может пойти дальше и попробовать в себя в докторантуре. Докторская диссертация представляется собой фундаментальный научный труд, написать под силу который немногим. Вот почему докторов медицины так мало - немногим более ста тысяч на всю страну. Получить это звание в молодом возрасте практически невозможно: в единичных случаях это удается в 32-33 года, но чаще всего это более поздние годы.

    Высокая зарплата, уважение со стороны коллег и карьерный рост. Примерно такая картина возникает в голове интернов при заветных словах «врач высшей категории». Что это значит в реальности, на собственном примере убеждаются более старшие коллеги: черновая бумажная работа, постоянный стресс и повышенная ответственность. Да и материальные выгоды весьма сомнительны, в условиях погони современного Минздрава за пресловутой «эффективностью».

    Видео про врача высшей категории

    В данном ролике доктор Владислав Рогачев расскажет, что нужно делать, чтобы перестать болеть: